Поэзия серебряного века. основные течения и взгляды на них

Введение

В
90-х годах XIX века русская культура пережила сильный подъем. Новая эра,
которая породила целый ряд писателей, художников, музыкантов и философов, была
названа «Серебряным веком». За короткий промежуток времени — на
рубеже XIX-XX веков — его назвали «Серебряным веком». — За короткий
промежуток времени — на рубеже XIX-XX веков — были сконцентрированы чрезвычайно
важные события в русской культуре, появилась целая плеяда мудрых личностей, а
также множество художественных объединений.

Серебряный
век» занимает особое место в русской культуре. Этот противоречивый период
духовных поисков и блужданий значительно обогатил все виды искусства и
философии и породил множество выдающихся творческих личностей. Возросший
интерес к созданию и развитию литературы XIX — XX не теряет своей актуальности
и сегодня.

Целью
работы является изучение русской литературы начала XIX — XX веков и определение
ее основных направлений и жанров.

В связи с поставленной целью можно сформулировать следующие цели исследования:

  • учитывать особенности русской литературы «Серебряного века», ее особенности
  • определить основные направления в литературе XIX-XX веков, их особенности и особенности

Начало
«Серебряного века» обычно относится к 90-м годам XIX века, когда
появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных
поэтов. Серебряный век» считается расцветом «Серебряного века» в
1915 году, в год его наивысшего подъема и конца. Социально-политическая
ситуация того времени характеризовалась глубоким кризисом действующей власти,
бурной и неспокойной атмосферой в стране, что требовало решительных перемен.
Возможно, именно поэтому пути искусства и политики пересекались. Подобно тому,
как общество напряжено в поисках путей к новому общественному порядку, писатели
и поэты пытались овладеть новыми художественными формами и выдвигать смелые
экспериментальные идеи. Реалистическое изображение реальности уже не
удовлетворяло художников, а в полемике с классикой XIX века утвердило новые
литературные веяния: Символизм, акмеизм, футуризм. Они предлагали разные
способы понимания существования, но каждый из них отличался необычной музыкой
стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя,
стремлением к будущему.

Эстрадники

В 1950-е годы в литературу вошло и новое поколение поэтов, чья юность пришлась на послевоенное время, — Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Р. Казакова, — их стих был ориентирован на ораторскую традицию. Продолжение этой традиции обусловливалось публицистической направленностью творчества молодых поэтов, поднимавших актуальные для своего времени вопросы. Именно этих поэтов современники называли эстрадниками. Годы «оттепели» были отмечены настоящим поэтическим бумом: стихи читали, записывали, заучивали наизусть. Поэты собирали спортивные, концертные, театральные залы в Москве, Ленинграде и других городах страны. Именно «эстрадники» впоследствии были названы «шестидесятниками».

Акмеизм в русской литературе

Акмеизм – литературное течение, характерное только для русской литературы. Этой уникальностью акмеизм ещё более интересен. В настоящее время интерес к акмеизму, возможно, тем и обусловлен, что с ним связаны судьбы и творчество поэтов-акмеистов, оказавших огромное влияние на поэзию ХХ века.

Заслуга акмеистов в том, что они нашли особенные, тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние души героя передавалось движением, жестом, перечислением вещей, которые порождали множество ассоциаций. Такая «материализация» переживаний характерна для многих стихов Анны Ахматовой.

Поэтический гений Ахматовой проявляется в выборе и размещении деталей, которые рождают смысловую глубину текста. Соседство деталей часто бывает неожиданным. Сообщениям о действиях и чувствах лирических героев сопутствуют описания природы или пространства города с его архитектурой, образы мировой литературы, упоминания о событиях истории, об исторических героях. По силе воздействия стихи Ахматовой являются действительно вершиной поэзии, и в них смысл названия «акмеизм» становится справедливым.

Имажинизм

Представители: С.А. Есенин, В.Г. Шершеневич, А. Мариенгоф, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и другие.

Имажинизм возник в Англии в первое десятилетие XX века. В Россию новое направление пришло после революции. Первый поэтический вечер имажинистов состоялся в январе 1919 года. На следующий день после этого была опубликована Декларация имажинистов.

Основоположником имажинизма, его ярым пропагандистом считается Вадим Габриэлевич Шершеневич. Он также критиковал футуризм — отчасти по личным, отчасти по политическим причинам.

Имажинизм отстаивает «образ как таковой». Само название восходит к английскому слову “image” — «картинка, образ».«Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов», — заявляют имажинисты в своей декларации. Любимым приёмом имажинистов была метафора.

Имажинизм оказался самым неустойчивым направлением литературы серебряного века и просуществовал весьма недолго.

История

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, и временны?е рамки этого периода составляют около тридцати лет.

О Серебряном веке

Поэты и писатели XIX века дали российской литературе большой толчок в развитии: они вывели её на мировой уровень и создали произведения, по сей день считающиеся самыми основными в истории русской литературы. Этот век называли Золотым веком; он закончился к началу XX столетия. Однако сама литература продолжала стремиться вперёд и принимала всё новые и новые формы, и за Золотым веком последовал Серебряный. Определение 1

Серебряный век — условное название периода в развитии русской поэзии, характеризующегося появлением большого количества поэтов и поэтических течений, которые искали новые поэтические формы и предлагали новые эстетические идеалы.

Серебряный век можно смело называть наследником века Золотого. Поэты конца XIX — начала XX века опирались на сочинения А.С. Пушкина и поэтов пушкинского круга, а также творчество писавших несколько позднее Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и Н.А. Некрасова.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Серебряный век русской литературы 430 руб.
  • Реферат Серебряный век русской литературы 230 руб.
  • Контрольная работа Серебряный век русской литературы 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Если с определением хронологических рамок Золотого века вопросов практически не возникает, то границы Серебряного века по-прежнему остаются размытыми. Большинство литературоведов сходится во мнении, что данная веха в истории русской поэзии начинается рубежом 80-90-ых годов XIX века, однако, когда она заканчивается — это вопрос спорный. Существует несколько точек зрения:

  • Некоторые исследователи полагают, что Серебряный век закончился с началом Гражданской войны (1918 год);
  • Другие считают, что Серебряный век закончился в 1921 году, когда погибли Александр Блок и Николай Гумилёв;
  • Третьи придерживаются мнения, что Серебряный век прервался приблизительно после смерти Владимира Маяковского, то есть на рубеже 1920-1930-ых годов.

Замечание 1

Важно понимать, что если понятие Золотого века применимо как к поэзии, так и к прозе, то говоря о Серебряном веке, мы говорим исключительно о поэзии. Название «Серебряный век» данная эпоха получила по аналогии с названием своего предшественника

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Поэты данной эпохи смело экспериментировали с литературными формами и жанрами, создавая абсолютно уникальные, не имеющие аналогов в истории русской литературы произведения. Творчество этих авторов образовало такие направления поэзии, как символизм, футуризм, акмеизм, имаджинизм и новокрестьянская поэзия. Многие исследователи говорят, что поэзию Серебряного века, ввиду исторических событий, разворачивающихся в то время в России, отличали острый кризис веры и недостаток внутренней гармонии.

Самыми известными поэтами Серебряного века являются Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Иван Бунин.

Философская и психологическая насыщенность бунинской лирики

Иван Алексеевич был поэтом, живущим на стыке двух эпох, поэтому в его творчестве отразились некоторые переживания, связанные с наступлением нового времени, тем не менее, он продолжал пушкинскую традицию. В стихотворении «Вечер» он доносит до читателя мысль, что счастье заключается не в материальных ценностях, а в человеческом бытии: «Я вижу, слышу, счастлив – все во мне». В других произведениях лирический герой позволяет себе размышлять о быстротечности жизни, что становится поводом для грусти.

Бунин занимается писательской деятельностью в России и за границей, куда после революции отправляются многие поэты начала 20 века. В Париже он чувствует себя чужим – «у птицы есть гнездо, у зверя ест нора», а свой родной край он потерял. Свое спасение Бунин находит в таланте: в 1933 году он получает Нобелевскую премию, а в России его считают врагом народа, но не перестают печатать.

Символизм

Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного подсознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

— отечественная — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;

— французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

Старшие символисты

— Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб, Н.М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.

— Московские символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт.

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Младшие символисты

А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Видео: Серебряный век русской культуры

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей. Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.

Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой. После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа. Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.

Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.

Заключение

Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечественной литературы яркими и запоминающимися произведениями.

Поделиться материалом

Популярные темы сообщений

  • Декабристы Отечественная война 1812 года, стала переломной точкой в истории Российской Империи, в некотором смысле. В результате изгнания Наполеона из России, были совершенны заграничные походы русскими войсками. Многие солдаты, офицеры,
  • Животные живого уголка Я очень люблю посещать живой уголок, там у нас много разных забавных животных. Нравится после школы бежать туда и наблюдать за ними, ухаживать, кормить и играть.
  • Красная панда Красная панда, известна также как малая панда или кошачий медведь, похожа на кошку. Хотя и является хищником, предпочитает растительную пищу мясу.

Серебряный век русской поэзии

Это период, временные границы которого начинаются с конца 19 века и оканчиваются концом Октябрьской революции (начало 20 века). Этот промежуток длился в общей сложности двадцать семь лет и совпал с расцветом эпохи модерна.

Определение «серебряный» вошло в обиход лишь только во второй половине двадцатого века, а в европейской культуре обозначенный период известен как «fin de siècle» («конец века»).

Понятие «серебряный» было сформировано под влиянием русской эмиграции, что совершенно не удивляет, так как многие великие умы покинули Россию после смены власти семнадцатого года.

Можно проследить аналогию с «золотым веком» так называемой пушкинской эпохой (первая треть девятнадцатого века). В сравнении с золотым, серебряный век символизирует упадок, деградацию и декаданс, так же в нем изобилуют стихи и поэмы о любви, но им присущ сильный эротизм.

Поэты вне течений.

Протест против символизма, закат которого наметился к концу первого десятилетия XX века, не ограничился только возникновением новых поэтических направлений и образованием многочисленных литературных групп. Он нашел свое выражение и в творчестве поэтов, не примыкавших ни к одному из течений, но придерживавшихся в своем творчестве ясности, простоты и прочности поэтического стиля.

Некоторые из них какое-то время принимали участие в деятельности отдельных групп, но не слились с ними и пошли, в итоге, собственным путем. Ведь для истинных поэтов любые течения, будь то символизм, футуризм или акмеизм, – только литературная школа, чья задача – утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить всю сложность окружающего мира.

Как писал А. Блок, “…поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, чем они подобны <…> Так как центр тяжести всякого поэта – его творческая личность, то сила подражательности всегда обратно пропорциональна силе творчества… Таким образом, в истинных поэтах, из которых слагается поэтическая плеяда данной эпохи, подражательность и влияния всегда пересиливаются личным творчеством…”.

Поэзию Серебряного века невозможно представить без упоминания имен И. Бунина, В. Ходасевича, М. Цветаевой, М. Волошина, М. Кузмина и некоторых других поэтов, чье творчество нельзя причислить ни к одному из течений модернизма. Так, воспитанный в атмосфере символизма, но вошедший в литературу на его излете, Ходасевич вместе с Цветаевой, как он сам писал в автобиографическом очерке “Младенчество” (1933), “выйдя из символизма, ни к чему и ни к кому не примкнули, остались навек одинокими, “дикими”. Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас приткнуть”.

Создатели такого глубокого пласта культуры, несомненно, являлись людьми энциклопедического знания и космического мироощущения. Максимилиану Волошину было свойственно вольное овладение наследием мировой культуры. Становление его художественной системы происходило на путях синтеза всех мировых достижений. В умении “все воспринять и снова воплотить” в нечто новое, свое – весь Волошин. При внешней близости Волошина к различным течениям и направлениям, он всегда шел “сквозь строй” чужих мнений “собою самим, не толкаясь”.

Увлечение русских символистов давно минувшим XVIII веком и любовь к стилизации нашли свое отражение в творчестве приверженца многих течений Михаила Кузмина. Так же легко улавливается отзвук эстетики символизма в изысканной поэзии молодой Марины Цветаевой.

В стихах Владислава Ходасевича, сочетающих традицию русской классической поэзии с мироощущением человека ХХ века, явственно звучит трагический конфликт свободной человеческой души и враждебного ей мира, стремление преодолеть разорванность сознания в гармонии творчества.

Особое место в русской лирике ХХ века занимает поэзия Ивана Бунина. Начав с лирических стихов, написанных под влиянием Фета, в позднейшем периоде своего творчества Бунин стал большим мастером поэтического слова и создавал прекрасные по форме, классически четкие стихотворения.

Время, отделяющее нас от литературной борьбы 1910–1920 гг., сделало несущественным разделение поэтов на литературные группы. Сегодня очевидно, что, последовательно постигая символизм, акмеизм, футуризм и прочие – измы, русская поэзия вырабатывала новый поэтический язык, адекватный мировосприятию современного человека.

Литературные направления 20 века

Главное направление литературы Серебряного века – это символизм. В диалоге и борьбе с ним возникают акмеизм и футуризм. Также в этот период отдельным направлением можно выделить имажинизм, но оно возникло уже в 1918 году. Поэтому литераторы спорят относительно того, был ли имажинизм частью Серебряного века или возник уже после того, как этот период закончился (его хронлогические рамки все же весьма условны).

Символизм

Хронологические рамки: 1890-ые гг. – 1910 г.

В конце XIX века в обществе набирали популярность прогрессивные идеи, критикующие устоявшийся уклад жизни россиян. Население все больше было недовольно действующим социальным делением и монархией в принципе, а потому в стране нарастали волнения. Творческой реакцией на это неспокойное время и моральный кризис стал символизм в литературе.

Изначально символизм возник во Франции, но русские авторы несколько его переосмыслили. Основные характеристики русского символизма:

  • размышления на тему глобальных философских вопросов;

  • материальный мир рисуется как маска, через которое прослеживается что-то потустороннее;

  • нет логического раскрытия темы, вместо него – символика чувственных форм;

  • общение к «тайным смыслам» через вещественный мир.

Среди поэтов 20 века, творивших в этом направления, выделяются «старшие» (прежде всего они обращались к эстетическому восприятию) и «младшие» (обращались к философско-религиозному восприятию) символисты. К «старшему» направлению относятся Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, к «младшему» — А. А. Блок, В. И. Иванов, А. Белый.

Футуризм

Хронологические рамки: 1909 г. – 1920-ые гг.

С 1909 г. в России начали появляться «поэты будущего». Им не нравилась предыдущая литературная эпоха. Ранее использованные художественные приемы они считали устаревшими и не подходящими для нового времени, в котором появились значимые достижения технического прогресса.

Основные характеристики литературного футуризма:

  • разрушение культурных стереотипов;

  • в нагромождении слов поэт выражает свои мимолетные и неуловимые ощущения;

  • отказ от синтаксиса и строфики;

  • появление новых слов;

  • схожесть с телеграфным текстом (ощущение, что стихотворение было надиктовано очень быстро – в этом выражалось стремление автора рассказать о своих сиюминутных и стремительно изменяющихся чувствах).

Также футуризм призывал к мировой революции. Обращения, с которым авторы высказывали свои позиции, нередко шокировали читателей.

Самые известные поэты-футуристы Серебряного века – это В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин.

Акмеизм

Хронлогические рамки: 1910 г. – 1940 г.

Акмеизм является практически полной противоположностью символизма. Поэты, которые работали в этом направлении, предпочитали ясный взгляд на мир, а туманные образы и символы были им чужды. Тем не менее, они не отрицали, что окружающая действительность может быть грубой» и не всегда приятной, но они все равно старались найти в ней что-то прекрасное.

Основные характеристики акмеизма:

  • отказ от мистики, призыв взглянуть на реальный мир;

  • принятие окружающей действительности такой, какая она есть;

  • поэтизация мира;

изображения человека настоящими эмоциями и чувствами, которые он испытывает.

Самыми яркими представителями акмеизма являются следующие русские поэты Серебряного века: А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам. Они также называли себя «адамистами», отсылая к библейской фигуре Адама – первого человека, давшего наименование всему, из чего состоял окружающий его мир.

Имажинизм

Хронологические рамки: 1918 г. – 1924 г.

Представители этого литературного направления считали, что главное – это создать в своем творчестве определенный образ, который будет необычным для читателям, шокирует его и даст ему возможность сформировать ясное представление о тех или иных вещах.

Основные характеристики имажинизма:

  • попытка разработать уникальную классификацию образов;

  • метафора – основа творчества;

  • эпатажные и анархические мотивы;

  • скандальные выходки авторов для привлечения внимания к своему творчеству.

Известные последователи имажинизма: Н. Д. Вольпин, С. А. Есенин, Г. Л. Владычина, А. Б. Мариенгоф.

Поиск вдохновения

Хорошие поэты стараются максимально эмоционально воспринимать окружающий их мир, чтобы затронуть как можно больше чувств в душе. Вдохновение можно черпать в яркости цветов, шуме дождя, полете птиц. Неслучайно так много стихотворений написано про природу. Кроме того, некоторые авторы умеют искусственно окружать себя такими условиями, в которых наиболее вероятно вдохновение. Например, Шиллер лучше писал стихи, чувствуя аромат порченых яблок, поэтому всегда держал их запас в кабинете.

Наконец, вдохновение может быть вызвано сильными впечатлениями и эмоциями. Перемена обстановки, путешествие, расставания и знакомства – все это обогащает поэта переживаниями, которые он превращает в стихи. Некоторые авторы специально создают себе как можно больше ситуаций, которые нормальный человек воспринимает как стрессовые. Стресс активизирует мыслительную деятельность, а в сочетании с яркими эмоциями это дает хорошую почву для вдохновения.

Футуризм

Представители: В.В. Маяковский, братья Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, А.Е. Кручёных, Е. Гуро, Б. Пастернак и другие.

Название восходит к латинскому слову “futurum”, что значит «будущее». Футуристы смело выступали за преображение мира, преображение литературы. Широко известен манифест футуристов — «Пощёчина общественному вкусу». Футуризм появился примерно в одно время с акмеизмом — например, манифест был опубликован в 1912 году.

Дерзость футуристических идей доходила до того, что они предлагали «сбросить с корабля современности» Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и многих других писателей-классиков золотого века. Также манифест футуристов призывал менять и обновлять существующий язык, привносить в него разнообразные новые слова. Например, Владимир Маяковский стал создателем новой формы стихотворения — «лесенкой». Более того, в творчестве того же В.В. Маяковского можно найти большое количество неологизмов и употреблений существующих слов в совершенно новых формах и склонениях. Слово у футуристов новое, громкое, смелое, но главное — звучащее.

Список литературы

  1. Азизян, И. А. Диалог искусств Серебряного века / И.А. Азизян. — М.: Прогресс-традиция, 2002. — 400 c
  2. Афоризмы Серебряного века. — М.: Паритет, 2009. — 256 c.
  3. Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. — М.: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), 2008. — 102 c.
  4. Воспоминания о серебряном веке. — М.: Республика, 2008. — 560 c.

Похожие рефераты:

  • Реферат на тему: Пути сохранения репродуктивного здоровья общества
  • Реферат на тему: Атмосфера Земли и Солнца — строение и состав
  • Реферат на тему: Клетка её строение и функции
  • Реферат на тему: Герои Великой Отечественной Войны
  • Реферат на тему: Математика в профессии повар
  • Реферат на тему: Франция
  • Реферат на тему: США Соединенные Штаты Америки
  • Реферат на тему: Галилео Галилей
  • Реферат на тему: Малые тела Солнечной системы
  • Реферат на тему: Вода в природе
  • Реферат на тему: Александр Сергеевич Пушкин
  • Реферат на тему: Алгоритм — понятие алгоритма
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: