Традиции критического реализма
Для поэзии В. Брюсова того времени характерно стремление к научному осмыслению жизни, пробужденный интерес к истории. А.М. Горький высоко ценил энциклопедические знания В. Брюсова и называл его самым культурным писателем России. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры.
Идеологические противоречия эпохи влияли (в той или иной мере) на отдельных писателей-реалистов. В творческой судьбе Л. Н. Андреева (1871 — 1919) они отразились в определенном отходе от реалистического метода. Однако реализм как направление в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских писателей продолжала интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьбы простых людей, важные проблемы общественной жизни.
Традиции критического реализма были продолжены и развиты в творчестве величайшего русского писателя И.А. Бунина (1870 — 1953). Его самые значительные произведения того времени — романы «Деревня» (1910) и «Сухая долина» (1911).
1912 год стал началом нового революционного энтузиазма в общественно-политической жизни России.
Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3-я Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.- эта группа «старших» символистов, стоявших у истоков направления. В начале 900-х годов возникла группа «младших» символистов — А. Белый, С. Соловьев, В. Иванов, А. Блок и др.
Платформа «младших» символистов основывалась на идеалистической философии В. Соловьева с его идеей Третьего Завета и прихода Вечной Женственности. В. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства — «…создать вселенский духовный организм», что произведение искусства — это изображение темы и явления «в свете грядущего мира», что связано с пониманием роли поэта как теурга, священнослужителя. Это, по мнению А. Белого, «соединение вершин символизма как искусства с мистицизмом».
Осознание того, что существуют «иные миры» и что искусство должно пытаться их выразить, определяет художественную практику символизма в целом, три принципа которого изложены в работе Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Это «…мистическое содержание, символы и расширение художественного импрессионизма».
Исходя из идеалистической предпосылки о примате сознания, символисты утверждают, что реальность, действительность — это творение художника.
Моя мечта и все пространства,
И все ряды,
Весь мир — это единое украшение,
Мои следы.
(Ф. Сологуб)
«Разбейте оковы мысли, оковы — мечты», — призывает Бальмонт. Призвание поэта — соединить мир реального с миром запретного.
Поэтическое объяснение символизма четко выражено в В. Стихотворение Иванова «Среди гор глухих».
И я подумал: «О, гениально! Например, этот рог,
Вы должны петь песню земли
чтобы пробудить другую песню. «Блажен, кто слушает».
И из-за гор раздался голос в ответ:
«Природа — это символ, как этот рог. Она
…звуки перекликаются. А эхо — это Бог.
Блажен тот, кто слышит песню и слышит эхо».
Символистская поэзия — это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ — это эхо, предложение, намек; он передает скрытый смысл.
Представители русского символизма
Представителей символизма в русской литературе принято делить на две группы. Это «старшие» и «младшие» символисты. К первым относят Д. Мережковского, З. Гиппиус, К. Бальмонта, В. Брюсова и Ф. Сологуба, ко вторым – А. Белого, А. Блока, В. Иванова, С. Соловьева, И. Анненского, М. Волошина и других авторов.
«Старших» и «младших» символистов разделял не только период, на который пришлось начало их творческого пути, но и разный взгляд на искусство. Различия между концепцией символизма «старших» и «младших» символистов я занесла в таблицу.
Концепция символизма «старших» символистов | Концепция символизма «младших» символистов |
Поиск тайн осуществляется в мире сокровенного «я», По словам В. Брюсова, секрет «нового искусства» заключается в осознании «глубокой мысли, что весь мир во мне». Во главе угла – самовыражение художника. Эгоцентризм (поэт – гений, теург, Бог) | Поиск тайн осуществляется в «туманной Вечности». Развивая учение В. Соловьева, младосимволисты ожидали воплощения в этом мире небесной мудрости и красоты, освобождения «мировой души» как женского начала из плена косной материи. Во главе угла – теологические и философские искания. Поэт – пророк, призванный помочь спасти человечество (в духовном плане) |
Искусство – возможность скрыться от обыденности в мир фантазий и глубинного «я» | Миссия искусства – спасение мира |
Искусство существует ради искусства (отсюда и давление формы над содержанием) | Искусство дает возможность приобщиться к религии и через нее обрести спасение |
Невозможность изменения реальности | Искусство может и должно изменять реальность |
Религиозно-мистическое содержание произведений | Религиозно-нравственное содержание произведений |
Концепция «старших» символистов опиралась на философию Ницше и Шопенгауэра, а «младших» символистов – на учение В. Соловьева.
Вкратце расскажу об основных представителях обоих течений русского символизма.
Символизм в России просуществовал менее четверти века. Для литературного направления это очень небольшой срок. Однако на дальнейшее развитие литературы творчество символистов оказало огромное влияние. Без него литература 20 века была бы совсем другой.
Символизм в искусстве
После литературы символизм распространился и на другие виды искусства, такие как: изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр.
Представители этого направления отказались от натурализма — они стали изображать своё субъективное представление реальности и эмоций. Это видение повлияло на развитие других направлений искусства XX века.
Символизм в живописи
С помощью символизма художник пытается выразить свои идеи и эмоции. Эти художники отвергали общепринятый натурализм. Они считали, что искусство должно отражать эмоции и идеи, а не строгую объективность реализма или импрессионизма.
«Маски, противостоящие смерти», художник Джеймс Энсор, 1888 г.
В этой работе художник придаёт черепу (смерти) и человеческим маскам жизненные качества. Смерть имеет главную роль, а вокруг неё маски, скрывающие пустоту духа. Яркие цвета наводят на мысль о причудливости.
«Плачущий паук», художник Одилон Редон, 1881 г.
Человеческое лицо паука с пустыми глазами говорит о пустоте желаний. Жизнь представляется паутиной из наших решений, которую мы сами плетём, но потом сами же в неё попадаем. Слёзы паука — символ его сожалений. А пустота фона символизирует поддельность жизни.
Символизм в русской литературе
Определение 1 Символизм – это одно из крупнейших течений в литературе (а также искусстве, живописи, музыке), характеризующееся экспериментаторством, новаторством посредством использования приемов недосказанности, тайны, загадочности.
Символизм как явление возник во Франции в конце девятнадцатого века, однако наиболее широкое распространение получил в начале двадцатого века. Его представителями за рубежом были: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Лотреамона.
Замечание 1
В русской литературе символизм возник в начале двадцатого века. Его представителями в России являлись: Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и многие другие.
Символисты считали целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. В России символисты разделились на два «лагеря»: старшие (З. Гиппиус, Д. Мережковский) – использовали символы религиозно-философского смысла. Они считали, что от всей мирской суеты, человек должен уйти в мир фантазий, иллюзий. Младшие символисты (А. Белый, А. Блок, Ф. Сологуб) ориентировались в своем творчестве на «особых» читателей, которые в процессе прочтения таковых произведений становились не просто читателями, а соавторами. Это объяснялось тем, что каждый читатель должен был по-своему понять и прочувствовать символистическое произведение. Читатель должен был после прочтения стихов разбудить в себе собственные мысли и восприятие данного произведения.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Символизм в русской литературе 410 руб.
- Реферат Символизм в русской литературе 240 руб.
- Контрольная работа Символизм в русской литературе 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В России символизм приобрел свои особенности, выделившие его среди других стран. К таковым особенностям можно отнести:
- Разделение символизма на еще два направления, определившие течение символизма в России.
- Использование средств выразительности не только литературного языка, но и простонародного. Использование как возвышенной, так и «низкой» лексики.
- Черты неясного смысла, когда читатель может додумать, что угодно. В этом случае, как уже говорилось выше, читатель является «соавтором» произведения.
- Использование вполне определенных и понятных символов, которые понимаются всеми одинаково.
Все эти особенности сделали русский символизм выделяющимся среди других стран, а также дали толчок к развитию дальнейшей литературы.
Явление символизма каждый объяснял по-разному. Наиболее признанной считается позиция известного политического деятеля тех времен Льва Троцкого о том, что символизм в России являлся попыткой к бегству в мир фантазий и иллюзий от жестокой и холодной реальности.
Использование символов, конечно, имело свою определенную цель и задачу. Возможно, явление символизма в России того времени и правда являлось попыткой бегства от реальности. Однако, неоспорим тот факт, что символизм внес неоценимый вклад в дальнейшее развитие русской литературы.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Философия
Символизм в культуре занимает двоякое положение. С одной стороны, он носит переломный характер (изменение прошлых норм и правил в искусстве), а с другой сам стал классикой, на которую до сих пор опираются многие творцы. Более того, его же нововведения были подвергнуты переоценке и критике акмеистами. Они пропагандировали естественность и простоту образа, отрицали насыщенность и непонятность символистских стихов. Это течение, в отличие от других, рассматривало не просто обыденную жизнь человека, а его сложные моменты и переживания, и обывателю не были близки эти темы. Кроме того, некоторые проявления течения смотрятся искусственно и слишком уж эстетично, поэтому некоторые художники и поэты не разделяли восхищения начитанных интеллектуалов и боролись за упрощение искусства.
Что касается наследия символизма, то здесь стоит отметить, что именно это течение принесло за собой новые идеи и образы. Оно сменило бесчувственный и прозаичный реализм. Каждый поэт старался смысл всего произведения поместить в какой-либо символ. Но его было не так просто найти и понять, поэтому такие игры со словом «были по вкусу» не многим.
К символистской поэтике принято относить:
- Знак, символ. В каждом произведении этого течения заложен незаурядный, подчас обескураживающий смысл. Чаще всего, он связан именно с символом. Читателю необходимо его найти и понять, разобрать и декодировать посыл автора.
- Элитарный характер. Символист обращается не ко всему обществу, а к избранным, способным понять идею и прелесть произведения.
- Музыкальный характер. Главная особенность произведений символизма — музыкальность. Поэты специально старались «насытить» свой материал повторами, ритмами, правильной интонацией и звукописью.
- Мифопоэтика. Символизм и миф объединяет то, что смысл всего произведения заключается в символе.
Советский поэт и писатель Андрей Белый утверждал, что символизм – это не просто течение. Это своеобразное миропонимание. Он черпал вдохновение у Фридриха Ницше, Иммануила Канта, Артура Шопенгауэра и Владимира Соловьева. На основе этого он строит «метафизику символизма», наполняя изящную форму глубоким философским смыслом. Творчество он считал новым мышлением, на его языке он общался с миром и постигал таинства идей, ранее не доступных человечеству, которое еще не открыло для себя символы, как универсальный язык.
Краткая биография В.Я. Брюсова (1873-1924)
Валерий Яковлевич Брюсов родился в Москве в купеческой семье, происходившей из крепостных крестьян Костромской губернии. Его отец был довольно образованным человеком: посещал вольнослушателем Петровскую сельскохозяйственную академию, был близок к народникам. Валерий Брюсов окончил московскую гимназию и в 13 лет уже понимал, что его будущее будет связано с поэзией. Самые ранние его стихотворные опыты относятся к 1881 г.; позже он начал писать и прозу (рассказы). После окончания гимназии Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета.
В. Брюсов в 1899 г.
На рубеже XIX-XX вв. Брюсов был одним из главнейших представителей символизма. Он был очень трудолюбив и эрудирован: его считали поэтом, историком, литературоведом, беллетристом, переводчиком, драматургом, теоретиком литературы, исследователем творчества Пушкина, он читал лекции по истории математики. Но в сознании современников и последующих поколений он был и остался прежде всего поэтом. Вопреки мистическим установкам символистов, поэтическое мышление Брюсова зрелых лет весьма реалистично. Для него характерен чеканный стих, разнообразие форм, постоянный поиск новых тем и средств художественной выразительности. Брюсов ввёл в русскую поэзию образ большого современного города со всеми его атрибутами. Ему была близка общественно-гражданская тема. Он принял и революцию 1905 г., и Октябрьскую революцию, встав на путь сотрудничества с советской властью. В 1919 г. вступил в Компартию, вёл большую культурно-просветительскую работу, руководил литературно-художественным институтом.
Дом, в котором жил В. Брюсов в 1910-1924 гг. Сейчас здесь музей Серебряного века
Важнейшие сборники стихотворений В. Брюсова:
«Tertia vigilia» («Третья стража»), 1897-1900 «Urbi et orbi» («Граду и миру»), 1900-1903 «Stephanos» («Венок»), 1903-1905 «Зеркала теней» (1912) «Семь цветов радуги» (1916) «Mea» («Спеши»), 1924.
В. Брюсов умер 9 октября 1924 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Особенности символизма в литературе
Символы создают глубину
Символ, как предмет, может иметь два смысла: прямой и переносный. Но именно последний вносит более глубокое значение в текст.
Понимание произведения через толкование символов
Символы переплетены с текстом, что вызовет интерес у читателя. Это заставит его попытаться понять символы, только после этого он сможет понять глубокий смысл и значение произведения, но и мысли писателя.
Творческие способности читателя
Он(а) проявляют своё собственное воображение, что делает произведение более запоминающимся. Одновременно это помогает человеку улучшить навыки чтения.
Универсальность смысла и величие темы и персонажей
За счёт символов смысл становится более глобальным и универсальным
Темы и персонажи превращаются во что-то более важное и значимое чем сама жизнь
Символизм
Представители: К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, А.М. Ремизов, В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, Д. С. Мережковский и другие.
Изначально символизм в литературе зародился во Франции в 1880-е годы. Однако в Россию пришёл в последнее десятилетие XIX века и имел свои особенности. Одна из главных черт русского символизма — дуализм, то есть двойственность. Есть материальный, вещественный мир, а вместе с ним одновременно существует мир символов, знаков, потайных смыслов. Дуализм также выражается символистами с помощью двойной композиции произведений.
Символизм не обращается к логике, к познанию, он предпочитает чувственное восприятие. Символисты не только вкладывали свой смысл в те или иные образы, но и переосмысляли уже существующие общепринятые символы и знаки. Так, например, благодаря символизму в литературе появились такие жанры, как религиозная поэма, символически трактованная легенда.
Мир, создаваемый символистами, — это мир абстракции, символов, фантазий, неопределённости. Слово у символистов — символ.
Символизм в России
Период существования — 1890 — 1910-е гг.
Как литературное течение, символизм в России появился в 1892 году, когда Дмитрий Мережковский выпустил сборник ( в последующем его признали как манифест) «Символы. Песни и поэмы». Именно в этом сборнике наблюдается острое религиозное чувство, необычайное и незамеченное ранее ощущение «мистической тайны бытия». Еще одним манифестом символизма принято считать лекцию того же Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» ( Главная идея лекции — необходимость соединить религию с искусством). В ней он также обозначил признаки нового искусства, утверждая, что мистическое содержание и символы помогут расширить восприятие читателей и русскую словесность в целом. Его манифесты не только произвели фурор, но и получили поддержку в лице многих литераторов. Таким образом символизм получил развитие и приобрел некую долю популярности в России.
К началу 20 века появляется лидер символистов — Валерий Брюсов. Он основал концепции символизма, опираясь на философию Канта и идеи А.Шопенгауэра. Брюсов считал, что главное в искусстве — выражение личности художника.
Поэты, которые выступали со своими произведениями в 1890-х г., основали единый кружок символистов. Многие из них в последующем стали представителями «старосимволистов». Те поэты, которые вошли в данное течение в 1900-х г., стали представителями «младосимволистов».
Два потока символизма в России:
«Старшие символисты» (Дата возникновения: первая половина 1890 гг.). Представители «старосимволистов»: Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Федор Сологуб (Тетерников).
Иннокентий Анненский
Валерий Брюсов Зинаида Гиппиус
«Младшие символисты» (Дата возникновения: 1900- е годы). Представители «младосимволистов»: Андрей Белый (Борис Бугаев), Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский).
Андрей Белый
Александр Блок Вячеслав Иванов
На содержание символизма в России также заметно повлияла философия Владимира Соловьева. Образ Святой Софии, воспетый Соловьевым, и послужил источником вдохновения для символистов. Его Святая София — это одновременно ветхозаветная премудрость и идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Дума. Культ Софии с большой трепетностью восприняли А. Блок и А. Белый. Александр Блок называл Софию Прекрасной Дамой, а псевдоним Белого (Бугаева) предполагал посвящение Вечной Женственности.
Печатные издания символистов в России
В введении символистов ( или только печать их произведений) были печатные издания: журналы «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», издательства «Скорпион», «Оры».
Журнал «Аполлон»
Журнал «Весы»
Черты и особенности символизма:
- отражение действительности через символы;
- идея о двух мирах (реальном и потустороннем);
- разработка звукописи как особого поэтического приема;
- религиозные искания;
- постижение мира посредством мистики.
https://youtube.com/watch?v=EMe4l-SvpCE
«Старшие» символисты
В России это литературное направление заявило о себе в конце 1890-х годов. В Москве у истоков символизма стоял Валерий Брюсов, а в Петербурге — Дмитрий Мережковский. Однако самым ярким и радикальным представителем ранней школы символизма в городе на Неве являлся Александр Добролюбов. Особняком и отдельно от всех модернистских группировок создавал свой поэтический мир еще один русский поэт-символист — Федор Сологуб.
Но, пожалуй, наиболее читаемыми, музыкальными и звучными в то время были стихи Константина Бальмонта. В конце 19-го столетия он отчетливо заявил о «поиске соответствий» между смыслом, цветом и звуком. Аналогичные идеи встречались у Рембо и Бодлера, а впоследствии у многих русских стихотворцев, таких как Блок, Брюсов, Хлебников, Кузмин. Бальмонт этот поиск соответствий видел главным образом в создании звуко-смыслового текста — музыки, рождающей смысл. Поэт увлекся звукописью, начал использовать в произведениях красочные прилагательные вместо глаголов, в результате чего создавал, как считали недоброжелатели, почти лишенные смысла стихи. Вместе с тем это явление в поэзии привело со временем к формированию новых поэтических концепций, среди которых мелодекламация, заумь, звукопись.
Неоднородность русского символизма
Символизм в литературе наступившего серебряного века не был явлением внутренне однородным. В начале 90-х годов в нем выделяется два течения: старшие и младшие поэты символисты. Признаком старшего символизма был свой особый взгляд на общественную роль поэзии и на ее содержание.
Они утверждали, что данное литературное явление стало новым этапом в развитии искусства слова. Авторы были менее озабочены самим содержанием поэзии и полагали, что она нуждается в художественном обновлении.
Младшие представители течения выступали приверженцами философско-религиозного понимания окружающего мира. Они противостояли старшим, а сходились лишь в том, что признавали новое оформление русской поэзии и были неотделимы друг от друга. Общие темы, образы объединяли критическое отношение к реализму. Все это делало возможным их сотрудничество в рамках журнала «Весы» в 1900 годах.
Русские поэты по-разному понимали цели и задачи русской литературы. Старшие символисты считают, что поэт творец исключительно художественной ценности и личности. Младшие толковали литературу как жизнестроение, они верили в то, что мир, изживший себя, падет, а на смену ему придет новый, построенный на высокой духовности и культуре. Брюсов говорил, что вся предшествующая поэзия была «поэзией цветов», а новая отражает оттенки цвета.
Прекрасным примером отличий и сходства русского символизма в литературе рубежа веков стало стихотворение В. Брюсова «Младшим». В нем он обращается к своим оппонентам младосимволистам и сокрушается о том, что никак не может увидеть той мистики, гармонии и возможностей очищения души, в которые они так свято верят.
Важно! Несмотря на противостояние двух ветвей одного литературного направления, всех символистов объединяли темы и образы поэзии, их стремление уйти от реализма
Новая школа
Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.
Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.
Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:
Отличительным признаком первых считался особый взгляд на содержание и роль стихотворений в обществе. По их мнению, образ символизма возник из-за развития словесного искусства. Содержание поэзии волновало их не так сильно, как ее художественное оформление.
Младосимволисты основывали свои взгляды на философских и религиозных трудах, в этом они расходились со старшими. Но была и общая черта — поэзия получила новое оформление. Благодаря одинаковым темам и образам поэты критически относились к реализму. В 1900-х годах оба направления тесно сотрудничали в рамках журнала «Весы». Здесь печатали стихотворения и их анализ.
Поэты по-разному воспринимали литературные цели. Если старшие считали писателя творцом только в художественной сфере, младшие выступали за изменение всего мира. Как говорил Брюсов, раньше была поэзия цветов, а теперь стало искусство оттенков. Хорошим примером отличий в разных течениях служит его стихотворение под названием «Младшим». В нем поэт обращается к противникам и расстраивается из-за того, что не видит мистики и гармонии, о которой они толкуют.
Особенности ритмики и тропов, используемых символистами
Поэты-символисты считали музыку высшей формой искусства. Они стремились к музыкальности своих стихотворений. Для этого использовались традиционные и нетрадиционные приемы. Традиционные они совершенствовали, обращались к приему эйфонии (фонетическим возможностям языка). Она у символистов использовалась с целью придать стихотворению особую декоративность, живописность и благозвучие. В их поэзии звуковая сторона доминирует над смысловой, стихотворение сближается с музыкой. Лирическое произведение намеренно насыщается ассонансами и аллитерациями. Напевность – главная цель создания стихотворения. В своих творениях символисты, как представители серебряного века, обращаются не только к фонетике, но и к исключению переносов в строках, синтаксическому и лексическому членению.
Активная работа ведется и в области ритмики стихотворения. Символисты ориентируются на народную систему стихосложения, в которой стих был более подвижным и свободным. Обращение к верлибру, стихотворению, не имеющему ритма (А.Блок «Я пришла румяная с мороза»). Благодаря экспериментам в области ритма были созданы условия и предпосылки для реформы стихотворной речи.
Важно! Музыкальность и напевность лирического произведения символисты считали основой жизни и искусства. Стихи всех поэтов того времени своей напевностью очень напоминают музыкальное произведение
Серебряный век. Часть 1. Символисты.
Литература Серебряного века. Символизм. К.Бальмонт.