Принципат в древнем риме: новый государственный и общественный строй

Специфика бюрократической системы

Для принципата как общественно-политического строя было характерно если не полное отсутствие, то минимальное количество разного ранга чиновников. От республики Римская империя унаследовала уникальную для античной эпохи систему назначения на административные должности простолюдинов, принадлежавших той или иной знатной персоне, занимающей руководящий пост. Чем выше было положение господина во властной иерархии, тем больше невольников он мог привлечь для выполнения своих государственных обязанностей.

В провинциях сохранялась система местного самоуправления, установленная еще в полисные времена в виде совета декурионов, считавших свою работу почетным долгом и не получавших жалованья из имперской казны, которая, к слову, наполнялась за счет внушительных налогов с периферии. Срок службы высших администраторов был минимален, а сами они зачастую не обладали ни нужными знаниями, ни достаточной компетенцией. Они редко вмешивались в деятельность органов городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем.

Законодательная инициатива по-прежнему принадлежала магистратам. Сенат имел право проводить судебные разбирательства, хотя это не означало, что он главенствует в этой сфере. Император сам решал, как поступить с тем или иным гражданином, нарушившим закон.

Армия, которая раньше по определению не могла быть частной, становится профессиональной, чему способствовали добровольная основа, продолжительность срока служба и достойное жалованье.

Реформы основоположника принципата позволили Риму за короткий срок превратиться в мегаполис с миллионным населением. Экономический подъем и улучшение качества жизни подданных стали возможны благодаря:

  • прекращению войны;
  • упорядочению управления;
  • отмене откупной системы;
  • делению городов на районы;
  • повсеместному строительству дорог.

Полномочия правителя

Вникнув в суть понятия «принцепс» и кратко ознакомившись с его характеристикой, становится понятно, что этот древнеримский титул не является олицетворением абсолютизма, как это кажется на первый взгляд. Носитель власти выступает в роли слуги единственного суверена — народа. В раннюю эпоху принципата полномочия главы Римской республики не выходили за конституционные рамки. Правитель, как и рядовые граждане, подчинялся букве закона.

В обязанности принцепса входило назначение членов коллегии. Ни одно ее решение не принималось без его ведома. Народное собрание существовало исключительно для рассмотрения общественных вопросов столицы. Сенат был реорганизован в совещательный орган при дворе. После того как Август сложил с себя полномочия триумвира, из сферы его контроля исчезли провинции, однако после длительных уговоров он сохранил проконсульский империй, распространявшийся на Сирию, Испанию и Галлию.

Установление принципата стало возможным благодаря наделению императора широким кругом полномочий. Он мог беспрекословно совершать следующие действия:

  • созывать сенат и председатель­ствовать в нем;
  • создавать чиновничий пул;
  • формировать собственную казну;
  • командовать войсками;
  • объявлять войну и заключать международные договоры;
  • вершить уголовное, гражданское и жреческое правосудие.

Общественный строй

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций — завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:

1.нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;

2.сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;

3.провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов

Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, — широкое распространение получают пекулий и колонат.

Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II-III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб. Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и «варвары», селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Усиление власти императора

Для эпохи принципата в Древнем Риме характерно постепенное укрепление позиций верховного правителя. Он завел собственную казну и с тех пор свободно ею распоряжался без участия сената. Кроме того, сенаторы лишились своего былого участия в формировании армии. Например, в начале 1 века н. э. в провинциях находилось всего по одному легиону регулярной армии, в то время как Октавиан мог вмешиваться в назначение командующих и их наместников. Принципат и доминат в Древнем Риме – это два этапа в истории империи данного государства. Для обоих этапов характерно постепенное усиление монархической власти. Изменению подвергся порядок избрания магистратов. Поначалу правитель просто назначал на данные должности своих сторонников, а неугодных ему лиц смещал. Затем он стал выдвигать кандидатуры лиц, а народ их одобрял. Кончилось же все тем, что император стал просто назначать магистратов, что подорвало самоуправление. Впрочем, был сохранены плебисциты – голосования по законопроектам.

Расцвет и упадок республиканской формы правления в Древнем Риме

В VI–IV вв. до н. э. в римском обществе продолжалась социальная дифференциация среди свободного населения. В 494 г. до н. э. плебеи добились от патрициев права ежегодно избирать своих представителей – народных трибунов (защищали плебеев от притеснений со стороны патрицианских магистратов). В IV в. до н. э. завоевание новых территорий привело к резкому увеличению количества рабов и заметному возрастанию их роли в сельском хозяйстве и ремесле. В I в. до н. э. римское гражданство получили италики (свободные жители итальянских полисов, подчиненных Риму).

Центральные органы государственной власти.

1. Народные собрания были полномочны выносить решения имевшие юридическую силу. Главный вид народных собраний – центуриатные комиции: принимали законопроекты, организовывали выборы высших магистратов (консулов, преторов, цензоров), обладали судебными полномочиями.

2. Сенат: его члены в начале республики назначались консулами, а с IV в. до н. э. – цензорами (специальными магистратами). Формально сенат считался совещательным органом при магистратах: утверждал законы, принятые народным собранием, и заведовал финансами. В случаях вторжения врагов или внутренних беспорядков сенат выносил решение об утверждении диктатуры и предоставлении чрезвычайных полномочий специальному должностному лицу (экстраординарному магистрату) – диктатору. С сер. V в. до н. э. в состав сената были допущены плебеи.

3. В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять Римское государство и от его имени принимать судебные и управленческие решения. Принципы организации и деятельности магистратур: выборность, коллегиальность, срочность осуществления полномочий, ответственность перед народом безвозмездность исполнения государственной службы. Виды магистратов: обладающие высшей властью (империум) (консулы и преторы) и не обладающие такими полномочиями.

Военную службу должны были отбывать все полноправные граждане, обладавшие при этом достаточным количеством имущества. В V в. до н. э. была произведена реформа Фурия Марка Камилла. Воинам было установлено жалованье; расположение в строю определялось теперь не имущественным положением, а опытом и выучкой. Армией командовали консулы. Консул Гай Марий в 107 г. до н. э. заменил добровольческую армию на наемную: жалованье раздавал полководец. Возникла почва для военной диктатуры, которую и установил Сулла в 82–79 гг. до н. э.

Судопроизводство по уголовным делам осуществлялось консулами (позже – также преторами). По закону Валерия, смертные приговоры, выносимые консулами в пределах городской черты, могли обжаловаться в центуриатные комиции. В провинциях вершили суд проконсулы и пропреторы (административные чиновники, назначенные из Рима).

I в. до н. э. – период политической нестабильности: сменяли друг друга триумвираты и диктаторы В 27 г. до н. э. республика пала, установился принципат Октавиана, он получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, стал Августом (святейшим) и понтификом (верховным жрецом).

Другие перемены

Помимо перечисленных мер, Август повысил имущественный ценз для получения должности сенатора. Также он изменил систему кворума. Отныне для каждого типа заседаний устанавливалось определенное количество участников, а за отсутствие вводились высокие штрафы. Также он пытался улучшить посещаемость заседаний сената, однако ему так и не удалось достичь своей цели. Но, пожалуй, самой главной переменой стало то, что в результате упразднения должности цензоров статус сенаторов становился пожизненным. Это привело к тому, что его состав перестал меняться и обновляться, что способствовало подрыву его влияния в римском обществе и способствовало усилению власти императора. Последний запретил им покидать страну, что также ограничивало их деятельность. Итак, при Августе влияние сената на внешнюю политику, управление и финансовую сферу существенно ослабло.

Хронология истории Древнего Рима, общая характеристика

  1. Царский период (754/753 — 510/509) — Рим является государством небольшого размера и влияния, ограничиваясь территорией проживания коренного племени области Лация — латинов.
  2. Римская республика (510/509 — 30/27 гг. до н.э.) — расширяется территория государства в результате проведения множества военных кампаний. В свою очередь период делится на:
    1. Раннюю Республику (509 — 264 гг. до н.э.). Плебс добивается равноправия в управлении государственными делами. Государству удается укрепиться и объединить народ, что позволяет провести обширные завоевания.
    2. Среднюю Республику (264 — 133 гг. до н.э.). В том числе, Золотой век Республики (200-133 гг. до н.э.). Проходит ряд реформ, в том числе земельной. Создаются колонии в провинциях. Нарастают гражданские конфликты, войны, бунты и недовольство многочисленных рабов. Потребность в коренном изменении государственного строя.
    3. Позднюю Республику (133 — 27 гг. до н.э.). Стала этапом подготовки к Римской империи и заложению соответствующих монархических основ.
  3. Римская империя (30/27 до н.э. — 476 гг. н.э.) — владычество римлян над другими народами и их территориями. Название происходит от imperium romanum — термина, который обозначал управляемые самым принцепсом области. Сенат в лице сенаторов имели право управления отдельными, наименее подверженными восстаниям провинциями (т.н. сенатскими), куда назначались наместники — Африка, Италия, Македония, Сицилия, Кипр, Понт и др. Период делится на:
    1. Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 до н.э. — 235 г. н.э.). Принцепс — «первый среди граждан», черпает власть из авторитета. Его решения приравниваются к постановлениям Сената. Поочередное правление нескольких династий. Золотой второй век под эгидой династии Антонинов (5 хороших императоров), где страна достигает наибольшего размера (при Тициане) и относительного спокойствия. Приход других династий, развитие кризиса.
    2. Кризис (235 — 284 гг. н.э.). Финансовая смута, возрастание налогообложения. Упадок ремесла и сельского хозяйства.
    3. Поздняя Римская империя. Доминат (284 — 476 гг. н.э.). Выход страны из кризиса под предводительством Диоклетиана. Принятие Римом христианства. Разделение правлений между потомками императоров. Окончательное деление империи на две (Западную и Восточную) в 395 году. Кризис Западной империи, нескончаемые набеги варваров, гуннов и готов. Захват Рима в 410 и 455 вестготами и вандалами. Образование новых независимых государств не из римлян. Распад Западной империи и ее упразднение в 476 году скиром Одоакром.

Третья Гражданская война

После гибели Цезаря вновь вспыхнула борьба за власть. Среди основных действующих лиц были давний сподвижник Цезаря – Марк Антоний и его приемный сын и наследник Гай Октавий, принявший имя Гай Юлий Цезарь Октавиан. На время они объединили свои силы и привлекли к союзу еще одного цезарианца – Лепида. Союзники захватили Рим и развязали жесточайший террор. В проскрипционные списки они внесли и политических врагов, и тех, к кому питали личную ненависть, и просто богатых граждан. Одним из первых погиб Марк Туллий Цицерон, которого называли самым величайшим и непримиримым противником Цезаря. Спустя несколько лет Антоний и Октавиан покончили с войсками республиканцев.

Бюст Цицирона

Однако мир, установленный в 39 г. до н.э., оказался недолгим. Пути триумвиров разошлись. Главной целью Антония стало завоевание Парфии, в чем он рассчитывал на финансовую поддержку египетской царицы Клеопатры. Сближение с Клеопатрой и женитьба на ней оттолкнули от Антония даже его близких друзей. Римляне сочли такое поведение недопустимым для римского гражданина. Война между былыми союзниками началась с поражения Антония в морском сражении при мысе Акциум и закончилась, когда Октавиан захватил Египет. Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, а Египет последним из всех государств Восточного Средиземноморья был присоединен к Риму.

Предпосылки появления принципата

Период с III до конца I вв. до н.э. история Древнего Рима переживала глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, которые привели к созданию принципиально нового государства.

Многочисленные победоносные сражения стали причиной появления в стране огромного количества рабов и финансовых влияний, благодаря которым стало возможным бурное развитие экономики, культуры и общественных отношений.

Рис. 1. Укрепление римского государства.

Республиканские государственные аппараты перестали удовлетворять потребности державы, которая стремительно расширяла свои территории. Они были эффективны во время существования города-полиса, но зарождающаяся империя нуждалась в иной форме общественного управления и контроля.

Диктатура Цезаря

Еще в ходе борьбы с Помпеем и его сторонниками Цезарь был провозглашен диктатором, а в 45 г. до н.э. стал пожизненным диктатором и сосредоточил в своих руках все верховные магистратуры: цензора, народного трибуна, высшую религиозную (понтифик) и высшую военную власть империум вместе с титулом императора.

Императором со времен ранней Республики легионеры могли провозгласить победоносного полководца, после чего сенат, как правило, присуждал ему в качестве награды триумф. Сразу после триумфа полководец слагал с себя императорский титул. Цезарь стал первым, кто не сложил его, а прибавил к своему имени, начав именоваться «императором Гаем Юлием Цезарем». Соединив в своих руках все высшие гражданские, религиозные и военные магистратуры, Цезарь не просто стал единоличным правителем, как в свое время Сулла, но фактически превратился в монарха. Его изображение чеканили на монетах, а сам он получил титул «отец отечества». Пройдет немного времени, и само имя Цезарь превратится в титул, который будут использовать все римские иператоры.

Триумф. Барельеф на колоне Траяна. Рим

Чтобы ослабить сенат, Цезарь ввел в него массу преданных, но малозначительных людей из числа своих офицеров и вольноотпущенников. Магистратов он поставил под свой контроль, получив право рекомендовать, а на самом деле назначать половину кандидатов на должности.

Опорой власти Цезаря стали новые колонии для ветеранов, города в Испании, территории Галлии и других провинций, получившие римское гражданство. В провинциях Цезарь отменил систему откупов и передал сбор налогов местным властям, а некоторые территории и вовсе освободил от налогов. При этом военная власть над провинциями была в руках верных людей, назначенных Цезарем.

Из всех реформ Цезаря самым долговечным стало введение юлианского календаря, который заменил собой старую и неудобную римскую систему счисления лет.

«И ты, дитя!»

Казалось, что личные качества Цезаря и его успешная деятельность по восстановлению порядка в государстве сделают его власть прочной. Однако новшества, выгодные одним, порождали недовольство других. Всадники обвиняли правителя в уменьшении доходов от провинций, беднота – в сокращении хлебных раздач. Сенаторов возмущало резкое уменьшение их реальной власти. Разные группы недовольных, объединенные общим чувством, опасались, что Цезарь станет царем. Возник заговор.

Среди заговорщиков оказались даже те, кто поддерживал Цезаря многие годы. Возглавляли заговор Кассий и Марк Юний Брут, считавший себя потомком древнего Брута – основателя Римской республики. Цезарь любил Брута как своего сына, простил ему поддержку Помпея и осыпaл его благодеяниями. В Риме упорно ходили слухи, что Брут – сын Цезаря.

Марк Юний Брут

Заговорщики решили убить Цезаря в мартовские иды (15 марта) 44 г. до н.э. во время заседания сената. Цезарь получил немало предупреждений о заговоре, но пренебрег ими. Когда он занял свое место в сенате, заговорщики окружили его и начали наносить удары мечами. Не участвовавшие в заговоре сенаторы, оцепенев, не сделали ничего, чтобы спасти Цезаря. Сам он уворачивался, пока не увидел Марка Брута, занесшего над ним меч. Тогда со словами: «И ты, дитя!» – Цезарь закрыл свою голову тогой и подставил тело под удары. Всего на теле Цезаря было 23 раны – по числу активных участников заговора.

Все формы правления и государственной власти в сравнительной таблице

Не сразу в стародавние времена образовались государства. Далекие предки сначала объединялись в группы, где между племенами не было четких территориальных разделений, а вожди, старейшины обладая авторитетом, руководили жизнью общин. Шли столетия, формы правления менялись из-за увеличения количества людей, обострения внутренних взаимоотношений. С целью поддержания порядка создавались законы, вводились наказания, устанавливались границы. Постепенно, чтобы управлять обществом, появилась централизованная власть. Постепенно сформировались государства с разными политическими курсами. 

В представленной таблице указаны основные формы устройства современных государств.

Наименование Главенствующий орган Страны
Президентская республика. Президент является главой правительства и принимает решения. США, Аргентина, Бразилия, Уругвай, Панама.
Парламентская республика. Премьер-министр считается главным лицом в стране. Индия, Австрия, Италия, Германия, Финляндия
Смешанная республика. Президент единолично формирует правительство. Веймарская (1919-1933) Украина, Румыния, Литва, Франция.
Конституционная монархия. Власть монарха ограничена конституцией. Законодательная и исполнительная власть принадлежат парламенту/правительству. Бельгия, Великобритания, Швеция, Япония, Голландия.
Абсолютная монархия. Монарх обладает неограниченной властью, несмотря на работу правительства. Бруней, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты.
Теократическая монархия. Папа Римский является духовным лицом и стоит во главе государства. Ватикан.
Унитарное государство. Единые для всей страны органы власти. Центральному правительству подчинены административные единицы. Самоуправляющиеся образования отсутствуют. Греция, Венгрия, Болгария, Андорра, Беларусь.
Федеративное государство. Федеративные единицы вправе формировать собственную конституцию, законодательные, исполнительные органы. Есть самоуправляющиеся образования. Нигерия, Россия, Канада, Бельгия, США.

Таблица 1. Формы устройства современных государствДроттнингхольм, резиденция королевской семьи, Швеция

Большинство политических курсов основываются на конституции, принятых социально-экономических и прочих законных положениях. Статьи определяют ключевые аспекты жизни страны и общественного строя в целом. Актуальные формы правления государства оказывают существенное влияние на структуру институтов власти и расклад внутриполитических сил. От государственного строя зависят действия предпринимаемые империями, державами на международной арене.  

Согласно историческим летописям несложно прийти к выводу, как сформировались институты власти:

  • Теократия. Наиболее древняя форма правления, при которой могущество над людьми даровалось высшими силами.
  • Завоевание. Сильные племена подчиняли слабые общины.
  • Создание договора. Определенный круг людей добровольно ограничивал себя в правах с целью достижения порядка в обществе.
  • Классовая. Доктрина известного политического журналиста Карла Маркса предполагает классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Феодалы, рабовладельцы создали государства, чтобы обезопасить себя от низших сословий.

Военные действия

В целом, государственность считается одним из наиболее значимых триумфов древних цивилизаций. Государственные образования позволили развить: материальную культуру, науку, медицину, законы, социально-экономические взаимоотношения, что обеспечило возможность эффективного труда и общественного роста.

После Петра I

Абсолютизм продолжал укрепляться, находя широкую поддержку дворянства. 60-80 годы ХVIII в. прошли под знаком «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. При ней становится популярным «географический аргумент», обосновывающий самодержавие как единственно приемлемую форму правления для страны таких масштабов, как Россия. Ей удалось приспособить к условиям России идеи просветителей. Она создала «Наказ Комиссии о сочинении нового Уложения». Он был написан самой императрицей в 1764—1766 гг., но представлял собой талантливую компиляцию трудов правоведов и философов ХVIII в. Благодаря Наказу, в России осуществилась правовая регламентация самодержавия.

Д. Левицкий «Екатерина II — законодательница в храме Правосудия»

Главной задачей Екатерины II стала разработка комплекса правовых норм, обосновавших то, что монарх является «источником всякой государственной власти».  Идея просвещения людей вообще, идея прогресса как движения от дикости к цивилизации превратилась в идею воспитания «новой породы людей», просвещения общества, подданных просвещенного монарха.

Екатерина считала, что закон пишется не для монарха. Единственным ограничением его власти могут служить его же высокие моральные качества, образованность. Просвещенный монарх не может поступать как неотесанный тиран или капризный деспот.

Екатерина II стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности. Ко времени правления Екатерины шел процесс образования сословий. Создать сословный строй в России, связать его с самодержавием — такую задачу поставила перед собой Екатерина в начале своего царствования. Реализовать эти идеи предполагалось с помощью единственного рычага — государства.

Наказ Екатерины II

Но в екатерининское время по мере расширения империи на запад и юг эта политика становилась имперской: отражала устойчивый комплекс имперских идей властвования над другими народами. Речь идет не о политике, обращенной во внешний мир, а о политике внутри многонациональной империи. Сутью ее становятся три принципа: русификация, централизация и унификация, а также насильственное распространение православия.

Вся Россия получила единую систему местного управления, построенную на основе строгого централизма и бюрократизации. При большой веротерпимости православие являлось государственной религией.

В первой половине ХIХ в. российский абсолютизм отличался частой сменой внутриполитических курсов, параллельности в проведении консервативных и либеральных мероприятий, частых реорганизациях разных звеньев государственного аппарата, юридическом обосновании крепостного строя. К середине 40 годов XIX в. выяснилась безрезультативность этих попыток. Царизм, проведя реформы 60-70 гг. XIX в. продлил и свое существование. В пореформенное время абсолютизм сохранил многие черты организации и деятельности государственного аппарата крепостнической эпохи. Изменения коснулись главным образом состава бюрократии.

Абсолютизм в России был ликвидирован 2 марта 1918 г. в результате Февральской революции и отречения от престола Николая II.

Вторая гражданская война

К концу Галльской войны триумвират распался: Красс погиб во время войны с парфянами, а Помпей, который, как и Цезарь, стремился к единоличной власти, перешел на сторону оптиматов. Действия сената и Помпея заставили Цезаря открыто выступить против них. В 49 году до н.э. со словами: «Жребий брошен!» – он перешел реку Рубикон, являвшуюся границей между Италией и Галлией, и во главе одного легиона направился к Риму. Так началась вторая гражданская война (49–44 гг. до н.э.), в которой столкнулись Цезарь и Помпей.

Египетская статуя Клеопатры из базальта

Милосердие Цезаря, который отпускал без каких-либо условий пленных оптиматов, не применял террора и проскрипций, обеспечило ему поддержку в Италии. Оно же помогало ему пополнять свои силы за счет солдат легионов Помпея. Цезарь разбил войска сторонников Помпея в Испании, а его самого – в Греции в битве при Фарсале. Помпей пытался укрыться в Египте, но его предательски убили, а его голову преподнесли Цезарю. В 45 году до н.э. Цезарь заключил союз с египетской царицей Клеопатрой и довершил разгром помпеянцев.

Этапы истории древнеримского права, развитие системы его источников

Этапы истории древнеримского права:

1. Эпоха формирования и развития «цивильного» (квиритского) права. Характерные черты римского квиритского права: а)сохранение в его нормах пережитков первобытнообщинного строя; б) значительное влияние религии на правовые предписания; в) несложность и примитивность правовых институтов; г) строгий национальный характер и устойчивый формализм.

2. Середина III в. до н. э. – конец III в. н. э.: этап классического римского права. В это время наряду с цивильным появляется преторское право, из которого выделяется так называемое общенародное, или право народов (jus gentium), регулирующее отношения между римскими гражданами и чужестранцами.

3. III – V вв. н. э.: постклассический этап развития древнеримского права. Проводимая систематизация римского права (создание Corpus juris civilis) испытала на себе влияние новых феодальных отношений, а также церкви.

Первоначальным источником права были обычаи. Закон становится источником права со времени издания сборника законов – XII таблиц.

Развитие рабовладельческой системы и торгового оборота внесли существенные изменения в источники римского права. Новыми источниками права становятся эдикты магистратов. Правосудие сосредоточилось в руках преторов, поэтому большое значение стали иметь преторские эдикты. Из этих эдиктов (впоследствии унифицированных в виде Юлианова эдикта) и выросла новая ветвь римского права – преторское право. Для иностранцев, не пользовавшихся правами римского гражданства, была создана особая магистратура – претор по делам Перегринов. При вступлении в должность этот претор также издавал эдикт, в которой определял формы своей судебной деятельности. Содержащиеся в нем правовые нормы были выработаны на основе общих обычаев международного оборота. В период принципата принцепсы присваивают себе полномочия издавать акты, которые назывались конституциями и имели силу закона. Различались четыре вида императорских конституций: а) эдикты – решения императора; б) мандаты – инструкции; в) декреты – судебные решения; г) рескрипты – ответы императора на юридические вопросы частных лиц. Деятельность юристов проявлялась в трех формах: выработка формул для юридических действий; консультации частным лицам по юридическим вопросам; консультации по ведению дел в судах.

В монархический период развития древнеримской государственности проводится работа по систематизации римского права. В конце III в. н. э. были составлены два кодекса: Грегориана и Гермогениана. Завершение систематизации – при императоре Юстиниане. В VI в. полная систематизация нашла свое выражение в Своде гражданского права(Corpus Juris Civilis)который состоял из институций (элементарный учебник по римскому праву), дигестов или пандектов (выдержки из произведений видных юристов), кодекса (собрание императорских конституций) и новелл (собрание императорских конституций, принятых в процессе кодификации, а также после ее окончания).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: