Характеристика и образ кутейкина в комедии недоросль сочинение

Сочинение Образ и характеристика Софьи из Недоросля 9 класс

Софья — один из главных героев комедии «Недоросль». Вокруг неё строится весь сюжет: полученное ею наследство, три жениха и неожиданный приезд дяди.

Софья выросла в благородной и порядочной семье, получила достойное образование, Но она рано потеряла родителей. Дедушка Софьи живет далеко в Сибири, поэтому девушку на воспитание берёт госпожа Простакова, которая старается устроить свадьбу между Софией и своим собственным братом, чтобы завладеть наследством несчастной.

У Софьи же есть жених-офицер, влюбленные души друг в друге не чают, но Простакову это мало волнует. Однако Софья остаётся верной своему выбору.

На греческом имя Софья значит «мудрость». И это неспроста, девушка достаточно умна и мудра, имеет доброе сердце. Она умеет прощать, она смогла простить обиду Простаковым и даже помогла им в конце комедии.

Стоит обратить внимание на рассуждение Софьи о нравственности. По ее мнению, спокойно жить можно лишь тогда, когда спокойна твоя совесть

Героиня пытается добиться уважения порядочных людей и ,при этом, быть осторожнее с недостойными.

Можно сказать, что для Фонвизина Софья была идеалом женщины, он сделал свою героиню скромной, кроткой и терпеливой такой, какой, по его мнению, должна быть идеальная дама.

Также у Софьи очень озорной характер: она может не только удачно пошутить, тем самым разрядив обстановку, но и вызвать ревность у своего возлюбленного. Она начитана, от чего речь ее утонченная, тем самым создавая контраст между ней и семейством Скотининых.

Также Софии является противоположностью Митрофанушки, воспитание которого разительно отличается от воспитания самой Софьи Стародумом. Софья-благодарная девушка, которая всегда готова поддержать тех, кто рядом с ней, Митрофан же не принимает мать, которая нуждается в его понимании.

Что же касается Простаковой, то она является устаревшей моделью роли женщины в обществе, считает, что образование ни к чему слабому полу. Софья же современна, она любознательна и умна, образована.

В заключение стоит сказать, что образ Софьи не только является идеалом для самого автора, вложившего в героиню такие качества, как честь, доброта и ум. Софья всегда есть и будет воплощением самых лучших качеств личности.

https://youtube.com/watch?v=Blah9JdbDvA

Другие преподаватели

У Митрофанушки было еще два учителя. Цыфиркин натаскивал парня по математике, его фамилия говорит читателю об этом. И хотя это добрый и честный человек, его тоже сложно назвать преподавателем, поскольку в прошлом он был военным и совершенно не имел опыта преподавания.

Французскому языку парня обучал Вральман. Безусловно, такой фамилией Фонвизин хочет показать читателю обманщика. В разговорах с госпожой Простаковой так называемый «учитель французского» утверждал, что забивать ребенку голову знаниями очень вредно. Вральмана с уверенностью можно назвать самым худшим из преподавателей в семействе Простаковых. В прошлом этот человек был обычным кучером, французского языка он практически не знал, поэтому и Митрофана даже не пытался учить.

Изображая Кутейкина и других наставников, Фонвизин раскрывает проблемы образования и воспитания в Российской империи 17 века. Например, семинарист-недоучка является собирательным образом, в котором ярко воплотились типичные черты представителей низшего духовенства. Драматург показывает, как опасно доверять образование и воспитание своего ребенка малообразованному человеку. Через образ Кутейкина Фонвизин дает понять читателю, что судьба подрастающего поколения и государства в целом во многом зависят от добросовестного отношения учителей к своему делу.

Только высокообразованный человек, по мнению драматурга, способен воспитать всесторонне развитую личность, которая может принести пользу своему государству.

Предоставленный материал поспособствует написанию сочинения-сообщения «Описание образа Кутейкина в комедии «Недоросль». А также поможет подготовиться к открытому уроку по литературе. Но для красивой презентации ученикам лучше будет составить краткую цитатную характеристику персонажа.

Несколько интересных сочинений

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Ревизор Гоголя Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог быть слеп к тому, что она потопает в трясине коррумпированного чиновничества, и поэтому пишет два творения, передающие всю реальность состояния державы
Сочинение по произведению Левша Лескова Cказ Лескова «Левша», тесно переплетен с жизнью простого русского народа. В этом произведении подняты несколько тем: патриотизма, таланта и власти.
Сочинение на тему Цветы Цветы — это то растение, которое почти у всех людей ассоциируется со словом романтика

Их дарят девушкам на праздники, на свидания и даже просто так
Сочинение Что способно изменить человека? Думаю, что человека может изменить только что-то важное, сильное или продолжительное. Вообще, тело человека естественным образом меняется
Сочинение Примеры настоящего искусства из литературы 9 класс ОГЭ Настоящее искусство, всегда имело большое влияние на человека

Ведь человек, начиная с самого своего рождения, начинает воспринимать творчество. Когда мы маленькие, мы знакомимся с творчеством при помощи рисунков

В своем произведении Д. И. Фонвизин с помощью сатиры высмеял главные пороки общества 17 века. Этой цели служат все персонажи комедии «Недоросль». Характеристика Кутейкина — необразованного дьячка, нанятого Простаковой для обучения сына Митрофана, является тому доказательством. Персонаж выписан лаконично, хоть и фигурирует только в нескольких сценах, но и этого достаточно, чтобы понять: он не учитель, потому что безграмотен, глуп и ленив.

Злонравия плоды

Митрофан на фоне своей родни выглядит «профессором», поскольку с ним занимаются учителя. Однако и они – недоучки, и способности у недоросля оставляют желать лучшего. Нам дает некоторое представление об учителях недоросля таблица речевых характеристик на фото.

Увалень и лентяй, Митрофанушка изъясняется простовато и грубо: «как шальной хожу…ночь всю така дрянь в глаза лезла». Реплики дворянского сынка комичны благодаря глупости и безграмотности. Он говорит о существительном «дверь», что это «прилагательна», потому что она «шесту неделю» стоит «приложена к своему месту». В финале бессердечный сын не откликается на призыв матери, отмахиваясь от нее: «отвяжись!» Образ Митрофанушки автор создал как иллюстрацию того, насколько пагубен пример злонравных и непросвещенных родителей для подрастающего поколения, поступки персонажа и его речевая характеристика это подчеркивают.

Черты характера дьячка

Жанр комедии предполагает, что большинство персонажей имеют отрицательные качества. Связано это с тем, что задача автора — высмеять пороки представителей разных слоев общества. Интересен тот факт, что Кутейкин не продолжил обучение в духовной семинарии, потому что не справился с программой, не смог ее освоить. Этого персонажа писатель наделяет чертами типичного учителя, который вышел из церковнослужителей низшего разряда:

  • невежество;
  • безответственность;
  • хитрость;
  • жадность;
  • малодушие.

Также интересно посмотреть, как раскрывает свой характер этот персонаж в различных ситуациях. Будучи представителем образованного слоя общества, Кутейкин тем не менее не стесняется говорить о своем невежестве. Он попросту не видит в этом ничего особенного, очевидно, потому, что многие его собратья тоже не представляют собою пример образованности. Вот что дьячок рассказывает о себе: «…Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да, Богу изволившу, назад воротился…».

Такая характеризующая героя цитата дает понять, что свою учебу сам Кутейкин воспринимает как тяжкую повинность, оттого он и благодарит Бога, что больше не будет продолжать занятия. И то, что человек с такими взглядами и отношением к образованию идет в преподаватели, говорит только о его безответственности перед самим учеником, его родителями и государством в целом.

Сына Простаковых просвещали три года, но парень так и остался безграмотным. Что же думает по этому поводу Кутейкин? А он считает, что не несет никакой ответственности за уровень знаний своего подопечного.

Был еще один минус у дьячка как у учителя: он не мог ничего дать Митрофану в плане нравственного воспитания. Настоящий преподаватель помимо грамоты должен развивать у своего подопечного лучшие черты характера:

  • доброту;
  • честность;
  • трудолюбие.

Например, у сына Простаковых была няня (Еремеевна). Митрофан издевательски обращается с пожилой женщиной, оскорбляет ее, иногда даже поднимает руку. Его учитель должен был надиктовать ему кучу правил, как себя вести. Но сам Кутейкин не обладал ни одной из черт, описанных выше. Разве мог такой учитель вырастить настоящую личность?

https://youtube.com/watch?v=t70wF1BV6_0

В доме Простаковых

Более подробная характеристика персонажей в «Недоросле» представлена ниже. Но, как уже было сказано, госпожа Простакова отличается непростым нравом. В этом читатель убеждает уже с первых страниц. Комедия начинается со сцены, в которой мать Митрофанушки в гневе набрасывается на крепостного Тришку за то, что тот сшил любимому сыну кафтан, который ему мал. Это и последующие события характеризуют Простакову как личность, склонную к самодурству и неожиданным вспышкам ярости.

В доме Простаковых проживает Софья. Ее отец умер. В последнее время она проживала в Москве у матери. Но минуло несколько месяцев, как она стала круглой сиротой. Простакова взяла ее к себе.

Вариант 2

Кутейкин — служил в церкви помощником священника. Ему не удалось закончить семинарию из-за недоступной уму учебной программы. Его выгнали так и не наделив саном. Теперь ему приходилось выполнять разную работу в церкви. Кутейкину было сложно в обучении самому и так же сложно было обучать других. За три года преподавания Митрофанушка так ничего и не узнал.

Кутейкина также звали другим именем Сидорыч и все окружение считало его скупым и необразованным. Он знал достаточно много церковных понятий и изречений, но от этого не было толка, потому что фразы часто произносились не к месту. Образ Кутейкина целиком является пародией на учителя тех лет. В основном, в те годы все учителя трудились в церкви и мнили себя высокообразованными. Но на самом деле ни один из них не имел образования, опыта и даже обычного желания обучать других и обучаться самому.

Говорящая фамилия Кутейкин произошла она слова «кутья» церковное поминальное блюдо, излюбленное у попов.

Обучением Митрофанушки Кутейкин занимался спустя рукава, к мальчику была выработана неприязнь. Учитель был обеспокоен только суммой оплаты, которая полагалось ему за обучение нерадивого дворянского сына. Поэтому доминирующие его черты — это скупость и жадность.

У Кутейкина превосходная память, он помнит все самые мелкие детали долга Простаковой. Наглость совместно с жадностью у него никогда не имели предела. Когда ему понадобились сапоги, то он уже собирался просить деньги на покупку у госпожи Простаковой, но как только желание доходит до дела появляется трусость и от желания ничего не остаётся.

Сатирическим образом Кутейкина писатель показывает всю значимость образования в то время. Дворянские семьи нанимали для своих детей учителей, чтобы отдать дань моде и показать свое превосходство над теми, кто не мог позволить себе персонального учителя. Вся ценность образования не имела смысла, была только мода, играющая на публику.

Популярные сочинения

  • Сочинение Как я провел лето Лето закончилось, а это значит, что пора снова возвращаться к учебникам и тетрадкам. В первый учебный день у нас было немного уроков, а после них был классный час. На нем каждый ученик должен был рассказать, как провел лето.
  • Сочинение О себе Я родился в обычной российской семье, со средним достатком. Рос как подобает типичному пареньку, с умением вляпываться в различные истории и передряги
  • Сочинение-описание картины Октябрь Волкова (4 класс) Большое многообразие состояний окружающего мира в осенний период радует не только представителей разных видов искусств, но и обычного наблюдателя за природой. Известный талантливый художник Волков В.В.

Корыстные помыслы

Все, что волнует бывшего семинариста, — сколько ему заплатят Простаковы после занятий с их сыном. Он достаточно расчетлив и хитер, вот почему посчитал, что родители Митрофана обязаны заплатить не только за так называемое «обучение», но и за обувь, которая была изношена Кутейкиным за три года хождения к господам Простаковым. Это все означает, что у человека совершенно нет стыда, раз он смеет упоминать даже такие мелочи! Этим дьячок отличается от учителя Цыфиркина, который понимает, что не заслужил деньги за преподавание Митрофану, потому не требует награды за свою работу.

Для того чтобы получить расчет, Кутейкину нужно разговаривать с госпожой Простаковой. Зная крутой нрав своей барыни и ее манеры, очевидно понимая, что его работа не дала плодов, герой не решается выяснять с ней отношения, тем самым проявляя малодушие.

Горе-учитель

Несмотря на то что Кутейкин преподавал Митрофану славянскую словесность, даже его речь была безграмотна, не говоря о письменности.

При общении он употребляет жаргон и старославянские термины, все произносит невпопад. Порой сам не знает значения сказанных слов. Эти речевые особенности свидетельствуют о том, что Сидорыч не занимался саморазвитием, был невежественным и узко мыслящим человеком.

К ученику Сидорыч относился с таким же пренебрежением, как и к грамоте в целом. Он не ставил себе задачей чему-либо обучить Митрофанушку. Главной целью была оплата его непосильного и кропотливого труда.

За долгих три года обучения его подопечный так ничего и не освоил. На каждом уроке Кутейкин относился к юноше холодно и раздраженно. В прочем у них была обоюдная неприязнь.

Значение в комедии

Обучение сына четы Простаковых соответствует моде своего времени и уровню родителей. Будучи неграмотными, они не стремятся к тому, чтобы ребенок получил знания. Однако по указу Петра I дети дворян не имели права жениться и поступать на службу без предварительного обучения слову божьему, арифметике, грамоте. Недорослей, которые не получили элементарного образования по указанным предметам, отдавали в матросы или солдаты без выслуги. Это и привело к тому, что у Митрофана появились учителя. Фонвизин рисует их образы по-разному, наделяя «говорящими фамилиями»:

  • точные науки преподает Цыфиркин (ударение на букву «и» на втором слоге Цы-фИр-кин);
  • грамоте учит Кутейкин;
  • выразительности манер и французскому языку обучает Вральман.

Пафнутьич Цыфиркин (имя не указано) — второстепенный персонаж в комедии, иллюстрации к сюжетам которой оформляли многие художники. В прошлом он служил сержантом в подчинении у другого героя пьесы — Милона. Речевой стиль героя напоминает о военном прошлом. Лексикон богат военными терминами и своеобразными оборотами.

Прослужив 20 лет «у царя», мужчина теперь в отставке. Он помогает городским приказным и неграмотным чиновникам проверять счета, подводить итоги. Параллельно около двух лет обучает точным наукам Митрофана Простакова.

[править] Политические взгляды

Является сторонником СПС. В качестве примера — его комментарий в журнале Б. Немцова:

Спасибо Борис. Так же и Вас поздравляю с наступившим уже Новым Годом и с Рождеством Христовым! Борис Ефимович, голосовал за Вас и надеялся, что Ваша партия наберёт эти несчастные 7 процентов. Учитывая какая оголтелая, бессовестная компания была поднята против СПС и Вас лично и особенно в преддверии выборов, думал — не зря Немцов победит. Ошибся. Народ в России ещё не созрел. Прости меня Боря, но это не народ, а холуйское быдло, это говорю я, русский и православный, патриот (не подумайте, что патриот в теперешнем понимании, от которого должно сильно вонять гуталином и всё, а в настоящем понимании этого слова). Сколько грязи это тупое быдло льёт на тебя в том же инете, диву даёшся. Или это прапора отрабатывают свой хлеб, или действительно мы совершенно не цевилизованная (sic) нация. Бог с ними. Главное есть так же люди, которые Вас уважают и поддерживают как могут. Удачи Вам. С уважением: Вячеслав Кутейников, Ростов-на-Дону
Пруфлинк

Одновременно с этим яростно борется с Явлинским и заявил, что «вор должен сидеть в тюрьме».

С недавних пор люто и бешено поддерживает хохломайдан. Будучи «антифашистом» и «патриотом», флюродросит титушкам и прочим нацыаналистам, ярый противник возврата Крыма в состав России.

Характеристика второстепенных персонажей в комедии «Недоросль»

Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Гоголь говорит о нём: «Свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея! Теплоту и нежность он проявляет только» к своим свиньям.

Скотинин — свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк. Скотинин жаден. Узнав, что Софья принесёт своему мужу состояние, дающее десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника — Митрофана.

С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана.

Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым — Скотининым.

Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана.

Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам.

Важно

Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер.

У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой.

«Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» — с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!

» И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка.

Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верпую службу. Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.

Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств.

Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает».

(Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин.

Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости.

Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т.

е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.

В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера.

Совет

Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой.

В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.

Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина. в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,— это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию.

с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, «погребено с их предками», в сообщаемых нм наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества— он ищет причины этого упадка. Заключительная реплика Стародума, которой завершается «Недоросль»: «Вот злонравия достойные плоды!» — в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание.

[править] Политические взгляды

Является сторонником СПС. В качестве примера — его комментарий в журнале Б. Немцова:

Спасибо Борис. Так же и Вас поздравляю с наступившим уже Новым Годом и с Рождеством Христовым! Борис Ефимович, голосовал за Вас и надеялся, что Ваша партия наберёт эти несчастные 7 процентов. Учитывая какая оголтелая, бессовестная компания была поднята против СПС и Вас лично и особенно в преддверии выборов, думал — не зря Немцов победит. Ошибся. Народ в России ещё не созрел. Прости меня Боря, но это не народ, а холуйское быдло, это говорю я, русский и православный, патриот (не подумайте, что патриот в теперешнем понимании, от которого должно сильно вонять гуталином и всё, а в настоящем понимании этого слова). Сколько грязи это тупое быдло льёт на тебя в том же инете, диву даёшся. Или это прапора отрабатывают свой хлеб, или действительно мы совершенно не цевилизованная (sic) нация. Бог с ними. Главное есть так же люди, которые Вас уважают и поддерживают как могут. Удачи Вам. С уважением: Вячеслав Кутейников, Ростов-на-Дону
Пруфлинк

Одновременно с этим яростно борется с Явлинским и заявил, что «вор должен сидеть в тюрьме».

С недавних пор люто и бешено поддерживает хохломайдан. Будучи «антифашистом» и «патриотом», флюродросит титушкам и прочим нацыаналистам, ярый противник возврата Крыма в состав России.

Цитаты из комедии

У Цыфиркина постоянно все слова и шутки сводились к различным подсчётам. Например, при разговоре со служанкой Простаковых, которая жаловалась на нелёгкую службу у хозяев за маленькие деньги, он произносит:

«Смекнём же за столом, что тебе доходу в круглый год».

А после предложения Кутейкина бедной служанке выпить с ними рюмочку Цыфиркин говорит женщине, пытаясь её успокоить и развеселить:

«А там другую, вот тебе и умноженье». Его речевой текст полон подсчётов, но он их произносит с юмором, не нудно.

Не любит учитель праздного господского сынка, порицает его за лень:

«…Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трёх перечесть не умеет».

Видит и осуждает хозяев за плохое отношение к челяди:

«Здешние господа добры командёры.» Цыфиркин имеет ввиду, что плохо кормят, кричат и бьют слуг, только и могут, как командовать. Жизнь крестьян невыносима, учитель им сочувствует, но и сам не противится господам.

Математик был мужчина с сильными кулаками, так когда он ударил по плечу Вральмана, тот воскликнул:

» Ой! Ой! шелесны лапы!»

Также он мог быть угрожающим по отношению к нечестным людям. Вральману он говорит:

«А мы те и честь отдадим. Я доскою…»

Учитель был человек искренний и правдивый, когда пришло время получить зарплату за работу, он говорит:

«Не возьму ничего. Он ничего не перенял».

Но всё же с ним рассчитались, он был награждён за труды. Так, по их цитатной характеристике Цыфиркина в «Недоросле» видно, что мужчина был трудолюбивый, он два года пытался образовывать Митрофана, несмотря на нежелание последнего чему-нибудь учиться.

Вариант 2

Одним из второстепенных персонажей произведения является учитель Пафнутьич Цыфиркин, преподающий сыну Простаковых Митрофанушке арифметику.

Писатель представляет героя в образе сильного, крепкого мужчины, отставного сержанта, прослужившего на военной службе более двух десятков лет в подчинении офицера Милона. Будучи небогатым человеком и неплохо освоившим математическую науку, Цыфиркин вынужден заниматься репетиторством, обучая детей арифметическим знаниям и оказывая помощь неграмотным помещикам в ведении бухгалтерских расчетов, хотя и не является профессиональным преподавателем.

Цыфиркин занимается с Митрофанушкой более двух лет, стараясь дать необходимые арифметические основы невежде, однако никаких результатов в достижении поставленной цели не добивается, поскольку Митрофанушка оказывается непутевым и ленивым учеником, отказывающимся постигать непростую математическую науку. Привыкший к постоянному труду и не любящий праздный образ жизни, Цыфиркин старательно пытается донести до ученика основы арифметики, но понимает, что все его труды окажутся бесполезными, поэтому не симпатизирует ленивому и глупому Митрофанушке.

Характерными чертами Цыфиркина писатель называет его порядочность и честность, выражающихся в получении им жалования за проделанную работу, от которого учитель отказывается, считая, что не заслуживает вознаграждения, поскольку не смог обучить сына Простаковых никаким математическим знаниям. Этот честный и порядочный поступок Цыфиркина радует жадных, корыстных родителей Митрофанушки, использующих любую возможность сэкономить свои сбережения.

Однако, с точки зрения Стародума, Цыфиркин проявляет себя в качестве нерасчетливого и трудолюбивого человека, у которого полностью отсутствует корысть, но присутствуют честь, искренность, совесть. Мудрый старик решает самостоятельно отблагодарить добросовестного и честного учителя, вручая ему достойную награду, которую тот благодарно принимает.

Используя образ одного из учителей главного героя комедии, писатель раскрывает с помощью него проблематику системы образования в России того периода времени, связанную с отсутствием в стране необходимых высококвалифицированных учителей, но при этом демонстрирует положительные качества малопрофессионального учителя в лице Цыфиркина, обладающего преданностью выбранной науки, трудолюбием, справедливостью и объективностью по отношению к собственной работе.

Речь Кутейкина

Комизм в произведении всегда является результатом какого-либо несоответствия. В комедии «Недоросль» Кутейкин имеет ряд речевых особенностей, сильно отличающихся от других персонажей. К таким языковым нюансам можно отнести:

  • насыщенность церковнославянскими оборотами, старославянизмами («притча во языцех», «зубы грешника сокрушу», «направи стопы своя» и др.);
  • обилие просторечных выражений («филин треклятый», «буркалками похлопывать» и др.).

С помощью церковной лексики бывший дьячок пытается подчеркнуть свою принадлежность к духовенству, что должно говорить о высоком уровне образованности и нравственности личности. Но, конечно же, у Кутейкина не получается достигнуть нужного эффекта, поскольку и просторечия, и сам смысл сказанного выдают приземленность его натуры.

Все речи персонажа в основном выглядят неуместно и лишены высокого стиля

Например, на справедливое замечание Цыфиркина о том, что учителя в доме Простаковых праздно едят хлеб, Кутейкин с важностью отвечает: «Уста твоя всегда глаголаша гордыню, нечестивый». Конечно, подобные фразы вызывают у читателя только смех

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: