Сов-кино, сов-театр

Советская литература

В 1954 году журнал «Новый мир» опубликовал повесть И. Эренбурга «Оттепель». Ее название было взято как символ новой эпохи.

В 1955 году появился журнал «Иностранная литература». Свое творчество представили миру В. Тендряков, Д. Гранин, В. Шукшин, В. Дудинцев и многие другие.

В 1957 году Б. Пастернак был исключен из Союза писателей Советского Союза. Это было наказание за публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго». Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии.

В конце 50-х гг. появилась запрещенная литература. Увеличилось количество «самиздата» и «тамиздата».

В 1962 году журнал «Новый мир» (главред. А. Твардовский) опубликовал повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Постепенно появлялись работы, написанные в жанре научной фантастики. Яркие примеры: А. Казанцев «Внуки Марса», И. Ефремов «Лезвие бритвы», «Туманность Андромеды».

В 1965 году М. Шолохов был награжден Нобелевской премией в области литературы.

В 60-70-е гг. популярность обрела «деревенская проза». В таком жанре писали В. Астафьев, В. Быков, С. Залыгин, В. Распутин, Ф. Абрамов и др

Писатели уделяли внимание проблемам сельского быта, ярко передавали особенности характера сельских жителей

1965 год был омрачен арестом Ю. Даниэля и А. Синявского. Писатели пострадали из-за издательства своих работ за рубежом. Их приговорили к колонии строгого режима.

Постепенно формировался иной взгляд на события прошлого. Максимальная трансформация произошла с восприятием периода Великой Отечественной войны. Это четко прослеживается в работах многих авторов. Яркие примеры:

  • «Третья ракета», «Сотников» В. Быкова;
  • «Горячий снег», «Берег» Ю. Бондарева;
  • «Убит под Москвой» К. Воробьева;
  • «Живые и мертвые» К. Симонова;
  • «Пядь земли» Г. Бакланова;
  • «В августе сорок четвертого» В. Богомолова.

В 70-80-е гг. начали массово появляться писатели с психологическим, философским подходом. В произведениях поднимались общечеловеческие темы, размышления над вечным. Также изучался психологический склад души человека. Примером служат работы Ч. Айтматова, Л. Петрушевской, А. Битова, И. Грековой.

Развивалась национальная литература. Культурным наследием Советского Союза стали произведения П. Бровки, Р. Гамзатова, К. Кулиева, М. Карима, Ф. Искандера и др. Параллельно появлялись остросюжетные исторические романы. Большую популярность обрел В. Пикуль, описавший прошлое России в работах «Слово и дело», «Пером и шпагой», «Фаворит».

Научная деятельность

В каждой союзной республике функционировала своя Академия наук.

В 1949 году Советский Союз создал собственную атомную, а в 1953 году – водородную бомбы.

В 1956 году И. Курчатов организовал в Дубне Институт ядерных исследований. А. Туполев создал первый в СССР реактивный самолет ТУ-104.

В 1957 году неподалеку Новосибирска открылся Академгородок. Также в этом году на воду спустили первый в мире атомный ледокол «Ленин». Под руководством С. Королева развивалась ракетная техника.

4 октября 1957 года Советский Союз запустил в космос первый искусственный спутник Земли. А 12 апреля 1961 года Ю. Гагарин стал первым человеком в мире, совершившим полет в космос. Его путешествие на корабле «Восток» длилось 108 минут.

В 1962 году космические корабли «Восток-3» (А. Николаев) и «Восток-4» (П. Попович) облетели вокруг Земли. Это был первый групповой полет в космосе. В 1963 году прославилась В. Терешкова, став первой женщиной-космонавтом. Ее полет длился 71 час. В 1965 году в открытый космос вышел А. Леонов.

В 1975 году в космосе состыковались советский «Союз-19» и американский «Аполлон». Это был первый в мире международный космический полет. В 70-х гг. полеты иностранных космонавтов стали частым явлением.

Конструктор В. Челомей руководил группой по разработке ракет-носителей «Протон». Также он поспособствовал созданию орбитальной станции «Салют».

В Советском Союзе широкую известность обрели работы академика М. Келдыша. С 1961 по 1975 гг. он занимал пост главы Академии наук СССР.

Многие советские ученые получили Нобелевскую премию:

  • П. Черенков, И. Франк, И. Тамм (1958) – разработали теорию излучения.
  • Л. Ландау (1962) – научно описал явление сверхтекучести и сверхпроводимости.
  • Н. Басов и А. Прохоров (1964) – обосновали основы квантовой электротехники.
  • Н. Семенов (1965) – создал теорию теплового взрыва газовых смесей.
  • Л. Канторович (1975) – написал основы линейного программирования.
  • П. Капица (1978) – великий физик, работавший над теорией плазмы, сильными магнитными полями, низкими температурами.

§1. Высшее и среднее образование

Важнейшей задачей 
государства в области культурного
строительства в этот период стало развитие
народного образования и прежде всего
– школьного дела. С 1946 г. по 1950 г. в стране
было построено и введено в действие (включая
восстановленные школы из числа разрушенных
в годы войны) 18,5 тыс. школ на 2,5 млн. ученических
мест.

Начиная с 1944 г. во всех республиках 
Союза стали создаваться особые
семилетние и средние школы:
в городах и рабочих поселках – школы
рабочей молодежи. Это новая форма без
отрыва от производства – получила широкое
распространение.

К началу 5-ой пятилетки (1951 г.) в СССР
в основном завершился переход на
всеобщее семилетние обучение. Увеличилось 
число школ, техникумов, вузов. За период
с 1946 по 1950 г. высшие учебные заведения 
дали народному хозяйству 652 тыс. специалистов,
или в среднем за год 130,4 тыс. чел.
Быстрое развитие получило вечернее и
заочное высшее образование. На первом
месте по числу заочников были вузы просвещения,
поскольку многие высшие учебные заведения,
особенно на периферии, испытывали острый
недостаток в квалифицированных научно-педагогических
кадрах
.3

Сфера образования

Знания стали общедоступными. Государство сделало бесплатным образование для старшеклассников и студентов.

В школах ввели трудовое обучение. В 1958 году 8-летнее образование стало обязательным. Дети стали учиться в школе не 10, а 11 лет. Существенно расширилась система вечернего и заочного образования.

Во второй половине 60-х гг. Советский союз взял курс на всеобщее среднее образование. В Конституции 1977 года четко указывалось, что среднее образование является обязательным.

В 70-х гг. правительство занялось усилением профессиональной ориентации образования. Страна занимала лидирующие позиции по количеству выпускников-специалистов.

Советское кино

Самые известные киноленты 50-60-х гг.:

  • «Летят журавли» М. Калатозова (1957);
  • «Баллада о солдате» Г. Чухрая (1959);
  • «Судьба человека» С. Бондарчука (1959);
  • «Я шагаю по Москве» Г. Данелии (1964).

В 70-80-е гг. отечественное кино пережило новый подъем. Интерес вызвала русская и зарубежная классика. С. Бондарчук экранизировал «Войну и мир», И. Пырьев «Братьев Карамазовых». А. Зархи работал над «Анной Карениной», Л. Кулиджанов «Преступлением и наказанием», а Г. Козинцев «Гамлетом».

Активно снимались фильмы, прославляющие героев Великой Отечественной войны. Подвиг советского народа увековечил С. Ростоцкий в фильме «А зори здесь тихие». Режиссер А. Герман создал «Двадцать дней без войны», Л. Шепитько – «Восхождение».

Большой популярностью пользовались фильмы о советских разведчиках. Т. Лиознова сняла «Семнадцать мгновений весны», В. Басов «Щит и меч», С. Кулиш «Мертвый сезон».

Были и фильмы, показывающие стремление к внутренней свободе, нравственность человека. Яркие примеры: «Калина красная» В. Шукшина, «У озера» С. Герасимова, «Начало» Г. Панфилова.

Режиссер А. Тарковский снимал психологические драмы: «Андрей Рублев», «Иваново детство».

Не отставал и комедийный жанр. Режиссер Л. Гайдай снял «Бриллиантовую руку», «Операцию Ы», «Кавказскую пленницу». Г. Данелия отметился «Мимино», а Э. Рязанов – «Гаражом».

Многие из вышеперечисленных фильмов вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Параллельно с ними снимались кинокартины по заказу партии. ЦК КПСС разработал идеологический трафарет, которого придерживались режиссеры. Многие хорошие фильмы не проходили цензуру, запрещались к показу.

Идеологические кампании конца 1940-х гг

Победа в Великой Отечественной войне, временное ослабление репрессивной политики государства породили у советских людей ожидания перемен, прежде всего в сфере общественно-политической жизни. Однако на практике произошло значительное ужесточение режима личной власти И. Сталина, по стране прокатилась новая волна репрессий.

Были свёрнуты начавшиеся в первые послевоенные годы обсуждения проектов новой Конституции СССР и программных установок ВКП(б), направленных на демократизацию общественной жизни. Практическое руководство государством осуществлялось Секретариатом ЦК партии. Без одобрения его членов и лично И

Сталина не происходило ни одно важное назначение, не издавалось ни одно партийное постановление

За критику сталинских методов управления был репрессирован будущий литератор и диссидент А. Солженицын. В тюрьмах оказались маршалы Н. Яковлев и А. Новиков, обвинённые во «вредительстве» в авиационной отрасли. К расстрелу приговорили председателя Госплана СССР Н. Вознесенского и председателя Совета министров РСФСР Н. Родионова. Практически во всех отраслях народного хозяйства, испытывавших объективные трудности в восстановительный период, находили «вредителей»: «О враждебных элементах на ЗИСе», «О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле» и др.

Помимо «вредителей» продолжали выявлять и «врагов народа». Полностью сфабрикованным было «Ленинградское дело». Остриё репрессий было направлено против руководителей ленинградских областных, городских и районных партийных организаций, а также против многих ленинградских выдвиженцев, занимавших высокие посты в партии и государстве, в том числе и главы ленинградской партийной ячейки Н. Кузнецова. Их обвинили в создании антипартийной группировки. Всего по этому делу было осуждено около 2 тыс. человек. Инспирацией советских спецслужб оказались «Мингрельское дело» о якобы создании грузинской националистической организации, и «Дело врачей» (1952), действовавших в интересах иностранных спецслужб и стремившихся нанести вред здоровью руководителей государства, в том числе и И. Сталину. В 1948 г. разгрому был подвергнут Еврейский антифашистский комитет. Тысячи простых людей попали в тюрьмы и лагеря по заведомо ложным обвинениям.

В первые послевоенные годы появился ряд постановлений ЦК ВКП(б), предусматривавших введение жёсткого идеологического контроля над деятельностью творческой интеллигенции — литераторов, драматургов, театральных деятелей, музыкантов. Любой выход за рамки социалистического реализма рассматривался как отход от линии партии и сурово осуждался. 14 августа 1946 г. вышло постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» с резкой критикой творчества А. Ахматовой и М. Зощенко. Их обвиняли в безыдейности, вульгарности, аполитичности, распространении упаднических настроений. В дальнейшем жертвами идеологических кампаний стали многие творческие люди — Д. Мережковский, В. Иванов, М. Кузмин, А. Белый, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Д. Шостакович. Гонения на деятелей культуры и искусства получили название «ждановщины» — по имени тогдашнего руководителя Управления пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б) А. Жданова.

Андрей Жданов (1896-1948) — советский государственный деятель, партийный функционер высшего звена. В послевоенные годы курировал вопросы идеологии и внешней политики, с апреля 1946 г. руководил Управлением пропаганды и агитации и Отделом внешней политики. Развёрнутая им кампания в поддержку социалистического реализма переросла в травлю целого ряда талантливых деятелей культуры и искусства.

Окончание войны способствовало быстрому восстановлению ведущих научных центров — стали действовать Академии наук, открывались научно-исследовательские институты. Много внимания уделялось изучению возможностей атомной энергетики, созданию вычислительных машин. Однако диктат в духовно-идеологической сфере отразился и на состоянии научного знания. Пострадали многие учёные, представлявшие такие инновационные отрасли науки, как биогенетика, кибернетика, психоаналитика, квантовая механика. Особый резонанс приобрело преследование генетиков. Эта идеологическая кампания, развёрнутая после сессии ВАСХНИЛ, состоявшейся в августе 1948 г., получила название «лысенковщины», по фамилии одного из организаторов кампании — Т. Лысенко, беспочвенно критиковавшего учёных-генетиков, считая генетику лженаукой.

Особое место в пропаганде послевоенных лет занимало осуждение буржуазной западной культуры. За любые проявления симпатии или просто терпимости к ней многие деятели науки и искусства обвинялись в космополитизме.

Киноискусство в СССР

Мастера советского кинематографа этого периода смогли достигнуть значительных высот в становлении этого вида искусства. Огромный вклад в развитие кино внесли Д. Ветров, Г. Александров, А. Довженко. Символом советского кинематографа стали непревзойденные актрисы — Любовь Орлова, Рина Зеленая, Фаина Раневская.

Многие фильмы, также как и другие произведения искусства служили пропагандистским целям большевиков. Но все же, благодаря мастерству актерской игры, внедрению звука, качественных декораций советские фильмы и в наше время вызывают подлинное восхищение современников. Такие ленты как «Веселые ребята», «Весна», «Подкидыш» и «Земля» — стали настоящем достоянием советского кинематографа.

Утверждение метода социалистического реализма

Другой шаг партии по установлению полного идеологического контроля над литературой — утверждение в качестве единого творческого метода всей советской литературы социалистического реализма. Впервые прозвучавшее на собрании литературных кружков Москвы в речи И. М. Тронского, опубликованной 23 мая 1932 года в «Литературной газете», понятие «соцреализм», по преданию, было выбрано самим Сталиным среди предлагаемых вариантов определения нового метода как реализма «пролетарского», «тенденциозного», «монументального», «героического», «романтического», «социального», «революционного» и др. Примечательно, что каждое из этих определений раскрывает одну из сторон нового метода. «Пролетарский» — тематическая и идейная подчиненность задаче строительства пролетарского государства. «Тенденциозный» — идеологическая заданность. «Монументальный» — стремление к масштабным художественным формам (что в литературе, в частности, проявилось в засилии крупных романных форм). Определение «героический» отвечает культу героизма в самых разных сферах жизни (идущему от слов М. Горького «в жизни всегда есть место подвигу»). «Романтический» — ее романтической устремленности к будущему, к воплощению идеала, романтическому противопоставлению мира мечты и мира реальности. «Социальный» и «классовый» — ее социальному подходу к человеку, взгляду через призму общественных (классовых) отношений. Наконец, определение «революционный» передает стремление литературы соцреализма к «изображению действительности в ее революционном развитии».

Это отчасти напоминает «фантастический реализм», о котором говорил Е. Замятин, но смысл его в другом: литература должна изображать не то, что есть, а то, что должно быть, то есть обязательно появиться по логике марксистского учения. При этом отметается сама мысль, что жизнь может оказаться намного сложнее любых головных построений теоретиков коммунизма и не захочет стать лишь доказательством истинности коммунистической идеи. Таким образом, в понятии «социалистический реализм» ключевым словом оказывается не «реализм» (понимаемое как верность действительности), а «социалистический» (то есть верный идеологии построения нового, еще не бывалого общества).

Основные понятия

  • Марксизм-ленинизм — леворадикальное течение в марксизме. Его сторонники стремятся к социально-политическому и философскому обоснованию необходимости борьбы пролетариата против капиталистического строя с целью построения коммунистического общества.
  • Сменовеховство — идейно-политическое течение, возникшее в 1920-е гг. в среде русских эмигрантов под воздействием изменений в политическом курсе советского государства в период нэпа.
  • Обновленчество — течение, обособившееся от Русской православной церкви после революционных событий 1917 г. Его сторонники декларировали цель «обновления Церкви», которое, по их мнению, предполагало демократизацию управления и модернизацию богослужения. В 1920-х обновленцы полностью поддерживали большевиков и проводимые ими преобразования.
  • Комакадемия — высшее учебное заведение, а также научно-исследовательское учреждение общесоюзного характера. Коммунистическая академия существовала в 1918-1936 гг. Имела множество подразделений, в частности: институты философии, истории, литературы, искусства и языка, права, мирового хозяйства и политики, экономики, аграрный; ряд секций, комиссий и обществ.
  • Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) — советская общественно-политическая оборонная организация, созданная в 1927 г. В послевоенное время её преемником стал ДОСААФ (с 1948).

§2. Особенности культурно просветительской работы на селе

Одна из основных задач первого 
послевоенного пятилетия заключалась 
в том, чтобы восстановить и расширить
сеть учреждения культуры на селе.

В 1945 – 1946 гг. вначале в РСФСР, а затем
и в других союзных республиках при советах
министров были образованы комитеты по
делам культурно-просветительных учреждений
на правах республиканских министерств,
а в областях при исполкомах Советов –
отделы культурно-просветительной работы.

Был взят курс на постепенное преобразование
изб-читален в сельские и колхозные 
клубы. Сотни таких клубов были созданы 
в послевоенные годы, но в ряде мест
эта реорганизация носила формальный
характер и проводилась на прежней 
материальной основе.

В июне 1946 г. Комитет по делам культурно-просветительных 
учреждений при совете министров 
РСФСР утвердили «Положение о 
государственном сельском клубе 
при сельском Совете».4

Восстановление и благоустройство 
культпросветучреждений проходило 
неравномерно по областям, в некоторых
из них срывались планы клубного строительства,
но в целом позитивные изменения были
значительны.

Принципиально важное значение имело 
обеспечение сельских культпросветучреждений
кадрами работников, повышение их
идейно-политической и специальной
подготовки. Система подготовки и переподготовки
кадров кульпросветработников начала
складываться сразу же после войны

В феврале
1945 г. в ведение вновь образованного Комитета
по делам культурно-просветительных учреждений
при Совнаркоме СССР были переданы Московский
и Ленинградский библиотечные институты,
Центральный институт повышения квалификации
руководящих политпросветработников
и 25 техникумов. Наиболее массовой формой
подготовки кадров в первые послевоенные
годы была курсовая система. Во всех союзных
республиках работали постоянные 6-месячные
курсы, в областях, краях и автономных
республиках при Домах народного творчества
действовали месячные и трехмесячные
курсы повышения квалификации руководителей
клубных учреждений и 5-10-дневные семинары
руководителей кружков художественной
самодеятельности. Однако не везде курсы
и семинары работали регулярно. Порой
из-за отсутствия средств они не функционировали,
а на местах ограничивались проведением
кратковременных семинаров. Активное
участие во всей этой работе принимал
комсомол. В апреле 1946 г. пленум ЦК ВЛКСМ
своим постановлением обязал комсомольские
организации оказывать повседневную помощь
культпросветучреждениям в подборе и
подготовке заведующих клубами, избами-читальнями,
руководителей различных самодеятельных
кружков. По комсомольским путевкам наиболее
подготовленные юноши и девушки направлялись
на работу в клубы, избы-читальни.

Клубы, избы-читальни являлись центрами
всей культурной жизни послевоенного 
села. Сюда тянулась молодежь, здесь 
объединялись основные силы сельской
интеллигенции, проводилась большая часть
всех общественно-политических и культурных
мероприятий. Несмотря на все трудности,
сельские культурно-просветительные учреждения
выполняли огромную работу: вели пропаганду
научных знаний, стимулировали самообразование
населения, создавали условия для развития
народного творчества, художественной
самодеятельности, помогали средствами
культурно-просветительной работы мобилизовать
трудящихся на выполнение важнейших политических
и хозяйственных задач. Вся эта работа
проводилась по преимуществу с колхозным
населением, составлявшим в рассматриваемый
период абсолютное большинство сельских
жителей.

В колхозных клубах организовывались
встречи с передовиками производства,
знатными полеводами и животноводами,
заслуженными фронтовиками, проводились
читательские конференции, диспуты. Создавались
кружки, агитбригады. Массовое распространение
получают тематические вечера и устные
журналы. В послевоенные годы налаживается
и развивается дальше работа таких культурно-просветительных
учреждений, как сельские музеи, Дома крестьянина,
сельские народные университеты и др.
Особое место занимают сельские библиотеки.
Силами работников сельских библиотек
велась пропаганда общественно-политической
литературы, произведения, в которых раскрывались
нравственные истоки всенародного подвига
в Великую отечественную войну, лучшие
черты характера советского человека.
В числе таких книг можно назвать «Повесть
о настоящем человеке» Б.Полевого, «Молодая
гвардия» А.Фадеева, «От всего сердца»
Е.Мальцева.5

Понятие и истоки соцреализма в литературе ХХ века

Соцреализм – это направление в искусстве и литературе популярный в XX веке. Он был распространен в искусстве СССР и социалистических стран.

Социалистический реализм или кратко соцреализм появился в XX веке на фоне сложных социально-экономических перемен, в том числе и прекращение НЭПа. Соцреализм был закреплен как направление литературы и искусства в 1934 году. Однако первый раз термин «Социалистический реализм» увидел свет в 1932 году в «Литературной газете» в статье И. Гронского. Его появление связано с Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Соцреализм – метод в литературе, предложенный своим потенциальным последователям как готовый. Его основным идеологом стал А.В.Луначарский. Он был революционером и значимым политическим деятелем в СССР.

А.В. Луначарский

Именно он разработал теоретические основы соцреализма с опорой на марксистскую идеологию. А.В. Луначарский считал, что советский человек нуждается в реализме, но таком который бы подчеркивал особенность советского человека. А.В. Луначарский характеризовал социалистический реализм как «… широкую программу, он (соцреализм) включает много различных методов».

Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде Союза Писателей. Официальное определение соцреализма приведено ниже.

Термин соцреализм был официально утвержден Иосифом Виссарионовичем Сталиным. После этого именно соцреализм стал основой советской культуры и искусства на целые 60 лет. Долгие годы шли споры о методе соцреализма, о его сочетаемости с другими направлениями, оттачивались средства, методы выражения мысли советских писателей.

Соцреализм в литературе был распространен до 50-х годов. После смерти Сталина значение социалистического реализма в литературе значительно снизилось.

Советская литература в 30-х годах

Отличительной чертой советского литературного процесса этого периода стала конфронтация писателей на две противоположные группы: одни литераторы поддерживали политику Сталина и прославляли мировую социалистическую революцию, другие всячески противостояли авторитарному режиму и осуждали антигуманную политику вождя.

Русская литература 30-х годов переживала свой второй расцвет, и вошла в историю мировой литературы как период Серебряного века. В это время творили непревзойденные мастера слова: А. Ахматова, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Цветаева, В. Маяковский.

Свою литературную силу показала и русская проза: творчество И. Бунина, В. Набокова, М. Булгакова, А. Куприна, И. Ильфа и Е. Петрова прочно вошли в гильдию мировых литературных достояний. Литература в этот период отражала всю полноту реалий государственной и общественной жизни.

В произведениях освещались те вопросы, которые волновали общественность в то непредсказуемое время. Многие русские литераторы вынуждены были бежать от тоталитарных преследований власти в другие государства, однако и заграницей они не прерывали свою писательскую деятельность.

Вариант 2

1. Отметьте характерную черту развития культуры в первые 1 послевоенные годы.

1) усиление вмешательства партийно-государственного ап­парата в культурную жизнь общества
2) публикация произведений русских писателей-эмигран­тов
3) снятие цензурных запретов в живописи и киноискусстве
4) прекращение деятельности общественных организаций (союзов) творческой интеллигенции

2. Руководителем группы учёных, создавших атомное оружие в СССР, был

1) Л.Д. Ландау
2) С.П. Королёв
3) И.В. Курчатов
4) Н.Н. Семёнов

3. Расположите имена учёных в хронологической последова­тельности их жизни и деятельности.

1) Д.И. Менделеев
2) А.Д. Сахаров
3) М.В. Ломоносов
4) И.П. Павлов
5) Н.И. Лобачевский

4. Какие три литературных произведения из перечисленных посвящены Великой Отечественной войне? Запишите циф­ры, под которыми они указаны.

1) «Молодая гвардия»
2) «Тихий дон»
3) «Чапаев»
4) «Василий Тёркин»
5) «Повесть о настоящем человеке»
6) «Как закалялась сталь»

5. Ниже приведены фамилии исторических деятелей. Все они, за исключением двух, — учёные.

1) С.И. Вавилов; 2) П.А. Черенков; 3) С.М. Эйзенштейн; 4) И.В. Курчатов; 5) А.А. Фадеев; 6) Ю.В. Харитон.

Найдите и запишите порядковые номера фамилий истори­ческих деятелей, проявивших себя в других областях.

6. Установите соответствие между событиями и датами.

События

А) создание первой советской ЭВМ
Б) празднование 800-летия Москвы
В) постановление ЦК ВКП(б) О журналах «Звезда» и «Ленинград»
Г) кампания борьбы с «космополитизмом»

Даты

1) 1945 г.
2) 1946 г.
3) 1947 г.
4) 1949 г.
5) 1951 г.

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

_______________ — идеологическое течение, пропове­дующее отказ от национальных традиций, культуры и па­триотизма, выдвигающее идею мирового гражданства.

Ответы на тест по истории России Идеология, наука и культура в послевоенные годы 10 классВариант 1
1-4
2-4
3-54312
4-246
5-12
6-3425
7. генетикаВариант 2
1-1
2-3
3-35142
4-145
5-35
6-5324
7. космополитизм

Научные разработки

В возрождении нуждалась и научная деятельность. С этой целью многие ученые были возвращены из мест заключения. Однако вся их работа контролировалась партийной верхушкой. Те, кто не подчинялся этим веяниям, подвергались гонениям. Если для точных наук партийный аппарат был тормозом, то гуманитарные дисциплины вошли в состояние полного упадка.

Классическая дискуссия развернулась в биологии. В результате ряд ученых лишились возможности заниматься исследовательской деятельностью, а некоторые были арестованы. Например, академик Вавилов, который окончил жизнь в саратовской тюрьме.

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Перед Октябрьской революцией почти 70 % взрослого населения оставалось неграмотным. Большевиками в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Её деятельность имела позитивные результаты. К середине 1920-х гг. количество грамотного населения выросло вдвое, составив 60,9 °% . Однако разрыв в уровне грамотности между городом и деревней, мужчинами и женщинами всё ещё сохранялся.

В конце 1930-х гг. завершилось формирование советской системы образования. Её основой стала всеобщая 7-летняя средняя школа (с 1937 г.), также существовало среднее специальное образование. Университеты стали доступными для всех социальных групп. Для рабочей молодёжи открывались специальные рабочие факультеты — рабфаки.

Ключевые даты

  • 1920 — создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности.
  • 1922 — «Философский пароход» — массовая высылка деятелей культуры из СССР.
  • 1937 — введение всеобщего семилетнего образования.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: