Как найти работу в сфере кино?

Основные требования к специалисту

К режиссерам чаще всего предъявляют такие требования:

  1. Наличие специального образования (профильного).
  2. Знание особенностей и специфики работы в этой сфере.
  3. Наличие технической подготовки (понимание того, как работают техника и спецоборудование, умение пользоваться программами для записи и монтажа).

Поскольку сразу после учебы устроиться работать режиссером не всегда получается, молодому специалисту приходится начинать карьеру в качестве ассистента. По прошествии времени и после наработки опыта помощник может претендовать на должность режиссера.

Исключение составляют те случаи, когда студент во время учебы подрабатывает ассистентом, много времени находится в режиссерских кругах. Тогда по окончании учебы у него уже есть достаточно знаний, навыков и опыта, чтобы занять более высокую должность.

Задачи и должностные обязанности

Наиболее частым местом работы представителей этой профессии выступают киностудия и театр.

В обязанности специалистов входит:

  • выбор актеров;
  • управление технической группой;
  • подбор актерам подходящих ролей;
  • разработка декораций, костюмов;
  • организация репетиций и пр.

Однако между кино- и театральными режиссерами есть отличия:

  1. Театральные прекращают работу в день премьеры, при этом актеры выступают без контроля руководителя, только следуя его предварительным указаниям. Поэтому постановщик должен заранее их подготовить, провести как можно больше репетиций, чтобы избежать ошибок. Кинорежиссер работает как перед съемками, так и после них, занимаясь монтажом отснятого видеоматериала, создавая киноленту в соответствии со своим видением.
  2. Театральный режиссер работает в одном учреждении на постоянной основе. Кинорежиссер занят в различных проектах.

Рабочий процесс у театрального и кинорежиссера организуется по-разному.

К главным обязанностям режиссера относят:

  • работу со сценарием;
  • выявление общей концепции постановки и главных аспектов;
  • проработку ролей с актерами;
  • руководство работой участников постановочной группы и пр.

Другие обязанности выявляются в зависимости от сферы деятельности.

Телевизионный режиссер работает в прямых эфирах, поэтому ему необходимо следить за соответствием контента разбивке времени и молниеносно принимать решения в чрезвычайных ситуациях.

Знания и навыки

Представитель этой профессии должен хорошо знать теорию и практику режиссуры, законы драматургии, владеть основами музыкального и сценического оформления, актерским мастерством. Ему необходимо уметь обращаться со съемочной техникой.

Кроме того, режиссеру нужно владеть знаниями в таких областях, как:

  • история литературы, кино, театра;
  • иностранные языки (предпочтительно);
  • художественное искусство;
  • драматургические произведения (современные и классические);
  • кинематография.

Важные профессиональные и личные качества

Режиссер-постановщик должен обладать такими качествами, как:

  • артистизм;
  • эрудированность;
  • развитая фантазия;
  • дисциплинированность;
  • образное мышление;
  • высокий интеллект;
  • работоспособность;
  • стрессоустойчивость;
  • умение руководить.

Еще одним не менее важным качеством выступает чувствование тенденций, поскольку режиссер должен разбираться в актуальности и новизне различных тем.

Помимо специального образования и опыта работы, режиссеру необходимы:

  • общительность;
  • высокий уровень эмпатии;
  • тонкий художественный вкус;
  • умение руководить коллективом;
  • развитое мышление и творческое воображение;
  • креативность и т. д.

Обучение и карьера

Чтобы стать режиссёром, учиться можно как в театральном колледже, так и в вузе, поступив в учебное заведение либо после 9, либо после 11 класса. В колледже начать получать образование получится и на смежных направлениях, к примеру, «Анимация» или «Социально-культурная деятельность». После колледжа высшее образование удастся получить по направлениям «Режиссура театра», «Режиссура кино и телевидения» и т.д.

Те абитуриенты, которые становятся студентами режиссёрского факультета, обязательно предоставляют результат ЕГЭ по таким предметам, как литература, русский язык, история либо обществознание. Однако гораздо более важным является успешное прохождение творческого испытания и собеседования, практически всегда определяющего вердикт приёмной комиссии.

Что касается учебных заведений, ориентироваться, конечно же, стоит на зарекомендовавшие себя вузы и колледжи, расположенные главным образом в столице и Санкт-Петербурге. Например, хорошо бы подать документы в крупнейшее в Европе учебное учреждение ГИТИС по направлению театральной режиссуры или же отправиться в Московский государственный психолого-педагогический университет, позволяющий выучиться на режиссёра кино и телевидения.

Неплохо зарекомендовала себя специальность «Режиссура кино и телевидения», преподающаяся во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С. А. Герасимова либо же «Постановка и организация театрализованных представлений и праздников» в московском ИСИ.

Однако к самым престижным вузам для будущих режиссёров всё же относятся ГИТИС, ВГИК, МГПУ, ТИ им. Б. Щукина, СПбГУП и СПбГИК. К рекомендуемым колледжам, готовящим режиссёров, можно отнести МГКИ, МГТК имени Л. А. Филатова и ТХТК. Если режиссура выбрана в качестве дополнительного образования, то стоит отправиться в Высшую школу режиссёров и сценаристов.

После обучения новоявленный режиссёр может начать свою карьеру на киностудиях и в центрах телевещания, в агентствах, занимающихся продюсерской деятельностью, или же разнообразных театрах. Для специалиста такого профиля также возможно сотрудничество с певцами, танцорами и музыкантами, а также деятельность в агентствах по организации мероприятий и крупных холдингах. Безусловно, всегда приветствуется участие в независимых проектах и частное взаимодействие с заказчиками.

Какие вузы участвуют в приеме

В постановлении указаны десять вузов: восемь московских и два петербургских. Так как постановление говорит о творческих специальностях, то и вузы в списке творческие.

Вузы Москвы:

  1. Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова.
  2. Российский институт театрального искусства — ГИТИС.
  3. Российская академия музыки им. Гнесиных.
  4. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского.
  5. Литературный институт им. А. М. Горького.
  6. Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова.
  7. Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России.
  8. Школа-студия (институт) им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ.

Вузы Санкт-Петербурга:

  1. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова.
  2. Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.

На какие специальности будет прием

Область Специальность Квалификация
Сценические искусства и литературоведение 52.05.04 Литературное творчество Литературный работник Литературный работник, переводчик художественной литературы
52.05.02 Режиссура театра Режиссер драмы Режиссер музыкального театра Режиссер театра кукол Режиссер эстрады Режиссер цирка
Музыкальные искусства 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором Дирижер оперно-симфонического оркестра, преподаватель Дирижер академического хора, преподаватель
53.05.03 Музыкальная звукорежиссура Музыкальный звукорежиссер, преподаватель
53.05.06 Композиция Композитор, преподаватель
Экранные искусства 55.05.02 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств Звукорежиссер аудиовизуальных искусств
55.05.01 Режиссура кино и телевидения Режиссер игрового кино- и телефильма Режиссер неигрового кино- и телефильма Режиссер анимации и компьютерной графики Режиссер телевизионных программ Режиссер мультимедиа Режиссер интернет-программ

Сценические искусства и литературоведение Специальность 52.05.04 Литературное творчество Квалификация Литературный работникЛитературный работник, переводчик художественной литературы Специальность 52.05.02 Режиссура театра Квалификация Режиссер драмыРежиссер музыкального театраРежиссер театра куколРежиссер эстрадыРежиссер цирка Музыкальные искусства Специальность 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором Квалификация Дирижер оперно-симфонического оркестра, преподавательДирижер академического хора, преподаватель Специальность 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура Квалификация Музыкальный звукорежиссер, преподаватель Специальность 53.05.06 Композиция Квалификация Композитор, преподаватель Экранные искусства Специальность 55.05.02 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств Квалификация Звукорежиссер аудиовизуальных искусств Специальность 55.05.01 Режиссура кино и телевидения Квалификация Режиссер игрового кино- и телефильмаРежиссер неигрового кино- и телефильмаРежиссер анимации и компьютерной графикиРежиссер телевизионных программРежиссер мультимедиаРежиссер интернет-программ

Заработная плата и карьера

Многие считают, что «люди с экрана» зарабатывают баснословные деньги и чуть ли не купаются в роскоши. Это распространенное заблуждение. Разумеется, популярный ведущий, чье имя у всех на слуху, широко известный продюсер и главный редактор телеканала действительно получают более чем приличные деньги. Вместе с тем доход среднестатистического сотрудника относительно невысок. Он составляет примерно от 25 до 50 тысяч рублей.

Простейший способ для выпускника вуза попасть на любой телеканал – сначала трудоустроиться на должность администратора, ассистента (помощника) редактора либо режиссера. Сразу выскочить «на экран» будет гораздо труднее, ведь для этого нужен опыт. Чтобы обзавестись им, профессионалы рекомендуют начинать карьеру с районной телестудии.

Оплата труда

Зарплата режиссера зависит от его репутации, известности и т. п. Согласно статистическим данным, режиссер культмассовых мероприятий получает от 8000 грн. в месяц, а телевизионный – от 18 000 грн. Начинающий постановщик в театре зарабатывает от 9000 грн. Зарплата опытного, популярного режиссера может быть неограниченной.

Оклад режиссера кино зависит непосредственно от картин, которые он снимает, поэтому назвать точную цифру не представляется возможным. Известные режиссеры-постановщики имеют самые высокие гонорары, поскольку их услуги востребованы на рынке труда. Однако новички в Домах культуры или театрах получают от 11 000 грн. в месяц, в то время как профессионалы, работающие на себя, – от 40 000 грн.

Чем больше у специалиста опыта и удачных проектов, тем выше его заработок. Кроме того, доход может быть фиксированным, если человек работает на должности в каком-либо учреждении культуры, или же неограниченным, если он участвует в различных проектах.

Режиссёр

Режиссёр — человек, который контролирует практически все процессы на съёмочной площадке. Обычно сцены фильма не снимаются в той последовательности, в которой мы видим их в кино: в задачу режиссёра входит разделить большую историю на отдельные фрагменты, отснять их, а затем проследить за тем, чтобы целостность не нарушилась. Режиссёр имеет собственное видение того, каким должен быть готовый фильм, и творчески интерпретирует сценарий. Также он планирует съёмки, руководит актёрским составом, контролирует работу оператора-постановщика и выбирает, что из отснятого материала войдёт в финальную версию картины. Чтобы руководить процессом, режиссёру нужны технические знания, лидерские качества и организаторские навыки.

Где научиться

  • Курс «Режиссёрское мастерство», Московская школа нового кино. Очно-заочный формат обучения. Программа длится 2 года, стоимость ― 330 тысяч рублей в год. В школе есть мастерские с уникальными авторскими методиками, например, от Артура Аристакисяна и Геннадия Островского.
  • Интенсив «Киномарафон: профессия кинорежиссёр для начинающих», Высшая школа режиссёров и сценаристов. Онлайн-курс длится 30 дней и стоит 13 500 рублей. ВШРиС предлагает интенсивы разных уровней сложностей: так, новичок может выбрать подготовительный курс, а заинтересованные в документальном кино могут присмотреться к одному из двух тематических направлений.
  • Курс «Режиссура кино», онлайн-школа Geek­Brains. Онлайн-курс длится год и стоит около 150 тысяч рублей. Студенты получат диплом о профессиональной переподготовке.
  • Курс «Режиссёрская мастерская», киношкола Александра Митты. Учиться можно очно или онлайн. Курс длится 2 месяца, стоимость варьируется от 50 до 85 тысяч рублей в зависимости от формата участия. Ученикам предлагают много профильных материалов от опытных российских и советских режиссёров, в числе которых сам Митта, снявший фильмы «Экипаж» и «Сказка странствий».
  • Курс «Я — режиссёр» от Дальневосточного университета, площадка «Универсариум». Его можно пройти бесплатно: это даст первые знания о профессии.
  • Короткие видеоэссе от «Кинопоиска». С них можно начать знакомство с кинематографом и в общих чертах узнать о работе режиссёра.

Что почитать о профессии

1. «Кадр за кадром», Стивен Кац 

2. «Как делается кино», Сидни Люмет

3.  «О режиссуре фильма», Дэвид Мэмет 

4. «Беседы о кино и кинорежиссуре», Михаил Ромм 

5. «Репетиция ― любовь моя», Анатолий Эфрос

Звукорежиссер


Какой же спектакль пройдет на ура, если звуковые эффекты не помогают погрузиться зрителю в события героев. За аудио восприятие в зале отвечает звукорежиссер. Это необычная профессия, которая требует определенных навыков и знаний музыкальных основ, владения тонким слухом. Звукорежиссер обращается с техникой, работает над созданием подходящих сюжету фонограмм. С помощью звуковых уловок он может передать шум приближающихся шагов, скрип двери, надвигающейся бури и многое другое. Совместно со звукооператором монтируют звуковые сопровождения, советуются с мнением режиссера, представляя ему разработанную концепцию. Данная работа предусматривает наличие специального образования, опыта работы со звуком, чувства синхронности.

Какие документы нужны

Первое, что вам понадобится для начала актёрской карьеры — документы, подтверждающие ваше право на работу в США. Для иностранцев это грин-кард или work permit (EAD).

Без них вы не сможете работать на проектах, которые хоть как-то оплачиваются. Конечно, останутся студенческие работы и всякое низкобюджетное авторское кино, но жизнь в Лос-Анджелесе не из дешёвых, а арт-хаус не поможет оплатить счета. К тому же — на любительских съёмках сложно прочувствовать весь масштаб индустрии. 

Многие актёры состоят в профсоюзе SAG-AFTRA — организации, которая защищает права творческих людей и помогает им получать достойную оплату за работу. Они же будут разбираться, если вам откажутся платить или на съёмках произойдёт несчастный случай. А ещё им можно пожаловаться, если вас заставили несколько часов торчать на холоде. 

Все проекты и их участники делятся на union (SAG-AFTRA) и non-union. Union — это союз, который был создан для защиты работников кино. Туда придётся вступить, если ты хочешь чего-то достичь, быть профессиональным актером, играть «говорящие» роли и получать больше денег. 

Попасть в профсоюз просто так не получится. Есть два варианта:

Сыграть в важной роли в проекте со статусом SAG (это может быть даже студенческий фильм);
Получить три ваучера за участие в массовке на проекте со статусом SAG. Процесс может длиться годами, так как это больше удача. . После получения документов об участии в проекте вам пришлют письмо с приглашением вступить в профсоюз

Для этого нужно оплатить членский взнос (зависит от штата и города, в Лос-Анджелесе — 3200 долларов), а далее производить взносы два раза в год

После получения документов об участии в проекте вам пришлют письмо с приглашением вступить в профсоюз. Для этого нужно оплатить членский взнос (зависит от штата и города, в Лос-Анджелесе — 3200 долларов), а далее производить взносы два раза в год.

Многие берут под это дело кредит, рассрочку, но вступают в союз. Если письмо-приглашение пришло, можно не бежать с деньгами, а сидеть и поджидать проект, который покроет взносы и принесёт прибыль. Когда ты не в союзе, то имеешь право работать как в non-union проектах, так и в union. Если в союз вступил, то проекты non-union уже не светят. 

После оплаты взносов вы получаете карточку члена профсоюза и можете ходить на показы фильмов, мастер-классы, работать как union и получать больше денег, у вас будет больше шансов найти более крутого агента.

Если нужно будет играть официанта, который подходит близко к главному герою, или бармена, наливающего виски и его лицо видно в кадре, скорее всего это бэкграунд-актёр SAG. При этом вступление в союз не гарантирует наличие работы, вертеться придётся как и раньше.

Другие театральные должности

Наличие других работников зависит от вида и размера театра. В работе крупных заведений могут участвовать театральный критик или директор по рекламе. Нередко штат включает музыкантов, балетмейстеров, драматургов, композиторов. В кукольном театре не обойтись без кукловодов, а в музыкальном часто используется целый оркестр. Кроме того, стоит перечислить бухгалтеров, юристов, охранников, буфетчиков и уборщиков. Хотя они не связаны с основной работой театра, труд этих служащих тоже важен для заведения.

В некоторых театрах работают суфлёры. Во время спектаклей они внимательно следят за говорящими артистами, находясь за кулисами или в специальной будке, которая скрыта от глаз зрителей. Если исполнитель роли забывает свою реплику, суфлёр шёпотом подсказывает ему. Эта работа может показаться лёгкой, однако в течение всего спектакля специалист находится в постоянном напряжении. Суфлёру необходимо быстро ориентироваться и понимать, когда актёр молчит по сценарию или делает лишнюю паузу, потому что забыл текст.

Ключевые особенности профессии режиссер

Перед тем как решиться поступить на режиссерский факультет, необходимо проанализировать особенности этой профессии (преимущества и недостатки, востребованность).

Востребованность

Профессия режиссер остается востребованной до сих пор, несмотря на то что ее представителей становится все больше с каждым днем. Новые специалисты требуются клипмейкерам, в кинематографии, на телевидение. Кроме того, уровень востребованности напрямую зависит от места работы и характера деятельности. Наибольшим спросом сейчас пользуются режиссеры короткометражных фильмов, поскольку этот вид кинематографии развивается быстрыми темпами. Кроме того, у крупных блогеров и тиктокеров растет спрос на режиссеров-постановщиков.

Кому подходит

Режиссер руководит большим количеством людей, поэтому, помимо творческого таланта, ему необходимы управленческие навыки. Он должен быть высокоинтеллектуальным, эрудированным, с широким кругозором, проявлять креативность, постоянно генерировать новые идеи

Для него важно уметь работать с людьми, находить с ними точки соприкосновения и правильно доносить свои мысли. Если последний пункт не соблюдается, то в работе могут возникнуть проблемы, решить которые будет достаточно сложно

Главные преимущества

К преимуществам этой профессии относят:

  1. Возможность реализовать свой творческий потенциал.
  2. Постоянные креативы, отсутствие рутины.
  3. Участие в различных проектах, знакомство с интересными и известными людьми.
  4. Перспектива путешествовать в другие страны, знакомиться с чужой культурой и обычаями.
  5. При наличии удачных проектов возможны многочисленные награды, премии, слава и признание.
  6. Работа с популярными актерами, продюсерами.
  7. Отсутствие физической работы.
  8. Высокий доход, гонорары.
  9. Возможность вести видеоблог, заниматься журналистикой, стать кинокритиком и пр.

Обязанности

Режиссер-постановщик – это, прежде всего, творческий лидер! Он отвечает за художественную составляющую проекта в кинематографе, на телевидении или в театре. Под руководством режиссёра-постановщика трудятся актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик и другие.

Режиссёр-постановщик может сам являться автором литературной основы (сценария или пьесы), а может брать в работу произведения других авторов. Главное, что именно он, в итоге, отвечает за то, что увидит зритель. Успех или провал далее навсегда будет связан с именем режиссёра-постановщика.

Специализации: игровые или документальные фильмы, театральные спектакли, цирковые программы, музыкальные шоу, массовые мероприятия. Режиссер-постановщик выбирает актёров, работает с ними над ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр.

В интернете

Третий путь — непосредственное участие в кастингах или, чаще всего, в массовках. Объявления размещаются:

  • в соцсетях;
  • на крупных сайтах набора массовки, актеров (дублеров, зрителей);
  • на порталах телеканалов, которые снимают телесериалы, и кастинг-агентств.

Скриншот объявлений с информацией за октябрь

На заметку! Уточняйте все детали работы по телефону, в том числе размер оплаты, на месте массовкой никто не занимается. Будьте готовы потратить 5-10 часов на весь процесс, при этом нет гарантии, что попадете хоть в один кадр.

В холодное время года берите с собой теплые вещи, иногда — одеяло (если снимают на улице), выполняйте все задания режиссера, забыв о робости и своем обычном поведении.

Обязанности режиссера

Перечень и объем конкретных задач и обязанностей режиссера может серьезно различаться в зависимости от направления и специфики деятельности. Например, режиссер кино занимается следующими вещами:

  • пишет или подбирает сценарий;
  • определяет общий художественный стиль картины;
  • подбирает актёров и руководит ими;
  • руководит работой декораторов, художников по костюмам, сценаристов, операторов, монтажеров, ассистентов и других специалистов;
  • руководит процедурой монтажа (иногда участвует в ней).

Для сравнения опишем некоторые функции режиссера телевидения, создающего программы и передачи:

  • создает сценарии;
  • принимает готовые сюжетов и программы;
  • участвует в монтаже телепередач и рекламных видеоматериалов;
  • работает в прямом эфире.

Профессии театра и кино

В театре нет возможности сделать второй дубль, настоящее искусство сделать все без единой ошибки и повторов. Многие люди ценят это и ходят до сих пор на известные постановки. Все как в кино, только сразу без записи, в качестве операторов сами зрители, но за кулисами проделано очень много работы по подготовке всех декораций, грима, да и сами актеры на уровень выше знают сценарий и свою речь, чем в кино.

Выучить огромный текст, рассказывать его с эмоциями, так, как будто сам становишься частью постановки – это непростое дело.  Профессия актер театра и кино является мечтой многих людей из самого детства. В общем, профессии, связанные с кино и театром очень схожие между собой.  

Большинство известных голливудских актеров начинали с театра. Их талант продолжал расти, и появлялась возможность сниматься в фильмах. Но актер – не всегда значит мировая известность. Мы видим многих людей в фильме, но главные роли достаются 2-3 человекам, иногда больше. Кому-то приходится умирать первым, кому-то играть злодея, кому-то на 30 секунд побыть в кадре, но это все делает их актерами.

Профессии в анимационном кино значительно отличаются, хотя часто приглашают известных актеров для озвучивания персонажей, актеры здесь являются плодом фантазии художников. Профессия художник кино – вот главная составляющая всех анимационных фильмов. В наше время, некоторые мультфильмы делают до сих пор рисованными, а не на основе трехмерных моделей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: