Доклад Крещение Руси сообщение
Примерно до середины Х века нашей эры на территории Древней Руси во всю было развито язычество, оно господствовало во всех сферах жизни. Славянская ментальность была основана на вечности добра и зла. Мир на основе попарных основ активно воспринимался славянами. Такая фигура как круг, считался своеобразным оберегом от нечистой силы. Из-за этой традиции к нам дошли такие ювелирные украшения как кольца, цепочки. У древних русичей не было единого бога, у них был целый ряд богов, каждый бог отвечал за опеределяется стихию или силу.
Однако, укрепление Киевской Руси обязательно требовало единого бога и единую сильную веру, которая в тягостную минуту может сполотить народ вокруг себя. Это стало одной из причин принятия христианства на Руси. Выбор веры русским Князем Владимиром описал знаменитый Нестор Летописец в своей «Повести временных лет». Сказано, что князя всея Руси поразила пышность и красота византийских святынь и храмов.
988 год принято считать истинной датой крещения Руси. Именно тогда Владимир Великий принял веру православную и начал по стране христианство распространять. Однако, нужно отметить, что крещение не во всех случаях было добровольным явлением, и этот процесс растянулся на долгие годы. В летописях отмечена всего-лишь часть сведений о насильственном крешении.В народы языческие традиции были актуальны еще много веков. Говорят, что Владимир вводил христианство огнем и мечом, язычники подвергались преследованиям и уничтожениям. Введение новой веры стало обязательным этапом развития нового государства. Крещение Руси для государства значило многое. Русь смогла стать более развитым государством, благодаря внедрения христианства, были наложены дружеские отношения со многими странами. Сплочённость русского общества стала основным положительным последствием крещения Руси. Это знаменательное событие имело огромный вклад в развитие культуры.
28 июля ежегодно отмечается День крещения Руси. Это событие стало знаменательным в истории государства русского, помогло укрепить общество, разложенное междоусобными войнами, наладило дружеские и экономические связи со многими государствами того времени, что положительно отразилось на развитии страны. Русь смогла выйти на мировой уровень развития того времени. По всей стране было выстроенно огромное количество величественных церквей и соборов, которые сейчас являются наследием тех времён.
Социально-политическое развитие Киевской Руси во второй половине X века
Придя к власти, князь Владимир Святославович зафиксировал новое объединение Киева и Новгорода. Весь торговый маршрут из «варяг в греки», от Ладоги до устья Днепра находился под его полным контролем. Древляне основательно усмирили, но из повиновения вышли радимичи и вятичи, понадобилось три года, что бы вновь подчинить Киеву непокорные племена.
Князь Владимир всемерно укреплял государственный аппарат и решил многолетнюю проблему защиты русских рубежей от печенежских набегов. Достижение высокого уровня могущества государства требовало широкого признания международным сообществом того времени. Наступил своего рода переломный момент, который определил дальнейшую судьбу Древней Руси.
Принятие христианства
Для славян было характерно язычество – вера во множество богов, которые управляли погодой, плодородием. При этом каждое племя поклонялось своим богам, и единства в вере у славян не было.
Для удобства поклонения создавались деревянные скульптуры божеств – идолы, которым приносили жертвоприношения. В особо важных случаях, когда необходимо было заручиться божественной милостью, в жертву могли приносить живых людей.
Рис. 2. Идолы.
Ситуация изменилась, когда на киевский престол взошел князь Владимир. Поначалу он тоже усердно молился деревянным богам, но вскоре понял, что для объединения славянского народа нужна новая, общая вера.
Согласно легенде, князь Владимир крестился в 988 году в Корсуни (ныне город Херсон). Вернувшись в родной Киев, он покрестил весь народ киевский, а спустя время христианство приняла большая часть славянского народа.
Новая вера прижилась далеко не сразу. Не все хотели менять своих привычных богов на единого бога, и, приняв христианство, втихомолку продолжали поклоняться идолам. И даже в наше время сохранились некоторые праздники и обычаи тех времен: день Ивана Купалы, колядование, масленица.
Два центра
Все вышеперечисленные основные этапы развития государственности на Руси закономерно привели в первой половине 9 века к образованию на карте современной России двух центров – двух ранних древнерусских государств:
- на севере – Новгородский союз племён;
- на юге – объединение с центром в Киеве.
К середине 9 века князья Киевского союза – Аскольд и Дир добились освобождения своих племен от «подношений» дани Хазарского каганату. Иначе развивались события в Новгороде: в 862 году жители города из-за распрей пригласили княжить и владеть землями норманнского князя Рюрика. Он принял предложение и поселился на славянских землях. После его смерти его приближенный Олег взял правление в свои руки. Именно он в 882 году пошел в поход на Киев. Таким образом, он объединил два центра в одно государство – Русь или Киевская Русь.
ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой
После смерти Олега, титул «великий князь» принял Игорь (912 -945) – сын Рюрика. За чрезмерные поборы он убит людьми из племени древлян.
Рис. 3. Монумент князю Рюрику – основателю Древнерусского государства
Странные недосказанности в Повести временных лет
Есть и другие немаловажные моменты, связанные с содержанием летописи. Например, в летописи Нестора не отмечены или были сдвинуты по времени сведения о кометах, затмениях луны и солнца. Также в летописи отсутствуют какие-либо сведения о Крестовых походах и, особенно об «освобождении Гроба Господня из рук неверных». «Какой монах не возликовал бы по этому поводу и не посвятил бы этому дню не одну, а многие страницы как радостному событию для всего христианского мира?»
Но если летописец не видел небесных затмений, происходивших на его глазах, и не знал о событиях, гремевших на весь мир при его жизни, то как же он мог знать что-нибудь о князе, призванном за 250 лет до него? Во всяком случае, так называемая «начальная летопись» переходит целиком на положение позднего апокрифа», т.е. сочинения, авторство которого не подтверждено и маловероятно. Вот такие вот дела.
Сошлемся также на мнение первого нашего историка В. Татищева. Он отмечал, что «все русские историки почитали за первейшего и главного писателя Нестора — летописца». Но В. Татищев не понимал, почему сам Нестор никаких древних авторов не упомянул, в том числе и об Иоакиме епископе.
В. Татищев был уверен, и по сказаниям это было видно, что древние истории письменные были, но до нас не дошли. Историк полагал однозначно, что задолго до Нестора были писатели, например, Иоаким новгородский. Но его история почему-то осталась безызвестной для Нестора.
И весьма несомненно, по- мнению В. Татищева, что Иоакимова история у польских авторов была (т.е. существовала), так как многие дела у Нестора не упоминались, а у северных (польских) авторов имелись. Также В.Татищев отмечал, что «все манускрипты, которые он имел, хоть и начало от Нестора имели, но в продолжении, ни один с другим точно не сходились, в одном то, в другом другое прибавлено или сокращено».
Е. Классен обстоятельно анализировал вопрос, на чем же основано убеждение о начале самостоятельности русского народа или о его государственности только со времен призвания Рюрика. На летописи Нестора или на заключении о его сказании Л. Шлецера.
Из летописи, считал сам автор, ясно и несомненно видно, что племена, призвавшие варягов, вели жизнь политическую, государственную, так как составляли уже союз, общину из 4 племен — Руси, Чуди, Славян, Кривичей, занимавших до 1 миллиона квадратных верст в северо-восточном углу Европы и имевших города — Новгород, Старую Ладогу, Старую Русу, Смоленск, Ростов, Полоцк, Белозерск, Изборск, Любечь, Псков, Вышгород, Переяславль.
Баварским географом было насчитано 148 (!) городов у восточных славян. У дикарей, полагал Е. Классен, и с ним мы согласны, на таком протяжении живущих, нельзя даже предполагать и взаимных отношений, а тем еще менее единства мыслей, что выразилось у Руси, Чуди, Славян и Кривичей относительно вызова к себе князей на престол.
И самое главное, дикари не имеют городов!
Это интересно: 531,Иван Грозный: великий царь.
Последствия христианства
Последствия принятия христианства на Руси можно разделить на две категории: положительные и отрицательные. Необходимо привести вначале положительные изменения в жизни государства, поскольку их было гораздо больше:
- Укрепление власти правителя государства. Религия учила людей смирению и повиновению, а наделенных властью — ответственности за судьбы подчиненных. Вера в одного Бога способствовала сплочению русского народа.
- Создание Церковного устава. Утверждение церковного и княжеского судов.
- Улучшение нравственных основ общества. Запрещены кровавые жертвоприношения. Библия учит людей быть справедливыми, милосердными. Владимир на своем примере показывал, какие изменения происходят с человеком, если он уверовал в единого Бога. Князь навсегда отрекся от многоженства, занимался возведением больниц и приютов для нищих и бездомных, в праздники раздавал пищу и деньги всем желающим. За все перечисленные благодеяния князь Владимир был причислен церковью к лику святых.
- Государство приобрело возможность полноценно взаимодействовать с другими державами. Крещение благотворно повлияло на укрепление торговых и экономических отношений.
- Князьям — последователям Владимира было легко налаживать внешние политические связи с помощью династических браков.
- Огромный скачок в развитии архитектуры и живописи. Храмы строились уже не из дерева, а из кирпича. Русичи научились делать купола и украшать ими соборы и церкви. Был построен собор Святой Софии, Киево-Печерская лавра и др. Фрески, мозаики, иконопись — все это византийское наследие.
- Возникновение письменности. Благодаря Кириллу и Мефодию Русь познакомилась с кириллицей и глаголицей. При монастырях создавались школы, где обучали письменности всех желающих. Там же переписывались Библии, жития святых, сочинялись первые летописи.
- Государство получило доступ к исследованию культурных и материальных ценностей античного периода.
Изучив кратко причины и последствия крещения Руси, можно сделать вывод: X век стал самым насыщенным прогрессивными изменениями периодом в истории великого государства.
https://youtube.com/watch?v=ZKXeCpbHcYQ
Причины принятия новой религии
Над необходимостью принятия Русью новой веры довлели как внутриполитические, так и внешние обстоятельства
Внутренняя необходимость |
Международные условия |
---|---|
Сплочение всех восточнославянских племён под властью Киевского князя |
Упрочение культурных и социально-экономических связей с внешним миром |
Обоснование божественным промыслом общественного расслоения |
Сближение с Византией – тогдашним центром цивилизации |
Поднятие авторитета киевских властей |
Приобщение Руси к культурным и духовным ценностям христианской Европы |
Разрушение пережитков родового строя |
Введение Киева в круг общеевропейской политики |
Сильное влияние православной общины Киева |
Укрепление международного авторитета Киевской Руси |
Важной предпосылкой, склонившей князя Владимира принятию христианства византийского обряда, была его популярность в высшем слое киевского общества (пример княгини Ольги крещённой в Константинополе)
СССР
Официальная дата краха Российской Империи приходится на 7 ноября 1917 года. Октябрьская революция, которую сегодня справедливо называют государственным переворотом, привела к власти пролетариат и послужила толчком к созданию нового государства СССР.
Герб СССР
Советский период для истории России является достаточно противоречивым, поскольку связан как с положительными, так и отрицательными моментами.
Столицей нового государства вначале был обозначен Петроград, где собственно и начались революционные действия, но после она была перенесена в Москву (таким образом большевики защищали себя от других претендентов на власть).
Москва. Кремль
В начале своего существования СССР процветал и становился могущественным на мировой арене, в этом большая заслуга стабильности руководства. Но как только начались бесконечные смены генсеков, особенно это было характерно для 80-х годов, страна с неумолимой скоростью стала приближаться к развалу.
Начало Советского союза отмечено печальными событиями, его называют красным террором. Большевики ценою жизни огромного количества людей устанавливали свою власть. В это время вождем новой страны является Ленин. После власть переходит Иосифу Сталину, которому принадлежат огромные заслуги. Он огромными темпами развивает промышленность, сельское хозяйство, уделяет вниманию оборонной промышленности. Несмотря на все трудности, которые принесла СССР ІІ мировая война, Сталин выходит из нее победителем и невероятными темпами восстанавливает разрушенную страну.
После смерти вождя СССР была втянута в холодную войну с США, но благодаря руководству обеих государств кровопролития и новой войны удалось избежать.
Гагарин
Экономическое развитие страны шло по особому вектору. Руководство на первый план выдвигало народные блага, а уж потом прибыль. Что было удивительным и не приемлемым для других стран.
Советская экономика в послевоенный период благодаря объявленным Сталиным пятилеткам была восстановлена за 10 лет, причем вся основа была заложена в первые три года первой пятилетки.
В состав входило 15 республик, которые существовали в рамках единого государства.
Таблица «Причины образования Древнерусского государства»
Причина | Описание |
---|---|
Разрушение родового строя и родовых связей | Активное освоение новых земель, многочисленные военные походы и развитие торговли привели к ослаблению родовых связей. Из прежних родовых общин, совместно владевших имуществом, стали постепенно выделяться более богатые, сильные и влиятельные семейства. |
Объединение славянских племён для противостояния соседям | Многочисленные, но разобщённые славянские племена были окружены сильными соседями – Хазарский каганат на юго-востоке, норманны на севере. Чтобы противостоять исходящей от них угрозе, славяне должны были объединиться, что и стало одной из основных причин образования Древнерусского государства. |
Развитие городов | Речные и сухопутные торговые пути играли огромную роль. Торговцы, ремесленники, земледельцы, воины – все предпочитали селиться в городах, выраставших на торговых путях. Соответственно, города росли, численность их населения тоже, социальная структура общества усложнялась. Власть князей упрочивалась, становясь государственной, а дань сменялась подобием налогов. |
Социальное расслоение | Из-за отмирания родового строя, когда каждый род сам обеспечивал себя всем необходимым, стали формироваться новые сословия – торговцы, воины, земледельцы и так далее. Образовался социальный слой дружинников и родовой знати. |
Таблица причин образования Древнерусского государства
Распространение Православия на Руси
В остальной Руси переход в Православие был растянут почти на столетие. Процесс протекал медленно из-за сопротивления местного населения, подстрекаемого жрецами языческих культов («кудесниками», «волхвами» и др.). Показателен пример Новгорода, где жители подняли антиклерикальное восстание. Доверенный воевода Владимира Добрыня (вероятно, его родной дядя) поджёг пригороды и под угрозой убийства загнал горожан в реку Волхов. Подобное «крещение огнём и мечём» происходило и в других регионах Древней Руси. Русский народ окончательно принял христианскую религию как свою только лет через 250–300.
Христианство и мировые религии на рубеже I и II тысячелетий
В X веке мировые религии христианство, ислам и буддизм определяли уровень цивилизованности развитых государств. Для Руси буддизм был не актуален в силу отдалённости носителей культурной традиции. В то же время довольно сильное влияние здесь имел иудаизм (условно мировая религия), как рудимент разгромленного князем Святославом Хазарского каганата. Ислам исповедовали жители Волжской Булгарии – культурно и экономически продвинутого государства. Христианство было государственной религией Византии и европейских держав на западных рубежах Руси. Все эти религии культивировали единобожие, что являлось основной скрепой развитого государства той эпохи.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти
Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Литература
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.
Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
***
Крещение Ольги в Константинополе
Первый Аскольдов поход
Крещение Руси
Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)
***
Также в «Словаре»: Владимир Святой, Древнерусское государство, Древнерусская народность
Причины принятия христианства
Произошедшие основные события в Византии поспособствовали принятию христианства на Руси. Византийская империя переживала трудные времена в конце 90-х годов X века. Императору Василию II для подавления мятежа необходима была помощь, и он решил обратиться к киевскому князю Владимиру. На что князь дал согласие, но при условии заключения брака с сестрой императора, принцессой Анной.
Владимир, возвратившись в Киев, обратился к киевлянам с предложением принять крещение. Это произошло в 988 году, поэтому этот год крещения отмечается как принятие христианства на Руси.
Есть и другие причины, способствующие принятию христианства. К ним относятся:
- назревшая потребность в формировании единой идеологии в государстве, которая духовно объединила бы разноплеменные народы Руси;
- укрепление связей с народами западных стран;
- достижение стабильного положения Руси;
- упрочение власти Князя Владимира;
- приобретение в союзники Византии.
Выбор киевского князя Владимира пал на христианство потому, что были противоречия в исламе сформировавшемуся образу жизни, такие как, запрет на употребление в еде вина, свинины, а также специфические восточные обряды (обрезание, забой лошадей).
Так как князь Владимир поставил себе цель укрепить свою власть, то и к католицизму у него не было симпатии. Ведь в Византии православная церковь в те годы была политически беспомощна и полностью подчинялась императорам.
Еще больше запретов оказалось в иудаизме.
Христианская же религия призывала к терпимости и всепрощению, она не требовала жертвоприношений, не делила народы по национальности, и поэтому русский князь остановил свой выбор на православии.
Первые правители Руси таблица
Рюрик.
Олег. У Рюрика был сын Игорь, но когда отец умирал, он был слишком маленьким. Поэтому на престоле оказался дядя Игоря — Олег. Новый князь прославился своей воинственностью и невероятной удачей, которая сопутствовала в сражениях. Самым известным стал поход князя на Константинополь, который открыл возможности вести торговлю с восточными государствами. В народе Олега прозвали «вещим».
Игорь.
Древляне убивают Игоря
Ольга. Древляне вскоре были жестоко наказаны Ольгой — женой убитого Игоря. Она сожгла город древлян (Коростень). Княгиня отличалась жесткостью и острым умом. Она не потеряла ни кусочка земли, завоеванного мужем и предками. Перед смертью успела принять христианство.
Святослав.
Доклад к проекту:
Происхождение и дата рождения киевской правительницы Ольги до сих пор точно не установлено. Многочисленные исторические источники дают разные годы рождения княжны и не могут прийти к единому выводу о её происхождении.
Большинство историков считает, что она родилась в 20-х годах 10 века в районе Пскова и была варяжского происхождения. Однако другая часть исследователей указывает на болгарское происхождение будущей княгини.
Начало правления.
Точно известно, что Ольга стала женой киевского князя Игоря, сына Рюрика. Молодая супруга родила ему старшего сына Святослава, который стал следующим киевским князем.
В 945 году Игорь погибает от рук древлян, во время сбора дани. И Ольга становится княгиней при малолетнем сыне. Святославу в это время было всего три года.
Древляне.
Молодая княжна проявляет большую силу духа и решительность. Она мстит древлянам за смерть Игоря, уничтожая их поселения и убивая послов. Ольга, во главе верной дружины, отправляется в поход на древлян и после длительной осады берет их столицу — Искоростень.
По легенде, Ольга использовала птиц, чтобы взять неприступную крепость. Она потребовала от древлян, чтобы те выдали от каждого двора по голубю в качестве дани, а потом отпустила птиц, предварительно привязав к их лапам зажжённую паклю. Птицы полетели к родным домам и сожгли город.
Однако, не только местью запомнилось правление княгини.
Крещение.
Она показала себя очень мудрой и расчётливой правительницей. Понимая, что процесс изъятия дани нуждается в реформе, Ольга устанавливает систему погостов и полюдье. На погостах происходил сбор дани, размер которой становился фиксированным, а собирать её можно было только раз в году, при полюдье, объезде князе земель своих данников.
Другим важным деянием княгини становится её крещение. Ольга стала первой из правителей Древней Руси, которые приняли христианство. Произошло это в 955 году, во время её визита в Константинополь. При крещении она получила имя Елена.
Однако её сын Святослав не пошёл по стопам матери, и остался верен древним славянским богам.
Ольга правила в Киеве с 945 по 960 год, пока Святослав не стал совершеннолетним. Умерла она в 969 году.
В 16 веке великая княгиня была причислена к лику равноапостольной святой, а день её памяти стал отмечаться 11 июля по церковному календарю. Её имя с тех пор становится крестильным.
Княгиня Ольга является одной из самых почитаемых святых Русской православной церкви, в её честь назывались храмы, ставились памятники в Пскове, Киеве, назван залив Японского моря.
Вывод:
Великая киевская правительница Ольга внесла важный вклад в историю Руси. Она реформировала систему сбора дани, она первой из великих князей приняла христианство.
Культурные и этнические последствия
Принятие христианства привело к развитию древнерусской культуры. Это выражалось в следующем:
- Строительство каменных храмов, например, Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке.
- Развитие иконописи.
- Начало летописания.
- Появление литературной традиции, например, “Поучения Владимира Мономаха” и “Жития Феодосия Печерского”.
В государстве появились русские священники, монахи, епископы и даже митрополиты, ускорилось формирование древнерусской народности. В XII веке в летописях перестают упоминаться восточнославянские племена.
В таблице по пунктам можно обобщить перечисленные последствия принятия христианства в 988 году:
Последствия Этнические
Ускорение консолидации древнерусской народности, появление русских священников и митрополитов
Социальные
Ускорение дифференциации древнерусского общества, выделение господствующего слоя, развитие феодализма
Экономические
Появление и укрепление земельной собственности
Политические
Рост международного престижа государства, династические браки с разными государствами Европы, укрепление центральной власти и важности престола в Киеве
Культурные
Развитие древнерусской культуры, в том числе архитектуры, иконописи, литературы, начало летописания
Первые пять митрополитов были греками, а шестым стал Иларион. Он занимал пост всего 4 года, с 1051 по 1055 год. Иларион написал “Слово о законе и благодати”. После смерти его снова сменил грек – Ефрем. Иларион был поставлен на кафедру митрополита собором русских епископов, а не патриархом из Константинополя.
Рис. 3. Русь при князе Владимире Святом.