Ранняя лирика в.в.маяковского. анализ стихотворения «а вы могли бы?»

Композиция

Маяковский создает композиционно цельный монолог: перескакивая с темы на тему, он все же ведет беседу с Пушкиным вокруг одной главной идеи о необходимости классической поэзии, которая помогает выражать чувства.

«Когда волнуется желтеющая нива» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, тема, жанр

Он расставляет все акценты в своем отношении к поэту 19 века, он говорит о своем искреннем сожалении – как жаль, что они не могут по-настоящему побродить под луной и проговорить до утра обо всем на свете. А так им приходится расставаться: Владимир Владимирович подсаживает Александра Сергеевича на пьедестал и завершает свой монолог рассуждением о вечности: он считает, что они двое точно останутся в народной памяти и перечисляет еще нескольких поэтов, которые, по его мнению, этого достойны. При этом завершается произведение жизнеутверждающей манифестно-плакатной фразой о том, что Маяковский ненавидит вечность и обожает жизнь.

Подробный анализ стихотворения

Раннее творчество Маяковского, в основном представлено работами резкого характера. Они были прямолинейными и порой даже жесткими. Хотя, всегда имеются исключения. Вот и в ранних работах Маяковского можно выделить, не похожее на остальные, стихотворение под названием «А вы могли бы».

История создания

В литературу В. Маяковский пришел в 1912 г., после того как опубликовал стихотворение «Ночь». В этот же период поэт пристал к футуристам и посвятил себя поэтическому искусству. Так началась история создания анализируемого стихотворения и других шедевров известного русского футуриста.

«А вы могли бы?» было написано в 1913 г., относится к раннему творчеству поэта. Известно, что жизнь молодого Маяковского складывалась непросто, видимо, печальный опыт научил поэта замечать красоту в простых вещах.

Тема

В строках анализируемого стихотворения раскрывается тема творчества, умения преображать мир вокруг. В связи с ней реализуется идея о том, что человек сам решает, как ему воспринимать мир: как серые будни или как яркую вдохновляющую реальность.

Произведение написано от первого лица, что помогает тонко прочувствовать настроение автора. В центре стихотворения лирический герой, который воспринимается читателем как неисправимый оптимист. Уже в первых строках он рассказывает, как раскрасил серые будни «краской из стакана».

Эту фразу следует воспринимать в переносном значении. Скорее всего, говорится о том, что герой скрасил будни чем-то, что приятно его душе.

На раскрашивании герой не остановился. В студне он заметил океан, а жестяная рыба поманила губами. Лирический герой подмечает каждую деталь. Ассоциации, которые возникают у него в голове, несколько необычные. Тем не менее герой не боится показаться окружающим чудаком. Наоборот, он гордится своим умением видеть прекрасное.

В последних строках герой обращается к другим людям. Он спрашивает, умеют ли они тоже видеть красоту в серых буднях. Этот вопрос скрывается за оригинальной метафорой: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?». Вопрос, на первый взгляд, риторический. На самом деле, автор надеется, что каждый читатель даст на него свой ответ.

Композиция

Несмотря на то, что стихи написаны в духе футуризма, его композиция отличается простотой. Это монолог лирического героя, который рассказывает о своём восприятии серых будней. Он нанизывает метафорические образы, а потом обращается к окружающим.

По смыслу стихотворение не делится на части. Формального разделения на строфы автор также не использует, что придаёт мыслям целостность.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В. Маяковский использует перекрестную рифмовку АВАВ. В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы.

Жанр

Жанр анализируемого произведения – лирическое стихотворение. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, творческой личности, умеющей видеть прекрасное во всём.

Средства выразительности

Творчество футуристов удивляет свежими, оригинальными образами, сложными ассоциациями, экспериментами с формой. Анализируемое стихотворение – яркий пример этих особенностей популярного в начале ХХ века направления. Художественные средства, использованные Маяковским, позволяют автору передать внутреннее состояние лирического героя.

Каждый из созданных поэтом образов метафоричный: «я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб». Маяковский не изменяет себе, поэтому его метафоры несколько грубые. Дополняется картина эпитетами, но их в тексте немного: «жестяная рыба», «новые губы».

Средства выразительности помогают автору полно раскрыть тему и донести до читателей идею. Жесткости строкам придаёт аллитерация согласных «ж», «ч», «ш», «ц»: «На чешуе жестяной рыбы».

Маяковский любит поиграть интонацией, но анализируемые стихи отличаются спокойными повествовательными предложениями, лишь в конце появляется вопросительное предложение.

При анализе стихотворения, мы видим жажду преобразований, где поэт не наблюдает, а выражает желание действовать.

Мне нравится59Не нравится25

Разница между «могли бы» и «смогли бы»

Все акценты расставлены на действиях. «Смазать карту будня», «плеснувши краску из стакана» – значит не отдаваться на произвол судьбы, и при этом расцвечивать ее. «Показать на блюде студня косые скулы океана» – можно интерпретировать как раскрытие потенциала и перспектив. Так является ли примитивной провокацией вопрос, который поставил Владимир Маяковский («А вы могли бы?»)? Анализ последующего текста указывает на то, что он порицает не только приземленность мышления, но и чрезмерную его летучесть, беспечность. Во всем, что нас окружает, не нужно искать поэтики и пускаться в пространные рассуждения. Нужно творить, действовать, преображать, брать все под свой контроль – и прямо сейчас, как это делает сам Маяковский. Анализ «А вы могли бы?» показывает, что это не просто вызов. Сравните, к примеру, две формы глагола – «могли бы» и «смогли бы». Первый вариант, который использован в стихотворении, имеет более вопросительное значение, значение действия, продолжающегося всегда и везде. Тогда как второй вариант – всего лишь побуждение доказать что-то кому-либо.

Почти осязаемой мощностью и напористостью отличаются образы, естественные и одновременно оригинальные, которые создал Маяковский. Анализ «А вы могли бы?» показывает, что не только значение слов способствует этому, но и само их звучание. Вместе с тем общая картина не теряет легкости, показана готовность автора к мягким и свежим впечатлениям, к их ожиданию, символом которых являются губы. Можно заметить иронический и летящий оттенок повествования, который в последней строчке сравнивается с ноктюрном. «Я свой ноктюрн уже сыграл и еще сыграю, а как насчет вас?».

«Послушайте!»

В произведении «Послушайте!» тонкая, ранимая и бесконечно одинокая душа лирического героя прячется за характерными для Маяковского пренебрежительными и фамильярными интонациями. « Послушайте!»- это своеобразный крик души поэта о помощи, он надеется, что его услышат

Ведь когда мы говорим « послушайте!», мы в первую очередь хотим обратить внимание людей на свои последующие слова. Поэт вступает в неравный спор с человечеством, убеждая его не мирится с одиночеством и холодным безразличием к другим людям

Стихотворение – сплошная дискуссия и полемика. Авторская мысль, в отличие от стиха « А вы могли бы?» развивается более оптимистично и жизнеутверждающе. Но все — таки общим остается заключительное предложение, который в обеих стихах несет утвердительный и риторичный характер.

Анализ стихотворения Блока «О, я хочу безумно жить…»

11 декабря 2013

Есть стихотворения, которые стали не просто классикой, они остаются на слуху долгие годы у многих поколений. Иногда человек точно не знает, кто автор данного стиха, но дословно помнит, как оно звучит. К таким произведениям поэтического творчества принадлежит анализируемое стихотворение, написанное известным русским поэтом начала 20-го века Александром Блоком: «О, я хочу безумно жить…» В нем заложен глубокий общечеловеческий смыл.

Первая строчка звучит декларацией желания автора жить не так, как принято в обществе обывателей. С точки зрения среднестатистического гражданина, погруженного в пучину материальных проблем и забот, жить бездумно – это норма, а то, что в его узкие привычные рамки не вписывается, для него считается безумием. Александр Блок никогда не жил без мыслей, без чувства, без смысла не только потому, что был поэтом. Даже его личная жизнь была особенная, неповторимая, полная ярких страстей, высоких взлетов и глубоких падений. Можно с уверенностью констатировать факт: желание поэта, провозглашенное в стихотворении, исполнилось: он сумел-таки прожить «безумную» жизнь.

Человека творческого смело можно назвать божьим собратом, потому что потребность и способность к творчеству – это поистине дар божий. В идеале, каждое мыслящее существо может и должно быть творцом – так задумано было изначально. Поэтому, нет ничего такого уж безумного в том, что человек хочет: «Все сущее – увековечить, безличное – вочеловечить, несбывшееся – воплотить».

Именно с таким заданием приходит в этот мир каждый из нас, независимо от того, в какой сфере человеческой деятельности ему выпала судьба воплощать задуманное, оставляя следы своего личного участия на безликих предметах и вещах. Это могут быть не только художественные произведения: картины, книги, музыка, но и архитектурные сооружения, памятники зодчества, которые живут многие века.

И пусть жизненный путь человека творческого усыпан шипами, «пусть душит жизни сон тяжелый, пусть задыхаюсь в этом сне», но кроме тех кошмаров, которые выпадают на долю любого человека, есть нечто более значительное, масштабное, вечное.

Блок всю свою сознательную жизнь служил этим высоким идеалам добра и света, свободы и творчества. В конце стихотворения звучит надежда на то, что потомки правильно оценят его и поймут, что «он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!»

Литературные приемы во втором блоке первой части стихотворения

Анализ «Лилички» Маяковского также показывает, что второй блок первой части построен на литературном приеме антитезы. Свободный мир животных (быка, слона), основанный на гармонии, противопоставляется душевной закрепощенности, страданиям лирического героя. И первая часть завершается риторическим вопросом. С помощью приемов аллитерации (звуки «л», «с», «х», «ж», «ш») и инверсии воспроизводится не только звук шелестящих листьев, но и вызывается зрительно-слуховая ассоциация с осенним временем года, символизирующим безнадежность.

В заключительной части произведения неожиданно мягко озвучена просьба лирического героя. В ней звучит и прощание, и прощение возлюбленной. Применяется аллитерация (звуки «д», «т», «с», «н»), а также ассонанс «а» — «о» — «э». Это придает особенно выразительное звучание заключительному аккорду произведения.

Тема и основная идея

В рамках школьной программы стихотворение «Одиночество» изучают в 11 классе, потому что оно довольно сложное для восприятия. Тема произведения — разрыв отношений, после которого человек остаётся в одиночестве. Лирический герой, от лица которого ведётся повествование, и его любимая женщина — единственные персонажи произведения. Для раскрытия двух взаимосвязанных тем поэт использует следующее:

  • психологические зарисовки;
  • описания пейзажей;
  • воспроизведение прощальной сцены.

Почему мужчина одинок, становится понятно только во второй строфе. Поэт пишет, что вчера у него была женщина, которая к вечеру стала «казаться женой». Понять это выражение можно по-разному, в зависимости от того, как будет поставлено логическое ударение. В этом заключается авторский приём.

С одной стороны, Бунин показывает, что лирический герой привык к женщине и стал воспринимать её как свою супругу, а с другой — раньше Анна была женой Бунина, а потом стала «казаться ею». Так поэт подводит читателя к мысли, что избежать разрыва было нельзя, ведь если женщина решила расстаться, вернуть её вряд ли получится, да автор и не собирается этого делать.

После ухода супруги поэт сначала надеется на её возвращение, хотя не упоминает об этом. Он только описывает погоду, и читатель может заключить, что всё это время брошенный персонаж с надеждой вглядывался в непроглядную темень, а когда ветер стихал, то и вслушивался.

Герой мирится с тем, что теперь придётся жить одному, «без жены». В первых трёх строфах есть слова, который одинаково точно описывают состояние природы и души рассказчика:

  • «темно»;
  • «тоскливо»;
  • «больно».

Последняя строфа вселяет надежду на то, что герой научится получать удовольствие от жизни после ухода супруги. Он иронизирует над собой, а это уже хорошо: кризис миновал, и за ним последует возрождение души. Впоследствии так и случилось: в 1915 году Иван Алексеевич написал стихотворение «Слово», в котором нет и намёка на страдания. Поэтические строки посвящены роли поэта в обществе.

Образы и символы

Лирический герой находится в поиске главного жизненного замыла, идеи происходящих в природе физических явлений. И в центре его интереса – звезды, а именно их происхождение. По мнению главного героя, мыслящей личности, у всего есть причина и следствие.

Сознанием главного героя формируются образы второго плана — он представляет, как некто смелый человек, достигая Бога, просит того зажечь звезды, чтобы у людей стало светлее на душе. То есть перед нами объект лирического сознания – главный герой, субъекты его воображения – деятельная личность, которая обращается за помощью к Богу.

Помимо этих персонажей, стихотворение имеет форму послания, а значит, в произведении присутствует обобщенный образ собеседника, читателя.

Тема и проблематика произведения

Уже с первых строк стихотворения можно понять, что автор пытается показать читателю красоту всего того, что его окружает. Маяковский считает, что человек сам вправе выбирать то, какой ему видеть свою жизнь: унылое и серое пятно или переполненная яркими красками реальность.

Повествование происходит от лица писателя, что позволяет более тонко прочувствовать настроение и отношение автора на раскрываемую им тему. Центром стихотворения является лирический герой, который представлен как «неисправимый оптимист», снова раскрашивающий серые будни «краской из стакана».

Эту фразу стоит воспринимать только по отношению к главному герою. Он сделал что-то такое, отчего ему самому на душе стало приятно. Герой не может «раскрасить» жизнь всего общества. Однако на этом он не остановился.

Когда лирический герой шёл по набережной, то заметил в океане жестяную рыбу, которая легонько пошевелила губами, как бы зазывая к себе. Он замечает каждую мелочь, каждое незначительно действие. Герой любит ассоциировать их с чем-то, но порой это кажется странным и непонятным для окружающих его людей.

В последних строчках стихотворения Маяковский обращается к читателю, чтобы понять, умеет ли он также замечать прекрасное в мелочах или примкнул к серому обществу. Писатель делает это через оригинальную метафору: «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?». С первого взгляда может показаться, что это риторический вопрос. Однако Маяковский надеется, что у каждого на него будет ответ.

Проблематика произведения:

  • Проблема понимания красоты.
  • Проблема человеческой индивидуальности.
  • Проблема понимания прекрасного.

Анализ стихотворения Маяковского «А вы могли бы?»

Поэзия Владимира Маяковского отличается особой резкостью и прямотой. Однако в литературном наследии этого автора порой встречаются произведения, обладающие удивительной образностью, метафоричностью и не лишенные своеобразной романтики. К ним, в частности, относится стихотворение «А вы могли бы?», написанное в 1913 году и передающее особое, беззаботное и приподнятое настроение автора.

В нескольких емких фразах Владимир Маяковский обрисовывает серую и будничную картину обычной трапезы с классическим набором блюд. Однако словно бы по волшебству она преображается, так как поэт в состоянии увидеть в банальном студне «косые скулы океана». Его желание приукрасить мир настолько велико, что в ход идут всевозможные предметы, которые находятся под рукой.

Так, поддавшись романтическому настроению, поэт с первой же строчки заявляет о том, что он «сразу смазал карту будня», намекая на то, что его раздражает обыденность во всем, даже если речь идет об обычном обеде. Далее поэт позволяет себе явно хулиганскую выходку, «плеснувши краску из стакана». Пролитый напиток позволяет Владимиру Маяковскому если и не преобразить окружающий его мир, то хотя бы внести в него некоторые изменения, оживить унылый застольный пейзаж и попытаться найти в нем крупицы радости, праздника, некоего волшебного очарования.

Его романтический порыв настолько стремителен и увлекателен, что даже в обычной рыбьей чешуе поэт видит «зовы новых губ». Каждая вещь и каждое блюдо буквально преображаются под взглядом автора, приобретая новый смысл и раскрывая свои тайны. И в этом стремительном постижении нового, еще неизведанного мира, который скрывается под маской серости и безразличия, Владимир Маяковский видит удивительную гармонию, которая наполняет его сердце радостью и неким детским восторгом. Поэтому неудивительно, что в порыве вдохновения он обращается к неизвестному собеседнику, а, точнее, ко всем читателям с вопросом о том, смогли бы они сыграть ноктюрн на «флейте водосточных труб»?

Сам по себе вопрос звучит весьма поэтично, возвышенно и романтично. Однако автор убежден, что окружающие его люди поймут, о чем идет речь. Ведь достаточно лишь присмотреться повнимательнее к окружающим нас предметам, чтобы увидеть в них таинственное очарование. Главное, захотеть в душе преобразить этот серый и ничем не приметный мир, состоящий из банальностей и условностей. И именно это предлагает сделать поэт в надежде на то, что таким образом он сможет обрести единомышленников, которые, как он предполагает, по достоинству оценят тот удивительный дар, который он бросает к их ногам. Он заключается в умении преображать мир в соответствии со своими желаниями и ощущениями, видеть не только внешнюю оболочку вещей, но и их суть, разгадывать их тайны и читать их, словно увлекательную книгу.

Однако, несмотря на то, что стихотворение «А вы могли бы?» написано в очень возвышенном мажорном ключе, в ярких и образных фразах сквозит одиночество, от которого страдает поэт. Он не может найти понимания среди людей, которые его окружают, поэтому придумывает себе забаву в виде поиска несуществующих образов. Облаченные в поэтические строки, они становятся доступны каждому из нас и словно бы сближают с поэтом, вызывая некоторое удивление. Ведь вряд ли кому-то в повседневной суете придет в голову идея искать среди обычного и прозаического нечто возвышенное и романтическое. Однако Владимир Маяковский заставляет пересмотреть свое отношение к мелочам, что позволяет стать людям более счастливыми, добрыми и оптимистичными.

Тема и настроение

Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.

В том случае, если звезды – это произведения художественного творчества, в которых нуждается воспринимающее сознание, будь то театр, музыка, литература, живопись, то творческая личность (обращенная к Богу) создает их на радость зрителю (читателю, слушающему).

Если же под звездами понимать мир физических, природных явлений, то на первый план выходит тема смысла жизни и смыла красоты в этой самой жизни. Звезды, как все красивое, вдохновляющее, наполняют существование человека светом и теплотой, гармонией и вдохновением, но истинной природы таких вещей мы не знаем. И задача человека будущего – познать ее, развить пытливый ум и проникнуть под покровы тайн мироздания.

о стихотворении В. Маяковского «А вы могли бы? «

Набрел в дружеской ленте и по ссылкам на ряд попыток интерпретации стихотворения Маяковского «Я сразу смазал карту будня»: Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел мы зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? (1913) Говорить о том, что все эти попытки хоть сколько-нибудь проясняют истинный смысл стихотворения, даже не стоит, хотя в интерпретации О. Кушлиной (построенной на сообщении, что стихотворение записано на обороте ресторанного меню — карты) имеется ряд остроумных истолкований. Приведу ее под катом. карта будня — ресторанная карта, меню; краска из стакана — красное вино; я показал на блюде студня косые скулы океана — студень рыбный, желтого цвета (особая гордость поваров, таково заливное из стерлядки, а для рыб попроще клали при варке луковицу с шелухой, чтобы добиться нужного цвета), и океан поэтому «кососкулый» — желтый (а последняя война — Русско-японская). Вилкой волны изобразил, преображая желе в Тихий океан? Следующая строчка ключевая для понимания: жестяная рыба — форма для рыбного заливного, чаще всего существовашая действительно в виде рыбы, на ней и кусочки раскладывали так, чтобы придать вид целой рыбины — от головы до хвоста. Такие формы еще подавались в хороших советских ресторанах: для мясного студня — круглые или квадратные, а для рыбного — в форме «карасиков». И разумеется, они были не одноразового использования (зовы новых губ), это потом уже появились стандартные круглые — из фольги, что потом выбрасывались. Мораль последних строк: а вы смогли бы написать стихотворение из подручных средств, бытовых предметов, а не литературных штампов? Такой вот урбанизм, натюрморт футуристический, не боле того. «Такой вот урбанизм, натюрморт футуристический, не более» — заключает Кушлина. Однако, как уже сказано выше, попытки интерпретации «Я сразу смазал» только лишь как урбанистического пейзажа, кубофутуристического манифеста, стихотворного кубизма, которые предпринимались уже неоднократно и на протяжении многих десятилетий, стихотворение не объясняют. Нам предлагается поверхностный слой: интерпретаторы никак не разъясняют ни появление флейтыв одном ряду с рыбамии рыбной метафорикой (не стоит ссылаться на внешнее подобие и одновременно оппозицию флейта-труба), ни загадочную фразу «прочел мы зовы новых губ», ни, наконец, тот факт, что поэтическому сопернику Маяковского предлагается сыграть «ноктюрн», а не какое-либо иное музыкальное произведение. Между тем, стихотворение прозрачнейшее. И направлено оно против Игоря Северянина. Именно у Северянина пастушеская, буколическая флейта появляется в «рыбном» контексте: А наловишь стерлядей ты И противно-узких щук, — Поцелуй головку флейты, — И польется нежный звук. (Идиллия, 1909) Отсюда у Маяковского «зовы новых губ» на рыбном студне, полемически адресованном северянинским рыбам. У Северянина же Маяковский позаимствовал и столь любимый поэтом «ноктюрн» (См. Ноктюрн, 1908; Ноктюрн: Бледнел померанцевый запад, 1908 и пр.). Но полемика здесь не только между эстетикой «кубо» и «эго» — Маяковский не проходит мимо явственных эротических коннотаций северянинской «головки флейты», иронически предлагая сопернику померяться членами: А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? Если вспомнить, что 1913 год — это время соперничества Маяковского и Северянина из-за Сонечки Шамардиной (см. Шамардина Софья. «Футуристическая юность». Имя этой теме: любовь! Современницы о Маяковском.М., 1993 и пр.), скрытый смысл стихотворения Маяковского становится совершенно очевиден. взято отсюда https://www.linkfeedator.ru/inter/content/view/49192/17/

Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Юбилейное»

Чтобы провести анализ стихотворения «Юбилейное», следует знать предысторию. Маяковский считается неординарным поэтом для своего времени, и его творения также характеризуются как нестандартные. 1912 год известен выходом в свет скандального футуристического манифеста — «Пощечина общественному мнению». Его подписали многие поэты того времени, в том числе Маяковский. Манифест отвергал поэзию прошлого, отвергал классику и призывал сменить творческое русло, начать выражать свои чувства в стихах по-новому: «Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочее и прочее с Парохода современности. . . ».

Произведение Владимира Маяковского «Юбилейное» было создано после этих событий. Дата создания — 1924 год, перед 125-летием Александра Сергеевича Пушкина, как бы в подарок или в качестве извинений. В стихотворении поэт меняет свое отношение к поэтическим творениям прошлых лет. Тема стихотворения — тема поэта и поэзии. Стихотворение представляет собой монолог, обращенный к А. С. Пушкину. В произведении используются такие художественные средства, как антитеза, сравнения, гипербола, а также эпитеты и метафоры («в моей позорно легкомыслой головенке», «на поэтическом песке» и т. д. ).

Здесь Владимир Маяковский уже смотрит на Пушкина, как на равного себе, он признает талант классика прошлой эпохи и высоко оценивает его наследие. Однако Владимир Владимирович не готов мириться с лирикой, которой не место в поэзии революции. Именно поэтому автор весьма нелестно отзывается о Сергее Есенине и его творчестве.

А современных поэтов в большинстве своем Маяковский оценивает невысоко.

В своем произведении поэт также подчеркивает свою любовь к жизни, движению, ко всему живому, возможно, объясняя этим подписание манифеста, отвергающего литературное наследие прошлых лет. Именно поэтому он не желает быть кумиром, он не хочет поклонения своей персоне, памятников и считает, что поэта должны чтить при жизни.

Проведенный анализ стихотворения «Юбилейное» позволяет сделать выводы, что в общем смысле произведение Маяковского представляет собой обращение к прошлому из настоящего, личное отношение Владимира Маяковского к современной поэзии и поэзии прошлых лет, а так же мы видим отношение поэта к разным темам, волнующих поэтов всех времен. В стихотворении восхваляется жизнь, все живое. Так и поэзия, по мнению Маяковского, должна быть яркой, эмоциональной, живой. .

Литературное направление

Жанр стихотворения определяет принадлежность к литературному направлению. Элегия воплотила в себе основные качества, свойственные поэтам эпохи романтизма.

В элегии поэт-романтик может в полной мере излить глубокие душевные переживания, поведать о своих страданиях.

Жуковский, чье творчество неразрывно связано с романтизмом,  опирается на опыт Байрона, который неоднократно обращался к элегическим мотивам.

Дата написания первой элегии Василия Андреевича «Сельское кладбище» 1802 год. Это произведение написано в духе сентиментализма.

А спустя 20 лет Жуковский создает «Море», содержащее черты романтизма. В произведении автор рисует символические образы неба и моря.

Тема

В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы – любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе.

Уже первый стих – откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать все то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни совсем не пугают его, хоть и душат. Держаться на плаву лирическому герою помогают надежды. Все они обращены к потомкам

Мужчина осторожно мечтает о том, что когда-то какой-то веселый юноша вспомнит о нем добрым словом. А

Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь оболочка, середина же светлая и добрая.

Дочитав стихотворение, мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитем добра и света», «свободы торжеством».

В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.

Вариант 2

Владимир Владимирович Маяковский – ярчайшая фигура в литературе двадцатого века.

Лирика Маяковского – поэзия, отличающаяся прямолинейностью, метафоричностью. Она – своеобразный эксперимент Маяковского.

В 1913 году Маяковский написал стихотворение «А вы могли бы?» — произведение с особой метафоричностью. «А вы могли бы?» — центральное стихотворение ранней лирики Маяковского…

В этом стихотворении есть «равномерные переходы». Над каждым из этих «переходов» Маяковский работал длительное время, чтобы воплотить зрительный образ. А Маяковский что-то нашел, чтобы был живой и красочный эффект в лирике «А вы могли бы?»? Конечно. Это различные инновационные «формы».

Все в стихотворении «А вы могли бы?» строится по принципу, который св. с отказом от иллюзорной перспективы.

Большое значение для этого стихотворения имеют глаголы. Почему же? Потому что глаголы — внутренний «движок», которому придается особое значение. Поэт Маяковский с помощью внутренней движущей силы соединяет в одно целое строки стихотворения «А вы…»…

А можно ли отметить что-то от живописи в стихотворном произведении «А вы могли бы?»? Конечно. Тут детали городского пейзажа компонуются в натюрморт.

Маяковский в данном стихотворении использует «метод прямого обращения к аудитории». Получается, что у него (Маяковского) обыденные вещи наполняются необычным содержанием.

«А вы могли бы?» должны читать те, которые понимают неординарность смыслового значения. Что же это может означать? А то, что современных читателей не интересуют произведения с банальностями и условностями. Они (библиоманы) вчитываются в поэзию, в которой должен преображаться мир.

Современные библиофилы любят лирику, в которой передается приподнятое настроение автора. А такая поэзия – «А вы могли бы?». А почему же там передается это настроение? Так как Маяковский там показал мир, который он (этот поэт) бросил к ногам читателей, любящих разгадывать тайны мироздания, но и имеющих собственные желания и ощущения.

Многие желают выписывать / копировать отдельные фразы и целые отрывки из стихотворения «А вы могли бы?». И я? Разумеется. Это же может зацепить.

А что же для меня может значить поэзия «А вы могли бы?»? Глоток кислорода, без которого нельзя выжить.

Я считаю, что Маяковский с помощью лирики «А вы могли бы?» излучает то, что держат в мыслях и сердцах.

Понятно, что грядущие поколения будут читать хотя бы отрывки из стихотворения «А вы могли бы?».

9 класс

Анализ стихотворения А вы могли бы? по плану

Тема и проблематика произведения

Уже с первых строк стихотворения можно понять, что автор пытается показать читателю красоту всего того, что его окружает. Маяковский считает, что человек сам вправе выбирать то, какой ему видеть свою жизнь: унылое и серое пятно или переполненная яркими красками реальность.

Повествование происходит от лица писателя, что позволяет более тонко прочувствовать настроение и отношение автора на раскрываемую им тему. Центром стихотворения является лирический герой, который представлен как «неисправимый оптимист», снова раскрашивающий серые будни «краской из стакана».

Эту фразу стоит воспринимать только по отношению к главному герою. Он сделал что-то такое, отчего ему самому на душе стало приятно. Герой не может «раскрасить» жизнь всего общества. Однако на этом он не остановился.

Когда лирический герой шёл по набережной, то заметил в океане жестяную рыбу, которая легонько пошевелила губами, как бы зазывая к себе. Он замечает каждую мелочь, каждое незначительно действие. Герой любит ассоциировать их с чем-то, но порой это кажется странным и непонятным для окружающих его людей.

В последних строчках стихотворения Маяковский обращается к читателю, чтобы понять, умеет ли он также замечать прекрасное в мелочах или примкнул к серому обществу. Писатель делает это через оригинальную метафору: «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?». С первого взгляда может показаться, что это риторический вопрос. Однако Маяковский надеется, что у каждого на него будет ответ.

Проблематика произведения:

  • Проблема понимания красоты.
  • Проблема человеческой индивидуальности.
  • Проблема понимания прекрасного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: