246,анализ стихотворения «поэт» м, ю, лермонтова

«Приятные стихи, нечего сказать»

Александр Христофорович Бенкедорф, шеф жандармов, глава политического сыска империи, судя по всему, не слишком горел желанием заводить дело на Лермонтова.

Но тут светская сплетница Анна Хитрово на одном из приемов, сделав наивное выражение лица, поинтересовалась у Бенкедорфа: отчего это он не принимает мер по отношению к автору стихов, оскорбляющих весь высший свет и несправедливо обвиняющих знать в гибели Пушкина?

Деваться Бенкендорфу было некуда. Так появилось «Дело о непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым и о распространении оных губернским секретарем Раевским».

В записке Николаю I Бенкендорф писал: «Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и о взятии его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он не захотел назвать».

Император наложил резолюцию: «Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся ещё другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».

Надо сказать, что Николаю I стихи попали не под заголовком «Смерть поэта», а с кем-то поставленным заглавием «Воззвание к революции». Император, хорошо помнивший 1825 год, понятно, восторга по этому поводу не испытал.

Лермонтова действительно освидетельствовали на предмет психического заболевания, но отклонений у него не нашли. Он поначалу наотрез отказывался называть имя человека, который распространял стихи. Затем Лермонтова разговорили, убеждая, что приятель не пострадает, а сам поэт, в случае запирательства, будет отдан в солдаты. Михаил Юрьевич сдался, решив, что бабушка, души не чаявшая во внуке, этого просто не переживет.

«Стоглав» и словарь вредных слов. Как в царской России развивалась цензура Подробнее

Анализ стихотворения Блока «Русь моя, жизнь моя…»

В творчестве каждого поэта есть место патриотическим стихам. И Александр Блок — не исключение. Он жил и творил на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков и был свидетелем грандиозных исторических событий как для России, так для русского народа.

Стихотворение «Русь моя, жизнь моя…» написано в 1910 году, когда революция 1905 года была подавлена, и назревали революционные события 1917 года, которые в дальнейшем привели к краху самодержавия. Подобное состояние дел, несомненно, очень беспокоило Блока, как сознательного гражданина, и как поэта.

Стихотворение начинается с обращения к родине с вопросом: «Вместе ль нам маяться?». Блок видит и подчеркивает несостоятельность царской власти, которая не успевает за прогрессом общества и ограничивает вольного человека.

Автор очень любит свою родину, но в стихотворении даже проскакивают нотки сомнения, а не покинуть ли такую страну-тюрьму. Ведь здесь все под властью «тьмы». Образ тьмы — это символичное изображение царизма, который не несет уже ничего светлого, созидательного, жизнеутверждающего, этот режим уже олицетворяет зло и смерть.

Все стихотворение Блока наполнено недосказанными фразами, пускаясь в размышления о судьбе России, Блок вспоминает ее богатую и бурную историю, которая в строчках стихотворения похожа на сменяющиеся картинки слайдов в сознании лирического героя. Здесь мы видим и ее бескрайние моря, и широкие степи в кострах, и ее традиции, и трагические периоды истории, например, татарское иго.

Синтаксически стихотворение «Русь моя, жизнь моя…» полно знаков препинания: многоточий, вопросительных знаков, этим прекрасно передается волнение и тревога автора по поводу будущего страны, остается некая недосказанность. И эта недосказанность объяснима, автор понимал, что назревает какое-то решения и грядущие события будут судьбоносными для народа и страны.

Автор верит, что исход для России будет благополучным, что такая великая страна не может исчезнуть, а ее народ в результате будущих событий обретет наконец счастье и гармонию.

В творчестве каждого поэта есть место патриотическим стихам. И Александр Блок — не исключение. Он жил и творил на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков и был свидетелем грандиозных исторических событий как для России, так для русского народа.

Стихотворение “Русь моя, жизнь моя…” написано в 1910 году, когда революция 1905 года была подавлена, и назревали революционные события 1917 года, которые в дальнейшем привели к краху самодержавия. Подобное состояние дел, несомненно, очень беспокоило Блока, как сознательного гражданина, и как поэта.

Стихотворение начинается с обращения к родине с вопросом: “Вместе ль нам маяться?”. Блок видит и подчеркивает несостоятельность царской власти, которая не успевает за прогрессом общества и ограничивает вольного человека.

Автор очень любит свою родину, но в стихотворении даже проскакивают нотки сомнения, а не покинуть ли такую страну-тюрьму. Ведь здесь все под властью “тьмы”. Образ тьмы — это символичное изображение царизма, который не несет уже ничего светлого, созидательного, жизнеутверждающего, этот режим уже олицетворяет зло и смерть.

Все стихотворение Блока наполнено недосказанными фразами, пускаясь в размышления о судьбе России, Блок вспоминает ее богатую и бурную историю, которая в строчках стихотворения похожа на сменяющиеся картинки слайдов в сознании лирического героя. Здесь мы видим и ее бескрайние моря, и широкие степи в кострах, и ее традиции, и трагические периоды истории, например, татарское иго.

Синтаксически стихотворение “Русь моя, жизнь моя…” полно знаков препинания: многоточий, вопросительных знаков, этим прекрасно передается волнение и тревога автора по поводу будущего страны, остается некая недосказанность. И эта недосказанность объяснима, автор понимал, что назревает какое-то решения и грядущие события будут судьбоносными для народа и страны.

Автор верит, что исход для России будет благополучным, что такая великая страна не может исчезнуть, а ее народ в результате будущих событий обретет наконец счастье и гармонию.

Виды тропов

В худо­же­ствен­ной речи исполь­зу­ют­ся сле­ду­ю­щие виды тро­пов:

  • эпи­тет
  • мета­фо­ра
  • мето­ни­мия
  • синек­до­ха
  • алле­го­рия
  • гипер­бо­ла
  • лито­та
  • иро­ния
  • пери­фра­за

Таблица

ТРОПЫ ПРИМЕРЫ
Эпитет — худо­же­ствен­ное опре­де­ле­ние, образ­но и эмо­ци­о­наль­но харак­те­ри­зу­ю­щее опи­сы­ва­е­мое явле­ние, чело­ве­ка, пред­мет, собы­тия. белые ручень­ки, крас­на деви­ца, доб­рый моло­дец, ясный месяц, зорь­ка алая, буй­ная голо­вуш­ка, горь­кая доля, трес­ку­чий мороз, чисто поле, доб­рый конь.
Метафора — пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по кон­трасту. Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов) Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов) Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)
Метонимия — это пере­нос наиме­но­ва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния на дру­гой на осно­ве смеж­но­сти. фар­фо­ро­вый кув­шин — разо­лью кув­шин, хру­сталь — в шка­фу хру­сталь, купить спаль­ню — вой­ти в спаль­ню.
Синекдоха — это худо­же­ствен­ный троп, кото­рый созда­ет­ся пере­но­сом наиме­но­ва­ния пред­ме­та с его части на целое и наобо­рот. Все фла­ги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин) — Эй, боро­да! А как про­ехать отсю­да к Плюшкину? (Н.В. Гоголь) Швед, рус­ский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
Аллегория — худо­же­ствен­ное пред­став­ле­ние идей (поня­тий) посред­ством кон­крет­но­го худо­же­ствен­но­го обра­за или диа­ло­га. цар­ство Морфея — сон, объ­я­тия Аида — смерть, форт Нокс — непри­ступ­ность.
Гипербола — образ­ное выра­же­ние, состо­я­щее в непо­мер­ном пре­уве­ли­че­нии раз­ме­ра, силы, зна­че­ния изоб­ра­жа­е­мо­го явле­ния. реки кро­ви, веч­но опаз­ды­ва­е­те, горы тру­пов, сто лет не виде­лись, напу­гать до смер­ти, сто раз гово­ри­ла, мил­ли­он изви­не­ний, море пше­ни­цы.
Литота — троп, име­ю­щий зна­че­ние пре­умень­ше­ния или наро­чи­то­го смяг­че­ния. маль­чик с паль­чик, мужи­чок с ного­ток, силы как у кома­ра, мако­вой росин­ки во рту не было.
Ирония — это упо­треб­ле­ние сло­ва или обо­ро­та речи в про­ти­во­по­лож­ном зна­че­нии. люб­лю как соба­ка пал­ку, всю жизнь об этом меч­тал! толь­ко об этом и думаю! кому нуж­на такая кра­со­та.
Перифраза — семан­ти­че­ски неде­ли­мое, ино­ска­за­тель­ное выра­же­ние, кото­рое опи­сы­ва­ет содер­жа­ние дру­го­го сло­ва или соче­та­ния слов. голу­бая пла­не­та (Земля), чёр­ное золо­то (нефть), вто­рой хлеб (кар­то­фель), король гри­бов (белый гриб), корабль пусты­ни (вер­блюд), сталь­ное полот­но (желез­ная доро­га), кан­це­ляр­ская кры­са (чинов­ник), веч­ный город (Рим).

История создания и проблематика

Стихи о страстном желании жить насыщенной, осмысленной жизнью Александр Блок написал в феврале 1914 года для поэтического сборника «Ямбы», который он тогда готовил к выходу в свет

В одном из лучших своих произведений поэт развивает программную для себя тему об отношении к жизни и творчеству, о важности осмысленного подхода к собственной деятельности в обществе

Выходу сборника помешала начавшаяся в том же году Первая мировая война, и книга была напечатана только спустя 5 лет — в 1919, уже в обновлённой стране, в иной, социалистической реальности. Слова из другого произведения того же сборника «Я верю: новый век взойдёт…» оказались пророческими, предчувствия Блока сбылись, и стихотворение о жажде жизни прозвучало в охваченной революционным порывом России ещё более ярко и уместно.

Разговор о призвании

Мотивы личных отношений с судьбой, конфликтов с собственной жизнью прослеживаются на протяжении всего творчества А. Блока. В начале пути молодой двадцатилетний поэт был очарован жанром мистического романтизма в транскрипции В. Жуковского, ему нравилось слушать и говорить о сопричастности к «тайне мира», о поисках истинной, духовной сути бытия.

Большое влияние на формирование мировоззрения этого таланта оказало также творчество известного философа В. Соловьёва, идейного вдохновителя течения символизма в русской литературе. Сложнейшие социальные проблемы в стране порождали стремление части интеллигенции погрузиться в загадочные и таинственные переживания на тонких планах мироздания.

Впрочем, юный Блок очень быстро отверг для себя такой путь развития, слишком сильна была его любовь к родине, чувство неразрывной связи с ней и с её народом:

«Погружался я в море клевера,

Окружённый сказками пчёл.

Но ветер, зовущий с севера,

Моё детское сердце нашёл».

Развитие темы служения

В произведении Александр Блок предельно искренне и просто раскрывает перед читателем самые сокровенные мечты и эмоциональные порывы своего сердца. Понимая безумную сложность предстоящей борьбы и принимая свою возможную гибель, он всё же надеется, что его труд несёт добро и свет соотечественникам и потомкам.

Весьма созвучно этому стихотворению другое, не менее известное произведение «О весна, без конца и без края…» (1908). Многие идеи и образы из него Блок повторяет снова, только на этот раз более кратко и ёмко, например:

о полном приятии жизни во всех её проявлениях, в том числе мрачных и жестоких;
о божественном предназначении поэта выступить в роли светлого рыцаря;
о приоритете важности полной отдачи всего себя без остатка, независимо от возможного результата от приложенных усилий.

Тема миссии поэта

В своем творчестве Александр Сергеевич неоднократно затрагивал волнующую его тему места поэзии и поэта в обществе. Это можно увидеть и при проведении анализа «Поэт и толпа» Пушкина. В этом стихотворении автор также затрагивает вопросы, касающиеся миссии творца, его роли в обществе.

В другом произведении поэт спорит с толпой, которой нет никакого дела до красоты и изящества слога. Она понимает и признает только те вещи, которые могут принести пользу обществу. Герой не пускается в дальнейшие пререкания с людьми, понимая, что каждый выбирает то, что ему нравится.

Эти стихотворения похожи тем, что в своих рассуждениях автор приходит к выводу, что поэт выделяется из толпы. Его освещает огонь вдохновения. Он своим словом способен сподвигнуть задуматься о важных вещах.

История написания

Анализ стихотворения Лермонтова стоит начать с истории его создания. Написано оно было Михаилом Юрьевичем в юном возрасте 17 лет в 1832 году в Санкт-Петербурге. Тот период жизни был непростым для будущего поэта: ему пришлось покинуть Москву и оставить университет. Конечно, такие резкие перемены в жизни не могли не отразиться на внутреннем состоянии юноши.

Несмотря на то, что он мечтал стал филологом, по наставлениям любимой бабушки он отправился в Петербург для того, чтобы поступить в юнкерскую школу. И в этом городе Михаил Юрьевич остался наедине со своими переживаниями и размышлениями о дальнейшей судьбе. Поэтому неудивительно, что во время одной из прогулок вдоль Финского залива, он и создал одну из жемчужин русской поэзии — стихотворение «Парус».

Первоначальный вариант он отправляет в письме М. Лопухиной. В нем в первой строчке говорится о парусе отдаленном. Позднее, поэт заменит это слово, и строка будет звучать так: «Белеет парус одинокий». Это начало Лермонтов позаимствовал у А. А. Бестужева-Марлинского из поэмы «Андрей, князь Переяславский». Так появилось всем известное стихотворение «Парус».

Средства выразительности

В произведении много эпитетов (“таинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк”), которые помогают создать исторический колорит, эмоциональную образность событий, описываемых автором.

По сути всё стихотворение является развёрнутым сравнением поэта и кинжала. Очень красивое и тонкое сравнение стихов, которые были написаны в прошлом, вдохновляли на подвиги, они нужны были людям, “как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Родина» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, средства выразительности, лирический герой

Следующая

Анализ стихотворений«Нищий» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, год, тема, средства выразительности

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт»

Михаил Юрьевич Лермонтов является уникумом в истории русской литературы. За отведенный ему кратчайший срок жизни (прожил всего лишь двадцать семь лет) он создал большое количество поистине гениальных, бессмертных произведений. Причем это тот редкий случай, когда человек одинаково талантливо пишет как прозу, так и стихи. Эпоха Лермонтова – это тридцатые годы 19-го века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. Лермонтов как истинный поэт не мог это принять. Поэтому многие стихи, относящиеся к гражданской лирике, наполнены горечью, сожалением, протестом. И в то же время в них вырисовывается идеал, который хотел бы видеть Лермонтов-поэт. Таково одно из лучших стихотворений автора — «Поэт» 1838 года.

Данное стихотворение композиционно и по смыслу разделено на две части. Стихотворение начинается с описания кинжала. Он предназначался человеком для отважных битв, служил грозным боевым оружием.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну прорвал кольчугу.

Боевому кинжалу совершенно не важны были какие-либо украшения. Он был прекрасен своей простотой, его украшали его деяния.

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и постыдным.

Но отважный хозяин кинжала погибает, и судьба грозного оружия резко меняется. Он больше не выполняет своего предназначения. Теперь он, пыльный и заброшенный, валяется ненужной безделушкой «в походной лавке армянина». Затем кинжал перекочевывает на стену и становится простым и пустым украшением:

Игрушкой золотой он блещет на стене –

Увы, бесславный и безвредный!

Очевидно, что настроение первой части меняется. Мы понимаем, что кинжал был близок автору лишь тогда, когда он был боевым оружием. Лирический герой с горечью взирает на грозный кинжал, висящий на стене пустым украшением. Автор считает, что со смертью хозяина наступила и его смерть. Ведь он больше не мог исполнять своего долга. Передать изменение настроения первой части автору помогают эпитеты. В описании славного прошлого кинжала нет эпитетов, относящихся непосредственно к нему. Но есть определения, характеризующие его подвиги: «страшный след», «речам обидным». Потом появляются эпитеты, относящиеся непосредственно к кинжалу, так как подвигов у него уже нет: «заброшенный», «бедный», «бесславный и безвредный». Сравнение «игрушкой золотой» помогает автору подчеркнуть полную бессмысленность кинжала.

Вторая часть стихотворения представляет собой сравнение с первой частью. Здесь участь поэта, современника Лермонтова, сравнивается с участью кинжала:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Так же, как и в первой части, поэт вспоминает о предназначении поэта, кем он был раньше:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Для автора поэт всегда был подобен пророку, чему-то, близкому к Богу. Лирический герой считает поэта пророком, потому что пиит всегда провидец, он находится над толпой, обладает особой властью и может менять судьбы людей. Лермонтов мечтает о возрождении искусства зажигать словом сердца людей. Свою мечту он передает с помощью сравнений и эпитетов: «мерный звук могучих слов», «нужен, как чаша для пиров», «нужен, как фимиам в часы молитвы», «носился, как божий дух», «мыслей благородных», «звучал, как колокол на башне вечевой». Но автор понимает нереальность своей мечты, ведь люди сами отказались от пророка:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны…

Именно осознанием нереальности своей мечты вызвана особая эмоциональность языка Лермонтова и обличительный пафос стихотворения в целом. Несомненно, это сближает стихотворение «Поэт» с другим стихотворением Лермонтова – «Смерть поэта». Выразить нереальность своей мечты автору помогают риторические вопросы в конце стихотворения.

Данное произведение написано ямбом с обилием пиррихия. Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь.

Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и в то же время оно изображает несбыточную мечту автора о поэте-пророке, поэте-миссии, призванного «глаголом жечь сердца людей».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Актуальность

Стихотворение не потеряло своей актуальности. Сегодня удручающая ситуация с поэзией только усугубилась. Поэзия ушла уже не на вторые роли, а далеко за пределы сцены, в подполье, стала уделом немногих. Мы почти не знаем поэтов-современников, не слышим тех, кто мог бы подать голос, объединяющий поколения и трезво рассуждающий о проблемах сегодняшнего дня.

Роль глашатаев взяли на себя блогеры и рок-певцы. Они тоже работают со словом, но относятся к нему совсем не так, как во времена Пушкина и Лермонтова. Мало кто помнит о чистоте душевного движения, которая должна сопутствовать созданию текста, от этого люди перестают читать стихи и прислушиваться к голосам поэтов.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.

История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты – «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Анализ стихотворения Блока «О, я хочу безумно жить…»

11 декабря 2013

Есть стихотворения, которые стали не просто классикой, они остаются на слуху долгие годы у многих поколений. Иногда человек точно не знает, кто автор данного стиха, но дословно помнит, как оно звучит. К таким произведениям поэтического творчества принадлежит анализируемое стихотворение, написанное известным русским поэтом начала 20-го века Александром Блоком: «О, я хочу безумно жить…» В нем заложен глубокий общечеловеческий смыл.

Первая строчка звучит декларацией желания автора жить не так, как принято в обществе обывателей. С точки зрения среднестатистического гражданина, погруженного в пучину материальных проблем и забот, жить бездумно – это норма, а то, что в его узкие привычные рамки не вписывается, для него считается безумием. Александр Блок никогда не жил без мыслей, без чувства, без смысла не только потому, что был поэтом. Даже его личная жизнь была особенная, неповторимая, полная ярких страстей, высоких взлетов и глубоких падений. Можно с уверенностью констатировать факт: желание поэта, провозглашенное в стихотворении, исполнилось: он сумел-таки прожить «безумную» жизнь.

Человека творческого смело можно назвать божьим собратом, потому что потребность и способность к творчеству – это поистине дар божий. В идеале, каждое мыслящее существо может и должно быть творцом – так задумано было изначально. Поэтому, нет ничего такого уж безумного в том, что человек хочет: «Все сущее – увековечить, безличное – вочеловечить, несбывшееся – воплотить».

Именно с таким заданием приходит в этот мир каждый из нас, независимо от того, в какой сфере человеческой деятельности ему выпала судьба воплощать задуманное, оставляя следы своего личного участия на безликих предметах и вещах. Это могут быть не только художественные произведения: картины, книги, музыка, но и архитектурные сооружения, памятники зодчества, которые живут многие века.

И пусть жизненный путь человека творческого усыпан шипами, «пусть душит жизни сон тяжелый, пусть задыхаюсь в этом сне», но кроме тех кошмаров, которые выпадают на долю любого человека, есть нечто более значительное, масштабное, вечное.

Блок всю свою сознательную жизнь служил этим высоким идеалам добра и света, свободы и творчества. В конце стихотворения звучит надежда на то, что потомки правильно оценят его и поймут, что «он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!»

Сюжет

Первая часть стихотворения представляет собой подробное описание отделки кинжала, его истории и назначения.

Во второй части автор обращается к поэту. Он не имеет в виду конкретного литератора, и говорит, скорее, о самом себе, своих современниках – всех тех, на кого выпала эта миссия после смерти Пушкина.

Лермонтов пытается разбудить в поэте желание действовать, творить высокие образцы искусства, не прислушиваясь к мелочным требованиям житейских обстоятельств. Он называет поэта-современника «осмеянным пророком» и спрашивает, намерен ли он проснуться от временного забытья.

В эпоху, которая выпала на долю поэта, мастер слова вынужден повиноваться цензуре, его талант покрывается “ржавчиной”, становится бессмысленным. Возвращаясь в прошлое, поэт продолжает традиции романтизма, его повествование напоминает историческую новеллу, легенду. Во второй части стихотворения – сугубо философской – автор размышляет о предназначении поэта, о том, что богатство и золото затмило истинный путь словесного мастера.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – жанр, тема, идея

Смысл произведения – без упорной работы, свободной, искренней, правдивой талант меркнет, перестаёт служить людям, а значит – достоин презрения. Лирический герой обращается к поэтам, взывает к их чувству долга, достоинства, затрагивает все струны души человека, который должен сеять мудрость и правду, а не прятаться за “блёстками” или приукрашать уродства общества “румянами”. Главная мысль произведения – поэт должен служить людям, истории, правде.

Тема

Тема поэта и поэзии свойственна позднему периоду творчества Лермонтова. Очень зрелое проникновенное стихотворение с особым характером повествует об особой роли поэта в жизни людей и государства. В былые времена поэты вдохновляли на подвиги, поддерживали боевой дух, воспевали значимые события, раскрывали правду исторических событий для потомков.

В эпоху, которая выпала на долю поэта, мастер слова вынужден повиноваться цензуре, его талант покрывается “ржавчиной”, становится бессмысленным. Возвращаясь в прошлое, поэт продолжает традиции романтизма, его повествование напоминает историческую новеллу, легенду. Во второй части стихотворения – сугубо философской – автор размышляет о предназначении поэта, о том, что богатство и золото затмило истинный путь мастера слова.

Смысл произведения: без упорной работы, свободной, искренней, правдивой, талант меркнет, перестаёт служить людям, а значит, достоин презрения. Лирический герой обращается к поэтам, взывает к их чувству долга, достоинства, затрагивает все струны души человека, который должен сеять мудрость и правду, а не прятаться за “блёстками” или приукрашать уродства общества “румянами”. Главная мысль произведения: поэт должен служить людям, истории, правде.

История создания

Стихотворение «Дума» было создано в 1838 году. Оно относится к зрелой лирике поэта (на тот момент ему было 24 года). В этот период он все чаще рассуждает в своих шедеврах над темой поколения, осуждает своё настоящее и презирает будущее.

История написания произведения тесно связана с тем, что чувствовал Михаил Лермонтов в первой кавказской ссылке. Там он не находил взаимопонимания с коллективом, был белой вороной среди черной стаи. Молодые офицеры поразили его своим равнодушием к жизни страны, своей апатией и праздностью. Пылкие речи поэта были чужды им, и юный дворянин замкнулся в себе, изливая горечь одиночества на бумагу. Он был настроен оппозиционно по отношению к действующей власти и к конформистскому обществу, которое ее поддерживало.

История создания

Стихотворение написано в 1838 году. В 1839 году оно опубликовано в “Отечественных записках”. Смерть А.С.Пушкина глубоко взволновала поэта, он продолжил тему поэта и его предназначения в стихотворении “Поэт”.

Ссылка на Кавказ не сломила поэта, к тому же он стал широко известен после гонений за произведение, посвящённое смерти Пушкина. К тому же знание оружия и военного дела сказывается в тексте, поэт как никто знал ценность и силу кинжала, который стал центральным образом в стихотворении. Год написания был сложным, как и вся короткая жизнь поэта.

Он продолжал отстаивать свои взгляды, боролся за свободу слова, искал вдохновение и смысл жизни. Он продолжает верить, что дар поэта не случаен, он дан не для забавы, а чтобы влиять на судьбы и события. Его тяготят запреты, преследования и рамки.

Композиция

Стихотворение разделено на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет свое основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтического обобщение того времени, которое он провел в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждет тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально изменяется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением. Таким образом Пушкин делает вывод о том, что без своего творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, дает ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.

Сочинение на тему «Художественный анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»»

Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство художника. Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” написано признанным мастером в период его “последних песен”. Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли и сути на земле.

Быть знаменитым некрасиво.

Не это поднимает ввысь.

Не надо заводить архива.

Над рукописями трястись.

Действительно, людская любовь мимолетна, несправедлива, подвержена моде. Но поэт выше толпы. Он творит для людей, не прислушиваясь к их восторгам и хуле.

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Выть притчей на устах у всех.

Пастернак относится к славе, как к мирской суете, его искусство сродни небожителям, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Он испытывает радость от самого творчества. Оно его стихия и способ существования. Поэт не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.

Истинный художник — всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут, но им будет легче, и это главное.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь.

Но пораженъя от победы

Ты сам не должен отличать.

Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям. Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Если художник начинает себя беречь, экономить силы, кончается творчество, а оставшаяся мастеровитость не принесет новых плодов.

В этом стихотворении Борис Пастернак употребляет фразеологизмы: “Быть притчей на устах у всех” и “Не видать ни зги”. Они придают особую выразительность речи при малом объеме слов. Повторение в последнем четверостишье слова “живым” указывает на большое значение, которым наделяет автор этот эпитет.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Всего в несколько четверостиший стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака заставляет по-новому взглянуть на творчество. Это не способ добывания денег, не работа — это образ шзни поэта, от которого он не может отказаться, пока жив.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.coolsoch.ru/

Что такое метафора в литературе

Это скрытое сравнение, слова «как» или «словно» только подразумеваются и не являются частью выражения.

Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.

Примеры метафоры в стихах

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.

Узнайте больше про Олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.

Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.

Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.

Узнайте больше про Метонимию.

Итоги творческих исканий

Это стихотворение было написано в 1956 году, когда автору исполнилось 66 лет. Уже были в жизни поэта признание, членство в Союзе писателей и исключение из его рядов. Была даже Нобелевская премия, от которой пришлось отказаться. Окололитературные интриги и суета теперь его уже практически не волновали, Пастернак занимался всё больше переводами.

По одной из версий, литературное произведение стало не только своеобразным подведением итогов, но и демонстрацией негативного отношения к тому творческому выбору, который сделал Владимир Маяковский.

Публикацию стихотворения восприняли как очень серьёзный вызов всему Союзу писателей, ведь автор строк о серпастом молоткастом паспорте тогда был на вершине славы и после небезызвестной фразы Сталина почитался как лучший из всех поэтов современности. Кстати, другие знаменитые члены Союза тоже приняли слова Пастернака на свой счёт (ведь всегда неприятно понимать, что кто-то озвучил то, в чём не хочется признаваться даже себе), оскорбились и даже здороваться с Борисом Леонидовичем перестали.

Но поэт был уверен: настоящий художник должен пройти свой путь честно и достойно, не подстраиваться под конъюнктуру и обстоятельства, не играть какую-то роль, а быть искренним, живым, не изменять себе и своим принципам. Именно об этом и писал Пастернак: «Быть знаменитым некрасиво».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: