Жанровое своеобразие и особенности романа «война и мир»

Композиция войны и мира краткое содержание. Сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи Л.Н

Содержание романа охватывает большой исторический период – от 1805 до 1820 годов, т.е. около пятнадцати лет. В романе даны картины военной и мирной жизни. Это два центра, вокруг которых размещаются автором исторические и общественно-бытовые события того времени. В связи с этим в романе раскрываются два основных конфликта. Первый— борьба России с армией Наполеона. Кульминационным моментом этого конфликта является Бородинская битва, развязка его – изгнание Наполеона. Второй конфликт – борьба передового дворянства (Андрея Болконского и Пьера Безухова) с консерватизмом правительственных сил и общественного быта. Она находит своё выражение в мучительных идейных исканиях Андрея и Пьера. Кульминационный момент этого конфликта- спор Пьера Безухова с Николаем Ростовым, развязка – вступление Пьера в тайное общество. Повествование ведётся автором в эпическом тоне: широко и свободно развёртываются действия романа; спокойно размеренно движется рассказ; отношения между людьми. Фон эпохи: социально-исторический и семейно-бытовой: показаны разнообразные картины военной жизни, от царского двора и генерального штаба партизанского отряда, и жизни частной, семейной, от рождения до смерти героя. В центре романа лежит хроника жизни трёх дворянских семей – Ростовых, Болконских, Безуховых. Основной приём композиции романа- антитеза . Её полюсы – Наполеон и Кутузов, воплощающие диаметрально противоположные философско-нравственные принципы. Все основные персонажи распределены между этими полюсами. Антитеза–(от греч., antitesis – противоречие, противоположение)- противопоставление. Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель переносит действия с одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной сюжетной линией, к событиям, связанных с другой линией; от частных судеб до исторических событий. Чтобы резче оттенить особенности тех ли иных событий характера, писатель часто прибегает к методу контрастов (антитеза). Это выражено и в самом заглавии романа: война – мир, и в том жизненном материале, которых лёг в основу произведения. Контраст определяет изображения отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, княжна Марья и Жюли Карагина), и исторические явления ( Аустерлицкое сражение- Бородинская битва), исторических деятелей (Кутузов — Наполеон). В этом произведении толстой выступает как философ, учёный – историк, говорящий на отвлечённом языке науки.

Большую значимость имеет этот композиционный прием и при изображении других действующих лиц, как, например, Андрея Болконского и Пьера, а также целых групп различного внутреннего склада людей (офицеров разного типа, как, например, Тушин, Тимохин, Дохтуров, с одной стороны, и Берг, Жерков, Бенигсен и пр. — с другой).

Какова главная идея романа «Война и мир»?

Основную идею романа «Война и мир» можно выразить следующими словами самого автора: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Идея эта выразилась не только в противопоставлениях Кутузова и Наполеона, но и во всех малейших подробностях борьбы русских с французами. Толстой всячески возвышает русских людей, которые вели оборонительную войну и сильны были своим духом, верой в правду и добро; французы же были побеждены, потому что не были убеждены в правоте своего дела. Все сцены частной жизни, обрисованные Толстым, имеют одну и ту же цель — показать, как страдает и радуется, любит и умирает, ведет семейную и личную жизнь тот народ, высший идеал которого заключается в простоте, добре и правде. Голос за простое и доброе против ложного и хищного заставляет Толстого осуждать не только французов, ослепленных Ложной идеей величия, но и большинство лиц из высшего класса русского народа, таивших в себе под изящными формами внешних приличий бездну коварства, легкомыслия и.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Композиция романа «Война и мир»

Композиция романа «Война и мир»

“Война и мир” — широкая историческая эпопея, главным героем которой является русский народ. В дневниках С. А. Толстой записаны прямые высказывания об этом Л. Н. Толстого. “Я стараюсь писать историю народа”, — говорил он. “Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так. в “Войне и мире” я любил мысль народную. ” Основной идеей произведения является непобедимая сила народного патриотизма. Тема и идейная направленность произведения здесь, как и везде, определяют его жанр, композицию, образную систему, язык. В “Войне и мире” нашла яркое отражение жизнь России и отчасти Западной Европы первых двух десятилетий XIX века. Великие исторические события переносят ход действия из России в Австрию, Пруссию, Польшу, на Балканы, из Смоленска в Москву, Петербург, русскую и немецкую деревню, из царского.

Основная мысль романа Война и мир.

«Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта» (Н.Г. Чернышевский) Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, чьи произведения давно вошли в фонд русской классики, но и как человек, который пытался разобраться в проблемах бытия. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» открыл миру галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству мы можем проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души. Роман-эпопея — такой жанр определяет критика для «Войны и мира». Эпопея — потому, что на страницах этого произведения раскрывается сложный внутренний мир великого множества героев. У каждого из них жизнь наполнена событиями, которые по задумке.

Прежде всего для Толстого важно было показать. /Николай Николаевич Страхов (1828-1896)

Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV. Издание второе. Москва, 1868. Статья первая/

/Николай Николаевич Страхов (1828-1896). Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV. Издание второе. Москва, 1868. Статья первая/

Очень трудно изложить, даже в главных чертах, идею глубокого художественного произведения, она воплощается в нем с такою полнотою и многосторонностию, что отвлеченное изложение ее всегда будет чем-то неточным, недостаточным, — не будет, как говорят, вполне исчерпывать предмета.

Идею «Войны и мира» можно формулировать различным образом.

Можно сказать, например, что руководящая мысль произведения есть идея героической жизни. На это намекает сам автор.

Художник. прямо заявляет нам, что он хочет изобразить нам такую жизнь, которую мы обыкновенно называем героическою, но — изобразить в ее настоящем смысле, а не в тех неправильных образах, которые завещаны нам древностию; он хочет, чтобы мы отвыкли от этих ложных представлений, и для.

Особенности жанра романа «Война и мир»

Роман-эпопея повествует о знаменательных, грандиозных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества. Оценка исторических событий в романе-эпопее даётся с точки зрения всего народа.

Л. Н. Толстой и сам говорил, что жанр «Войны и мира» невозможно отнести к какому-то определенному существующему литературному термину. Замысел автора касательно своей эпопеи заключался в попытке переплести реалии рассказа с художественными инструментами, таким образом указывая на полную картину жизни героев того времени. Как результат, жанровое своеобразие «Войны и мира» вышло сложным для определения по литературным стилистикам.

Профессионализм Толстого не просто так вызывал восторг у многих писателей и литературоведов: его популярное произведение стало самым трудным во всей мировой литературе. Лев Толстой переплетал некоторое количество различных жанров воедино.

Автор уделял внимание историческим аспектам своего произведения, стараясь воспроизвести их максимально точно, но при этом у него не было цели создавать исторические мемуары. По словам Толстого, ему хотелось принципиально воспользоваться художественными инструментами, чтобы продемонстрировать точную ситуацию, но под определённым ракурсом, который бы отвечал идее произведения

Говоря о том, что Толстой создал роман-эпопею, следует вынести основные черты романа как жанра:

  • На первом месте изображается человек в сложных жизненных ситуациях;
  • Сюжет состоит из различных переплетающихся линий, охватывающих судьбы ряда других персонажей;
  • Объём произведения намного больше в сравнении с другими эпическими формами.

Признаки исторического романа

Л. Н. Толстой уделял большое значение исторической справке событий прошлого (войны 1805−1807 и 1812 годов). Автор собирал различные документы, общался с участниками войны и использовал собственный опыт и знания для написания подлинно исторического фона. Описания реальных исторических личностей (Александр 1, Наполеон и так далее) и войны могли бы подтолкнуть к мысли о том, что произведение с этой точки зрения можно назвать историческим романом.

Тем не менее, события эпопеи не акцентируются на истории, а скорее используют реальные ссылки для создания интересного и знакомого фонового сопровождения. Подлинность исторических событий создаёт лишь базу для раскрытия человечески нравов в эпоху больших государственных потрясений, передачи философских рассуждений автора о масштабных вопросах населения — вопросы войны и мира, роли личности в стрессовых ситуациях, закономерности истории как таковой.

Семейно-бытовые черты

Автор также акцентирует внимание на судьбы нескольких поколений семей (Ростовых, Безуховых и других). Но назвать произведение семейной сагой невозможно, потому читателем не прослеживается четкая смена поколений

Скорее, Л. Н. Толстой кратко описывает дворянские семьи для предоставления более глубокой для понимания картины тех событий. Таким образом, судьбы тех людей являются скорее толчком для раскрытия исторических аспектов произведения.

Философская сторона произведения

Л. Н. Толстой известен не только как писатель, но и как выдающийся философ. Практически все страницы его произведения пропитаны общечеловеческими философскими вопросами. Автор намеренно вводит личные рассуждения, проводя с читателем немой разговор: а уместны ли те или иные действия на фоне конкретных исторических событий?

Несмотря на то, что произведение идёт от третьего лица, складывается стойкое ощущение присутствия Толстого на страницах произведения. Он комментирует сложившиеся ситуации со своей точки зрения. Так, можно заметить, что автор не считает решение одного человека достаточно влиятельным для смены будущего, но воля большого количества людей является разрушительной силой.

Кроме того, следует обратить внимание на размышление Толстого по поводу войны в целом. Несмотря на то, что тема войны и мира является главной идейной проблематикой всего произведения, автор высказывает недовольство о решении конфликта таким способом

Он гуманист, поэтому отторгает войну, осуждая борьбу как таковую.

Платон Каратаев

Образ Каратаева представляет собой другой тип русского мужика, отличный от типа Щербатого. Благодаря мудрости, человечности, доброте, простоте, равнодушию к лишениям, а также чувству коллективизма, этому неприметному «кругленькому» мужичку удалось помочь Пьеру. Тот, оказавшись в плену вместе с Платоном, снова смог поверить в людей, в существование справедливости, любви, добра.

Положительные качества простого человека Платона Каратаева противопоставляются эгоизму, высокомерию, карьеризму представителей высшего света Петербурга. Месяц, проведённый в плену, навсегда остался в памяти Пьера как самое лучшее воспоминание. Он никогда не испытывал столь полной духовной свободы.

Смысл названия

Из множества теорий, которые истолковывают смысл заглавия «Войны и мира», выделяются три:

  1. Первая теория гласит о том, что название «Война и мир» отражает два состояния общества. В первой половине романа Толстой изображает «войну» в разобщённом и слабом обществе. А во второй он показывает нам народ, сплочённый внешней угрозой, который находится в «мире» с самим собой.
  2. Вторая теория строится на том, что слово «мир» в названии на самом деле означает «народ». Таким образом на современный лад название романа звучит как «Война и народ». Это подчёркивает главную тему романа — народ во время войны и его роль в ней.
  3. Третья связана с композицией романа: одни части повествуют о мире, другие — о войне. На контрасте автор показывает, как раскрывается характер русского народа в разных состояниях и реалиях.

Определение и характеристика

Термин «роман» представляет собой особый литературный жанр, чаще носящий прозаический характер. Этот жанр зародился в средневековье и представлял собой рассказы на народном языке. В настоящее время является одним из самых распространенных видов эпической литературы. В отличие от повести, роман характеризуется более сложным содержанием и широким диапазоном описываемых событий. Они всегда разворачиваются в цельном художественном пространстве, а не в каком-либо одном эпизоде.

Основное место в романе отводится борьбе человека с различными социальными противоречиями, а также стремлению личности к некоему идеалу. Особое место в романе занимает также описание жизни и личности главных действующих лиц в кризисные и достаточно нестандартные периоды их жизни. Необходимо отметить тот факт, что наиболее типичным для романиста является описание в основном бытовых забот главных героев.

В чём заключается особенность композиции и своеобразие сюжета «войны и мир»?

План сочинения 1. Вступление. Новаторство Толстого. 2. Основная часть. Сюжетно-композиционные особенности произведения. — Принцип антитезы – основа композиции романа. — Принцип «сцеплений» в основе развития сюжета. Система персонажей, художественное время и художественное пространство. — Хроника жизни трех семейств в романе. — Изображение исторических событий как основа развития сюжета. Завязка. — Бородинская битва – кульминационная сцена романа. — Развязка. — Авторские отступления и их роль в произведении. — «Война и мир» как «монологический» роман. 3. Заключение. Художественное своеобразие «Войны и мира».

В романе «Война и мир», сочетающем в себе черты романа и народно-исторической эпопеи, Л.Н. Толстой выступает как художник-новатор. И необычность произведения была отмечена современной писателю критикой. Так, П.В. Анненков отмечал отсутствие у Толстого традиционной, занимающей главенствующее положение интриги. Сюжет и композиция «Войны и мира» были обусловлены и исторической тематикой произведения, и философским осмыслением событий, и характером конфликта, лежащего в основе развития действия. Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи. Критики отмечали, что в основе композиции произведения лежит принцип антитезы. Толстой противопоставляет войну и мирную жизнь, персонажей – Кутузова и Наполеона, являющихся своеобразными полюсами, к которым тяготеют все остальные персонажи романа. Светское общество (салон Анны Павловны Шерер), с его «набором» ложных жизненных ценностей, противопоставлено лучшим людям из дворянства (князь Андрей, Пьер Безухов), которым свойственны поиски смысла жизни; русский народ, честные «воины-труженики» изображены на фоне офицеров-карьеристов. Внутренняя красота в романе противопоставлена внешней (княжна Марья и Элен), живая, подлинная жизнь противопоставлена фальшивой (Наташа и Элен). Контрастно сопоставлены в романе и типы человеческих натур – эмоциональные и идеологичные. Так, семья Болконских воплощает собой интеллектуальное и рациональное начало, семья Ростовых – эмоционально-интуитивное. Само движение сюжета в романе обусловлено принципом «сцеплений» (Л.Н. Толстой), оставляющим впечатление мозаики событий. В произведении несколько сюжетных линий, пятьсот пятьдесят девять персонажей, среди которых есть и реальные исторические лица, и вымышленные герои, и безымённые персонажи («генерал, который приказал»). Обширны художественное время и художественное пространство «Войны и мира». Содержание романа охватывает большой период – с 1805-го по 1820-й год. Из России действие переносится в Пруссию, Австрию, Польшу, из Смоленска – в Москву, из Петербурга – в деревню. Перед нами предстают дворец императора, салон Анны Павловны Шерер, особняк умирающего графа Безухова, имение Ростовых в Отрадном, дом Болконских в Богучарове, крестьянская изба в Филях, поля Аустерлицкого, Шенграбенского и Бородинского сражений, походные палатки солдат. В центре романа лежит хроника жизни трех дворянских семейств – Ростовых, Болконских и Курагиных. При этом в жизни каждого из семейств есть свои кульминационные события. Так, эпизоды, рисующие увлечение Наташи Анатолем, ее отказ князю Андрею Толстой оценивал как «самое трудное место и узел всего романа». Так же считали и читатели. «Главный интерес книги, как романа, – писал В.Ф. Одоевский, – начинается именно с этой кульминации. И добавлял: «Любопытна развязка». Однако сам автор заметил, что в романе «смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса». Смерть графа Безухова, женитьба Пьера на Элен, неудавшееся сватовство князя Василия – таким образом, важные исходные, но не определяющие сюжетные моменты произведения. При этом личная жизнь героев неразрывно связана с важнейшими историческими событиями эпохи. Течение частной жизни в романе органически сливается с сюжетом историческим. «Три главных исторических события составляют стержневую линию развития сюжета. Завязка – 1805-й год, начало войны с Наполеоном, период, главными событиями которого являются Аустерлицкое и Шенграбенское сражения. <�…> Эти события первого военного этапа предваряют эпопею народной войны 1812 года и служат завязкой дальнейшего развития жизни героев – Андрея Болконского, Николая Ростова, Долохова и других. 1812-й год, Бородинское сражение – кульминационный пункт романа».

Проблемы

Проблематика романа «Война и мир» столь же многогранна и обширна, как и повествование автора.

  1. Война. Толстой изображает войну, как жестокое и бессмысленное явление, на котором негодяи посылают на смерть тысячи людей ради своих корыстных целей. В то же время писатель осознаёт необходимость защиты своей земли и всячески приветствует патриотическую войну русского народа, в особенности, партизанскую. Проблема войны с примерами и цитатами из произведения раскрыта в эссе.
  2. Истинное и ложное. Автор пытается понять, какие вещи в нашей жизни являются ложными, а какие — истинными. К ложным ценностям он относит деньги, власть и известность. Тогда как истинными ценностями являются любовь, семья и простое человеческое счастье.
  3. Светское общество. Толстой с неприятием описывает дворянское общество, погрязшее в интригах, карьеризме и бездуховности. В то же время он показывает, что даже среди аристократии есть благородные и умные люди, правда, количество их невелико, и появляются они скорее вопреки, чем благодаря дворянской среде.
  4. Россия и социальная несправедливость. В пику дворянам-паразитам, которые давно отвернулись от своих предков и живут только ради себя, Толстой возводит на пьедестал простого русского человека, который в час нужды, несмотря на все несправедливости, никогда не отвернётся от своей родины. Однако роман остаётся довольно пессимистичным, ведь все плоды победы русского народа пожали те самые бесполезные для общества дворяне.
  5. Личность. Толстой отрицал решающую роль отдельной личности в истории человечества. Человек (для автора) не значит ничего в масштабах вселенной. Но, тем не менее, каждый человек остаётся хозяином своей судьбы. Он может и должен стремиться к счастью и самосовершенствованию, именно это и делает его собой.

История создания произведения

Роман-эпопея «Война и мир» задумывалась изначально как рассказ о декабристе, которому посчастливилось вернуться вместе со своими родными из Сибири. Эта идея полностью поглотила Льва Толстого, отчего он стал продумывать детальнее линии повествования для раскрытия своего персонажа с разных сторон. Ему хотелось показать не сухие эмоции, а дать читателю задуматься над тем, как внешние обстоятельства могут повлиять на судьбу простого человека.

Так, автор решил начать рассказ с юношеских лет главного героя, отчего время следовало откинуть на полвека назад с момента написания романа, а именно — с 1805 года. Неудивительно, что такое решение требовало усердного продумывания огромного количества второстепенных героев, их действий и других важных исторических событий.

Около семи лет Лев Николаевич Толстой собирал сведения у своих знакомых, стараясь обрисовать фоновое историческое действие как можно точнее и красочнее. После чего у автора появился примерный план написания будущего романа: на первом плане обрисовывалась жизнь юных декабристов, на втором — восстание декабристов, а на третьем — их возвращение домой из долголетней ссылки.

В результате Лев Николаевич принял решение направить все свои силы на написание первой основной сюжетной линии, так как характеристика героев, события, которые преследовали их в момент спокойной жизни, требовали колоссальных усилий. И хотя поначалу автор задумывал написать обыкновенную повесть, у него получилась монументальная работа, настоящая эпопея, аналогов которой до сих пор не существует в мире литературного искусства.

Что касается идейно-художественного анализа, среди огромного количества различных тем, рассматриваемых автором в романе, одной из основных считается историческая участь всего российского народа в этап сложного военного времени. Лев Николаевич был противником войны, потому что они приводили к регрессу населения и развития государства в целом.

Люди, оторванные от привычного рода занятий и вынужденные убивать себе подобных из-за политики, возвращались домой сломанными как морально, так и физически. Для всего народа это оказывало неизгладимый ущерб. Похожая проблематика, как и жанровая особенность, прослеживается и в произведении Л. Н. Андреева «Стена».

На фоне развивающейся войны, Лев Николаевич оценивал своих персонажей с точки зрения настоящего и ложного патриотизма. Борьба 1812 года имела огромное значение для всего народа в общем патриотическом порыве — выгнать чужаков с собственной земли. В этом были солидарны как дворяне, так и незатейливый люд.

С точки зрения композиции, можно рассмотреть четкую последовательность развивающихся событий:

  • 1 том — описание войны и главных героев;
  • 2 том — жизненные трудности на пути у каждого из персонажей;
  • 3 том — война 1812 года;
  • 4 том — наступление долгожданного мира;
  • Эпилог — развитие центральных героев и их дальнейшая судьба.

Лев Николаевич Толстой хотел создать произведение, в котором будут отображены не только сухие факты и перечень событий. Ему хотелось показать читателю причинно-наследственную связь, отобразить все влияющие на судьбу человека факторы.

Л. Н. Толстой мечтал создать что-то необычное, и у него это получилось. Его произведение стало известным на весь мир. Роман-эпопею переводят на многие языки, изучают в школах и анализируют. На сегодняшний день это не просто художественное произведение, но и визитная карточка русской литературы.

Основные события

О том, что книга написана в духе эпоса, свидетельствует тот факт, что наиболее важные ключевые события повествования носят масштабный характер. Например, ранение князя Андрея на поле Аустерлица, когда произошел переворот в его мировоззрении, — это сцена, которая поражает читателя грандиозностью и широтой панорамы. Ведь эта битва была одной из самых главных в ходе наполеоновских войн, в ней было задействовано большое количество участников, и она имела огромное значение для укрепления успеха Франции. То же самое можно сказать про Бородинское сражение. «Война и мир» — это роман, в котором автор стремился в первую очередь показать общий порыв всего русского народа в борьбе с врагом. И сцена данного боя лучше всего показывает патриотический подъем всех участников. Пьер как может помогает простым солдатам во время артиллерийской атаки, и, хотя он совершенно не умеет обращаться с оружием, тем не менее действует в меру своих сил для того, чтобы помочь бойцам.

Таким образом, автор помещает своих героев в самый эпицентр событий для того, чтобы показать их единение с народом. Это еще раз доказывает эпический характер произведения

Охват всех сторон жизни общества является важной особенностью произведения. Писатель показал историю России начала 19 века с помощью изображения социальной и культурной жизни всех ее сословий

Поэтому его книга по праву считается самой известной и значимой эпопеей в литературе указанного столетия. И только в 20 веке М. Шолохов сумел создать столь же грандиозное полотно народной жизни в романе «Тихий Дон».

История создания

В 50-х годах 19 столетия у Льва Николаевича возникла идея написать повесть о декабристе, вернувшимся вместе со своим семейством из Сибири. Эта задумка настолько увлекла писателя, что он стал все глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы тех или иных его поступков, докапываться до истины. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней молодости. Так временные рамки произведения были смещены почти на полвека назад, и сюжетная линия взяла свой отчет с 1805 года.

Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных героев.

«Три поры» – таковым было рабочее название произведения. По замыслу Толстого, первая часть или пора описывала жизнь молодых декабристов, вторая – восстание декабристов, а третья – их амнистию и возвращение из многолетней ссылки домой. В конечном итоге Лев Николаевич решил направить все свои силы на описание первой поры, поскольку даже этот временной промежуток потребовал от него колоссальных усилий и времени. Так, вместо обычной повести писателем был создан монументальный труд, настоящая эпопея, которой не было аналогов во всей мировой литературе.

История создания «Войны и мира», занявшая у Толстого почти 7 лет, явила собой пример не только кропотливой работы над характерами героев и их взаимоотношениями, но и полного погружения в историю России. Толстой самым тщательным образом изучал мемуары участников и свидетелей наполеоновских войн, а для описания сцены Бородинского сражения некоторое время провел в Бородино, где лично собирал достоверную информацию.

На протяжении всей работы над романом, Лев Николаевич с большой долей критики относился к проделанной работе. Так, в стремлении создать достойное внимания произведение, им было написано 15 различных вариаций начала романа.

Перед публикацией автор переименовал свое произведение. Смысл названия «Война и мир» заключается в том, что автор на примере не только разных персонажей, но и разных социальных слоев общества хотел показать контраст между мирной жизнью и тем, как она изменилась в годы войны.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Война и мир»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Война и мир»
  • для самых компанейских — Главные герои «Война и мир»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Война и мир»

Действующие лица

Андрей Болконский — князь, презирающий лицемерный свет, но вынужденный бывать там. Мечтал о славе, но во время Аустерлицкого сражения понял, как незначительна слава в масштабах всей жизни. Был влюблён в Наташу Ростову. Погиб в Бородинской битве.

Наташа Ростова — юная графиня, очаровательная и яркая, одарённая в музыкальном отношении. В начале романа Наташе 12 лет, поэтому читатель видит взросление героини. Была помолвлена с князем Болконским, но в его отсутствие хотела бежать с Анатолем Курагиным. Тяжело пережила смерть князя Андрея, искала себя в религии. Стала женой Пьера Безухова и посвятила себя материнству.

Пьер Безухов — граф, незаконный сын Кирилла Безухова, массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках. Женится на Элен Курагиной, впоследствии расстаётся с ней. Увлекается масонством (тайное общество со своей философией) и даже входит в масонскую ложу, но потом разочаровывается. Влюбляется в Наташу Ростову. Участвует в военных действиях (в частности — в Бородинском сражении). Некоторое время пребывает в плену у французов. Все эти события сильно меняют его: Пьер обретает собственные взгляды на жизнь. Женится на Наташе Ростовой.

Илья Андреевич Ростов — граф, хороший семьянин. Любит жену и четверых детей — Веру, Николая, Наташу и Петю. Очень плохой хозяин, поэтому финансы семьи Ростовых всё время в плачевном состоянии.

Наталья Ростова — графиня, жена Ильи Ростова, мать четверых детей. Очень любит свою семью. Тяжело переживает гибель сына Пети. Памятуя о сложном финансовом положении семьи Ростовых, препятствует женитьбе Николая на бесприданнице Соне.

Николай Ростов — граф, невысокий кудрявый мужчина, старший сын Ростовых, честный, доброжелательный и искренний. Сначала стремится к славе, поэтому хочет на войну, но после Шенграбенского сражения и Аустерлицкой битвы его мировоззрение меняется: Николай противится войне как таковой. Женится на Марье Болконской.

Соня Ростова — милая девушка, племянница Ильи Ростова. Верная, преданная, готовая пожертвовать собой. Влюблена в Николая Ростова, поэтому отказывает в чувствах Фёдору Долохову. Когда выясняется, что Николай Ростов любит Марью Болконскую, Соня беспрекословно его отпускает.

Николай Андреевич Болконский — князь, отставной генерал. Умный, строгий и требовательный мужчина, любящий отец (своей любви к детям стесняется и старается чувств не выказывать). В ходе действия романа умирает от удара.

Марья Болконская — княжна, некрасивая, но с удивительно прекрасными лучистыми глазами девушка. Образованна, религиозна, склонна к самопожертвованию. Ухаживает за отцом и племянником, впоследствии выходит замуж за Николая Ростова и посвящает себя детям.

Элен Курагина — княжна, дочь князя Василия, блистательная красавица, любимица света, мечта множества мужчин. Не умная, но ловкая. Вышла замуж за Пьера Безухова. Умерла от болезни.

Анатоль Курагин — князь, сын князя Василия, красивый мужчина, беспринципный и аморальный. Устраивал попойки и дебоши. Увлёкся Наташей Ростовой и хотел украсть девушку и обвенчаться с ней, хотя уже был женат.

Фёдор Долохов — офицер, светлоглазый мужчина среднего роста. Циничен, жесток и склонен к авантюрам. Храбр, искренен, нежно любит мать. Состоял в любовной связи с Элен Безуховой, женой Пьера, из-за чего дрался с Пьером на дуэли. Хотел жениться на Соне Ростовой, но получил от неё отказ.

Основные персонажи романа «Война и мир»

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Компьютер друг или враг? Наличие компьютера — это теперь не роскошь, а жизненная необходимость. Почти у каждого человека есть хотя бы один компьютер, а у многих и вовсе несколько компьютерных устройств: ноутбуков, планшетов.
  • Сочинение Одежда (рассуждение) В настоящее время мало кто видит свое существование без покупки одежды, в особенности, речь идет о женском поле. Одежда в социуме играет очень важную роль, ведь первое на что смотрят окружающие люди это
  • Сочинение по повести Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского Я очень люблю сказки, поэтому произведение А. Погорельского «Чёрная курица или Подземные жители» не смог не причитать. Это оказалась немного необычная сказка, в ней не было королей и драконов, но от этого она стала еще интереснее.

Всеобщий вклад

Лев Толстой прославляет народ, который весь поднялся на врага. Крестьяне даже за большие деньги не продавали фураж французам, поджигая его. Тем самым они подрывали мощь вражеской армии. Перед тем как враг должен был вступить в Смоленск, небогатый купец по фамилии Ферапонтов решил отдать весь товар бесплатно русским солдатам.

Жители Смоленска, Москвы, покидая свои жилища, сжигали дома, не желая, чтобы они перешли к врагу. Семейство Ростовых, довершив окончательно своё разорение, для вывоза раненых солдат отказалось от своих подвод. А Пьер Безухов на свои деньги, которые были огромными, сформировал целый полк. Его он взял на полное обеспечение. Сам же, оставшись в Москве, дабы обезглавить вражескую армию, хотел уничтожить Наполеона.

История создания и жанровое своеобразие

Лев Толстой писал роман «Война и мир» шесть лет с 1863 по 1869 год. В романе запечатлены пятнадцать лет истории страны с 1805 по 1820 год в хронологическом порядке томов. В архиве до сих пор хранятся рукописные листы произведения, которых более 5200 штук.

Лев Николаевич отобразил три значимые поры в романе:

  • Начало века и время молодых декабристов-участников войны 1812 года
  • Восстание 1825 года.
  • Тяжелые 50-е годы

Жанровое своеобразие очень важно учесть при анализе романа «Война и мир». Сам Толстой не указал определенного жанра для своего творения, но позже произведение назвали роман-эпопея

Это произведение собрало в себе черты всех основных классических направлений. Но Толстой не хотел называть его исторической хроникой, ведь в романе много внимания отведено историческим событиям.

Произведение содержит в себе элементы психологии, характеристику личных качеств человека, тенденции исторического процесса, повествование судеб персонажей. Отличительной чертой и почерком мастерства является насыщения текста антитезами и эпизодами.

Если пару слов сказать о композиции, то следует упомянуть, что в романе четыре сюжетных линии, четыре судьбы разных семей: Курагины, Ростовы, Безуховы и Болконские.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: