«Два помещика», краткое содержание рассказа Тургенева
Рассказ написан от первого лица. Рассказчик хочет познакомить читателей с двумя помещиками, у которых он часто охотился. Они считались людьми уважаемыми и почтенными.
Вячеслав Илларионович Хвалынский – отставной генерал-майор. Он высок и строен, но немного обрюзг. Он в зрелом возрасте, но не дряхл. Черты лица его были когда-то приятны, но теперь щёки обвисли, лицо покрылось морщинами, части зубов нет.
Хвалынский боек, звонко смеётся, звенит шпорами и крутит усы. Его сюртук наглухо застёгнут, воротнички накрахмалены, панталоны серые с искрой, шляпа надета на лоб.
Хвалынский добр, но принципиален. Он пренебрежительно относится к небогатым и нечиновным дворянам, смотрит на них сбоку и слова выговаривает невнятно. С людьми недворянского происхождения Хвалынский говорит иначе. Он на них не смотрит и несколько раз спрашивает, как их зовут, растягивая начало фразы и глотая конец.
Хвалынский много хлопочет и бережлив, но управляющий его глуп. И всё-таки он ведёт хозяйство лучше, чем петербургский чиновник, который велел не вносить зерно в овин, пока он не сгорит, чтобы не сгорел и хлеб, а также приказал бабам носить кокошники по образцу из Петербурга, а бабы надевали их поверх кичек.
Хвалынский любит слабый пол, играть в карты с людьми низшего звания, чтобы их распекать. Когда помещик играет с чиновным лицом, становится обходительным и не жалуется на проигрыши.
Читает Хвалынский мало и в основном при гостях. Он отказывается от почётного звания предводителя из скупости.
В молодости Хвалынский был адъютантом значительного лица, а также парил начальника в бане в парадной одежде. Он не говорит о своей службе и не бывал на войне.
Хвалынский не был женат, но у него есть 35-летняя черноглазая чернобровая ключница. Помещик хорошо чувствует себя на званых обедах. Ему нравятся любые публичные акты, в которых он с удовольствием принимает участие.
Экипаж генерала Хвалынского старинный, ливреи лакеев потёрты, лошади староваты.
Генерал не терпит возражений. С лицами высшими он молчалив, низших упрекает.
Хвалынский никого у себя не принимает, но он хороший помещик, бескорыстен, уважаем соседями, кроме завистливого губернского прокурора.
Другой помещик, Мардарий Аполлоныч Стегунов, совсем не похож на Хвалынского. Он не служил, не был хорош собой. Это низенький старичок. Он полноват, с брюшком, с двойным подбородком, лыс. Стегунов любит гостей и живёт просто, всегда ходит в полосатом ватном шлафроке.
Стегунов также холост. Его имение составляет 500 душ, но он им не занимается. Купленная 10 лет назад молотильная машина заперта в сарае.
Стегунов живёт по-старинному. Дом его тоже старинной постройки, традиционный. Люди одеты в старинные длинные синие кафтаны, жёлтые короткие жилеты и панталоны неясного цвета.
Хозяйство ведёт мужик-бурмистр и скупая сморщенная старуха. Лошадей у помещика около 30, коляска домоделанная. Стегунов любит кормить гостей до отвала. Он никогда ничего не делает и не читает даже сонник.
Рассказчик однажды приехал к Стегунову летом в семь вечера. Стегунов обрадовался гостю и выпроводил молодого священника, заставив его выпить водки. Гость и хозяин разговаривали на балконе, когда помещик заметил в саду трёх кур. Трое взрослых дворовых принялись ловить кур, а в сад перескочила через плетень девчонка с хворостиной, дочь Ермилы-кучера Наталка. Помещик велел дворовому Юшке поймать Наталку, но его опередила ключница. Помещик искренне восхитился травлей.
Рассказчик за чаем спросил Стегунова о выселенных дворах. Стегунов объяснил, что там живут плохие, опальные мужики, которых ещё батюшка не жаловал.
Стегунов, услышав мерные удары из конюшни, стал им вторить с улыбкой, объяснив, что наказывают шалунишку Васю-буфетчика.
Выйдя от помещика и проезжая через деревню, рассказчик встретил Васю, грызущего орехи. Вася заверил его, что барин по пустякам не наказывает. Рассказчик назвал всё это старой Русью.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Когда помещик Пётр Петрович и Ермолай на охоте за тетеревами попали под дождь, они поехали в Алексеевку, хуторок, принадлежащий матери помещика.
Переночевав там во флигельке, Пётр Петрович пошёл побродить по саду и дошёл до пасеки. Рядом с ней был амшаник — плетёный сарайчик, в который на зиму ставят ульи.
Пётр Петрович заглянул туда и пошёл прочь, но остановился — его кто-то тихо позвал, назвав по имени-отчеству. Он подошёл к подмосткам в углу и увидел на них очень худую женщину, укрытую одеялом. Её голова была похожа на икону старинного письма. Кожа у неё была бронзового цвета, нос очень узкий, губ почти не было видно, а глаза были светлые, мертвенные. Женщина сказала, что она Лукерья, которая была запевалой и водила хороводы у матушки Петра Петровича.
Барин был поражён, он не понимал, как красавица Лукерья превратилась в такую мумию. Женщина рассказала ему, почему с ней случилось несчастье.
Лет 6–7 назад Лукерью помолвили за буфетчика Василия. Однажды ночью она вышла на крыльцо, чтобы послушать соловья. Вдруг ей почудилось, что Васин голос позвал: «Луша!..» Она спросонья оступилась и упала с крыльца. От удара о землю у неё что-то внутри словно порвалось. С тех пор Лукерья стала сохнуть. Она почернела, только лежала, не пила, не ела.
Барыня показывала её лекарям, посылала в больницу, но лекари не знали, что за болезнь у Лукерьи. Они пытались лечить, но безрезультатно. Лукерья совсем окостенела, и её привезли сюда, к родственникам.
Василий потужил да и женился на другой. Прошлой весной он приходил к Лукерье, разговаривал с ней.
За Лукерьей присматривают добрые люди. Она привыкла к своему положению и считает, что некоторым людям ещё хуже живётся: тем, у кого нет пристанища или глухим, слепым.
Чтобы не впадать в мысленный грех, Лукерья приучила себя не думать и не вспоминать, а только смотреть и слушать. Иногда она читает молитвы, но нечасто, так как считает, что не нужно просить Бога ни о чём — он лучше знает, что ей нужно. Лукерья считала, что Бог её любит, потому что послал ей испытание.
Пётр Петрович предложил Лукерье поместить её в хорошую больницу, но она отказалась, так как знала, что это бесполезно. Она сказала, чтобы Пётр Петрович не жалел её, так как к ней ходят молодые крестьянки, странницы, рассказывают ей новости. Да ей и одной хорошо. Она песни поёт и учит песням девочку-сиротку. И Лукерья спела барину песню «Во лузях».
На вопрос Петра Петровича, спит ли она, Лукерья ответила, что спит редко, но видит хорошие сны, во сне она всегда молодая и здоровая. Она рассказала барину о трёх своих снах: про Христа, про покойных родителей и про свою смерть.
Когда Пётр Петрович стал прощаться, Лукерья попросила, чтобы он уговорил свою матушку хоть немного сбавить оброку со здешних бедных крестьян, так как у них мало земли. Барин обещал ей это сделать.
Пётр Петрович поговорил о Лукерье с хуторским десятским. Тот сказал, что её в деревне прозвали «Живые мощи», что она ни на что не жалуется, а только благодарит людей.
Через несколько недель Пётр Петрович узнал, что Лукерья скончалась. Ему сказали, что в день кончины она слышала звон колоколов, но не из церкви, до которой 5 вёрст, а сверху.
Анализ произведения
Проанализируем сатирическую сказку Михаила Салтыкова-Щедрина.
Основная мысль
Заключается в нехотении правящей элиты учитывать интересы простых людей, что может привести к гибели как самой элиты, так и государственности в целом.
В народе говорят проще – «нельзя пилить сук, на котором сидишь».
Композиция сочинения состоит из трех частей и представляет собой стандартный план художественного произведения:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Объем произведения небольшой. Сказка занимает всего три страницы текста.
Жанр и направление
Рассказ искусственно стилизован под произведение устного народного творчества. Жанр — сатирическая сказка, направление — эпос.
«Дикий помещик» является примером острой социальной сатиры. Это оригинальный эпос, который не теряет своей актуальности и в наши дни.
Сказочные элементы, использованные автором в рассказе, и небольшой объем произведения делают историю понятной и интересной для разной возрастной категории.
Особенности сюжета
Используя яркие сатирические приемы, автор обличает пороки нашего общества и ставит перед читателем ряд важных вопросов, ответы на которые ему придется искать самому.
В отличие от народных сказок, в повествовании видна работа писателя с текстом.
Образы и характеры персонажей прописаны емко и красочно. В произведении легко найти примеры иронии не только в адрес помещика, но и социального устройства царской России.
В произведении в полной мере использованы такие выразительные средства как:
- ирония;
- гротеск;
- аллегория;
- сравнение;
- алогизм;
- гипербола.
Проблематика
Несмотря на кажущую простоту, сказка имеет много скрытых смыслов и скорее ставит вопросы, чем дает ответы на них. Вдумчивое чтение текста приводит к размышлению о сложных философских категориях. Что есть глупость, человеческая мораль, справедливость и Бог, государство и народ? Чему учит сказка?
Как говорили древние пророки – «человек может отвернуться от общества, но если общество отвернется от человека, наступит его полная деградация».
Основная тема и идея произведения – отношение власти к простым людям, которые являются фундаментом любого государства.
Сочинение — Анализ рассказа Два помещика. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ героев произведений
Рассказ Тургенева «Два помещика» был напечатан в журнале Современник. Вот только его не пропустили, а все, потому что в нем было очень много цензуры. И только спустя некоторое время автору удалось его выпустить и сделать так чтобы его стали читать.
Главными героями стали два помещика. Одного зовут Слава. Он очень добрый человек и отзывчивый. Вот только не всегда это играет с ним положительно. С другими помещиками он ведет себя открыто и даже немного дерзко. А некоторыми из них даже старается командовать и управлять. Но когда он видит людей высшего света, то замолкает и больше не произносит ни единого звука пока этот человек не покинет их. Домик у него небольшой, да и книг он практически не читает. У него есть человек, который выполняет все дела по дому, а вот сам герой ничем практически не занимается.
А второго зовут Мардарий. Многим может показаться, что он является полной противоположностью первого героя. У него не было никогда девушки. Да и никто никогда не бегал за ним. Больше всего ему нравится сидеть дома и кушать разные вкусные штучки, которых у него очень много. Дом у него намного больше, чем у предыдущего героя и состоит из нескольких комнат. Практически никогда он не убирается в каждой из своих комнат. Именно поэтому в каждой из них уже давно поселился таракан и не один. Очень редко он выезжает на поля или сорвать цветов с полей. Если раньше больше всего на свете ему нравилось читать сонник, то теперь и это дело ему наскучило, а чем заниматься дальше он пока не решил. Кроме этого к нему приходит очень много разных гостей, и он принимает их со всеми почестями.
Больше всего на свете ему нравится при этих гостях читать умные книги, но спорить или вступать в беседу о них он не хочет и сразу отметает любые напоминания об этих книгах. Но при этом все его соседи считают его умным и начитанным человеком, который соблюдает все правила и законы и ни в коем случае не нарушает их. Частенько к нему приходит батюшка из церкви и тогда он приносит из подвала большую бутылку водки и не отпускает ее, пока она не опустеет. Кроме этого ему нравится, когда бьют плетьми разных людей. А вот про своих крестьян порой забывает и очень долго не вспоминает. Он может сначала подарить кур, которые пасутся у него в ограде, а уже через пять минут отправить людей и привезти кур назад.
Здесь автор старается высмеять каждого из героев. Ни у одного из них нет определенного занятия, и они делают только то, что считают нужным и удобным для них. У них не только пустая, но еще и никчемная жизнь.
Жанр, сюжет, композиция
В сборнике «Записки охотника» есть рассказы, которые тяготеют к сатире, так как в этих произведениях звучит антикрепостническая тема, но при этом присутствует лирическое описание природы, которую Тургенев очень любил. «Записки охотника» — это лирические рассказы с элементами сатиры.
В цикле рассказов «Записки охотника» представлена целостная картина России, которая освещена поэтическим отношением Тургенева к родной земле, размышлениями писателя о настоящем ее народа и его будущем. В этом произведении писатель не предлагает ярких сюжетных линий с активным действием
Большое внимание уделяется портретным характеристикам, привычкам, манерам и вкусам героев рассказов. Однако общий сюжет в цикле рассказов все же есть
Рассказчик совершает путешествие по России, однако география этого путешествия необширна – это Орловская область. По пути рассказчик встречается с различными людьми, в итоге вырисовывается картина российского быта.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 440 ₽ Реферат Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 270 ₽ Контрольная работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Расположению рассказов в книге сам автор придавал большое значение. В результате появилась не просто подборка тематически однородных рассказов, а единое произведение, внутри которого действуют закономерности, присущие образной взаимосвязи очерков.
Цикл рассказов открывается двумя тематическими фразами, каждая из этих фраз включает три рассказа. Сначала идут вариации на народную тему: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода». Затем следует тема разоряющегося дворянства: «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников». Следующие рассказы вновь развивают тему народа, однако в них появляются мотивы вредного влияния крепостного права на души людей. В следующих рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжается тема дворянства, но уже в обновленном варианте.
Первый рассказ цикла «Записки охотника» называется «Хорь и Калиныч». Здесь автор выступает в роли зрелого мастера народного рассказа. В этом рассказе определился своеобразный крепостнический пафос всего сборника, в котором изображаются сильные, мужественные, яркие характеры. Существование этих характеров превращало крепостнический строй в унижение и позор России, в явление, которое несовместимо с достоинством человека.
В рассказе «Бурмистр» автор разоблачает разрушительные экономические последствия цивилизаторской деятельности. Постепенно в книге происходит развитие художественной мысли о нелепости крепостнического уклада.
Основными особенностями книги «Записки охотника» являются:
- место действия в рассказах – сельская Россия;
- главным героем рассказов является крестьянство;
- присутствует сквозной образ рассказчика-охотника;
- главной темой является патриотическая тема
- главная идея рассказов – антикрепостническая.
Главные и второстепенные герои
Повествование строится вокруг двух соседей рассказчика. Они оба — помещики, живут поблизости от автора и дружат с ним. Все вместе часто выезжают на охоту.
Помещиков зовут:
- Мардарий Аполлоныч Стегунов;
- Вячеслав Илларионович Хвалынский.
Отставной генерал Хвалынский высок и статен, как положено военному, но уже немножко обрюзг и потерял несколько зубов. Вячеслав Илларионович — не злой человек, но он почти не замечает нужд своих крестьян. Несмотря на жесткую дисциплину, его хозяйство плохо управляется и дышит на ладан.
Второй герой — Мардарий Аполлоныч Стегунов. Он абсолютно гражданский человек, далекий от армейских порядков, с полным телосложением и лысой головой. Мардарий Аполлоныч гостеприимен, охотно принимает гостей и до отвала их кормит. Кроме того, он любит старую жизнь и, в отличие от Хвалынского, не выносит новых порядков.
В тексте есть второстепенные персонажи:
- важный петербургский чиновник — косвенно упоминается, как он распорядился посеять вместо пшеницы мак и носить крепостным бабам городские кокошники;
- молодой, недавно закончивший семинарию священник;
- Юшка — старик лет 80, дворовый Мардария Апполоныча;
- Наталка — дочь Ермилы-кучера, девочка лет 11;
- ключница Авдотья;
- Вася-буфетчик.
Анализ рассказа «Два помещика» Тургенева показывает отрицательное влияние крепостного права на человека. Несвобода убивает достоинство не только в крестьянах, но и в их хозяевах.
Уже по описанию внешности, поведения и образа жизни Стегунова и Хвалынского видно старание автора донести до читателей мысль о том, что люди, управляющие крестьянами, никуда не годны.
Они не способны стать причиной положительных перемен, потому что не образованы.
Помещики не только не хотят, но даже и не могут облегчить жизнь крестьян.
Краткий пересказ
Очерк короткий. По большей части он описывает самих помещиков, дает им характеристику. Сюжет начинает развиваться только во второй половине текста.
Однажды в летний вечер рассказчик приезжает к Стегунову. Хозяин обрадовался визиту. В это время у него уже гостил молодой священник, но Стегунов поспешил от него избавиться, заставив выпить водки.
Далее рассказчик и хозяин вышли на балкон и завели разговор. Помещик увидел, что в его саду ходят три чужие курицы. Дворовые принялись отлавливать птиц. На помощь им через плетень перепрыгнула в сад Наталка — дочь кучера. Стегунов распорядился поймать девочку и искренне восхищался суматохой, которая поднялась в результате погони.
Затем главные персонажи перешли к чаепитию. Рассказчик поинтересовался у хозяина, почему выселены несколько дворов. Стегунов пояснил, что в них живут «недостойные» крестьяне, которые находятся у хозяина в немилости, так же как их отцы были в опале при покойном батюшке Стегунова. Затем раздались удары из конюшни — там наказывали кнутом шалуна Васю-буфетчика.
Отправляясь домой, рассказчик встретил в деревне вышеупомянутого Васю. Он спокойно грыз орехи, а на расспросы ответил, что барин наказал его справедливо.
Основная идея произведения
Автор откровенно высмеивает главных героев. Они проводят свои дни бессмысленно и бесцельно, не принося пользы ни себе ни людям. Пустая и никчемная жизнь их не угнетает. Наоборот, они считаются людьми достойными и уважаемыми. Это говорит о том, что остальные и хозяева округи под стать главным героям.
Тургенев изобразил два основных типа представителей помещичьего сословия:
- военного, вышедшего в отставку и не имеющего никаких боевых заслуг, так как служба пришлась на мирное время;
- штатского человека — малообразованного, получившего власть над людьми только по праву рождения.
Краткое содержание «Двух помещиков» показывает намерение автора хотел описать жизнь российской провинции во время крепостного права и показать, что тяжелое положение крестьян складывается в том числе из-за бездарного управления. Тургенев раскрывает тему ужасной жизни русского народа, находящегося в рабстве, и показывает, как неволя деформирует самих крестьян и их хозяев.
После ознакомления с кратким содержанием и анализом произведения Тургенева «Два помещика» рекомендуется самостоятельно прочитать его. Это поможет оценить богатство русского языка, благодаря которому автор метко передал особенности характера и образа жизни провинциальных обитателей.
Сюжет и композиция
Рассказ начинается с обращения рассказчика к читателям. Он сразу сообщает о намерении рассказать о двух помещиках и начинает с рассказа об отставном генерал-майоре Хвалынском. Тургенев сначала перечисляет черты помещика милые и даже забавные, как, например, лиловый цвет волос Хвалынского, покрасившего их составом, купленным у мошенника («жида, выдававшего себя за армянина»).
В этом первоначальном обмане – вся суть двойственности героев рассказа.
О Хвалынском читатель узнаёт, что он по-разному разговаривает с людьми более или менее богатыми и чиновными, читает только при гостях, а на войне не бывал, хоть и генерал. Рассказ о ключнице очень близок к истории об одном из гоголевских Иванов, который женат не был, но ключница его имела множество детей, зовущих его тятей.
В целом генерал Хвалынский соответствует своей говорящей фамилии, то есть хочет казаться гораздо лучше, чем есть на самом деле, но человек он пустой.
Второй помещик, Стегунов, поначалу во всём противопоставляется первому, включая внешность, быт и занятия. Читателю уже кажется, что этот помещик будет более симпатичным. Но тут охотник рассказывает, как гостил у милейшего гостеприимного Стегунова, а «таких помещиков у нас на Руси ещё довольно много». При ближайшем знакомстве добряк-помещик оказывается бесчеловечно жестоким, способным травить человека, как лесного зверя, не заботящимся о своих крепостных. Он расправляется с крепостными за малейшую провинность и получает от этого истинное удовольствие.
3 стр., 1162 слов
Характеристика и образ Помещика в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина
… своей жизни в лесу. Также читают: Картинка к сочинению Характеристика и образ Помещика в сказке Дикий помещик Популярные сегодня … и режиссёр помещика глупым назвал. Решил помещик соседей-генералов в гости позвать, в картишки перекинуться. Генералы были … в одиночестве. Поведение неспешное и задумчивое В произведениях Антона Павловича Чехова всегда присутствовали прозвища и говорящие фамилии. Рассказ …
Таким образом, второй помещик оказывается гораздо хуже первого, потому что, хотя и не выказывает своего презрения к безродным крестьянам, но унижает их человеческое достоинство.
Кульминация и развязка рассказа – разговор с только что выпоротым буфетчиком Васей, считающим своего барина лучшим во всей губернии. Его человеческое достоинство уже исчезло, запоротое добрым барином.
Последние слова рассказа – мысль рассказчика о старой Руси – были обидны многим современникам, считавшим, что герои рассказа – большая редкость.
Герои
Тургенев даёт подробную характеристику своим героям, описывая их внешность, дом, привычки, поступки, характер и речь. Подобно Гоголю, создавшему в «Мёртвых душах» галерею помещиков, Тургенев, исходя их своей задачи, делает второго помещика более пропащим и безнадёжным в нравственном отношении, чем первого. Трудно даже понять, использует ли Тургенев гротеск как приём осмеяния помещиков или такие диковинные люди действительно водились на Руси в середине 19 в.
Внешность Хвалынского двойственна. С одной стороны, автор называет его человеком «в зрелом возрасте, в самой… поре», с другой сообщается, что у него нет некоторых зубов, щёки обвисли, сам он обрюзг, а поменяли цвет. По одежде героя можно сделать вывод, что он стремится выглядеть щеголем.
Хвалынский называется человеком очень добрым, но его привычки говорят о другом: в беседе с низшими чинами он презрительно проглатывает слова, стремится к почёту, но от звания предводителя отказывается, ведь это требует действий! Одним словом, генерал силён там, где надо произвести впечатление.
Тургенев скептически отзывается об уме Хвалынского, который книги читает только при гостях, а споров, особенно с молодыми людьми, избегает. Хвалынский скряга, хозяйство вести не умеет, но соседи считают его прекрасным помещиком, человеком бескорыстным, «с правилами».
На его фоне Стегунов (его фамилия тоже говорящая, он с удовольствием стегает своих крепостных) кажется открытым и искренним. Он – сама естественность, не пытается казаться чем-то иным. Стегунов нигде не служил, это низенький пухленький старичок с брюшком. Его одежда – полосатый шлафрок на вате. Жизнь его патриархальна. Его дом похож на множество домов других помещиков, где книги преданы забвенью, люди одеты по-старинному, по традиции обращаются к гостям. Стегунов хлебосолен.
Тургенев недаром несколько раз подчёркивает, что его герой ничем не занимается. Такое безделье приводит к нравственным извращениям, какие и проявляются в ловле чужих кур на своём участке (помещик пять раз подряд спрашивает, чьи куры ходят по его участку), травле крепостных или телесных наказаниях.
Художественная летопись крепостной деревни
В сборнике рассказов Иван Тургенев показал главного героя крестьянина, который обладает огромными духовными силами. Русское общество оценило новое тургеневское произведение как проповедь освобождения крестьян. Все рассказы, которые были собраны в одно произведение, негативно описывали помещичий быт.
Многие писатели выразили своё восхищение «Записками охотника». Иван Гончаров писал о том, что этот сборник рассказов помогал ему писать. Французский писатель Альфонс Доде назвал это тургеневское произведение «книгой великого романиста». Максим Горький рассказывал о том, с какой жадностью он прочитал произведение Тургенева и как глубоко оно повлияло на него.