Суть и цель крестовых походов

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Второй Крестовый поход возглавили:

  1. Французский король Людовик VII;
  2. Германский император Конрад III Гогенштауфен.

Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:

  • Некачественное продовольствие;
  • Болезни.

Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.

В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.

Второй крестовый поход

Годы Участники Цели Результат
1147 – 1149 Французский король Людовик VII и первый король Германии Конрад III, а также их войска. Причиной второго крестового похода стало усиление мусульман, которое угрожало самому существованию христианских государств крестоносцев, возникших на Востоке после успешного первого крестового похода. Никаких результатов. Войска крестоносцев были разбиты. Впрочем, они изучили причины своих неудач и сделали выводы на будущее. Несмотря на явный провал, религиозное воодушевление в Европе заложило почву для следующего крестового похода.

Таблица второго крестового похода

Первый крестовый поход

Годы Участники Цели Результат
1096 – 1099 Знать: родственники европейских королей, различные рыцари. Также в поход отправилось около 50-60 тысяч крестьян со всей Европы, но они шли отдельно, не с рыцарями,а потому почти все были перебиты или взяты в плен. Причины первого крестового похода были идеологическими. Католическая Церковь приняла решение о том, что необходимо отвоевать христианские святыни, в частности, Гроб Господень. Безоговорочная победа крестоносцев. На отвоёванных у мусульман землях возникло четыре новых христианских государства, просуществовавших несколько столетий.

Таблица первого крестового похода

Другие Крестовые походы

В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.

Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.

Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.

Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.

Причины крестовых походов

Прежде чем указать, чем вызваны крестовые походы, следует ответить на вопрос, кто такие крестоносцы, почему походы европейских рыцарей назывались крестовыми и сколько всего было крестовых походов западноевропейских рыцарей.

Крестоносцы западноевропейские воины, которые поучаствовали в 8-ми официально созданных походах. Крестовыми назывались из-за участия в них римских пап и лозунга во имя Христа.

Крестовые походы являются военными колонизационными шествиями, которые осуществлялись в виде религиозной войны с призывом освободить палестинские территории из-под власти мусульман, язычников и еретиков и обратить последних в католичество.

Причины этих движений были обусловлены политическими и экономическими западноевропейскими условиями. Так, в то время шла борьба королей с феодалами в расширении территорий, горожан с королями в развитии рынка, крестьян с властями с целью освобождения от крепостной зависимости. Духовенство и вовсе хотело решить свои властолюбивые замыслы.

В конечном итоге, во Франции, которая была разорена, появилась надежда отыскать в палестинских землях лучшие экономические условия и начать жизнь там.

Другими причинами стали перемены в восточной части мира. Со времени последних вселенских соборов, на западных территориях христианские паломники стали активно посещать палестинские святыни и халифов, которые становились покровителями этих паломников, позволяли им строить церкви и больницы.

Но когда власть в 10 веке изменилась, начались гонения на христианских пилигримов и войны. Западные верующие не могли примириться с дурным обращением к христианам и допустить поругание святынь.

Папа Урбан II созвал соборы в 1095 году и высказал необходимость в походах против неверных. Народ поддержал его, что и привело к появлению крестоносцев.

Что в истории оставили после себя крестоносцы

Крестовые войны многое изменили в мире и на Востоке:

  1. Распались феодальные устои.
  2. Стало другим отношение европейцев к варварам, они узнали, что у восточных народов есть развитая культура, многое было перенято и получило активное распространение.
  3. Войны одновременно разоряли и пополняли европейскую казну.
  4. Религиозные противостояния довели до упадка Византийскую империю.
  5. В Средиземном море расширились торговые пути.

Христиане и мусульмане от крестовых походов понесли огромные человеческие потери, не только во время сражений, но и от эпидемий. Народ по-другому стал относиться к католической церкви, сейчас бы аналитики сказали, что у священников упал рейтинг доверия. Ни для кого не было секретом, что основной причиной в развязывании религиозных войн было стремление их организаторов к обогащению. Это поняли даже рыцари крестоносцы, которые покидали ряды не особенно богатыми.

Последствием таких вооруженных столкновений стало зарождение реформаторских предпосылок и надолго сохраненная враждебность между христианским и мусульманским миром. Во многих частях света по-прежнему разоряют храмы, физически уничтожают духовенство. Хотя стоит заметить, что католическая церковь принесла свои извинения мусульманам за беспредел, чинимый их воинами в эпоху крестовых походов.

Последствия крестовых походов:

  1. Углубление раскола между восточным и западным христианством;
  2. Усиление культурных контактов между Востоком и Западом (крестоносцы принесли на Запад книги Аристотеля) и Развитие левантийской торговли итальянскими городами (Венеция, Генуя, Пиза);
  3. Растущее значение авторитета папства;
  4. Формирование рыцарских орденов (включая рыцарей-госпитальеров, тамплиеров и тевтонских рыцарей) и, таким образом, формирование рыцарского этоса и рыцарской культуры;
  5. Повышенный интерес европейцев к миру;
  6. Косвенным эффектом было также увеличение власти и богатства среднего класса в Западной Европе;
  7. Крах Византийской империи, главной защиты Европы от турок;
  8. Расцвет паломнического движения;
  9. Гибeль сотен тысяч человек;
  10. Усиление неприязни к язычникам и инакомыслящим в Европе, включая усиление борьбы против арабов в Испании (Реконкиста).

Провал Четвертого крестового похода породил представление о том, что рыцарство недостойно возвращения Святой Земли. Возникла идея детского крестового похода. Он был реализован в 1212 году. Тогда было собрано около 20-50 тысяч детей в возрасте от 3 до 12 лет, которые отправились в Марсель. В Марселе два купца наняли семь кораблей, на которых обещали перевезти детей на Восток. После того как корабли вышли из порта, о них никто не слышал. Только через дюжину лет выяснилось, что два корабля затонули, а оставшиеся дети были проданы в рабство на рынках в Алжире и Египте.

В 1217 г. был организован пятый рыцарский крестовый поход, длившийся четыре года. Его инициаторами были венгерский король Анджей II и австрийский принц Леопольд VI. Вместе они хотели осуществить более ранний план удара по Египту, но в конечном итоге они потерпели неудачу. В 1228–1229 годах произошла бескровная экспедиция Фридриха II, в ходе которой, по договоренностям, вместе с Иерусалимом была возвращена часть Иерусалимского королевства (она снова была потеряна в 1244 году), включая Вифлеем и Назарет. Историки описывают эту экспедицию чаще как дипломатическую, чем как завоевательную.

queensu.ca

Последние два крестовых похода были организованы французским королем Людовиком IX Святым. Целью седьмого (1248–1254 гг.) был захват Египта, а во время восьмого (1270 г.) крестоносцы направились в Тунис. Оба крестовых похода не увенчались успехом. Во время последней экспедиции в лагере крестоносцев разразилась чума, в результате которой скончался сам король Людовик IX. Его армия должна была вернуться в Европу. Планы следующих походов были составлены Карлом I Анжуйским, но они не были реализованы, потому что в 1291 году пала последняя цитадель крестоносцев — Акка.

В конечном итоге крестовые походы не достигли намеченной цели, так как все территориальные приобретения оказались временными. Более того, крестоносцы разгромили Византийскую империю, разрушив тем самым европейский барьер против турок. Святая Земля осталась в руках мусульман.

Как походы изменили отношение к войне

Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI век

До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться цер­ковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию послед­него англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложи­ли на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло иску­пить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спа­сение души и обеспечивала место в раю.

Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, воз­никшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанно­стью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплие­ры при­няли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.

Причины крестовых походов

В 10-11 веке стран Европы коснулся кризис. Затронул он не только бедняков, но и выходцев из богатых семей. Все дело в том, что в то время рождалось много детей – в каждой семье их было 5 и больше. Чтобы решить проблему с наследством и не устраивать кровопролитие из-за этого было принято решение – все имущество во владение получает старший сын.


Крестоносцы

У остальных детей дорога была одна. Девушек пораньше выдавали замуж. Юноши могли пойти в монастырь и строить карьеру в религиозно-церковном направлении, или же взять коня, оружие и отправиться покорять мир.

Бродячие рыцари часто объединялись в группы и чинили бесчинства – грабили торговцев, обворовывали деревни. Могли наниматься в услужение к богатым феодалам. Такие личности часто вели между собой войны, поэтому помощь бедных рыцарей приходилась очень кстати.

В 11 веке на Европу обрушилась новая беда – несколько лет были неурожайными, и феодалы не смогли больше выплачивать своим служащим жалованье. Рыцарей-разбойников становилось все больше. Ситуация в странах ухудшилась. Тогда и возник среди правящих людей вопрос о том, куда можно направить их нерастраченную энергию. И вскоре ответ был найден.

Город Иерусалим, святыня всего христианского мира (причем как для евреев, так и для мусульман) был завоеван арабами в 687 году. Но пути к нему для паломников не были перекрыты, так как завоеватели вели себя толерантно к другой религии.

Ситуация ухудшилась, когда правление над городом взяли турки-сельджуки. Они не признавали никакой другой веры, кроме своей. Уже в 1071 году они полностью закрыли христианским паломникам путь к их святыне. Такие действия вызвали бурю возмущений в Европе.

Далее события развивались следующим образом:

  • в 1095 году император Византии пишет послание к Папе Римскому, где просит помочь справиться с турками-сельджуками, ущемляющими христиан, бесчинствующих на границах его государства;
  • позже в 1095 году Папа Урбан II перед народом провозгласил судьбоносную речь, в которой призвал все христианское рыцарство освободить Святую Землю, где бесчинствуют сарацины.

Именно эта речь стала решающей. Рыцари отправились отвоевывать святые земли, в том числе и сам Иерусалим. Это было начало первых крестовых походов. Всего их было 8, и поможет с ними разобраться специальная таблица, представленная ниже.

Как видно, было две основные причины возникновения крестовых походов. Первая — религиозные люди хотели вернуть контроль над святыми местами и заполучить ряд значимых для них артефактов.

Вторая причина гораздо прозаичнее, а именно материальная выгода. Во время крестовых походов многие люди занимались грабежами и значительно улучшали свое материальное благополучие. Некоторые во время этих кампаний стремились получить отдельные владения — феодальные земли.

Торговцы видели в них возможность расширить рынок и заполучить те или иные льготы. Своя выгода, пускай не совсем материальная, была и у крестьян: уходя в походы, они могли избавиться от крепостной зависимости.

Крестовые походы в средневековье

11 — 13 вв. – это эпоха крестовых походов на Восток.

Крестовые походы в средневековье были организованы католической церковью для освобождения «Гроба Господня».

Всего в этот период было организовано 8 походов, но только первый крестовый поход и движения простолюдинов основывались на идее открытия доступа к Святым местам. На самом деле рыцари завоевывали для себя земли, а церковь обогащалась за счет роста количества людей, платящих десятину.

Поводом для организации крестовых походов послужила просьба о помощи Византии, обращенная к Папе Римскому.

В ходе крестовых походов происходили грабежи, насилие и истребление покоренных народов.

Крестовые походы на Русь

Крестовые походы были организованы против славян и на территории Руси, с целью насильственного обращения в католическую веру.

1240 — 1242 гг. Ливонский крестовый поход:

  • Летом 1240 г. – битва на р. Неве — князь Александр со своей дружиной разгромил вторгшийся шведский флот;
  • В апреле 1242 г. — Ледовое побоище — ливонские рыцари были разбиты.

Позднее, в 1268 г. произошла Раковорская битва — между русско-литовскими войсками и крестоносцами. Рыцари потерпели очередное поражение;

В 1269 г. — Тевтонский орден предпринял попытку осадить Псков, но через десять дней безуспешной осады отступил.

После этого крестовым походам на Русь пришел конец.

Второй крестовый поход

Участниками второго крестового похода, начало которого относится к 1149 г., были в большинстве рыцари и крестьяне Германии и Франции под руководством королей этих стран.

Целью второго крестового похода являлось освобождение г. Эдессы, считающегося ранним центром христианства, и ослабление сил мусульманского эмира Занги.

Второй крестовый поход претерпел неудачу.

Результатом было ускорение процесса укрепления сельджукских государств.

Рассматривая плюсы и минусы крестовых походов, можно выделить:

итоги крестовых походов отрицательные:

  • многочисленные жертвы с обеих сторон;
  • распад Византийской Империи;
  • снижение власти и влияния римского папы из-за нереализованных им планов;
  • уничтожение культурных памятников.

положительные последствия:

  • заимствование культуры и науки с Востока;
  • новые пути торговли;
  • изменение быта населения Европы;
  • возможность для европейцев взглянуть на отличающуюся религию и сравнить.

Историческим значением крестовых походов, стало оказанное влияние на политический строй и общественную жизнь Западной Европы.

Причины крестовых походов

Чтобы понять причины
крестовых походов, необходимо обратиться к исторической ситуации, сложившейся в
средние века.

До конца XI века. Восток уже
в течение пяти веков был разделен между Византийской христианской империей и
арабо-мусульманскими государствами. Сами мусульмане также разделены. На Востоке
есть не только два враждебно настроенных халифа — православный халиф в Багдаде
и Схема в Каире.

Самыми могущественными из
мусульманских народов были турки, пришедшие из Туркестана и присоединившиеся к
халифам Багдада. Один из их лидеров, сельджуков, поселившийся в Бухаре,
объединил их в народ, который в его честь был назван турками-сельджуками. Один
из преемников сельджуков, Тогрул-Бек, славился своим благочестием. Халиф
Багдада, в войсках которого тогда все генеральные посты занимали персидские
шииты, призвал на помощь этого богобоязненного мусульманина, повелел
провозгласить его имя в молитвах за себя и даровал ему титулы царя Востока и
царя Запада, Господа верующих. С тех пор этот редкий султан стал истинным
правителем Багдадского халифата и пытался расширить сферу своего влияния за
счет завоеваний. Один из этих султанов, Алп Арслан, напал на Византийскую
империю и завоевал Армению.

Завоевания турок-сельджуков.
Непосредственной причиной крестовых походов был рост власти турок-сельджуков и
завоевание ими Ближнего Востока и Малой Азии в 1000х годах. Угроза со стороны
мусульман заставила византийского императора обратиться за помощью к западным
христианам.

Религиозные мотивы.
Завоевания турок-сельджуков совпали с общим религиозным подъемом в Западной
Европе в X-XI веках, во многом вызванным деятельностью бенедиктинского
монастыря Клухни в Бургундии, основанного в 910 году герцогом Аквитании Гийомом
Благочестивым. Благодаря усилиям ряда аббатов, которые настойчиво требовали
очищения Церкви и духовного преобразования христианского мира, аббатство стало
очень влиятельной силой в духовной жизни Европы. В то же время в 11 веке
увеличилось количество паломничеств на Святую Землю.

Анахронический взгляд на саму
человеческую природу.

По мнению средневекового
человека, все люди во всех поколениях несут ответственность за первородный
грех, совершенный Адамом и Евой, так же как и все евреи виновны в распятии
Христа, потому что эти события — Падение и Страсти Господни — принадлежат не только
прошлому, но продолжаются вечно и продолжаются в настоящем моменте. Крестоносцы
в конце 11 века были убеждены, что наказаны не потомки палачей Спасителя, а
сами палачи. Прошедшие века ничего для них не значили.

Экономические стимулы. Многие
короли и бароны считали Ближний Восток миром больших возможностей. Земля,
доходы, власть и престиж — все это, как они считали, было наградой за
освобождение Святой Земли. С расширением практики наследования на основе
первородства многие из младших сыновей феодалов, особенно на севере Франции, не
могли рассчитывать на участие в разделе земель их отца. Приняв участие в
крестовом походе, они уже могли надеяться обрести землю и положение в обществе,
которыми наслаждались их старшие, счастливые братья.

Фермерам была предоставлена
возможность освободиться от пожизненного крепостного права и стать владельцами
земли.

Канцелярские и рыцарские ордена

Военные и духовные (или
духовные и рыцарские) ордена отличались от монашеских орденов, таких как
августинцы, бенедиктинцы, францисканцы и т.д., в том, что они дали еще одну
клятву бороться с неверующими, в дополнение к обычным монашеским обетам —
бедность, послушание и целомудрие. Древнейший из духовных орденов рыцарства,
Орден иоаннитов, фактически начал свою деятельность около 1070 года и был
преобразован в духовный орден рыцарства в собственном смысле этого слова в 1120
году. Великий мастер Раймон де Пуи. Среди орденов духовной армии были также
Орден Храма, Немецкий орден и три испанских ордена.

Первые рыцарские ордена — три
самых известных ордена Святой Земли и три испанских ордена — оказались
чистейшим воплощением средневекового духа в сочетании монашеских и рыцарских
идеалов, в то время, когда борьба с исламом — порой необычная — стала реальностью.
Затем они превратились в важные политические и экономические институты,
огромные экономические комплексы и финансовые силы. Политические достижения
постепенно затмевали их духовный характер, как и рыцарство, элемент игры, а
экономические желания превалировали над политическими достижениями. Когда
тамплиеры и Иоанниты процветали и даже действовали на Святой Земле, рыцарство
выполняло реальные политические функции, а рыцарские ордена имели большое
значение как своего рода классовая организация.

Но в XIV и XV веках рыцарство
означало лишь более высокий ранг в системе социального порядка, а в младших
орденах рыцарства элемент благородной игры, скрытый в их сердце, выходил на
первый план. Дело не в том, что они стали только игрой. В идеале рыцарские
ордена все еще были полны высоких этических и политических устремлений. Но это
были сны и иллюзии, пустые проекты. Удивительный идеалист Филипп де Мезьер
видит создание нового рыцарского ордена, которому он дает название Орден
Страстей1 , как панацею от всех бед своего времени, и
намерен принести туда лица всех классов. Но даже величайшие ордена рыцарей со
времен крестовых походов выигрывали от участия в них в качестве простолюдинов.
Аристократия, по словам Мессье, должна была давать слуг Великому Магистру и
рыцарям, духовенство — Патриарху и его епископальным викариям, купцам —
братьям, крестьянам и ремесленникам. Таким образом, орден стал прочным сплавом
всех поместий для достижения великой цели — борьбы с турками. Заказ
предусматривает четыре клятвы.

Сколько стоило участие в походе

Готфрид Бульонский переходит через Иордан. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век

Долгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так млад­шие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных бо­гатств Востока. Современ­ные историки от­вергают эту теорию. Во-первых, сре­ди крестоносцев было немало богатых людей, которые поки­дали свои владе­ния на долгие годы. Во-вто­рых, участие в Крестовых похо­дах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кор­мить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на воз­можность подработать в походе, а так­же на подаяния более обеспеченных кресто­носцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тра­тилось на провизию и другие необходимые вещи.

Исто­рики подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, дол­жен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульон­ский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.

Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дари­ли местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувший­ся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.

Третий крестовый поход (1189 – 1192) – хронологическая таблица

1187 – Разгром крестоносцев при Хиттине египетским султаном Саладином. Взятие Иерусалима Саладином – повод к Третьему крестовому походу.

1189 – Начало Третьего крестового похода. Его главные участники – германский император Фридрих Барбаросса, французский король Филипп Август и английский король Ричард Львиное Сердце. Палестинские крестоносцы осаждают Акку (Акру), но их войско у этого города в свою очередь окружает армия Саладина.

1190 – Разгром Фридрихом Барбароссой сельджуков при Иконии и его гибель при переправе через реку Селеф (10 июня 1190). Конец крестового похода немцев.

1191 – Отплытие на восток из Сицилии французских и английских крестоносцев. Завоевание Кипра Ричардом Львиное Сердце. Французы и англичане присоединяются к осаде Акки и берут город (12 июля 1191). Спор между королями Ричардом и Филиппом из-за кандидатуры нового короля ещё не взятого Иерусалима (Конрад Монферратский или Ги Лузиньян). Отъезд Филиппа Августа из Палестины. Взятие Ричардом Иоппии (Яффы, 7 сентября).

1192 – Два неудачных похода Ричарда Львиное Сердце на Иерусалим. Восстановление им стен Аскалона. Убийство Конрада Монферратского ассасином. Нападения мусульман на Аскалон и Иоппию. Перемирие короля Ричарда с Саладином: за крестоносцами остаётся весь берег от Тира до Иоппии, но Иерусалима они себе не возвращают. Конец Третьего крестового похода.

Подробнее — см. в статье Третий крестовый поход – кратко

1198 – Основание в Палестине духовно-рыцарского Тевтонского ордена.

Предпосылки и причины

С середины VII века Палестина стала местом паломничества и для христиан, которые приходили поклониться Гробу Господнему, и для мусульман. Обе религии мирно сосуществовали друг с другом, но в 1071 году турки-сельджуки захватили Византию вместе с Палестиной и перекрыли все паломнические пути. В конце XI века византийский император обратился за помощью к Северному Западу, надеясь вернуть земли. Но целями организации военных походов стало не только желание помочь:

  1. Католическая церковь стремилась расширить свое влияние на Востоке.
  2. Западноевропейские монархи, дворяне и рыцари хотели заполучить новые земли.
  3. Купцы были не против получить новые рынки и доступ к экзотическим товарам.
  4. Крестьянами и другими представителями среднего класса в основном двигало религиозное чувство и подъем, ведь Папа Римский обещал всем участникам прощение от грехов. Кстати, это может объяснить, почему столько человек решились вступить в армию.

В 1095 Папа Римский Урбан II на Клермонском соборе призвал освободить Палестину и подавить агрессию мусульман. На призыв сразу откликнулись многие рыцари, распространившие клич и среди более низких сословий. В итоге в экспедициях приняли участие практически все представители общества того времени: крупные и мелкие феодалы, рыцари, купцы, ремесленники, крестьяне.

Интересный факт: чтобы подчеркнуть свое высокое предназначение, участники походов на одежду нашивали кресты, от которых и пошло название «крестоносцы».

Третий крестовый поход

Годы Участники Цели Результат
1189 – 1192 Четверо самых могущественных европейских правителей того времени: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V и английский король Ричард I Львиное Сердце, а также собранная ими огромная армия. Так как второй крестовый поход провалился, угроза государствам крестоносцев со стороны мусульман не исчезла, и третий поход должен был переломить ситуацию. К тому же незадолго до этого Иерусалим был захвачен Салах-ад-дином (Саладином), что тоже стало тревожным звоночком для европейских держав. Они понимали, что угрозу со стороны Саладина необходимо устранить. Успех армии крестоносцев. Значительные территории, ранее отбитые мусульманами, были снова захвачены христианским воинством и возвращены под контроль крестоносцев.

Таблица третьего крестового похода

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Комментарии: 1
  1. Аватар
    Аноним

    :lol: :shock: :oops: :x :shock: :lol: :cry: :cool: :smile: :sad: :?:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: