Московские главы в романе «мастер и маргарита» булгакова

Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и их взаимодействие

Слайд 1

Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и их взаимодействие

Слайд 2

Роман состоит из трех миров: наш привычный мир, ершалаимский мир («Свет»), и потусторонний мир. Все три мира романа существуют в постоянной и неразрывной связи, подвергаются постоянной оценке со стороны высших сил. Роман «Мастер и Маргарита» — самое гениальное и самое неоднозначное произведение о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда стремится к свету и добру.

Слайд 3

Первый мир — Московский Москва показана Булгаковым с любовью, но и с болью. Это прекрасный город, немного суетливый, суматошный, полный жизни.

Слайд 4

Но сколько утонченного юмора, сколько откровенного неприятия в изображении людей, населяющих столицу!

Слайд 5

В литературной среду талант с успехом заменили пробивные способности, хитрость, ложь, подлость. Отныне цена успеха не признание народом, а дача в Переделкине!

Слайд 6

Блестящие показаны жулики, карьеристы, сводники. Всех их настигает заслуженное возмездие. Но наказание не страшное, над ним смеются, ставя в нелепые ситуации, доводя до абсурда их собственные черты и недостатки.

Слайд 7

Жадные на дармовщинку получают в театре вещи, которые исчезают, как бальное платье Золушки, деньги, которые превращаются в бумажки.

Слайд 8

Воланд стоит в мира. Автор отдает этому герою достаточно широкие полномочия, на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, воздаёт каждому по вере. Мир сатаны

Слайд 9

Воланду принадлежит немало умнейших и поучительных высказываний, несущих в себе глубинный смысл.

Слайд 10

Люди живут, суетятся, выгадывают, нелепо умирают. О них он скажет так: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

Слайд 11

В разговоре с Маргапитой Воланд произносит потрясающие слова: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас.Сами предложат и сами всё дадут»

Слайд 12

Воланд высказывает излюбленную мысль Булгакова: «Каждому будет дано по его вере»

Слайд 13

Воланд, «свита» и вся «темная сила» раскрывают, разоблачают, соблазняют. Единственные, кто выносит испытание, — Мастер и Маргарита, да и Мастер, оказывается, все-таки заслуживает лишь покой. Маргарита – единственный человек, который вызвал восхищение у Воланда и его свиты своей честностью, нравственностью, гордостью, умением любить так самоотверженно. За нелегкий труд он отблагодарил её, ещё раз поразившись тем, что она ничего не требовала…

Слайд 14

Библейский мир В «ершалаимских» главах наиболее острое звучание приобретают главные темы произведения: тема нравственного выбора, ответственности человека за свои поступки, наказания совестью.

Слайд 15

М.Булгаков сконцентрировал действие романа вокруг двух персонаже — Иешуа и Пилата. Иешуа стоит в мира. Он — философ, странник , проповедник добра, любви и милосердия, является воплощение чистой идеи в романе, вступающей в неравную схватку с юридическим правом.

Слайд 16

В Понтий Пилате мы видим грозного властелина. Он хмур, одинок, бремя жизни тяготит его. Всемогущий Пилат признал Иешуа равным себе. И заинтересовался его учением. Но он не в состоянии преодолеть страх перед долгом Каифы

Слайд 17

Несмотря на то, что сюжет кажется завершенным — Иешуа казнен, возникает впечатление, что Иешуа так и не умер. Кажется, самого слова «умер» нет в эпизодах романа.

Слайд 18

Пилат — носитель и олицетворение «самого страшного порока» – трусости Раскаянием и страданиями Пилат искупает свою вину и получает прощение…

Слайд 19

Заключение В «Мастере и Маргарите» современность проходит испытание вечными истинами. Все происходящие события неразрывно связаны между собой, они подчеркивают и помогают понять неизменность природы человека, понятий добра и зла, извечных человеческих ценностей…

Пороки жителей столицы

На первый взгляд, вполне себе обычные жители столицы ведут нормальное существование, служат своей стране, кто как может. Кто-то водит трамвай, кто-то трудится чиновником, кто-то руководит Варьете, а кто-то пишет литературные статьи.

Вот только Булгаков обнажает суть жизни москвичей, а состоит она в том, что человечество ненамного ушло в части нравственного и духовного развития от ершалаимской толпы, которая таращилась на казнь Иешуа. Людьми правят алчность, желание сладко спать и сытно есть, иметь в собственности столичную квартиру, а лучше вместе с дачей и стабильно ездить отдыхать по партийной путевке.

Только все эти материальные блага в Москве 30-х годов, как, собственно, и в нынешней, зачастую можно получить, лишь умея крутиться, угождать, подстраиваться, где-то и предать ближнего, где-то и донос сделать на соседа. Именно таким писатель остро вырисовывает истинный портрет успешного москвича тех лет.

Оборотной стороной такой жизни выступают лоск и престиж, возможность жить в элитном жилье в центре города, обедать в ресторане и отдыхать на море. Слабость человеческой натуры, мещанство, потребительство и неспособность нравственно возвыситься над массовой бездуховностью — все это сатирически мастерски изображает Михаил Афанасьевич в своем бессмертном литературном творении.

Основными и явными пороками москвичей в романе являются:

  • алчность,
  • бездумное потребительство,
  • ложь,
  • равнодушие к ближним,
  • корысть,
  • лизоблюдство,
  • духовная низменность.

Первый мир — Москва 20-30-х годов.

Сатана пришел в Москву, чтобы совершить правосудие, вызволить Мастера, его шедевр и Маргариту. Он видит, что Москва превратилась в подобие Великого бала: ее населяют предатели, доносчики, подхалимы, взяточники, валютчики. Булгаков представлял их как в виде отдельных персонажей, так и в виде служащих следующих учреждений: МАССОЛИТа, Театра Варьете и Зрелищной комиссии. Каждый человек имеет пороки, которые Воланд разоблачает. Более тяжкий грех взяли на себя работники МАССЛИТа, называющие себя литераторами и учеными. Эти люди много знают и при этом сознательно уводят людей от поиска истины, делают несчастным гениального Мастера. За это кара настигает Дом Грибоедова, где размещается МАССОЛИТ. Московское население ни во что не хочет верить без доказательств, ни в Бога, ни в дьявола. На мой взгляд, Булгаков надеялся, что когда-нибудь люди осознают тот ужас, который поглощал Россию в течение многих лет, как осознал Иван Бездомный, что стихи его ужасны. Но при жизни Булгакова этого не произошло.

Второй мир — Ершалаим.

С Ершалаимом связано много характерных, присущих именно ему и в то же время объединяющих с Москвой деталей. Это палящее солнце, узкие запутанные улочки, рельефность местности. Особенно удивляет сходство некоторых возвышений: Дом Пашкова в Москве и дворец Пилата, находящийся над крышами городских домов; Лысая гора и Воробьевы горы

Можно обратить внимание еще и на то, что если в Ершалаиме окружается холм с распятым Иешуа, то в Москве с покидающим ее Воландом. Всего три дня описывается из жизни города

Борьба добра со злом не прекращается и не может прекратиться. Главный герой древнего мира Иешуа очень похож на Иисуса. Он тоже простой смертный, который остался непонятым. Ершалаим, придуманный Мастером,- фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным.

Вопрос квартирный

Знаменитая фраза из романа, которая впоследствии разошлась по устам и стала известной цитатой, о том, что москвичей испортил квартирный вопрос, злободневна по сей день и, скорее всего, не утратит актуальности в будущем. В столице же периода, описываемого в произведении, в бюрократическое заведение, которое занимается вопросами жилья, выстраивается километровая очередь. По аналогии с тем, как дьявол забирает душу при заключении сделки, стоящие в очереди платят свою духовную цену за обывательский комфорт.

Недаром эпиграфом к книге служит выдержка из «Фауста» Гете — советская власть раздавала такие щедрые подарки далеко не просто так. Лишаясь духовности в прямом и переносном смыслах, столичные жители становились винтиками в системе, напрочь забывая о цели, с которой пришли на эту землю, помня лишь то, что нужно делать ради мещанских благ и пресловутой жизненной стабильности.

Отдельно автор романа выделяет элитное жилье членов Массолита:

  • дом литераторов,
  • квартира Латунского.

Именно роскошную московскую квартиру номер восемьдесят четыре, принадлежащую критику Латунскому, так яростно разгромила обнаженная Маргарита, прилетевшая в нее через окно на метле. Символика сцены разгрома шикарного жилища успешного литературного деятеля, который, преследуя свои личные низменные выгоды, буквально растоптал талантливый труд Мастера, гротескна, что присуще для творения Булгакова.

Ярким представителем московского мира литераторов в книге также выступает несчастный и вызывающий сочувствие в первых главах Берлиоз. Однако неспроста справедливый Воланд карает паразитирующего деятеля искусств — Берлиоз не только уподоблялся Латунскому и всем остальным алчным псевдоталантам и лизоблюдам в своих пороках, но и агитировал молодое творческое поколение жить по этой идеологии, председательствуя на заседаниях Массолита.

Мастерски и ярко обнажены Булгаковым огромнейшие прорехи в духовном развитии деятелей литературного искусства, которым свойственны:

  • продажность,
  • писательство под указку,
  • доносы и предательства,
  • наслаждение сытой жизнью и всеми благами.

С номенклатурными обитателями Варьете нечистая сила с Воландом во главе тоже разделалась, согласно их порокам. Так, заведующий театральным буфетом Соков, который получал наживу на реализации несвежих продуктов, неизлечимо заболел по части пищеварения, а нечестные капиталы его не спасли.

Развратный директор театра Степа Лиходеев после всего, что устроили ему санитары пороков в романе, потерял интерес к спиртному и дамам, а также покинул столичное сытое место. Финансовый директор Варьете Римский по доброй воле пошел служить в кукольный театр после всего того, что пережил за одну ночь в обществе Геллы и укушенного ею администратора заведения Варенухи.

Конферансье Бенгальский, любящий в прошлом грубо и пошло пошутить со сцены, ощущая себя выше других, стал вести скромную уединенную тихую жизнь после того, как зрительская воля руками Бегемота в ходе презентации черной магии лишила его головы и вернула ее обратно.

Так, образы Москвы и ее жителей в романе Булгакова играют немаловажную роль и являются своеобразным действующим лицом. Именно через столицу и ее обитателей писатель выявляет пороки общества не только тех лет, но и в ходе существования человечества в целом показывая, что в своих низменных стремлениях люди не особо меняются, а нравственные изъяны социума — проблема вечная, как и тема добра и зла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: