Характеристика персонажа
Финдиректор обладает слабым характером. В отличие от Ивана Бездомного, который преследовал мага, чтобы наказать его за смерть Берлиоза, Римский изо всех сил избегает опасной встречи. Финдиректору не откажешь в здравом смысле. У него хватает способностей понять, что от нечисти нужно бежать как можно дальше.
Григорий Данилович внимателен, скрытен и осторожен — не рассказывал в театре о своей супруге и предпочитал держать в тайне личную жизнь. Также он недолюбливал начальство и скрывал это, хотя в душе мечтал об увольнении Лиходеева
Осторожность подсказала ему промолчать о встрече с потусторонними силами. Даже на допросе в милиции он не сознался, что пострадал от нападения свиты Воланда, так как не без основания боялся, что его сочтут сумасшедшим и отправят на лечение
Итак, Римскому можно дать следующую характеристику. Он имеет деловые способности, умен, решителен, подозрителен, карьерист
Осторожность персонажа легко переходит в трусость. Он не хочет отвечать за свои поступки, последствия скандального выступления Воланда пытается переложить на отсутствующего Лиходеева
Утро туманное
Степа Лиходеев в романе «Мастер и Маргарита» упоминается всего несколько раз. Более детально – в седьмой главе. А дальше автор ему уделяет в общей сложности несколько строк. Однако стоит сказать, что именно в главе «Нехорошая квартира» перед читателем впервые предстают помощники Сатаны в полном своем составе, и именно поэтому она столь запоминающаяся.
Однажды после бурно проведенного вечера Лиходеев просыпается в своей постели (хотя пробуждением состояние директора «Варьете» в это утро назвать сложно) и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете. Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит. И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню… Словом, ночь была насыщенная.
Лиходеев, так и не вспомнив событий прошедших дней, выпивает предложенную гостем водку, закусывает чудесно появившимися яствами и, будучи человеком хитрым и неглупым, старается скрыть перед незнакомцем собственную забывчивость. И вдруг, выйдя в переднюю, обнаруживает там постороннего черного кота жутких размеров.
Описание внешности
Какой предстает перед читателями Гелла? Это экстравагантная и уверенная в себе девушка.
Самой выделяющейся чертой героини является её внешний вид.
Рыжие волосы и зеленого цвета глаза более ярко и четко передают её колдовские способности. Девушка имеет уродливый шрам на шее, но, несмотря на это, её внешность очень красива.
Булгаков делает акцент на том, что у ведьмы безупречная фигура, из-за чего чаще всего она ходит голой. Шрам на шее говорит о том, что девушка умерла не естественной смертью, а подверглась пыткам.
Голос у Геллы хриплый, все тело иногда покрыто трупными пятнами и пахнет погребом. Из-за того что ведьма также является вампиром, от неё все время исходит холод.
Сочинение про Иешуа из романа Булгакова
Одним из второстепенных персонажей произведения является Иешуа, прообразом которого писатель представляет Иисуса Христа.
Иешуа представлен в романе в образе обычного человека, философа-бродяги, характеризующегося сострадательным и добрым отношением к окружающим. Иешуа также, как и все люди, испытывает боль и ощущает страх.
Писатель описывает Иешуа в качестве источника силы света, оказывающего огромное влияние на людей и обладающего способностью излечения от недугов. Он не воспринимает оскорбления и обиды, поскольку для Иешуа они являются уделом слабого человека, а он представляет собой самодостаточного и сильного духом представителя людей.
В людских поступках и поведении для Иешуа все понятно и легко, общается он с окружающими посредством коротких и простых фраз, несущих в себе глубокий философский смысл. Убеждения Иешуа основаны на мнение о всеобщей доброте, однако придерживаясь этой позиции он понимает, что не все люди могут быть счастливы.
Отличительными чертами Иешуа являются его неприкрытая честность, отсутствие лжи и кривляния душой, отважность и храбрость, поскольку он не принимает понятие трусости, самого страшного человеческого порока. Писатель описывает Иешуа как светлого, открытого и умного мужчины, на которого не могут оказывать влияние внешние обстоятельства, создав из этого героя образ идеально нравственного человека
Писатель описывает Иешуа как светлого, открытого и умного мужчины, на которого не могут оказывать влияние внешние обстоятельства, создав из этого героя образ идеально нравственного человека.
Герою приятно произносить слова правды, и он несет в массы свое видение мирского существования, когда, по его мнению, власть в виде насилия над людьми будет лишней и наступит всеобщее равенство.
Главным достоинством Иешуа автор считает его внутреннюю свободу и возможность на равных вести беседу с различными представителями общественных слоев. Сила Иешуа состоит в том, что он имеет способность понимать истину, видеть будущее и предсказывать желания, но несмотря на это он не стремится стать центром вселенной.
В финале Иешуа оказывается казненным, будучи преданным Иудой
Писатель изображает этот факт из жизни Иешуа как большое горе для человечества, но акцентирует внимание на том, что смерть этого героя не является победой зла на добром, поскольку образ Иешуа вечен
Описывая момент перед смертью героя, автор изображает Иешуа как великого божьего ученика, выражающего торжество жизни над смертью, с гордо поднявшей головой принимающего свою гибель, которую Иешуа воспринимает как очередную ступень познания совершенства.
Литераторы
Иван Бездомный
Иван Бездомный — это молодой пролетарский поэт Иван Николаевич Понырев, который подписывает свои стихи псевдонимом Иван Бездомный. Он написал антирелигиозную поэму, но председатель правления литературного общества МАССОЛИТ Берлиоз раскритиковал её, поскольку Иисус Христос у Бездомного выглядит как обычный человек, а не как герой мифа. Иван стал свидетелем гибели Берлиоза и уверен, что её виновник — иностранец, с которым Берлиоз разговаривал перед гибелью. Бездомный пытался догнать этого незнакомца (Воланда), но, в конце концов, попал в психиатрическую клинику. Встреча с Мастером в клинике раскрыла ему понимание, что его творчество не отражает его собственные мысли и чувства, а только то, что требует от литераторов партия. С этого момента образ его мыслей поменялся, он бросил писать стихи и стал историком.
Подробная характеристика Ивана Бездомного здесь.
Берлиоз Михаил Александрович
Берлиоз Михаил Александрович — редактор журнала и председатель правления литературного общества МАССОЛИТ. Он умеет очень убедительно говорить, хорошо приспособился, проводя в жизнь политику партии, пропагандируя атеизм. Берлиоз доказывает молодому поэту Ивану Бездомному, что его поэма об Иисусе Христе получилась недостаточно атеистической. За такие взгляды Воланд решил наказать Берлиоза, и Коровьев услужливо показал этому герою на турникет, около которого тот поскользнулся и попал под трамвай. Подробная характеристика Берлиоза Михаила Александровича здесь.
Участники эпизодов в Москве
Аркадий Аполлонович Семплеяров
Аркадий Аполлонович Семплеяров — председатель Акустической комиссии московских театров. Во время сеанса чёрной магии, который давал Воландв театре Варьете, Семплеяров настаивал на том, чтобы публике рассказали о «технике фокусов». Но Коровьев разоблачил не чудеса, которые творились на сцене, а самого Семплеярова, уличив при его супруге в неверности.
Барон Майгель
Барон Майгель — член зрелищной комиссии. В его обязанности входило знакомство иностранных туристов с достопримечательностями Москвы. Он проник на бал Воланда как новый одинокий гость, но Воланд понял, что это шпион. Майгеля застрелил Азазелло.
Никанор Иванович Босой
Никанор Иванович Босой — председатель жилтоварищества дома по Садовой, в котором находилась «нехорошая квартира» № 50. Это осторожный, деловой человек, который берёт взятки. За это он был наказан Коровьевым, который сообщил соответствующим органам о том, что Босой спекулирует валютой, и сделал так, что при обыске у того действительно нашли доллары (в них превратились рубли, сунутые Коровьевым Босому в виде взятки).
Поплавский Максимилиан Андреевич
Поплавский Максимилиан Андреевич — дядя Берлиоза, экономист-плановик из Киева, очень умный человек. Узнав о смерти Берлиоза, он отправился в Москву. Поплавский надеялся получить квартиру погибшего. Он понимал, что для этого, первым делом, нужно прописаться в квартире покойного племянника. Но, конечно, ему это не удалось — ведь там обосновалась свита Воланда и сам мессир.
Аннушка
Аннушка — скандальная женщина, которая жила в квартире № 48, помещавшейся под квартирой № 50, где расположилась свита Воланда вместе с мессиром. Именно эта Аннушка разлила у вертушки подсолнечное масло на горе Берлиозу. Аннушка была очень любознательна. Ночью она подглядывала, когда вся свита вместе с Мастером и Маргаритой спускалась по лестнице, и услышала, как что-то стукнуло о пол. Когда все ушли, она бросилась на площадку, нашла там золотую подкову всю в бриллиантах и очень обрадовалась. Но появился Азазелло и грубо отнял у неё драгоценность.
Вам также будет интересно почитать:
Левша — образ и характеристика героя повести Н. С. Лескова «Левша»
Лариса Дмитриевна Огудалова — образ и характеристика героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»
Борис — образ и характеристика героя пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Ольга Ларина — образ и характеристика героини романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Актёр — образ и характеристика героя пьесы М. Горького «На дне»
Моцарт и Сальери — сравнительная характеристика героев трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Несколько интересных сочинений
Илюша с братом работают на бумажной фабрике. Первая история, которую рассказал мальчик, произошла на рольне. Илюше с другими рабатами пришлось заночевать на фабрике. Дорога домой была долгой, а работы оставалось еще много
Изумительный русский писать Носов Евгений Иванович. Он творил в двадцатом веке. У писателя сложилась тяжелая судьба, он собственными глазами видел ту страшную войну.
На картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец — место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне.
Басни Ивана Андреевича напоминают нам детство, когда мы любили слушать интересные истории, но мало кто задумывался о посыле этих басен.
Основными персонажами произведения являются Иван Тимофеевич, представленный в образе молодого дворянина, и Олеся, изображенная писателем в качестве простой крестьянской девушки.
Образ Степы Лиходеева
Что же говорят о директоре театра помощники Воланда? Они, как известно, знают все. И то, что Лиходеев не выполняет свои должностные обязанности («очки начальству втирает»), и то, что он ведет разгульный образ жизни. Степа, по словам Коровьева, ничего не делает, потому как и делать ничего не умеет. Главные черты характера Лиходеева — это безалаберность, лень, склонность к пьяным оргиям.
Степа ведет развратный образ жизни, кроме того, он крайне безответственный, что подтверждает впоследствии Римский, получив странную телеграмму из Ялты и решив, что это не что иное, как очередные выходки Лиходеева. К характеристике этого персонажа следует добавить хитрость (отнюдь не мудрость), трусость и лживость.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Портретный очерк (мамы, подруги) Стою посередине комнаты и кричу: «Мааааам, а носки-то мои где?». Слышу, идёт. Буквально через минуту она оказывается в комнате с моими носками в руках, на поиски которых прежде я потратила уйму времени.
- Образ и характеристика Сотникова в повести Быкова Произведение Быкова «Сотников» было написано в 1969 году. Вначале автор назвал свое творение «Ликвидацией». В своих произведениях автор затрагивал проблемы, связанные с нравственностью
- Сочинение на тему Честь дороже жизни Прожить правильно жизнь задача не из легких. Человеку свойственно постоянно ошибаться, совершать неправильные поступки. Часть этих ошибок незначительны и очень быстро забываются.
- Сочинение по рассказу Царь-рыба Астафьева Произведение относится к социально-философскому творчеству писателя, раскрывающему проблемы взаимоотношений природы и человека, и является составной частью одноименного цикла новелл.
- Твір на тему Ромео і Джульєтта (кохання і трагедія) Кохання завжди оспівувалось у творах митців. Шекспір, який жив у Єлизаветинську епоху, за часів правління королеви Єлизавети І. Найвидатніший драматург Англії усіх часів написав драму Ромео і Джульєтта
Композиция
Композиция романа отличается сложностью и оригинальностью. По сути, это роман в романе: в одном из них повествуется о Понтии Пилате, во втором – о писателе. Поначалу кажется, что между ними нет ничего общего, однако в ходе романа становится очевидной взаимосвязь двух сюжетных линий.
В конце произведения Москва и древний город Ершалаим соединяются, и события происходят одновременно в двух измерениях. Более того, они происходят в одном и том же месяце, за несколько дней перед Пасхой, но только в одном «романе» – в 30-х годах ХХ столетия, а во втором – в 30-х годах новой эры.
Философская линия в романе представлена Пилатом и Иешуа, любовная – Мастером и Маргаритой. Однако в произведении есть отдельная сюжетная линия, до краев наполненная мистикой и сатирой. Главными героями ее являются москвичи и свита Воланда, представленная невероятно яркими и харизматичными персонажами.
В завершении романа сюжетные линии соединяются в единой для всех точке – Вечности. Столь своеобразная композиция произведения постоянно держит читателя в напряжении, вызывая неподдельную заинтересованность сюжетом.
Нехорошая квартира
Как можно говорить о таком персонаже, как Степа Лиходеев, и не сказать ни слова о квартире, в которой он обитал до момента своей телепортации? А ведь директор театра был обречен на исчезновение уже тогда, когда переступил ее порог.
В седьмой главе, в которой читатель знакомится с Лиходеевым, автор повествует о прежних жильцах квартиры № 50. Все они словно канули в бездну. Первым исчез квартиросъемщик вдовы ювелира. Женщине принадлежала квартира, которую она, будучи особой предприимчивой, частично сдавала жильцам, судьба которых оказалась довольно печальной. Впрочем, как и каждого, кого прельщали апартаменты по знаменитому адресу. Бесследно исчезла и сама хозяйка, и даже ее домработница Анфиса. Но если местонахождение первых жильцов осталось неизвестным, то судьба Берлиоза и Лиходеева знакома была каждому проживавшему в доме 302-бис, расположенном на Садовой. Правда, Лиходееву повезло больше, нежели его соседу. Но у Булгакова были свои счеты с литераторами.
Особенности создания образа
Роман Булгакова построен в двух хронологических плоскостях и местностях: советской Москвы и Древнего Иерусалима. Интересна и композиционная задумка романа: произведение в произведении. Однако Воланд присутствует во всех композиционных плоскостях.
Итак, в советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец». Такое описание Воланда в романе дает Булгаков.
Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.
Цитаты Воланда из «Мастера и Маргариты» (30 цитат)
«Мастер и Маргарита» — роман Михаила Афанасьевича Булгакова, работа над которым началась в конце 1920-х годов и продолжалась вплоть до смерти писателя. Роман относится к незавершённым произведениям; редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла после смерти мужа вдова писателя — Елена Сергеевна. Первая версия романа, имевшая названия «Копыто инженера», «Чёрный маг» и другие, была уничтожена Булгаковым в 1930 году. Как и в любом значительном произведении, в романе «Мастер и Маргарита» много смыслов. Это, конечно, роман о реальности Бога и Дьявола. Это роман о любви, о правде, об искуплении. Цитаты Воланда из «Мастера и Маргариты» вы найдете у нас.
Я люблю сидеть низко – с низкого не так опасно падать.
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Чтобы делало твое добро, если бы не существовало зла?
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
Рукописи не горят.
Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Вздор! Лет через триста это пройдет.
Вино какой страны Вы предпочитаете в это время дня?
Каждому воздастся по его вере.
Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.
Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
Праздничную полночь иногда приятно и задержать.
Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, — отозвался Воланд, — но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи.
то-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения. Среди лиц, садившихся со мною за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!
Факт — самая упрямая в мире вещь.
Я о милосердии говорю… Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки.
Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
— …но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? — Сам человек и управляет.
— Как же, как же, — отозвался Воланд, — я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!
Всё будет правильно, на этом построен мир.
Странно ведут себя красавицы.
Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится.
А не надо никаких точек зрения, просто он существовал, и больше ничего.
Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил… его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, чем он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!
Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла…
Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них косноязычна, как будто таких нарочно подбирают.
ЛИТЕРАТУРА / КНИГИ
Прохор Петрович
Председатель зрелищной комиссии театра Варьете. Кот Бегемот временно похитил его, оставив сидеть на его рабочем месте пустой костюм, за то, что занимал неподходящую ему должность.
Максимилиан Андреевич Поплавский
Киевский дядя Михаила Александровича Берлиоза, мечтавший жить в Москве. Был приглашён в Москву на похороны Бегемотом, однако, по приезде его заботила не столько смерть племянника, сколько оставшаяся от покойного жилплощадь. Был выгнан Бегемотом и выставлен Азазелло, с указаниями возвращаться обратно в Киев.
Андрей Фокич Соков
Буфетчик театра Варьете, раскритикованный Воландом за некачественную пищу, подаваемую в буфете. Накопил свыше 249 тысяч рублей на закупках продуктов «второй свежести» и прочих злоупотреблениях служебным положением. Получил от Коровьева сообщение о своей смерти от рака печени через 9 месяцев, которому, в отличие от Берлиоза, поверил, и принял все меры к предупреждению, — что ему, разумеется, не помогло.
Профессор Кузьмин
Доктор, который осматривал буфетчика Сокова. Был посещён демоном Азазелло, который «перекинулся» сначала в «паскудного воробья», затем в медсестру с «мужским ртом». При очевидном врачебном таланте имел грешок — чрезмерную мнительность, за что и был наказан Азазелло — получил лёгкое повреждение рассудка.
Николай Иванович
Сосед Маргариты с нижнего этажа. Был превращён домработницей Маргариты Наташей в борова и в таком виде «привлечён в качестве транспортного средства» на бал у Сатаны. Причина наказания — похоть. По просьбе Маргариты был прощён, но до конца своих дней скорбел о таком прощении — лучше быть боровом под голой Наташей, чем доживать век с опостылевшей женой.
Наташа
Красавица, белокурая домработница Маргариты. Она втайне намазалась кремом Азазелло, после чего превратилась в ведьму и, оседлав борова (Николая Ивановича), отправилась вслед за Марго. Наташа вместе с Геллой помогала Маргарите на балу у Сатаны, после чего не захотела возвращаться к прежней жизни и выпросила Воланда оставить её ведьмой.
Алоизий Могарыч
Знакомый Мастера, написавший на него ложный донос ради присвоения жилплощади. Был выгнан из своей новой квартиры свитой Воланда. После суда Воланда в беспамятстве покинул Москву, но, очнувшись где-то у Вятки, вернулся. Заменил на должности финдиректора театра «Варьете» Римского. Деятельность Могарыча на этой должности доставляла большие терзания Варенухе.
Аннушка
Профессиональная спекулянтка. Разбила бутылку с подсолнечным маслом на трамвайных путях, что явилось причиной смерти Берлиоза. По странному совпадению, проживает по соседству с «нехорошей квартирой». Позже была запугана Азазелло за кражу алмазной подковы, подаренной Воландом на память Маргарите (подкова с алмазами была возвращена Маргарите).
Фрида
Грешница, приглашённая на бал к Воланду. Когда-то она задушила нежеланного ребёнка платком и закопала, за что испытывает определённого рода наказание — каждое утро ей неизменно подносят к изголовью этот самый платок (каким бы способом она ни пыталась избавиться от него накануне)
На балу у Сатаны Маргарита обращает внимание на Фриду и обращается к ней персонально (предлагает ей напиться и всё позабыть), что вызывает у Фриды надежду на прощение. После бала настает время озвучить свою единственную главную просьбу Воланду, ради которой Маргарита заложила свою душу и стала королевой сатанинского бала
Главные герои
Воланд
Дьявол, повелитель злых сил, интеллигентный мужчина преклонных лет.
Анализ характера этого героя неоднозначен. Повелитель тьмы, он не является воплощением только абсолютного зла, он способен совершать и милосердные поступки, ему присущи справедливость и благородство. В романе Воланд выступает в качестве решающей силы с неограниченными возможностями. Он взял на себя роль судьи, он считает себя вправе судить людей и оценивать их поступки, наказывать и поощрять.
Подробная характеристика Воланда.
Мастер
Историк, писатель, мужчина средних лет.
Не имеет собственного имени. Занимается литературной деятельностью, создаёт роман о Понтии Пилате, в котором по-своему истолковывает события из Евангелия. При встрече с Маргаритой его настигает любовь, которая помогает ему жить. Он человек, который родился не в то время и не в том месте, много пережил, сломлен системой. Не сумев противостоять критикам, оказался в сумасшедшем доме.
Подробная характеристика Мастера.
Маргарита
Молодая красивая женщина, возлюбленная Мастера.
Решительная, смелая женщина, стала для Мастера не только подругой, но и Музой. Она жила с нелюбимым мужем без тревог и волнений. Встретив и полюбив Мастера, она целиком и полностью отдалась этому чувству. Она любит его всецело, готова ради него на всё, на любые жертвы, и ради спасения любимого она, не задумываясь, становится ведьмой и отправляется на бал к Сатане в качестве королевы.
Подробная характеристика Маргариты.
Иешуа Га – Ноцри
Бродячий философ, молодой мужчина.
Образ честного, справедливого человека, верного своим убеждениям. Антагонист Воланда. Мудрый философ, свято верующий в чистые помыслы людей, фактически, предан ими. Приговорен к страшной казни – распятию на кресте.
Подробная характеристика Иешуа Га-Ноцри.
Понтий Пилат
Римский прокуратор (наместник) Иудеи.
Жестокий правитель, решительный, выносливый и смелый, но одинокий. Низменные пороки общества ненавистны ему. Иешуа для него – свежий глоток воздуха, очищающий и освежающий его истерзанную душу, для него отрадой становятся беседы с ним.
Подробная характеристика Понтия Пилата.
Левий Матфей
Ученик и последователь Иешуа Га-Ноцри.
Ранее собирал налоги, после встречи с Га-Ноцри, стал его верным спутником и летописцем. Не сумев помешать казни учителя, снял его тело с креста и укрыл в пещере. Отказывается служить у Понтия Пилата, обвиняя его в смерти Иешуа. Просит у Воланда награды в виде покоя для Мастера и Маргариты. Воланд исполняет эту просьбу.
Степан Богданович Лиходеев
Лиходеев — директор Варьете, молодой человек, очень популярный в творческих кругах Москвы. Он ведет праздный образ жизни: кутит, пьет, гуляет. На первый взгляд, совершенно безобидный малый, никого вроде не обманул, ничего не украл, никаких жутких грехов за ним не наблюдалось, Чем же он так заинтересовал Воланда и его свиту?
Степан Богданович обратил на себя внимание своей никчемностью, беззаботностью, безответственностью, Человек, не разбирающийся в искусстве, не имеющий никакого понятия о деле, которым руководит, занимает директорское кресло и бессовестно пользуется служебным положением. Всю работу за него выполняют подчиненные, он же лишь волочится за дамочками, при том, что женат, и предается кутежам
Очнувшись однажды после очередного, весело проведенного вечера, и увидев перед собой незнакомца, он очень огорчен, что свидетелем его безобразия стал иностранец, но его нисколько не тревожит обстоятельство, что он абсолютно ничего из того, что происходило накануне, не помнит.
Такой, на первый взгляд, безобидный и никчемный человечишка, занимающий руководящую должность, на самом деле может являться сильнейшим злом для людей талантливых, творческих. Булгаков в образе Лиходеева раскрывает тип людей, творящих произвол при полной своей некомпетентности, занимающих не свое место. Кому, как ни автору романа, знать вредоносность лиходеевых, он на себе испытал все последствия активных действий чинуш от искусства.
Воланд выбирает довольно мягкое наказание для такого паразита общества: он отправляет его на курорт, в теплый живописный уголок Ялты. Вроде известный, имеющий множество приятелей, а пустой человек, никому не интересный, никто не торопится вернуть Лиходеева домой. Ни в какой Ялте, по факту, Степан и не был, все его скитания оказались обманом и происками нечистой силы.
Этот эпизод наглядно продемонстрировал силу гипноза, которым обладала компания Воланда. И читатель осознает, насколько велика эта сила, способная подчинять себе целые группы людей, находящиеся не только в одном помещении, но и на огромном расстоянии.
По возвращении из своего таинственного путешествия герой попадает в уже известную читателю психиатрическую клинику, к профессору Стравинскому. Происшедшее меняет Степана Богдановича в лучшую сторону: он становится тише и степеннее, практически не злоупотребляет спиртным, а женщин так вообще сторонится. Он все так же руководящий работник, только уже никак не связан с искусством.