Образ григория отрепьева и характеристика в трагедии борис годунов

«Борис Годунов» (краткое содержание)

Борис Годунов – одно из самых значимых произведений Пушкина. Это драматическое произведение, показывает одну из трагических страниц русской истории. По признанию автора, сюжетом для создания столь многозначительного произведения послужили сведения, полученные из «Истории Государства Российского», написанной Н.М. Карамзиным.

В драме нет разделения на акты, действия, но указаны место и время действия. Диалог двух бояр Шуйского с Воротынским предваряют действие драмы, служат вместо вступления. Из этой беседы читатель узнает, что после смерти царя Феодора в стране решается вопрос о том, кому царствовать в дальнейшем. Ближайший кандидат на царство – Борис Годунов, но он отказывается принимать царство. Беседуя с Воротынским, Шуйский обвиняет Годунова в убийстве наследника престола, царевича Димитрия.

На красной площади собрался народ, который был призван умолять Бориса Годунова на царство. В конце концов, Годунов согласится принять шапку Мономаха и стать царем русского государства.

Тем временем в Чудовом монастыре летописец, монах Пимен заканчивает свою летопись. Послушник Григорий просыпается от тяжкого сна. Пушкин использует в своих произведениях сны, предвещающие дальнейшие события, как один из элементов композиции (например, сон Татьяны Лариной в «Евгении Онегине», сон Петра Гринева в «Капитанской дочке»). Этот сон послушника Григория становится навязчивым, он снится ему неоднократно.

Старец Пимен рассказывает иноку о смерти младенца Димитрия. Он говорит о том, что убивцев было трое, и они назвали Бориса, как человека, подговорившего их на это злодейство. На вопрос, сколько лет было царевичу, Пимен ответил, что он – ровесник Григория.

Прошло 6 лет царствования Бориса Годунова. Из Чудова монастыря сбежал послушник и в то же время объявился самозванец, заявивший, что он царевич Димитрий. Царь Борис напуган.

В это время в Кракове в доме боярина Вишневецкого самозванец планирует выступление на Москву. Но перед этим он останавливается в замке воеводы Самборы.

В замке пана Мнишека в Самборе Самозванец знакомится с дочерью воеводы – Мариной и безумно в нее влюбляется. Он даже открывает ей, что он на самом деле всего лишь сын боярина Отрепьева, инок из монастыря. Марина осуждает его в том, что он открылся перед нею, и ставит свое условие:

Самозванец начинает наступление на Москву. Войска у него немного, но его поддерживает народ. В бою погиб Курбский, правая рука самозванца.

В царских палатах патриарх рассказывает царю Борису о том, что в Угличе, где похоронен царевич Димитрий, имели место чудеса исцеления. Люди приходили на могилу царевича,

Патриарх советует перевезти мощи царевича Димитрия в Москву и тем самым разоблачить самозванца перед народом. Но Борис Годунов отказывается. В Москве в своих палатах в состоянии нервного возбуждения и страха умирает царь Борис и передает власть сыну Феодору. Перед смертью он успевает дать несколько наставлений сыну.

Некоторые из бояр переходят на сторону самозванца. Они убивают царевича Феодора и его мать, а народу объявляют, что те отравились сами. Народ оказывается в растерянности и на столь печальное событие отвечает молчанием.

В этой драме, если не главной, но все же силой, влияющей на ход событий, служит народ. Правда, этим народом манипулируют то бояре, то самозванец и его приспешники. Тем не менее, Пушкин показывает, что народные массы способны стать движущей силой исторических событий.

Поэт считал «Бориса Годунова» одним из лучших своих произведений. Советуем не ограничиться кратким пересказом, а прочесть его полностью.

Также на нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание других произведений Пушкина, например:

  • «Евгений Онегин» (по главам);
  • «Пиковая дама»;
  • «Руслан и Людмила»;
  • «Капитанская дочка» (по главам).

Краткое содержание трагедии «Борис Годунов» подробно по частям

Часть 1

Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.

Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.

Часть 2

Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.

Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру. В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама. Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.

Чуть позже князь Василий Шуйский узнаёт от Афанасия Пушкина байку о том, что царевич Дмитрий жив, и объявился у пана Вишневецкого. Коварный обманщик чуть позже встречается с Борисом Годуновым и неприятно удивляет царя «новостью». Годунов в ужасе: страшное прошлое возвращается, и быть беде!

В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.

Часть 3

Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.

Часть 4

Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.

Часть 5

Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.

Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.

Увы, в тот же день стряслась трагедия: бояре-заговорщики убили и Фёдора, и его сестру Ксению. Один из убийц сообщает заведомую неправду – якобы царевич и царевна покончили с собой, выпив яд. Как и Гаврило Пушкин, Мосальский требует, чтобы народ присягнул на верность царю Дмитрию Ивановичу. Однако люди молчат.

1604 год

Декабрь. Лжедмитрий побеждает силы Годунова на равнине около города Новгород-Сиверский. Литовцы – союзники Лжедмитрия – считают того головорезом. Также на стороне Лжедмитрия воюют французские, польские и немецкие войска, исповедующие иную веру, не православную. Этот факт не нравится русским, выступившим на стороне Отрепьева.

Следующее место действия – Москва и площадь, находящаяся около собора. Здесь собралась толпа людей, живо обсуждающая последние новости. Григорий Отрепьев как самозванец был предан анафеме. Между тем, малолетний царевич, трагически погибший сын Ивана Грозного, оплакивается в молитвах народа. Борис Годунов, покидая церковные стены, оборачивается на плач Николки – юродивого юнца. Николку обижают мальчишки, отбирая у того подаяние. Тот обвиняет царя в убийстве царевича Дмитрия. Люди на площади уверены в том, что Отрепьев – это настоящий Дмитрий.

Бояре собирались избавить Бориса от назойливых приставаний Николки, но царь не захотел трогать юношу. Годунов, между тем, попросил юродивого воздать молитвы за него, но тот ответил отказом, назвав Бориса иродом.

Тем временем Лжедмитрий занимает позиции в отвоеванном городе Севске. Во время осады города Отрепьев пленил дворянина из столицы по фамилии Рожнов, у которого самозванец выведал, что царь обрекает на казнь всех людей, осмеливающихся упоминать Григория. Отрепьеву сообщили, что царь, встревожившись ранением Мстиславского, поражениями, которые получили войска в сражениях с армией Лжедмитрия, посадил князя Шуйского возглавлять воеводство. Басманов же прибыл назад, в столицу, и занял место в царской думе. Лжедмитрий нервничает и в панике отдает неверный приказ войску из 15 тысяч воинов атаковать войско Бориса Годунова, насчитывающее 50 тысяч солдат. Проиграв неравную битву, Лжедмитрий бежит, чудом выживая в полном поражении. С Григорием также бегут некоторые единомышленники самозванца.

Пушкина, бежавшего вместе с Отрепьевым, поразила сцена, когда Григорий, охваченный жалостью к умирающему коню, освободил животное от узд и сбруи, чтобы конь принял смерть свободным. Удивительно, что смерть Курбского вызвала у Отрепьева меньше сочувствия, чем смертельное ранение лошади. Вину за поражение Отрепьев переложил на казаков-запорожцев, которые, по мнению Григория, дали слабину в бою. Немцы получили высшую похвалу. Отрепьев пообещал объединить немецких солдат в почетное войско.

Снова автор бросает читателя в Москву. Даже краткое изложение трагедии «Борис Годунов» требует, чтобы мы подчеркнули эту динамику, которую придает Пушкин развитию событий. В палатах Бориса Годунова обеспокоены, что Отрепьев, вопреки поражению, вновь набирает солдат. Внезапно во время беседы с боярами Борису Годунову стало плохо: царь умирал. Кровь пошла через рот и уши Бориса.

Феодор – наследник престола – остается наедине с Годуновым. Царь отдает последние советы и наставления для Феодора: ближайшим советником следует назначить князя Шуйского, Басманов же пусть командует армией. Басманом нравился Годунову, потому что имел незаурядный ум. Главной целью Басманов видел усмирение масс. Вскоре у ложа умирающего царя появляются бояре, патриарх и дьяки, а также царевна с Феодором. Бояре складывают присягу перед наследником престола – новым царем, а над царем в последние мгновения его жизни совершают обряд монашеского пострига.

В ставке к Басманову наведывается Пушкин, который предлагает воеводе принять сторону Лжедмитрия. Басманов заметил, между тем, что его присяга касается Феодора, и попирать клятву, данную наследнику престола, он не намерен. Отрепьев передает Басманову, что облагодетельствует того наивысшими чинами, если тот согласиться на предательство наследника. Пушкин подчеркивает, что Лжедмитрия поддерживают массы, и в этом – основная сила Григория. Армия при этом у самозванца мала – всего 8 тысяч солдат.

Мы переносимся на Лобное место, где Пушкин сообщает массам о внезапной кончине царя. Также Пушкин склоняет народ дать присягу на верность Лжедмитрию. Встревоженные, разгоряченные массы ринулись к царскому дворцу, желая уничтожить законного наследника престола. Басманов тоже присягнул на верность Лжедмитрию – по словам Пушкина.

В доме Годунова, в стенах Кремля царевич – Феодор – вместе с супругой Ксенией взяты под стражу. Однако народ выступает против злодейств над ними, ведь гнев масс обращен исключительно на Бориса Годунова, но не на невинных детей. Из палат доносятся крики, звуки ссор и драки, шум. После Мосальский, вышедший на крыльцо перед народом, объявил о смерти Феодора, Марии и Ксении, которые, якобы, совершили самоубийство. Призывая славить Лжедмитрия, Мосальский слышит лишь молчание народа.

5 5 ( 7 голосов )

Темы

Тематика пьесы «Борис Годунов» представлена в нижеследующем списке:

  1. Быт и нравы – Пушкин постарался как можно более точно отобразить то, каким был русский народ в эпоху Средневековья. Русский фатализм, уверенность в божественной правде, гнев по отношению к неблагочестивым деяниям, но в то же время милосердие и доброта к невинным.
  2. Нравственный выбор – два центральных персонажа трагедии делают нравственный выбор между моралью и собственными амбициями. Борис Годунов ещё до начала повествования делает выбор в пользу детоубийства, считая, что, получив власть в свои руки, он сможет искупить этот грех. А Григорий Отрепьев должен выбирать между войной со своей собственной страной, ради власти и простой, но лишённой для него смысла, жизнью монаха. Характерно, что оба персонажа, отринув мораль ради власти, делают неправильный выбор, царствование Бориса оборачивается полным крахом, а Лжедмитрий становится всего лишь новым узурпатором, которого не ждёт ничего хорошего.
  3. Народ – именно народные массы в произведении играют решающую роль в борьбе за власть. Простой народ показан добрым и сострадательным, но, к несчастью, недалёким и легко поддающимся манипуляциям. Свергнув преступную власть Годуновых, простой люд открывает путь для новой тирании, которая начинается с убийства ни в чём не повинной семьи Бориса – его маленьких детей. Этот акт несправедливости открывает людям глаза и повергает их в немой ужас от осознания того, что они натворили.
  4. Судьба – судьба ведёт героев на протяжении всего произведения. Годунов пытается бороться с роком, но в итоге за совершённое им преступление следует жестокое наказание. Отрепьев же, напротив, в какой-то момент полностью отдаёт себя в руки судьбы, заранее смиряясь с последствиями, становясь орудием в руках провидения, которое карает семью Годуновых.

Сокращённый пересказ сюжета

Когда умер царь Фёдор Иоанович, а младенец Дмитрий был убит, князья Воротынский и Шуйский решили, что теперь претендовать на трон может только Борис Годунов, брат Ирины Фёдоровны. Однако шурин покойного царя не желал царствовать. Некоторое время он скрывался в монастыре. Князья догадывались, что Годунов причастен к смерти царевича, но не могли сказать об этом прямо.

Народ немного подождал и собрался на Красной площади. Люди стали упрашивать Бориса, чтобы он начал править. Только тогда Годунов согласился. Борис правил 6 лет и показал себя как хороший царь, заботящийся о благе народа. Вот лишь немногое из того, что он сделал за годы правления:

  • укрепил связи с заграницей,
  • поспособствовал развитию культуры,
  • дал работу и хорошее жалованье учёным людям, военным, промышленникам,
  • построил много жилых домов и промышленных зданий,
  • в голодные годы распорядился, чтобы беднякам раздавали хлеб.

Однако люди не оценили его стараний. Когда случился сильный мороз и погибли посевы, народ стал говорить, что Бог не благословляет царствование Бориса, поэтому происходят несчастья. Годунов и сам понимал шаткость своего положения. Его мучила совесть. Казалось, что душа безвинно загубленного ребёнка требует отмщения.

Появление Лжедмитрия

Пимен рассказал Гришке Отрепьеву, что царевич Дмитрий умер при неизвестных обстоятельствах, и теперь Россией будет править Борис Годунов. Юноша, который был ровесником покойного наследника престола, подумал, что было бы хорошо выдать себя за него. В результате монах сбежал из монастыря и добрался до польско-литовской границы. Там его разоблачили стражники, однако самозванцу удалось убежать.

Через некоторое время в Москве стало известно о том, что появился Лжедмитрий. Шуйскому рассказал об этом Пушкин, и князья поняли, что может произойти переворот. Годунов испугался, когда ему сообщили о появлении самозванца. Однако князь убедил его, то настоящего Дмитрия нет в живых.

Тем временем Лжедмитрий собирался свергнуть Бориса. Он собрал единомышленников, согласившихся помочь в осуществлении коварного замысла. Вот кто оказывал поддержку самозванцу:

  • украинские казаки,
  • поляки,
  • донские селяне.

Простой люд присоединился к беглому монаху в надежде поживиться добром «москалей». Гришка был влюблён в Марину Мнишек, которой признался в том, что на самом деле он не царевич. Расчётливая женщина поставила условие: она выйдет замуж только за царя, а беглый монах ей не нужен.

Завершение истории

Когда Отрепьев со своим войском перешёл границу, в Москве участились волнения. Там, где был похоронен настоящий царевич, происходили чудеса: люди, которые приходили к могиле, исцелялись от страшных болезней. Патриарх сказал Борису, что разоблачить Лжедмитрия легко: достаточно, чтобы он оказался у могилы наследника.

Через некоторое время юродивый Николка громко обвинил царя в убийстве Дмитрия, и это слышали люди. Годунову стало не по себе. Вскоре войска Лжедмитрия и Бориса вступили в сражение у города Новгорода-Северского. Армия царя была разгромлена. Гришка со своими приспешниками хотел продолжить наступление, но произошли события, повлиявшие на ход истории.

Годунов внезапно заболел и умер, хотя ещё накануне выглядел здоровым и весёлым. Некоторые считали, что его отравили, другие склонялись к тому, что царь принял яд по своей воле. Были и те, кто полагал, будто Борис умер из-за болезни. Перед смертью царь благословил на царство своего сына, которому не пришлось долго править.

По инициативе князя Пушкина был организован бунт. Детей и жену Годунова убили, а народу сообщили, что они покончили с собой, приняв яд. Царём провозгласили Лжедмитрия.

Когда бояре приказали людям чествовать нового правителя, те молчали.

В произведении ярко показана трагедия власти и проблемы людей, стремящихся прийти к правлению любой ценой. Одни умирают, раздираемые внутренними противоречиями, других убивают, а третьи, как Лжедмитрий, просто знают, что им осталось недолго жить. Автор показал, что человек, пришедший к власти кровавым путём, будет наказан, при этом пострадают и его потомки.

Краткий пересказ сюжета трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Действия поэмы отражают смутное время конца XVI – начала XVII веков. Шуйский обвиняет Бориса Годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. Годунов соглашается на трон. Тем временем в Чудовом монастыре инок Григорий, узнав о происходящем совершает побег в Москву. Там он влюбляется в Марину Мнишек и они задумывают завладеть престолом. Григорий объявляет себя царевичем Дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.

Самозванец идёт на Москву войной, народ отрекается от Годунова. Войска Бориса одерживают нелёгкую победу, но сам Годунов умирает. Семью Годуновых объявляют проклятыми. Бояре призывают простой люд чествовать Лжедмитрия. Но русский народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.

Действие второе

Делает произведение еще более интересным то, что основана на реальных событиях опера «Борис Годунов». Краткое содержание оперы изображает богато изукрашенный царский терем в Московском Кремле. Здесь плачет царевна Ксения, стоя у портрета недавно погибшего жениха. Недалеко от нее расположился царевич Федор, который читает книгу «большого чертежа». Мамка Ксении занята рукоделием. Присутствующие стараются развеселить царевну. Поэтому мамка начинает петь веселые побасенки, царевич присоединяется к ней, дурачась.

Внезапно входит Борис. Он подходит к дочери и начинает ласково ее успокаивать. Затем обращается к Федору, расспрашивает об успехах в учебе и хвалит за проделанную работу. Однако эти разговоры не могут отвлечь царя от мучающих его страшных дум. Вот уже шестой год он сидит на троне, но нет счастья ни ему, ни Руси. Страна стонет от голода.

Борис считает, что и голод в стране, и смерть жениха Ксении – месть за страшное, совершенное им злодеяние – умерщвление царевича Дмитрия.

Появляется боярин Ближний. Он кланяется Борису и сообщает о том, что ждет беседы с правителем князь Василий Шуйский. Годунов велит впустить в нему Шуйского. Князь рассказывает о том, что в Литве появился самозванец, который возомнил себя царевичем Дмитрием.

Царь требует, чтобы Шуйский рассказал все, что он знает о смерти младенца. Князь рассказывает о свершенном злодеянии во всех подробностях, стараясь не упустить детали. Борис, и без того мучимый совестью, не выдерживает этого. Царь тяжело опускается в свое кресло. В тенях, беспрестанно колеблющихся, ему чудится призрак убитого Дмитрия.

Суть: о чём пьеса?

Сюжет пьесы «Борис Годунов» берёт своё начало в 1598 году. После смерти последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Царём должен стать самый влиятельный человек в стране – Борис Годунов. Однако сам Годунов не спешит венчаться на царство и затворяется в монастыре, перед которым собирается толпа простого люда, ожидающая окончательного решения. Из всех присутствующих только коварный боярин Шуйский разгадывает тонкую игру Бориса, а также замечает, что Годунов не может отказаться от власти, ради которой, по мнению боярина, он в своё время убил маленького царевича Димитрия Рюриковича. В конце концов, Годунов, якобы, поддавшись мольбам народа, принимает корону и становится царём.

Спустя четыре года в келье Чудова монастыря мы становимся свидетелями беседы летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева. Григорий страдает от кошмаров, сетует на свою уходящую в никуда молодость и хочет уйти в мир. Пимен пытается уговорить юношу остаться в монастыре. Разговор заходит об убитом царевиче Димитрии, свидетелем чего был Пимен. Летописец заявляет, что смерть царевича была не несчастным случаем, а спланированным убийством, за которым стоял никто иной, как Годунов. Эта история вдохновляет Отрепьева на авантюру, он решает сбежать из монастыря, выдать себя за чудом спасшегося Димитрия и попытаться захватить власть.

Тем временем мы оказываемся в Москве. Годунов мудро и справедливо правит страной, его положение кажется незыблемым, но сам царь постоянно испытывает беспокойство. В этот момент подтверждается причастность Бориса к смерти Димитрия, этот грех тяжким грузом лежит на сердце государя.

В этот момент мы снова переносимся к Отрепьеву, который сбегает из монастыря и пытается уйти в Литву, сбегая от приставов, которые ищут беглого инока. С помощью хитрости он успешно отводит погоню от себя и продолжает свой путь.

Через некоторое время во время торжественного приёма в доме Шуйского хозяин узнаёт о появлении при дворе польского короля, якобы, спасшегося царевича Димитрия. Боярин немедленно докладывает об этом царю, чем ещё больше усугубляет его беспокойство.

Нас снова переносит к Отрепьеву, который находится в Кракове при дворе воеводы Мнишека, во всю строит планы и собирает сторонников. Он влюбляется в дочь своего покровителя Марину Мнишек, и даже признается ей в своём обмане. Сама Марина в гневе начинает оскорблять Отрепьева, пробуждая в нём обиду и чувство собственного достоинства, чем укрепляет его уверенность в необходимости похода. В 1604 году войско самозванца переходит границы России.

В Москве собирается царская Дума, войска Лжедмитрия осадили Чернигов, а слух о выжившем царевиче настраивает народ против Годунова. Со временем ситуация, кажется, начинает исправляться, войско Отрепьева терпит поражение, а в московских храмах ему поют анафему, но недовольство народа и заговор бояр против Годуновых уже становится неостановимым. Лжедмитрий собирает новую армию, а истощённый физически морально Борис Годунов, благословив своего сына Фёдора, приняв клятву от бояр верно служить новому царю, умирает.

После смерти царя Бориса бояре во главе с Шуйским сначала переводят на сторону Отрепьева армию, потом поднимают москвичей против царя Фёдора и берут семью Годуновых под арест. Победа самозванца очевидна, его войска идут к Москве. В это время бояре вырываются в палаты Годуновых и зверски убивают низложенного царя и его сестру Марию. Народ, узнав о свершившейся несправедливости, безмолвствует.

Борис рассказывает о своем правлении

В царских палатах два стольника разговаривают о запершемся у себя в опочивальне с очередным колдуном царе. Они уходят, выходит Борис. Годунов рассказывает о том, что он достиг своей высшей власти, царствует спокойно уже шестой год. Но не веселит его такая жизнь. Он хотел славой и довольствием успокоить народ, однако решил эти помыслы оставить. Для черни ненавистна живая власть, любить они умеют лишь мертвых. Годунов накормил во время голода народ, дал работу людям — они же лишь проклинали его. После пожара, истребившего их дома, Борис приказал построить новые, а люди попрекали его этим же пожаром. Царь хотел осчастливить браком дочь, но смерть унесла ее жениха. Вновь молва стала упрекать Годунова за вдовство дочери. Лишь одна совесть может успокоить среди мирских печалей, считает царь.

Худородный опричник

Уже в период его возвышения Годунову ставили в вину «худородность» и обзывали презрительно «татарином». Ходили слухи, что происходит он от представителя Орды, переехавшего на Русь во времена Калиты. И объективно этот род не принадлежал к верхушке – отец Бориса был помещиком едва ли средней руки. Появился на свет будущий царь в 1552 году.

Выдвижению относительно незнатного молодого человека способствовала опричнина – вступив в число опричников, Годунов привлек внимание и вызвал расположение царя. Известно, что хитрый молодой боярин старался держаться подальше от расправ с неугодными и у него получалось

При этом с главными исполнителями репрессий он тоже умудрялся сохранять хорошие отношения и даже женился на дочери Малюты Скуратова (причем брак оказался удачным).

Выдвижению Годунова способствовал также брак его сестры Ирины с царевичем Федором. Ставшим наследником отца после смерти старшего брата Ивана (того самого, с которым Грозного изобразил Репин).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector