Краткое содержание былины Алёша Попович и Тугарин змей Змеевич для читательского дневника
Богатырь земли русской, Алеша Попович и его прислужник Яким Иванович ехали из славного города Ростова. Ездили они, ездили, по полям, по долам и наткнулись на камень, лежащий на перекрестке трех дорог. Попросил Алеша, Якима глянуть, что на том камне начертано. Спешился прислужник и прочел надпись, значилось там, что ведут эти дороги в три разных города Муром, Чернигов и Киев. Приняли богатыри решение ехать в стольный град Киев, к князю Владимиру.
Жене князя Владимира Тугарин Змеевич сердечным другом был. Весь город думал, что змей победит, а князь Владимир на богатыря надеялся, супруга же его, Апраксеевна, мечтала Алешу пораженным видеть, а своего возлюбленного победителем.
Краткое содержание былины Алёша Попович и Тугарин Змеевич (змей)
Ехали из Ростова два богатыря. Один из них – Алеша Попович, а другого молодца Якимом звал, слугой он был. Доехали они до распутья, где камень стоял. На нем три дороги указано. Одна вела во Чернигов, другая шла дорога к Суздальской земле, а третья – к стольному Киеву-граду. Подумали богатыри и решили, что нужно им отправляться в Киев к князю Владимиру. А как прибыли они туда, то попали на пир княжеский. Стал Владимир их спрашивать, кто они такие. Алеша отвечал ему, что родом он из Ростова, а сын он попа.
Стал князь его за стол усаживать, предлагая любое место выбирать. Но Алеша сел рядом с Якимом. Стали слуги яства подносить. И явился тут на пир Тугарин Змеевич – чудо поганое. Внесли его в комнату несколько слуг и усадили за стол дубовый.
Тугарин уселся промеж князя с княгиней, что очень возмутило Алешу. Мало того, молодой Змеевич ни веры не почитал, ни князю не поклонялся. А за столом вел он себя отвратительно и нагло, ни оком не думая.
Алеша посчитал такое его поведение оскорбительным по отношения к князю, о чем он и сказал. Припоминает Алеша и об отцовской собаке, да корове, которых сравнивает он с Тугариным. Только вот, конец у них плох был. Тоже обещает богатырь и басурману.
А Тугарин, обозлившись на молодца, кинул в него кинжал. Да, только тот верток больно был. И вот, условились они биться в поле один на один. Все почти были уверены, что победит чудовище.
Но, благодаря смекалке Алеша смог одержать над ним верх. Он обманул врага и, когда тот на мгновенье отвернулся, отрубил ему голову. А перед сражением богатырь молился, прося о подмоге.
А после привез он голову побежденного на княжеский двор.
В этом народном сказании борются две силы: злая и добрая. Олицетворяет зло в ней Тугарин, в образе которого запечатлел народ врага земли русской. Учит былина не только тому, что зло должно потерпеть поражение, но и еще тому, что победы можно достичь и не только силой. Ведь богатырю помогла хитрость и вера. А вера способна придать человеку и силы, и уверенности.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Знаменитые подвиги младшего из богатырей
(Алёша Попович и Тугарин Змеевич)
Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства.
Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах этот персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью.
Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.
Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.
Советуем почитать
- Краткое содержание рассказа Как рассказать Екимова Рассказ Бориса Петровича Екимова «Как рассказать» был включен в сборник «Белая дорога», опубликованный в 2004 году. В этой истории писатель повествует о подлинной человеческой доброте и стремлении прийти
- Краткое содержание рассказа Музыкант Бианки Старому медвежатнику нравилась музыка. Сидя на завалинке, он пытался самостоятельно научиться играть на скрипке. У него получалось плохо, но он все равно был рад.
- Аришка-Трусишка — краткое содержание сказки Бианки Жизнь в колхозе тяжелая круглый год. А если помощи ждать не откуда, так совсем тяжко. Была у колхозницы Федоры дочка вроде не ленивая, а помощи никакой от нее
- Русская песня — краткое содержание рассказа Шмелёва Рассказ Ивана Сергеевича Шмелева Русская песня входит в сборник Лето Господне. Праздники, который увидел свет в 1933 году.
- Краткое содержание рассказа Мой спутник Горького
Функция пейзажа
Описание картины Васнецова невозможно без характеристики обстановки, окружающей богатырей. Отдельным персонажем, специально созданным художником, можно считать природу, изображенную на полотне. У большинства иностранцев Русь всегда ассоциировалась с непролазными чащобами, болотами и дикими зверями. Такой же ассоциативный перенос делался и на самих росичей.
У Виктора Васнецова мир природы изображен светлыми красками.
Сохраняется ощущение простора и прозрачного свежего воздуха. Темные тона – далеко на горизонте, символизируют давно ушедшие от нас поколения.
Под копытами коней – молодая еловая поросль, что упрямо говорит о преемственности:
старые леса уходят, оставляя место для новых деревьев, а поколения сменяют поколения, но идея крепости и единства русского духа остается неизменной.
Самые темные тона на участке, изображающем небо. Грозовые облака явно символизируют постоянную внешнюю угрозу для Руси. Природа на картине «Три богатыря» позволяет сделать акцент на патриотическую составляющую.
Это интересно: Художественная культура Древнего Рима кратко
Анализ картины Три богатыря Васнецова
Картина Три богатыря
Анализ рассказа
Проводя анализ былины необходимо придерживаться определенного плана. Последний поможет не только правильно пересказать информацию, но и сделать выводы, обозначить стиль. Например:
- Главная идея рассказа. Былина повествует о герое Алеши, который не побоялся сказать правду и поступить по справедливости. Про подвиги русского богатыря наслышаны все читатели. Алеша Попович верил в свои силы и победил грозного противника с помощью своей ловкости и смекалки.
- Место действия. События разворачивались в городе Киев за главным пиршеством русского народа.
- Основные события. Неподобающее поведение Тугарина Змея и резкие высказывания Алеши обострили ситуацию. Состоялся поединок между персонажами с победой русского богатыря.
- Вывод из былины. Не нужно недооценивать могущество русских богатырей, которые всегда выступают за правду и выводят всех на чистую воду.
- Стиль изложения. В рассказе используется художественный стиль изложения с долей фантастики.
- Эмоциональная окраска. В былине используется положительный образ справедливого богатыря и прожорливого злодея Тугарина, который не знает меры. Автор текста показывает добро и зло, которое сопровождает не только главных героев. Супруга князя выступает в роли отрицательного персонажа. Она оказалась двуличной и лицемерной особой. Автор придал князю нерешительности и трусости в его действиях, но наделил справедливостью и добротой.
В былине используются множество гипербол, которые описывают всю силу русских богатырей. Рассказ построен по следующей структуре:
- Вступление. Два богатыря едут по дороге и видят камень и три развилки дороги.
- Зачин. Богатыри едут в Киев, садятся за стол и видят Тугарина Змея.
- Завязка действия. Змей ведет себя неподобающе на знатном пиру, Алеша Попович начинает говорить колкие, но справедливые замечания в адрес Тугарина.
- Развитие действий. Обстановка за столом накаляется. Споры перерастает в честный поединок между двумя персонажами.
- Кульминация. Русский богатырь Алеша одерживает победу над врагом и возвращается в город.
- Развязка. Его встречает радостный царь и предлагает остаться в городе навсегда.
По этой структуре построена былина «Алеша Попович и Тугарин Змей». В рассказе отчетливо показаны злые и добрые персонажи, поэтому повесть поучительна для читателей всех возрастов.
Мультфильмы
В наше время Алешу Поповича знают главным образом по серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» от студии «Мельница». Герой присутствует в четырех из них:
- «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004);
- «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010);
- «Три богатыря на дальних берегах» (2012);
- «Три богатыря и Морской Царь» (2017).
В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» зрители узнают о детстве героя. Тот родился в семье ростовского попа и вырос парнем сильным, но непутевым — постоянно создавал неприятности. Показать себя герою выпадает шанс, когда на город нападает орда кочевников. Супостаты требуют дани золотом, и Алеша вместе со старым Тихоном придумывает «гениальный» план: сложить собранное золото в громадную кучу под горой, а когда враги войдут в пещеру, чтобы забрать дань — завалить вход камнем и замуровать злодеев там.
Алеша Попович в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»
Герои не учли законов физики: сброшенный камень скатился по пологому склону горы и свалился на город, причинив небывалые разрушения, а враги вместе с золотом скрылись. «Рейтинг» Алеши в глазах соотечественников после этого падает ниже некуда, и герой отправляется на поиски пропавшего золота. За ним следом увязываются старый Тихон, влюбленная девица Любава на ослике и согбенная бабка. По пути герои встречают говорящую лошадь — коня Юлия, а после — старого богатыря Святогора, который нечаянно отправляет их по ложному следу. Герои ссорятся, мирятся, спасают Юлия от говорящего дерева, побеждают армию кочевников и Тугарина Змея, а затем и жадность князя киевского, и вместе с золотом возвращаются в родной Ростов.
Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица»
В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Алеша Попович сотоварищи принимаются выяснять, кто из них лучший богатырь на Руси, и ссорятся. Между тем Шамаханская царица околдовала князя киевского и хочет вынудить того на себе жениться. Алеша Попович получает письмо, написанное конем Юлием, который просит вытащить их с князем из владений Шамаханской царицы.
Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря на дальних берегах»
Богатыри отправляются на задание втроем, но, добравшись до места, не штурмуют ворота сразу, а отправляются на отдых. Алешу, который в ночи полез во дворец один, околдовывают. Герой оглушает собственных товарищей и оттаскивает тех в тюрьму. Богатыри преодолевают подстроенные врагами препятствия, борются с монстрами и даже попадают в Китай, а зло в итоге побеждает само себя.
В мультфильме «Три богатыря на дальних берегах» нечистый на руку купец Колыван и Баба-Яга захватывают власть в Киеве, а князь с конем Юлием уходят в подполье. Заговор против официальной власти удается благодаря Бабе-Яге, которая заманивает богатырей в заколдованную бочку и выбрасывает в океан, лишив Русь главных защитников.
Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря и Морской Царь»
Место богатырей занимают волшебные «клоны», которые слепо подчиняются Бабе-Яге, в то время как настоящие Алеша, Илья и Добрыня оказываются на тропическом острове посреди океана, где им удается и отдохнуть, и победить на досуге местного монстра. В княжестве тем временем царит произвол, опальный князь организует партизанское движение, а жены богатырей — Любава, Аленушка и Настасья Филипповна — вместе со Змеем Горынычем приходят разобраться с узурпаторами…
В последнем мультфильме, «Три богатыря и Морской Царь», Алеша Попович сотоварищи отправляется в Китай, чтобы добыть зуб дракона. Во всех частях серии Алешу озвучивал актер Олег Куликович.
Читательский дневник по былине «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
Название: «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
Число страниц: 8
Жанр: былина
Главные герои: Алёша, Тугарин, князь Владимир.
Второстепенные герои: Еким Иванович
Характеристика главных героев былины:
Алёша Попович — Русский богатырь.
Смелый и находчивый, неуступчивый.
Ловкий и быстрый.
Честный и благородный.
Тугарин — Колдун-басурман.
Наглый, злой, коварный, обидчивый.
Князь Владимир — Робкий и несмелый.
Характеристика второстепенных героев:
Еким Иванович — друг Алёши, богатырь.
Краткое содержание былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
Алёша приехал в Киев и увидел в зале Тугарина, огромного басурмана.
Не понравился чужой русскому богатырю, обозвал он его собакой и коровой.
Метнул басурман в Алёшу кинжал, но тот уклонился и на бой недруга вызвал.
Полетел Тугарин на коне с бумажными крыльями, но дождь пошёл и упал басурман на землю.
Хитростью заставил его обернуться Алёша, и снёс врагу голову.
План былины:
- Из Ростова в Киев.
- Тугарин — собака.
- Тугарин — корова.
- Кинжал.
- Вызов.
- Ставки бояр.
- Гнев княгини.
- Молитва о дожде.
- Падение басурмана.
- Хитрость Алёши.
Основная мысль произведения «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
Главная мысль былины в том, что иногда в бою хитрость победу приносит.
Основная идея былины в том, что русский богатырь всегда победит.
Чему учит былина
Былина учит гостеприимству.
Учит уважать хозяев и не вести себя нагло и невоспитанно.
Учит применять смекалку и хитрость.
Учит смелости и находчивости.
Учит не бояться сильных, и защищать слабых.
Краткий отзыв по произведению «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» для читательского дневника
Прочитав эту былину, я подумала о том, что многие люди не умеют вести себя в гостях, и это приводит к ссорам и недоразумениям.
Хотя некоторые, как Тугарин, специально провоцируют хозяев, уверенные в своей силе.
Они забывают о том, что дома и стены помогают.
Так и Алёша сумел победить богатыря-колдуна благодаря помощи родной земли.
Это очень интересная и увлекательная былина.
В ней говорится о том, что свою честь нужно блюсти всегда.
Никогда нельзя позволять оскорблять себя, даже если враг кажется очень сильным.
Мне понравился Алёша-богатырь своей честностью и непримиримостью.
Понравился решительностью и храбростью.
Он не был уверен в победе, но всё равно вызвал на бой врага.
Я всем советую прочитать эту былину и подумать о том, что семейные ценности неприкосновенны.
Пословицы к произведению:
- Русский молодец — всем басурманам конец.
- Смекалка на войне помогает вдвойне.
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- По заслугам и почёт.
Ещё читательские дневники по русским былинам:
- Сборник «Русские богатыри и героические сказки»
- «Садко»
- «Ильины три поездочки»
- «Три поездки Ильи Муромца»
- «Вольга Всеславович»
- «Святогор-богатырь»
- «Микула Селянович»
- «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
- «Про прекрасную Василису Микулишну»
Библиотека русской былины пополняется.
Алексей Попович украинского эпоса[ | ]
Довольно сильное сходство с Алёшей Поповичем из русских былин имеет образ Алексея Поповича (укр. Олексій Попович) из украинских дум. Так, например, русский филолог-славист Пётр Алексеевич Бессонов отмечал, что Алеша Попович из былин и Алексей Попович из дум одинаково неуважительны, дерзки и грубы. К отмеченным общим чертам некоторые исследователи так же добавляли грамотность, склонность к вину, двойственность характера и непочтительность речей. Несмотря на указанные сходства, связанные с кровным племенным родством и долговременным соседством двух народов, стоит отметить, что думы и былины по своему содержанию совершенно различные произведения.
Алеша и Тугарин
Сходная по содержанию былина — о сражении этого витязя со Скимом-зверем. По сути, она воспроизводит в точности все основные моменты сказания о победе над Тугарином.
Сюжет легенды заключается в следующем. Алеша приезжает со своим умелым и проворным слугой Екимом в Киев к Владимиру. Здесь на пиру он встречает Тугарина, который «кладет голову на грудь княжне». Видя прожорливость и жадность змея, Алеша начинает его высмеивать. Сначала он сравнивает воина с собакой своего отца, которая от жадности подавилась костью и подохла, позже — с коровой.
Обиженный Тугарин бросает в него нож, но Еким ловит его на лету. Далее Алеша вызывает врага на битву «в чистом поле».
Судя по былине, он побеждает с божьей помощью и с использованием хитрости. Вначале Тугарин летал на «бумажных крыльях», но Алеша помолился в храме и пошел дождь. После того как змей упал, витязь подъехал к нему и сказал: «Зачем ты привел с собою такую большую силушку?»
Когда Тугарин обернулся, чтобы посмотреть, что имеет в виду богатырь, последний отрубил ему голову. В этой сцене показан характер Алеши Поповича: воин часто добивался своего не силой, но хитростью. Чем-то его образ похож на образ Одиссея у Гомера.
Илья Муромец
Самый известный и сильный герой русских былин. Согласно сюжету одного из сказаний, Илья был калекой до 33 лет, а после с помощью волхвов сумел не только встать, но и приобрел недюжинную силу.
На Руси образ богатыря пользовался популярностью, так как богатырь всегда оберегал народ и землю русскую от завоевателей. Он воплотил в себе общий народный идеал богатыря-воина.
Впервые имя Ильи Муромца было услышано в 1574 году в письме. Богатырь упоминается в 53 сюжетах древнерусского эпоса, в 15 из них он является центральной фигурой. Некоторые ученые отождествляют имя героя со святым Илией Печерским Чеботком.
Происхождение
Существует несколько версий, кто мог стать прототипом Алеши Поповича. Большинство историков сошлись во мнении, что огромную роль в создании образа богатыря сыграл боярин Александр Попович родом из Ростова. О нем не единожды упоминается в знаменитой Никоновской летописи. Он является участником Липецкой битвы, а также сражения на реке Калке. Именно в этой битве он погиб в 13 веке. Какие подвиги совершил Алеша Попович? Два важнейших подвига – это победа над Идолищем и над Тугариным змеем. Однако эти победы были одержаны задолго до сражения на Калке, почти за два столетия до него. Таким образом, сопоставляя Алешу Поповича и ростовского боярина, историки не объясняют два его важнейших подвига.
Искусствовед по имени А.М. Членов представил другую версию того, кто же на самом деле явился прототипом богатыря. Он убежден, что наиболее правильно будет сопоставлять его с Ольбергом Ратиборовичем, который является боярином по происхождению и соратником Владимира Мономаха по службе.
Кроме этих версий, существуют другие. Так, прототипом Алеши Поповича мог стать либо сын попа, либо житель г. Пирятина, расположенного на Полтавщине, либо богатырь Олеша, он же – Александр-хоробр. Он известен как исторический и общественный деятель. Жил он в Ростовской земле в 12–13 столетиях.
О том, как “братки” богатырями стали
Мы привыкли к тому, что все периодически нуждается в обновлении. Заболели зубы – срочно вырвать и вживить новые. Выпали волосы – нарастить. Сломалась мебель – купить другую в кредит. Отчего же в духовной сфере все должно быть иначе? Может быть, старые нравственные представления тоже пора слегка “обновить”, чтобы они выглядели современно, как во рту сияющие вставные зубы?
Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: готовность к самопожертвованию, отказ от личной жизни во имя блага своего народа и т. д. “Дни, месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую…” (Из переложений русских былин.) Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в “прежнюю” историческую эпоху, но наделяют их “современными” характерами.
Таким образом “идеальный образ” разрушается и на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится “смешным”.
Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса – символ мужской силы. Если в былинах Алеша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то “мультипликационный” как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами, как говорится, сила есть… В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша “по простоте душевной” использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же “нечаянно”, сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, “хотел как лучше, а получилось…”. Говорят, такая простота хуже воровства, но дело под конец фильма доходит и до воровства. Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота, и вдруг на полпути спохватывается: “Что же это я как вор?!” – и принимается молотить сонных тугар, спасая свое богатырское реноме.
Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон “мультипликационного” богатыря: “Я понятно объясняю?”, “Упал – отжался”. Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет анахоретом на дальней заставе: у него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет “любой каприз”, недвусмысленно намекая на свою мужскую силу. Интересно, почему в таком случае у Добрыни нет детей? И кто у них на дальней заставе занимается проблемами планирования семьи, Баба-яга?
В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие “богатыри” многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой – образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, “ментами”, “братками”, которые удивительным образом похожи на “новых русских богатырей”. Что же, время выдвигает новых героев…
Былинные богатыри
В былинах упоминаются такие слова, как «богатырь» и «витязь». Давайте разберемся с их происхождением.
Исследователи пока не пришли к единому соглашению, поэтому существует несколько версий. Богатырь имеет схожие по звучанию аналоги в праарийском языке («удачливый»), в монгольском («багадур» — «смельчак, храбрый всадник»).
Витязь, предположительно, происходит от глагола «бить», то есть означает «воин». По второй версии, это видоизмененное на славянский манер слово «викинг».
Богатыри делятся исследователями по двум классификациям.
Первая выделяет старших, младших и богатырей Киевской Руси. К первым относятся витязи, олицетворяющие враждебные человеку силы. Это Святогор, Микула Селянинович, Полкан, Иван Колыванович, Самсон и некоторые другие.
Младшие уже имеют человеческий облик, без способности к изменению формы, в отличие от старших. К ним относят Соловья, Чурилу, Дюка.
Основу былин о киевских богатырях составляют подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Также упоминаются Илья Муромец, Михайло Поток, Иван Гостиный сын и другие.
Вторая классификация основана на периодах — дотатарский период, татарский и московский. В ней эти же витязи располагаются немного в другом порядке.
Алеша Попович в культуре и искусстве
Какие подвиги совершил Алеша Попович, мы вспомнили. Этот русский богатырь вместе с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцем не раз становился персонажем литературы, полотна, музыки. Один из пароходов, известный в настоящее время как «Володарский», раньше назывался в честь Алеши Поповича.
В литературе образом богатыря вдохновился писатель Николай Радищев. Этот персонаж появился в его поэме «Алеша Попович, богатырское песнотворение», изданной в 1801 году. Также была создана одноименная баллада А.К. Толстого. Образ этого героя появился в операх А. Гречанинова и А.П. Бородина. Алексей Шутов, Сергей Столяров и Антон Пампушный исполнили роли богатыря в кинофильмах «Приключения в Тридесятом царстве», «Илья Муромец» и «Реальная сказка» соответственно. Кроме фильмов, были созданы мультики, в которых также можно было увидеть Алешу Поповича. Такая мультипликационная картина, как «Алеша Попович и Тугарин Змей», премьера которой состоялась в 2004 году в России, посвящена одному из подвигов богатыря.
Одна из наиболее известных картин, на которой изображен Алеша Попович, называется «Богатыри». Она написана русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым. Кроме того, Василий Верещагин написал полотно с изображением героя. В настоящее время оно находится в Доме ученых в Санкт-Петербурге. Это самые известные изображения Алеши Поповича, хотя, безусловно, их намного больше.
Рассказал для детей А. Нечаев
Худ. В. Кульков В славном городе во Ростове, у соборного попа отца Аевонтия в утешенье да на радость родителям росло чадо единое—любимый сын Алёшенька. Парень рос, матерел не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымался, силой-крепостью наливался. На улицу он стал побегивать, с ребятами в игры поигрывать. Во всех ребячьих забавах-проказах заводилой-атаманом был: смелый, весёлый, отчаянный — буйная удалая головушка!
Иной раз соседи и жаловались: «Удержу в шалостях не знает! Уймите, пристрожьте сынка!»
А родители души в сыне не чаяли и в ответ говорили так: «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся!»
Так и рос Алёша Попович-млад. И стал он на возрасте. На резвом коне поезживал, научился и мечом владеть. А потом пришёл к родителю, в ноги отцу кланялся и стал просить прощеньица-благословеньица: «Благослови меня, родитель-батюшка, ехать в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру, на заставах богатырских стоять, от врагов нашу землю оборонять».
Худ. В. Кульков
«Не чаяли мы с матерью, что ты покинешь нас, что покоить нашу старость будет некому, но на роду, видно, так написано: тебе ратным делом труждатися. То доброе дело, а на добрые дела прими наше благословенье родительское, на худые дела не благословляем тебя!»
Тут пошёл Алёша на широкий двор, заходил во конюшню стоялую, выводил коня богатырского и принялся коня заседлывать. Сперва накладывал потнички, на потнички клал войлочки, а на войлочки седёлышко черкесское, туго-натуго подпруги шелковы затягивал, золотые пряжки застёгивал, а у пряжек шпенёчки булатные. Всё не ради красы-басы, а ради крепости богатырской: как ведь шёлк не трётся, булат не гнётся, красное золото не ржавеет, богатырь сидит на коне, не стареет.
Худ. В. Кульков И только видели удала добра молодца, как на коня садился, да не видели, как он со двора укатился. Только пыльная курева поднялась.
Долго ли, коротко ли путь продолжался, много ли, мало ли времени длилась дорога, и приехал Алёша Попович со своим паробком Евдокимушкой в стольный Киев-град. Заезжали не дорогой, не воротами, а скакали через стены городовые, мимо башни наугольной на широкий на княжий двор. Тут соскакивал Алёша со добра коня, он входил в палаты княженецкие, крест клал по-писаному, а поклоны вёл по-учёному: на все на четыре стороны низко кланялся, а князю Владимиру да княгине Апраксии во особицу.
В ту пору у князя Владимира заводился почестей пир, и приказал он своим отрокам-слугам верным посадить Алёшу у запечного столба.
Интересные факты
Образы богатырей вдохновляли русских художников. Многим еще со школы запомнилась картина Васнецова «Богатыри», где троица богатырей в чистом поле высматривает ворога. Все богатыри изображены с оружием, Алеша Попович держит в руках лук.
Картина Васнецова «Богатыри»
Отдельно Алешу Поповича писал живописец и портретист Верещагин. Картина предназначалась для дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (сейчас это Дом ученых на Дворцовой набережной).
Картина Верещагина «Алеша Попович»
Во второй половине ХХ века былинно-мифологическую тему принялся разрабатывать молодой художник Константин Васильев, у которого есть картина «Алеша Попович и красна девица». Четкого описания внешности богатыря нет, поэтому художники в основном полагались на свое творческое воображение.
Картина Васильева «Алеша Попович и красна девица»
В XIX веке герой «просочился» и в литературу, о нем писали поэмы и баллады Николай Радищев и Алексей Толстой.
БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ
Несмотря на свою известность, Алёша Попович выступает в качестве главного героя всего в двух былинных сюжетах. Зато в той или иной степени упоминается в более чем 50 сказаниях.
Алёша Попович и Тугарин Змей. Приехал Алёша со своим слугой Екимом Ивановичем ко двору киевского князя Владимира. Не захотел он сесть ни возле правителя, ни супротив него, а выбрал себе место на печке муравленой. По сю пору явился на пир Тугарин Змей. Расселся между князем Владимиром и княгиней Апраксией — в три горла ест, в три горла пьет. А Алёша над ним насмешничает-потешается — с дурной коровой да собакой дворовой сравнивает. Разобиделся Тугарин, покинул палаты, сел на коня своего с бумажными крыльями да и улетел. Вышел вслед за ним во двор и Алёша, помолился Божьей Матери и Иисусу Христу. Внезапно полил дождь, намокли крылья у Тугаринова коня, да и упало чудо на сыру землю. Тут богатырь изловчился, под его конем схоронился да срубил Тугарину буйну голову. А за то князь Владимир оставил Алёшу в Киеве на службе, в чести и довольстве.
Алёша Попович и сестра Збродовичей. На пиру у князя Владимира все веселы, пьют, едят да хвастают. Поднялся Алёша Попович, начал похваляться, что, мол, видел он Елену Збродовну в одной рубашечке. Засомневались Збродовичи, проверять пошли. Ан и правда — открыла Елена окошечко в одной рубашке, начала звать друга милого Алёшу.
Порешили братья наказать сестру, но та по совету Алёши попросила отвезти ее в поле и там срубить ей буйну голову. Как бы кончилось все — неведомо, только позабыли братья плаху липовую. А пока ездили за ней, освободил Алёша девицу милую, увез в Киев-град да законным путем повенчался.
Поделиться ссылкой
Сейчас читают
Преподаватель учит четырёхлетнюю Иришку алфавиту. Способная девочка схватывает всё на лету, поражая учителя своим умом и сообразительностью.
В данном произведение рассказывается об очень тяжелых временах, которые пришлось пережидать нашим гражданам. Речь идет о Великой Отечественной войне, которая забрала огромное количество жизней и принесла столько горя.
Действие произведения происходит в Алтайском крае. Автор сначала описывает красоты этой местности, а также опасности, которые возникают на Чуйском тракте.
Писатель Фирсов, оглядывая тихие окрестности Москвы, понимал, что в душе начинается приятная опустошенность, говорящая о том, что рождаются человеческие судьбы, которые появятся скоро в книге.
Экранизации
Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый — киносказка «Илья Муромец» — вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок , а роль Алеши Поповича там исполнил актер .
Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг.
Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. Верещагин . Картина предназначалась для дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (сейчас это Дом ученых на Дворцовой набережной).
Во второй половине ХХ века былинно-мифологическую тему принялся разрабатывать молодой художник , у которого есть картина «Алеша Попович и красна девица». Четкого описания внешности богатыря нет, поэтому художники в основном полагались на свое творческое воображение.
В XIX веке герой «просочился» и в литературу, о нем писали поэмы и баллады Николай Радищев и .
Происхождение образа
Исследователи русских былин склоняются к мнению, что этот образ собирательный. Тем не менее, многие утверждают, что он построен на нескольких прототипах реальных исторических личностей.
Главным аргументом в пользу высокопоставленности этого богатыря является «вежество», которое не раз упоминается в песнях. Этим словом наши предки обозначали учтивость, умение находить общий язык, дипломатический дар.
Судя по былинам, его отцом является рязанский воевода Никита. Однако исследователи славянского эпоса считают, что прототипом Добрыни был дядя князя брат его матери Малуши. Этого воеводу звали так же, как и
Один из фактов, который может доказывать правдоподобность версии, состоит в следующем: в летописях указывается о насильном крещении новгородцев, в некоторых былинах этот момент соотносится с тем временем, когда жил Добрыня Никитич.
Образ богатыря — былинного героя
(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович)
На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении), написанной в начале XIX века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера.
В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.
В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).