К проблеме соотношения реализма и романтизма

Реализм в русской литературе XX века

Рубеж XIX и XX веков был временем кризиса для реализма. В литературе этого времени появилось новое направление — символизм.

Определение 3

Символизм — направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

Адаптируясь под меняющиеся жизненные обстоятельства, реализм сменил свою направленность

Реализм XX века обратил внимание на сложность формирования личности человека, на факторы, оказывающие воздействие на этот процесс, и, главное, на воздействие истории на главного героя

Реализм XX века подразделялся на несколько течений:

  • Критический реализм. Приверженцы этого течения придерживались традиций классического реализма, заложенных ещё в XIX веке, и в своих произведениях акцент делали на влияние общества на реалии жизни. К этому направлению относятся произведения А.П. Чехов и Л.Н. Толстого;
  • Социалистический реализм. Появился в эпоху революции и был характерен для большинства произведений советских авторов;
  • Мифологический реализм. Это направление переосмысляло исторические события через призму легенд и мифов;
  • Натурализм. Писатели-натуралисты в своих произведениях изображали реальность максимально правдиво и подробно, а оттого часто неприглядно. Натуралистскими являются «Яма» А.И. Куприна и «Записки врача» В.В. Вересаева.

Определение терминов

  • Романтизм – это идейное направление в искусстве, развитие которого началось в Европе в конце 18 века. Романтизм превозносил духовную составляющую человека, утверждал приоритет личности в обществе. Отличительной чертой этого направления в литературе является изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах. Таким образом, в произведениях делается акцент не на внешнем, обыденном мире, а на глубоком внутреннем мире героя, на его размышлениях и переживаниях. Романтизм в Европе появляется на фоне резких общественных перемен, разгорающихся революций и промышленного переворота и выступает в противовес классицизму, провозглашая культ чувств и природы. Романтический герой — особая, независимая личность, пребывающая в постоянном конфликте с обществом и самим собой. Подробнее об этом направлении Вы можете прочитать в нашейстатье .
  • Реализм – это направление в искусстве, получившее активное развитие в 19 веке и сменившее романтизм. В основе данного направления лежит максимально объективное изображение реальности в ее типичных проявлениях. Таким образом, реализм, в отличие от романтизма, изображает типичного героя в типичных обстоятельствах, однако не лишая его уникальных черт и делая акцент на его психологическом исследовании. Герой реализма вписан в общую картину мира и является ее неотъемлемой частью. Все, что нужно знать о реализме, Вы можете прочитать здесь.

Реализм в русской литературе XIX века

Реализм сменил ранее господствовавший в литературе романтизм. В России реализм зародился в 1830-ые годы, достигнув расцвета к середине века. Писатели-реалисты осознанно отказывались от использования в своих произведениях любых изощрённых приёмов, мистических идей или попыток идеализировать персонажа. Реалисты используют обычные, порой даже обыденные образы, перенося на страницы своих книг реальной такой, какая она есть.

Как правило, произведения, написанные в духе реализма, отличаются жизнеутверждающим началом. В отличие от романтических произведений, в которых острый конфликт между героем и обществом редко заканчивался чем-то хорошим.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 1

Реализм стремился найти правду и справедливость, изменить мир в лучшую сторону.

Отдельно стоит выделить критический реализм, направление, активно развивавшееся в середине XIX века и вскоре ставшее ведущим в литературе.

Развитие русского реализма связывают в первую очередь с именами А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Они были одними из первых русских писателей, которые перешли от романтизма к реализму, к достоверному, а не идеализированному изображению действительности. В их произведениях жизнь героев впервые начала сопровождаться подробным и соответствующим действительности социальным фоном.

Замечание 2

А.С. Пушкин считается основоположником русского реализма.

Пушкин первым стал передавать на страницах своих произведений суть важнейших событий в жизни русского человека, представляя их такими, какими они были — яркими и, главное, противоречивыми. Углубляется анализ внутренних переживаний героев, внутренний мир становится богаче и шире, сами персонажи становятся всё более живыми и близкими к реальным людям.

Русскому реализму XIX было свойственно повышенное внимание к общественно-политической жизни России. В те времена страна переживала большие перемены, стояла на пороге отмены крепостного права

Судьба простого народа, взаимоотношения человека и власти, будущее России — все эти темы встречаются в произведениях писателей-реалистов.

Появление критического реализма, целью которого было затронуть самые животрепещущие проблемы, напрямую связано с ситуацией в России.

Некоторые произведения русских писателей-реалистов XIX века:

  1. А.С. Пушкин — «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»;
  2. М.Ю. Лермонтов — «Герой нашего времени» (с чертами романтизма);
  3. Н.В. Гоголь — «Мёртвые души», «Ревизор»;
  4. И.А. Гончаров — «Обломов», «Обыкновенная история»;
  5. И.С. Тургенев — «Отцы и дети», «Рудин»;
  6. Ф.М. Достоевский — «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот»;
  7. Л.Н. Толстой — «Анна Каренина», «Воскресенье»;
  8. А.П. Чехов — «Вишнёвый сад», «Человек в футляре»;
  9. А.И. Куприн — «Олеся», «Гранатовый браслет», «Яма».

Что такое реализм?

Реализм придавал большее значение индивидуалистическому аспекту общественной жизни. Неизменной природе человека реалисты придавали большее значение. Таким образом, политические ситуации считались корыстными по характеру и природе. Реализм больше направлен на анализ корней конфликта в международных отношениях. Он также верит в реализацию стратегии подхода к конфликту в международных отношениях. Когда дело доходит до политики реализма, мы видим, что реалистическая политика — это автономная сфера. Реалист верит в создание правильных определений экономики и культуры. Реализм носит иерархический характер. В отличие от неореализма, реализм не верит в верховенство центральной власти. В целом можно сказать, что реалисты не верят в анархию. В реализме мощность — очень важный аспект. Могущество государства рассматривается на основе таких факторов, как военная мощь государства.

Никколо Макиавелли

Основные характеристики романтизма

Романтизм, который возник в конце 18 века в Германии, бросил вызов рационализму эпохи Просвещения и классицизму, а также поставил во главе искусства индивидуализм личности, её чувства и борьбу за свободу, ради которой герой способен даже погибнуть.

Характерен для романтизма интерес к быту и фольклору собственного народа, к особенностям иных культур. Эта особенность ярко выражена в творчестве французского писателя Проспера Мериме, который позже стал ярким представителем критического реализма. У немцев это необыкновенно ярко и живо находит свое отражение в произведениях Эрнста Гофмана, чей мир наполнен немецкими сказками, которые автор вывел на уровень своеобразного культурного бренда.

В Англии романтизм проявился как стремление к простой и ясной выразительности чувств

в литературе, противопоставление естественного и искреннего жесткой иерархии буржуазного общества. Лорд Джордж Байрон — один из самых зрелых и известных поэтов-романтиков, представляет в своих сюжетах человека, взгляды, мысли и чувства которого разительно контрастируют с окружающей действительности, и бросают ей смелый вызов. Его персонажи всегда бунтари, выступающие против буржуазной лицемерной морали, они сами себе мерило и судьи.

В России жемчужиной романтизма является «Мцыри» Михаила Лермонтова. Действие поэмы разворачивается в необычном месте, а романтический герой — таинственная, страдающая личность, жизнь которой находится во власти злого рока, умирающая в результате отказа от свободы.

К основным характеристикам романтизма можно отнести:

  1. Провозглашение личной свободы и чувств как наивысшей ценности.
  2. Трагическое несоответствие идеального и реального мира.
  3. Обращение к народным традициям и фольклору.
  4. Личность ярко выделяется на фоне окружающей действительности, противопоставляется другим персонажам, отождествляется с самим автором.

https://youtube.com/watch?v=rPeefQJOWuc

Реализм

Отчасти, реализм проник в Россию с объективным отображением жизненных явлений. И, если учитывать только эту черту, то он появился в нашей литературе уже давно. Принято даже считать, что поздние произведения Пушкина, в которых изображались жизнь и быт героев с предельным чувством отстраненности, относятся к реализму сполна.

Реализм
Периодизация и место зарождения XIX век. Зародился в европейских странах.
Представители в русской литературе А. С. Пушкин; Л. Н. Толстой; Ф. М. Достоевский; А. П. Чехов.
Представители в зарубежной литературе О. де Бальзак; Ч. Диккенс; Э. Золя
Особенности
  • достоверность изображаемых событий («Война и мир» Л. Н. Толстого);
  • типизация характеров и явлений, несмотря на их индивидуальность (воспитание Обломова или Татьяны Лариной);
  • характеры героев обусловлены общественной средой, их социализацией (взросление Штольца, Обломова и их разное будущее);
  • персонажи изображены с особым психологизмом (Портрет, речевая характеристика героев Достоевского);
  • принципы историзма, народности («Тихий Дон» М. А. Шолохова) ;
  • новые типы героев (тип «маленького человека» (Девуш­кин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего челове­ка» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского).
  • неоднозначность авторской позиции (нет явного деления на положительных и отрицательных героев)
Жанры роман, роман-эпопея, рассказ, повесть.

Типы реализма

Типы реализма
Название Черты Период Примеры из русской литературы Примеры из зарубежной литературы
Просветительский реализм Вера в разум человека, развитие творческих черт. XVII — XVIII век. А. Н. Радищев; Д. И. Фонвизин; Г. Р. Державин; Д. Дефо; Дж. Свифт; Вольтер.
Критический реализм произведения направлены на обличение людей, авторская критика пороков и воссоздание жизни до мелочей. 1840 — 1890 -е гг. В. Г. Белинский; Н. Г. Чернышевский; Н. А. Добролюбов; А. П. Чехов Оноре де Бальзак; Джордж Элиот
Социалистический реализм изображался общественно-политический идеал, вера в социализм и коммунизм. 1920-1980 — е гг. Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее творчество В. В. Маяковского А. Барбюс; М. Андерсен-Нексе; И.-Р. Бехер; В. Бредель.

Сравнительный анализ

Между романтизмом и реализмом немало общего. В обоих течениях основными темами является внутренний мир человека, провозглашается его сложность и исключительность. В центре сюжета часто стоит конфликт личности и общества. Но и есть и существенные отличия. Чтобы лучше раскрыть тему «Герои романтизма и реализма: сходства и различия», следует заполнить сравнительную таблицу:

Романтизм Реализм
Герой автономен по отношению к обществу Героя невозможно рассматривать вне его среды, даже противостоя обществу, он является его порождением и квинтэссенцией
Конфликт с окружением всегда активен, сравним с бунтом и часто заканчивается трагически Конфликт с обществом не всегда разрешается однозначно, его результатом бывает подчинение героя общественному влиянию
Частое отождествление личности автора и героя Автор стоит над своим героем, который является объектом исследования
Личность героя является цельной и сформированной. Меняется не герой, а обстоятельства вокруг него Герой всегда в развитии, его черты не сформированы до конца
Подчёркнутая исключительность окружающих обстоятельств, внешности героя Часто обстоятельства подчеркнуто заурядны, как и физические характеристики героя

На переломе 18 и 19 веков произошло множество социальных и культурных событий, некоторые из которых были настоящим потрясением общественного сознания, поэтому неудивительно, что это время подарило миру 2 таких мощных течения, как романтизм и реализм, каждое из которых влияло на другое.

Романтизм природы

Действия романа происходят на Кавказе, хоть и в разных его частях. От чтения настроение поднимается, душа трепещет от красоты южного края и вольности гор. Персонажи романа дышат приятным ароматом цветов, чистым горным воздухом. У каждого героя свое восприятие природы. В романтических сценах она манит своей красотой, олицетворяясь с любимой женщиной. В эпизоде поединка и смерти героя она роковая и угрожающая.

В главе «Тамань» морская пучина по характеру похожа на бандитов, которые бунтуют против морали закона, а деньги для существования силой отбирают у других. Не все персонажи произведения, что весьма закономерно, вдохновляются природой. Познать окружающий мир дано не каждому. Для тех, кто скуден душой, и горные пейзажи, и цветочные — что-то обыденное, просто фон. Для героев, в душе у которых кипят страсти, природа — место для отдыха (Максим Максимович, Бэла).

Печорина также вдохновляет природа. От проблем и угрызений совести он отправляется в горы, чтобы найти возможность избавиться от желания битвы, излишних порывов и инициативности.

Тематика и герои реализма

На смену романтизму в 30-ых годах 19 века начал приходить реализм. В центре сюжета произведения стоит личность, которая является прямым продолжением своей эпохи и социального слоя.

В произведениях меньше открытого антагонизма, персонаж не так откровенно борется с окружающей его действительностью, она скорее становится контекстом, обуславливающем его поведение. Реалистическим персонажем зачастую становится человек самый обычный и неприметный, а место действия — среда совершенно обыкновенная. Однако это не мешает реализму показать всю сложность человеческих переживаний, индивидуальность и ценность опыта каждого человека.

Родиной реализма считается Франция, где в преддверии и на почве буржуазно-демократической революции остро возникла потребность в реалистичной оценке действительности, стремлению к объективности и восприятию аспектов жизни такими, какие они есть.

Мериме и Стендаль, отличающиеся остаточным романтизмом, помещают в центр сюжета, который продиктован типичными для своего времени обстоятельствами, личность нестандартную, противопоставляемую миру с его правилами. При этом Бальзак часто делает своих героев типичными выходцами буржуазного класса, со всеми его особенностями и недостатками.

В России расцвет реализма пришелся на вторую половину 19 века. Первым русским реалистическим романом считается «Евгений Онегин» Пушкина. Это произведение в стихотворной форме можно считать эталоном реализма, скрупулёзно отображающим эпоху, её нрав и типичные портреты. Герой романа стал своего рода собирательным образом молодого человека из дворянского сословия.

Отличительные черты реализма:

Персонаж — продолжение своей эпохи и социального класса.
Стремление к изображению объективной действительности.
Характер персонажа показан в его развитии (не всегда положительном).
Важность социального конфликта.

Борис Иванович Орловский (1793-1837)

Поэтически-романтическое восприятие мира убедительно выражено в работах Бориса Ивановича Орловского (1793-1837); полны юношеского очарования изнеженный Парис и несколько угловатый фавн, стоящий с цевницей (свирелью) в руках (обе статуи созданы в 1824, переведены в мрамор в 1838)

Проникнута искренним чувством спокойная по ри (исполнена в мраморе в 1837). Поэтически воспевая дружбу и любовь, Орловский как бы призывает вернуться к природе «простой и неукрашенной». В лирической эмоциональности и гармонической уравновешенности группы отражается светлое, оптимистическое мировоззрение автора.


Б.И.Орловский. Ян Усмарь Государственный Русский музей

Страстный, драматический характер носит небольшая группа «Ян Усмарь» (1831, бронза, отливка 1911, зал 16). В бурном движении разъяренного животного и спокойной мощи укрощающего его юноши убедительно выражены и напряженность борьбы, и радость победителя.

В области монументальной скульптуры Орловский создал величественные памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, и ныне украшающие площадь перед Казанским собором в Ленинграде.

Литературные герои

Главные действующие персонажи этого стилистического направления в большинстве своём романтики. Каждый отдельный индивидуум – не просто фигура на «шахматной доске», а Личность с большой буквы. Герой противодействует обществу и мрачной, грубой реальности. «Лишний» для социума человек – классический образ романтизма. Иногда авторы изображали жителя не городского и одинокого, а свободного и самодостаточного. Например, дикаря, который не знает благ цивилизаций, но доволен этим. Таким героям была присуща наивность, простота, беззлобность. Третий образ романтизма – яростный, противостоящий, несломленный бунтарь. Иногда может быть антигероем. В романтизме, как и в драматизме, концовка главных героев, как правило, печальна. Человек одинокий остаётся одиночкой, дикарь – умирает, а антигерой становится винтиком в системе.

Тематика и герои реализма

На смену романтизму в 30-ых годах 19 века начал приходить реализм. В центре сюжета произведения стоит личность, которая является прямым продолжением своей эпохи и социального слоя.

В произведениях меньше открытого антагонизма, персонаж не так откровенно борется с окружающей его действительностью, она скорее становится контекстом, обуславливающем его поведение. Реалистическим персонажем зачастую становится человек самый обычный и неприметный, а место действия — среда совершенно обыкновенная. Однако это не мешает реализму показать всю сложность человеческих переживаний, индивидуальность и ценность опыта каждого человека.

Родиной реализма считается Франция, где в преддверии и на почве буржуазно-демократической революции остро возникла потребность в реалистичной оценке действительности, стремлению к объективности и восприятию аспектов жизни такими, какие они есть.

Мериме и Стендаль, отличающиеся остаточным романтизмом, помещают в центр сюжета, который продиктован типичными для своего времени обстоятельствами, личность нестандартную, противопоставляемую миру с его правилами. При этом Бальзак часто делает своих героев типичными выходцами буржуазного класса, со всеми его особенностями и недостатками.

В России расцвет реализма пришелся на вторую половину 19 века. Первым русским реалистическим романом считается «Евгений Онегин» Пушкина. Это произведение в стихотворной форме можно считать эталоном реализма, скрупулёзно отображающим эпоху, её нрав и типичные портреты. Герой романа стал своего рода собирательным образом молодого человека из дворянского сословия.

Отличительные черты реализма:

Персонаж — продолжение своей эпохи и социального класса.
Стремление к изображению объективной действительности.
Характер персонажа показан в его развитии (не всегда положительном).
Важность социального конфликта.

Сочинение: Романтизм и реализм в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

(354 слова) «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова считается первым социально-психологическим романом в русской литературе. Художественный метод данного произведения содержит в себе тенденции романтического и реалистического направления, которые можно проследить через образ главного героя.

Печорин показан как «герой своей эпохи» с типичными чертами характера человека из социального круга того времени. Читателю представлен портрет, составленный из недостатков всего поколения. Здесь присутствует стандартизация характеров, осуществляемая сквозь правдивость деталей в конкретных заданных условий. Образ главного героя передан через реалистические изображение нравов и быта девятнадцатого века. Печорин, стараясь отыскать способ применения своему таланту — видеть людей насквозь, — интерпретирует для себя в той или иной степени исключительные обстоятельства

Наряду с этим автор уделяет особое внимание секрету личности Печорина и его «господству» над другими. В характере данного персонажа проявлены свойства романтического героя

Описание его натуры представлено читателю в некоторой неподвижности, действующее лицо не изменяется, и любое очередное «приключение» только дополняет, помогает дорисовать его образ. Печорин — обладатель романтического типа мышления. В Журнале Печорина присутствует большое количество описаний романтических пейзажей, которые выдают в личности главного героя циника с внутренним миром поэта. Григорий Александрович будто бы проигрывает свою жизнь вместо того, чтобы ее проживать. Он сознается, что ему «скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги».

Автор отделяет себя от героя. И благодаря способу замены рассказчиков выполняет миссию объективно изобразить личность персонажа со всех сторон. Максиму Максимычу, первому повествователю, не всегда понятны мысли и поступки его друга. Он замечает мятежность, пылкость натуры, впечатлительность и раздраженность, решительность и храбрость. Но образ Печорина представлен и в интерпретации интеллектуально противоположного человека. Более точное изображение главного действующего лица предоставляет офицер в «Максим Максимыче», обладающий неимоверно проницательным взглядом литератора: «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после готов был дать ему тридцать». Рассуждения о внешности Григория Александровича раскрывают взаимосвязь характера и портрета.

Вероятность разных трактовок образа Печорина объясняется существованием противоположных начал — реалистического и романтического

В романе М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» прослеживается раскрытие тяжелого двойственного характера главного героя повести, где внимание к внутреннему миру человека — это важная проблема романтизма, а действительность в романе — способ изучения внешнего мира и самой личности. Сплетение двух направлений указало дальнейшее развитие русской литературы

Романтизм

В посленаполеоновскую эпоху преобладающим направлением в художественной жизни, особенно в литературе, был романтизм, получивший наиболее широкое распространение во Франции и Германии и тесно связанный с философской мыслью своего вре­мени. Философия и литература романтизма развивались в нераз­дельном единстве. В романтизме отразилось разочарование думаю­щих людей в результатах Великой французской революции и капи­талистического прогресса. Это было своего рода «романтическое восстание» против деградации человеческой личности в буржуаз­ном обществе. Романтиков отличало обострённое чувство истории, понимание того, что вся современная жизнь человека и человечест­ва основана на их прошлом и что сама современность есть продол­жение всей предшествующей истории, а не произвольное создание человеческого разума. Отвечая своим критикам, один из идеологов романтизма писал: «Нет, я не хочу того, что уже было, но я хочу че­го-нибудь лучшего по сравнению с современным. Я не могу судить о настоящем иначе, как сравнивая его с прошлым». В легендарном историческом прошлом романтики искали источник своего вдох­новения, а в окружающей их действительности старались подчерк­нуть всё самое возвышенное, выдающееся, благородное, создавая идеальные образы в противовес обыденной реальности. Материал с сайта https://doklad-referat.ru

Последняя глава

В главе «Фаталист» описано соперничество между жизнью и смертью, фатумом и долей человека, cтремление к индивидуальному своеобразию, вера в судьбу или рок. Верить в неизбежность событий или не покоряться судьбе — каждый выбирает сам.

Роман написан на основе реальных событий — это случай из жизни самого автора произведения. Главный фаталист — Печорин, предопределивший свою судьбу сам, а не только полковник Вулич. М. Лермонтов душу центрального персонажа раскрывает постепенно, вырисовывает сложный и экстенсивный образ. В последней главе «Фаталист» автор резюмирует глубокомысленными рассуждениями облик Печорина.

По страницам произведения плечом к плечу идут реальность и романтика — две грани жизни. Если представленную информацию взять за основу личных суждений, будет проще писать сочинение по русскому языку о романтизме романа «Герой нашего времени».

Просвещение

Романтизм и реализм столкнулись в тот период, когда в реалистичном направлении стали преобладать просветительские идеи. В этот период литература стала своеобразной подготовкой общества к социально-буржуазной революции. Все поступки героев оценивались только с точки зрения разумности, поэтому положительные персонажи — это воплощение разума, а отрицательные — нарушающие нормы личности, некультурные, поступающие неразумно.

В этот период реализма появляются его подвиды:

  • английский реалистический роман;
  • критический реализм.

То, что для представителей романтизма было проявлением бессердечности, реалистами понималось как разумность действий. И наоборот, та свобода действий, которой следовали герои романов, порицалась представителями реализма.

Просвещение

Романтизм и реализм столкнулись в тот период, когда в реалистичном направлении стали преобладать просветительские идеи. В этот период литература стала своеобразной подготовкой общества к социально-буржуазной революции. Все поступки героев оценивались только с точки зрения разумности, поэтому положительные персонажи — это воплощение разума, а отрицательные — нарушающие нормы личности, некультурные, поступающие неразумно.

В этот период реализма появляются его подвиды:

  • английский реалистический роман;
  • критический реализм.

То, что для представителей романтизма было проявлением бессердечности, реалистами понималось как разумность действий. И наоборот, та свобода действий, которой следовали герои романов, порицалась представителями реализма.

Тематика и герои реализма

На смену романтизму в 30-ых годах 19 века начал приходить реализм. В центре сюжета произведения стоит личность, которая является прямым продолжением своей эпохи и социального слоя.

В произведениях меньше открытого антагонизма, персонаж не так откровенно борется с окружающей его действительностью, она скорее становится контекстом, обуславливающем его поведение. Реалистическим персонажем зачастую становится человек самый обычный и неприметный, а место действия — среда совершенно обыкновенная. Однако это не мешает реализму показать всю сложность человеческих переживаний, индивидуальность и ценность опыта каждого человека.

Родиной реализма считается Франция, где в преддверии и на почве буржуазно-демократической революции остро возникла потребность в реалистичной оценке действительности, стремлению к объективности и восприятию аспектов жизни такими, какие они есть.

Мериме и Стендаль, отличающиеся остаточным романтизмом, помещают в центр сюжета, который продиктован типичными для своего времени обстоятельствами, личность нестандартную, противопоставляемую миру с его правилами. При этом Бальзак часто делает своих героев типичными выходцами буржуазного класса, со всеми его особенностями и недостатками.

В России расцвет реализма пришелся на вторую половину 19 века. Первым русским реалистическим романом считается «Евгений Онегин» Пушкина. Это произведение в стихотворной форме можно считать эталоном реализма, скрупулёзно отображающим эпоху, её нрав и типичные портреты. Герой романа стал своего рода собирательным образом молодого человека из дворянского сословия.

Отличительные черты реализма:

Персонаж — продолжение своей эпохи и социального класса.
Стремление к изображению объективной действительности.
Характер персонажа показан в его развитии (не всегда положительном).
Важность социального конфликта.

Реализм

К середине XIX в. романтический подход к художественному творчеству был вытеснен реализмом, последователи которого стремились отразить окружающую человека реальность так, как она существует на самом деле, не приукрашивая и не идеализируя её. Само понятие «реализм» утвердилось в 1857 г. во Франции. Для реалистических произведений характерны конкретная достовер­ность в воспроизведении действительности, внимательное иссле­дование окружающего мира во всём разнообразии его проявлений, признание повседневной, обыденной жизни, достойной художест­венного описания, и убеждённость в принципиальной познаваемо­сти человеческой жизни средствами искусства. Реализму тоже свой­ственна историчность, но несколько иного рода, чем в романтизме. Если романтики мыслили масштабами всемирной истории, поме­щая своих героев в её глобальный контекст, то реалистический ис­торизм сводится к последовательному описанию отдельных фраг­ментов действительности в их постепенном развитии

Отличитель­ной чертой реализма становится также психологизм, повышенное внимание к внутреннему миру человека в любых его проявлениях

На этой странице материал по темам:

Вопросы по этому материалу:

Какими глубинными историческими переменами был вызван переход от романтизма к реализму?

Основные признаки

Основными признаками, которые отличают реализм от прочих литературных направлений, являются:

Объективное и правдивое отображение окружающего мира.
Соблюдение принципов народности (произведение должно быть доступно для понимания широкими массами), историзма (произведение отображает конкретные исторические события, эпохи, социум), психологизма (большое внимание уделяется внутреннему миру реалистического персонажа).
Внимание к деталям (типизация человеческих характеров происходит с помощью правдивости отдельных деталей бытования персонажей).
Изображение простых людей (и влияние исторических событий на их быт, психологию, взаимоотношения и т.д.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: