Краткое содержание поэмы твардовского «по праву памяти»

О памяти

Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую быль. И чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль — забыть!

Забыть родных и близких лица И стольких судеб крестный путь — Все то, что сном давнишним будь, Дурною, дикой небылицей, Так и ее — поди, забудь.

Но это было явной былью Для тех, чей был оборван век, Для ставших лагерною пылью, Как некто некогда изрек.

Забыть — о, нет, не с теми вместе Забыть, что не пришли с войны, — Одних, что даже этой чести Суровой были лишены.

Забыть велят и просят лаской Не помнить — память под печать, Чтоб ненароком той оглаской Непосвященных не смущать.

О матерях забыть и женах, Своей — не ведавших вины, О детях, с ними разлученных, И до войны, И без войны. А к слову — о непосвященных: Где взять их? Все посвящены.

Все знают все; беда с народом! — Не тем, так этим знают родом, Не по отметкам и рубцам, Так мимоездом, мимоходом, Не сам, Так через тех, кто сам…

И даром думают, что память Не дорожит сама собой, Что ряской времени затянет Любую быль, Любую боль;

Что так и так — летит планета, Годам и дням ведя отсчет, И что не взыщется с поэта, Когда за призраком запрета Смолчит про то, что душу жжет…

Нет, все былые недомолвки Домолвить ныне долг велит. Пытливой дочке-комсомолке Поди сошлись на свой главлит;

Втолкуй, зачем и чья опека К статье закрытой отнесла Неназываемого века Недоброй памяти дела;

Какой, в порядок не внесенный, Решил за нас Особый съезд На этой памяти бессонной, На ней как раз Поставить крест.

И кто сказал, что взрослым людям Страниц иных нельзя прочесть? Иль нашей доблести убудет И на миру померкнет честь?

Иль, о минувшем вслух поведав, Мы лишь порадуем врага, Что за свои платить победы Случалось нам втридорога?

В новинку ль нам его злословье? Иль все, чем в мире мы сильны, Со всей взращенной нами новью, И потом политой и кровью, Уже не стоит той цены? И дело наше — только греза, И слава — шум пустой молвы?

Тогда молчальники правы, Тогда все прах — стихи и проза, Все только так — из головы.

Тогда совсем уже — не диво, Что голос памяти правдивой Вещал бы нам и впредь беду: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу…

Что нынче счесть большим, что малым — Как знать, но люди не трава: Не обратить их всех навалом В одних непомнящих родства.

Пусть очевидцы поколенья Сойдут по-тихому на дно, Благополучного забвенья Природе нашей не дано.

Спроста иные затвердили, Что будто нам про черный день Не ко двору все эти были, На нас кидающие тень.

Но все, что было, не забыто, Не шито-крыто на миру. Одна неправда нам в убыток, И только правда ко двору!

А я — не те уже годочки — Не вправе я себе отсрочки Предоставлять. Гора бы с плеч — Еще успеть без проволочки Немую боль в слова облечь.

Ту боль, что скрытно временами И встарь теснила нам сердца И что глушили мы громами Рукоплесканий в честь отца.

С предельной силой в каждом зале Они гремели потому, Что мы всегда не одному Тому отцу рукоплескали.

Всегда, казалось, рядом был, Свою земную сдавший смену. Тот, кто оваций не любил, По крайней мере знал им цену.

Чей образ вечным и живым Мир уберег за гранью бренной, Кого учителем своим Именовал отец смиренно…

И, грубо сдвоив имена, Мы как одно их возглашали И заносили на скрижали. Как будто суть была одна.

А страх, что всем у изголовья Лихая ставила пора, Нас обучил хранить безмолвье Перед разгулом недобра.

Велел в безгласной нашей доле На мысль в спецсектор сдать права,

С тех пор — как отзыв давней боли Она для нас — явись едва. Нет, дай нам знак верховной воли, Дай откровенье божества.

И наготове вздох особый — Дерзанья нашего предел: Вот если б Ленин встал из гроба, На все, что стало, поглядел…

Уж он за всеми мелочами Узрел бы ширь и глубину. А может быть, пожал плечами И обронил бы: — Ну и ну! —

Так, сяк гадают те и эти, Предвидя тот иль этот суд, — Как наигравшиеся дети, Что из отлучки старших ждут.

Но все, что стало или станет, Не сдать, не сбыть нам с рук своих, И Ленин нас судить не встанет: Он не был богом и в живых.

А вы, что ныне норовите Вернуть былую благодать, Так вы уж Сталина зовите — Он богом был — Он может встать.

И что он легок на помине В подлунном мире, бог-отец, О том свидетельствует ныне Его китайский образец…

…Ну что ж, пускай на сеновале, Где мы в ту ночь отвергли сон, Иными мнились наши дали, — Нам сокрушаться не резон.

Чтоб мерить все надежной меркой, Чтоб с правдой сущей быть не врозь, Многостороннюю проверку Прошли мы — где кому пришлось.

И опыт — наш почтенный лекарь, Подчас причудливо крутой, — Нам подносил по воле века Его целительный настой. Зато и впредь как были — будем, — Какая вдруг ни грянь гроза — Людьми из тех людей, что людям, Не пряча глаз, Глядят в глаза.

Композиция

Поэма состоит из 15 глав, связанных тематически и структурно. Каждая глава – отдельный островок, “остановка” в путешествии, где-то её делает поезд, где-то память лирического героя, а иногда и отвлечённые размышления о вечных ценностях. Сама композиция строится от отправления лирического героя из родного города со жгучей тягой к новым далям до самого Владивостока, которой становится конечным пунктом.

Произведение относится к жанру поэмы. Особенностью поэмы Твардовского является её эпичность. Учитывая большой объём, структуру и разнообразие тематического содержания поэмы её называют лирико-философской эпопеи. Нужно отметить, что многие главы были задуманы как лирические стихотворения и лишь в конечное издание вошли в структуру поэмы. Стих Твардовского лёгок и прост, это отличает все произведения автора. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Основная мысль

Свою знаменитую поэму русский писатель, драматург и журналист написал еще в 1969 году, по сути, это автобиография, так как автор делится с читателями собственными грустными воспоминаниями, тяжелыми переживаниями и мыслями.

Произведение Александра Трифоновича Твардовского представляет собой трехчастную композицию, в которой затрагиваются многие важные темы, в частности:

  • раскаяние и личная вина человека;
  • память и забвение;
  • историческое возмездие;
  • сыновняя ответственность.

Анализируя текст, можно понять, что писатель при его создании преследовал одну цель. Он хотел напомнить, что даже тем людям, которые не принимали непосредственное участие в страшном злодеянии, нет прощения. Их вина, пусть и косвенная, в том, что они молчали и не препятствовали злу, которое свершалось во время сталинского режима. Автор хотел показать читателям, как важна историческая память. Отказ от нее может приравниваться к отказу от ответственности.

Анализ поэмы «По праву памяти» Твардовского

Александр Твардовский был не только известным писателем-литератором, но и успешно совмещал литературную деятельность с журналистской, что, в свою очередь, оставило отпечаток на стиле написания стихотворений и поэм, а также на их тематике и посыле к читателю.

В конце 1970 года Твардовский написал знаменитое стихотворение «По праву памяти», в основу которого легла автобиография поэта. Время написания автобиографического стихотворения пришлось как раз на тот период в истории, когда писателей перестали ущемлять в высказываниях и упоминаниях политических тем. Александр Твардовский не упустил возможность высказать свое мнение о политике Сталина, и написал «По праву памяти».

Стихотворение Твардовского можно условно разделить на три части, которые объединены между собой одной главной мыслью, с помощью которой писатель попытался донести до читателя, почему для написания произведения была выбрана именно эта тема.

Первая часть

В ней писатель рассказывает читателям о своих заветных мечтах, говорит, к чему стремился и какие цели ставил перед собой в юношеские годы. При жизни поэта была издана в тираже только первая часть автобиографического стихотворения.

В начале Твардовский знакомит читателей с двумя молодыми ребятами из обычной деревни, которые еще не сталкивались с суровой реальностью жизни и проблемами, и до сих пор верят в безоблачное будущее и исполнение заветных желаний. Их запал, юношеский максимализм и желание жить дают им прилив сил, которые они тратят на пользу Родине. В этой же части автор четко намекает, что юношам придется столкнуться с жестокой реальностью и спуститься на землю со своих радужных мечтаний.

Вторая часть автобиографического стихотворения

Во второй части стихотворения Твардовского любой читатель может в самых ярких красках прочувствовать всю тяжесть степени отчаяния и безысходности автора. В этой части поэт целиком и полностью отразил свое душевное состояние. Он был подавлен и сломлен из-за ссылки своей семьи в холодные объятия ледяной Сибири, но ничего не мог исправить. Поэт так и смог понять, как так могло произойти, что обещания политических деятелей и их слова совсем ничего не значат и никогда не совпадают с действиями. Вера в идеологию была навсегда подорвана и навсегда оставила душераздирающий след в душе автора.

В конце 70х годов 20го века среди народа было широко распространено такое понятие, как «враг народа». Чтобы получить такое «звание» достаточно было не только самому нарушить законы или переступить черту в высказываниях в адрес политических деятелей, но и иметь родителей, за ошибки которых отвечали и несли наказание их дети. В скором времени, Сталин объявил народу, что это неправильно, и «сын не должен отвечать за ошибки отца». После таких слов многие люди смогли наконец-то свободно вздохнуть, но не Твардовский. Он отнесся к такому шагу известного политика как к предательству в кругу семьи. Получается, теперь дети вправе «отказаться» от своих родителей, тем самым навсегда разорвав кровную связь. К современным читателям он обратился с некой долей иронии:

Заключительная часть произведения «По праву памяти»

Третью, заключительную часть стихотворения «По праву памяти» Твардовский посвятил читателю. Поэт хотел донести, что чтобы не случилось, нельзя отказаться от своего прошлого, своей семьи или ее поступков. Человек не имеет права забыть о своих корнях и начать все заново.

Прочитав стихотворение – сердце читателя не сможет остаться равнодушным. Главная мысль и посыл, лежащие в основе литературного произведения в том, что нельзя идти смелыми шагами в хорошее будущее, если вы не помните или не хотите знать своего прошлого.

Воспоминания героя

В первой главе рассказчик мысленно обращается к своему другу. Когда-то тот мечтал покинуть захолустье, вместе с писателем он планировал стать достойным гражданином страны и честно работать на благо страны. Друзья дали друг другу простые зароки — не лгать, не предавать, любить родину. Но спустя много лет рассказчик понял, что реальность оказалась иной, а беззаботная юность кажется сном.

Во второй главе главный герой вспоминает о фразе Сталина «Сын за отца не ответчик». Герой отмечает, что современному поколению непонятен весь смысл этих слов. Но не так давно во времена первых пятилеток быть потомком врага народа считалось позором. Дети отвечали за проступки своих родителей и страдали от публичного унижения.

Сложно было понять ребенку, почему сегодня он с отцом, а завтра с врагом. Друзья и знакомые отворачивались от таких семей. Никто не хотел рисковать репутацией. И тут неожиданно Сталин словно простил всех.

Герой пытался понять, что же такого совершил его отец. Да, он был зажиточным крестьянином, «кулаком», но разве это преступление? Остаток жизни отец провел в бараке, работая день и ночь, а жена его и дети были опозорены.

Средства выразительности

Язык поэмы яркий и сочный, помимо эпитетов, метафор и олицетворений, в произведении много пословиц, поговорок, различных фразеологизмов и устоявшихся выражений народного характера. Широту русской души, её масштабность и безграничность автор рисует с помощью всех известных средств выразительности, включая эпитеты, метафоры, синекдоху, метонимию, антитезу, иронию, гиперболу и литоту. Картины словно оживают на страницах поэмы, заслуга в этом разнообразные тропы и стилистические приёмы.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Цицерон» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр

Следующая

Анализ стихотворений«Песня про купца Калашникова» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – тема, история создания, жанр, проблемы

Необъятная Волга

Лирический герой Твардовского особенно поражается и восхищается необъятной Волгой, которую видит из окна своего поезда.

Он пишет о Волге, как о вездесущей реке, в которой увидеть себя смогло пол-России. Реку рассматривает с нескрываемым восторгом, сразу забывая обо всем, чем занимался только что.

В главе «Две кузницы» автор обращается к своей юности, которая прошла в Загорье на Смоленщине. Он вырос в кузнице отца. А после был вынужден приехать на Урал. Две кузницы, с которыми он столкнулся, являются наглядным отражением образа отца и Урала-добытчика, который называли кузницей всей державы.

Называя Волгу матушкой, Урал поэт называет батюшкой.

Тематика поэмы широка и многообразна: основной мотив дороги переплетают описания природы Сибири, Урала, Дальнего Востока, философские размышления о жизни, истории, личные воспоминания. Писатель поднимает темы морального выбора, совести и справедливости, вечных ценностей, жизни и смерти; тема только что отзвучавшей победы, войны и её последствий также раскрыта в поэме. Много внимания уделено тематике творчества, поэта и его предназначения, ценности этой профессии и её специфике.

Всё произведение проникнуто особой романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток. Масштабные, захватывающие дух красоты Урала, Сибири встают перед глазами читателя. Тематику поэмы ярко характеризуют названия глав “Огни Сибири”, “На Ангаре”, “Фронт и тыл”, “Друг детства”, “Литературный разговор”. В поэме нет главного героя, для неё характерна бессюжетность и разноплановая проблематика. Основная мысль произведения – жить нужно в ладу с совестью, уважая историю своей страны, без этого не быть счастливому будущему.

Значение главы

«Переправа» показывает реальный бой глазами солдата. Автор не жалеет натуралистичных подробностей, упоминая пайки, неразбериху со связью и внешний вид желторотых бойцов. Так читатель погружается в будни войны, когда каждый день приходится побеждать себя и идти на подвиг. Рефреном звучит знаменитая авторская фраза в финале главы:

Таким образом, мы понимаем, какова цена подвига Теркина. И он понимает, за что воюет, за что жертвует собой. Эта сознательность важна для победы. И глава в контексте поэмы убеждает нас в том, что из таких вот ежедневных подвигов состоит защита отечества. Если первые главы лишь погружали нас в военный быт, то четвертая рассказала о полноценном сражении, в котором все далеко от идеала учебника.

Язык поэмы – легкий и простой, однако в нем присутствуют и элементы высокого стиля. Пример – рефрен «Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Именно в нем выражается главная мысль автора, и его понимание личности советского солдата: простого человека, который стал на защиту Родины, потому что иначе поступить было невозможно.

Произведение Твардовского «По праву памяти»

Александр Твардовский (1910—1971) — известный советский поэт, военный корреспондент, лауреат Сталинской премии. На протяжении многих лет возглавлял один из самых крупных литературных журналов СССР «Новый мир». В первую очередь прославился как автор военной поэмы «Василий Теркин».

Произведение «По праву памяти» не было опубликовано полностью при жизни поэта. Оно не прошло цензуру и долгие годы было под запретом. Впервые целиком было напечатано только в годы Перестройки — в 1987 году.

Поэма основана на реальных фактах биографии Твардовского, содержит осмысление им своей жизни и судьбы страны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

История создания, чему посвящено

Произведение «По праву памяти» Твардовский писал долго — с 1963 по 1969 год. Супруга поэта вспоминала, что такая длительность написания связана с тем, что в 1965 году умерла мать Твардовского, к которой он был глубоко привязан. Но не только переживания по поводу кончины близкого человека не давали вовремя закончить поэму.

Автор признавался, что считает «По праву памяти» — одним из самых главных своих произведений. Поэма имеет исповедальный характер. В ней Твардовский, по его словам, пытался «Немую боль в слова облечь».

Вторая половина 1960-х годов стала временем нападок и гонений на возглавляемый им журнал «Новый мир». После начала «оттепели» это издание стало прибежищем прогрессивных антисталинистских сил. Здесь печатались писатели и поэты, которые не могли получить разрешение на публикацию своих произведений в других советских журналах.

После смещения Хрущева в 1964 году в партийном руководстве укрепились консервативные позиции. «Оттепель» была заморожена. Процесс десталинизации начал сворачиваться. Окончательно в немилость властей Твардовский впал после отказа им одобрить судебный приговор писателям Даниэлю и Синявскому в 1966 году. Последней точкой стало неодобрение поэтом введения советских войск в Чехословакию во время Пражской весны 1968 года.

В 1969 году Твардовский был снят с поста редактора журнала «Новый мир» и вскоре тяжело заболел. Он скончался в 1971 году. Таким образом, поэма «По праву памяти» стала не только его последним крупным произведением, но и своеобразным завещанием, подводящим итоги его жизни.

Основные темы поэмы:

  • историческая память;
  • покаяние;
  • ошибки прошлого;
  • личная и общественная вина;
  • сталинизм;
  • репрессии;
  • забвение;
  • трагедия российской истории XX века;
  • сопротивление реставраторской кампании по оправданию Сталина;
  • сыновья и отцы.

Чему посвящено произведение:

  • осмыслению исторического прошлого советской страны;
  • попытке понять феномен любви народа к Сталину;
  • раскаянию поэта за свои заблуждения;
  • осуждению тенденции предать забвению репрессии и другие ошибки сталинской эпохи;
  • потребности проследить связь между поколениями, отцами и сыновьями.

История публикации:

  1. Изначально произведение задумывалось как продолжение опубликованной в 1961 году поэмы «За далью – даль», в которой содержалась критика культа личности Сталина.
  2. Первая глава была напечатана в 1969 году в январском журнале «Новый мир» как отдельное стихотворение под названием «На сеновале».
  3. Вторая и третья части поэмы были запрещены цензурой сроком на 18 лет.
  4. Полностью произведение было опубликовано в 1987 году: в журнале «Знамя» № 2 и «Новом мире» № 3.

«Поэма «По праву памяти»»

Смыкая возраста уроки. Сама собой приходит мысль — Ко всем, с кем было по дороге Живым и павшим отнестись. А. Твардовский Великие события, произошедшие в нашей стране, отразились в творчестве Александра Трифоновича Твардовского и в форме прямого их изображения, и в форме связанных с ним отдельных переживаний-размышлений. В этом смысле его творчество в высшей степени злободневно. Крупнейшим послевоенным произведением Твардовского явилась поэма “За далью — даль”. В жанрово-тематическом плане — это лирико-философское раздумье, “дорожный дневник”, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы — необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора — пассажира поезда “Москва—Владивосток”. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя. Поэма “По праву памяти” мыслилась первоначально автором как одна из “дополнительных” глав к поэме “За далью — даль”, приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя “По праву памяти” не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным “циклом”, вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора “Василия Теркина”. Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины. Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:

Перед лицом, ушедших былей Не вправе ты кривить душой, — Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой…

Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.

И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою.

Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:

Готовы были мы к походу Что проще может быть: Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если — То и жизнь отдать… Лишь от себя теперь добавим. Что проще — да. Но что сложней?

Вторая глава “Сын за отца не отвечает” самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму “По праву памяти”.

Конец твоим лихим невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица. Благодари отца народов. Что он простил тебе отца.

Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.

Да, он умел без оговорок, Внезапно — как уж припечет — Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет: На чье-то вражье искаженье Того, что возвещал завет. На чье-то головокруженье От им предсказанных побед.

Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы. В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, “живы” наши предки, их дела и подвиги. Память — это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает:

Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу…

Эта поэма — своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.

А вы, что ныне норовите Вернуть былую благодать, Так вы уж Сталина зовите — Он Богом был — Он может встать.

Тема

Тему поэмы, которую можно вычленить, прочитав даже краткое содержание «По праву памяти», Твардовский вынашивал долгие годы. Впервые она возникла в поэме «Страна Муравия», а затем ясно прозвучала в цикле под названием «Памяти матери». Тема эта – исповедь писателя, подведение жизненных итогов. Именно в поэме «По праву памяти» реализовались плоды многолетних тяжелых размышлений Твардовского.

Теме исповеди сопутствуют тема памяти и ответственности. Ответственности за содеянное перед будущими поколениями. Писатель был уверен в том, что мы не вправе забывать прошлое, так как оно определяет будущее и будет влиять на судьбы всех живущих в нашей стране.

Жанровое своеобразие

К жанру лирико-философских раздумий можно отнести поэму «По праву памяти». Краткое содержание (Твардовский в произведении буквально исповедуется читателю) лишний раз подтверждает это.

Главные действующие лица поэмы – обычные советские люди, их свершения и дела, которые не могут быть забыты и за которые нужно отвечать перед потомками. Автор словно смотрит на просторы родины в своей поэме и видит три дали:

  • невероятно большие русские просторы, которым нет ни конца, ни края;
  • пространство истории, где неразрывно сплетаются поколения людей, где проявляет себя неразрывность судеб и времени;
  • такое же необъятное пространство нравственности лирического героя.

Краткое содержание «По праву памяти» (Твардовский): глава первая

Первая глава называется «Перед отлетом», она была напечатана при жизни автора и носила название «На сеновале». Лирический герой и его друг собираются из деревни «в путь далекий». Юноши полны надежд и мечтаний о прекрасном будущем, они пребывают в своей иллюзии о чудесной жизни: «Напасти нам нипочем»; «Сами ждали только счастья».

Их восторженный оптимизм был так огромен, что они не услышали, как утренние петухи «отпевали конец ребячьих дней», предрекая, как вскоре край родной «сорвется с места в метелице сплошной». Последняя цитата намекает на коллективизацию, проведенную в деревне в 30-х годах.

Герои еще не знают, какие испытания ждут их впереди. О судьбе товарища присутствует лишь намек: «Та дружба числилась виною, что мне любой напомнить мог». Вероятнее всего, друг подвергся сталинским репрессиям и был объявлен врагом народа. Только за общение с таким человеком могли упрекнуть главного героя.

Глава 2

Продолжаем рассматривать поэму «По праву памяти». Краткое содержание Твардовский в какой-то мере сам заключает уже в название глав. Так, вторая глава имеет заглавие «Сын за отца не отвечает». Эти слова были произнесены Сталиным в 30-е годы.

Тогда дети кулаков и врагов народа восприняли их как нежданное спасение от клейма на всю жизнь. Но оказалось совершенно не так. Эта фраза приобрела другое аморальное и бесчеловечное значение.

Дети не избавились от отметин, переданных им родителями, зато целая нация оказалась оторвана от своих корней, предков, а следовательно утратила и нравственные ориентиры: «Предай в пути родного брата».

Ярко выраженная антисоветская направленность реализовалась в поэме «По праву памяти», краткое содержание по главам отлично это иллюстрирует. Поэт искренне раскаивается, что когда-то отрекался от своего отца и семьи. Эта вина преследовала Твардовского всю его жизнь, но облегчить жизнь близким было не в его силах.

Глава 3

Подходит к концу поэма «По праву памяти» (Твардовский). Краткое содержание по главам завершается третьей частью – «О памяти».

Здесь поэт произносит гневный, полный мук и страданий монолог о том, что, несмотря на партийные указания забыть о прошлом, этого ни в коем случае нельзя делать. Человек вправе помнить свое прошлое, родителей, семью, ошибки и преступления.

На этой пронзительной ноте, на этом пике покаяния заканчивает Твардовский поэму, которая просто не могла быть напечатана в Советском Союзе.

Вывод

Итак, рассмотрев краткое содержание «По праву памяти» (Твардовский), мы можем заключить, что на долю поэта выпало много горестей и печалей, которые не покидали его на протяжении всей жизни. Самые суровые времена пережил он: сталинские репрессии, войну и послевоенные годы, оттепель. И все эти трудности и испытания вылились в прекрасную поэму.

Композиционные особенности произведения

В поэме четко прослеживаются три смысловых доминанты:

  • время
  • пространство
  • движение, стремление.

Все указанные концепты выступают взаимосвязанными, взаимообусловленными. Причем семантика движения в новом свете актуализирует важную для художественного мира Твардовского тему жизни: жизни как постоянного стремления, постоянного движения к цели, стремления к осуществлению мечты. Это стремление к постоянному движению заложено уже в самом названии поэмы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Твардовский А.Т., «За далью – даль», краткий анализ 490 руб.
  • Реферат Твардовский А.Т., «За далью – даль», краткий анализ 270 руб.
  • Контрольная работа Твардовский А.Т., «За далью – даль», краткий анализ 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Семантическая доминанта движения, стремления реализуется в тексте:

  • во-первых, за счет перечисления очередность объектов окружающей действительности;
  • во-вторых, за счет обыгрывания семантики лексемы «даль».

По своей сути, поэма представляет собой путевой дневник, в котором каждая глава отражает движение героя, его передвижение из Москвы все дальше и дальше на Восток, его впечатления от увиденного за окном вагона, его размышления по поводу увиденного, а также навеянные дорогой размышления о жизни героя, неразрывно связанной с жизнью миллионов людей, переживших военные годы. Перемещение в пространстве, таким образом, органично синтезируется с перемещением в прошлое и будущее, с перемещениями в пространстве.

Всего в поэме 15 глав, и каждая глава – это не просто перемещение, но и определенные выводы, к которым приходит автор, вехи его духовно-нравственного постижения жизни. Каждое воспоминание приводит к формулировке нового вывода. Настоящее органично соединяет в себе прошлое и будущее, выходит в вечность. Память становится ведущей категорией образной системы Твардовского, трансформируясь от конкретных деталей, прямых воспоминаний до сложных ассоциативных воспоминаний, умозаключений, характерных для мировоззрения автора. Чередование прошлого, настоящего и будущего приводит Твардовского к собственному ощущению вечности бытия.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Жанр лирического размышления требует такой организации времени в произведении, при котором его течение подчиняется потоку сознания личности – с возвратом в прошлое, неожиданными скачками в будущее, с выходом в вечность. Время в произведении не распадается, но, наоборот, сливается в единое мгновение настоящего, которое превращается в вечное. Память превращается не просто в инструмент воссоздания прошлого, но в нравственную категорию, которая восстанавливает в сознании лирического героя события прожитой жизни, образы погибших воинов-братьев, исторического прошлого России в свете трагических военных событий. Весь длительный исторический путь страны естественно трансформируется в сознании героя в настоящий момент, дыхание сегодняшнего дня.

Само пространство в поэме масштабно, глобально, максимально реалистично: Подмосковье, Волга, Урал, Сибирь, Дальний Восток – каждый регион заставляет автора задуматься над смыслом жизни. Дорога помогает лирическому герою осмыслить прошлое и настоящее, становится символом его движения к истине, знанию, правде, совершенству. Само произведение начинает звучать трагически и оптимистично одновременно.

Замечание 1

Время и пространство в поэме подчиняются идейному замыслу Твардовского, они по воле автора сжимаются или расширяются.

Тяжелая участь

Сын за отца не отвечает — именно с этой знаменитой фразы когда-то начал свое собрание Иосиф Виссарионович Сталин. Но автор печально отметил в своем тексте, что современному поколению никогда не понять, насколько важны эти слова для тех, кто когда-то оказался сыном или дочерью врага народа.

Были времена в истории страны, когда многих детей, казалось бы, навеки заклеймили позорной отметиной. При этом все делалось согласно закону, и ни в чем не повинные ребятишки испытывали суровую публичную пытку.

А потом все изменилось, и сын уже не несет ответственности за родителей. Кажется, будто закончились все муки, а дети должны быть благодарны отцу народа за то, что он снял проклятое клеймо. Но Твардовский, сколько бы ни пытался, не мог понять, за что его отец-кулак провел половину жизни в бараке, потерял здоровье и смысл жизни. За что он с матерью столько лет был изгоем общества.

Также автор желает знать, за какие заслуги Сталина так любили и уважали советские граждане. Даже те люди, кто подвергся репрессиям, отбывали наказания в Сибири, лишились дома и семьи, были уверены, что это с ними произошло не по вине вождя. Многие из них до конца верили, что если написать письмо Иосифу Виссарионовичу, то все встанет на свои места, справедливость восторжествует.

Но писатель не хочет забывать того, что произошло с ним и еще миллионами людей. Он с презрением относится к «молчальникам», которые предлагают забыть страшную историю советского народа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: