Тема
Тема
«Обломова» охватывает разные сферы жизни общества, касающеюся каждого гражданина той эпохи.Основная проблематика романа в том, что все общество оказалось в состоянии спячки. Под запрещающим воздействием политики того времени, перекрывшего какие-либо стремления к новому, к желанию двигаться, привели общество к состоянию покоя, где каждый оказался в своем собственном мирке, который он холит и лелеет, не выходя за его рамки.
В «Обломове» анализ произведения показывает всю суть «обломовщины», когда утерян интерес к жизни, и человек превращается в «живого мертвеца», когда идет деградация личности, всех его чувств и желаний.
Проблема любви
, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной, показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.
Дружба Обломова с Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.
Другие критики о романе
Сразу же после известной статьи Добролюбова в 1859 году публикуется работа А. В. Дружинина «Обломов. Роман Гончарова». Если выразиться кратко, то, оценивая писательский талант, критик называет произведение «лучшим и сильнейшим созданием нашего блистательного романиста». Характеризуя Обломова «с чистою, детски ласковой русской душой», он восторженную оценку дает Агафье Матвеевне Пшеницыной.
Она «много любила» Обломова, хотя и «загубила его вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями». По мнению Д. И. Писарева, Илья Ильич Обломов олицетворяет «умственную апатию», которую сам автор назвал «обломовщиной». Определение, характеризующее «существенные пороки нашей русской жизни», считал критик, должно войти во всеобщее употребление.
Если Добролюбов поставил героя Гончарова рядом с Онегиными и Печориным, то Писарев считает апатию Ильи Ильича спокойной и мирной, тогда как у «лишних людей» она вынужденная. Образование дало ему умение ненавидеть праздный образ жизни, но барское изнеженное воспитание дало свои плоды: он искренне сочувствует мыслям о долге и труде и продолжает лежать на диване. Н. К. Михайловский, одна из статей которого была посвящена характеру Ольги Ильинской, считает ее личность неопределенной и непонятной.
По его словам, эта женщина не любила бездействующего Обломова; и, может быть, их отношения развивались и дальше, если бы ей удалось переделать скучающего друга по своему усмотрению. Министр просвещения Ковалевский в письме к императору дал высокую оценку произведению Гончарова, вместе с тем отметив некоторые описания в романе слишком утомительными. Герой романа, считал он, положительный и добрый по натуре человек, но даже любовь не смогла избавить его от лени и заставить действовать.
Все больше ненавидя себя и презирая жизнь, не желая вспоминать о прошедшем, Илья Ильич женится на доброй и любящей его простой женщине, «толстеет, лежит, тупеет и получает паралич». На уроке, посвященному теме «Роман „Обломов“ в русской критике», нужно научить школьников сопоставлять взгляды на образ Обломова и «обломовщину» в дореволюционном и современном литературоведении, используя сравнительную таблицу и конспекты с цитатами из статей.
Таким образом, Добролюбов называет «обломовщиной» типичный образ жизни русского барства, сопровождающийся ленью, апатией и бесцельным существованием. Причины этого явления, по мнению критика, надо искать в крепостном укладе жизни царской России накануне реформы 1861 года. Пошлое мещанское существование, которое выбрал и на которое обрек себя главный герой, отказавшись от настоящей любви и высоких жизненных идеалов — в этом трагизм жизни для писателя Гончарова.
История создания
История написания романа параллельно гарцевала с тарантасом событий того времени, а именно с Мрачным семилетием 1848-1855 годов, когда молчала не только русская литература, но и всё русское общество. Это была эпоха усиления цензуры, которая стала реакцией властей на активность либерально настроенной интеллигенции. По всей Европе прошла волна демократических переворотов, поэтому политики в России решили обезопасить режим репрессивными мерами в адрес печати. Новостей не поступало, и писатели столкнулись с проблемой едкой и беспомощной – писать было не о чем. То, о чем, может и хотелось, безжалостно вырывали цензоры. Именно данная ситуация является следствием того гипноза и той летаргии, которыми окутано, словно излюбленным Обломовским шлафроком, всё произведение. Лучшие люди страны в такой удушающей атмосфере чувствовали себя ненужными, а поощряемые сверху ценности – мелкими и недостойными дворянина.
«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало», — кратко комментировал Гончаров историю романа после последних штрихов над своим творением. Слова эти являются честным признанием и подтверждением автобиографичности величайшего сборника вечных вопросов и ответов на них.
Обломовка, детство и мечты
Петербург и городская суета не по душе Обломову, поэтому герой постоянно лелеет мысли об отъезде из столицы. С детства, живя в родной и удаленной от шума и суетности Обломовке, Илья Ильич привык, что идеалом является размеренная, тихая, спокойная жизнь. К такой жизни герой и стремится: правда, только в мечтах.
«Сон Обломова» – часть романа, посвященная детским годам жизни Ильи Ильича была издана отдельным произведением. Ольга позже называет жизнь возлюбленного сном, далеким от реальности. Это сон при бодрствовании. В Обломовке родители героя не были знакомы с трудом, потому что основной источник прибыли поместий – работа крепостных и крестьян. Похожие образы помещиков, по уровню неприспособленности к жизни похожих на детей, читатель, наверняка, встречал в произведениях Тургенева, Чехова и Гоголя.
Обломовщина характеризуется оторванностью от внешнего мира. Два главных занятия в Обломовке – это сон и еда. Образ обломовщины ярко передан в кинематографе, в фильме «Лентяи плодородной долины», где персонажи постепенно буквально погружаются в сон, ведь все их потребности удовлетворяются другими людьми. Беззаботность, отсутствие ответственности, косность, традиционность – классические черты образа жизни Обломова.
Крепостной труд – безликий, не отличающийся уважением. Родители берегли сына от работы, потому что считали необходимость трудиться наказанием.
5 5 ( 3 голоса )
Болезнь времени
Гончаров очень точно показал глухую борьбу человеческой природы и долга. Главного героя он наделил сильным умом и пониманием сути жизни и личных обязанностей. Дмитрий Иванович приводит цитату автора о внутреннем конфликте Ильи Ильича: «Он понял умом, но не мог сочувствовать воспринятым идеям о долге, труде и деятельности».
Нежелание трудиться, отсутствие желания творить, отвечать вызовам времени — пороки, которые Обломову удавалось оправдывать с помощью собственной философской системы о пустоте существования. Праздность сделала его совершенно слабым физически и духовно. Его чувства как будто атрофировались, а бессилие, вызванное тяжелой апатией, не позволяло найти цель и достигнуть ее. Даже краткий период пробуждения под воздействием чистого чувства не помогает Илье сдвинуться с места. Он утратил способность действовать, разочаровался и пустил жизнь на самотек.
Слова Д. И. Писарева о романе «Обломов» оказались пророческими. Произведение до сих пор не утратило актуальности, а болезнь времени никуда не исчезла. Вопрос, зачем трудиться и жить, для многих остается нерешенным и продолжает истощать силы, мучая умы людей. Стоит ли сочувствовать беднягам, подверженным «ленивому недугу»? Проблема остается открытой.
В статье Писарев призывает читать роман всех, кто хочет разобраться в причинах, содержании и последствиях «обломовщины». Особенно рекомендует ознакомиться с блестящим литературным трудом барышням, считая, что им будет полезно последовать примеру Ольги Ильинской, узнать о развитии естественного здорового чувства и закалке характера в истинной любви. К тому же поэтически-прекрасное произведение благотворно повлияет на эстетическое воспитание молодых девушек.
Объективность и беспристрастность критики Д. И. Писарева дает возможность лучше осознать силу художественного высказывания И. А. Гончарова, а также понять, насколько велико значение романа «Обломов» не только для русской литературы, но и для жизни в целом.
- https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/59-russkaya_literaturnaya_kritika_xix_veka__hrestomatiya_literaturno_kriticheskih_materialov/stages/2336-ilya_ilich_oblomov_oblomovschina.html
- https://studbooks.net/668578/literatura/roman_oblomov_otsenke_pisareva
- https://bookscafe.net/book/pisarev_dmitriy-roman_i_a_goncharova_oblomov-51774.html
- https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/59-russkaya_literaturnaya_kritika_xix_veka__hrestomatiya_literaturno_kriticheskih_materialov/stages/2335-harakteristika_i_osnovnaya_ideya_romana_goncharova_oblomov.html
- https://101student.ru/literatura/sochineniya/goncharov/statya-dmitriya-pisareva-o-romane-oblomov.html
Образ Штольца
В противовес главному герою И. А. Гончаров изображает Андрея Штольца. В отличие от Обломова, обрусевший немец рос в строгости. Принципиальной позицией его родителей было воспитание гармоничной личности. Ребенка с детства приучали к самостоятельности, предоставляя свободу, требующую принятия волевых решений и непременных действий. Отец учил ребенка практичности, а мать, будучи потомственной русской дворянкой, заботилась об эстетическом развитии дитя.
Штольц постепенно научился разумно пользоваться жизненными возможностями и трезво оценивать явления современного ему мира. Сначала читателю может показаться, что характер предприимчивого человека слишком холоден и суров. Но при более близком знакомстве с этим героем становится понятно, как его критическое мышление вкупе с разумными действиями сглаживает некоторые недостатки.
Среди важных качеств Андрея Штольца Писарев отмечает:
- твердость воли;
- ясный, практичный ум;
- уважение к возвышенному и прекрасному.
Любовь для Штольца тоже сопряжена с рассудочностью. В статье Писарева про Обломова несколько раз подчеркивается противоположность взглядов Ильи и Андрея. Для первого любовь — высокое, духовное, возвышенное чувство, для второго — практичный союз уважающих друг друга людей, где нет места служению идеалам.
Критики об Обломове кратко
Роман Ивана Гончарова “Обломов” не мог остаться без внимания критиков. Николай Александрович Добролюбов в своей статье “Что такое обломовщина?” высоко оценил умение Горчарова точно описать действительность, отточить до совершенства малейшую деталь и позволить читателю явно представить ту обстановку, в которой пребывают персонажи.
Добролюбов считал, что одной из черт обломовщины была полнейшая апатия и абсолютное равнодушие к окружающему миру. Также Добролюбов подчеркнул, что у других литературных персонажей вроде Гамлета, Печорина или Евгения Онегина есть черты, схожие с Обломовым. Однако перечисленные герои являются сильными натурами, а Обломов – типичный байбак, который боится что-либо сделать.
Критик Александр Васильевич Дружинин указал, что роман “Обломов” обладал оглушительным успехом среди читателей. Благодаря Гончарову слова “Обломов” и “обломовщина” укоренились в русской речи. Обломов интересен тем, что он был похож на незлобного и нежного ребенка, который был способен на милосердие.
Примечательна и искренность Ильи Ильича. Он не считал нужным притворяться и стесняться кого-либо. Не стал Обломов чиновником, который механически выполняет свою работу. Он не достиг в жизни высот, однако и не старался выдать себя за того, кем на самом деле не являлся.
Дмитрий Иванович Писарев назвал обломовщину болезнью, которую усиливает славянская природа и жизнь общества. Илья Обломов наделен умственной апатией. Слово “обломовщина” очень точно характеризует его отношение к жизни. В романе присутствуют три главных характера: Илья Обломов, Андрей Штольц и Ольга Ильинская. Особенно полезно, по мнению Писарева, причитать роман молодым девицам. В “Обломове” прекрасно описано, какими добродетелями должна быть наделена женщина.
Николай Константинович Михайловский в статье “Софья Николаевна Беловодова” рассуждает об образе Ольги. Он считает, что личность Ильинской была неопределенной и непонятной. Ольга не любила Обломова, который ничего не делал. Ильинская любила того Обломова, которого надеялась сотворить своими руками, воспитать, переделать. Возможно, отношения Ольги и Ильи сложились бы, если бы Ильинской удалось перевоспитать инертного Обломова.
Егор Петрович Ковалевский также высоко оценил роман Гончарова, хоть и отметил, что некоторые считают произведение чересчур утомительным для чтения. Герой романа кажется положительным и наделенным добродетелями, однако полное отсутствие энергии лишает Илью Ильича всех преимуществ. Даже любовь не смогла вытащить Обломова из сетей лени. Илья сумел найти женщину себе под стать и бесцельно провел остаток своей жизни.
Реальность и мечты
Важной чертой обломовщины представляется постоянное противопоставление реальности и мечтам. Классическая философия определяет реальность как то, что оказывает сопротивление
У Обломова недостает сил и воли, чтобы преодолевать сопротивление реальности. Поэтому герой погружен в чтение книг, в отождествление себя с книжными персонажами, в воображение. Там, в глубинах воображения, Обломов прокручивает картины возможной жизни: имение в деревне, супруга, хозяйство. Однако ни одно из этих мечтаний не воплотится в реальность. Обломовщина – это образ, которому суждено навсегда остаться проектом без реализации.
Причины пассивности Обломова – разные. Одна из причин – детство и специфика воспитания героя. Штольц – персонаж активный, человек, который путешествует, познает мир. Илья Ильич тоже мечтал жить так, как Андрей, однако родители препятствовали этому. Отец и мать Обломова тоже отличались апатичностью, отчужденностью от действительности, пассивностью и инертностью. Сына окружали любящей, тихой, спокойной атмосферой, в которой не было места проблемам и приключениям. Аристократы этого периода занимали себя бессмысленными, далекими от продуктивности делами, расценивая труд как неподобающее занятие, как грех и наказание. Деградация физических способностей сопровождается деградацией духовного потенциала.
Обломовщина как явление и симптом описана также русским литературным критиком Николаем Добролюбовым в работу под названием «Что такое обломовщина?».
Обломовщина сквозь призму критики Добролюбова
Литературный критик и публицист Николай Добролюбов считает, что корни обломовщины погружены в традиционный уклад крепостной жизни в России. Писатель рассматривает период в российской истории до 1861 года, то есть до крестьянской реформы, проведенной императором Александром Вторым.
Не зря Добролюбов называет симптомы, описанные в романе Гончарова, знаменьями времени. Это значит, что писатель создал необычное и актуальное произведение для своего времени, сумев отразить на страницах романа образ живого современного русского человека. Критик рассматривает явление обломовщины через призму социальной специфики жизни россиян.
Обломовщина выступает аллегорией крепостничества, отношений, господствующих в российском обществе дореформенного периода. Социальные особенности крепостного права Гончаров, по мнению Добролюбова, отразил в образе Ильи Ильича Обломова. С первых страниц персонаж предстает праздным человеком, проводящим большую часть времени в постели. Излюбленное и, пожалуй, единственное значимое и ощутимое занятие главного героя – это возлежание на диване.
Образ Обломова и стиль жизни как симптом эпохи
Более близкое знакомство с центральным персонажем романа Гончарова позволяет читателю лучше узнать Обломова. Илья Ильич перешагнул рубеж тридцатилетия. Однако герою незнаком труд и работа, требующая физических усилий. Труд – это дело крестьян, слуг, а дело барина, считает Обломов, – отдыхать и размышлять о высоких материях.
В мыслях Обломова – идиллия. Герой мечтает о лете, о вкусностях и увеселениях, которые ждут в родной деревне, в родовом поместье. Все проекты героя остаются исключительно мечтами, потому что Илья Ильич не собирается предпринимать что-либо для реализации образов, возникающих в голове. Это абсолютно нормально для аристократа, для барина – ничего не уметь. Стиль барской жизни сопровождается обязательными атрибутами: это кушетка и домашние мягкие тапочки, бессменный халат как символ времяпрепровождения Обломова.
Домашняя одежда, которая постепенно превращается в неряшливые лохмотья, символизирует равнодушие, апатию, лень, вялость. Илья Ильич не любит выходить за порог дома. Социальная изоляция Обломова способствуют сокращению круга общения главного героя: у читателя создается впечатление, что Илья Ильич общается только с Захаром. Другие посетители, вроде Андрея Штольца, скорее врываются в жизнь Обломова, нарушая размеренный и рутинный ход будней мужчины.
Статья Писарева «Базаров» пересказ
В своей критической статье Писарев отмечает, что в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» видно отношение автора к описанным явлениям жизни. Он эти явления глубоко прочувствовал, и создал образы, которые прочувствовали характерные для эпохи явления действительности и изменились под их воздействием.
В образе одного человека, Базарова, автор видит объединение тех свойств, которыми обладает множество людей. Этот герой «признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы». Поэтому он предпочитает наслаждение искусством любви и человеческим привязанностям.
Он искренен, работает только для добывания «хлеба насущного», между тем знает, что его труды не останутся незамеченными.
Он самолюбив, ему всё равно, что говорят и думают о нем другие. Его очень трудно задеть до глубины души словами и действиями.
Он поступает только так, как считает нужным и делает всё только для себя, у него нет высокой цели в жизни и деятельности, нет принципов. Между тем в нем есть больная нравственная сила.
Автор называет такое поведение «базаровщина», к которой можно относиться как угодно, а вот искоренить не получится – это болезнь эпохи.
У Базарова рядом нет родственной души, поэтому он замыкается. Даже женская любовь не способна быть для него интересной.
«Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг…» – пишет автор. Человеческое вырвалось в нем наружу, он переломил себя и отказался от самого нигилизма перед лицом смерти.
Писарев отмечает, что Базаров достоин занимать место среди «лишних людей».
По мнению критика, Тургеневу его герой не нравится – Тургенев эстет, а вот Базаров – циник. Автор показывает внутреннюю силу своего героя, говоря о том, что современные молодые люди впадают в крайности, но с такой силой и умом, что эти увлечения будут большим толчком в их жизни.
Аркадий, друг Базарова, лишь «напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись», поэтому эти герои – противоположности.
Павел Петрович Кирсанов в глубине души «такой же скептик и эмпирик, как сам Базаров», поэтому он – родная душа Базарова.
«Ситниковы и Кукшины всегда останутся смешными личностями: ни один благоразумный человек не порадуется тому, что он стоит с ними под одним знаменем…».
Интересные размышления на тему “Отцы и дети: соперники или союзники”.
Читать реферат по литературе: «Роман «Обломов» в оценке критиков Добролюбова и Писарева» Страница 1
(Назад)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме! Введение
Роман «Обломов» — вершина творчества Ивана Андреевича Гончарова. Он стал эпохальным в истории национального самосознания: он вскрыл и обнажил явления русской действительности.
Выход в свет романа породил бурю в критике. Самыми яркими выступлениями стали статья Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», статья А.В. Дружинина, Д.И. Писарева. Несмотря на разногласия, они говорили о типичности образа Обломова, о таком общественном явлении, как обломовщина. Это явление выступает в романе на первый план. Считаем, что оно актуально и сегодня, поскольку в каждом из нас найдутся обломовские черты: лень, мечтательность, иногда боязнь перемен и другие. Прочитав роман, мы составили себе представление о главном герое. Но все ли мы заметили, не упустили ли чего-нибудь, или мы недооцениваем героев? Поэтому нам необходимо изучить критические статьи о романе И.А. Гончарова «Обломов». Наиболее интересны нам оценки, данные современниками И.А. Гончарова — Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым.
Цель: изучить, как оценили роман И.А. Гончарова «Обломов» Н.А. Добролюбов и Писарев.
Задачи:
. Познакомиться с критическими статьями Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Писарева «….»;
. Проанализировать данную ими оценку вышеназванного романа;
. Сопоставить статьи Писарева Д.И. И Добролюбова Н.А.
Глава 1. Роман «Обломов» в оценке Добролюбова Н.А.
обломов критика добролюбов писарев гончаров
Рассмотрим, как оценивает роман «Обломов» Добролюбов Н.А. в статье «Что такое обломовщина?». Впервые опубликованная в журнале «Современник» в 1859г., она явилась одним из самых блистательных образцов литературно-критического мастерства Добролюбова, широты и оригинальности его эстетической мысли, имела в то же время огромное значение как программный общественно-политический документ. Эта статья вызвала бурю негодования в кругах консервативной, либерально-дворянской и буржуазной общественности, необычайно высоко оценена была читателями революционно-демократического лагеря. Полностью принял ее основные положения и сам автор «Обломова». Под впечатлением только что появившейся статьи Добролюбова он писал 20 мая 1859 г. П. В. Анненкову: «Мне кажется, об обломовщине, то есть о том, что она такое, уже сказать после этого ничего нельзя. Он это, должно быть, предвидел и поспешил напечатать прежде всех. Двумя замечаниями своими он меня поразил: это проницанием того, что делается в представлении художника. Да как же он, нехудожник, знает это? Этими искрами, местами рассеянными там и сям, он живо напомнил то, что целым пожаром горело в Белинском».
Добролюбов в своей статье раскрывает особенности творческого метода Гончарова-художника слова. Кажущуюся многим читателям растянутость повествования он оправдывает, отмечая силу художественного таланта автора и необыкновенное богатство содержания романа.
Критик раскрывает творческую манеру Гончарова, который в своих произведениях не делает никаких выводов, лишь изображает жизнь, служащую для него не средством к отвлеченной философии, а прямою целью сама по себе. «Ему нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело. Ошибетесь — пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора. Он представляет вам живое изображение и ручается только за его сходство с
Проблемы
Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Все общество того времени очень хочет, но не может проснуться и выйти из того ужасного удручающего состояния. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Сущий ад — проживать жизнь мертвецом и не видеть никакой цели. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за помощью к концепции конфликтности: здесь есть и конфликт между человеком и обществом, и между мужчиной и женщиной, и между дружбой и любовью, и между одиночеством и праздной жизнью в обществе, и между трудом и гедонизмом, и между ходьбой и лежанием и прочим, и прочим.
- Проблема любви. Это чувство может изменить человека к лучшему, это превращение – не самоцель. Для героини Гончарова это было не очевидно, и она вложила всю силу своей любви в перевоспитание Ильи Ильича, не видя, как оно мучительно для него. Переделывая возлюбленного, Ольга не замечала, что выжимает из него не только плохие черты характера, но и хорошие. В страхе потерять себя Обломов не смог сберечь любимую девушку. Перед ним встала проблема нравственного выбора: либо остаться собой, но в одиночестве, либо играть всю жизнь другого человека, но ради блага супруги. Он выбрал свою индивидуальность, и в этом решении можно видеть эгоизм или честность – каждому свое.
- Проблема дружбы. Штольц и Обломов выдержали испытание одной любовью на двоих, но не смогли урвать ни минуты из семейной жизни для сохранения товарищества. Время (а не ссора) разлучило их, рутина дней разорвала бывшие крепкими дружеские узы. От разлуки они оба проиграли: Илья Ильич окончательно себя запустил, а его друг погряз в мелочных заботах и хлопотах.
- Проблема воспитания. Илья Ильич стал жертвой сонной атмосферы в Обломовке, где за него все делали слуги. Живость мальчика притупили бесконечные застолья и дремы, тупое оцепенение глуши наложило отпечаток на его пристрастия. Тема воспитания в романе «Обломов» становится понятнее в эпизоде «Сон Обломова», который мы проанализировали в отдельной статье.
Характеристика главного героя
Илья Обломов — центральный образ романа, созданный Гончаровым путем совмещения совершенно разных жизненных направлений, указывающих на формирование личности в противоречиях. С одной стороны, Илюша был воспитан в худших барских традициях, а с другой — получил прекрасное образование, позволяющее задумываться о явлениях, присущих миру во всей его сложности.
Читатель может обнаружить своеобразное отношение в критике Писарева к Обломову, сопровождающееся глубокими философскими замечаниями и рассуждениями. Критик подчеркивает важные моменты воспитания, оказавшие влияние на характер персонажа.
Дмитрий Иванович обращает внимание, как, будучи ребенком, Илья был изнежен, избалован и огражден от опасностей, трудностей и любой деятельности, требующей приложения усилий. Взросление мальчика прошло в неосмысленной умственной дремоте, которая была свойственна его родителям
Так появились первые ростки «ленивой болезни».
К серьезным ошибкам воспитания Писарев отнес:
- подавление порывов резвости;
- осуждение любознательности;
- потакание прихотям и капризам;
- чрезмерную опеку.
Молодой человек вырос безынициативным, физически слабым и инертным. С юных лет он уже был равнодушен к окружающему миру, имея собственные нравственные взгляды и принципы существования. В рамках концепции этой мирной апатии и рассуждает Писарев о романе. Обломов у него — не только изнеженный бездельник, но и убедительный философ. Илья Ильич действительно смог уверить себя в том, что он мыслитель и наблюдатель.
«Обломовская» лень заключалась не в примитивном отказе от всех видов деятельности. Она имела силу закона в его внутреннем мире.
Ольга Ильинская
Положительно Н. А. Добролюбов оценивает Ольгу Ильинскую. Критик видит в героине человека, который, возможно, стоит ближе к новой жизни, нежели Штольц. Ольга, по его мнению, «высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни». Она верна себе и своим намерениям. Девушка всеми силами своей любви к Обломову старается пробудить в нем радость жизни, желание действовать. Она до последнего мгновения не хочет верить, что этот человек безнадежен для отклика на добро.
Не обращая внимания на правила приличия и репутацию, Ольга едет к любимому домой, и, заметив малейшую фальшь в словах и поступках Обломова, прямо говорит об этом. Тем не менее, терпя с его стороны неприятности и насмешки, девушка продолжает любить Илью Ильича до тех пор, пока полностью не убеждается, что перед ней — дрянной человек. Тогда Ольга решается сказать, что прекращает с ним всякие отношения, этим самым уничтожив Обломова, как еще никто из обломовцев в истории литературы не был уничтожен женщиной:
- Если вспомнить прощальное письмо Татьяны К Онегину, то та отказывает любимому мужчине только из чувства долга. В ином случае, по мысли Добролюбова, девушка бы бросилась Евгению на шею.
- Наталья в «Рудине», простившись с возлюбленным, понимает, что он не любит ее, и долго переживает по этому поводу.
- Что касается Печорина, то ко времени их объяснения княжна Мери уже ненавидела его всем сердцем.
В сравнении с ними, Ольга прямо говорит, что любила будущего Обломова, которого создала в своем воображении. Илья же, спрятав голову под крыло, ничего не хочет, а Ольга другая: «мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю». Отклик своим чувствам и волнениям девушка находит в Штольце, она любит и любима, но осознает, что ее что-то тревожит, но полностью автор не описывает этих тревог.