Тема “маленького человека” в повести “станционный смотритель”

Краткий пересказ повести «Станционный смотритель»

История Дуни и Минского. Характеристика героев

Начинается повествование рассуждениями путешествующего чиновника о неблагодарной службе смотрителей на почтовых станциях, их униженном и притесненном положении. Уставшие путники бранят смотрителей, которых от господских тумаков и нагаек спасает лишь низший чин четырнадцатого класса. Рассказчик по долгу службы двадцать лет провел в разъездах, знавал многих смотрителей, любил беседовать с ними.

Далее следует рассказ путника о Самсоне Вырине. Рассказчик в 1816 г., попав под дождь, решил обсохнуть и передохнуть на почтовой станции. Смотритель позвал дочь, чтобы та приготовила чай. Четырнадцатилетняя девушка своей красотой очаровала постояльца. Ожидая чай, повествователь стал рассматривать «смиренное» жилище и настенные картинки. Смотритель, бодрого и свежего вида, и его дочь составили ему компанию в чаепитии. Девушка по просьбе рассказчика при расставании разрешила себя поцеловать.


Вырин и Дуня

Через несколько лет рассказчик снова оказался на станции. Он заметил, что смотритель быстро состарился, жилье его обветшало, во всем ощущалось запустение. На расспросы смотритель сначала избегал ответов, после рассказчик услышал откровенный монолог старика о судьбе Дуни.С грустью вспоминал он дочь, которая была когда-то его утешением и радостью. Однажды их жизнь внезапно переменилась. Тремя годами ранее заехавший офицер стал срочно требовать лошадей и грозить нагайкой. Дуне удалось успокоить гусара, предложив ужин. Он согласился подождать и перекусить. Но когда появилась возможность ехать дальше, молодой человек внезапно себя плохо почувствовал. Позвали доктора, тот посоветовал покой заболевшему, с которым вместе пообедал и выпил вина. Вскоре «больной», за которым ухаживала Дуня, стал выздоравливать. Когда собрался уезжать, предложил подвезти Дуню на воскресную службу к церкви. Домой Дуня не возвратилась. Смотритель искал ее в церкви, но не нашел. Отвозивший гусара ямщик рассказал, что Дуня всю дорогу плакала, но со следующей станции поехала дальше с офицером.

От этого известия смотритель занемог. Когда пришел в себя, решил разыскать Дуню. В подорожном документе ротмистра Минского было записано, что он направлялся в Петербург. Туда, выпросив отпуск, направился пешком смотритель. Он разыскал дом, где остановился Минский, и направился к нему, чтобы уговорить дочь вернуться. Но Минский, пообещав, что Дуня будет счастлива, подсунул несчастному отцу деньги и выставил его за дверь. Деньги Вырин выбросил, а вскоре увидел Минского, входящего в дом, в котором жила Дуня. Смотрителю удалось проникнуть к дочери, он заметил, что она роскошно, по последней моде одета. Дуня от неожиданной встречи упала в обморок. Минский в ярости вытолкнул Вырина вон. Не сумев вернуть дочь, смотритель вернулся на свою станцию. Заканчивая рассказ, старик предположил, что Дуню ожидает позорная и нищенская участь. Рассказчик долго не мог забыть услышанную от смотрителя историю.

Завершается повесть эпизодом последнего приезда рассказчика в те места спустя несколько лет. Почтовая станция перестала существовать,смотритель умер.Его дом достался местному пивовару, чей сынок показал на кладбище могилу Вырина. Мальчик рассказал о приезде красивой барыни в карете, запряженной шестью лошадьми, с тремя ребятишками, нянькой и маленькой собачонкой. Она навестила могилу смотрителя, долго на ней лежала в одиночестве, проливая слезы.

Дуня, бедная девушка из глухого села у большой дороги, дочь станционного смотрителя, стала петербургской «прекрасной барыней».О внешности Дуни известно, что она красавица с большими голубыми глазами

Понимая, что ее красота привлекает внимание, она держится уверенно, как девушка, бывавшая в свете, умеет кокетничать. Характер ее выражен несколько неопределенно

Она, по словам отца, разумна и расторопна. По уютной обстановке, созданной ее руками в бедном жилище, можно судить о ее опрятности и хозяйственности. Девушка немногословна, отличается смелостью и открытостью, умением сглаживать все конфликты на станции. Дуня своим очарованием выручает родителя всякий раз, когда на него кричат или замахиваются нагайкой приезжие господа. Своей услужливостью, кротким видом и улыбкой она смягчает гнев постояльцев.Видимо, она посчитала, что достойна лучшей участи, чем люди ее круга, потому, рискуя репутацией, приняла предложение Минского.


Дуня и Минский

Жизненные ценности Самсона Вырина

Самсон простодушен и доверчив, в нём нет ни капли хитрости и лукавства. Именно поэтому старик не замечает обмана, когда гусар прикидывается больным. Отец Дуни уступает свою постель постояльцу, не представляя, что его ожидают обман и предательство.

Старый смотритель честный работник, терпеливый труженик, привыкший отвечать добром на любое отношение. Он видит в людях только хорошее. По этой причине его так сильно “подкосил” поступок дочери: он выглядит как предательство. Отец не может поверить в такую чудовищную неблагодарность Дуни. Он ищет встречи с ней, заранее простив дочь за её поступок.

Характеристика станционного смотрителя с цитатами, представленная в статье, поможет понять идею произведения и разобраться в его проблематике.

Жанр и композиция

Непосредственно писатель, по его мнению, указал цикл произведений, как «повести», хоть, по большому счету, все они являются небольшим романом. По какой причине Пушкин так обозначил жанр? Писатель говорил: «Романы и повести читают все и везде» — то есть, больших отличий автор не видел, а выбор просто пал в пользу не такого масштабного эпического жанра, указывая на небольшой размер произведения.

Для некоторых частей повести характерны основные черты реализма. Главный персонаж «Станционного смотрителя» — реальный герой, его можно было встретить в ту эпоху в настоящей жизни. Это одно из первых произведений, где Александр Сергеевич поднял проблему «маленького человека». В нем автор указывает на то, как проживает этот незамеченный остальными людьми персонаж.

Структура произведения дает возможность читателю посмотреть на окружающий мир глазами автора, в его словах скрыта непосредственно личность Александра Сергеевича:

  1. Начинается произведение с отступления, в котором писатель отвлеченно раздумывает о неблагодарной работе смотрителя, униженного уже по долгу службы. На этих должностях и начинают создаваться образы «маленьких людей».
  2. В основной части описываются беседы рассказчика с главным персонажем. Автор приезжает и узнает недавние новости о его событиях в жизни. Первый приезд — знакомство. Второй — начало основного поворота сюжетной линии и кульминация, во время которой он узнал судьбу дочки смотрителя.

Сочинения

Повести Белкина — это истории, которые писатель пишет в период Болдинской осени в 1830 году. Читатель знакомится с разными историями, что рассказаны Белкиным и кажется, что все это из реальной жизни, а сюжеты не выдуманные, а продиктованы жизнью. Как раз Станционный смотритель является одним из произведений, что вошло в цикл Повести Белкина. Это повесть, хотя вполне могла бы сойти за роман. В ней автор показал много характеров, а главное раскрыл в Станционном смотрителе образ маленького человека.

Образ маленького человека

Изучив повесть Станционный смотритель для читательского дневника, мы познакомились с обычным человеком, что жил привычной для него жизнью, пока в нее не вмешались обстоятельства.

Образ маленького человека Пушкин раскрывает с помощью станционного смотрителя, который был мелким чиновником по рангу находящегося на последних местах. Это жертва несправедливости и частых побоев. Смотрителя постоянно во всем обвиняют, а он не протестует, так как и права на это не имеет. Да и характер его не позволяет, ведь маленькие люди всегда себя недооценивают, считая что у них меньше прав. Словом, типичный маленький человек, который также имел право на существование и вносил определенную лепту в жизнь общества, выполняя свои обязанности. Вот только обидно, что работа маленького человека не ценится и их не уважают. Однако своим произведением писатель пытается достучаться до читателя, показав нам, что и маленькие люди заслуживают уважения и нужно хотя бы перестать их ругать, выливая на них недовольство.

Работа смотрителя сложная, однако он выполняет ее исправно в любую погоду, встречая и провожая экипажи. У него одна отрада — дочь Дуня, однако у Вырина и ее отбирают, ведь уезжает она с богатым гусаром Минским, с которым невозможно было соперничать, ведь по положению тот был выше. Не нашел смотритель у себя сил для борьбы, поэтому и возвращается ни с чем домой.

Если раньше Вырин принимал свою жизнь с ее невзгодами, как полагается, то теперь он понимает всю пропасть, что разделяет чины. Теперь смысл жизни потерян, и заливая свое горе, герой начинает пить. Вырин предстает перед читателем уже пропащим человеком, которого тяготит жизнь. Самое страшное, что такие маленькие люди беззащитны, ведь им могут такие вот Минские причинить боль и при этом никто не будет из них наказан. Маленькому же человеку остается лишь влачить свое существование, несмотря на обиду и оскорбления. Но Вырин не смог пережить жизненную трагедию, спившись, он умирает.

Чуть позже дочь приедет к отцу. Это уже богатая дама. Она приедет, чтобы просить прощения, но будет поздно. Ей останется с детьми только посетить отцовскую могилу и жить дальше, несмотря на угрызения совести, которые будут теперь терзать ее душу всю жизнь. Ведь прощения она так и не получила.

Образ рассказчика

Роль символических деталей в описании. Связь истории Дуни с притчей о блудном сыне

История Самсона Вырина была рассказана Белкину титулярным советником А.Г.Н. Он чиновник, двадцать лет по долгу службы провел в разъездах. А.Г.Н

производит впечатление человека неравнодушного к судьбам людей, внимательного, обращающего внимание на детали. Рассказчик дважды описывает «скромную обитель» смотрителя

В первый его приезд обставленная просто комната выглядела опрятно. Уют скромному убранству помещения придавали бальзамины в горшках и иллюстрации истории о блудном сыне. Во второй приезд, спустя несколько лет, рассказчик заметил перемены в обстановке: исчезли цветы с подоконников, во всем ощущалась заброшенность и обветшалость. В описаниях обстановки комнаты станционного смотрителя прослеживается, как переменился образ жизни ее обитателя. Чувствовалось отсутствие хозяйки в доме, а о судьбе Дуни напоминали картинки, висевшие на прежнем месте.

В этих четырех картинках показаны эпизоды из библейской притчи о блудном сыне. Сначала сын прощается с отцом, забирая деньги. После пирует в развратной компании. Далее промотавшийся юноша вынужден есть из корыта для свиней. На последней картинке сын возвращается к отцу с покаянием.Все изображения подписаны стихами на немецком языке. Рассказчик иронично описывает эти лубочные картинки, отодвигая на задний план религиозный смысл притчи о раскаявшемся грешнике, подменяя его упрощенным бытовым прочтением.

Как и в других повестях Пушкина, в повести «Станционный смотритель» ломается ожидаемое развитие истории. Сюжет назидательной библейской притчи – это своеобразная заготовка сценария судьбы ребенка, оторванного от родительского дома, сбившегося с нравственного пути. Спасение для такого неразумного чада только в возвращении в родной дом, где его всегда примут, простят и защитят. Вырин уверен, что Дуню ожидает постыдная участь, и даже помышляет о смерти для дочери, как об избавлении от позора. Он верит, что свою «заблудшую овечку» может спасти только он сам. В его голове разыгрывается страшная трагедия с ужасным финалом.Отчасти смотритель прав, подобные романтические истории с похищениями заканчивались, как правило, печально.

Но жизнь опять не вписалась в границы традиционных представлений. Финал оказался иным. Смотритель спивается от горя и угасает, переживая о том, что не случилось в жизни, что существовало только в его представлениях. Авдотья Самсоновна стала богатой барыней и узнала счастье материнства, обрела любовь и благополучие. Но счастье ее все же не может быть полноценным, ей не обрести душевный покой и не избавиться от чувства вины перед своим отцом, которого она заставила страдать, забыв близкого человека ради возлюбленного. Библейский блудный сын, раскаявшись, вернулся домой, был прощен отцом и обрел мир в душе. Раскаявшаяся Дуня тоже приехала к отцу, но простить ее было уже некому. Смотритель умер, так и не узнав, что дочь избежала печальной участи.


Дуня в финале

Изменение обстановки

Смиренная обитель Самсона Вырина, где остановился Белкин, сначала не кажется ему особенной. Он часто путешествовал и знал, какой приём его ожидает. Но впечатление, оставленное красотой Дуни, открыло его чувства для глубокого восприятия обычных вещей.

Молодой чиновник замечает скромность, но аккуратность обстановки. Пушкин пишет лишь о пёстрой занавеске над кроватью и горшках с бальзаминами на окнах. Но внимательный читатель видит за этим всю комнату, оформленную старательной женской рукой.

Посетив станцию во второй раз, Белкин замечает скорбное преображение обстановки. Теперь милая обитель представляет собой запущенный дом спивающегося старика. С исчезновением Дуни пропадают цветы. Смотритель спит уже не за пёстрой занавесью, а под старым тулупом.

Сочинения

Пушкин в цикле произведений «Повести Ивана Белкина» рассказывает о судьбах людей различного ранга. Характеристика простого небогатого человека — Самсона Вырина, которую дает автор герою, заставляет читателя не только сочувствовать этому мелкому служащему, но и уважать его, как человека большой души.

Образ Самсона Вырина

Вначале, перед читателями предстал образ Самсона Вырина, бодрого вдовца 50-ти лет, воспитывающего 14-летнюю дочку. Смотритель — отставной военный. Об отваге и мужестве свидетельствуют 3 медали на зеленом длинном сюртуке. Их бывший служака получил давно (ленты, держащие награды, уже выцвели). Самсон Вырин проворный и общительный знаток своего дела. Одинаково услужлив и учтив с постояльцами всех рангов и чинов, такую характеристику дал ему автор. С первых минут они общались как старые знакомые.

После того, как красавица дочка Дуня убежала из дома вместе с молодым гусаром Минским, образ станционного смотрителя — Самсона Вырина, стал совсем другим. Бессилие бедного человека перед богатым любовником дочери, невозможность вернуть ее домой, страх за будущее собственного дитяти — за 3-4 года превратили мужчину в дряхлого старика. Станционный смотритель поседел, он небрит и сгорблен, лицо пронизывают глубокие морщины. Он равнодушен к своему окружению. За домом не следит и даже спит на не заправленной постели, прикрывшись старой шинелью. Образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель» изменился: общительный веселый мужчина стал угрюмым и замкнутым пьяницей.

Характеристика Самсона Вырина

Самсон Вырин — тихий и скромный, добрый человек, добросовестный работник. Он всегда заботился о проезжающих, помогал путникам заменить уставших лошадей новыми, больных оставлял на постой и посылал за лекарем.

Педантичный служащий старательно разлиновывал потрепанную тетрадь, заносил туда имена и координаты путников. Терпел их недовольство, крики и толчки.

В его жизни присутствовала услада для взора — дочка Дуня. Она была его гордостью и опорой, защищала от гнева недовольных постояльцев, кормила и устраивала путников на ночлег. Ради нее смотритель готов был терпеть унижения, только бы видеть, как она улыбается.

Доверчивый смотритель беззащитен перед подлостью и предательством. Он долго не мог поверить, что его дочь могла сбежать с гусаром. Когда осознал обман, терпеливо ждал ее возвращения домой.

Сила характера Вырина проявилась, когда он пешком отправился в Петербург, чтобы забрать блудную дочь у Минского. Он простил Дуню и готов был принять ее обратно. Минский прогнал отца возлюбленной, сунув ему в руки несколько смятых денежных купюр. Самсон Вырин, хоть и представляет в произведении образ «маленького человека», не потерпел такого унижения. Он совсем не так корыстен, какими принято считать бедняков. Смотритель выбросил деньги.

Самсон Вырин проявил смирение, когда понял, что дочь уже не вернется. Посвятивший свое существование единственной дочери, этот добрый, по своей характеристике, герой произведения любил детей. Одаривал деревенскую ребятню орешками, учил делать дудочки.

Характеристика станционного смотрителя Самсона Вырина указывает, что это был сильный человек, который сломился под ударами судьбы. Дочь приезжала просить прощения, но было поздно, смотритель умер.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Чичиков предприниматель или приобретатель? 9 класс Характеристика Павла Ивановича Чичикова считается самой занимательной в отечественной литературе. Гоголь не говорит прямо, что представляет собой герой. Он мастерски скрывает все его душевные черты
  • Мое любимое стихотворение Тютчева 10 класс сочинение Фёдор Тютчев – один из величайших лириков русской поэзии, его творчеством восхищаются многие поколения любителей поэтического слова. Мне его поэзия тоже душевно близка
  • Влияние родителей на ребенка сочинение Все мы знаем, что наш характер, мировоззрение и отношение к каким-либо явлениям и ситуациям по большей части зависят от того, как нас воспитывали родители и что они в нас вкладывали.

Повесть «Станционный смотритель»


Иллюстрация к повести «Станционный смотритель» Характеристика жизни Самсона Вырина показывает, что он ничем не отличался от представителей своего ранга. Как и другие станционные смотрители, он терпел оскорбления и нахальство со стороны приезжих, чтобы содержать семью. Главной гордостью Вырина была дочь Дуня. Самостоятельная помощница оказалась настоящим подспорьем в жизни мужчины.

Вырин был коллежским чиновником четырнадцатого класса, считавшегося низшим. Служа на станции, он записывал данные проезжающих и менял уставших лошадей. Его труд был тяжелым и неблагодарным. Герой прожил жизнь ради дочери и, когда она сбежала к лучшим условиям с проезжим офицером, потерял веру в будущее. Он стал пить, потерял интерес к жизни и работе. Дочь была тем огнем, что освещал сложное существование одинокого мужчины.


Акакий Башмачкин

Подобно Акакию Акакиевичу Башмачкину, герою повести Гоголя «Шинель», он не видит счастливого существования в отсутствии смысла жизни и не понимает, для чего выполнять привычные дела и сохранять прежний уклад. Вырину больно осознавать происходящее, и только пунш ослабляет душевные терзания. Он такой же маленький человек, счастье которого составляют мелочи.

Пушкин ловко описывает изменения в герое посредством описания окружающей действительности. В первую встречу Белкина со смотрителем заметно, что на станции чисто и опрятно, веет уютом и приятной обстановкой. Все это благодаря Дуне. После ее отъезда любящий отец запустил дом. Из него исчезли цветы, а спать Вырин теперь ложится, накрываясь шинелью.


Внешность Самсона Вырина (кадр из фильма)

Подвыпив, Вырин делится горем с Белкиным, рассказывая про побег дочери с Минским. Офицера он выставляет как человека подлого, и это подтверждается в доме Минского, где гусар живет с Дуней. Не получив ответ на письмо Дуне, отец отправился в Петербург, чтобы посмотреть, как живет дочь. Девушка купается в дорогих подарках, но не вышла замуж, а значит, стала любовницей. Встретив отца, избранница офицера падает в обморок то ли от стыда, то ли от всплеска чувств. Позднее Минский предложил Вырину ассигнации, чтобы сгладить обстановку и откупиться. Тот было отказался от них, но дал слабину и вернулся за деньгами.

Третья встреча Белкина со станционным смотрителем не состоялась – на станции больше не с кем поговорить, одинокая старость свела Вырина в могилу, он умер от тоски по дочери. Поступки близкого человека оказались невыносимыми для героя, потерявшего цель в жизни. Дуня поняла свою ошибку слишком поздно. Лишь став матерью, она оценила степень родительских чувств.


Дуня (кадр из фильма)

Вырин терпел жизненные перипетии ради благополучия Дуни. Тихий и мирный, он – пример «маленького человека», ведущего скромную и неприхотливую жизнь. Проводя анализ значения имени героя, литературоведы отмечают его имя. Оно принадлежало еврейскому богатырю, а значит, персонаж обладал большой силой. Фамилия станционного смотрителя созвучна станции Выра, мимо которой неоднократно проезжал Пушкин. Так персонаж совмещал в себе простоту и силу духа, которая помогала растить дочь и терпеть нападки судьбы.

«Маленький человек» в понимании Пушкина – это не описание социального статуса, а характеристика состояния души, присущее людям определенного склада. Жизнь таких персонажей невыносима, а ее финал трагичен.

Популярные сочинения

Сочинение Мое любимое животное кошка У нас в семье 7 таких любимых животных. 3 серых, одна рыжая, одна чёрная, 2 трёхцветных. Моя мама тоже любит кошек. Мы с ней подбираем животных на улице или прямо в подъезде
Сочинение по картине Северный край

Сибирская река Васнецова (7 класс) Величайший русский художник Апполинарий Михайлович Васнецов известен прежде всего своими красочными пейзажами, олицетворявшими необъятные просторы России.
Роль музыки в жизни человека — сочинение С самого рождения маленький человечек окружен звуками, которые не только помогают ему ориентироваться в новом мире: голоса родных, звуки природы, даже телевизор привлекает внимание ребенка

2 вариант

Смиренная, но опрятная обитель — так сам рассказчик называет жилище этого самого станционного смотрителя. Там, всё-таки, чувствуется женская рука. Глаз «отдыхает» на комнатных растениях, на пестрой занавеске, которая отделяет кровать от остального помещения. Всё не просто так! Но в то же время люди живут тут скромные, немного бедные. Так и получалось, что смотритель зарабатывает больше попреков, чем денег. Уют создавала дочка смотрителя – Дуня. Она и самовар ставила, и на стол накрывала. Была поразительно красива, но автор уже в первую их встречу, когда девочке было лет четырнадцать, заметил точно, что она кокетлива. Если она не бросит привычки пользоваться своей красотой, то в старшем возрасте у неё могут начаться романы и проблемы. Соответственно, головная боль у её отца.

Так вот, дома у них висели картины на библейский сюжет. Возможно, автор это сам придумал, чтобы привести аналогию с той древней историей, ведь в его повести почти всё так же. Или он боялся, что его обвинят в плагиате… Но нет, он мог бы просто упомянуть эти историю, а тут картины! Про блудного сына. Как он ушел, всё потерял и вернулся.

Думаю, что такие картины не должны были висеть в доме у этого человека. Конечно, они могли быть предостережением, но ведь девочка смотрела на них, росла, даже уже не смотрела, но впитала в себя такую «программу», что надо сбежать, забыть отца, а после вернуться. Но не знала, что может быть уже поздно… Это ведь всё подсознание! Хорошо, что у них не было картины, на которой царь убивает сына, а в данной ситуации – дочь.

Когда Дуня сбежала, то её отец ведь тоже смотрел на эти картины, ждал, наверное. Утешал себя мыслью о том, что она раскается и вернётся. Неужели, она не могла и весточки ему отправить? Записку в два слова, что всё хорошо. Мне кажется, что это влияние таких картин. Ей нужно было объяснить, что вот так поступать нельзя, а то они висели, как руководство к действию.

Думаю, что на второй встрече с рассказчиком обитель его тоже «постарела», как и он сам. В повести особого внимания этому не уделяется, а больше говорится о портрете смотрителя: морщины, усталость, небритость… Если ему не хотелось даже побриться, то будет он за цветами в горшках ухаживать? Точно нет. И мужчины на это внимания не обращают.

В общем, по-моему, картины сыграли неправильную роль. Они должны были предупредить Дуню, а настроили её, наоборот, на сценарий блудного сына. Мне жаль героев очень сильно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector