За что наказали римского. иван николаевич бездомный

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Какова роль Ивана Бездомного в романе?

М.Булгаков Мастер и Маргарита.

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках. Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный. Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды». Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея. – Дайте нарзану, – попросил Берлиоз. – Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. – Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный. – Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина. – А что есть? – спросил Берлиоз. – Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина. – Ну, давайте, давайте, давайте!.. Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной. Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…» И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая. Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: «Этого не может быть!..» Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо. Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца.

Запоминающиеся персонажи романа Булгакова

Знаменитый роман под названием «Мастер и Маргарита» написан замечательным русским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. К огромному сожалению, мир и вся Россия прочли роман уже после смерти его создателя – в 1966 году.

Воланд

Одним из числа главных героев можно назвать Воланда. Он является ничем иным, как воплощением Сатаны, Дьявола. Но автор не показывает его как создание, творящее реальное мракобесие. Наоборот: через Воланда Булгаков демонстрирует читателю недостатки людей.

Здесь зло люди, а совсем не Дьявол. Они алчные, жадные, ненасытные, трусливые, завистливые… Воланд просто наказывает этих ничтожных людишек. Этот герой представляет собою того, через которого автор говорит с читателем.

Мастер

Другой главный герой – Мастер. Необычен факт того, что тот, кого Булгаков называет Мастером не упоминается по своему настоящему имени или прозвище. Считается, что в отдаленной степени этот герой является прототипом самого Михаила Афанасьевича. Он тоже является несчастливым творцом слова. Но однажды его жизнь озаряется светом, когда он встречает на улице женщину с желтыми цветами в руках – Маргариту.

Маргарита

Маргарита по праву занимает важное место в романе. Эта женщина замужем, не имеет детей и несчастлива в браке

После встречи с мастером ее жизнь кардинально меняется и озаряется любовью к этому мужчина. Маргарита поддерживает новоиспеченного любовника во всем и даже готова пойти на сделку с Сатаной, чтобы быть счастливой с ним на всегда.

Второстепенные герои

Что касается второстепенных персонажей, то их имеется достаточно много. К примеру, это свита Воланда, в состав которой входят говорящий кот по фамилии Бегемот, Азазелло, Коровьев-Фагот, вампирша Гелла.  Каждый из героев играет важные роли. Они помогают своему повелителю карать людей.

Хотя они на первый взгляд очень даже приветливы. Кот Бегемот, по его словам, никого не трогает и починяет примус, при этом делает не мало «шкоды». Коровьев умеет показывать фокусы. Его можно увидеть, как правило, на пару с Бегемотом. А вот именно Азазелло организовал встречу Марго и Воланда.

Мастера поместили в псих больницу и там он знакомится с Иваном Бездомным – местным поэтом. В этом учреждении он оказался по воле Воланда. Он думал, то сошел с ума и бегал по городу с иконкой и свечой. Его старший товарищ Берлиоз, известный местный писатель, вообще угодил под трамвай по воле Сатаны. Он отказывался признавать не только, что существует Бог, но и утверждал, что отсутствует дьявол.

В целом, героев в романе большое количество. Каждый из них – это уникальный образ.

Кратко об истории создания произведения

Михаил Афанасьевич трудился над романом почти 12 лет — с конца 1920-х годов до 1940 года. Правки и дополнения в рукопись автор перестал вносить лишь за три недели до смерти. Последнюю редактуру романа производила жена писателя Елена уже после его похорон.

Булгаков долго не мог определиться с конечным вариантом названия рукописи: «Гастроли Воланда», «Копыто инженера», «Чёрный маг» или «Князь тьмы»? Лишь в 1937 году уже слабеющий от болезни писатель выбрал для романа имя, обречённое стать всемирно известным — «Мастер и Маргарита».

История создания этого произведения пестрит пробелами. Никто точно не скажет, откуда автор почерпнул идею. Возможно, это связано с восхищением, которое вызывал в Булгакове «Фауст» Гёте. В первых рукописях главного героя автор называл Фаустом. Интересно и то, что Мастер и его Маргарита не фигурировали в самом начальном варианте романа, хотя сейчас представить себе их отсутствие в сюжете невозможно.

Кроме того в 1930-м году из-за бесконечных нападок со стороны правительства писатель оказался на гране нервного срыва, в этом подавленном состоянии он предал огню свой литературный труд. К работе над романом Булгаков вернулся спустя пару лет, восстановив сожжённую рукопись по черновым записям.

Роман издали лишь спустя 30 лет после смерти его творца. Причём он был изрядно сокращён. Полную версию «Мастера и Маргариты» свет увидел в 1969 году в Германии. В СССР на роман Булгакова долгое время был наложен запрет. Для советского читателя он был издан только в 1973 году.

Герои романа «Мастер и Маргарита» и его художественные особенности В романе «Мастер и Маргарита» читателю представлены две самостоятельно развивающиеся сюжетные линии. События первой разворачиваются в Москве в мае 1930-х годов, а второй — тоже весной, но в городе Ершалаиме у самых истоков новой эры, около двух тысяч лет тому назад. Повествование построено так, что главы «московской» истории чередуются с главами «ершалаимской», которые к тому же являются рукописью пера главного героя — Мастера.

Образ Иешуа Га-Ноцри. Сопоставление с Евангельской основой

Булгаков, выросший в семье преподавателя Духовной академии, обладал серьезными познаниями Священного писания и истории религии. Несоответствия в сравнении образа Иешуа и евангельского Иисуса не случайны. У бродячего философа нет упоминания о матери, отец был сирийцем. Не было и учеников, кроме Левия Матвея. Значит, Иуда в «Мастере и Маргарите» был скорее провокатором, а не предателем. Иешуа моложе, ему 27 лет, он одинок и не понят людьми. На допросе малодушно просит отпустить его, в нем нет убежденности в принесении жертвы для искупления грехов.

Автор умышленно деканонизировал героя. Иешуа Га-Ноцри — добрый человек, но не Богочеловек, а литературный персонаж, олицетворяющий добро. Его сознание не отягощено условностями или предрассудками, он свободен и чист духовно. В каждом человеке он видит прежде всего доброе и светлое начало, для него нет злых людей, обстоятельства и горе делают людей таковыми. Потому Иешуа способен простить любого. Милосердием врачует Пилата, дарует прощение за его трусость.

Иешуа увидел в прокураторе не чудовище, а одинокого и страдающего человека, и Понтий Пилат тоже увидел человека в безликой презренной черни, хотя не раз таких отправлял на казнь. Иешуа искренне верит в то, к чему прокуратор относится скептически, тем не менее, наивная мудрость философа оказалась убедительней трезвого и практического ума Пилата.

В Новом завете прокуратор Иудеи Понтий Пилат, прославившийся как отважный воин и жестокий правитель, трижды отказывался предать смерти Иисуса, на которой упорно настаивали соперник Понтия Пилата первосвященник Каифа и Синедрион. Однако под давлением толпы Пилат вынужден был уступить. После смещения с должности, о его судьбе почти ничего неизвестно. Существуют легенды, что умер Понтий Пилат, покончив жизнь самоубийством. Так в истории Иисус и Понтий Пилат навечно связаны.

Так же неразлучны персонажи романа «Мастер и Маргарита». Двенадцать тысяч лун одинокий прокуратор страдает, ненавидит свою участь и славу, охотно бы поменялся судьбой с оборванцем Левием Матвеем. Пилат получает прощение, раскаявшись в самом страшном для себя грехе. Мастер заканчивает свой роман фразой: «Свободен! Он ждет тебя!». Иешуа и Пилат встречаются, чтобы вечно беседовать друг с другом, уходя по лунной дорожке. Дарованная прокуратору свобода в конце романа означает, что он может теперь не прятать мысли и быть самим собой.

Ершалаимские главы являются философской основой и идейным стержнем для понимания содержания всего романа «Мастер и Маргарита».

Словарь

1. Ершалаим – иудейское название Иерусалима.

2. Нисан – у древних иудеев обозначение первого месяца библейского года, приблизительно март — апрель.

3. Прокуратор – государственная должность управителя провинции Римской империи.

4. Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат – правитель и наместник римского императора Тиберия в Иудее с 26 по 36 г н.э. Всадник – аристократическое сословие в Римской империи.

5. Гемикрания – заболевание, симптомом которого являются приступы головной боли.

6. Синедрион – высший религиозный и судебный орган в Иудее.

7. Хитон – длинная рубаха без рукавов.

8. Кентурион – командир римского отряда.

9. Марк Крысобой – командующий кентурией, приближенный Понтия Пилата.

10. Бич – длинная плеть, свитая из кожаных ремней, орудие наказания.

11. Игемон – обращение к предводителю, вождю.

12. Иешуа – древнееврейское имя, означает «спасение Бога», Га-Ноцри – «из Назарета».

13. Сборщик податей – человек, собирающий налоги в государственную казну.

14. Иуда – человек, написавший донос на Иешуа.

15. Кесарь – титул римских правителей.

16. Каифа – иудейский первосвященник, возглавлявший Синедрион.

17. Ала – римская конница, эскадрон.

18. Когорта – пехотное подразделение римской армии.

19. Кентурия – отряд из ста человек.

20. Император Тиберий – правитель Римской империи 42 г. до н.э. – 37г.н.э.

21. Деканонизировать – лишить святости.

22. Презренная чернь – презираемые простолюдины, толпа.

Прототипы

Как говорилось выше, таких людей, как Иван Бездомный, в сталинском СССР были многие тысячи. Впрочем, у этого персонажа были и непосредственные прообразы. В первую очередь таковым считают Ефима Придворова — советского поэта, вошедшего в литературу под псевдонимом Демьян Бедный. У обоих очень похожи настоящие имена и псевдонимы, в общих чертах схожая биография, уровень образования, мировоззрение и уровень «поэтического таланта». Ефим Придворов был очень плохим, но чрезвычайно плодовитым стихотворцем, которого охотно публиковали советские журналы благодаря «пролетарскому» характеру его произведений.

Ещё одним прототипом считается Александр Безыменский — советский еврейский поэт, фамилия которого тоже наводит на мысль о Бездомном. Был и ещё один поэт с похожим псевдонимом — Иван Приблудный (настоящее имя — Яков Овчаренко). В литературе прототипами Бездомного считают студента из поэмы Гёте «Фауст», а также Стентона из романа Метьюрина «Мельмот Скиталец».

Известно также, что в раннем возрасте Булгаков работал в газете «Гудок». Там псевдоним Бездомный носил его коллега, хотя другие источники утверждают, что так подписывался сам Булгаков.

Сочинение на тему: Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита».

Все материалы с раздела: Сочинения по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

         В образе Ивана Бездомного в романе представлен тип
советского поэта. Даже псевдоним выбран похожим на псевдонимы современных
советских поэтов: Бедный, Голодный.

         Сюжет, связанный с Иваном Бездомным, был подхвачен
Булгаковым у английского романиста Чарльза Мэтьюрина в произведении «Мельмот
Скиталец». Наш персонаж практически повторяет судьбу английского героя. Иван
Бездомный – это псевдоним профессора истории и философии Понырева. По мнению
писателя, Понырев относился к тому типу людей, которых большевики, придя к
власти, вывели из самых нижних пластов на самую высоту.

         В начале романа мы встречаем Ивана Бездомного на Патриарших
прудах вместе с Берлиозом и Воландом. Дьявол, рассказывая историю Понтия
Пилата, пытается убедить Бездомного в существовании высших сил. Бездомному 23
года, он автор антирелигиозной поэмы об Иисусе Христе. Услышав от Воланда
предсказание Берлиозу скорую смерть и явившись свидетелем этой смерти,
Бездомный безуспешно пытается догнать «иностранца».

         После случая на реке, где Бездомного обворовывают, он,
полуголый, со свечой в руках, появляется в ресторане, где его принимают за
сумасшедшего. Так поэт оказывается в психиатрической лечебнице, где встречается
с Мастером. Сумасшедший дом – это наказание за то, что хотел славы, не заботясь
об истинности своего творчества. Мастер рассказывает Бездомному свою историю.
Поэт дает обещание больше никогда не заниматься псевдотворчеством.

         Бездомный поверил в наличие Спасителя и сатаны, в историю
про Иешуа и Понтия Пилата, но только до тех пор, пока Воланд гостил в Москве.
Потом ж он отказывается верить и считает, что просто поддался действиям
гипнотизера и фокусника. Правда, один раз в год, в полнолуние весенней ночи,
Понырев видит сон казни Иешуа, слышит разговор Иешуа с Понтием Пилатом,
встречает Мастера и Маргариту.

         Образом Ивана Бездомного Булгаков пытался иронизировать над
теми фигурами, которых вывела к жизни октябрьская революция. Не видел он
перспектив в тех людях, на которых так надеялись евразийцы. Эти, так называемые
самородки были очень нежизнеспособны и далеки от понимания близости
человечества и Создателя. Именно поэтому подобную связь с Творцом Иван
Бездомный, а ныне: Понырев, ощущает лишь во сне один раз в год. Он идет на
Патриаршие пруды, к дому Маргариты.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: Сочинения по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение про Ивана Бездомного

Иван Бездомный – это псевдоним Ивана Понырева. В свои 23 года он полностью увлечён поэзией, казалось, что это занятие для него словно воздух, без которого невозможно жить. Иван часто писал стихи на заказ и состоял в писательском сообществе Массолит. В самом начале, можно сказать, что Иван ничем не примечательный образ, возможно, даже неприметный. Герой был полностью погружен в свою работу атеистического характера о Иисусе Христе, которая по его мнению, должна была стать главной в его жизни. Именно с него и беседы с Берлиозом начинается роман.

В тот день он впервые и повстречал Волонда, который предсказал гибель критика, друга Берлиоза. Увидев, как предсказание сбылось, его товарищ погиб под колесами трамвая, у Бездомного происходит помутнение рассудка , в состоянии эффекта его отправляют в психиатрическую больницу.

В больнице его ждали новые знакомства, которые вскоре перевернули его жизнь. Именно в больничных стенах он знакомиться с Мастером, которые рассказывает о своей книге о Пилате и Иешуа. Познакомившись с мастером, жизнь поменялась полностью: он начинает интересоваться только историей Пилата и забывает о реальной жизни. Образ и характер героя своеобразен. Данная сюжетная линия захватывает с самого начала, что невозможно оторваться. В этом и было мастерство Булгакова.

Все, что навалилось на Бездомного в такой короткий срок, полностью изменило его мировоззрение. Случай с Берлиозом чуть не довел его до полного сумасшествия, а знакомство с Мастером уверило его в том, что гении еще существуют.

Некоторые считают, что Бездомный – один из главных героев романа. Ведь в нем автор надеялся на то, что человек из светского общества, в итоге сможет переродиться.

Бездомного можно описать, как рыжего молодого человека, с яркими зелеными глазами. Всегда был полностью погружен в свои дела, ничего не замечая вокруг. Многие считали Бездомного необразованным и недалеким парнем. А все почему? Возможно, что он был из светского общества и позиционировал себя именно так. Себя парень считал атеистом, не верующего ни в Бога, ни в Дьявола. Всегда держал свое слово и был человеком чести. А так же имел простое, человеческое сочувствие.

2 вариант

Иван Бездомный — герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Это имя — творческий псевдоним поэта, на самом же деле его зовут Иван Николаевич Понырёв. Это, пожалуй, единственный герой произведения, чья жизнь после появления в ней Воланда и его свиты меняется в лучшую сторону, пусть и не сразу.

Знакомство известного поэта с сатаной происходит на первых же страницах произведения, когда Берлиоз и Иван Бездомный обсуждают написанную последним поэму, а Воланд в образе иностранца вступает с ними в диалог. Между героями завязывается спор о существовании бога, которое литераторы, являясь убежденными атеистами, полностью отрицают. В скором времени Воланд даёт им понять свою ошибку. Если для Берлиоза эта ситуация становится роковой и в результате он погибает, то Иван Бездомный отделывается меньшим из зол: ему приходится стать пациентом психиатрической клиники, а перед этим по всему городу выискивать нечистую силу, загубившую Берлиоза, чему свидетелем является лишь он один. Однако именно в этот момент Иван Бездомный заводит дружбу с Мастером, который тоже оказывается в психиатрической клинике из-за написания непризнанного критикой романа о Понтии Пилате, о котором поэт ранее слышал от Воланда. Спустя время, получив в награду за страдания вечный покой, Мастер не забывает навестить в клинике Ивана Бездомного и дать последние наставления, которые пройдут с ним через всю жизнь.

Благодаря всему произошедшему герой бросает поэзию, считая те стихи, которые он писал, неискренними, бесполезными, ведь они создавались в угоду власти, в них не было души. Теперь Иван Николаевич становится профессором философии и истории в университете. В его памяти не сохраняются воспоминания о произошедшем на Патриарших прудах, однако каждое полнолуние он является туда с неизвестной целью: что-то тянет героя в то место, где, как он теперь считает, он много лет назад стал жертвой гипнотизёров. Иван Николаевич не помнит слов Мастера о продолжении им романа о Понтии Пилате.

Таким образом, по версиям некоторых критиков, Иван Бездомный — главный герой романа, потому как именно на него история Мастера и действия Воланда оказывают наибольшее влияние: под влиянием магических чар он «прозревает», отказывается от своих прежних заблуждений, выбирает в жизни истинный путь. В то же время М.А.Булгаков обрекает этого персонажа на страдания, потому что до самого конца своей жизни Иван Николаевич так и не вспомнит, что является причиной посещения им Патриарших прудов, «слёз и метаний» в каждое полнолуние.

Характеристика Маргариты

Для раскрытия общего замысла Михаила Афанасьевича Булгакова очень важна характеристика Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». С данной героиней связана тема любви и верности.

Судьба

В 19 лет Маргарита вышла замуж и 10 лет состояла в браке с состоятельным мужчиной. Однако мужа Маргарита совершенно не любила, несмотря на то что он ее уважал и искренне любил. На протяжении 10 лет героиня не испытывала чувства счастья. Она считала, что жизнь ее пуста.

Маргарита не нуждалась в деньгах, муж ее обеспечивал так, что она «могла купить все, что ей понравится». Но ни деньги, ни любовь мужа не могли сделать историю их отношений счастливой.

Только с Мастером, который был далеко не богатым человеком, Маргарита смогла обрести счастье: «ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги».

Но судьба сыграла с Маргаритой злую шутку: Мастер исчезает, и она остается в неведении на полгода. Однако после решительных действий героиня вновь обретает счастье с любимым человеком.

Характер

М. А. Булгаков довольно мало внимания уделяет внешности Маргариты, неизвестна и ее фамилия. Автор хотел показать, что важными являются внутренние качества человека.

Героиня была умна, очень образованна. Это отметил даже Воланд, который иронизировал над московским обществом 30‑х годов: «Чем дальше я говорю с вами, тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны».

Маргарита очень добра и милосердна к другим людям, она старалась помочь им. Здесь же видно еще одно качество героини – щедрость. Ей совершенно не жалко материальных вещей: она дарит своей домработнице Наташе свои вещи, в том числе флакон одеколона.

Милосердие Маргариты наиболее ярко проявляется в эпизоде с Фридой, которую она встречает на балу у Сатаны. Героиня просит, чтобы Фриде больше не приносили платок, которым она задушила собственного ребенка. В этой же сцене проявляется и другое качество Маргариты – она всегда выполняет свои обещания.

Героиня обладала «тактом, обаянием и шармом».

Маргарита – девушка, которая не боится бороться за свое счастье. Решительность – вот главная чертахарактера героини. Она готова даже заключить сделку с самим дьяволом ради спасения своего любимого человека – Мастера.

Но несмотря на решительность, героиня – гордая женщина. Она не готова просить чего-то, что может ущемить ее гордость.

Любовь к Мастеру

Маргарита на страницах романа «Мастер и Маргарита» представлена как женщина любящая. После 10 лет несчастливого брака она наконец встретила того, кого смогла полюбить всем сердцем.

Любовь была спонтанная и внезапная, однако полностью заполнила сердце героини. Ради своего счастья с Мастером Маргарита была согласна на все: «согласна проделать эту комедию с натиранием мазью, согласна идти к черту на куличики».

Как-то раз в порыве безысходности она заявляет: «Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!». Именно с дьяволом она заключает сделку, в результате которой получает возможность вновь видеться со своим возлюбленным.

В финале произведения Маргарита идет на физическую смерть ради того, чтобы быть рядом с Мастером. Герои даже после смерти навсегда остаются вместе в мире вечного покоя.

Маргарита играет большую роль в романе М. А. Булгакова. Писатель с помощью образа Маргариты хотел показать настоящую любовь, какая может быть на свете. Эта героиня готова на все ради своей любви.

Произведение, несмотря на большое количество присутствующей в нем мистики, оно носит и политический, и философский посылы. Произведение имеет несколько сюжетных линий. В данной статье представлена характеристика и описание главных и второстепенных персонажей произведения Булгакова.

Раздвоение Ивана

Имени своего Мастер не называет

Но это не столь важно. Знакомство с этим человеком полностью изменило жизнь Ивана Бездомного

Он осознал, что его произведения чудовищны, и принял решение больше никогда не писать. Прежний Иван не отличал добра от зла, не имел собственной точки зрения. Всё, что он делал, было продиктовано обществом.

О дальнейшей судьбе Ивана Бездомного, точнее, Понырева (именно такова настоящая фамилия нашего героя) автор рассказывает лишь вскользь. В эпилоге говорится о том, что он стал историком, поэзией не увлекается. Правда, раз в год терзают душу профессора смутная тревога и беспокойство, словно напоминание о случившемся.

Встреча с Воландом и смерть Берлиоза

Читатель знакомится с Иваном уже в первой главе романа. Он и его наставник Берлиоз обсуждают только что написанное сочинение на религиозную тему. В нём поэт представил Иисуса в негативном свете, чем, по мнению Берлиоза, совершил большую ошибку. Михаил Александрович считал, что нужно вовсе отрицать существование Сына Божьего. Необходимо отметить, что МАССОЛИТ являлся социалистической организацией, члены которой были обязаны писать сочинения соответствующей идеологии. В связи с этим становится понятно, почему Берлиоз так яростно отстаивал свою точку зрения.

К беседе присоединился иностранец (Воланд), который опроверг утверждения Берлиоза. Незнакомец утверждал, что был свидетелем тех событий. Литераторы сочли его безумцем. Затем Воланд предрек смерть Берлиозу и подчеркнул, что ничего изменить нельзя. Михаил Александрович возразил иностранцу. Он считал, что человек сам творит свою судьбу, однако избежать смерти ему не удалось. Берлиоз попал под трамвай, и этот факт навсегда изменил судьбу Ивана Бездомного.

«Исправление» Бездомного

В эпилоге романа Иван Понырёв становится профессором истории, сотрудником Института истории и философии. Однако исследователи указывают, что настоящим профессором он всё равно быть не мог бы, поскольку проделать этот путь — от неграмотного поэта-любителя до серьёзного учёного, обладателя академической степени — человек за семь лет пройти не может. Иван Понырёв, судя по всему, стал профессиональным пропагандистом-идеологом, сделавшим быструю карьеру за счёт своей преданности «сталинскому учению».

Впрочем, с этим можно не согласиться, ведь действие разворачивается не только в реалистическом пространстве, но и в сказочно-магическом. Бездомному пришлось пройти через многие испытания, после чего он стал совсем другим человеком. Он встретился с существами из «потустороннего мира», уверовал в бога и в дьявола, значительно поднял свой образовательный уровень. А главное — он понял, что его ранние стихи были откровенно плохими и публиковались только из-за их «партийности» и идеологической верности. Бездомный обрёл собственное мнение, подверг свои ранние убеждения жёсткой критике и обрёл подлинную свободу. Став профессором, он перестал подписывать свои работы прежним псевдонимом, то есть полностью отказался от своей прежней сущности.

Иван Бездомный

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» таинственное и мистическое произведение советской литературы. Каждый герой повествования подробно описан и имеет незаурядный функционал в сюжете. Многослойность литературного произведения позволяет каждый раз с новой стороны рассматривать героев. Иван Бездомный специфичный персонаж, образ которого анализируют критики и исследователи литературы.

История создания

Персонаж, чья история жизни типична для советского литератора до появления мистических персонажей, пишет поэму, посвященную Иисусу Христу. Роман начинается с описания встречи с Берлиозом. Поэт становится участником дискуссии, а затем свидетелем трагической гибели Берлиоза. Погоня за Воландом и его спутниками приводит Бездомного в психиатрическую больницу.

По предположениям литературоведов, существует сразу несколько личностей, которых можно было бы назвать прототипами для булгаковского героя.

В двадцатые годы ХХ века на театральных подмостках прогремела постановка «Дни Турбиных». Критики спектакля, среди которых был поэт и литератор Александр Безыменский, анализировали спектакль, выявляя недочеты. В романе Булгакова в сатирическом формате изображена недомолвка, произошедшая между Безыменским и Маяковским. Этой сценой стала критика Сашки Рюхина Бездомным, в которой поэт называл оппонента бездарем.

В диалоге, произошедшем на Патриарших прудах, Воланд предсказывает Бездомному сумасшествие. Этот мотив перекликается с сюжетом романа Мэтьюрина «Мельмот Скиталец», в котором персонаж встречается с человеком, чья душа продана дьяволу. Герою также предсказывают лечение в больнице для душевнобольных. Его имя Стентон. Его наравне с остальными считают прототипом Бездомного.

Литературоведы узрели в «Мастере и Маргарите» мотивы произведений Иоганна Гете. Черты характера Студента схожи с характеристикой Бездомного, особенно когда речь заходит о самоуверенности. Как Студент спорит с Мефистофелем, так и Бездомный имеет смелость сомневаться в существовании Воланда.

Существуют альтернативные версии в вопросе поиска прототипов Бездомного. Поэта часто сравнивают с литератором Иваном Приблудным. Он входил в число приближенных к Есенину и имел репутацию балагура. Популярность Приблудного объяснялась не литературным талантом, а дружбой с известными личностями. Поэта сравнивают и с Демьяном Бедным, а некоторые усматривают схожесть с Сергеем Есениным. Псевдоним Бездомный звучен и имеет массу ассоциаций. Одновременно с этим он схож с фамилиями предполагаемых прототипов. Настоящая фамилия героя Понырев.

«Мастер и Маргарита»

Иван Бездомный отнюдь не главный герой повествования, но его биография и судьба будоражат фантазию читателей. Член МАССОЛИТа беседует однажды у Патриарших прудов с председателем данной организации Берлиозом и с появлением Воланда перестает правильно воспринимать происходящее. После безумной погони за Воландом, Коровьевым и Бегемотом Иван оказывается в сумасшедшем доме, где врачи ставят поэту диагноз «шизофрения».

Многогранность личности героя становится одним из важных лейтмотивов произведения. С течением действия Иван преображается, и причиной этому становится смена приоритетов и мировоззрения. В большой мере на него влияет встреча, произошедшая в больнице. Познакомившись с мастером, поэт обсуждает с ним Понтия Пилата, Левия Матвея, Иешуа и любовные перипетии, связанные с Маргаритой. Интересным моментом для человека, пишущего стихи, была история издания романа и злоключения, связанные с этим мероприятием.

Иван Бездомный представляет элиту московского литературного сообщества, мира, который ненавистен мастеру и самому Булгакову в его лице. После знакомства с мастером жизнь обретает для Ивана новый смысл. Она централизуется на Понтии Пилате, а не на современных реалиях. Смерть Берлиоза и ряд сопутствовавших ей событий изменили мировоззрение героя. Его понятия обрели точный облик. Атеист, обретающий силу личности в финале произведения, Бездомный из безрассудного вертопраха преображается в зрелого взрослого мужчину с убеждениями и приоритетами.

Источник

Встреча с Воландом и Мастером

Как-то раз Иван Бездомный во время прогулки с Берлиозом встретил иностранного гражданина, который завел с товарищами беседу. Встречают герои Воланда уже в первой главе романа. Сатану в человеческом обличье удивляют атеистические рассуждения литераторов. Он задает друзьям вопрос, касающийся управления жизнями людей. Ему интересно, что думают по этому поводу собеседники. Иван Николаевич говорит о том, что человек самостоятельно вершит свою судьбу.

За столь утвердительную неверную фразу ему приходится заплатить. Он становится очевидцем смерти Берлиоза из-за Воланда и его свиты. Тогда молодой человек понимает, кто явился перед ним. Он начинает кричать о том, что «он» появился, и «его» нужно схватить. Шокирующая встреча приводит юношу в сумасшедший дом, где тот знакомится с Мастером. Он продолжает твердить, что здоров, но врачи, конечно, не верят несущему ересь человеку. Доктора, поместившие героя в палату № 117, предполагают, что у пациента шизофрения и алкоголизм.

«Сумасшедший мальчик» лежит в соседней палате с Мастером. Второй находится в комнате № 118. Между мужчинами завязывается разговор через стену. Бездомный обещает, что вернет себе настоящее имя и никогда не будет больше писать стихотворения. Иван начинает вспоминать строчки из написанных его рукой произведений, строки кажутся ему почему-то неприятными. Он понимает, что идеи для стихов были навязаны ему властью, а не его собственными размышлениями.

«Мастер и Маргарита»

Имя Фагот дано герою неспроста. Его внешность напоминает складывающийся инструмент. Высокий и тощий Коровьев подобострастно складывается перед оппонентом, чтобы впоследствии выкинуть гадость.

Исследователи считают, что свиту Воланда объединяет иврит. Коровьев в переводе означает близкий, Бегемот – скотина, Азазелло – демон.

Персонаж предстает перед публикой в первой главе романа, становясь сначала галлюцинацией Берлиоза. Затем он обретает физическое воплощение. Назвавшись регентом, толкает Берлиоза на неосознанное самоубийство под колесами трамвая. Коровьев выполняет грязную работу, проворачивая фантастические трюки. Он пытается обмануть Бездомного, Никанор Иванович Босой получает из его рук рубли, которые превратятся в доллары. Степа Лиходеев становится изгнанником из-за проделок Коровьева и Азазелло. В «Варьете» персонаж продолжает выполнять трюки, обманывая Поплавского и зрителей.


Коровьев и Никанор Иванович Босой

Булгаков отводит особое место в романе взаимодействию Коровьева и Бегемота. Парочка поджигает Торгсин и дом Грибоедова. Вместе с Маргаритой встречает гостей на балу Сатаны. Они оставили в книге записей посетителей дома Грибоедова пометки, представившись Скабичевским и Стравинским, устроили переполох в магазине и каждый раз представали перед читателем в странном виде. Например, Коровьев и Азазелло, сняв фраки, восседали за столом в нехорошей квартире вместе с котом, создавая странное впечатление. Коровьев олицетворял собой дьявольские проделки и нес тяжкую печать демонизма в свите Воланда. Его балагурство было вынужденным, как и смешной внешний вид.


Коровьев – рыцарь с мрачным лицом

Булгаков описывает Коровьева во время последнего полета как рыцаря с мрачным лицом, в темно-фиолетовом одеянии. Герой был задумчив и смотрел вниз, не обращая внимания на луну. Превращение Коровьева Воланд объяснял тем, что однажды рыцарь неудачно пошутил. За это его наградили шутовским обличьем, неприглядной смехотворной одеждой и гаерским видом. Фагот носил жокейский картуз, легкий клетчатый пиджак, который был слишком узок, клетчатые брюки и белые носки. Маленькие глазки и странные усики делали его наружность неприятной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Комментарии: 1
  1. Аватар
    Аноним

    :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: