Изменение мировоззрения персонажа
Болконский прожил недолгую, но насыщенную жизнь в поисках правды и смысла жизни. Его не интересовало высшее общество с их пустыми разговорами и праздностью. Анализ чувств этого героя позволяет увидеть его перерождение, переосмысление ценностей, нравственное восхождение к идеалам.
Качества и характер
Андрей жаждал славы, он оставил беременную жену, чтобы получить признание. Этот человек не боялся смерти и потери семьи. Он участвовал в сражениях, получал сильнейшие ранения, поддерживал сослуживцев, помогал людям. Болконский участвовал в жизни крестьян, многим дал вольную. Он пережил много событий, которые сформировали его, закалили характер.
Разочаровавшись в своих мечтах, герой понял смысл жизни. Во время ранения осознал, что война бессмысленна, пуста. Лишь огромное синее небо имело для него значение. Все его честолюбивые желания тут же пропали.
Черты, характеризующие Андрея Болконского:
- сильная воля;
- ум;
- рассудительность;
- решимость;
- патриотизм;
- бесстрашие;
- самообладание.
Природа для Толстого
Для Толстого природа — это высшая мудрость, воплощение нравственных идеалов и истинных ценностей. Естественный», любящий природу человек был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик персонажей Толстого является их отношение к природе. Она органично вписывается в жизнь «ищущих» героев Льва Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает им переосмыслить, пересмотреть и даже изменить свою жизнь.
С точки зрения философа Толстого, природа олицетворяет величие и вечное обновление жизни, добрые начала бытия, и таким образом, по воле автора, становится свидетелем и участником духовных поисков героев.
Влияние природы на образ Андрея Болконского и других героев
Природа
помогает Болконскому переосмыслить или даже внезапно изменить свою жизнь,
становится импульсом для духовного исцеления в кризисные моменты его жизни.
Раненый
в Аустерлице, князь Андреас видит над собой «высокое небо, неясное, но все
еще неизмеримо высокое, над которым мягко ползут серые облака». И военный
подвиг, который только что совершил Болконский, и битва, которая продолжается
рядом с ним, и даже боль от его ранений угасают на заднем плане в сознании
героя. Он переживает моменты безграничной внутренней гармонии, его душа
открывает очень простые, до сих пор непонятные истины: «Как я мог не
видеть перед этим высоким небом? И как я счастлива, что наконец-то узнала его.
Да! Все пусто, все обманчиво, кроме этого бесконечного неба».
После
травмы и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего
оцепенения, мечтает ни о чем, ничего не ждет от жизни. По дороге в Отрадное он
видит «огромный, два дубовых пояса, со сломанными… сучки и сломанная
кора, заросшая старыми ранами», которая «злобный и презренный
урод» стоит между другими деревьями. Автор описывает старое дерево глазами
князя Андрея: герой видит в дубе воплощение собственной души. Дуб как бы
говорит: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья», — а в голове у героя
ползут грустные мысли: О, он хочет «жить своей жизнью, не делая зла, не
беспокоясь и не загадывая желаний».
В
Отрадном Болконский впервые встречается с Наташей, а ночью, когда он открывает
окно, невольно становится свидетелем разговора с Соней. Таинственная и
радостная красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, пробуждает
воображение («Чтобы она присела на корточки и улетела»). Она пытается
порвать со своей прозаичной подругой, объяснить свою невыразимую красоту
зловещей чудесной ночью, но Соня отвечает «неохотно». Но в душе князя
Андрея возникает «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».
По
возвращении из Отрадного Андрей снова сталкивается с дубом, который «так
странно и запоминаемо поразил его», но на этот раз старое дерево предстает
перед ним как бы в другой форме: «Старый дуб, полностью преображенный,
протянул палатку сочной, темно-зеленой млели, слегка раскачивающейся в лучах
вечернего солнца. Ни костлявых пальцев, ни болей в горле, ни старой грусти, ни
недоверия — ничего не было видно. Сочные, молодые листья прорвались сквозь
вековую твердую кору без узлов… «И князь Андреас вдруг обнаруживает
желание жить с другими и для них, понимает, что «жизнь в тридцать один не
курят».
В
«Войне и мире» пейзаж также показан в традиции Пушкина — с точки
зрения хозяина, жизнь которого освещена традиционными развлечениями природы.
Перед тем, как охотиться на волка, Николай Ростов увидел «такое утро,
которое не могло быть лучше для охоты: как будто небо таяло и тонуло в землю
без ветра». Единственным движением в воздухе было спокойное движение
сверху вниз, с микроскопическими каплями или туманом, спускающимся вниз.
Прозрачные капли, подвешенные на голых ветвях сада… Земля… … сплавленная
с тусклой и влажной крышкой тумана. «
Следует
отметить, что только лучшие герои Толстого близки к природе, чувствуют связь с
ней. Негативные персонажи далеки от природы, от всего природного и красивого.
Они не только не воспринимают природу с ее величественной и спокойной красотой,
но и даже не подозревают о ее существовании. В романе «Война и мир»
читатель никогда не увидит в лоне природы Елену, Анну Павловну, Юлию Карагину,
князя Василия, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее
высокого значения. Психически опустошенный, морально уродливый, когда говорят о
природе, это напряженно и неправильно. Но главные герои романа воспринимают
этот гармоничный мир совершенно иначе, близко к идеалу писателя —
«естественного человека». Эти люди духовно прекрасны, ищут счастья,
внутренне близки к людям и мечтают о полезной деятельности. Их жизненный путь —
это путь страстного стремления, ведущего к истине и добру. Богатство
внутреннего мира этих героев Толстого раскрывается через их восприятие природы.
По пути в имение
По дороге в Отрадное князь Андрей видит дуб, который одиноко стоял в лесу. Он не был похож на другие деревья, потому что казалось, что он один не был рад весне. Дуб был уродлив среди «улыбающихся берез».
Л. Н. Толстой использует прием переноса свойств природных явлений на характеристику героя. Князь Андрей сравнивается с этим старым болезненным дубом, который совершенно ничему не был рад.
Анализ эпизода очень важен для понимания тех внутренних переживаний, которые испытывал Андрей Болконский. Когда герой ехал в Отрадное для встречи с князем Ростовым, он чувствовал себя подавлено. После встречи с дубом персонаж, разочарованный в своих действиях, убедился, что его жизнь кончена.
Работа на уроке
В рамках школьной программы к образу дуба ученики обращаются в 10 классе. На уроке литературы дети пишут сочинение на одну из тем, предложенных учителем. Пример: «Анализ эпизода встречи князя Андрея Болконского и дуба»
В этой работе нужно обратить внимание на символику, сравнение человека и дерева, олицетворение. Содержание эпизодов в сочинении не пересказывается, зато нужно разбирать самые значимые моменты, например, разговор Андрея с дубом.
На уроке педагог рассказывает, что Толстой не единственный, кто обращался к образу дерева и сравнивал его с другими живыми существами. Этот приём использовали муса Джалиль, Максим Горький и другие, а Александр Солженицын написал автобиографическое произведение «Бодался телёнок с дубом». Ученикам может быть дано задание найти интересные факты о дереве. Например, в территориальной и родовой геральдике дуб выступает как естественная негеральдическая фигура. В генеалогии он символизирует родословное древо.
Если учитель проводит открытый урок по произведению, учащиеся должны продемонстрировать навык выразительного чтения и пересказа. На основе описаний дуба у Толстого им следует проанализировать, с помощью каких приёмов писатель выражает любовь к природе.
Оценка влияния дерева на героя
Тема взаимоотношений и взаимосвязи людей и природы, воздействие окружающей среды на судьбу героев занимает важное место в произведении Л. Н
Толстого. Природный мир олицетворяет происходящие события в государстве и судьбах персонажей.
Момент встречи
Взаимосвязь природы и человека ярко выражена на примере Андрея Болконского. Встреча с дубом показала все его душевные переживания, терзания, отразила психологическое состояние. Это было самое тяжелое время для героя. Он разочаровался в Наполеоне, боролся сам с собой, не видел смысла в жизни.
Князь дважды встречался с дубом. Первая встреча произошла весной 1809 года. Андрей уже был вдовцом, жил в имении. Он так и не смог прийти в себя после смерти супруги. Молодой князь считал, что нет смысла для дальнейшего существования, чувствовал себя старым и уставшим.
Однажды он поехал по делам по округе, на краю дороги стоял дуб. С виду дерево было некрасивое и корявое, но огромное и старое. Оно стояло угрюмо на фоне прекрасного весеннего леса. Эта сцена напомнила Андрею самого себя. Дуб не радовался приходу весны. Болконский также не ждал счастья и любви, ведь для него это все обман. Он ничему не верил.
Вторая встреча произошла в начале лета того же года. Причем за несколько недель до этого князь побывал в доме Ростовых. Там он услышал жизнерадостную речь Наташи, которая пробудила в нем жажду жизни. Возвращаясь в усадьбу, Болконский вновь увидел дуб. Только теперь он был весь преображенный. Старый дуб покрывался пышной сочной зеленой листвой. Герою он показался прекрасным и полным сил. Преображение дерева разбудило в молодом князе забытую радость. Он понял, что жизнь вовсе не кончена, ведь ему только 31 год.
Описание дуба
«Война и мир» — произведение, в котором автор уделяет огромное внимание тому, как все взаимосвязано. Встреча Болконского с дубом не исключение
Князь повстречал огромное дерево, его нельзя было обхватить руками. Взглянув на него, Андрей увидел обломанные сучья и кору, заросшую старыми болячками.
В книге дуб олицетворяется с человеком.
Дереву дается следующее описание:
- У него имеются руки и пальцы. Они огромные, неуклюжие, растопыренные и корявые.
- На фоне прекрасных берез выглядит старым, презрительным и сердитым. Вокруг него полно цветов, росла трава, но дуб все равно выглядел хмурым, неподвижным и некрасивым.
- Расположение дуба подчеркивает его одиночество.
Эпизод в Отрадном
События начинаются с поездки Андрея. Посетить Отрадное требовала необходимость встречи с предводителем, которым был Илья Андреевич Ростов. Был жаркий, майский день. Болконский был мрачен и задумчив о делах, которые необходимо было разрешить. По пути он видит старый дуб и его посещают мысли об окончании жизни
Подъезжая к поместью, он видит несколько девушек и обращает внимание на одну из них Это была Наташа Ростова. Ему вдруг делается некомфортно
Девушка выглядит счастливой, громко смеется, и его начинает заботить, чему же она так радуется.
По приезде в дом Ростовых молодого Болконского приветливо встречают и предлагают остаться ночевать, чему сам мужчина не очень рад. Взрослые обитатели дома общаются с ним и развлекают. Однако на глаза ему снова попадается юная Ростова. Андрей вновь задумывается о ней.
Ночью он читает, а потом долго не может уснуть. Мужчина открывает окно и становится случайным свидетелем ночного разговора Наташи и Сони. Он пребывал на среднем этаже, а в комнате над ним отдыхали девушки. Юная Ростова восторгается прекрасной атмосферой ночи и мечтает о том, чтобы улететь. Соня же пытается облагоразумить девушку, поясняя, что уже глубокая ночь и пора бы спать. Но Ростова не в силах скрыть свой восторг. Подслушанное вызывает у Андрея смешанные чувства. Он вдруг начинает чувствовать то, чего давно не испытывал, но сам себе не может объяснить, что же это. Сцена оканчивается.
Сочинение Жизненный путь Болконского
Судьбы и жизни героев романа «Война и мир» тесно взаимосвязаны с военной и мирной деятельностью страны. Одним из сложных героев эпопеи считается Андрей Болконский. Поступки Болконского очень трудно понять. Болконский выделяется как великий человек с сильной волью и способностью управлять другими людьми. Андрей обладал отличной памятью и был начитанным человеком. С юности он много работал и учился.
В начале книги Андрей желал только славы при помощи воинских подвигов. В Шенграбенской битве Болконский проявил храбрость и мужество. В 1805 году Андрей участвовал в Аустерлицкой битве. В битве он бежал впереди всех со знаменем в руках. На поле боя он был ранен. В бессознательном состоянии Андрей видел Наполеона. В таком состоянии он мечтал о тихой и беззаботной жизни. Он был пленен врагами и пролежал некоторое время. После чего Андрей вернулся в Лысые Горы. Чуть позже Андрей получил от судьбы страшный удар. Он лишился своей супруги, которая умерла при родах. Андрей испытал душевные страдания. Он потерял смысл жизни. Он пришел к теории, что жизнь пронизана жестокостью, а не добротой и любовью.
После пришествия Болконский остался в деревне. Он продолжал жить, как и раньше, но его внутреннее состояние полностью изменилось. Мысль о новой жизни, деятельности и любви приносила ему неприятные ощущения. Ему было всего 31 год и у него было все еще впереди. Он принял решение, что доживет свою жизнь, ничего не желая. Так прошло некоторое время
Андрей поехал в Отрадное в поместье Ростовых, чтобы обсудить важное дело. В поместье он встретил Наташу
После знакомства с девушкой у Андрея изменилось мировоззрение, он почувствовал, как к нему вернулись жизненные силы. Чуть позже он понял, что полюбил Наташу. Во второй раз они встретились на светском балу в поместье Ростовых. На балу Болконский любовался пением Наташи.
Андрей и Наташа были очень разными. Андрею были присущи зрелость и ум. Наташа была веселой. Ее тяготило отношение Андрея. По указанию отца девушки их свадьба была отложена. Андрей уехал заграницу на лечение. Он много думал о своих чувствах и не интересовался мнением и чувствами Наташи. Узнав об отношениях Наташи с Курагиным, Андрей отказался ее прощать.
Жизненный путь героя тесно взаимосвязан с армией, научившей его понимать простых людей. Вся армия гордилась и любила князя Болконского. Деятельность и жизненные принципы князя характеризует его как патриота своего народа и человека с высокими моральными принципами.
Путь исканий Андрея Болконского. 10 класс
Помолодевший дуб летом
Стояло жаркое лето, когда Андрей, возвращаясь домой от графа Ильи Андреевича Ростова, вновь проезжал мимо места, где произошла его памятная встреча с дубом. Он вспомнил о дереве, которое вызвало так много переживаний, стал искать его взглядом, но не нашёл.
Сам того не понимая, князь любовался зелёным шатром, а через некоторое время понял, что это и есть дуб-исполин. Но как он преобразился! На дереве не было и следа старых ран, корявые пальцы скрылись за молодой порослью, а прямо из коры росли сочные листья.
Болконский понял, что это и есть тот самый раскидистый дуб. Сейчас он млел в лучах заходящего солнца, но не бушевал, а следка колыхался.
Андрей порадовался и окончательно решил, что в 31 год жизнь не заканчивается. Нужно, чтобы жили все: и князь, и Пьер, и девочка, взволнованная ночным очарованием, и остальные. В этих размышлениях Толстой показал, что в каждом человеке, даже если он сам об этом не догадывается, скрыта тяга к полноценной, насыщенной жизни.
Образ весеннего леса
Писатель красочно изображает весеннюю растительность, показывая, как вся природа радуется обновлению. Трава зеленела, подчёркивая синь неба, и это великолепие дополняли почки, готовые распуститься. Весна в 1809 году была ранней, однако в лесу кое-где ещё виднелись остатки снега.
Роща состояла в основном из берёз. Ветра не было, поэтому воздух хорошо прогрелся, а на солнечных участках чувствовалась жара. На полянах распустились лиловые цветы, и по ним было понятно, что весна уже вступила в свои права.
Лошадям было жарко, поэтому они потели, зато птицы не страдали, а веселились, громко возвещая всех о своей радости. Лакей и кучер тоже наслаждались свежестью и зеленью, а Андрей не разделял всеобщего ликования. Его мысли были заняты кряжистым исполином — дубом, одиноко стоявшим у дороги.
Дерево с необъятным стволом поражало размерами. Оно было в 2 раза выше берёз и в 10 раз толще. Со всех сторон торчали толстые ветки и тонкие сучья, обломанные много лет назад. По всему было видно, что дуб пережил многое. На стволе было много мест, где вместо коры рос мох. С годами дерево утратило былую красоту, поверхность створа прочертили глубокие кривые борозды и на фоне берёз дуб выглядел ужасно. Он казался нахмуренным, сердитым и угрюмым.
Общее между Болконским и «стариком»
Андрею было чуждо ликование по поводу весны, и похожие чувства, казалось, испытывало дерево. Как Болконский, так и дуб перенесли за свою жизнь много испытаний, поэтому считали веселье обманом. Вот что пришлось пережить князю за последнее время:
- смерть жены;
- разочарование Наполеоном, который был для него авторитетом;
- унижение в плену;
- поражение русской армии под Аустерлицем и Шангребеном.
Испытания оставили след в душе Андрея, проявление положительных эмоций он считал лицемерием, а счастье — выдуманной категорией. Свой возраст князь считал приличным, ему казалось, что в 31 год уже невозможно радоваться, любить и быть счастливым. Если Болконский был изуродован внутренне, то дуб — внешне, и в этом проявляется их схожесть.
Неприятие внешних правил тоже сближает князя со старым деревом. Человеческие искушения, которым Болконский решил не поддаваться до конца жизни — любовь, счастье, веселье. Правила, установленные природой и игнорируемые дубом, — весеннее обновление, рост листвы и молодых побегов. Дуб не подчиняется естественному ходу событий и стоит без листьев.
Целительная сила природы
Дуб из «Войны и мира» будто передает ступени возрождения персонажа. Увидев, как молодые листья пробиваются сквозь столетнюю кору, Болконский понимает, что может идти вперед и опираться при этом не на мрачные темные мгновения, а на светлые воспоминания. Князь Андрей осознает, что как раз восхищение жизнью и обновление позволяют двигаться к новым вершинам, а не скрывать свои таланты и молодость за «корой с болячками». Жить нужно не только для себя, а и для других, чтобы у них тоже появилась возможность в нем рассмотреть то лучшее, что он так долго прятал.
Таким образом, встреча главного героя с дубом стала поворотным моментом, показавшим, что никогда не поздно начать жизнь с чистой страницы. А окружающие, быть может, ему в этом помогут. Ведь во время своего пробуждения Болконский вспоминает Наташу, Пьера и этот воскресший дуб.
Пейзаж в исторических событиях
При
освещении исторических событий, повлиявших на упадки мировой истории, Толстой
использует образы природы, чтобы понять смысл и значение события, дать ему
моральную оценку. Панорама, которую Пьер видел утром перед битвой, и описание
Бородино-Зеро после битвы оцениваются Толстым с точки зрения историка,
летописца, философа и патриота.
Толстой
изображает пейзаж под таким углом, что призывает читателя сделать выводы о
природе самой войны. Писатель был стойким противником войны и видел в этом
бессмысленное и жестокое насилие против естественного хода истории. Ландшафт в
романе должен подтвердить обоснованность этой позиции.
Когда
Пьер поднялся на холм, он замер в восхищении: «На горизонте были видны
далекие леса, которые завершают панораму, выточенные точно из драгоценного
желто-зеленого камня, с их изогнутой линией вершин…». В результате битвы
мирный, дружелюбный, разноцветный пейзаж сменяется мрачным, безрадостным
образом. После Битвы на Лугах и Зеро, «где сотни лет собирали урожай и
пасли скот, крестьяне», пропитались кровью и смертью.
Картина
лунной ночи в Отрадном, небо Аустерлица и Бородинского нуля, охотничьи картины
и описание старого дуба — классические, непревзойденные образцы пейзажной
живописи, которые принесли имя Толстого в гармонию с именами великих русских
мастеров пейзажа.
Сочинение Характеристика и описание Дуба
Этот эпизод – один из самых важных для раскрытия образа князя Андрея… Дуб точно один из самых известных «персонажей» во всем романе! Красивый образ, полный смысла. Дуб здесь почти герой, Андрей разговаривает с ним, как с человеком. Для него это дерево точно живое существо, сначала старое, но после переродившееся.
Дуб это стоит на краю дороги, так немного «в углу». Тут же он сравнивается с березами вокруг. И он в два раза выше средней березы там, в десять раз старше и шире. Был он просто огромным, покрытый старой корой. Он выглядел он таким потрепанным жизнью, то есть годами, ветрами… На нем было полно старых «болячек», из-за которых казался сердитым стариком, особенно по сравнению с березами, которые как будто все улыбались. Еще он весь такой корявый, несимметричный, уродливый даже, но упорный в своем пессимизме… И так он отличался от окружения, так ещё и весна будто не могла на него повлиять. Все уже вокруг зазеленели, а он все такой же «зимний», но только без снега.
Андрею (и автору, конечно) кажется, что дуб говорит. Весна ассоциируется с любовью и счастьем, а всё это вместе для него – обман. Дуб разочарован, ни в какое светлое чувство не верит. Может быть, ему уже всё надоело… Но в то же время нельзя сказать, что у него нет сил, он стар, но крепко стоит на земле, ствол у него в два обхвата. Древесины там точно очень много! Почему-то он не верит даже в солнце, хотя оно уж точно есть, даже если за облаками. Себе в товарищи по несчастью он выбрал ели – они тоже не весенние, а всегда одинаковые, как застывшие.
И князь Андрей думает, что дуб в своей «позиции» прав. У героя тоже нет веры в любовь… Но мы все знаем, что всё-таки дуб этот «заразился» весной – зазеленел, проснулся к новой жизни, хотя и позже берез. И для героя это стало надеждой. Даже если этот старый дуб смог снова «полюбить» жизнь, пустить в себя энергию весны, то и человек может. И князь Андрей после всех разочарований сможет полюбить!
Теперь дуб млеет под лучами солнца, качает прекрасной кроной. Не видно старых болячек, все как будто затянулось. Его корявые ветки-пальцы тоже спрятались в сочную молодую листву. Новые веточки пробились сквозь старую кору. Он стал просто неузнаваем! Теперь он выглядел мощно и молодо, излучал радость. Всё равно он отличался от берез вокруг, но был вместе с ними в этой радостной весне.
Этот образ, его изменения стали очень важными для героя, в них он отразился сам – до и после.
Применение Дуба
Отвар коры Дуба и листьев (1:10) принимают при заболеваниях почек, почечных кровотечениях, кровавой моче, при частых мочеиспусканиях (в малых дозах), при воспалении мочевыводящих путей.
Настой листьев Дуба применяют при ночном недержании мочи (энурезе). Отвары ещё используют для полосканий при воспалении слизистой полости рта, запахе изо рта, при воспалении языка, для примочек при пролежнях, при обморожениях рук и ног (ванночки), ожогах, ранах, воспалении кожи, экземе, золотухе.
При потливости ног делают ванночки из отвара коры (2 ст. ложки на 1 стакан воды, кипятить 1-2 мин., настоять до охлаждения), а также в носки на день всыпают измельченную кору.
Кофе из желудей Дуба: жёлуди надо очистить от кожуры, отварить, слить воду сразу, затем крупно измельчить, кусочками, и пожарить пока не подрумянятся. Дать остыть и перемолоть на кофемолке в порошок. Заваривать как кофе, или можно использовать как пищевую добавку. Такой напиток дают детям, при заболеваниях сердечнососудистой и нервной систем.
Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное
Описания природы русские писатели издавна использовали с целью охарактеризовать внутреннее состояние своих героев. Подобным приемом пользовался и Л.Н. Толстой в своем романе «Война и мир». «На краю дороги стоял дуб… с обломанными, давно видно, суками и с облапанною корой, заросшею старыми болячками…. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца…». Этот «старый сердитый и презрительный урод», стоявший в весеннем березовом лесу, встречает читателей, отправившихся вслед за Андреем Болконским. По композиции этот эпизод является лирическим отступлением. Необычность его заключается в том, что кажется, будто это лирическое размышление самого персонажа. Здесь, с помощью сравнения с миром природы, Толстой мастерски создаёт один из самых запоминающихся эпизодов романа, который впоследствии станет классическим. Нельзя не заметить, как похож старый дуб на уставшего старца, который ничему не радуется, не верит «в весну, и любовь, и счастье», считая все это «глупым и бессмысленным обманом». Описание этого дуба любого заставит задуматься о смысле жизни, вспомнить о том, что на земле ничто не вечно, заставит переоценить свою жизнь. Именно такое состояние меланхолии и грустных размышлений охватило князя Андрея при встрече с этим деревом. В его душе возник «целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных». Ведь жизнь не предвещала ему никаких перемен в лучшую сторону. Герой разочаровался в своем стремлении добиться славы на военном поприще. Желая обратить все свои душевные и физические силы на семью, он устремился к беременной жене, но жена умерла при родах. Так несчастье за несчастьем постепенно превратили душу князя Андрея в душу старца и заставили его сделать такой вывод: «… Пускай молодые вновь поддаются на это обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!». И так думает человек, которому всего лишь чуть больше тридцати лет! Эпизод размышлений князя Андрея по дороге в Отрадное является примером высокой художественности романа «Война и мир». Этого Толстой добивается с помощью красочного описания — противопоставления «живой» природы и «мёртвого дуба». Это приём антитезы, который помогает писателю доступно и глубоко раскрыть внутренний мир героя, облегчить наше восприятие его переживаний и чаяний. Немного позже на этом же приёме антитезы будет построена «встреча» Болконского и Наташи (князь подслушает её разговор с сестрой). На мой взгляд, Л. Н. Толстой неслучайно предваряет размышления князя Андрея описанием дуба. Благодаря этому образу мы лучше начинаем понимать внутреннее состояние героя. Как у дуба были обломаны ветви и содрана кора, как он был покрыт «старыми болячками», так и у Андрея Болконского душа была изранена, испещрена «болячками» от страданий. Как дуб стоял и не верил надеждам и обманам людей, «не подчинялся обаянию весны»», так и наш герой «…пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но познакомившись в Отрадном с Наташей, Болконский поймет, что жизнь не кончена и его душа еще способна испытывать любовь, радость, счастье. Он все же почувствует весну, наступившую вокруг него и в его душе. И опять Л. Н. Толстой покажет нам состояние героя через образ старого дерева. На обратном пути Болконского дуб предстанет перед нами «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени…, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Таким образом, данный эпизод помогает глубже понять характер Андрея Болконского. Он раскрывает душевный мир героя в столь безрадостный для него период жизни, когда он чувствует, что его существование бесполезно, никому не приносит пользы. Этот эпизод является как бы последним аккордом «старой» жизни князя Андрея и противопоставлен всем последующим, которые посвящены новому этапу в его жизни – отношениям с Наташей Ростовой. Данный фрагмент наводит на размышления о том, что человек становится счастливым только тогда, когда перестает бежать от собственного счастья, когда открывает свою душу навстречу любви. Именно тогда у него появляется искреннее желание быть счастливым, и человек сам начинает делать все возможное для своего счастья. Такова природа человека – вечно стремиться к счастью. Именно таким изображает Л. Н. Толстой Андрея Болконского в этих эпизодах. Человек не может постоянно находиться в состоянии безнадежности. И как дуб распускает зеленые листочки под лучами солнца, так и герой раскрывает душу навстречу счастью, человеческой любви и доброте. Таков закон жизни, и действует он независимо от воли человека.
Сомнения и эксперимент князя
Целый рой мыслей возник в голове Болконского. Он вспомнил слова Пьера и с досадой оперся на дуб. Думая о том, как нелепы наивные рассуждения Безухова, князь в какой-то момент засомневался. Пьер говорил с такой уверенностью, и не может ли быть так, что его слова — правда? Князь так смотрел на дерево, как будто хотел его обнять. Он понял, что Бог не просто так создал каждое творение. Умысел был в том, чтобы всё живое могло стать счастливым.
Но разве может радоваться и наслаждаться дерево, которое выглядит так уродливо? Когда-то оно было молодым, и окружающие берёзки завистью наблюдали за тем, как бушуют мощные ветви. Но это время прошло, и сейчас у дороги растёт не стройный исполин, а кряжистый старик.
В итоге Болконскому захотелось доказать и дереву, и себе, что Пьер был прав. Он начал осматривать все сучья, и наконец взгляд наткнулся на дупло.
Князю стало стыдно за мысли, а ещё он испугался, что кучер и лакей могут застать его за богопротивным делом. Оглянувшись, он понял, что слуги не вернулись, и наклонился к найденному дуплу. Убедившись, что его не облюбовали грызуны и прочая живность, Андрей принялся за дело. Он снял панталоны и начал совершать характерные движения. В этот момент ему показалось, что рядом не дерево, а молодая жена. Стыд жёг сердце, но останавливаться было поздно.
Завершив своё занятие, князь прислонился к дереву и попросил у него прощения. Потом он позвал кучера, и карета отправилась дальше. Отъезжая, он глядел на дуб, цветы и траву, над которыми старик возвышался всё так же мрачно и безмолвно. Андрей думал, что всё же корявый исполин прав: поддаваться соблазнам — удел молодых, а жизнь стариков кончена. В душе возникли грустные мысли по поводу прожитых лет. Князь решил, что поздно что-то начинать, главное — дожить остаток дней. Не стоит тревожиться, строить планы и чего-то желать.
В тексте художественного произведения Толстой выражает то, что тревожило его всю жизнь: проблемы переоценки ценностей, смысла жизни и человеческого одиночества.
Природа глазами Наташи
Ночь в Отрадном запала в душу Андрею великолепием и одухотворенностью. В ней созидательная сила будущего, вдохновение на новый жизненный этап, который для Болконского является сложным выбором. Фраза, которая заставила мужчину влюбиться еще не осознанно, на уровне чувства, не поднявшегося на поверхность сознания, не оформившейся в мысль, звучала из уст Наташи так:
Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
Особо трепетно Лев Толстой описывает ночь перед Рождеством, когда семья Ростовых едет на святой ужин. Из-под пера автора дорога превращается в сказочный путь:
Вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей.
Вдовец, отец, хозяин
Два года прошло после Аустерлицкого сражения, князь Андрей вдовствовал в Лысых Горах с маленьким сыном, отцом и сестрой. Иногда ему приходилось выезжать по делам в имения Коленьки, так как он был законным опекуном мальчика.
Болконский отошел от военных дел, сделался передовым хозяином. В некоторых деревнях князь перевел крестьян в статус вольных хлебопашцев. В других имениях заменил крепостную повинность барщины оброком. Новшества благоприятно влияли на доходы семьи.
В свободное время Болконский много читал, вел записи о причинах поражения русских солдат в войне с Наполеоном. Ничто не тешило душу тридцатиоднолетнего мужчины. Эмоциональная сторона бытия не вписывалась в его распорядок дня.
https://youtube.com/watch?v=1-DMHocsMYY
Образ весеннего леса
Писатель красочно изображает весеннюю растительность, показывая, как вся природа радуется обновлению. Трава зеленела, подчёркивая синь неба, и это великолепие дополняли почки, готовые распуститься. Весна в 1809 году была ранней, однако в лесу кое-где ещё виднелись остатки снега.
Роща состояла в основном из берёз. Ветра не было, поэтому воздух хорошо прогрелся, а на солнечных участках чувствовалась жара. На полянах распустились лиловые цветы, и по ним было понятно, что весна уже вступила в свои права.
Лошадям было жарко, поэтому они потели, зато птицы не страдали, а веселились, громко возвещая всех о своей радости. Лакей и кучер тоже наслаждались свежестью и зеленью, а Андрей не разделял всеобщего ликования. Его мысли были заняты кряжистым исполином — дубом, одиноко стоявшим у дороги.
Дерево с необъятным стволом поражало размерами. Оно было в 2 раза выше берёз и в 10 раз толще. Со всех сторон торчали толстые ветки и тонкие сучья, обломанные много лет назад. По всему было видно, что дуб пережил многое. На стволе было много мест, где вместо коры рос мох. С годами дерево утратило былую красоту, поверхность створа прочертили глубокие кривые борозды и на фоне берёз дуб выглядел ужасно. Он казался нахмуренным, сердитым и угрюмым.