Разноспрягаемые глаголы — правило и примеры

Примеры определения 1-ого спряжения по безударным окончаниям

Если перед вами слово, ударение которого не падает на окончание, то какое следует применять правило? Спряжение глаголов включает в себя множество нюансов. И для того чтобы грамотно написать необходимый текст, следует знать их все.

Рассмотрим, как определяется спряжение глаголов, окончание которых занимает безударное положение:

  • Рисует (что делает?) – это глагол несовершенного вида. Довольно много учеников пишут его с ошибкой, вместо окончания -ет ставя -ит (рисуит). Но это неверно. Для того чтобы правильно написать данное слово, следует поставить его в неопределенную форму: рисует – (что делать?) рисовать.
  • Скажет (что сделает?) – это глагол совершенного вида. При его написании также легко совершить ошибку, вместо окончания -ет поставив -ит (скажит). Чтобы определить, какую гласную следует использовать в последнем слоге, данное слово необходимо аналогичным образом преобразовать в инфинитив: скажет – (что сделать?) сказать.

Итак, что дает нам такое правило русского языка? Спряжение глаголов в данном случае зависит от их начальной формы. Таким образом, если инфинитив оканчивается на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть, то проверяемое слово относится к первому спряжению. Соответственно, личные окончание у данных слов будут следующими: -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у.

Виды спряжений, правила и примеры определения

Всего определено два вида спряжения: первое, обозначаемое римской или арабской цифрой один, и второе, которое по аналогии с первым обозначается цифрой два. Кроме 1 и 2, определена малочисленная группа слов, которая именуется разноспрягаемыми глаголами, а также в русском языке есть ряд неспрягаемых слов. Разноспрягаемые и неспрягаемые слова нужно запоминать, а в остальных случаях определены два способа:

  • по ударному личному окончанию;
  • по суффиксам начальной формы глагола.

В случаях с ударным окончанием вопросы не возникают, но понятие «суффикс начальной формы» воспринимается неоднозначно.

Одни считают, что «-ть», «-ти» — суффикс, а другие — окончание. В любом случае нас интересует гласная, которая находится перед этим буквенным сочетанием. Это может быть И, А, Я, Е, О.

Если глагол имеет приставку или постфикс «-ся», то слово будет относиться к такому же типу спряжения, что и без упомянутых морфем, к примеру, «засмущаются». Здесь безударное окончание, поэтому следует прибегнуть к начальной форме: «засмущаться». При необходимости, чтобы не запутаться, можно воспользоваться словом «смущать». Ключевым в этих формах является  –а–.

Как определить первое спряжение

Прежде чем приступить к определению спряжения, следует определить местоположение ударения в слове. Если оно оказывается на окончании, то тип определяем по нему: МЕТЕШЬ. Здесь ударным оказалось окончание –ЕШЬ. Слово будет относиться к 1 спряжению, поскольку в окончании есть гласная Е. К 1 спряжению относятся глаголы с гласной -Е- в единственном числе и с гласными -у-\-ю- во множественном числе, например, ПУГАЮТ. Таким образом личные окончания глаголов будут следующими:

Единственное число   Множественное число
1 лицо  ̶  -у (-ю), пугаю -ем (-ём), пугаем
2 лицо  ̶  -ешь (-ёшь), пугаешь   -ете (-ёте), пугаете
3 лицо    ̶  -ет (-ёт), пугает  -ут (-ют), пугают

Если окончание оказывается безударным, нужно воспользоваться суффиксом начальной формы. Для 1 типа характерны слова:

  • оканчивающиеся на «еть», кроме исключений: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть;
  • с «ать», кроме «гнать, дышать, держать, слышать»;
  • с «оть», «уть», «ну»;
  • глаголы-исключения с суффиксом «ить»: стелить, брить и зиждиться.

Представленные выше исключения пополняют ряды слов второго типа спряжения.

Для быстрого запоминания можно воспользоваться следующей подсказкой: для 1 спряжения характерно наличие гласных Е, У, Ю в окончаниях.

Как определить второе спряжение

Оно определяется двумя способами: инфинитивом и ударным окончанием. Если рассматривать первый способ, то следует запомнить, ко второму спряжению относятся:

  • глаголы на «-ить», кроме исключений брить, зиждиться, носить, стелить, хвалить;
  • 7 глаголов на «-еть»: смотреть, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть.
  • 4 глагола на «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать.

Упомянутые исключения относятся к словам 1 спряжения.

Для слов второго спряжения характерны следующие ударные окончания:

Для глаголов второго спряжения характерно наличие в окончании гласных И, А, Я.

Разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемыми глаголами называются слова, которые при изменении по лицам и числам в настоящем и будущем времени имеют окончания, как 1 спряжения, так и 2-ого. К таким относятся ХОТЕТЬ, ЧТИТЬ, БЕЖАТЬ:

При склонении слов ЧТИТЬ, БЕЖАТЬ так же, как и в слове ХОТЕТЬ, в единственном числе будет окончание 1 спряжения, а во множественном — второго.

В высших учебных заведениях такие глаголы называются словами со смешанным спряжением. Их список пополнен «дать», «брезжить», «блестеть», «есть» (в значении «употреблять пищу»).

Неспрягаемые глаголы

В русском языке определена особая группа слов, именуемая «неспрягаемыми глаголами». К ним относят: инфинитив, причастие и деепричастие.

Однозначно, что инфинитив, то есть начальная форма, это слово без лица и числа, которое будет отвечать на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? По этой причине на конце таких слов всегда находится «-ть», «-ти», «чь», «сти»: ХОТЕТЬ, ВОЙТИ, БЕРЕЧЬ, НЕСТИ.

Что касается причастия и деепричастия, к ним отношение со стороны ученых-лингвистов неоднозначное. По мнению одних, это самостоятельные части речи, а по мнению других  ̶  особая форма глагола. Если рассматривать это понятия как особую форму глагола, то она будет неспрягаемой, поскольку время здесь является постоянным признаком.

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании, нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная — I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями. Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка

Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения

Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить — тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать — перегнать, держать — выдержать, ветреть — повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Способы запоминания правил и исключений

В нашем родном языке существует невероятное количество правил, которые имеют не меньшее число всевозможных исключений. Следует отметить, что спряжение глаголов представляет собой одну из сложнозапоминаемых тем в средней школе. Ведь совсем не зря ей посвящается большое количество теоретических и практических часов. Более того, чтобы значительно облегчить изучение данного правила, учителя литературы и русского языка ежегодно придумывают все новые и новые способы того, как запомнить правила спряжения глаголов. Для этого создаются разные песни, шуточные стишки, алгоритмы, таблицы и схемы

Однако суть в них одна: крайне важно понять зависимость той или иной буквы в личном окончании глагола, которое находится в безударном положении, от буквы в неопределенной форме. Также следует оставить в памяти и место для 15 слов-исключений

Если раз и навсегда запомнить эти зависимости, то вы сможете определять спряжение глаголов еще до того, как начнете его записывать.

Итак, рассмотрим несколько алгоритмов для запоминания:

  • 1-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается не на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить»).
  • 2-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать»).

Что такое разноспрягаемые глаголы?

Глагол, как извест­но, изме­ня­е­мая часть речи. Его посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком явля­ет­ся спря­же­ние.

Большинство гла­го­лов с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, закан­чи­ва­ю­щих­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме бук­во­со­че­та­ни­я­ми -ать, -еть, -оть, -уть, при­над­ле­жат к пер­во­му спря­же­нию, а дру­гая часть с конеч­ным -ить — ко вто­ро­му.

Не забу­дем упо­мя­нуть глаголы-исключения:

  • брить, сте­лить — I спря­же­ние,
  • гнать, дышать, слу­шать, смот­реть, видеть, нена­ви­деть, вер­теть, оби­деть, зави­сеть, тер­петь — II спря­же­ние.

Но всё же не все гла­го­лы рус­ско­го язы­ка впи­сы­ва­ют­ся в эту строй­ную систе­му спря­же­ния. Некоторым гла­го­лам при их изме­не­нии по лицам и чис­лам харак­тер­ны окон­ча­ния как пер­во­го, так и вто­ро­го спря­же­ния.

К при­ме­ру, гла­гол «бежать» име­ет конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ать. По это­му при­зна­ку фор­маль­но его сле­ду­ет отне­сти к пер­во­му спря­же­нию. Понаблюдаем за его изме­не­ни­ем по лицам и чис­лам в фор­мах насто­я­ще­го вре­ме­ни:

  • 1 лицо я бегу́ — мы бежи́м
  • 2 лицо ты бежи́шь — вы бежи́те
  • 3 лицо он бежи́т — они бегу́т

У это­го гла­го­ла удар­ные лич­ные окон­ча­ния. В един­ствен­ном и мно­же­ствен­ном чис­ле он изме­ня­ет­ся как гла­гол II спря­же­ния, а в фор­ме 3 лица име­ет окон­ча­ние, типич­ное для гла­го­лов I спря­же­ния.

Сравним:

  • шеп­тать — девоч­ки шепчут
  • кур­лы­кать — журав­ли кур­лычут
  • ука­зать — мне укажут.

Так к како­му спря­же­нию при­над­ле­жит гла­гол «бежать»? Чтобы отве­тить на этот вопрос, узна­ем, что в рус­ском язы­ке суще­ству­ет неболь­шая груп­па гла­го­лов, у кото­рых, образ­но гово­ря, «пере­пу­та­ны» лич­ные окон­ча­ния пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния. Такие сло­ва изме­ня­ют­ся частич­но по пер­во­му или по вто­ро­му типу спря­же­ния. В соот­вет­ствии с такой грам­ма­ти­че­ской осо­бен­но­стью их назы­ва­ют раз­но­спря­га­е­мы­ми.

К гла­го­лу «бежать» при­со­еди­ним модаль­ный гла­гол «хотеть», кото­рый так­же име­ет осо­бен­но­сти в спря­же­нии.

В фор­мах един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­гол «хотеть» име­ет лич­ные окон­ча­ния I спря­же­ния. В фор­мах мно­же­ствен­но­го чис­ла у него лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла II спря­же­ния. Значит, «хотеть» — это раз­но­спря­га­е­мый гла­гол.

В фор­ме 3 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла гла­гол «чтить» име­ет лич­ные окон­ча­ния пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния.

  • 1 лицо я чту — мы чтим
  • 2 лицо ты чтишь — вы чти­те
  • 3 лицо он чтит — они чтут/чтят

Особо спря­га­ют­ся гла­го­лы «дать» и «есть» в зна­че­нии «при­ни­мать пищу», «создать», «надо­есть» и про­из­вод­ные от них сло­ва.

Дать Есть
Ед. чис­ло Мн. чис­ло Ед. чис­ло Мн. чис­ло
1 лицо дам дадим ем едим
2 лицо дашь дадите ешь едите
3 лицо даст дадут ест едят

Глаголы «дать» и «есть» сохра­ни­ли арха­ич­ные, уста­рев­шие лич­ные окон­ча­ния. В свя­зи с их спе­ци­фич­но­стью эти гла­го­лы не отно­сят ни к одно­му из спря­же­ний, а назы­ва­ют осо­бос­пря­га­е­мы­ми.

Учтем, что в рус­ском язы­ке при­со­еди­не­ние при­став­ки или пост­фик­са -ся не меня­ет спря­же­ния гла­го­лов. Составим пол­ный спи­сок раз­но­спря­га­е­мых гла­го­лов, в кото­рый зане­сем все про­из­вод­ные одно­ко­рен­ные гла­го­лы.

Другие исключения русского языка

В руссом языке выделяется ещё одна категория частей речи, которая называются особоспрягаемой. При замене в предложении чисел и лиц их окончания не относятся ни к первому, ни ко второму спряжению. В эту группу входят слова:

  • дать;
  • есть.

В первом, втором и третьем лице единственного числа слово «есть» преобразуется в «ем», «ешь», «ест». Во множественном числе эта часть речи имеет вид «едим», «едите», «едят». Слово «дать» тоже имеет нехарактерные окончания:

  1. в ед. ч: дам, дашь, даст;
  2. во мн. ч: дадим, дадите, дадут.

Нетипичные для спряжения окончания остались с древнерусского языка. В давние времена подобные формы образовывались при помощи присоединения к корню личного окончания. К особоспрягаемым частям речи относятся и однокоренные слова «надоесть», «отдать», «подать».

Преобразование глагола «быть» также имеет характерные особенности. Древнерусское спряжение этого слова не используется в современной речи. Формы «есьм», «суть», «есмы» можно встретить только в старинной русской литературе. В современно речи используется только форма «есть» третьего лица единственного числа.

Кроме того, в лингвистике есть понятие «недостаточного глагола». К этой группе относятся части речи, которые могут вообще не иметь какого-либо спряжения. Например, слово «победить» невозможно поставить по общим правилам в единственное число первого лица. В грамотной речи, как правило, применяется фраза «одержу победу».

Русский язык только на первый взгляд кажется простым и логичным. Речь многократно менялась. Это повлекло изменения в правилах написания и образования словестных форм. Чтобы владеть грамотной речью, недостаточно просто прочитать правила спряжения в учебнике. Необходимо регулярно применять знания и совершенствовать владение языковыми нормами.

Разноспрягаемые части речи

Глаголами называют часть речи, обозначающие совершение какого-либо действия. В предложении они, как правило, выполняют функцию сказуемого. Найти его можно при помощи вопроса «что делать?».

Различные виды глаголов могут образовываться приставочным, суффиксальным, постфиксальным, приставочно-суффиксальным способом. Например, от «спать» можно образовать слово «выспаться», добавив приставку и постфикс.

Как и другие части речи, они могут видоизменяться в зависимости от положения в предложении. Изменение существительных и прилагательных называют склонением. Преобразование формы глагола называют спряжением. Лингвисты выделяют два типа изменения формы лица и числа у сказуемого: регулярный и нерегулярный. К первому виду относят основные слова, обозначающие действие или состояние. Их спряжение производится по общим правилам. Ко второму виду относятся многочисленные исключения и особенности русской речи.

Глагол может быть и единственного, и множественного числа. Он может меняться по лицам и родам. У него может быть три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.

Инфинитив изъявительное Условное Повелительное
копать копаю копал бы копай
учить учу учил бы учи
жить живу жил бы живи

Именно алгоритму определения спряжения уделяют особое внимание при изучении морфологических и грамматических норм языка. От формы глагола зависит правописание окончания

Общие правила спряжения простых глаголов «молчать» и «искать» можно найти в таблице ниже.

лица 1 спряжение 2 спряжение
1 л (я, мы) ищу, ищем, окончания -у, ем; молчу, молчим, окончания -у, им;
2 л (ты, вы) ищешь, ищете, окончания -ешь, -ете; молчишь, молчите, окончания -ишь, -ите;
3 л (он, она, оно, они) ищет, ищут, окончания -ет, -ут молчит, молчат, окончания -ит, -ат

Чтобы определить принадлежность к спряжению, необходимо поставить ударение. Если оно стоит на окончании, правила правописания становятся очевидными. Если же ударение падает на корень слова, необходимо использовать установленный алгоритм определения спряжения.

  • Поставить сказуемое в неопределённую форму: для этого нужно задать вопрос «что делать?».
  • Найти окончание слова.
  • Если часть речи окачивается на -ить, глагол относится ко второму спряжению.
  • В остальных случаях применяется первое спряжение.

Обязательно нужно помнить о глаголах-исключениях. К ним относятся: дышать, видеть, обидеть, терпеть, гнать, смотреть, ненавидеть, зависеть, держать, слышать, вертеть. В школе эти формы заучиваются в виде стихотворения. Эти глаголы не спрягаются на букву -е.

К исключениям первого спряжения относят формы «брить», «стелить».

Разноспрягаемые глаголы в русском языке не изменяются по общим правилам. В зависимости от лица они могут иметь окончания и первого, и второго спряжения. Полный список разноспрягаемых глаголов:

  • бежать;
  • хотеть;
  • брезжить;
  • чтить.

https://youtube.com/watch?v=v0E06cT5Gw4

Правила и исключения

Глаголы спрягаются по-разному. От этого зависит окончание, которое они приобретают при изменении лица и числа. Именно поэтому удается избегать ошибок в написании слов. Вариантов здесь немного:

  • I спряжение;
  • II спряжение;
  • разноспрягаемые.

Какие глаголы разноспрягаемые, узнаем позже, а пока остановимся на первых двух пунктах. Они известны большинству русскоязычного населения. Потому что запоминать их не нужно — достаточно применить правило.

Оно годится в 99 % случаев, и сформулировать его можно так: когда окончание глагола безударное, берется неопределенная форма и определяется окончание. Если инфинитив заканчивается на -ить, перед нами второе спряжение. Все остальные относятся к первому. Таблица окончаний выглядит следующим образом:

Из таблицы следует, что первое лицо единственного числа имеет окончание -у (-ю) и в первом, и во втором спряжении. Как определить, куда отнести глагол: к I или II спряжению?

В данном случае нет смысла задаваться таким вопросом. В конце концов, спряжение нам нужно только для того, чтобы правильно написать окончание. Если оно одно и то же, нет смысла перенапрягаться.

Неужели в этих правилах нет исключений? Еще как есть, и это не примеры разноспрягаемых глаголов. Их немного. Одиннадцать должны принадлежать к первому спряжению, но принадлежат ко второму.

Три других похожи на их зеркальное отражение. Но лучшее название для них — перебежчики. Должны быть в одной группе, но находятся в другой. Их тоже надо запомнить.

Как определить спряжение глагола

Необходимо посмотреть на окончание глагола — ударное оно или нет.

1. Если окончание ударное, то спряжение определяется по личному окончанию глаголов. В окончании:

  • е, у, ю — глагол I спряжения;
  • и, а, я — глагол II спряжения.

Лес спит. Окончание ударное сп-и́т, глагол II спряжения.Ждёт весну. Окончание ударное жд-ёт, глагол I спряжения.

{"questions":,"explanations":,"answer":}}},{"content":"Поём песню.`choice-8`","widgets":{"choice-8":{"type":"choice","options":,"explanations":,"answer":}}}]}

2. Если окончание безударное, то спряжение определяется по суффиксу в инфинитиве.

  1. Для этого поставьте глагол в форму инфинитива (неопределенную форму).
  2. Определите, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению относятся:

  1. все глаголы на -ить, кроме брить, стелить;
  2. 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть;
  3. 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать.

Пример алгоритма определения спряжения:

Приведем примеры:

  1. Глагол «берет». Начальная форма: брать. Окончание на -ать. Делаем вывод, что глагол первого спряжения.
  2. Глагол «лепит». Начальная форма: лепить. Окончание на -ить. Делаем вывод, что глагол второго спряжения.

Представим парадигму спряжения глагола «брать»:

Представим парадигму спряжения глагола «лепить»:

Обратите внимание, что глагол в личной форме и глагол в инфинитиве должны быть одного вида:

  • увели́чит (что сделает?) — увеличить (что сделать?), на -ить, II спряжение, совершенный вид,
  • увели́чивает (что делает?) — увеличивать (что делать?), на -ать, I спряжение, несовершенный вид.
{"questions":,"answer":0}},"step":1,"explanation":"Глагол-исключение, II спряжение, пишем и.","hints":},{"content":"Чита`fill_choice-7`м сказку.","widgets":{"fill_choice-7":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0}},"explanation":"Читать, на -ать, I спряжение, пишем е."},{"content":"Они стро`fill_choice-39`т мост.","widgets":{"fill_choice-39":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":0}},"explanation":"Строить, на -ить, II спряжение, пишем я."}]}

Ищем глагол в тексте

Такая часть речи называет действие или состояние предмета. Чтобы найти глагол в тексте, следует запомнить, на какие вопросы он отвечает. Вопрос зависит от формы, в которой стоит слово:

  • инфинитив: что делать? что сделать? (читать, прочитать);
  • настоящее время: что делаю (-ем)? (смотрю, смотрим); что делаешь (-ете)? (берешь, берете); что делает (-ют)? (гуляет, гуляют);
  • прошедшее время: что делал (-а, -о)? (берег, берегла, берегло);
  • будущее время: что сделаю/сделаем? (заберу, заберем, буду/будем забирать); что сделаешь/сделаете? (позвоню, позвоните, будешь/будете звонить); что сделает/сделают? (уберет, уберут, будет/будут убирать);
  • сослагательное наклонение: что делал (-а, -о) бы? (думал бы, думала бы, думало бы);
  • повелительное наклонение: что делай? (плыви, крути).

Обратите внимание! Часть речи, обозначающая действие, в предложении является не только сказуемым. Она может выполнять разные функции.. Чем еще бывает в предложении:

Чем еще бывает в предложении:

  1. Подлежащем: читать – значит быть образованным человеком.
  2. Дополнением: друг попросил (о чем?) закрыть дверь.
  3. Определением: его попыткам (каким?) помочь я не доверял.
  4. Обстоятельством: начальник пришел (зачем?) проверить работу.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: