Полное собрание сочинений. том седьмой. труды по филологии 1739-1758 гг

«Российская грамматика»

Причина составления этого фундаментального труда — в том, что развивающиеся российские науки не владели правильно построенным языком. Ломоносов писал в этой работе: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики». Вот цель работы: дать этим наукам и искусствам — истории, юриспруденции, поэзии и так далее — единый язык.

Автор составил «Грамматику» из шести частей. В первой он рассматривает грамматические элементы: буквы, слоги, слова и их виды. Во второй — алфавит, а также правила произношения букв, составления слов, употребления знаков. Третья часть — об именах существительном, прилагательном и о местоимении. Четвертая — о глаголе. Пятая глава — об остальных частях речи, шестая — о согласовании слов в предложении.

«Грамматика» стала первым научным трудом по своей теме. Работа принесла практическую пользу — возможность для всех изучать язык и более плодотворно заниматься своим делом. Ломоносов впервые предпринял большую работу по изучению существовавших языковых конструкций и отобрал лучшие из них. Он проследил бытовавшие варианты произношения, выделил три основных диалекта русской речи и даже указал, какой из них нужно культивировать (им стал московский говор).

Российский просветитель говорил о значении разработанных им правил русского языка для наук и искусств: «…Моими сочинениями, грамматическими, риторическими, стихотворческими, историческими, а также и до высоких наук надлежащими физическими, химическими и механическими, стиль российский несравненно вычистился…»

Детство и юность

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года по новому стилю в Архангельской губернии, в селе Мишенское, которое позже было названо именем выдающегося ученого.

Происхождение Ломоносова было и остается загадкой. По крайней мере, в некоторых аспектах. Точно известно, что среди его предков не было исследователей и людей науки.

Отца будущего энциклопедиста звали Василием Дорофеевичем. Кем он был, историки спорят и сейчас.

  • По версии, распространенной особенно широко — государственным (не крепостным) крестьянином, у которого было немало имущества.
  • По другой — зажиточным купцом.

В любом случае, бедным отца Ломоносова назвать точно нельзя. Он занимался рыбным промыслом, владел сразу несколькими судами, которые помогали ему добывать капиталы.

Несмотря на материальный достаток и сметливость, отец ученого по его собственным воспоминаниям был человеком темным и необразованным, что сам Ломоносов связывал с воспитанием. Впрочем, Василий Дорофеевич отличался добродушием и хорошо относился к сыну.


Портрет Михаила Ломоносова в детстве

Мать ученого звали Елена Ивановна. Она происходила из рода мелкого духовенства. Женщина скончалась очень рано. На тот момент Ломоносову было всего 9 лет.

Отец вдовствовал не долго: не прошло и нескольких лет, как он женился на Феодоре Усковой. Вскоре скончалась и та. Тогда старший в семье сочетался браком с Ириной Корельской — женщиной злой, завистливой и склочной. Тринадцатилетний Ломоносов терпеть ее не мог. Впрочем, третья супруга отца отвечала ему тем же. В доме происходили постоянные конфликты.

Будущий ученый очень рано начал работать. Едва молодому человеку исполнилось 10 лет, он стал помогать отцу с рыбным промыслом. Ходил на судне, участвовал в опасных мероприятиях на воде.

Сложности рыболовства закалили тело и дух Ломоносова. В некотором смысле ранние годы определили один из векторов его научной деятельности. Уже в зрелый период, будучи известным исследователем, Михаил Васильевич живо интересовался вопросами морских путешествий, льдов, биологии водных организмов, феноменами севера и пр.

Систематического образования Михайло Ломоносов в ранние годы не получил. Да и возможности такой не было: школ в селе не построили, к тому же приходилось помогать отцу с рыбным промыслом.

Несмотря на это, безграмотным будущий энциклопедист не остался. С ним занимался дьячок местной церкви. Молодой человек изучал арифметику, грамматику родного языка, богословие. К своим 14-и Ломоносов легко и глубоко изъяснялся на русском, хорошо и грамотно писал.

Михаил Васильевич много и охотно читал. Атмосфера в доме между тем все накалялась. Без очередной ссоры со сварливой мачехой не проходило и дня.

Отец и его третья жена не приветствовали любознательности будущего ученого. В конце концов, чтобы сын остепенился, Василий Дорофеевич решил его женить.

У Ломоносова планы были совсем другими. Чтобы отложить брак он притворился больным. А затем и вовсе ушел из дома. Его отъезд был похож на бегство. Молодой человек ушел ночью, не предупредив никого из домашних.

В 1730 на 20-м году жизни Михаил Васильевич пешком отправился в Москву. На третий день после ухода из дома он догнал караван, который следовал с грузом рыбы в центральную Россию. Через 3 недели молодой человек был на месте.


А. И. Васильев. «Приезд М. В. Ломоносова в Москву». 1960 г.

Михаил Ломоносов родился в семье крестьянина, из-за сословных ограничений права на хорошее образование он не имел. Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию юноше пришлось пойти на хитрость.

Молодой человек подделал документы о своем якобы дворянском происхождении. Эта версия вызывает у историков вопросы. Некоторые исследователи считают, что история о фальсификации всего лишь выдумка. Но именного этой позиции придерживаются биографы исследователя.

Учеба давалась молодому человеку легко. Он проявлял себя как один из самых прилежных школяров. Читал все, что попадалось под руку.

Успехи не заставили себя ждать. В 1735 Ломоносова и еще нескольких учеников зачислили в университет при Академии наук в столице. Питерская жизнь Михаила Васильевича — время активной учебы.

Под руководством лучших умов он осваивал точные науки, интересовался философией. Самостоятельно познакомился с поэзией, в том числе теорией стихосложения. Даже писал собственные произведения, хотя в широкую печать его работы так и не попали.

Достижения Ломоносова в области географии, геологии, минералогии

Знания, полученные в Германии, Ломоносов с успехом применил в России. Так, благодаря ему минералогия и геология начали развиваться как самостоятельные направления. Из его личного вклада стоит о и «Первые основания металлургии или рудных дел».

Интересен его вывод относительно того, что тектонические и вулканические процессы имеют одинаковое происхождение, и именно движение земли является причиной образования рудных полезных ископаемых в почве. Для таких выводов нужны были исследования морских глубин, для чего Ломоносовым был разработан оптический батоскоп. В то же время он считал, что уголь, торф и янтарь имеет органическое происхождение, и примерно просчитал время образования различных полезных ископаемых, исходя из того, что они образованы из уже не живущих не земле видов растений и животных.

Помимо этого, Ломоносов разработал классификацию природных льдов по признаку различия температуры льдообразования воды с различной минерализацией. И еще Ломоносов предположил, что льды из Арктики постепенно перемещаются в сторону Атлантики. Последующие наблюдения показали, что климат Арктики действительно меняется, а ледовая шапка постепенно тает.

В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Императорской Академии наук и принял личное участие в составлении карт и атласа России. В частности, именно он сделал карту Арктики и просчитал возможность практического использования Северного морского пути.

Но давайте обобщим главные достижения Ломоносова в естественных науках:

  • Разработал атомно-корпускулярную теорию и предвосхитил современную теорию химического строения вещества.
  • Открыл закон сохранения веса (массы) вещества в ходе химических реакций.
  • Заложил основы физической химии как науки.
  • Внедрил исчисляемость и измеряемость результатов исследований в химии.
  • Изучил растворимость солей, кристаллизацию и свойства соляных растворов.
  • Разработал теорию теплоты.
  • Изучил свойства атмосферы и открыл существование атмосферы у поверхности Венеры.
  • Внес вклад в понимание электрической природы грозовых разрядов.
  • Разработал новые приборы для проведения опытов и измерений.
  • Усовершенствовал телескоп для астрономических наблюдений.
  • Разработал «ночезрительную трубу», т.е. прибор ночного видения.
  • Сконструировал прототип подъемного летательного аппарата вертолетного типа.
  • Сконструировал оптический батоскоп для исследования морских глубин.

Вклад Ломоносова в развитие гуманитарных наук и системы образования в России как таковой – это тема для отельной статьи. Отметим только, что самым выдающимся достижением является личный вклад Ломоносова в создание Московского университета. Ломоносов в соавторстве с меценатом Иваном Шуваловым подготовил, выражаясь современным языком технико-экономическое обоснование необходимости открытия университета в Москве. Московский университет был открыт в 1755 году.

Самые проницательные читатели наверняка спросят: а где же обещанный секрет такой потрясающей личной эффективности и результативности Ломоносова? Прежде всего, этот секрет заключается в проактивности и любознательности, которые подвигали Ломоносова брать любые доступные знания и браться за любые актуальные исследования.

И, конечно, успеху во многом способствовала его ориентация на практику. Во все времена «пробить» финансирование научных исследований, которые могут принести реальную отдачу, было проще, чем выпросить деньги на некие мертвые теоретические выкладки. Вот такой он был, Ломоносов: «универсальный» человек, сделавший уникальный вклад в отечественную науку!

А вообще, сегодня у каждого есть возможность развить свои способности до потрясающего уровня, используя для этого самые разные инструменты. Мы предлагаем вам прокачать свой мозг с помощью программ «Когнитивистивка» и «ТРИЗ на практике», а также познакомиться с советами и упражнениями для развития мозга.

Желаем удачи и ждем на наших уроках!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Теория игр: история и применение
  • Теорема Ферма и 380 лет на ее доказательство
  • Возникновение позитивизма
  • 10 лингвистических концепций, о которых полезно знать каждому
  • Метод изучения психологии Вундта
  • Три книги, которые помогут найти себя (от Барбары Шер)
  • А было ли иго?
  • Проблема демаркации научного знания
  • Как Эйнштейн выучил физику
  • Будьте осторожны: дигидрогена монооксид

Ключевые слова:1LLL

Значение трудов Ломоносова, как лингвиста

Основным критерием этого выбора служила «образцовая речь» – речь выразительная,логично организованная, отличающаяся грамматической и орфоэпической правильностью,точностью в употреблении слов и лексическим разнообразием. Выдающийся русскийязыковед, лексикограф, профессор С. И. Ожегов подчеркивал: «Высокая культура речи – этоумение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка.Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современноголитературного языка… Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка.Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своеймысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е.самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданное».К индивидуальной культуре речи, к речевому поведению человека во все временапредъявлялись высокие требования. Учение о стиле и содержании эффективной иобразцовой речи, ее основных качествах существовало с давних времен: этим занималасьдревнейшая наука – риторика. В России развитие риторических идей началось в XVII в.Первые русские и общедоступные руководства по красноречию были написаны М. В.Ломоносовым («Риторика»). В конце XVIII – начале XIX в. сложилась риторическая школароссийских академиков, а затем и университетская школа красноречия: значительныеисследования по риторике этого времени связаны с именами М. М. Сперанского, А. С.Никольского, И. С. Рижского. Расцвет русской риторики приходится на первую половину XIXвека. Последние наиболее детально разработанные программы по риторике (Н. А.Энгельгардта, Ф. Ф. Зелинского и А. Ф. Кони) были опубликованы в «Записках ИнститутаЖивого Слова», вышедших в 1919 г

Имя Ломоносова – первое и первостепенное имя вразработке русского литературного языка: до Ломоносова русский язык как таковой непривлекал, или слишком мало, привлекал к себе внимание как объект грамматическогоизучения. В допетровскую пору в качестве русского языка преподносилсяцерковнославянский, а грамматические опыты этого времени были слишком кратки иэлементарны.Ломоносов родился 8 ноября 1711 года (по старому стилю) в деревне Мишанинской,приблизительно в 80 км от Архангельска

Неуемная жажда знаний и истины отличалаЛомоносова с раннего детства, поэтому он отправляется в Москву поступать в академию. Вэтом городе он ищет знания, но полностью не удовлетворен предлагаемым материалом дляизучения. Как самого лучшего ученика его переводят в Петербург, а затем за границу дляобучения горному делу.Ломоносов был человеком очень разносторонним, будучи физиком, химиком, он с ранних летимел страсть к филологическим наукам и внес большой вклад в их разработку. ТрудыЛомоносова способствовали громадному сдвигу в развитии почти всех наук. Языкознаниеможно с полным правом рассматривать как одно из важнейших направлений научнойдеятельности Ломоносова, в какой-то степени синтезирующей все его работы.Занятием «устройство родного языка» Ломоносов продолжал заниматься всю жизнь. Начав сразработки теории русского стихосложения (теория силлаботонического стиха, развитая в«Письме о правилах российского стихотворца» 1739, перед этим проштудировал ВасилияКирилловича Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»), онобратился затем к утверждению основных начал русской литературной речи («Краткоеруководство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненное» 1744 и «Краткоеруководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика», 1748) и кнормативной деятельности в области русской грамматики («Российская грамматика» 1757).Чуть позже он разработал учение о 3-х стилях русского литературного языка («Предисловиео пользе книг церковных» 1758) Ломоносов составил учебник истории для школ «КраткийРоссийский летописец с родословием» и приступил к созданию многотомной русскойистории, но успел написать лишь первый том – «Древнюю Российскую историю» (до 1054г).Л

Оцени ответ

доклад о трудах ломоносова как лингвиста 8 класс

доклад о трудах ломоносова как лингвиста 8 класс

Ответы:

Михаил Васильевич Ломоносов был великим человеком. Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития русского литературного языка. Недаром Радищев называл Ломоносова “насадителем” русского слова. Второго такого в российской науке не было. Но тем сильнее проявляется его гениальность, что он, будучи ученым, был одним из ведущих литераторов своего времени. Он на собственном примере доказал, что человек может заниматься наукой и одновременно искусством, физикой и литературой. Теоретическая филологическая работа и практическая писательская деятельность Ломоносова связана с расцветом русского классицизма, однако не замыкается полностью в рамках этого направления. За пределы теории классицизма выходят идеи Ломоносова об исторической обусловленности стилевой системы русского литературного языка, изложенные в “Предисловии о пользе книг церковных в российском языке” (1758). До Ломоносова русский литературный язык отличала беспорядочная смесь самых различных языковых элементов. В письменном и устном обиходе употреблялись и исконно русские слова, и церковнославянизмы, значительная часть которых обветшала, и хлынувшие в изобилии в русский язык со времен Петра I всевозможные варваризмы. Это был крайне пестрый, тяжеловесный по своей синтаксической конструкции язык. Он не мог удовлетворить растущим потребностям науки и культуры, назрела историческая необходимость коренных, решительных преобразований. В “Предисловии… ” высказана схема деления литературного языка натри стиля — “высокий”, “средний” и “низкий”. Само по себе учение о трех стилях восходит к глубокой древности. В античных риториках, в учебниках красноречия духовных школ Запада, Юго-Западной Руси и Московского государства постоянно рассматриваются три разновидности речи.
Три стиля разграничиваются “по пристойности материй”. Устанавливается зависимость между “материей”, т. е. темой, предметом изложения, жанром и стилем. “Высокая материя” требует высокого жанра и соответственно — высокого стиля, “низкая материя” требует низкого жанра и соответственно — низкого стиля. Для каждого жанра предусматривается один из трех стилей, отклонения не дрпускаются. Героические поэмы, оды, “прозаичные речи о важных материях” должны были быть написаны высоким стилем; “все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия”, стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, прозаические “описания дел достопамятных и учений благородных” — средним; комедии, увеселительные эпиграммы, песни, “в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел” — низким.
Эта регламентация для того времени имела определенное положительное значение, поскольку способствовала упорядочению употребления языковых ресурсов, что является одной из величайших заслуг Ломоносова в реформе русской словесности.
Такой подход был неоднозначно встречен современниками, но поскольку сложившаяся к XVIII веку ситуация в языке требовала кардинальных решений, то теория Ломоносова в конце концов восторжествовала. Ломоносов также рассматривал свою стилистическую теорию как средство борьбы со злоупотреблением иностранными словами.
Он решительно восставал против непродуманных заимствований, засорявших живой родник народного слова. И в пору, когда дворянская верхушка, а также заезжие иностранцы скептически расценивали возможности русского национального языка, работа Ломоносова по созданию своей научной терминологии имела очень большое значение. Он шел здесь различными путями. В одних случаях заменял иностранные термины отечественными названиями, в других — вводил в оборот известные русские выражения для обозначения новых научных понятий, в третьих — придавал иноязычным терминам, прочно вошедшим в русский словарь, формы, близкие к нормам отечественной грамматики.
Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат, “ваторпас” на ватерпас и т. д.
Я сам его щас пишу,

Презентация на тему: » Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную.» — Транскрипт:

1

Ученые-русисты

2

Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В этой работе ученый определил речевые нормы своего времени и заложил основы стилистики. Устанавливая грамматические и орфоэпические правила, Ломоносов исходит из своих собственных наблюдений над живой речью; 3)создал силабо-тоническую систему стихосложения.

3

Востоков Александр Кристофорович является создателем учебных книг по русскому языку, таких как «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (1831), которая переиздавалась 15 раз, и «Русская грамматика… полнее изложенная» (1831 г.), переиздававшаяся 11 раз. В «Русской грамматике» ученый осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени. (1781– 1864)

4

Потебня Александр Афанасьевич основной труд – «Из записок по русской грамматике» в 4 томах – посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков – русского, украинского и белорусского. (1835–1891)

5

Шахматов Алексей Александрович посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения языков восточнославянской группы. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого после смерти автора был издан знаменитый «Синтаксис русского языка». К этому труду восходят многие современные синтаксические теории. (1864–1920)

6

Щерба Лев Владимирович призывал к наблюдениям над живыми фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи – слова категории состояния, – наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное» и «глагол». Щерба – создатель ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова. (1880–1944)

7

Пешковский Александр Матвеевич первым в истории русской лингвистики показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства не способны выразить значение. Одной из лучших работ считается «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) – остроумная и полная тонких наблюдений монография, в которой автор как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует, заставляя читателя стать сознательным пользователем русского языка. (1878–1933)

8

Виноградов Виктор Владимирович создал две лингвистические науки: историю русского литературного языка и науку о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста- филолога, и для абитуриента. Значительными являются заслуги в области лексикологии и фразеологии. Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузах. Многим Виноградов известен как создатель и главный редактор журнала «Вопросы языкознания», как президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Им создано более 250 работ. (1895–1969)

9

Реформатский Александр Александрович создал учебник «Введение в языкознание». Его работы посвящены различным проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе с другими выдающимися лингвистами – Кузнецовым, Сидоровым и Аванесовым – Реформатский явился основателем московской фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня.

Реформирование русского языка

Говоря о вкладе Ломоносова в литературу, важно сказать, что успех ученого выпал как раз на то время, когда проводилась реформа русского языка. Именно Михаил Ломоносов создал первую русскую грамматику

Это уже можно считать огромным вкладом Ломоносова в русскую литературу.

Кроме того, работа Ломоносова, рассказывающая о трех стилях русского языка, стала революционной в культуре нашей страны. Еще одной составляющей общего вклада Ломоносова в литературу стало его открытое мнение о том, что церковная форма русского языка тормозит культурное развитие страны, что она является крайне устарелым вариантом для русского человека.

Именно Михаил Ломоносов стал первым русским человеком, который призывал всех людей развивать родной язык, совершенствуя его, делая его более понятным и простым. Для этого Ломоносов предложил просто выбрать лучшие произведения русской литературы, выделить наиболее удачные моменты и начать вносить их в другие художественные произведения.

Презентация на тему: » Выдающиеся заслуги в области языкознания М.В. Ломоносова Работу выполнил студент группы: Ад-11 Назарова Екатерина 2011.» — Транскрипт:

1

Выдающиеся заслуги в области языкознания М.В. Ломоносова Работу выполнил студент группы: Ад-11 Назарова Екатерина 2011

2

М.В.Ломоносов ( ), образно названный А. С. Пушкиным «первым нашим университетом», был не только великим физиком, вдумчивым естествоиспытателем, но и блестящим поэтом, замечательным филологом. Он создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В ней он, исследуя язык, устанавливает грамматические и орфоэпические нормы, причем делает это не умозрительно, а на основе своих наблюдений над живой речью. Он размышляет: «Почему шире, слабее лучше, чем ширее, слабе!» Наблюдает за московским произношением: «Говорят жжался, а не сжался». Подобных этим наблюдений у него тысячи.

3

Ломоносов первый разработал научную классификацию частей речи. Ломоносов создал знаменитую теорию «трех штилей», которая оказалась не выдумкой сухого теоретика, а действенным руководством при создании нового литературного языка. Язык он разделил на три стиля: высокий, посредственный (средний), низкий.

4

Все слова, какими может располагать русский язык, Ломоносов делит на три основных разряда. К первому он относит слова, общие для языка церковных книг и для простого русского языка, как, например, слава, рука, почитаю. Ко второму относятся такие слова церковных книг, которые в простом русском языке не употребляются, но все же понятны грамотным людям, например, отверзаю, взываю, насажденный. Есть в церковном языке также слова непонятные и представляющиеся устарелыми, как, например, овогда некогда, свене прежде. Но их Ломоносов вообще не считает возможным употреблять в русском литературном языке. Наконец, третий разряд составляют слова, совсем неизвестные языку церковных книг, как, например, говорю, ручей, пока. В числе этого рода слов Ломоносов особо выделяет слова презренные, то есть грубые и вульгарные, которые он также не советует употреблять, разве только в подлых комедиях.

5

Ломоносов первый из деятелей русской культуры, который отчетливо увидел то, что теперь видит каждый грамотный русский, а именно что за время многовекового воздействия церковно-славянской стихии на русскую письменную речь множество церковно-славянских слов и выражений прочно осело в устной речи грамотных русских людей, став, таким образом, неотъемлемым достоянием повседневного языка носителей и строителей русской культуры.

6

Стройная стилистическая система покоится на двух главных основаниях: Во-первых, она вытесняет за рамки литературного употребления как церковно-славянские, так и русские лексические крайности

Во-вторых, и это самое важное, в основу всей системы кладется славенороссийское начало русского языка, то есть такие средства, которые у русского и церковно-славянского языка являются совпадающими, общими. Но в высоком они сочетаются с чисто славенскими, в низком с чисто русскими, а в среднем с теми и другими

Следовательно, Ломоносов объявляет как бы генеральной линией развития нового русского литературного языка ту линию скрещения обеих языковых стихий, которая наметилась уже на предшествующих стадиях истории русского языка и с изумительной зоркостью была им угадана. Именно таким путем удалось Ломоносову вывести русский литературный язык на тот путь развития, который в будущем привел к такому яркому и мощному расцвету русское слово.

7

Основная заслуга Ломоносова заключается в том, что он создал прочную почву для развития нового книжного, но уже светского, общегражданского русского литературного языка. С разработкой этого языка связано и самое крупное из филологических сочинений Ломоносова его Российская грамматика, появившаяся в 1755 году. Написание этой грамматики есть поистине величайший из подвигов Ломоносова. Ведь надо помнить, что грамматика Ломоносова это первая русская грамматика, потому что все более ранние грамматики были посвящены исключительно церковно-славянскому языку.

8

Вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.

9

Спасибо за внимание!

Литературное творчество М.В. Ломоносова

Подробности Категория: Русская поэзия XVIII века Опубликовано 25.02.2020 14:33 Первым поэтом, заложившим основы новой русской литературы XVIII в. в отношении к достижениям европейской культуры, был Ломоносов.

Ломоносов суммировал и приумножил все те достижения, которые принадлежали Кантемиру, Тредиаковскому, Сумарокову. При этом Ломоносов активно использовал богатство русской национальной культуры, т.к. именно в его время началось становление русской нации.

М.В. Ломоносов. Прижизненное изображение. Бумага, гравюра резцом. Э.Фессар и К.А.Вортман (1757). Под изображением надпись:

Ломоносовский подход

В основе подхода Ломоносова к филологическим проблемам лежит понимание того, что без четких правил невозможно развитие не только современной ему отечественной литературы, но и наук. Его время не могло похвастать соблюдением языковых норм. При этом науки активно развивались, и для однозначного выражения мысли в научный язык необходимо было внести единые правила.

Поэтому первой задачей было изменение отношения к проблеме. Ломоносов выдвинул мысль — на первый взгляд, тривиальную — о необходимости изучения родной речи. Новаторство его подхода заключалось в том, чтобы дать возможность изучить язык и пользоваться им всем людям во всех областях деятельности.

Кроме того, на практике существовало множество речевых норм, что зависело и от местности, и от сферы применения языка. Все это привело к выработке Ломоносовым стратегии деятельности в области лингвистики. Основные положения этой стратегии следующие:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: