Анализ стихотворения «памяти добролюбова» некрасова

Краткое содержание

Лирический герой описывает положительные качества Добролюбова. Критик в молодые годы отличался суровостью, рассудительностью и сдержанностью. Публицист учил жить людей и рассказывал, как существовать в славе и свободе.

Критик сознательно отвергал страсть и плотские удовольствия. Он отказывался от любви, хранил чистоту. Ему больше нравилось работать, писать статьи, служить родине. Все Добролюбов отдал стране. В то же время критик не мог наблюдать за негативными сторонами жизни в России. Он считал, что революция способна изменить все к лучшему.

Но надеждам Добролюбова не удалось сбыться. Смерть лишила его способность творить и взывать к народу. Прошли года, но память о критике осталась. Лирический герой призвал всех гордиться тем, что в России родился такой человек. Без таких людей страна бы давно разрушилась.

Краткое содержание

Лирический герой описывает положительные качества Добролюбова. Критик в молодые годы отличался суровостью, рассудительностью и сдержанностью. Публицист учил жить людей и рассказывал, как существовать в славе и свободе.

Критик сознательно отвергал страсть и плотские удовольствия. Он отказывался от любви, хранил чистоту. Ему больше нравилось работать, писать статьи, служить родине. Все Добролюбов отдал стране. В то же время критик не мог наблюдать за негативными сторонами жизни в России. Он считал, что революция способна изменить все к лучшему.

Но надеждам Добролюбова не удалось сбыться. Смерть лишила его способность творить и взывать к народу. Прошли года, но память о критике осталась. Лирический герой призвал всех гордиться тем, что в России родился такой человек. Без таких людей страна бы давно разрушилась.

Элегия Пушкина (краткий анализ)

Продолжателем романтических традиций и реформатором нового искусства явился А.С.Пушкин.

Пушкинские элегии отличает идейно-тематическое богатство, реалистичность сюжета, доверительность интонации, соединение иронии (что это такое?) и лирики (что это за жанр?).

В стихотворении «Безумных лет угасшее веселье», написанном болдинской осенью 1830 года, Пушкин, как и Жуковский, обращается к романтической метафоре моря. Оно олицетворяет человеческую жизнь и непредсказуемость судьбы.

Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино — печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.

«Грядущего волнуемое море» сулит поэту «труд и горе», все лучшие мгновения остались для него в прошлом. Вместе с тем лирический герой понимает, что сам виноват во многих заблуждениях юности.

Борясь с валами накатывающих воспоминаний, наполненных печалью, поэт совершает отчаянный рывок навстречу свободе.

«Но не хочу, о други, умирать. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!..» — признаётся он.

Антитеза (что это значит?) смирения и борьбы, жизни и смерти задаёт основной сюжет элегии: конфликт личной творческой воли человека (что это?) с высшей заданностью, не обусловленной законами нашего понимания.

Написанная мерным ямбом, словно раскачивающим утлую лодку на морских волнах, пушкинская элегия озаряется искрой надежды, робкой мечтой о «прощальной улыбке» любви.

Подробный анализ

«Внимая ужасам войны» — стихотворение Николая Некрасова, написанное им в 1885 году. Оно посвящено войне, павшим солдатам, горю солдатских матерей. Идею для стихотворения автору дала Крымская война 1853-1856 гг, а также произведение Льва Толстого «Севастопольские рассказы», которое произвело сильное впечатление на поэта. Несколько позже музыканты превратили стих в песню. Стихотворение является элегией — философскими раздумьями, посвящёнными женщине-матери, которая потеряла своего ребёнка на войне, ненужности войны, человеческому свойству через некоторое время забывать своих близких.

Стих короткий, состоит из 17 строф, или трёх четверостиший и одного пятистишья. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб с пиррихиями. Такая рифмовка делает стихотворение напевным. Первая строфа имеет кольцевую рифму, 2-ая и 3-я перекрёстную рифму. Чередуются мужская и женская рифмы. В конце первых двух четверостиший заключается загадка. Почему автору не жаль ни погибшего солдата, ни его жены и друга? Кому же действительно жаль убитого? Разгадка даётся дальше — автор считает, что наиболее искренно гибель воина может переживать только его мать, видя трагичный финал подаренной ею жизни. По его мнению, и жена, и друг павшего рано или поздно забудут его. Это является антитезой, временному трауру жен и друзей противопоставляется материнское горе.

Главная мысль стихотворения в том, что война негуманна и бессмысленна, а материнское горе необъятно, и требуется сделать всё, чтобы на свете торжествовал гуманизм. Поэтому стих актуален во все времена. Война ломает нормальный уклад жизни, заставляя матерей оплакивать своих детей, делает людей жертвами. Автор сравнивает убитую горем мать с плакучей ивой, которая склонила свои ветви, её слёзы он называет святыми. Авторская мысль двигается от материнской судьбы к судьбе Родины, от человеческой смерти к историческим закономерностям.

Крымская война произошла между Российской империей и коалицией из Британской, Французской, Османской империй, а так же Сардинского королевства. Россия проиграла эту войну, потеряв около 143 000 человек. Коалиция потеряла ещё больше. «Кровавая нива» является метафорой, обозначающей поле боя. Искренность души матери автором противопоставляется лицемерию земной жизни. В своём произведении автор спорит с мыслью Льва Толстого о том, что родным свойственно предавать забвению своих умерших близких.

В числе действующих лиц заключен особый смысл — «герой», «жена», «друг» даются в единственном числе, а «матери» во множественном. Индивидуальность противопоставляются общности. Своеобразный ритм в начале создаётся повторами «мне жаль» (анафора). Сочетаясь с отрицанием они требуют сделать вывод, который расположен во второй части стиха. Произведение не делится на части, одна мысль идёт за другой, несмотря на краткость оно очень содержательно. Обращение к кому-либо отсутствует. Можно сказать, что в нём можно угадать едва сдерживаемые слёзы.

Анализ стихотворения Внимая ужасам войны по плану

История создания

История создания анализируемого произведения связана с Крымской войной, хоть сам Некрасов не был ее участником. На службе пребывал Л. Н. Толстой. Молодой писатель, впечатленный кровавыми событиям, написал «Севастопольские рассказы», которые были опубликованы в 1855 г. Некоторые главы произведений Л. Толстой читал Некрасову еще до публикации. Рассказы, правдиво изображающие войну, впечатлили поэта. Вскоре из-под его пера появились стихи «Внимая ужасам войны».

Но не только этот факт подтолкнул к созданию произведения. Отец Николая Алексеевича был помещиком и военным. Его крестьян часто забирали на службу и далеко не все солдаты возвращались домой, ведь в то время Россия участвовала во многих кровавых битвах. Таким образом, Некрасов с детства знал, что такое материнское горе.

Впервые стихотворение опубликовали в 1856 г. во 2-м номере журнала «Современник».

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова

(0)

Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракону. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Поводом же к написанию этого произведения стало выступление историка литературы О. Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться и что «непосредственное описание страданий народа Некрасовым исчерпано».

Жанр произведения указан в его названии — элегия. В переводе с древнегреческого языка элегия — жалоба; она передаёт грустные переживания, как правило, любовные. К этому жанру обращались многие поэты-романтики: Баратынский, Жуковский, Батюшков. Некрасов изменил традицию — написал грустные размышления о судьбе русского народа после реформы 1861 года, отменившей крепостное право. Композиционно стихотворение делится на три части. Первая часть — зачин, в котором поэт обращается к юношеству и определяет тему своего произведения. Вторая часть — развитие темы; автор формулирует своё представление о назначении поэта. Третья часть — концовка; поэт размышляет о судьбе русского народа. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом — автор говорит о народных страданиях, а значит, композицию стихотворения можно назвать кольцевой. Лирический герой стихотворения считает, что для поэта нет предмета достойнее и значительнее, чем «Толпе напоминать, что бедствует народ / В то время, как она ликует и поёт, / К народу возбуждать вниманье сильных мира … » , Эти строки звучат взволнованно и даже торжественно. Поэт определяет тему своего творчества в целом и этого произведения в частности — «страдания на- рода». Есть в «Элегии» строки, которые явно перекликаются со стихотворением Пушкина «Деревня». Некрасов: … Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза! .

Пушкин: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам … Этой реминисценцией Некрасов хочет обратить внимание читателя на то, что со времён Пушкина в жизни народа ничего не изменилось, хотя уже 13 лет прошло после отмены крепостного права. Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть

Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он восхищается и природой, и трудом крестьян. Но заканчивается строфа риторическими вопросами: Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев … Но размышления эти слышит лишь окружающий его пейзаж: «И песнь моя громка! .. / Ей вторят долы, нивы, / и эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы, / и лес откликнулся … Природа внемлет мне … ». А как же народ, о чьей судьбе так беспокоится поэт? « Увы! не внемлет он — и не даёт ответа … » .

Автор использует умолчание не только после риторических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения. Народ не слышит его вопросов. Поэта поражает долготерпение крестьян. Они так привыкли быть зависимыми, что продолжают по привычке нести трудовую повинность. Освобождение от крепостного права не принесло ожидаемых перемен в судьбе русского народа. В этом и заключается идея «Элегии» Некрасова. Оглядывая свой жизненный путь, лирический герой восклицает: «Я лиру посвятил народу своему … » — эта строчка стала лейтмотивом, девизом, сущностью всего творчества Некрасова. Поэт использует самые разнообразные средства художественной выразительности. В стихотворении много ярких эпитетов (сладкие слёзы; красный день; золотая жатва; довольное дитя, тайные вопросы), использовано олицетворение (и лес откликнулся), метафора (служить им будет Муза), сравнение (как тощие стада по скошенным лугам), анафора (И эхо дальних гор … И лес откликнулся).

Поэт включает в произведение высокую лексику (лира, внемлет, внимаю, влачатся, рок, девы). Он использует восклицательные предложения (каждый в бой иди!), риторические вопросы (Чему достойнее служить могла бы лира?), фразеологические обороты (сильные мира) и умолчания — это приближает стиль произведения к публицистическому. Стихотворение написано шестистопным ямбом с пропусками ударений (традиционной для элегий строкой), рифмовка — перекрестная.

0 / 5. 0

Отношение поэта к герою произведения

Добролюбов все время посвящал работе, литература была для него смыслом жизни. Даже на личное счастье времени не оставалось, поэтому Некрасов посчитал, что о такой самоотверженной личности должен узнать мир. Николай Александрович был самым молодым литературным критиком своего времени. Но его авторитет был не менее значимым, чем других.

Некрасов рисует перед читателями образ идеального мужчины, который ведет высоконравственную жизнь. Насколько объективна его оценка, читателям остается только догадываться. Ведь, во-первых, знаком с главным героем Некрасов был не так долго, а, во-вторых, автор мог приукрасить некоторые факты из жизни критика.

Эта мысль подтверждается и другими произведениями, в которых поэт создавал нравственный идеал русской культуры и православной церкви

В любом случае, в Добролюбове были качества, которые заслужили внимание великого российского поэта и затрагивают современных читателей:

  • строгость и неподкупность (как критика Добролюбова уважали за его справедливость);
  • принципиальность;
  • беспристрастное отношение ко всем;
  • трудолюбие;
  • постоянное самосовершенствование, самокритичность;
  • смелость и готовность отстаивать свое мнение;
  • щедрость и доброта.

Исторический фон, на котором творил Некрасов

«Элегия», анализ которой будет представлен в статье, была написана в 1874 году, спустя тринадцать лет после отмены крепостного права. Проблема, которая тревожит сердце Некрасова, выражена в вопросе: счастлив ли освобожденный от пут крепостничества народ? Нет, ожидаемого расцвета не произошло, простые люди так же обездолены и угнетены. Некрасов был сторонником так называемого «американского» пути развития капитализма в России, по его мнению, крестьянин тогда только заживет счастливо и привольно, когда будет вести личное хозяйство. Практику эксплуатации резко и непримиримо осуждал поэт и гражданин Некрасов.

Анализ «Памяти Добролюбова» Некрасов

«Памяти Добролюбова» Некрасов

«Памяти Добролюбова» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Памяти Добролюбова» было написано в 1864 году и посвящено литературному критику Николаю Добролюбову, товарищу Некрасова и сотруднику «Современника». Николай Добролюбов умер в 1861 г. молодым, в возрасте 25 лет, от туберкулёза.

Первоначально у стихотворения не было названия, но был эпиграф из стихотворения Добролюбова.

Стихотворение напечатано в «Современнике» № 11-12 за 1864 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру эпитафии, но лишено романтической условности, свойственной произведениям этого жанра в середине 19 в. Наоборот, в стихотворении читатель получает реалистический психологический портрет друга и соратника автора.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – значение личности и творчества Добролюбова для воспитания русской революционной молодёжи.

Основная мысль: Николай Добролюбов – пример жизни, полностью посвящённой борьбе за счастье родины. Некрасов писал позже, что «старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов».

Стихотворение состоит из 6 строф, разных по длине: четыре четверостишия, одно пятистишие и одно семистишие, оборванное на высокой ноте. Это пример того, как форма подчинена содержанию.

Обращаясь к покойному другу на ты, как если бы он был жив, лирический герой начинает своё рассуждение с парадоксальной мысли: «Учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать». Далее поэт развивает эту мысль о том, что подвиг Добролюбова есть жизнь, отданная родине, любовь к которой сначала противопоставляется любви к земной женщине, а затем превозносится в гордом и торжественном плаче: «Плачь, русская земля, но и гордись…» Завершает стихотворение обращение к матери-природе, рождающей таких людей и не дающей заглохнуть ниве жизни.

Тропы и образы

В стихотворении мало эпитетов: светлый рай, вещее перо, душевная красота. Качества Добролюбова не статичны, проявляются в подвиге его жизни.

Добролюбов описывается как христианский святой, последний подвиг которого – праведная смерть. Если не знать возраст смерти Добролюбова, можно подумать, что описан старец, который смолоду был праведником. Добродетели Добролюбова – суровость, подчинение страстей рассудку, отказ от мирских наслаждений, душевная чистота. Но если христианский подвижник соблюдает целомудрие ради Бога, то Добролюбов отказывается от женской любви ради родины. Для неё он готовит светлый рай и перлы для венца (метафоры лучшей жизни).

Любовь к родине сравнивается с любовью к женщине, а потом превращается в метафору (любовница суровая).

Добролюбов несёт в мир разумное отношение к жизни и литературе (это работа литературного критика), становится светильником разума (символ просвещения).

При описании нравственного подвига Добролюбова Некрасов использует старославянизмы: мирские наслажденья, жажда, перлы, вещий, небеса, недра.

Смерть Добролюбова, как и смерть христианского святого, преждевременна, но не напрасна. Спустя время Добролюбов «высоко вознёсся» над людьми. Так атеист Некрасов создаёт своих «святых», которые оцениваются уже не с точки зрения христианской морали, а с точки зрения совести и чести человека, своеобразных природных нравственных людей. Поэтому в конце возникает образ природы-матери, олицетворение самой жизни, изредка рождающей на своих нивах (метафора) таких людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрёстная

Последние три строчки не рифмуются, поэтому вывод похож на заклинание, на котором акцентирует внимание поэт. К тому же последняя строчка вдвое короче остальных, так что возникает ощущение недосказанности

Другие материалы по творчеству автора:

  • Краткое содержание по главам «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
  • Николай Некрасов — Кому на Руси жить хорошо
  • Николай Некрасов — Мороз, Красный нос
  • Николай Некрасов — Дедушка Мазай и зайцы
  • Николай Некрасов — Русские женщины
  • Хронологическая таблица жизни и творчества Н. Некрасова
  • Анализ «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов
  • Краткое содержание «Железная дорога» Некрасов
  • Анализ «Зелёный шум» Некрасов
  • Анализ «Несжатая полоса» Некрасов

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Цветаевой Куст

    Несложно заметить, что в творчестве Марины Цветаевой очень часто встречаются образы куста или дерева. Они символизируют бегущей от будничной маеты героине отдушину, райское пристанище, волшебство. Стихотворение «Куст» Марина

  • Анализ стихотворения Ахматовой Победа

    Всем давно известно, что с революцией 1917-ого года власть страны сменилась. Много политических сил претендовало на власть, но большевики, благодаря их влиянию и выгодному положению, стали править страной. Но Ахматова не разделяла

  • Анализ стихотворения Фета Уж верба вся пушистая раскинулась кругом

    Одной из самых популярных тем в поэзии А.Фета всегда являлась тема «Природы». Произведение «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом» также относится к этой лирике. Оно передаёт чувства природы и людей с приходом Весны.

  • Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

    Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» относится к любовной лирике. Оно пронизано душевными переживаниями по поводу разлуки с любимой женщиной.

  • Анализ стихотворения Блока Родина

    Тема России – Родины для Блока была идеей жизни. Он не раз признавался, что это вершина его поэтического пути, в этом он видел своё предназначение. В тяжёлое для страны время, после первой Русской революции и русско-японской войны,

Николай Некрасов – человек самодостаточной, несмотря на всю его критичность по отношению к своему творчеству. Однажды, когда поэт владел журналом, который назывался «Современник», к нему в издательство на прием работы пришел один молодой человек, которого звали, как впоследствии оказалось, — Добролюбовым. Этот молодой человек – отличался, как тоже впоследствии прояснилось, незаурядными способностями, а также, обладал хорошим талантом писать и сочинять.

Некрасов всегда восхищался этим человеком. Но так как их возраст далеко отличался друг от друг, они не особо дружили между собой. Но тем не менее, это вовсе не означало, что Некрасов не мог втайне или открыто восхищаться таким человеком. И именно тогда, когда умер этот «неограненный алмаз», Добролюбов, поэт до конца только осознал, насколько сильная потеря совершилась.

Тогда Некрасов пишет стихотворение под названием «Памяти Добролюбову», которое написано в 1861 году. Некрасов рассказывает всем людям об этом человеке, и насколько сильна эта потеря в обществе. Ведь именно этот человек мог доступно и нормальным литературным языком рассказать о произведении, написать о нем рецензию, и главное указать – что достойно внимания людей, а что – нет.

LiveInternetLiveInternet

Николай Алексеевич Некрасов

Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил, Ты жажде сердца не дал утоленья; Как женщину, ты родину любил, Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца Ей покорял. Взывая к жизни новой, И светлый рай, и перлы для венца Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись, И высоко вознесся ты над нами… Плачь, русская земля! но и гордись — С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты И в недра не брала свои обратно: Сокровища душевной красоты Совмещены в нем были благодатно… Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…

Николай Добролюбов

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека. Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов о, отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист. Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала»

При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни»

Текст: pishi-stihi.ru

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Идеал общественного деятеля в стихотворении Некрасова Памяти Добролюбова

Идеал общественного деятеля в стихотворении

«Памяти Добролюбова».

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) занимает особое место в русской
литературе. Парод его называет своим поэтом, певцом человеческих страданий.
Его творчество стало новой ступенью в развитии русской лирики

Он отразил
самые важные особенности своего времени и оказал значительное внимание на
общественную атмосферу эпохи. Он создал собственную «некрасовскую школу»
поэзии

Некрасов сконцентрировал свое внимание на одной теме – теме народа,
и на протяжении многих лет поэт оказывается в центре литературной жизни
России: он был редактором и издателем лучших журналов своего времени – это
журнал «Современник», выпускаемые с 1847 по 1866 года и журнал
«отечественные записки», который выпускался с 1868 года и до конца жизни
Некрасова.

Работая в журнале «Современник», судьба свела Некрасова с замечательным
человеком – Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861). Он был
молод, полон энергии, выступал против монархии, крепостного права,
дворянско-буржуазного либерализма. В журнале он выступал, как публицист,
литературный критик и просто как революционер – демократ. Он
пропагандировал идеи крестьянской революции, предсказывая появления нового
человека – деятеля и борца в русской жизни и в литературе.

Добролюбов написал несколько критических статей: «Что такое
обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и «Когда же
придет настоящий день?». Нам почти неизвестно, а ведь еще писал
сатирические стихи и пародии.
Работая в одном журнале, сошлись и полюбили друг друга два великих
человека: один – народный певец, другой – народный борец за счастье и
свободу человека.

Жизнь Добролюбова была недолгой, его не стало в 25 лет. Общественность
тяжело переживала утрату. Некрасов написал, спустя три года, стихотворение
«Памяти Добролюбова». В это стихотворении Некрасов показал яркий образ
революционера, отметив в Добролюбове уменье подчинить личную жизнь высоким
общественным целям, редкую способность к самопожертвованию. Первые строки
звучат, как гимн, человеку молодому, страстному, умеющему сплотить вокруг
себя народ:

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Вера в высокие идеалы, духовная чистота Добролюбова раскрывается
Некрасовым в следующих строках:

Сознательно мирские наслаждения
Ты отвергал, ты чистоту хранил…
Как женщину ты родину любил…

Некрасов опечален потерей друга. Добролюбов был для поэта идеалом,
рвущийся в жизненный полет, человек с большим сердцем и талантом
организатора, сколько бы пользы принес для родины, но увы:

Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.

Некрасов видел в Добролюбове такие качества, которые могут быть только в
человеке идеальном. Он видел в нем революционера, готового сгореть в
пламени борьбы, он был морально чист, его подвиг – служение народу,
сочетался с разумом и могучей мыслью революционного деятеля:

Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Прошли годы, время сгладило в человеческой памяти горе потери, а певец
народного горя не мог смириться с утратой своего идеала, и эта печаль
звучит в его строках, обращение к земле – матушке:

Плачь, русская земля! Но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:

Поэт обращается к людям, говоря им, как хорош был этот человек:

Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…

Обращение поэта к матушке – природе и к народу российскому с заботой о
будущем России. Что же будет, если на земле перестанут рождаться такие
замечательные люди, борцы и организаторы, чистые душой и пылкие сердцами?
Автор оставляет вопрос для раздумья потомкам, а сам прерывает, не закончив
четверостишье:

Природа – мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Добролюбов прожил очень мало, всего 25 лет, но его звезда на небосводе
зажглась и продолжает дарить нам свой свет с космических высот, а благодаря
Некрасову человечество помнит его и чтит.
Пользовался литературой:

2. Справочник школьника 5-11 классы. Издательство: АСТ

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Элегия.История создания – произведение было написано в 1874 г., когда поэт уже успел понаблюдать за изменениями, к которым привела отмена крепостного права.

Тема стихотворения – жизнь народа во время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа.

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащих в нищете своё существование и об их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права.

Жанр – элегия.

Метафоры – «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «вопросы, кипящие в уме»,

Олицетворения – «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне»

Эпитеты – «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «жатва золотая», «крестьянская страда», «прохладная полутьма»..

Сравнения – «влачатся в нищете…, как тощие стада».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: