«восшествие елизаветы. ода» анализ стихотворения ломоносова по плану кратко

Краткое содержание

Форму написания поэт выбрал, следуя примеру Радищева, который был для Пушкина образцом для подражания. Сначала он обращается к музе — мифическому существу. Автор называет её певицей свободы и развивает тему, говоря, что пороки должны быть повержены. Основная мысль состоит в следующем: чтобы народу жилось хорошо, воля должна сочетаться с торжеством закона.

Далее Пушкин приводит несколько исторических примеров, из которых следует, что он с одинаковой неприязнью относится и к тиранам, и к тем, кто жестоко расправился с ними. Поэт считает, что беззаконие недопустимо, независимо от того, исходит ли оно от правящих особ или простого люда. Он не согласен и с французскими предшественниками, которые убивали священников, замеченных в переодевании в церковные одежды. Уничтожение поработителей для него не подвиг, а такой же бесславный поступок, как угнетение бесправного населения. Кровопролитие может погубить и граждан, и страну в целом.

Завершая свою пламенную речь, поэт обращается к государям, к их самосознанию. Он побуждает их прислушаться к сказанному и извлечь пользу из уроков истории. Стихотворение можно назвать образцом композиционной стройности и выразительности. Средства, которые помогают передать мысли и чувства поэта, подобраны очень точно, они соответствуют смене динамики повествования.

Ода – краткое содержание роизведения Ломоносова

Как и любая торжественная песня, ода создано в триумфальном образе. Она берет свое начало с повествования о русской стороне, превознося ее за великолепие и пышность. Дальше писатель непринужденно рассказывает о церемонии вступления на престол, считая, что Елизавета Петровна настолько важный для государства человек, что даже небо устремило собственный взгляд на демонстрацию, позабыв про все процессы, протекающие на земле. Бог не только принял восшествие Елизаветы на престол, но и оказывает ей помощь в заключении мира в Або (1743г), помогает как можно скорее завершить войну со Швецией. Затем Ломоносов обращается, собственно, к представлению момента церемонии вступления на престол, 25 ноября 1741 года. Восшествие Елизаветы Петровны на трон случилось после очередной смены власти в стране. Само великолепие пиршества было немыслимым. В стихотворении так же воссоздается то, как государыня появилась в бараках Преображенского полка, неся в руке крест, для того чтобы подвести к клятве в верности гренадеров как императрица.

Возмущение прежними правителями страны было огромным, и почти все надеялись, что правление государыни принесет больше пользы для страны, чем прежде. Ломоносов, как муж знаний и творческая личность, находит для себя веру, что государыня не только прервет мучительные кровопролития, но и поспособствует становлению творческого искусства и науки в Российской империи.

Некоторая отрезок сочинения предназначен Петру I. Это не случайно, он в буквальном смысле слова авторитетная фигура, он собственными делами сделал то, чем суждено было управлять Елизавете, ко всему прочему он был ей папой. Писатель в нескольких словах, как и целое стихотворение, в праздничных нотах рассказывает вкратце случай из жизни знаменитого государя: то, как он уехал в Европу, доставил оттуда малоизвестные для Российской империи знания, а также боевые достижения, то есть Ломоносов на самом деле, повествует образование Российского государства.

Через некоторое время писатель обращается к хвалебному описанию Екатерины I, супруги Петра I, мамы Елизаветы, та, что вступила на трон через некоторое время после кончины супруга.

Вслед за этим Ломоносов в лирическом образе воссоздает протекающее пиршества в честь вступления на престол императрицы: их выразительность, торжественность.

Но писатель вновь возвращается к государыне, прося направить свой взгляд на учения в Российской империи, в надежде чтобы она стала благодетельницей и заступницей не только родных земель и богатств. Ломоносов сообщает о том, что при хорошем отношении, российская наука имеет возможности принести большое количество прибыли, а также проценты от нее. Он рассказывает о надобности изучения родной земли, про освоение Арктики, Дальнего Востока, Уральских гор. Ссылается на то, что любая из этих земель содержит полезные ископаемые. И по большому счету империя может жить и существовать без внешнего управления.

Популярные сегодня пересказы

Катерина Львовна, которой было двадцать четыре года, являлась женой купца Измайлова. Женщиной она была симпатичной. Её мужу, Зиновию Борисовичу, исполнилось уже пятьдесят лет. Его первая жена давно умерла.

Ксеркс с большим войском отправляется на войну с Грецией. Пожилые члены персидского совета собираются возле дворца в Сузах. Члены совета вместе с матерью царя Ксеркса ждут новостей о войне.

Действие разворачивается в период гражданской войны. Борьба между красными и белыми. Каждый день погибает огромное количество людей. У конюха Трофима кобылица родила жеребенка

Некая дама, собираясь ехать на поезде, сдала в багаж много разнообразных вещей. Среди них были: «диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка». Еще маленькая собачка. В кассе барыне выписали квитанции, в которых были перечислены сданные ею вещи.

Краткое содержание “Оды”

Ода – лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, “описывается. материя благородная, важная, редко – нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных”. Ее истоки – хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические – по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные – “преложения” псалмов; в конце XVIII в. появились оды нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания

Царей, и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:

Ломоносов, «Ода на день восшествия». Краткое содержание

В своем произведении автор воспевает величие России, богатства ее земель и морей, счастливые села, сильные города, урожаи. После он переходит к образу Елисаветы. Ломоносов описывает ее прекрасной, доброй, щедрой, спокойной, покончившей войны на русской земле. Он говорит, что в мирной России развивается наука, и времена настали хорошие. Все это описывается с применением различных метафор и других литературных приемов, которыми полна ода Ломоносова «На день восшествия».

Краткое содержание продолжим сообщением автора о том, как ему трудно подобрать слова, способные рассказать о великих делах монархини. Но она настолько вдохновляет Ломоносова, что его похвала вырывается из него.

Далее ученый отмечает заслуги Петра Первого: военные победы и развитие науки. Он оплакивает смерть императора и возвеличивает его дочь, получившую трон.

Описывает автор также бескрайние богатые просторы России, отмечает, что в ней рождаются великие умы. Ломоносов рассказывает о роли науки в жизни людей, призывает ею заниматься.

В последней части он возвращается к «источнику милости» — Елисавете. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний ее оберегает и благословляет.

Работа на уроке

В рамках школьной программы это произведение А. С. Пушкина изучают в 9 классе. На уроке литературы учащиеся определяют идею оды «Вольность», анализируют композиционные и стилистические особенности. Задача преподавателя — донести до подростков эмоциональное содержание стихотворения и показать идейную близость с убеждениями декабристов.

Ученики знакомятся с нравственными идеалами, которыми жило пушкинское поколение. Они делятся впечатлениями, рассказывают, чем поразила ода. В свою очередь, преподаватель помогает выяснить, против каких явлений протестовал поэт. Подростки, разбившись на группы, выбирают из произведения цитаты, подтверждающие теоретический материал. Затем учащиеся отвечают на вопросы или готовят доклады, придерживаясь предложенного плана. Домашнее задание — сочинение, причём тему подростки выбирают из тех, что предлагает учитель.

Структура

Писатель соблюдает основные правила выбранного жанра – оды. Традиционная, классическая ода включает три части, которые логически связываются между собой.

Первая часть – это выражение восторга и возношение хвалы государыне. Автор прославляет заслуги Елизаветы перед страной. Ломоносов не забыл и про великие деяния Петра Первого – знаменитого реформатора России. Императрица-неофит с гордостью принимает от своего предка эстафету в развитии страны.

Вторая часть отличается более философским характером. Михаил Васильевич больше не сосредотачивается на фигуре самодержца. Автор концентрируется на образе Отчизны. Ломоносов описывает природу и богатства империи, ее творческий и духовный потенциал

Писатель рассуждает о перспективах развития страны, о важности просветительских реформ. Совет императрице – заботиться о молодых и талантливых людях

В финале произведения автор вновь возвращается к личности правителя, пишет о его обязанностях и долге.

Философский характер поэзии

Ломоносов – не только ученый и писатель. Михаил Васильевич был еще и философом. В этом произведении автор поднимает философскую проблему военного и мирного времени. Елизавета видится писателю символом мира, Петр Первый – символом военных побед. Царица гуманна, но автор все равно дает императрице советы. Ломоносов подходит к проблеме правления по-философски. С точки зрения ученого, Михаил Васильевич желает государству дальнейшего просвещения. Это значит, что императрица должна поддерживать науку и развивать культуру. В этом примером для Елизаветы послужит ее отец – Петр Первый.

Образ России

Ломоносов обращается к образу России. Поэт изображает страну полной природных даров. Здесь можно встретить и высоту гор, и широту полей, и полноводность рек. Природа – это глубокая загадка, разгадать которую может лишь просвещенный человек. Ценность окружающего мира – лейтмотив творчества Ломоносова. Автор намекает, что мир и природа нуждаются в людях с высоким уровнем осознанности и образования. Русская земля славится талантами. Способные, гениальные личности нуждаются во «взращивании», «вскармливании». Это – задача правителя.

Ломоносов уверен: будущее для России заключается в необходимости просвещения. Знания положительно влияют на души людей, развивают человека духовно и нравственно. Ученый всю жизнь стремился расширять собственный кругозор, а потому призывал своих соотечественников к всестороннему развитию. Михаил Васильевич советует юной императрице продолжить путь своего отца, который был настоящим фанатом образования. Рекомендации и наставления мудрого поэта – это дар не только императрице, но и любому другому человеку. В настоящее время строки Ломоносова не теряют своей актуальности.

История создания

Обычно оды заказывались правительством, и их чтение было включено в праздничную церемонию. Торжественное стихотворение, посвящённое годовщине царствования Елизаветы, также было написано по заказу правящей особы. Поэту нужно было красиво рассказать о заслугах императрицы перед Отечеством, причём найти такие слова, которые могли усладить слух собравшихся. Работу над подобными творениями нередко поручали Ломоносову — признанному мастеру жанра.

В действительности за время правления Елизавета сделала много хорошего. Она продолжила начинания Петра Великого и всячески способствовала развитию просвещения. Кроме того, императрица увеличила объём финансирования Академии наук и обновила штат. На нужды учёных направлялись значительные суммы из казны.

Правительнице приходилось думать и о том, как укрепить обороноспособность России. Австрия, Голландия и Англия хотели развязать войну против Франции и Германии, и Елизавета не хотела, чтобы Отечество оказалось втянутым в этот конфликт.

Победно-патриотическая «Ода на взятие Хотина»

Свое победно-патриотическое творение под названием «Ода на взятие Хотина» Михаил Васильевич представил в 1739 году. В ней Ломоносова представляет возможным обособление трех базисных частей: это вступления, самого описания батальных сцен и затем кульминации, представленной прославлением и награждением победителей. Сцены боя показаны с присущим Ломоносову стилем гиперболизации, с множеством впечатляющих сравнений, метафор и олицетворений, которые в свою очередь ярче всего отображают драматичность и героизм военных действий.

Драматизм и патетика обостряются с появлением риторических вопросов, восклицаний автора, которые он обращает то к русским воинам, то к их противникам. Кроме того, здесь встречаются и обращения к историческому прошлому, что в свою очередь обогащает оду, исполненную в духе патриотизма.

Первым, кто в своих одах применил четырехстопный ямб с мужскими и женскими рифмовками, был Ломоносов. Жанр оды – подлинная вершина его творчества. В дальнейшем четырехстопный ямб также был представлен в трудах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Блока и других поэтов.

Фильм Михайло Ломоносов смотреть онлайн бесплатно все серии подряд в хорошем HD качестве

Создатели:

Александр Прошкин, Виктор Степанов, Александр Домогаров, Олег Меньшиков, Игорь Волков, Илзе Лиепа, Пётр Меркурьев , Александр Михайлов, Анатолий Васильев, Анастасия Деревщикова, Людмила Полякова, Андрей Дударенко, Сергей Плотников, Борис Плотников, Кирилл Козаков, Виктор Сергачев, Катрин Кохв, Сос Саркисян, Александр Ткаченок, Андрей Болтнев, Марина Полицеймако, Александр Лазарев, Алексей Сафонов, Александр Демьяненко, Валентин Макаров, Вадим Кислых, Татьяна Вадецкая, Леонид Нехорошев, Олег Осетинский, Владимир Мартынов

В простой крестьянской семье Ломоносовых, проживающей в деревне Мишанинской Архангельской губернии, рождается мальчик, которого нарекают Михаилом. С детских лет Михайло отличается от своих сверстников необычайной тягой к знаниям. Однако вместо того, чтобы учиться, Михайло вынужден помогать отцу в тяжелой работе и довольствоваться уроками местного дьячка. Наклонности подростка совершенно не нравятся отцу, он считает это все блажью, а книги, приносимые сыном в дом, — ненужным хламом.

Краткий анализ

Перед тем как начать делать анализ содержания, рекомендуется ознакомиться с ломоносовским творчеством «Оды о Елисавете Петровне».

Дата написания — 1747 год.

Тема — рассказ о благих делах Елизаветы.

Композиция — её можно поделить на три составляющие: прославление правителя, достижения страны и снова слова похвалы хорошему монарху.

Жанр — ода.

Тема произведения

  • рост просвещения;
  • возможность лучшей жизни России и в военное время;
  • уважение к своей стране.

Главная идея стихотворения — долг перед своим государством, служение на благо которого считается лучшей наградой и честью каждого гражданина.

Композиция оды

Произведение построено в соответствии со всеми техниками написания оды и включает в себя три части, связанные между собой логически. В первой автор восхваляет правящую императрицу и всё, что она сделала на благо отечества. Упоминает Ломоносов и её предшественников, особенно его восхищает, каков был Пётр I и какие великие реформы он проводил. Автор считает, что Елизавета старалась равняться на него и делать всё возможное, чтобы жизнь в России становилась лучше.

В следующей части автор отходит от описания монархов и начинает рассказывать о самой России, и её безграничных просторах. Ломоносов полагал, что государство станет ещё сильнее, если больше внимания будет уделяться просвещению. В финальной части стихотворения Ломоносов вновь восхваляет правительницу за всё, что она делает на благо родины.

Жанр написания

Ломоносов в качестве жанра своей работы выбрал оду — это был его любимый стиль. Ода считается довольно торжественным произведением, в котором авторы обычно прославляют важную персону или значимое явление. В сотворении подобных текстов Михаилу Васильевичу никто не мог составить конкуренцию.

Стихотворный размер произведения — четырёхстопный ямб. Автор с ловкостью применил его и смог придать произведению ещё большую звучность.

Средства выразительности

Отличительной чертой этого стихотворения является многообразие используемых в нём художественных средств. С их помощью оно становится ещё более величественным. Для примеров можно вставить короткие отрывки:

  • сравнения — зрак прекраснее рая;
  • олицетворения — Марс страшился;
  • славянизмы — выя, град;
  • метафоры — подать;
  • эпитеты — щедрая, великая.

Полностью раскрыть свой замысел автору удалось именно при помощи средств выражения.

Анализ произведения Ломоносова «Ода Елизавете Петровне» поможет школьникам правильно охарактеризовать её и написать на отлично любую проверочную работу.

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «красны лики», «заря багряная», «скорбная темнота», «сладостный покой».

Метафоры: «Но, о прекрасная планета, любезное светило дней!»

Архаические слова: «Врата отверзла в мир заря, от ризы сыплет свет румяной в поля, в леса, во град, в моря, велит ночным лучам склониться пред светлым днём, и в тверди скрыться, и тем почтить его приход».

Архаические слова: Императрица Елизавета Петровна — тишина.

Архаические слова: град, зрак, дщерь, очи, пределы небес, выя, купно, толикий, огнь, узреть.

Риторическое восклицание: «О утра час благословенный, дражайший нам златых веков!»; «О день блаженный, день избранный для счастия полночных стран!»; «О вы, недремлющие очи, стрегущие небесный град!».

Риторическое обращение: «Но ах, жестокая судьбина!», «Молчите, пламенные звуки».

Риторический вопрос: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?».

Инверсия: «Приятных струн сладчайший глас».

Олицетворение: «И на престол взвела с собою / Доброт твоих прекрасный лик».

Популярные сегодня пересказы

  • Орёл-меценат — краткое содержание рассказа Салтыков-Щедрин Рассказчик предлагает историю про орла, в лице которого видит вообще всех орлов. Они многим кажутся благородными и храбрыми, но, по мнению повествователя, они — просто хищники, хотя и могут видеть далеко и быть сильны.
  • Чей нос лучше — краткое содержание рассказа Бианки Мухолов-Тонконос охотится, сидя на ветке, бабочек и мух высматривает и глотает. Увидел рядом Дубоноса и давай жаловаться ему на свою жизнь. Нос, мол, у него тонкий, маленький, клевать зерно таким неудобно
  • Перловый суп — краткое содержание рассказа Улицкой Перловый суп, как отголосок детства, проходит через всю жизнь рассказчицы. Он послужил призмой восприятия ребенком, четырехлетней маленькой девочкой, событий, явлений, характеров людей, отношений между людьми, царящих в грозное,
  • Жук в муравейнике — краткое содержание книги Стругацких Лев Абалкин занимался изучением планет неизвестной цивилизации. Но вдруг он по неизвестной причине покинул планету. Максиму Каммерера поручили найти пропавшего прогрессора, так как на Земле его тоже не обнаружили

Оды М.В. Ломоносова

Оды М.В. Ломоносова являют собой основной вид его поэтического творчества, и именно благодаря этому поэтическому жанру Ломоносов оказал сильнейшее влияние на русскую поэзию и создал себе имя талантливого одописца. Оды Ломоносова имели следующие особенности:

— носили характер похвальной, торжественной оды, под которой понимается обширное стихотворение, состоящее из многих строф, причем каждая строфа также обширна;

— строфы каждой оды включали в себя всегда по десять стихов;

— приурочивались к каким-либо торжественным официальным событиям, например дням рождения, именинам и т. д.;

— имели целью внедрить в сознание современников, и в первую очередь государственных деятелей, политические взгляды Ломоносова, т. е. были идейно насыщенными и политически направленными;

— имели черты лирического произведения, но лирика носила не индивидуальный, а коллективный характер и выражала стремления государственные, а не личные;

— каждая ода вмещала в себя несколько тем, в которых освещались глобальные задачи развития государства.

Оды Ломоносова имели следующую политическую концепцию:

— были основаны на идее «просвещенного абсолютизма», под которым понимается такой тип государственного правления, при котором развитие государства зависит только от воли и разума самого монарха, на которого не влияют ни Церковь, ни дворянство;

— в качестве образов выступали не столько конкретные цари и монархи, сколько идеал монарха, основанный на идее «просвещенного абсолютизма», а реальным персонажам, которые воспевались в одах, приписывались черты этого идеала (которых подчас не существовало у реального человека), т. е. реальные персонажи просто служили средством для выражения этого идеала монарха;

— являлись манифестами той просвещенной власти, о которой мечтал Ломоносов, и его политической идеологии, а не взглядами царицы и правительства;

— часто воспевали личность Петра I , который и являлся для Ломоносова идеалом просвещенного монарха.

Оды Ломоносова имели следующую тематику:

— воспевание славы и величия России;

— воспевание народа России, его силы и могучего духа;

— рассуждения о великом будущем России и ее народа;

— проповедование просвещения и необходимости наук;

— рассуждения о науке, природе и ее незримой силе (в этом проявляется неотделимость Ломоносова-ученого от Ломоносова-поэта).

Образ науки и культуры

С позиции ученого Ломоносов воспевает важность науки и культуры. Наука видится поэту обязательной для всей вещью

Без науки не может обойтись ни юноша, ни старец. В юные годы наука позволяет человеку познавать себя и мир. Когда человек стареет, наука становится для него отрадой.

От природы человек – одинокое существо, но знания позволяют совладать с чувством одиночества.

Впрочем, Михаил Васильевич – вовсе не новатор в плане акцента на теме просвещения. Кантемир и Тредиаковский также писали о подобных проблемах

Но именно в творчестве Ломоносова тема важности науки, искусства, культуры, реформ возводится на свой литературный пьедестал

Античные образы

Ломоносов заимствовал из античности не только жанр своего творения. Русский гений обратился и к образам древнегреческой и древнеримской мифологии. Война у писателя ассоциируется с ликом грозного бога Марса. Образ моря передается через Нептуна – владыку морей в античных мифах. Плутон воплощает богатство гор России (Плутон – бог подземного мира). Этот прием делает произведение еще более торжественным.

Античные образы помогают автору красочнее описать природные богатства родного края. Михаил Васильевич делает акцент на горнодобывающем деле, на полезных ископаемых и ресурсах страны. Но главный ресурс, по мнению писателя, – это не окружающая среда, а люди – просвещенные, образованные, талантливые и молодые.

1 5 ( 1 голос )

Средства выразительности

Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них сравнения («душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая»), олицетворения («вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился»), гиперболы («чрез горы, реки и моря»), славянизмы («град», «дщерь», «выя», «узреть»), метафоры («подать…ума плоды»).

Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Разлука» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – история создания, рифма, тема

Следующая

Анализ стихотворений«Поле зыблется цветами» анализ стихотворения Майкова по плану кратко – тема, средства выразительности, история создания, эпитеты

Духовные оды

Ломоносов всецело проявил себя в написании духовных од. Ими в 18 веке именовались стихотворные изложения библейских писаний с лиричным содержанием. Во главе здесь выступала книга псалмов, где поэты то и дело выискивали схожие к своим думам и переживаниям темы. По этой причине духовные оды могли нести в себе самую разнообразную направленность – от особо личного ее исполнения до высокого, общегражданского.

Духовные оды Ломоносова преисполнены упоением, восторгом, гармоничностью и великолепием мироздания.

При изложении одной из наиболее драматических библейских книг, «Книги Иова», Ломоносов вычленил ее набожно-этическую проблематику и предоставил на первый план описание ее поистине благоговейных картин живой природы. И вновь перед нами, читателями, появляется необъятное разрисованное звездами небо, буйствующая морская пучина, шторм, орел, отвлеченно парящий в небесных просторах, громадный бегемот, неистово топчущий беснующиеся тернии, и даже мифический в своем великолепии Левиафан, обитающий на дне океана.

В отличие от похвальных, жанр оды духовной отличается своей немногословностью и изяществом изложения. Строфы, состоящие из десяти стихов, здесь заменены, как правило, четверостишиями с кольцевой или перекрестной рифмой. Стиль написания духовных од представляется лаконичным и лишенным разного рода «убранств».

Анализ 2

Произведение посвящено началу царствования российской императрицы Елизаветы и содержит в себе поэтическое прославление новой государыни.

Художественная структура оды, написанной с использованием богатого, пышного поэтического языка, выражена в величественном стиле письма и масштабности образов, подчеркнутых классицистической формой рифмовки, выдержанной на протяжении всего повествования, четырехстопным ямбом, церковнославянскими фразами в форме десятистрочной строфы, а также многочисленными гиперболами, метафорами в виде риторических фигур.

Предшествует основному содержанию вступление, в котором поэт изображает картину тишины в стране, наступившей с прекращением всех имеющихся военных действий, передавая истинное наслаждение от мирного спокойного существования, несущего надежду на дальнейшее процветание государства при правлении Елизаветы Петровны.

Главную героиню произведения поэт представляет в образе красивой, величественной государыни, достоинства которой подчеркиваются с использованием красочных сравнений, эпитетов, создавая в изображении монархини мелодичность и гармоничность, делая акцент на ее щедрости и любви к собственному народу.

В повествовании, прославляющем императрицу, автор вводит торжественное описание исторических событий, акцентируя внимание на значимом влиянии Елизаветы Петровны в мирном разрешении военных конфликтов, а также вспоминая с почтением и уважением период правления Петра Первого, которого поэт называет Человеком с большой буквы и упоминает в оде при помощи образов античной мифологии. Автор рисует образ героини как достойной продолжательницы великого дела своего отца, возлагая на нее надежды на преумножение петровских начинаний и реформ, в том числе в научных сферах, иллюстрируя величественность правительницы богатыми описаниями своей страны, включая неповторимые природные пейзажи, размах обширных территорий, неисчерпаемые богатства земельных недр и рождение истинных талантливых, способных личностей

Автор рисует образ героини как достойной продолжательницы великого дела своего отца, возлагая на нее надежды на преумножение петровских начинаний и реформ, в том числе в научных сферах, иллюстрируя величественность правительницы богатыми описаниями своей страны, включая неповторимые природные пейзажи, размах обширных территорий, неисчерпаемые богатства земельных недр и рождение истинных талантливых, способных личностей.

Кульминацией произведения является связующая нить между прославлением России, ее нынешней государыни и необходимости дальнейшего развития в стране наук, в том числе научного прогресса, великого дела, начатого Петром Первым, поскольку лишь с появлением поистине образованных людей государство сможет стать по-настоящему великим.

Тема

Лирический герой превозносит «возлюбленную тишину», говорит о её пользе и красоте. Под «тишиной» Ломоносов подразумевает мир, отсутствие войны. Благодаря этой тишине всё вокруг процветает, богатства преумножаются, а люди преуспевают.

Солнце, освещая всё вокруг, не может найти ничего прекрасней Императрицы Елизаветы Петровны и этой самой мирной тишины. Вернее, уточняет лирический герой, тишина прекраснее всего на свете — кроме Елизаветы, потому что «душа её зефира тише» (имеется в виду, что именно благодаря Елизавете Петровне в России прекратилась война) и внешность поистине райская.

Когда Елизавета Петровна вступила на престол, рассказывает лирический герой, она вернула «тишину» в Россию, сказав, что ей довольно побед — она хочет счастья для каждого русского человека. «Целый запад и восток» (то есть весь мир) не стоит несчастья русских людей.

Лирический герой говорит, что такие речи подобают монарху: когда Елизавета Петровна утвердила мирное положение, аплодисменты Петербурга достигли звёзд.

Именно поэтому Императрица достойна всех хвалебных речей: Ломоносов сравнивает её с ветром, который подгоняет лодку и помогает всякому гребцу.

Ломоносов делает экскурс в историю, превознося Петра I, своего кумира, и обращает внимание на то, что Елизавета Петровна — достойная дочь, сумевшая принять из рук своего отца власть и мудро распорядиться ею. Ломоносов утверждает, что Россию ждёт великое будущее, невиданное развитие наук, и всё это — благодаря мудрой политике Елизаветы Петровны

Ломоносов утверждает, что Россию ждёт великое будущее, невиданное развитие наук, и всё это — благодаря мудрой политике Елизаветы Петровны.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 120.

М.В. Ломоносов написал «Оду надень восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — автору вопрос, высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ресурсами Российского государства:

Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих еленей Ловящих крик не разгонял; Охотник где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих птиц не устрашал.

Обилие природных богатств — залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды — тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению посвятить себя служению науке:

Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о народе, о распространении просвещения, об улучшении экономического и духовного развития. Высокий «штиль» оды создается использованием старославянизмов, риторических восклицаний и вопросов, античной мифологии.

1) Жанровое своеобразие произведения.

Ода — торжественное стихотворение, прославляющее какую-либо значительную личность или историческое событие. Для оды характерна строгая логика изложения.

2) Особенности композиции лирического произведения. Ода имеет трехчастную композицию:

1-я часть — поэтический восторг, хвала адресату, описание его заслуг перед отечеством.

2-я часть — прославление прошлых успехов страны, её правителей; гимн современным просветительским успехам в стране.

3-я часть — прославление монарха за деяния на благо России.

3) Особенности «штиля» оды.

Ода написана «высоким штилем». Это произведение посвящено государыне, автор использует наряду с русскими словами церковно-славянскую лексику: утеха, пользуют, странствах и др.

Как молодые люди могут прослабить Россию? (упорным трудом)

Чем должна являться для человека наука, по мнению М.В. Ломоносова? (отрадой, пищей для ума, помощью в трудных ситуациях и др.)

Личность Г.Р. Державина.

Гаврила Романович Державин был крупнейшим представителем русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного казанского дворянина. Всё состояние семьи заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала Г.Р. Державину получить систематическое образование.

Только в 1759 году (в 16 лет) он смог поступить в Казанскую гимназию, но и там проучился недолго.

В 1762 году Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских юношей он был вынужден начать службу рядовым и только в 1772 году получил офицерский чин. Служил Державин в Преображенском полку в Петербурге. Вместе с полком участвовал в дворцовом перевороте, поставившем на российский престол Екатерину II. Молодой поэт начал писать стихи ещё будучи на солдатской службе; сохранились две тетради того раннего периода творчества.

В 1773 году Г.Р. Державин начал печататься. Гаврила Романович был приверженцем просвещённой монархии, верил в разум и справедливость верховного правителя; резко отрицательно относился к крестьянским восстаниям и участвовал в подавлении Пугачевского бунта. За слишком решительный и смелый характер Державина несколько раз отправляли в отставку.

Слава пришла к поэту только в 1783 году после появления его знаменитой оды «Фелица», посвященной Екатерине 11. Царица, польщенная одой, вернула поэта на службу. Г.Р. Державин достиг высших государственных должностей: был сенатором, государственным казначеем, министром юстиции. Но чиновничья карьера Гаврилы Романовича не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина. Александр I, отстранив его от должности министра юстиции, объяснил свое решение недопустимостью столь «ревностной службы».

Литературная слава и государственная служба сделали Г.Р. Державина богатым человеком. Последние годы жизни он провел в достатке и спокойствии, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Умер поэт в 1816 году.

Произведение, которое мы рассмотрим, имеет более длинное и содержательное название: «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Оно написано в честь важнейшего для всей страны праздника. В этой статье мы рассмотрим, что хотел сказать в своем — «Ода на день восшествия». Краткое содержание и анализ этого труда помогут нам понять послание ученого. Итак, приступим.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трёх условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, её заслугам перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и её правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России с её бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: