Анализ произведения «гамлет» уильяма шекспира и его проблематика

Особенности композиции и жанра

«Гамлет» по жанровой принадлежности относится к трагедии

Однако важно учитывать театральность работы. В понимании автора мир — сцена, а вся жизнь — театр

Такой у Шекспира был творческий взгляд и особое мироощущение на явления, которые окружают человека.

Традиционно драмы автора относят к культуре барокко. Последняя характеризуется мрачностью, смертью и пессимизмом. Такие черты прослеживаются в работах английского драматурга.

Композиционная структура представлена рассказом о жизни главного героя. Каждая отдельная часть произведения в полной мере раскрывает личность Гамлета, сопровождается изменениями в его поведении. Со временем события разворачиваются так, что читатель ощущает постоянное напряжение, причем оно не прекращается и после смерти персонажа. Логическая цепочка представлена следующим образом:

  1. Завязка. Главный герой встречает призрак убитого отца. Он завещает сыну отомстить за свою смерть. В этой части произведения Гамлет сталкивается с подлостью и людским предательством. С этого момента начинаются душевные терзания персонажа. Жизнь теряет для него всякий смысл.
  2. Развитие действия. Гамлет решает притвориться душевнобольным, чтобы обмануть дядю и узнать правду о смерти отца. Затем герой случайно убивает советника короля Полония. Принц сознает, что он исполнитель воли Господа.
  3. Кульминация. Герой, благодаря уловке с пьесой, убеждается в том, что король убил его родителя. Клавдий осознает опасность, исходящую от племянника, поэтому принимает решение избавиться от него.
  4. Гамлета отправляют для казни в Великобританию. В это же время Офелия, лишившись рассудка, трагически гибнет.
  5. Развязка. Принц избегает казни, однако ему приходится вступить в бой с Лаэртом. Основные действующие персонажи умирают в этой части.

Создание шедевра

Работа над написанием «Гамлета» проходила в 1600—1601 гг. Сразу после завершения трагедии, она была поставлена в театре «Глобус»

Дата написания пьесы является важной для истории Англии. В тот период была непростая политическая обстановка, что отразилось и на Шекспире лично

Именно в 1601 г. состоялся заговор, возглавленный графом Эссексом, который являлся фаворитом Елизаветы. Мятежник вывел своих людей на улицы, пытаясь поднять бунт против абсолютизма королевской власти. Он, однако, не был поддержан народом.

Накануне восстания заговорщики пришли в «Глобус». Они заплатили актерам, чтобы те изменили репертуар. Вместо намеченной пьесы исполнили старую хронику Шекспира — по замыслу бунтовщиков, она должна была вызвать у публики недовольство королевой. Позже владельцу театра пришлось объясняться с представителями власти.

Когда Эссекса схватили и бросили за решетку, за ним следом арестовали и других вельмож, в том числе графа Саутгемптона. Он был покровителем Шекспира. Считается, что именно графу посвящены знаменитые сонеты. Состоялся громкий суд над Эссексом. Саутгемптона помиловали, но во время процесса, очевидно, на душе у Шекспира было очень неспокойно. Данные обстоятельства способствовали особенной мрачности трагедии. Такова краткая история создания «Гамлета».

«Гамлет»

Трагедия «Гамлет» была создана Шекспиром в 1601г., в начале второго периода его творчества и во время кризиса Ренессанса – когда был сожжен на костре Джордано Бруно, запрятан в тюрьму великий ученый Галилео Галилей, сожжен Жаном Кальвином гуманист и ученый, открывший малый круг кровообращения Михаил Сервет, началась охота на ведьм. Шекспир запечатлел трагическое разочарование в людей в силе и благе разума. Этот разум он воспел в лице своего героя – Гамлета.

Сюжет трагедии заимствован из древней легенды, записанной в XIII веке датским историком Саксоном Грамматиком. Предполагают, что Шекспир использовал также утраченную ныне пьесу Томаса Кида «Гамлет», шедшую в Лондоне в 80-х годах XVI века и посвященную теме сыновьей мести за убийство отца. Однако все это не умаляет самобытности произведения Шекспира и созданных им характеров. Старинный сюжет насыщен у драматурга общественным и философским содержанием.

«Основу драматургической композиции составляет судьба датского принца. Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета, причем напряжение все время возрастает вплоть до заключительного эпизода дуэли, заканчивающейся гибелью героя. Напряжение действия создается, с одной стороны, ожиданием того, каков будет следующий шаг героя, а с другой, — теми осложнениями, которые возникают в его судьбе и взаимоотношениях с другими персонажами. По мере развития действия драматический узел все время отягчается сильнее и сильнее.»

Гамлет – человек недюжинных способностей, смелый, эрудированный, способный к философскому анализу действительности. Он жил так, как жили все молодые люди его круга. У него был отец, которого он уважал и мать, которую он любил. Ему свойственно возвышенное представление о назначении человека, его душа преисполнена жажды чистоты и благородства в человеческих отношениях.

Смерть отца служит поворотным пунктом в сознании героя – его взору открывается мир со всем его трагизмом и злом. К убийству отца Гамлет относится не только как к личной утрате, он понимает, что источник этого преступления – в преступном характере общества. Королевский двор с его порочностью воплощает для него всю систему мирового зла. В этой трагедии Шекспира волнует проблема столкновения гуманной личности сообществом и судьба самого гуманизма в антигуманном мире. Знаменит гамлетовский вопрос: «Быть иди не быть — вот в чем вопрос?». Его волнует вопрос как вести себя по отношению ко вселенскому злу. В своем монологе он говорит со всем человечеством. Есть два пути — смириться со злом как неизбежным элементом бытия, уступить ему или, презрев все опасности, выступить в борьбу со злом. Гамлет избрал второй путь. Но он все время откладывает свершение мести, так как она ничем не может поспособствовать переделке мира и всего человечества. Это обстоятельство приводит героя к глубокой меланхолии.

В «Гамлете» раскрываются нравственные муки человека, призванного к действию, жаждущего действия, но действующего импульсивно, только под давлением обстоятельств; переживающего разлад между мыслью и волей

Пьеса Шекспира – энциклопедия мудрости. В каждой ее строке открывается ум и знание жизни. Наставления Полония Лаэрту, отъезжающему во Францию — это наставления для всех людей и всех времен, им следовать должен не только аристократ по рождению, но и аристократ по духу.

Не смотря на мрачный финал, в трагедии Шекспира нет безысходного пессимизма. Создавая различные стороны действительности, Шекспир не утрачивает веру в торжество добра и справедливости. Именно поэтому Гамлет обращается к своему другу Горацио с просьбой рассказать людям его историю, чтобы последующие поколения сумели разобраться в причинах его слабости и его трагедии. Это придает трагедии Шекспира значение произведения, актуального во все времена.

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет»

Стихотворение «Гамлет» было написано в 1946 году. Оно входит в состав последней, семнадца­той части романа «Доктор Живаго» — «Стихотворения Юрия Живаго». «Гамлет» — многоаспект­ное стихотворение. Оно о герое Шекспира, принце Датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, пришедшем на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке.

Гамлет имел прямое отношение к театру и даже выступал в роли режиссера трагедии «Убийс­тво Гонзаго», представленной труппой бродячих актеров. Так что пребывание на сценических подмостках для него естественно:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

В буквальном, прямом понимании — это слова актера, который вышел на сцену. Метафорически эти слова очень естественно могут быть приписаны Гамлету, который говорил, что жизнь — это театр и люди в нем — актеры. Во второй строфе образ героя еще больше усложняется, поскольку Пастернак вводит ассоциацию с евангельской историей о молении о чаше:

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Эти стихи близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо меня» (Авва Отче — обращение к Богу-Отцу). Таким образом, ге­рой стихотворения ассоциируется с Иисусом Христом.

Я люблю Твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

В этой строфе переданы колебания и Христа, переданные в Евангелии, и Гамлета, и метания Юрия Живаго, и самого Пастернака. В следующей, заключительной строфе пастернаковский ге­рой принимает все испытания судьбы, какими бы они ни были:

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Фарисеи отвергали учение Христа, обличение их лицемерия и ханжества многократно звучит в речах Христа, переданных в Евангелии. Фарисейским — лживым, лицемерным — был двор короля Клавдия в Эльсиноре. Лицемерие и ханжество своего времени не раз обличал Пастернак, в том числе в «Докторе Живаго». В последней строке евангельские образы, высокий библейский слог соединяются с народной пословицей, содержащей простую, но очень глубокую мысль. Такая концовка придает естественность, достоверность всему стихотворению.

Композиция

Стихотворение «Гамлет» состоит из 4 строф. Композиция последовательная.

  1. 1-я строфа начинается с метафоры. Автор сразу сообщает читателю об ощущениях, восприятии мира, жизни лирическим героем: «Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку…»
  2. 2-я строфа – это опасения лирического героя, его предчувствия, его вера, которая поддерживает его, помогает идти дальше, сквозь «сумрак ночи».
  3. 3-ю строфу можно назвать беседой, искренним признанием. «Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, и на этот раз меня уволь.» Эти строки говорят о смирении, о силе духа лирического героя, а также о естественном, осознанном страхе, о желании избежать того, что его пугает.
  4. 4-я строфа подытоживает всё вышесказанное, сообщает о том, к чему пришел лирический герой в своих рассуждениях. «Но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.». Он смирился с тем, что его тревожило в предыдущем четверостишии, он будто вспомнил, что жизнь – это непросто, что в жизни может всякое случится, что нужно быть стойким, не впадать в уныние, быть терпеливым и обязательно сильным.

Тема, проблемы, настроение

Эти строки можно считать темой стихотворения «Гамлет». Неизбежность чего-то конкретного, возможно нежеланного, но необходимого – это основная тема разбираемого произведения.

Проблематика стихотворения «Гамлет» достаточно широкая, многогранная. Автор в произведении поднимает проблему выбора дальнейшего пути, конфликта личности и общества, проблему одиночества, проблему принятия неизбежного. Лирический герой видит свой путь, и ему тяжело смириться с этим.

Настроение стихотворения «Гамлет» лирическое, сумрачное, но смиренное.

Тема и настроение стихотворения не лучезарные, но воспринимается оно достаточно легко, без удручающего «послевкусия».

Смысл

Смысл произведения заключается в том, что жизнь человека — это извечный выбор. Не зря Пастернак дал своему творению название, связанное с одноимённой пьесой Уильяма Шекспира «Гамлет», где главный герой, размышляя, задаётся таким философским вопросом «быть или не быть?». На жизненном пути встречается весьма много трудностей, которые могут сломить человека, сбив его с истинного курса. Терпение, наличие собственного мнения и чёткой жизненной позиции — это залог успеха на пути реализации собственных идей, связанных с положительными метаморфозами процесса изменения социума.

Однако автор прекрасно понимает, что порой человек проигрывает борьбу с роком. От него пал Гамлет, от него потерпел поражение Юрий Живаго. И предвкушение этого поражения видно как раз-таки в этих строках. Лирический герой принимает роль, данную ему, но не хочет играть в «другой драме». Но чашу не пронесли мимо, и он вынужден выйти на сцену, где его падение предрешено. Так и герой романа понимает, к чему его ведет рок революционных событий, но покорно следует ему.

Нерешительность принца

Хотя Шекспир во всех деталях воспроизводит заимствованный сюжет, он большое внимание уделяет психологической стороне истории, глубоко прорабатывая каждый персонаж. Особенно выделяется главный герой — принц Гамлет

Он появляется в мировой литературе наряду с прочими образами индивидуалистов (Фауст, Дон Жуан, Дон Кихот). Все эти персонажи воплощают идею того, что личность может развиваться безгранично.

Шекспир доводит рефлексию своего героя до последней степени крайности: он настолько погружается в самоанализ, что полностью лишает себя возможности переломить ход событий на практике. Хотя на самом деле он совершает целый ряд убийств. Жертвами принца становятся:

  • Полоний — советник короля, отец Лаэрта и Офелии. Полоний по приказанию Клавдия начинает шпионить за принцем. Убит по ошибке, когда прятался за шторой и подслушивал.
  • Лаэрт — полная противоположность Гамлету. Персонаж, начисто лишенный рефлексии. Решает убить принца отравленным клинком, но гибнет от него сам.
  • Клавдий — основная цель мести Гамлета, убийца его отца.
  • Розенкранц и Гильденстерн — шпионы, были посланы принцем на верную гибель.

Несмотря на такой внушительный перечень, Гамлет вовсе не торопится мстить за своего отца. Поэтому и создается впечатление, что это человек безвольный и бездеятельный.

Именно этот внутренний конфликт становится причиной мыслей о самоубийстве. Но даже на него он не может пойти. И в итоге главный герой погибает, будучи не в состоянии привести свой внутренний мир в гармонию с реальностью. Злодей тоже убит, но вместе с ним гибнут и многие другие персонажи, в том числе невинные.

Смысл

Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.

Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.

Творческая история романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Творческая история романа Лермонтова «Герой нашего времени» может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Сохранились настолько скудные материалы, что нет возможности детально проследить, как создавалось это самое значительное произведение нашего поэта. В этом отношении исследователь «Евгения Онегина» находится в несравненно лучших условиях, в его распоряжении громадный рукописный фонд от черновых набросков Пушкина до беловых автографов.

Достаточно сказать, что до нас не дошло ни одной рукописи «Бэлы». Наибольшую ценность представляет тетрадь Лермонтова, содержащая рукописные тексты «Максима Максимыча», «Фаталиста» и «Княжны Мери», в которой все написано рукой поэта, за исключением отрывка в «Княжне Мери», написанного рукой А. П. Шан-Гирея, но сохранившего следы авторской правки. Эта драгоценная тетрадь хранится в Государственной Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. На обложке рукою Лермонтова написано раннее заглавие романа: «Один из героев начала века». По всей вероятности, это первоначальный текст.

В Государственной Публичной библиотеке хранится и черновой автограф Предисловия к роману в альбоме Лермонтова 1840-1841 гг. (карандашом) и авторизованная копия «Тамани», написанная рукою А. П. Шан-Гирея с пометками Лермонтова. В рукописном отделении Института русской литературы Академии наук имеется авторизованная копия Предисловия к роману (рукой А. П. Шан-Гирея с поправками Лермонтова). Вот, собственно, и все рукописные материалы; в полном объеме установить текст романа Лермонтова и его историю они не позволяют.

Сначала Лермонтов опубликовал в мартовской книжке «Отечественных записок» за 1839 год «Бэлу», затем в том же журнале в ноябрьской книжке за 1839 год «Фаталиста», а во второй книжке «Отечественных записок» за 1840 год «Тамань», но такой порядок публикации частей романа не дает еще оснований для определения последовательности работы Лермонтова над этими повестями.

Почти одновременно с Предисловием ко всему роману, включенным во второе издание, весной 1841 года Лермонтов написал для сборника А. П. Башуцкого «Наши, списанные с натуры русскими» очерк «Кавказец», продолжающий и углубляющий характеристику типа кавказца, так напоминающего образ Максима Максимыча.

На этом работа Лермонтова-прозаика оборвалась. Но известно, что вслед за «Героем нашего времени», очерком «Кавказец» и наброском повести «Штосе» Лермонтов хотел написать три исторических романа из трех эпох русской жизни.

Белинский сообщил об этом последнем большом эпическом замысле Лермонтова в статье, посвященной второму изданию «Героя нашего времени»: «…пылкая молодость, жадная впечатлений бытия, самый род жизни,- отвлекали его от мирных кабинетных занятий, от уединенной думы, столь любезной музам; но уже кипучая натура начала устаиваться, в душе пробуждалась жажда труда и деятельности, а орлиный взор спокойнее стал вглядываться в глубь жизни.

Уже затевал он в уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые; он сам говорил нам, что замыслил написать романическую трилогию, три романа из трех эпох жизни русского общества Екатерины II, Александра I и настоящего времени), имеющие между собою связь и некоторое единство, по примеру куперовской тетралогии, начинающейся «Последним из могикан», продолжающейся «Путеводителем в пустыне» и «Пионерами» и оканчивающейся «Степями»…» (Белинский)

Возможно, что замысел первого романа, из века Екатерины II, был связан с восстанием Пугачева и, таким образом, восходил к замыслу «Вадима». Второй роман — «из времен смертельного боя двух великих наций, с завязкою в Петербурге, действиями в сердце России и под Парижем и развязкой в Вене». Третий роман — «из Кавказской жизни, с Тифлисом при Ермолове, его диктатурой и кровавым усмирением Кавказа, Персидской войной и катастрофой, среди которой погиб Грибоедов в Тегеране».

Очерк Лермонтова «Кавказец» и мысль о создании трех исторических романов свидетельствуют, что дальнейшее развитие его прозы шло бы по пути реализма, что возможности романтической поэтики были Лермонтовым уже исчерпаны.

Краткий пересказ

Характер Гамлета

Гамлет склонен к философским раздумьям, ему присуще меланхолическое настроение, всё на свете кажется ему «докучным, тусклым и ненужным». После смерти отца и брака матери его разочарование в жизни углубилось, мир для него кажется «пустынным мысом», а человек — «квинтэссенцией праха». От горечи и озлобления он стал раздражительным. Ко всем, кого считает заслуживающим кары, Гамлет беспощаден. Он гневно укоряет мать в утрате женского достоинства; хочет убить Клавдия, думая, что это он прячется за ковром в спальне матери; подменяя письмо к английскому королю, изменяет его текст так, что уготованная ему участь постигнет предателей — его бывших друзей Розенкранца и Гильденстерна.

Гамлет близок к народу: он чувствует себя в близкой ему стихии не в дворцовых залах, а среди нищих актёров, среди солдат. При виде пошлости, цинизма и раболепства придворных принц впадает в ярость или придаётся мрачным раздумьям. Он мечтает искоренить зло, чтобы жизнь была подлинно человечной.

Гамлет традиционно воспринимается как пример отчаянного борца за справедливость. Он, можно сказать, добивается её, но при этом погибает сам. Примечательно, что датский принц выступает одиноким бойцом, ведь он окружён разнокалиберными предателями, в числе которых оказались даже его лучшие друзья и его мать. В своём стремлении наказать всех виновных Гамлет настолько неистов, что приходится вмешиваться даже отцу, точнее, его призраку: тот уговаривает принца простить Гертруду. В самом деле, она совершила предательство не по своей воле, и отец Гамлета это понимает.

Тема, проблема, идея произведения «Тихий Дон» М. Шолохова

«Тихий Дон» — роман-эпопея в четырёх томах, написанный Михаилом Шолоховым. 

Михаил Шолохов начал работу над текстом в 1925 году. Он планировал описать в романе события с 1917 по 1922 год. Однако понял, что стоит начать с предыстории кубанской станицы, а не с военных действий. В итоге действия начинают развиваться с 1912 года.

Хотя еще не до конца написанный роман начали печатать частями с 1928 года, с выпуском полной книги были проблемы. В результате благодаря ходатайству Горького перед Сталиным роман целиком был издан в 1935 году. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Популярность и успех труда были грандиозны настолько, что у многих возникали сомнения в том, мог ли Шолохов написать такое сложное произведение за относительно небольшой срок. Все дошло до того, что была назначена комиссия для проверки авторства, которая подтвердила, что Шолохов действительно реальный автор романа.

Тема романа и основная его идея заключались в необходимости показать жизнь донских казаков в переломные для страны времена, их дух и философию, уклад и принципы жизни. 

Проблематика произведения связана с его темой. Это трансформация уклада жизни казачества на фоне происходивших исторических событий. В сложные времена меняется не только жизнь страны в целом и каждого человека в частности, но меняются взгляды, принципы, судьбы.

Примечание

Смысл названия романа-эпопеи «Тихий Дон» можно раскрыть следующим образом: тихая и спокойная река, которая в любое время будет течь по своему руслу неспешно. Это своего рода противопоставление тому, что происходит с жизнью людей. Она, в свою очередь, стала неспокойной, бурной, стремительной. Одно поколение сменяет другое, идет война, меняются принципы и устои, а река все равно идет по своему течению.

Основные герои

30-х годов 19 века

Скептическое отношение Печорина к моральным и общественным ценностям, его индивидуализм, эгоцентризм в сочетании с беспощадной самооценкой позволяет применить к нему понятие «лишний человек». Печорину присуще стремление в деятельности, но у него нет жизненной цели. Печорин — герой времени, так как относится к социально-психологическому типу человека 30-х годов 19 века, неудовлетворённого существующей жизнью. Именно эта неудовлетворённость, скепсис позволяют начать пересмотр старого мировоззрения.

Для Печорина характерны и пороки своего века. Но, неся страдания другим, он сам тоже несчастлив. Одна из основных черт Печорина — рефлексия (самонаблюдение, осмысление своих ощущений, чувств, действий). Печорин анализирует себя, выставляя напоказ свои пороки, которые присущи всему его поколению. Эгоизм главного героя, его стремление сделать других людей игрушкой в своих руках, пренебрежение к их чувствам — всё это отразилось в его отношении к Максиму Максимычу, привело к гибели Бэлы и Грушницкого, к страданиям Веры и княжны Мери.

Противоречие его натуры заметнее всего проявляется в любовных интригах. В глазах женщин Печорин часто предстаёт в образе романтического героя, но ни одну из них он не сделал счастливой, хотя и сам разочаровывается в любви, относясь к ней, как к способу развеять скуку и однообразие жизни.

Женщины, с которыми свела судьба Печорина, оказались жертвенными натурами, покорными его воле:

  • ради него Бэла смиряется с тем, что разрушена её семья, погиб отец;
  • Вера нарушает святость брачных уз;
  • Мери готова презреть светские приличия.

к дружбе

Доктору Вернеру тоже присущ скептицизм и аналитический ум, но он, в отличие от Печорина, не принимает активного проявления зла, поэтому отшатнулся от приятеля, убившего Грушницкого.

Грушницкий является антиподом Печорина. Его псевдоромантизм противопоставляется истинному романтизму Печорину.

Образ Вулича помогает раскрыть отношение главного героя к фатализму.

В сравнении с горцами и контрабандистами Печорин предстаёт как личность исключительная и даже демоническая. В его отношении к «водяному обществу» раскрывается тема сопоставления «героя времени» с людьми того круга, к которому он принадлежит.

Таким образом, все персонажи романа служат для раскрытия черт личности главного героя.

Тема

В«Гамлете» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотивы измены, преступления, любви всегда были распространены в литературе. У. Шекспир умел подмечать внутренние колебания людей и ярко передавать их при помощи слова, поэтому он не мог остаться в стороне перечисленных проблем. Главная тема «Гамлета» – преступление, совершенное ради богатства и власти.

Основные события произведения развиваются в замке, принадлежащем семье Гамлета. В начале пьесы читатель узнает о том, что по замку бродит призрак. Гамлет решает встретиться с мрачным гостем. Он оказывается призраком его отца. Привидение рассказывает сыну, кто его убил и просит отомстить. Гамлету кажется, что он сошел с ума. На том, что увиденное – правда, настаивает друг принца Гораций. После долгих размышлений и наблюдений за новым правителем, а им стал дядя Гамлета Клавдий, убивший своего брата, молодой человек решается на месть. В голове его постепенно созревает план.

Король догадывается, что племянник знает о причине смерти отца. Он подсылает к принцу его друзей, чтобы те все разузнали, но Гамлет догадывается об этой измене. Герой притворяется сумасшедшим. Самое светлое во всех этих событиях – любовь Гамлета к Офелии, но и ей не суждено сбыться.

Как только появляется возможность, принц при помощи трупы актеров разоблачает убийцу. Во дворце разыгрывают пьесу «Убийство Гонзаго», в которую Гамлет добавляет реплики, демонстрирующие королю, что его преступление раскрыто. Клавдию становится плохо, и он покидает зал. Гамлет хочет поговорить с матерью, но случайно убивает приближенного вельможу короля, Полония.

Клавдий хочет сослать племянника в Англию. Но Гамлет узнает об этом, хитростью возвращается в замок и убивает короля. Отомстив, Гамлет умирает от яда.

Наблюдая за событиями трагедии нетрудно заметить, что в ней представлен внутренний и внешний конфликт. Внешний – отношение Гамлета с обитателями родительского двора, внутренний – переживания принца, его сомнения.

В произведении развивается идея о том, что всякая ложь рано или поздно раскрывается. Основная мысль – человеческая жизнь слишком коротка, поэтому не стоит тратить время на то, чтобы опутывать ее ложью и интригами. Это то, чему учит пьеса читателя и зрителя.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Гамлет» является образцом философской лирики Бориса Пастернака. Автор обращается к шекспировскому утверждению, которое гласит, что весь мир – театр, а люди — все актёры. Даная метафора сама по себе очень интересна и несет глубокий философский смысл, но смысл многообразный, не умещающийся в одно узкое объяснение.

Борис Леонидович не стал разъяснять и пояснять свое отношение к данному высказыванию, а взял его за основу своего произведения, чем согласился, от части, с данным утверждением.

Стихотворение «Гамлет» имеет модернистскую направленность. Одной из особенностей произведений данного направления является то, что нет плавного «входа» в стихотворение, поэт читателя окунает сразу в «воды» происходящего, а куда плыть, в какую сторону, каждый решает сам, то есть интерпретация произведений очень разнится у каждого из читателей. В этом и вся сложность «общения» с модернистскими произведениями, именно поэтому кто-то не приемлет такие стихи, прозу, а кто-то с упоением «поглощает».

Размер стихотворения «Гамлет» – пятистопный хорей. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: