«Бригадир»: идея и краткое содержание
Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка «Бригадира» имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных — основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. «Бригадир» для русской литературы был новым жанровым явлением – это комедия нравов. Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.
Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник – в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.
Характеристика героев
При подготовке к экзамену в 9 классе школьники пишут сочинение по пьесе Фонвизина, составляют тезисный план, характеризуют героев. Система образов комедии Фонвизина состоит из положительных и отрицательных героев. Между ними есть существенные отличия. К положительным действующим лицам относятся Софья, Правдин, Стародум, Милон. Каждому из них важны идеи просвещения: честность, любовь к Отчизне, высокая мораль, образованность.
Им противопоставлены отрицательные герои — госпожа и господин Простаковы, Митрофан, Скотинин. Это представители старого дворянства, придерживающиеся идей устаревшего крепостного и феодального устройства. Они покоряются деньгам, положению в обществе и грубой физической силе.
Митрофан был избалованным глупым юношей шестнадцати лет (недорослем). Все его проблемы решались матерью, няней и слугами. Он научился любить деньги, грубить, не уважать окружающих и ценить только комфорт и удовольствие.
Госпожа Простакова отличается низким уровнем образованности. Хитрая помещица ради наживы готова на всё. Она была практичной хозяйкой, любящей матерью, но не дала сыну достойного воспитания на собственном примере.
Стародум совершенно по-другому относится к воспитанию. Он даёт мудрые наставления для племянницы Софьи. Герой — сильная личность, прошедшая достойный путь. Справедливый дядюшка спасает Софью от брака с Митрофаном.
Особенности жанра
По жанру это произведение — классицистическая комедия, в ней соблюдены присущие классицизму требования «трех единств» (места, времени, действия), герои разделяются на положительных и отрицательных, каждый из героев имеет свое амплуа («резонер», «злодей» и т.д.), однако в нем же налицо и отступления от требований классицистической эстетки, и отступления серьёзные. Так, комедия должна была только веселить, она не могла истолковываться многозначно, двусмысленности в ней быть не могло — а если мы вспомним «Недоросль», то нельзя не признать, что, поднимая в произведении важнейшие социальные вопросы своего времени, автор разрешает их средствами, далёкими от комических: например, в финале произведения, когда, казалось бы, «порок наказан», зритель не может не сочувствовать госпоже Простаковой, которую грубо и жестоко отталкивает неблагодарный Митрофанушка, озабоченный своей собственной судьбой: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» — и в комедию властно вторгается трагический элемент, что было недопустимым .. Да и с «единством действия» всё тоже не так просто в комедии, слишком уж много у неё сюжетных линий, которые никак не «работают» на разрешение основного конфликта, но создают широкий социальный фон, обусловливающий характеры действующих лиц. Наконец, новаторство Фонвизина сказалось и в языке комедии «Недоросль», речь героев очень сильно индивидуализирована, в ней присутствуют и фольклоризмы, и просторечие, и высокий стиль (Стародум, Правдин), что тоже нарушает классицистические каноны создания речевых характеристик персонажей. Можно, подводя итоги, сделать вывод о том, что комедия Фонвизина «Недоросль» стала подлинно новаторским для своего времени произведением, автор раздвинул рамки эстетики классицизма, подчинив ее разрешению поставленной перед собой задачи: гневно высмеять пороки современного ему общества, избавить его от «злонравия», способного уничтожить и душу человека, и общественную мораль.
История создания
Замысел создания «Недоросля» родился у Фонвизина после его длительного пребывания во Франции, чьё театральное искусство на тот момент находилось на недостижимой для соседей высоте. Особенно вдохновили писателя комедии, высмеивавшие пороки отдельных представителей французской аристократии и мещанства, а также просветительские идеи Вольтера.
Будучи дворянином, Фонвизин сам мог наблюдать все недостатки правящего класса Российской империи. Сделав комедию на французский лад, драматург намеревался обнажить и высмеять беспокоившие его недостатки помещичьего дворянства. Цель Фонвизина — осудить пороки правящего класса и показать верные нравственные ориентиры — честность, патриотизм, ум и высокий уровень нравственности.
Тематика книги
Учащиеся 9 класса пишут в читательском дневнике краткое содержание и составляют план «Недоросля» Фонвизина. Это задание не вызывает у ребят трудностей. Сложнее определиться с тематикой, авторской позицией комедии. Основная тема пьесы — воспитание. Автор показывает читателям, как нельзя воспитывать детей. Они видят стремление драматурга показать, что в любви к ребёнку не нужно прибегать к крайностям.
Фонвизин трепетно затрагивает и тему нравственности. Благие нравы лежат в основе воспитания
Важно ставить на первое место доброту, справедливость, честность. Основой брака Фонвизин считает любовь
Женитьба по расчёту не имеет будущего. Софья и Милон сформировали семью по взаимным чувствам. Здесь Денис Иванович затрагивает тему свободы выбора.
История написания
В 1869 году была издана комедия Дениса Ивановича «Бригадир». Она имела ошеломляющий успех в России и стала величайшим мировым памятником литературы. После её выхода автор десять лет не писал — государственные вопросы и задачи были ему важнее. Однако в воображении писателя появилась мысль о создании нового рассказа. Ещё в начале 70-х годов появились первые заметки, относящиеся к «Недорослю».
С 1778 года Фонвизин длительное время пребывал во Франции. Там он вдохновился книгами, высмеивающими пороки аристократов, мещан и просветительскими идеями Вольтера. Писатель сам был дворянином и наблюдал за жизненными явлениями и недостатками правящего класса в России. Он построил свою пьесу на французский манер, где обнажил и высмеял беспокоящие его вопросы.
Работу над комедией Денис Иванович начал по возвращении домой. Чтобы глубже выразить смысл пьесы, он использовал «говорящие» фамилии. Над сюжетом автор работал 3 года и окончательный результат получил в 1782 году. У императрицы пьеса вызвала неприязнь, но в сентябре премьера всё же состоялась.
Первое действие
На 5 действий поделена пьеса, автор которой — Фонвизин («Недоросль»). Анализ произведения предполагает описание организации текста. В первом действии мы знакомимся с Простаковыми, Правдиным, Софьей, Митрофаном, Скотининым. Характеры персонажей вырисовываются сразу, и читатель понимает, что Скотинин и Простаковы — герои отрицательные, а Софья и Правдин — положительные. В первом действии происходит экспозиция и завязка этого произведения. В экспозиции мы знакомимся с героями, узнаем, что на попечении у Простаковых живет Софья, которую собираются выдать за Скотинина. Чтение письма от Стародума — это завязка пьесы. Софья теперь оказывается богатой наследницей. Со дня на день возвращается ее дядя для того, чтобы забрать девушку к себе.
Описание
Властная барыня Госпожа Простакова готовит выдать за своего брата девушку Софью, осиротевшую дальнюю родственницу, которую они взяли к себе три года до этого. Однако, когда выясняется, что её дядя, пропавший несколько лет назад, не только жив и здоров, но и сделал Софью богатой наследницей Госпожа Простакова решает выдать Софью за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку. Когда приезжает дядя Софьи Стародум, он даёт отворот поворот и брату и сыну, предпочтя молодого офицера Милона, в которого Софья давно влюблена. Госпожа Простакова предпринимает попытку насильно венчать Софью со своим бестолковым сыном, но после того как у неё ничего не выходит, управление над её имением переходит в руки государственному чиновнику Правдину, который приехал чтобы прекратить бесчинства Простоковой в отношении её крепостных. После того как мать потеряла власть Митрофанушка отворачивается от неё, что выбивает Простакову из колеи.
Основная идея
Комедия демонстрирует нам реакционных представителей помещичьего дворянства, окутанных предрассудками и пороками. Оно представляется поистине омерзительным, но в то же время жалким и доживающим свой век. На смену Простаковым и Скотининым приходят Правдины, Стародумы и Софьи, и в конечном итоге высоконравственные качества всегда побеждают невежество и подлость. Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».
Разумеется, автор вложил в пьесу «Недоросль» общественный смысл, типичный для эпохи просвещения. Нравственность должна исходить от государя — идеального абсолютного монарха, который обязан давать места, титулы и богатства только достойным людям.
«На дне»
Пьеса «На дне» увидела мир в 1902 году. Перед публикацией материала автор долгое время не мог выбрать, на каком названии остановиться. У него был выбор среди нескольких вариантов: «Дно», «Ночлежка», «На дне жизни», «Без солнца». В конечном итоге пьеса получила краткое и лаконичное название «На дне». Через два года после выхода, в 1904-м, пьеса была награждена Грибоедовской премией.
Впервые спектакль по мотивам произведения был поставлен 18 декабря 1902 года в МХТ. В советское время постановка радовала зрителей 9 раз. Последний раз ее можно было увидеть в 1956 году. Но это не умалило ее успеха. Не единожды пьеса ставилась за рубежом в таких городах, как Берлин, Краков, Хельсинки, Париж, Токио, Нью-Йорк, Лондон, Тунис. С 1996 года по настоящее время было поставлено более 20 постановок в разных странах мира. Пьеса была экранизирована 10 раз не только отечественным кинематографом, но и в Венгрии, Японии и Франции.
Чем так привлекла эта пьеса общественность: проблемой нравственного выбора; осознанием того, что у каждого человека своя правда; или же сам образ дна в пьесе «На дне» затронул струны человеческой души? Попробуем разобраться.
Проблемы, которые поднимает автор
Анализируя становится ясно, что в каждой из вышеописанных пар персонажей отражается отдельная проблема, которая раскрывается в произведении. Это проблема образования (которая дополняется примером учителей-недоучек типа Кутейкина, а также самозванцев, таких как Вральман), воспитания, отцов и детей, семейной жизни, взаимоотношений между супругами, отношения дворян к слугам. Через призму просветительских идей рассматривается каждая из этих проблем
Фонвизин, свое внимание обостряя на недостатках эпохи путем использования комических приемов, ударение делает на необходимости изменить устаревшие, традиционные, ставшие неактуальными устои. Они затягивают в болото глупости, злонравия, уподобляют людей животным
Как показал проведенный нами анализ пьесы Фонвизина «Недоросль», главная идея и тема произведения — необходимость воспитания дворянства в соответствии с просветительскими идеалами, основы которых и сегодня актуальны.
Персонажи комедии Фонвизина «Недоросль»: краткая характеристика героев
Для того чтобы вам был понятен сюжет комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, считаю целесообразным в первую очередь познакомить вас с действующими лицами пьесы, одновременно дав им краткую характеристику.
- Госпожа Простакова (в девичестве Скотинина) – властная и жестокая помещица, в имении которой происходит действие пьесы. Она истязает крестьян и иногда поколачивает мужа, держит всех в страхе. Души не чает в своем сыночке Митрофанушке. Ему она наняла учителей, чтобы он поучился хотя бы для виду и получил право жениться. Другого смысла в образовании она не видит.
- Господин Простаков (Терентий) – муж Простаковой, помещик, подкаблучник. Обожает и боится свою жену. Любит своего сына Митрофана и даже гордится им. Робкий, тихий, не имеющий образования и власти в собственном доме. Играет второстепенную роль.
- Митрофан (Митрофанушка) – сын Простаковых, юноша подросткового возраста. О нем многое говорит его фраза: «Не хочу учиться, хочу жениться». Родители наняли ему учителей, но науки ему не даются. К тому же он ленится учиться и считает это занятие бессмысленным. За 3 года он абсолютно ничему не выучился. Над учителями он издевается, родителей не любит и не уважает, но перед матерью лебезит, понимая, что в доме все решает она. Этот юноша ленив и избалован. В финале он также раскрывается как лицемерный и неблагодарный человек.
- София – сирота, дальняя родственница господина Простакова, живущая в его доме. Девушка образованная, в одной из сцен предстает перед зрителем с книгой в руке. Скромная, добрая, с почтением относится к старшим. Любит Милона.
- Скотинин – брат Простаковой, грубый, невежественный и лживый человек. Читать и думать ему лень. Ради наживы готов на любую подлость. Хотел бы жениться на Софье из-за ее приданого.
- Стародум – дядя Софьи. Возвращается из Сибири. Туда он уезжал, чтобы зарабатывать честным трудом. Честный, добрый и мудрый человек, имеющий высокие моральные принципы.
- Правдин – чиновник, остановившийся в имении Простаковых. Настоящая его цель – проверить, как здесь обращаются со слугами, приструнить хозяев и навести в имении порядок. Является представителем образованного дворянства. В пьесе олицетворяет правду и закон.
- Милон – возлюбленный Софьи, который тоже ее любит. Офицер. Имеет высокие моральные принципы. Порядочный и честный.
- Цыфиркин – учитель арифметики. Бывший военный, не терпит лени и разгильдяйства. К задаче обучения Митрофана счету подходит ответственно, но результата нет. Будучи честным человеком, он отказывается от вознаграждения за свой труд, так как за 3 года ничему не смог научить Митрофанушку.
- Кутейкин – учитель грамматики. Малообразованный дьячок из городской церкви. Расчетливый, жадный и хитрый. Своего воспитанника справедливо считает глупым. Несмотря на то, что ничему не научил Митрофана, хочет получить за свою работу хорошее вознаграждение.
- Вральман – бывший конюх Стародума, прикинувшийся немцем, и нанятый Простаковой обучать ее сынам светской жизни и манерам.
- Еремеевна – няня Митрофана. Заботится о юноше с рождения, у Простаковых работает уже 40 лет, но терпит от них немало обид и унижений.
- Тришка – слуга Простаковых, в начале пьесы госпожа ругает его за плохо сшитый кафтан.
Как видно, все главные герои комедии «Недоросль» легко делятся на положительных и отрицательных. Многие из действующих лиц пьесы имеют говорящие имена и фамилии, по которым можно судить о преобладающих чертах этих персонажей. Кстати, имя Митрофан с греческого переводится как «явленный матерью». В контексте рассматриваемого нами произведения это имя можно расшифровать как «похожий на свою мать».
Проблемы
Проблематика пьесы «Недоросль» богата незаурядными вопросами, актуальными до сих пор.
- Злонравие – В своей пьесе Фонвизин решительно осуждает самодурство, зависть, жадность и грубость, свидетелем которых он был. По его мнению, дворянство должно отринуть все свои недостатки, чтобы превратить Россию в настоящую европейскую страну.
- Невежество – Глупость в глазах драматурга выглядит самым страшным человеческим пороком. В его пьесе все невежды – омерзительные ничтожества, тогда как все положительные персонажи умны и образованы.
- Воспитание истинного гражданина – В своей комедии Фонвизин изобразил идеальных, по его мнению, граждан Российской империи в лице Правдина и Стародума. Образованные и добродетельные люди, которые думают прежде всего о благе государства, но при этом сохранили в себе благородство, человечность и искренность.
- Также автор высмеял такие пороки, как грубость, жестокость, эгоизм, алчность, жадность, лицемерие, ложь и лесть. По его мнению, их искоренить может только сама система: если преуспевать будут только честные и высоконравственные люди, то все остальные станут такими же, потому что увидят в этом выгоду для себя.
↑ Анализ произведения. Самодурство в изображении Фонвизина
«В 1762 г. свободу, гражданские права получила небольшая часть — один-два процента населения… Впервые в русской истории закон запрещал пороть хотя бы какую-то часть населения. Прежде, при Иване Грозном, Петре Великом, при Бироне, разумеется, знатные господа били, мучили низших, но очень часто и им “перепадали” кнут, дыба. “Освобождение дворянства”… Прямо из старинных, жестоких времен не могли бы явиться люди с тем достоинством и честью, что мы привыкли видеть у Пушкина, у декабристов… Для того чтобы появились такие люди, понадобится, по меньшей мере, два “непоротых поколения”… Начиная с 1762 года». мой батюшкасударь
Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка, – признается госпожа Простакова. — Мой век проходит. Его готовлю в люди
Самодур — это называется, коли человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уже все домашние ему в ноги должны, так и лежат, а то беда.Спросят меня, как же управляется эта страна и на чем она держится? – писал в середине XVIII века французский посол в России Корберон. – Управляется она случаем и держится на естественном равновесии, подобно огромным глыбам, которые сплачивают собственный вес
Тема
Изначально главной темой комедии предполагалась тема воспитания и образования нового поколения, позже в проблематику «Недоросля» были включены социально – политические проблемы, которые касались непосредственно указа Петра Первого о запрещении службы и женитьбы дворян – недорослей.
Семья Простаковых, имеющая недоросля Митрофанушку, имеет глубокие дворянские корни. На первом месте у таких Простаковых стоит гордость за свое знатное сословие, и они не приемлют ничего нового и прогрессивного. Образование им совершенно не нужно, так как крепостное право еще не отменили, и есть кому на них работать. Превыше всего для Простаковых материальное благополучие, алчность и жадность закрывает глаза на образование сына, власть и богатство – важнее.
Семья – это тот пример, на котором растет и воспитывается личность. Митрофанушка полностью отражает поведение и образ жизни своей деспотической матери, но госпожа Простакова не понимает, что именно она является примером для своего сына, и недоумевает, почему он не выказывает ей должного почтения.
Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что все зависит от воспитания человека. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим посторонним людям, его порядочность и честность. То, чему учит комедия писателя, это образование, уважение по отношению к ближнему, воспитанность и благоразумие.
Как отличить классическое произведение? Признаки классицизма в комедии «Недоросль»
Условное деление персонажей на положительных и отрицательных | Поведение героев в тексте соответствует авторской оценке. Читатель мгновенно понимает, кто из них носитель пороков и добродетели. |
Использование говорящих фамилий | Скотинин, Вральман – отрицательные персонажи; Милон, Правдин – положительные. |
Наличие героя-резонера | Стародум доносит до читателя мысль автора, хотя в самом конфликте не участвует. |
Правило трех единств (времени, места, действия) | События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный. |
Герои ведут себя соответственно специфике жанра – низко и подло | Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением. |
Произведение состоит из действий (обычно их 5) и явлений, а предметом разговора в классической комедии является государство. Автор соблюдает и эти признаки классицизма в «Недоросле» и «Бригадире».
Наследие Максима Горького
Алексей Максимович Пешков лелеял мечту о том, что мир будут населять «новые люди». Люди, которые безупречны в плане интеллектуального и физического развития, манер и принципов. Эти новые люди отличаются бесстрашием и жаждой свободы, им нипочем любые преграды, они могут достигнуть всего, чего захотят. И пусть их цели находятся за гранью возможного, это им по плечу.
За это время он успел написать 5 романов, 10 повестей, 18 рассказов и очерков, 16 пьес и выпустил 3 цикла публицистических статей. Писатель, прозаик и драматург 5 раз был номинирован на получение Нобелевской премии в области литературы. Прослыл одним из известнейших русских мыслителей и писателей. После себя он оставил богатое наследие, и одной из жемчужин его коллекции является пьеса «На дне».
Первое действие
На 5 действий поделена пьеса, автор которой — Фонвизин («Недоросль»). Анализ произведения предполагает описание организации текста. В первом действии мы знакомимся с Простаковыми, Правдиным, Софьей, Митрофаном, Скотининым. Характеры персонажей вырисовываются сразу, и читатель понимает, что Скотинин и Простаковы — а Софья и Правдин — положительные. В первом действии происходит экспозиция и завязка этого произведения. В экспозиции мы знакомимся с героями, узнаем, что на попечении у Простаковых живет Софья, которую собираются выдать за Скотинина. Чтение письма от Стародума — это завязка пьесы. Софья теперь оказывается богатой наследницей. Со дня на день возвращается ее дядя для того, чтобы забрать девушку к себе.
Образ Простаковой в комедии «Недоросль»
Как уже отмечалось, Фонвизин новаторски изображает свою главную героиню — госпожу Простакову. Уже с самых первых сцен комедии перед нами — деспот, который ни с кем и ни с чем не желает считаться. Она грубо навязывает всем свою волю, подавляет и унижает не только крепостных, но и своего мужа (как тут не вспомнить «сон в руку» Митрофана о том, как «матушка» колотит «батюшку»?..), она тиранит Софью, она хочет заставить ее выйти замуж сначала за своего брата Тараса Скотинина, а потом, когда выясняется, что Софья теперь богатая невеста, — за своего сына. Будучи сама человеком невежественным и бескультурным (с какой гордостью она заявляет: «Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому»!), она презирает образование, хотя и пытается учить сына, но делает это только потому, что хочет обеспечить его будущее, да и чего стоит «обучение» Митрофана, каким оно представлено в комедии? Правда, мать его убеждена: «Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»…
Госпоже Простаковой присущи хитрость и изворотливость, она упорно стоит на своем и убеждена, что «мы свое возьмем» — и готова совершить преступление, похитить Софью и против её воли выдать замуж за мужчину из «рода Скотининых». Когда же она встречает отпор, то одновременно и пытается вымолить прощение, и обещает наказание тем из своих людей, по оплошности которых сорвалось «предприятие», в чем ее готов активно поддержать Митрофанушка: «За людей приниматься?». Разительно «превращение» госпожи Простаковой, которая только что на коленях униженно умоляла простить её, и, получив прошение, «вскочив с коленей», с жаром обещает: «Ну! Теперь-то я дам зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки». Сколько сладострастия в этом троекратном «теперь-то», и как по-настоящему страшно становится от ее просьбы: «Дай мне сроку хотя на три дни (В сторону) Я дала бы себя знать…».
Однако, как уже отмечалось, в образе Простаковой есть некая двойственность. Она глубоко и преданно любит сына, готова ради него на всё. Виновна ли она в том, что свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к щенятам «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?»? Нельзя ведь забывать, что она из рода Скотининых-Приплодиных, где такая полуживотная любовь и была единственно возможной, откуда же ей-то быть другой? Вот она и уродует душу Митрофана своей слепой любовью, сын всячески угождает ей, а она и счастлива тем, что он ее «любит»… До тех пор, пока он не отшвыривает ее от себя, потому что теперь она ему не нужна, и даже те люди, которые только что осуждали госпожу Простакову, сочувствуют ей в её материнском горе…
Тема
Изначально главной темой комедии стали воспитание и образование нового поколения. Позже в пьесу «Недоросль» включены социально-политические темы, которые касались указа Петра Первого о запрете брать на службу недорослей и невозможности жениться необразованным дворянам.
Семья Простаковых, в которой подрастает сын Митрофанушка, гордится своим знатным дворянским сословием. Но они не приемлют ничего нового и прогрессивного. Так как крепостное право ещё не отменили и есть кому на них работать, Простаковы не видят толку в образовании. Превыше всего для них материальное благополучие, чего они хотят добиться и для своего сына. Основная их цель – сохранить власть и приумножить богатство.
Семья – это тот микромир, в котором растёт и воспитывается личность. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни своей деспотической матери. Он видит, кто в семье главный, и умело подстраивается под желания матушки. В финале, когда власть у Простаковой отбирают, он отмахивается от неё, чем вызывает у неё досаду и упрёки.
Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что всё зависит от воспитания. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим людям, его порядочность и честность
Комедия учит, что самое важное – это образование, культура, что потом выразится в уважении к ближнему, проявит благоразумие, добропорядочность человека
«Недоросль» — образец классицизма
Анализ комедии «Недоросль» Фонвизина требует рассматривать эту пьесу как часть культурной эпохи и литературной традиции. Это произведение считается одним из лучших образцов классицизма. В пьесе наблюдается единство действия (в ней не найти второстепенных сюжетных линий, описывается лишь борьба за руку Софьи и ее имущество), места (персонажи на большие расстояния не перемещаются, все события происходят либо около дома Простаковых, либо внутри него), и времени (не более суток занимают все события). Кроме того, использовал «говорящие» фамилии, которые являются традиционными для пьесы классицистической, Фонвизин («Недоросль»). Анализ показывает, что, следуя традиции, он разделил своих персонажей на положительных и отрицательных. Положительные — это Правдин, Стародум, Милон, Софья. Их противопоставляет Простакову, Митрофану, Скотинину Д. И. Фонвизин (пьеса «Недоросль»). Анализ их имен показывает, что они дают читателю понять, какие черты в образе того или иного персонажа являются превалирующими. Например, олицетворением морали и правды в произведении является Правдин.
Чему учит?
Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.
Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.
Темы и проблемы «Недоросля»
В комедии поднято несколько важных тем и проблем современного общества. В первую очередь ярко выделяется проблема взаимоотношений между крепостными и помещиками – многие помещики обращаются плохо со своими крестьянами, ущемляют их права, искусственно занижают плату за их работу и часто срывают на крестьянах злость.
Следующей ключевой темой «Недоросля» является тема воспитания и образования. Фонвизин наталкивает на мысль, что образование – это привилегия дворянства и аристократии, однако не всегда и не все из них могут получить достойное образование – иногда причиной такому становится нежелание обучаться, личная лень и немотивированность.
Иногда проблема заключена в плохом качестве подготовки самих учителей – некоторые из них обладают слишком малыми знаниями, другие же могут недобросовестно относиться к своей работе.
Проблема излишней опеки со стороны родителей и слепая любовь к детям. Простакова слишком много позволяет своему сыну Митрофану, она всегда его баловала и излишне опекала и в результате получился эгоистичный, глупый и неприспособленный подросток. Любовь Простаковой не знает границ, и поэтому действует губительно на молодого человека.
Символичность названия
Слово «недоросль» обозначает человека, не получившего должного документа о полученном образовании, другими словами, недоросль – это недоучка. Такое название связанно с основной целью комедии Фонвизина, которая заключается в высмеивании современных ему принципов образования и воспитания, не приносящих положительных результатов, а наоборот, действующих губительно на формирование личности и ее развитие.
Черты классицизма в комедии
Комедия Фонвизина является классическим произведением эпохи классицизма. В произведении, согласно законам европейского классицизма, соблюдается закон триединства: единства времени, места и действия.
Все события комедии происходят в течение одного дня, что обеспечивает единство времени. Все события комедии происходят в одном месте, что характерно для требования единства места. Также, все мелкие события, происходящие в комедии, сосредоточены вокруг более главного события – замужества Софьи. К тому же все имена героев и их фамилии носят символический характер и по своей сути являются небольшой, но лаконичной характеристикой персонажа.
Таким образом, комедия «Недоросль» – вершина творчества Фонвизина. Благодаря множеству источников для работы у Фонвизина получилось воплотить свою идею самым что ни на есть лучшим образом – все герои пьесы выглядят реалистичными и живыми, а проблемы и темы, поднятые в произведении, – актуальными и существенными.
4.7 / 5 ( 12 голосов )