Оболт-оболдуев

Сочинение на тему «Кому на Руси жить хорошо»: образы помещиков

Все материалы с раздела: Сочинения по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

         Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» повествует читателю об обездоленной крестьянской жизни, о способах борьбы простых деревенских мужиков с устоявшимися требованиями помещиков. Поэтому не иначе, как глазами самих крестьян, мог смотреть автор на класс этих самых помещиков.

        Н. А. Некрасов просто не может не раскрыть образы помещиков, типичных для его времени. Автор рассказывает о данном привилегированном сословии на протяжении всей поэмы. Автор сам выступает с точкой зрения, согласно которой крестьянство до тех пор будет лишено личного счастья, покуда над ним будет довлеть неусыпное око барина-хозяина. Но и помещикам существующее положение вещей не на благо: они теряют способность даже здраво соображать.

        В образе жестокого самодура представлен помещик Шалашников. Он привык собственных крестьян покорять, применяя к ним воинскую силу.

        Весьма колоритным персонажем является встреченный мужиками собеседник — помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Уже сама фамилия говорит за себя.

Помещик был румяненький,Осадистый, присадистый…

        Когда крестьяне спросила его, считает ли он себя счастливым человеком, он над их вопросом смеется от души. А потом с грустью вспоминает былые прежние времена…

Кого хочу помилую,Кого хочу казню.Закон – мое желание!Кулак – моя полиция!

        После введения крестьянской реформы 1861 года помещик утратил статус единоличного хозяина крестьян, отныне они могут поступать как хотят.

Разобран по кирпичикуКрасивый дом помещичий,И аккуратно сложеныВ колонны кирпичи!Обширный сад помещичийПод топором крестьянинаВесь лег, — мужик любуется, Как много вышло дров.

        Своим презрением к крестьянству данный помещик показывает, что чужой труд он никогда не уважал, зато крестьянина считает чуть ли не своим главным врагом. Он надеется выживать, как и прежде, за счет угнетаемого им народа, хотя он сам и не понимает, что заставляет страдать своих крестьян. Однако даже в речи этого персонажа мы встречаем рассуждения о бедах крестьян: их необразованности, неспособности понять, что им во вред, а что на благо.

        Помещик Утятин («Последыш») также является весьма интересным персонажем в поэме. Его хватил удар, когда императором Александром II было отменено крепостное право. Некрасов представляет его в образе чудаковатого человека, живущего грезами. Его собственные дети вступают в сговор с крестьянами и врут отцу семейства, что крестьянство до сих пор заключено в цепях крепостничества, дабы батюшку «не хватил удар».

Порядков новых нонешнихЕму не перенесть.Поберегите батюшку!Помалчивайте, кланяйтесь.

        Работающих крестьян в поле он принимает за крепостных, ругает их, даже не подозревая, что барская земля отныне перешла к другим хозяевам. Комедия перед Утятиным разыгрывается изо дня в день, а в это время вся округа открыто смеется над выжившим из ума помещиком.

        Помещик с мужиком в поэме представлены в образе двух противоборствующих сторон, вечных врагов. Реформа, посвященная решению крестьянского вопроса только лишь обозлила господ, лишив их прежнего счастья.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: Сочинения по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Вершиной творчества русского поэта Н. А. Некрасова становится поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо», в которой автор с яркой образностью и достоверностью хотел показать и показал взаимоотношения господствующего класса и крестьянства в 20-70-е годы XIX в.

Уже в начале произведения автором ставится проблема, которая найдет свое разрешение на страницах поэмы: в чем состоит счастье и кто по-настоящему счастлив? «Кому живется весело, Вольготно на Руси?»

Какой-то барин кругленький,

Насмешка, ирония звучат в этих словах. Когда-то важный, степенный барин превращается в мишень для издевательств и насмешек. Эта же интонация продолжает звучать и в последующем описании помещика уже устами самого автора: «румяненький, осанистый, присадистый», «ухватки молодецкие». Вот такого помещика «троечка везла».

Герой представляется нам «шутом гороховым», над которым смеются даже бывшие крепостные

А он строит из себя важного господина и с горечью и обидой говорит о былых временах:. Как у Христа за пазухой,

Как у Христа за пазухой,

Он говорит о благородстве и древности своего рода похваляется этим, а сам является предметом насмешек и крестьян, и автора. Лёгкий смех в некоторых моментах сопровождается открытым сарказмом:

Прорвалась цепь великая!

Одним концом по барину,

Эти слова в большей степени можно отнести к помещику из главы «Последыш»: «Помещик наш: Утятин князь!»

Символично название главы «Последыш». Ее герой несколько гиперболизирован и, в то же время, аллегоричен: не хочет помещик расставаться с прежними порядками, с прежней властью, вот и живет пережитками прошлого.

В отличие от Оболт-Оболдуева, князь Утятин не смог примириться с отменой крепостного права:

Помещик наш особенный,

Чин важный, род вельможеский,

Весь век чудил, дурил

Да вдруг гроза и грянула.

Поверил: проще малого

Ребенка стал старинушка!

Заплакал! Пред иконами

Со всей семьею молится.

Ловко обманули «наследнички» бывших крепостных. Ведь они после смерти князя начали судиться с крестьянами, чтобы доказать, что земля эта им принадлежит. Горькую правду выводит писатель из описания этого помещика и его последних дней жизни: пусть помещики и перестали быть крепостниками, но они имеют свою власть над крестьянами. Не освободился еще по-настоящему русский народ. Да, князь Утятин умер, а кто знает, сколько еще таких «последышей» по всей Руси-матушке.

И с древней царской грамотой,

И родом и заслугами

Прошло время господина и раба, и хотя крестьяне еще не освободились полностью из-под помещичьего гнета, Оболт-Оболдуевы, Утятины и Шалашниковы уже доживают свой век. «Последыши» скоро совсем уйдут с земли русской, и народ вздохнет свободно. Символичны в этом плане картина опустевшего барского дома, растаскиваемого по кирпичику дворней (глава «Крестьянка»).

Своей поэмой, думается, Некрасов хотел показать, что ушло время помещичьей Руси. Изображая сатирические образы помещиков, автор смело и безбоязненно утверждает: возможно счастье народа и без помещиков, но лишь после того, как сам народ себя освободит и станет хозяином собственной жизни.

Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо

При всем многообразии типов, выведенных в поэме, ее главным героем является народ. «Народ освобожден. Но счастлив ли народ?» — этот главный вопрос, волновавший поэта всю жизнь, стоял перед ним и при создании поэмы. Правдиво изображая тягостное положение народа в пореформенной России, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым? Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты,царска грамота,

Да не про нас ты писана…

Трудовому народу в поэме противостоят «дольщики», как их назвал Яким Нагой. Это «бог, царь и господин». Перед читателем поэмы проходит целая галерея образов помещиков. Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев:

Какой-то барин кругленький;

С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительно-ласкательные суффиксы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человечка. С гордостью говорит он о древности своего рода. Помещик вспоминает старые благословенные времена, когда «не только люди русские, сама природа русская покорствовала нам». Вспоминая свое житье при крепостном праве — «как у Христа за пазухой», он с гордостью говорит:

Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Жители «скромных деревень» кормили и поили барина, обеспечивали своим трудом его разгульную жизнь, «праздники, не день, не два — по месяцу», а он, неограниченно властвуя, устанавливал свои законы:

Кого хочу — помилую,

Помещик Оболт-Оболдувв вспоминает свою райскую жизнь: роскошные пиры, жирные индейки, сочные наливки, актеров собственных и «прислуги целый полк». По словам помещика, крестьяне отовсюду несли им «подарки добровольные». Теперь все пришло в упадок — «сословье благородное как будто все попряталось, повымерло!» Помещичьи дома разбираются на кирпичи, сады вырубают, воруют лес:

Откровенной насмешкой встречают крестьяне хвастливый рассказ Оболт-Оболдуева о древности его рода. Сам-то он ни на что не пригоден. С особенной силой звучит ирония Некрасова, когда он заставляет Оболт-Оболдуева признаться в совершенной неспособности к труду:

Коптил я небо божие,

Носил ливрею царскую.

Сорил казну народную

И думал век так жить…

Крестьяне сочувствуют помещику и думают про себя:

Порвалась цепь великая,

Одним концом по барину,

Презрение вызывает слабоумный «последыш» князь Утятин. Глубокий смысл имеет само название главы «Последыш». Речь идет не только о князе Утятине, но и последнем помещике-крепостнике. Перед нами выживший из ума рабовладелец, и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

…Последыш ты! По милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка — и кончен бал!

Крутым самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фогель. Презрение к труду и трудящимся, чванство своим паразитическим существованием, неумение и нежелание трудиться, высокомерие, спесь и жестокость — таковы типичные черты характера помещиков, изображенных в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Несколько интересных сочинений

  • Образ интеллигенции в романе Доктор Живаго Пастернака Поскольку творение является отображением судьбы интеллигенции, то образ данной социальной прослойки описан автором максимально детально. Пастернак показывает, как складывалась
  • Носов
  • Cочинение Компьютер — плюсы и минусы — друг или враг В последнее время сложно представить себе жизнь современного человека без помощи персонального компьютера. Неодушевленный предмет стал полноправным членом общества, крепко вписался в ежедневный быт.
  • Сочинение Человек — это звучит гордо! Прежде всего хочется определиться с основными понятиями данного высказывания: Человек — это звучит гордо!. Кто же такой человек? Во-первых, он является субъектом
  • Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс На полотне изображено реальное событие, произошедшее в ноябре 1671 года, когда по приказу царя боярыню Феодосию Морозову

Глава 5. Помещик.

Может, прежде помещик и считал себя счастливым, но только не теперь. Ведь в былые времена Гавриил Афанасьевич был владельцем всей округи, целого полка прислуги и устраивал праздники с театральными представлениями и танцами. Даже крестьян молиться в барский дом по праздникам не гнушался приглашать. Теперь же все изменилось: родовое поместье Оболта-Оболдуева продано за долги, ведь, оставшись без умеющих обрабатывать землю крестьян не привыкший трудиться помещик терпел большие убытки, что и привело к плачевному исходу.

Часть 2. Последыш

На следующий день путешественники вышли на берег Волги, где увидели большой сенокосный луг. Не успели они разговориться с местными жителями, как заметили у причала три лодки. Оказывается, это дворянская семья: два барина с женами, их дети, прислуга и седой старичок-барин по фамилии Утятин. Все в этой семье, к удивлению путников, происходит по такому сценарию, будто бы и не было отмены крепостного права. Оказывается, Утятин сильно рассердился, когда узнал, что крестьянам дали волю и слег с ударом, пригрозив лишить сыновей наследства. Чтобы этого не случилось, они придумали хитрый план: подговорили крестьян, чтобы те подыграли помещику, выдавая себя за крепостных. В награду же пообещали после смерти барина лучшие луга.

Утятин, услышав, что крестьяне остаются при нем, воспрянул духом, и началась комедия. Некоторым даже понравилась роль крепостных, а вот Агап Петров не смог смириться с позорной участью и высказал помещику все в лицо. За это князь приговорил его к порке. Крестьяне и здесь сыграли роль: повели «непокорного» в конюшню, поставили перед ним вино и попросили кричать громче, для видимости. Увы, Агап не вынес такого унижения, сильно напился и в ту же ночь умер.

Далее Последыш (князь Утятин) устраивает пир, где, едва шевеля языком, произносит речь о преимуществах и пользе крепостного права. После этого он ложится в лодку и испускает дух. Все рады, что наконец-то избавились от старика-тирана, однако, наследники даже не собираются выполнять свое обещание, данное тем, кто играл роль крепостных. Надежды крестьян не оправдались: лугов им никто так и не подарил.

Часть 3. Крестьянка.

Уже не надеясь найти счастливого человека среди мужчин, странники решили спросить женщин. И из уст крестьянки по имени Корчагина Матрена Тимофеевна слышат очень грустную и, можно сказать, страшную историю. Только в родительском доме она была счастлива, а дальше, когда вышла замуж за Филиппа, румяного и сильного парня, началась тяжелая жизнь. Любовь длилась недолго, потому что муж уехал на заработки, оставив молодую жену со своей семьей. Матрена работает не покладая рук и не видит поддержки ни от кого, кроме старика Савелия, который доживает век после каторги, длившейся двадцать лет. Только одна радость появляется в её нелегкой судьбе – сын Демушка. Но вдруг на женщину обрушилась страшная беда: невозможно даже представить, что случилось с ребенком по причине того, что свекровь не разрешила невестке брать его с собой в поле. По недосмотру деда мальчика съедают свиньи. Какое горе матери! Она все время оплакивает Демушку, хотя в семье родились и другие дети. Ради них женщина жертвует собой, например, принимает на себя наказание, когда сына Федота хотят выпороть за овцу, которую унесли волки. Когда Матрена носила во чреве еще одного сына, Лидора, её мужа несправедливо забрали в солдаты, и жене пришлось ехать в город, искать правды. Хорошо, что ей помогла тогда губернаторша, Елена Александровна. Кстати, в приемной Матрена и родила сыночка.

Да, нелегкой была жизнь у той, которую в деревне прозвали «счастливицей»: ей постоянно приходилось бороться и за себя, и за детей, и за мужа.

Создание персонажа

В первых четырех главах поэмы автор размышляет о том, что такое истинное человеческое счастье. В главе «Помещик» ключевые герои поэмы, семь простых мужиков, встречают помещика Гаврилу Афанасьевича.

Дворянин выкладывает им свою историю и жалуется мужикам на свою «бедную жизнь». Помещик делится с ними тем, как скучает по крепостничеству, которое отменили в 1861 году. Оболт-Оболдуев сильно контрастирует с высоким идеалом народа — образом Ермилы. Он же один из тех людей, что довели русские деревни до нищеты, а в рабочем классе видели лишь рабочую силу. Гаврила отражает всех тех, кому не понять, каково было народу жить в крепостных, ведь ему в те годы было хорошо.

Самому автору уже в 40-е годы простой мужик и помещик представлялись как две несовместимые величины, чьи интересы и представления об идеальном обществе полностью противоположны. И тогда в своей поэме он решил столкнуть их вместе. И сделал так, что богач поведал все о своей жизни простому люду.

Сам типаж помещика как любителя псовой охоты присущ и другим творениям Некрасова:

  • «Шила в мешке не утаишь…»;
  • «Ростовщик»;
  • «Псовая охота»;
  • «Родина».

Образы помещиков часто восходят к настоящему отцу писателя. Алексей Некрасов был очень колоритным представителем эпохи, а определенные его черты проглядываются в характере Гаврилы Афанасьевича. Некрасов также страстно любит охоту, гордился своим дворянским происхождением и предпочитал кулаками расправляться с крестьянами.

Личность Гаврилы

Оболт-Оболдуев — истинный гордец. Он рад тому, что является дворянином, наделенным деликатными чувствами, а не крестьянином-лапотником. Свою судьбу он принимает как должное и Божию милость. Гаврила действительно происходит из старых дворянских родов. Предок помещика упоминался в старинных русских грамотах. Поэтому герой занял свою веху во дворянстве и гордится древними именитыми корнями. Знатный помещик не приучен к труду, так как сословьям благородным это не нужно.

Заслуги таких уважаемых помещиком предков только вызывают смех у мужиков. Тот самый дворянин по линии отца Афанасия, по словам самого Оболдуева, тешил царицу зверями, за что схлопотал ссадины от медведя. За умение развлечь государыню его удостоили такой милости, как титул и богатство. А предок по материнской линии пытался сжечь Москву, за что поплатился жизнью.

У Гаврилы Афанасьевича есть супруга и дети. Глава семьи любит выпить. Жена любезно своей рукой разливает алкоголь по чаркам. Детвора в основном находится рядом с отцом и матерью, посасывает пряники, резвится около рябины. Звать их Верочкой и Ганичкой.

Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – сочинение

В поэме Н.А.Некрасова в отличие от крестьян помещики не вызывают симпатии. Они отрицательны и неприятны. Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» собирателен. Талант поэта ярко проявился в его умении увидеть в индивидуальных чертах общие характеры целого социального слоя России.

Помещики Некрасовской поэмы

Автор знакомит читателей с образами помещичьей Руси, крепостной и вольной. Их отношение к простому народу вызывает негодование. Барыня любит сечь мужиков, которые нечаянно произносят привычные для них слова, – бранные для грамотных господ. Помещица кажется немного добрее Поливанова, который купив деревню, «вольничает» и барствует в ней «по-страшному».

Оболт-Оболдуев

Барин Гаврила Афанасьевич уже внешне схож с образами помещиков всей Руси: круглый, усатый, пузатый, румяный. Автор использует в описание уменьшительные суффиксы с пренебрежительным ласкательным произношением – -еньк и другие. Но описание от этого не изменяется. Сигарочка, троечка, слащавость не вызывает умиления. Происходит резко противоположное отношение к персонажу. Хочется отвернуться, пройти мимо. Помещик не вызывает жалости. Барин пытается вести себя молодецки, но у него не выходит. Увидев на дороге странников, Гаврила Афанасьевич испугался. Крестьяне, получившие вольность, не отказывали себе в желании отомстить за многолетнее унижение. Он выхватывает пистолетик. Оружие в руках помещика становится игрушечным, ненастоящим.

Оболт-Оболдуев гордится происхождением, но у автора и оно вызывает сомнение. За что получил титул и власть: предок тешил царицу игрой с медведем. Другой прародитель был казнен за попытку сжечь столицу и ограбить казну. Помещик привык к комфорту. Он еще не привык к тому, что ему не прислуживают. Рассказывая о своем счастье, он просит у мужиков подушку для удобства, ковер для комфорта, рюмку хереса для настроения. Сплошной праздник помещика с множеством слуг остался в прошлом. Псовые охоты, русские потехи радовали барский дух. Оболдуева радовала власть, которой он обладал. Нравилось бить мужиков. Яркие эпитеты подбирает Некрасов «ударам» Гаврилы Афанасьевича:

Такие метафоры не сходятся с рассказами помещика. Он утверждал, что заботился о мужиках, любил их, угощал по праздникам. Жалко Оболдуеву прошлого: кто будет миловать мужика, если бить нельзя. Связь между барствующим слоем и мужиком разорвалась. Помещик считает, что пострадали обе стороны, но чувствуется, нет его словам поддержки ни у странников, ни у автора. Хозяйство помещика приходит к упадку. Он не представляет, как вернуть ему прежнее состояние, потому что не может трудиться. Горько звучат слова Оболта:

Помещик по прозванью Последыш

Князь с говорящей фамилией, какие любит поэт, Утятин, ставший в народе Последышем, – последний помещик описываемого строя. Во время его «царствования» отменили любимое крепостное право. Не поверил в это князь, хватил его от злости удар. Жестокий и скупой старик держал в страхе родных. Уговорили наследники крестьян притвориться и вести прежний образ жизни, когда помещик рядом. Пообещали мужикам землю. Повелись крестьяне на лживые обещания. Сыграли крестьяне свою роль, но были обмануты, чему никто не удивился: ни автор, ни странники.

Внешность помещика – второй тип барина на Руси. Тщедушный старичок, худой как заяц зимой. Есть во внешности и признаки хищников: ястребиный острой нос, длинные усы, колкий взгляд. Внешность такого скрытого под мягкой личиной опасного хозяина жизни, жестокого и скупого. Самодур, узнав, что крестьян «вернули помещикам», дурит пуще прежнего. Удивляют прихоти барина: играть на скрипке верхом на лошади, купает в проруби, женит 70-летнюю вдову на 6-летнем парнишке, заставляет коров замолчать и не мычать, вместо собаки садит сторожем убогого глухонемого.

Князь умирает счастливым, он так и не узнал об отмене права.

Можно признать в образе каждого помещика звучит авторская ирония. Но это смех сквозь слезы. Горя, которым залили богатые глупцы и невежи крестьянство, хватит не на одно столетие. Не все смогут подняться с колен и воспользоваться волей. Не все поймут, что с ней делать. Многие мужики будут сожалеть о барстве, настолько крепко в их мозг вошла философия крепостного права. Автор верит: Русь воспрянет ото сна, поднимется, и счастливые люди наполнят Россию.

Создание персонажа

В первых четырех главах поэмы автор размышляет о том, что такое истинное человеческое счастье. В главе «Помещик» ключевые герои поэмы, семь простых мужиков, встречают помещика Гаврилу Афанасьевича.

Дворянин выкладывает им свою историю и жалуется мужикам на свою «бедную жизнь». Помещик делится с ними тем, как скучает по крепостничеству, которое отменили в 1861 году. Оболт-Оболдуев сильно контрастирует с высоким идеалом народа — образом Ермилы. Он же один из тех людей, что довели русские деревни до нищеты, а в рабочем классе видели лишь рабочую силу. Гаврила отражает всех тех, кому не понять, каково было народу жить в крепостных, ведь ему в те годы было хорошо.

Самому автору уже в 40-е годы простой мужик и помещик представлялись как две несовместимые величины, чьи интересы и представления об идеальном обществе полностью противоположны. И тогда в своей поэме он решил столкнуть их вместе. И сделал так, что богач поведал все о своей жизни простому люду.

Сам типаж помещика как любителя псовой охоты присущ и другим творениям Некрасова:

  • «Шила в мешке не утаишь…»;
  • «Ростовщик»;
  • «Псовая охота»;
  • «Родина».

Образы помещиков часто восходят к настоящему отцу писателя. Алексей Некрасов был очень колоритным представителем эпохи, а определенные его черты проглядываются в характере Гаврилы Афанасьевича. Некрасов также страстно любит охоту, гордился своим дворянским происхождением и предпочитал кулаками расправляться с крестьянами.

Жизнь помещиков (по поэме «Кому на Руси жить хорошо)

Н.А.Некрасов написал замечательную поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Ее написание было начато в 1863 году – через два года после отмены крепостного права в России. Именно это событие и стоит в центре поэмы. Главный вопрос произведения можно понять из заглавия – это проблема счастья. Как и было задумано, Некрасов показал в поэме все социальные слои: от крестьянина до царя. Я остановлюсь на среднем классе – на помещиках.

Их жизнь представлена в поэме четырьмя персонажами: Г.А.Оболт-Оболдуевым, Утятиным (последышем), Шалашниковым и Х.Х.Фогелем.

По ходу произведения первым, с кем мы знакомимся, является Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. На вопрос странников “Сладка ли жизнь помещичья?” он дает очень развернутый ответ. Вначале объясняет, чем жизнь помещика отличается от крестьянской – родовым деревом: “Чем дерево дворянское древней, тем именитее, почетней дворянин”. Затем Гаврила Афанасьевич начинает вспоминать свою былую жизнь: “Жили мы, как у Христа за пазухой, и знали мы почет”. Еще он рассказывает о своей вотчине, богатстве ее природы. Оболт-Оболдуев вспоминает, что раньше дворянские дома были огромными имениями (“Дома с оранжереями, с китайскими беседками, и английскими парками…”), в которых прислуги насчитывался “целый полк”. Праздники в былые времена славились своей пышностью и необъятностью. Далее идет описание травли зверя. Это было настолько широким мероприятием, что оно не сравнилось бы ни с каким другим по своим размерам. По словам помещика, охоту можно было бы приравнять к военному походу: “У каждого помещика сто гончих в напуску, у каждого по дюжине борзовщиков верхом, при каждом с кашеварами, с провизией обоз”.

После описания всевозможных торжеств Гаврила Афанасьевич заводит разговор о крестьянах. Будто бы еще до отмены крепостного права он не кабалил крестьян, а “больше ласкою привлекал сердца”, приводил ряд примеров, подтверждающих это.

Но все им рассказанное с недавней поры перестало существовать (“И все прошло, и все минуло”). Теперь из большого помещичьего сословия осталось немного представителей, и живут-то они не так, как прежде: крестьянин совсем от руки отбился, земли запущены, леса вырубаются, усадьбы переводятся. А причиной всему произошедшему, как считает Оболт-Оболдуев, стала реформа 1861 года.

Так описывает помещичью жизнь первый представитель “сословия благородного”. Далее встречается другой помещик – князь Утятин. Он, как и все последующие, показан угнетателем, мучителем, стяжателем. Его жизнь вольготна, так как ему не приходится трудиться: всю работу выполняют зависимые крестьяне. Именно за счет их стараний он нажил “богатство непомерное”. Но все это было до 1861 года. После реформы и его жизнь, и жизнь крестьян должна была перемениться, как и у Оболта-Оболдуева. Но не тут то было: Утятин не признавал новых порядков и продолжал вести праздную жизнь до самой смерти.

В третьей части поэмы представлены еще два помещика. Но их жизнь проходила за век до реформы. Сначала рассказывается о помещике Шалашникове. Этот персонаж был больше алчным, чем властолюбивым. За вовремя выплаченный оброк оставлял деревню в покое, а любое наказание мог тут же отменить за взятку.

Другой современник Шалашникова – Христиан Христианович Фогель – был более хитрым и дальновидным. Вначале он жил скромно, крестьян не обременял налогами. Но после осуществления его замысла у крестьян “настала каторга”. Немец разжился, стал состоятельным, построил фабрику. Он также нажил свое добро за счет труда крестьян.

Роль в поэме

Всю жизнь он веселился, праздновал и ничего не делал. О чём сам неоднократно признаётся мужикам, с которыми повстречался. Вместо работы Оболт-Оболдуев предпочитал пышную охоту, на которую съезжалась вся богатая знать. И брали они с собой поваров, сотни собак и проводили за этим увеселением много времени и тратили на это много денег.

Своих крестьян Оболт-Оболдуев предпочитал в строгости держать, если и накажет, то по-отцовски. А как лишился их, так и осознал, что управлять-то ему теперь некем. Из всех крестьян оставил при себе лакеев, для прислуживания. Если что понадобится, сразу их зовёт и приказы отдаёт.

А до отмены крепостного права жил помещик богато. Ни в чём не было у него меры. Предпочитал он отдыхать на коврах персидских, а вокруг подушки уложены. Слуги спешат ему налить рюмочку хересу, да угодить всячески. А теперь нет возможности плясать и веселиться всласть, остаётся только за ум браться и хозяйство осваивать. Но времена настали сложные, ведь Гаврило Афанасьевич не умеет ничего. Положение высокое, дворянское у него, в семье никто никогда не работал и не учился.

Остаётся только на себе хозяйство тянуть. От этого становится ему ещё грустнее, ведь жизнь теперь не так прекрасна, как была. Не может он теперь на охоту отправляться, пиры устраивать, когда захочет. Рассказывает он о том, как ещё предки его жили в роскоши, принимали гостей знатных и веселились вместе, всей толпой в особняке его.

40 лет прожил Оболт-Оболдуев в посёлке своём. Каждый день видел, как работают крестьяне, вот только ничего не умеет князь по хозяйству. Только и делает, что смотрит да приказывает побыстрей работать в поле. Своих крестьян рабами считал он, наказывать при малейшем проступке всегда велел, а как отменили крепостное право, так и стал он говорить, что не наказывает их теперь он, но и словом добрым не обмолвится.

Есть у Оболта-Оболдуева жена и две маленькие дочки. Одну зовут Ганичка, а вторую Верочка. Любит жена мужу угодить и когда он желает, выпивку ему наливает, да приёмы устраивает с гостями знатными.

Вывод

Образ Оболта-Оболдуева ясно показывает, что не стоит всё время бездельничать. Если бы князь взялся за ум и начал заниматься хозяйством, то жилось бы ему куда счастливее и спокойнее. Самое главное, что он осознаёт, какие ошибки он совершил за свою жизнь. Знает он, что хозяйством нужно заниматься, учиться и работать самому, а рабочих теперь за деньги нужно нанимать, а не в рабах иметь. Это значит, что для него ещё не всё потеряно. Его жизнь ещё может наладиться, и всё это будет зависеть только от приложенных им усилий.

Характеристика образа Оболта-Оболдуева может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Любовь Андреевна Раневская — образ и характеристика героини пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Мцыри — образ и характеристика героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Фердыщенко — образ и характеристика героя романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Костылин — образ и характеристика героя рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

«Ревизор» (Н. В. Гоголь) — характеристики героев

«Дубровский» (А. С. Пушкин) — характеристики героев

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: