Проблемно-тематический анализ романа по главам
Композиция романа кольцевая. Автор начинает с повести «Бэла» и заканчивает «Фаталистом». Время действия относится к периоду, когда Печорин проходил службу в кавказской крепости. В первой и последней повести присутствуют два основных действующих лица. Первый из них — сам Печорин, а второй — Максим Максимович.
«Бэла»
Лермонтов заинтересовывает читателя главным героем уже с первой главы. Повествование идет от имени Максим Максимыч — простого, но малообразованного человека, неспособного понять Григория Александровича. С его слов может сложиться представление о Печорине, как об абсолютном эгоисте, который по своей прихоти стал причиной смерти черкешенки.
С одной стороны, Григорий без страха идет на кабана, а с другой — бледнеет, заслышав скрип двери. В первой главе сложный характер и мотивы главного героя непонятны читателю.
«Максим Максимыч»
Со следующей повести личность Печорина начинает раскрываться. Повествование в этот раз идет от безымянного путешественника. Он составляет психологический портрет главного героя. Перед читателем предстает довольно противоречивая личность. Это сплетение силы и слабости.
Григория Александровича характеризует крепкое телосложение и внезапно начинающаяся «нервическая слабость стана», запачканные перчатки и ослепительное белье, нежность кожи и морщины. Самым важным в облике персонажа являются его никогда не смеющиеся глаза.
Своим эгоизмом и равнодушием молодой человек ранит Максима Максимыча. Читателю неприятно такое поведение Печорина, глубоко погруженного в свои раздумья и отталкивающего привязанного к нему добряка. Читатель задается вопросом: «Есть ли хоть что-то дорогое ему в этом мире?».
«Тамань»
В этой повести Григорий проявляет себя как довольно деятельная натура, способная вмешаться в судьбу других людей. По ходу сюжета он попадает в опасные ситуации, из которых ему удается удачно выпутаться. Однако опыт, приобретенный в Тамани, стал достаточно горьким для молодого человека.
Итоговой фразой становится: «Разве дело мне до бедствий и радостей человеческих?».
Княжна Мэри»
Здесь со стороны Печорина проявляется полное презрение к принятым в обществе правилам, талант подчинять людей и влюблять в себя женщин, вызывая при этом ненависть соперников.
Накануне дуэли, ставшей следствием конфликта с Грушницким, Григорий Александрович подводит своеобразный итог своей жизни, их которого читатель узнает об одиночестве и чувстве бесполезности главного героя.
«Фаталист»
Печорин и поручик Вулич заключившие пари о том, «может ли человек сам распоряжаться своею жизнью, или над каждым висит рок», очень похожи. Отличает их убежденность Григория в том, что предопределения нет, в то время как Вулич уверен в обратном. Главный герой, как и раньше, проявляет бессердечие в этом пари. Однако, молодой человек демонстрирует противоположные качества при бескровном захвате подвыпившего казака.
Основные действующие лица
Печорин
Печорин — петербуржец. Военный, как и по своему чину, так и в душе. В Пятигорск он приезжает из столицы. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». В крепость, где происходит действие «Бэлы», он попадает после дуэли с Грушницким, в возрасте 23 лет. Там он находится в чине прапорщика. Вероятно, он был переведен из гвардии в армейскую пехоту или армейские драгуны.
Встреча с Максимом Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 28.
Он умирает.
Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры , имеет семантическую близость с фамилией Онегина. Печорин является естественным продолжателем Онегина, но Лермонтов идёт дальше: как р. Печора севернее р. Онеги , так и характер Печорина более индивидуалистичен, чем характер Онегина.
Образ Печорина
Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209-11). Печорин — личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. Образ Печорина по главе «Максим Максимыч»: «Он был среднего роста; стройный,тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение,способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов,не побеждённое ни развратом столичной жизни,ни бурями душевными…».
Начало конца
А Кратос еще больше усугубляет свое без того незавидное положение. Мучимый ужасами прошлого, упокоение он находит лишь в одном занятии – войне. В God of War 2 новоявленный бог вместе со спартанской армией захватывает греческие полисы один за другим, чем и настраивает против себя богов. В битве за Родос Зевс лишает Кратоса части его божественных сил и вынуждает сражаться с оживленным Колоссом Родосским, а затем своими руками убивает спартанца.
По замыслу громовержца впереди Кратоса ждут вечные пытки в Аиде, но на помощь герою приходит Гея, мать титанов. Некогда поверженные олимпийцами титаны давно мечтают о мести, и союз с Кратосом видится отличным способом осуществить задуманное. Гея отправляет воина к мойрам, сестрам судьбы, которые оберегают веретено судьбы, сплетающее нити судеб как смертных, так и самих богов. Веретено – единственный шанс Кратоса изменить свое прошлое и получить возможность вновь сразиться с заносчивыми небожителями.
По пути к мойрам воин сталкивается со многими титанами, включая Прометея и давнего знакомого Атланта, которого даже умудряется склонить на свою сторону. От титанов Кратос получает магические силы и к мойрам заявляется уже во всеоружии. Но три сестры – Лахесис, Атропос и Клото – вовсе не горят желанием допустить спартанца к святая святых – веретену судьбы. Приходится сражаться. Во время боя Атропос переносит Кратоса в прошлое и заставляет его вновь биться с Аресом, но герою удается выкрутиться и запереть обеих сестер в вечности, тем самым избавившись от них. С оставшейся Клото воин расправляется столь же хладнокровно.
Используя веретено, спартанец возвращается к своей схватке с Зевсом в Родосе, наносит правителю Олимпа серьезные ранения, заставляя его отступить, и едва не убивает, но Афина ценой собственной жизни защищает Зевса. Выбирая между своим любимчиком и громовержцем, она встает не на сторону Кратоса. Перед смертью Афина раскрывает шокирующую правду: Кратос – сын Зевса. Увы, для Олимпа это ничего не меняет. Ведомые Кратосом и Геей титаны вторгаются на вершину горы, но Зевс, Посейдон, Аид, Гермес, Гелиос и Аполлон уже готовы к встрече. God of War 2 заканчивается зловещим пророчеством: «Конец начался…»
Часть вторая
Княжна Мери
Повесть о княжне Мери – самая большая и многоплановая в романе. В ней прослеживается несколько сюжетных линий тесно связанных и переплетенных между собой: Печорин и Вера, Княжна Мери и Грушницкий, Печорин и Грушницкий, взаимоотношения Печорина и Вернера.
Композиция главы выстроена следующим образом:
- Экспозиция романа описывает город Пятигорск, куда приехал Лермонтов.
- Завязка сюжета начинается у источника, куда приходят местная и приезжая аристократия. Печорин встречает Грушницкого, который заочно представляет ему семейство Лиговских. Печорин представляет своего приятеля, доктора Вернера. Печорин узнает, что возможно, Вера тоже здесь.
- Развитие сюжета: встреча Печорина с Верой, Печорин защищает княжну на бале, ревность Грушницкого и Веры, заговор против Печорина.
- Кульминация – дуэль, убийство Грушницкого, болезнь княжны Мери и отъезд Веры.
- Развязка – отъезд Веры, объяснение Печорина с Мери, Прощание с доктором Вернером.
За дуэль с Грушницким Печорин был сослан подальше в крепость.
«Фаталист»
Фаталист – глава небольшая, и, пожалуй, самая мистическая, рассказывающая о том, как Печорин предсказал гибель одному из сослуживцев.
- Завязка сюжета – игра в карты
- Развитие событий – пари, и выстрел с осечкой;
- Кульминация – Печорин узнает о гибели Вулича. Его зарубил шашкой местный казак; Печорин участвует в опасном мероприятии – поимке пьяного, разбушевавшегося казака и обезоруживает его.
- Развязка – Печорин в крепости рассказывает о произошедших событиях, но тот не совсем понимает его.
Таким образом, жанр «Героя нашего времени» роман, охватывающий жизнь главного героя – Григория Печорина на Кавказе с момента появления его в Тамани и до выезда в Персию, где он погибает.
Прототип Печорина
По мнению некоторых критиков, в Печорине автор отразил частицу своей души. Во многом взгляды Лермонтова и его героя совпадают. Например, он так же не стремился к карьере, благополучию и спокойной размеренной жизни. Смысл жизни автора — борьба и искания.
В. Левин предположил, что Лермонтов оказался во влиянии своего героя. Во время дуэли Лермонтов не успел вовремя выстрелить в воздух и погиб. Мартынов стал для него объектом неудачного психологического эксперимента. Этим и объясняется укоренившаяся легенда о том, что автор и главный герой — одно и то же лицо, и Лермонтов в своём произведении предсказал дуэль с Мартыновым.
Основные персонажи
Главные герои
Хотя действующих лиц в данной книге немало, основных всего двое:
- Александр Адуев — главный герой, 20-летний юноша, сын небогатой помещицы;
- Петр Иванович Адуев — дядя главного героя, мужчина 35-40 лет, педант, прагматик, во всем ищущий целесообразность.
Второстепенные персонажи
- Анна Павловна Адуева — заботливая и безмерно любящая отпрыска родительница Александра;
- Софья — дочка соседнего помещица, когда-то влюбленная в главного героя, впоследствии вышла замуж за другого;
- Евсей — камердинер дома Адуевых;
- Наденька Любецкая — своенравная и капризная девушка, бывшая возлюбленная Александра;
- Лизавета — тетушка младшего Адуева, супруга Петра Ивановича;
- Юлия Фафаева — особа лет 23-24 от роду, вдова, несостоявшаяся невеста главного героя.
- Костяков — пожилой опустившийся человек, с которым главный герой сошелся в середине романа.
Долгожданная месть
С этого-то утеса и бросается Кратос в начале оригинальной God of War, но попытке суицида предшествует еще одна эпическая история (действие игры проходит как бы в воспоминаниях). После спасения Гелиоса и всего мира в придачу Афина вновь обратилась к Кратосу за помощью. В этот раз ей понадобилось расправиться с богом войны Аресом, а сделать этого сама она не могла – Зевс запретил богам напрямую воевать друг с другом. Кратоса не пришлось долго упрашивать, ведь к Аресу у него давние счеты.
Чтобы обрести силы, необходимые для битвы со столь могущественным противником, герой отправился за шкатулкой Пандоры, укрытой в храме Пандоры, что выстроен на спине титана Хроноса, сосланного Зевсом в пустыню Потерянных душ. Пройдя через суровые испытания, Кратос добрался до заветного артефакта, но Арес прознал о его планах и, пока воин не успел воспользоваться шкатулкой, убил его.
I этап. Начало работы над романом
В 1836 году Лермонтов, вдохновившись романом Пушкина «Евгений Онегин», задумал написать будущее произведение, где в полной красе была бы показана жизнь его современника в свете столичных событий. Главный герой по замыслу должен отражать в душе дух противоречия того времени. Даже фамилию ему он старался подобрать созвучную с Онегиным, взяв за основу названия двух рек, Онега и Печора. Так и получился Печорин.
1837 год стал эпохальным в жизни Михаила Юрьевича. На дуэли погибает его друг Пушкин А.С. Потрясенный смертью, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта» за что был впоследствии сослан в ссылку на Кавказ. За рукопись он возьмется несколько позже.
https://youtube.com/watch?v=M1sum2XAZBA
Рождение героя
Насколько интересно подросткам читать о проблемах взрослого сироты-миллиардера или суперсильного пришельца? Долгие годы они делали именно это, а вот сами подростки в комиксах всегда были не больше чем сайдкиками главного героя. Взять, например, Робина или Баки. Но все изменилось в начале 60-х годов прошлого века, когда Стэн Ли и Стив Дитко представили миру обычного подростка Питера Паркера. И несмотря на то, что его укусил радиоактивный паук, и теперь он является обладателем удивительных способностей (паучье чутьё, умение лазить по стенам и его картриджи, стреляющие паутиной), это в первую очередь был подросток со всеми вытекающими отсюда возрастными проблемами.
Неудивительно, что Человек-паук так быстро снискал огромную популярность, попутно изменив мир комиксов.
Обстановка на рубеже обороны у реки Добрость
В середине июля 1941 года советские войска продолжали отступление практически по всему протяжению фронта. Дивизия, в которой служил Николай Сиротинин, достигла рубежа обороны у реки Добрость и несла тяжелые потери, так как не имела достаточно снаряжения и военной техники, чтобы противостоять натиску 4-й танковой дивизии под командованием полковника фон Лангермана. Это подразделение Вермахта являлось частью 2-й танковой группы генерал-полковника Хайнца Гудериана, отличившегося во время оккупации Франции и Польши.
В день, когда был совершен подвиг сержанта Николая Сиротинина (17 июля), командир батареи, в которой служил герой, принял решение организовать прикрытие отступления своей воинской части. С этой целью у моста на 476-м км шоссе «Москва — Варшава» через реку Добрость было установлено одно орудие. Его должен был обслуживать боевой расчет из двух человек, одним из которых был сам комбат. Остаться на переправе вызвался и Николай Сиротинин. Он должен был помочь вести огонь по танкам противника, как только они выедут на мост.
Несколько интересных сочинений
В 1836 г. Лермонтов задумал написать роман из петербургской великосветской жизни. По примеру Пушкина, который показал своего современника — Евгения Онегина — на фоне петербургской жизни 1820-х гг. , Лермонтов хотел изобразить своего современника — гвардейского офицера Печорина на широком фоне столичной жизни. Наступил 1837 год. За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и выслан на Кавказ. Работа над романом прервалась. После ссылки он уже не захотел возвращаться к прежнему замыслу. На Кавказе был задуман новый роман. Лермонтов побывал в Пятигорске и в Кисловодске, в казачьих станицах на Тереке, проехал вдоль линии боевых действий, а в городке Тамани, на побережье Черного моря, чуть не погиб. Его хотели утопить контрабандисты, которые заподозрили, что молодой офицер прислан для того, чтобы их выследить. С побережья Черного моря Лермонтов отправился в Грузию. На обратном пути, в Ставрополе, он встретился и подружился с сосланными декабристами. Все это обогатило его множеством необыкновенных, ярких впечатлений. Встречи с новыми людьми вдохновили его на создание живых образов своих современников. Роман писался Лермонтовым с 1837 по 1840 г. Последовательность написания повестей точно не установлена. Предполагают, что ранее других (осенью 1837 г.) написана «Тамань» (см. воспоминания П. С. Жигмонта) , затем «Фаталист» , «Бэла» , «Максим Максимыч. »Не исключено, что «Тамань» была написана последней, а «Фаталист» — после «Максима Максимыча» . Первые произведения были задуманы как отдельные фрагменты из записок офицера. Потом возник замысел «длинной цепи повестей» , еще не объединенных в роман, но уже связанных общими героями — Печориным и Максимом Максимычем. Первой была опубликована «Бэла» в «Отечественных записках» (1839, N 3) с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе» , который подчеркивал связь новеллы с романтической «кавказской литературой» , популярной в 1830-х гг. Между тем произведение Лермонтова было написано в принципиально иной художественной манере — вопреки традиции живописно-риторических описаний; стилистически оно было ориентировано на «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина. Эту особенность «Бэлы» отмечал В. Г. Белинский: «Простота и безыскусственность этого рассказа — невыразимы, и каждое слово в нем так на своем месте, так богато значением. Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него. Чтение прекрасной повести г. Лермонтова многим может быть полезно еще и как противоядие чтению Марлинского» . Повесть «Фаталист» была напечатана в «Отечественных записках» (1839, N 11). Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова П. А. Висковатова (1842-1905), «Фаталист» «списан с происшествия, бывшего в станице Червленой с А. А. Хастатовым» , дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым» . Историк и собиратель лермонтовских рукописей В. X. Хохряков указывал на рассказ друга Лермонтова С. А. Раевского о том, что в «Фаталисте» запечатлено подлинное происшествие, участниками которого были сам Лермонтов и его приятель А. А. Столыпин (Монго) . Было высказано и предположение о том, что тему новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительном случае, происшедшем с школьным приятелем автора: «…взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок, предоставив случаю решить, последует выстрел или нет» .
Герой нашего времени
Герой нашего времени | |
Герой нашего времени | |
Титульная страница первого издания |
|
Жанр: | |
---|---|
Язык оригинала: | |
Год написания: | |
Публикация: | |
Отдельное издание: | |
в Викитеке |
«Герой нашего времени»
(написан в 1838-1840) — роман Михаила Юрьевича Лермонтова . Впервые роман был издан в Санкт-Петербурге , в типографии Ильи Глазунова и Кº, в г., в 2 книгах. Тираж 1000 экземпляров.
Второй этап работы. Определение круга действующих лиц, создание сюжета
Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, побывав в селениях горцев, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего произведения. Его герой должен был предстать перед читателями в образе не скучающего дворянина, без особых занятий (как в свое время Онегин), а в образе молодого офицера, который по роду своей деятельности служит Родине, но на самом деле страдает от своих внутренних пороков и разочарований.
Также Лермонтов определился с кругом действующих лиц: он задумал образ гордой русской княжны, влюбившейся в Печорина (образ чем-то созвучный пушкинской Татьяне Лариной), красавицы-черкешенки, которая от всего сердца полюбит главного героя (тоже образ восходящей к героини поэмы Пушкина «Кавказский пленник»). Автор определился, что персонажами его романа станут горцы, с их дикими, но справедливыми обычаями, контрабандисты, ведущие рискованный, но захватывающий образ жизни, светское общество той поры (офицеры, дворяне и т.д.).
Писатель стремился создать произведение, которое поможет читателям увидеть в персонажах романа людей им близких и знакомых. Спустя два столетия мы можем констатировать, что это Лермонтову удалось.
Происхождение имени
Эксперты выдвигают две версии образования у Робина фамилии Гуд, так как изначально он был Робином Локсли. Варианты происхождения добавочного «Гуд» к имени неуловимого преступника:
- За поступки, которые совершала шайка Робина: обирала толстосумов, а деньги раздавала бедным и нищим — народ начал называть его «good», что в переводе означает «добрый, хороший».
- Герой находился в опале у власти, поэтому на публике появлялся инкогнито, скрывая лицо капюшоном, по-английски капюшон — «hood», но со временем произношение исковеркали.
Шервудский лес входит в туристические путеводители по Англии. Ежегодно здесь проводится фестиваль в честь знаменитого борца за справедливость. Посетители могут увидеть «трон Робина Гуда» — булыжник, на котором герой высматривал проезжающие по лесу повозки.
Для составления сообщения о Робине Гуде по истории за 6 класс можно воспользоваться многочисленными интернет-источниками с рефератами и презентациями, а также скачать рисунки для проекта.
Сюжет
«Бэла»
Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня (благодаря помощи Азамата) и похищения Бэлы, любимой дочери местного князя (также при помощи Азамата в обмен на коня Казбича), что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибает Бэла, а также её отец.
«Максим Максимыч»
Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.
Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.
«Тамань»
Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем бандитской деятельности. Он поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.
Главный смысл в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов
? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»
«Княжна Мери»
Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов , но Лермонтов наполнил её иным смыслом.
Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.
За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.
«Фаталист»
Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает, и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича. В результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича: его зарубил шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.
III этап. Завершающий
путевых заметок
Первой была издана «Бэла» (1839г). В этом же году был опубликован «Фаталист». «Тамань» была опубликована в 1840г. В этой части романа Лермонтов описал события, происходившие лично с ним. Последней частью романа стал «Максим Максимыч». Его завершающий штрих. Теперь роман стал целостным произведением, понятным и доступным для читателя.
На протяжении всего романа образ Печорина раскрывается постепенно, обнажая его истинную сущность.
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является, по сути, социально-психологической картиной, раскрывающей целую эпоху. Все это писатель мастерски сумел соединить и заключить в лице одного героя – Печорина, личности неординарной и трагичной.
События, которые описывает Лермонтов, происходили в 30-х годах XIX века. Историю написания этого романа можно разделить на три основных периода, которые четко выделяют литературоведы.
Первый период: определение замысла романа, его структуры и идеи.
Лермонтов в 1836 году, будучи еще юным поэтом, стремился выделиться среди других великих поэтов и решил написать грандиозное произведение, которое смогло бы включить в себя все стороны жизни его современников. К тому же, главным героем своего романа Михаил Юрьевич видел молодого дворянина, резко отличающегося от других людей и страдающего от душевных противоречий. Вдохновение юный писатель черпал из произведений А. С. Пушкина, в особенности, из его «Евгения Онегина».
В 1837 году случилось непоправимое: погиб А. С. Пушкин, кумир писателя, гений, тот, на кого он ориентировался. Это было большим ударом для Лермонтова. Он написал стихотворение – отклик на смерть Пушкина, и был отправлен в ссылку на Кавказ, где продолжал работать над замыслом своего великого романа.
Вторым периодом стало создание сюжета и действующих лиц.
Лермонтов начал свое путешествие по Кавказу: посетил Тамань, побывал в поселениях горцев. Это и определило сюжет его произведения. Писатель уже четко представлял образ будущего главного героя – это молодой офицер, служащий Родине, но на самом деле не видящий в этом своего призвания, и потому страдающий от своих внутренних противоречий, разочарованный в жизни. Для раскрытия образа Печорина, М. Ю. Лермонтов придумал кроткую красавицу-черкешенку, полюбившую героя всем своим сердцем, и гордую княжну, пытающуюся сначала играть чувствами Печорина, а затем влюбившуюся в него.
Так же автор смог определиться, что кругом действующих героев романа станут горцы, со своими странными, но справедливыми обычаями; люди, занимающиеся контрабандой и каждый день рискующие своей репутацией и жизнью; представители высшего света. Лермонтов хотел, чтобы читатель смог найти в его произведении героя, равного себе по духу, близкого и знакомого.
Третьим периодом становится написание текста, его издательство.
Литературоведы считают, что М. Ю. Лермонтов создавал текст в период с 1838-1841 гг. До сих пор не известна последовательность написания автором глав произведения.
Первой опубликованной главой стала «Из записок офицера на Кавказе» в 1839 году, позже глава получила название «Бэла». В. Белинский, являвшийся известнейшим критиком того времени, заявил, что глава написана в совершенно новом жанре.
Чуть позже была опубликована глава «Фаталист». Современники приветствовали ее восторженными отзывами. Сейчас исследователи биографии Лермонтова утверждают, что сам писатель был свидетелем данных событий и лишь написал свои воспоминания, превратив их в главу романа.
История написания, прототипы героев
Главные герои и их характеристика
Кратко о системе образов и каждом значимом персонаже Многомудрый Литрекон написал в эссе.
- Григорий Печорин — молодой дворянин и офицер. Красив внешне, но опустошён внутренне. Не имеет перед собой никакой цели. Не видит смысла в своей жизни. Он циничен, эгоистичен, высокомерен, но при этом умен, по-своему благороден и даже способен на любовь. На протяжении всего романа пытается заполнить пустоту внутри себя, принося окружающим одни лишь страдания. Умирает, так и не найдя себя. Образ Печорина раскрыт в этом сочинении.
- Мери — молодая княжна. Образованная светская красавица, еще сохранившая естественность и живость манер. Наивно поддаётся чарам окружающих мужчин. Становится жертвой жестокого эксперимента Печорина, который разбил ей сердце.
- Бэла — красивая и гордая грузинская княжна. Была похищена Печориным. Поддалась на его манипуляции и влюбилась в него. После того, как Печорин охладел к ней, замкнулась в себе, грустила, а потом стала жертвой мести горца Казбича её семье. Подробнее о женских образах Многомудрый Литрекон написал здесь.
- Грушницкий — молодой юнкер. Выполняет роль кривого зеркала Григория. Пытается подать себя таким же отверженным жизнью страдальцем, как и Печорин, вызывая у того раздражение. На деле же прагматичен, мелочен и подл. Проигрывает схватку за сердце Мери и погибает на дуэли от руки Григория.
- Вернер — пожилой доктор. Двойник Печорина. Циничен и умён, но в то же время сострадателен и человечен. Так же, как и главный герой, презирает человеческое общество, но чувствует себя неспособным противостоять ему, что становится причиной их взаимного отдаления. Вот сочинение на эту тему, посвященное двойникам «Героя нашего времени».
- Вера — давняя любовь Печорина. Духовно богатая личность. Несмотря на уже второе замужество, любит только Григория, прекрасно осознавая, какие страдание он ей принёс. В конце концов, она также оставляет Печорина, повергая его в отчаяние.
- Максим Максимович — дослужившийся до офицера простой крестьянин. Опытный военный. Исполнителен и трудолюбив. Обладает высокой нравственностью. Осуждает поведение Печорина, но не может не испытывать симпатии к нему.
Идейный замысел романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (Первый вариант)
Лермонтов начал писать роман в 1838 году. Через два года «Герой нашего времени» вышел отдельным изданием.
В романе решается та же злободневная проблема, которая поставлена в «Думе»: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.
Роман состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Повести объединены персонажем Печорина. Этот герой занимает центральное место. Вокруг него сгруппированы все основные персонажи произведений.
События, связанные с жизнью Печорина, развиваются на Кавказе. Место действия выбрано автором не случайно. На Кавказ ссылались критически мыслящие, неугодные правительству люди. Печорин принадлежит к их числу. В тревожных условиях, вызванных войной с горцами, всесторонне раскрывается деятельная, не знающая покоя натура героя. Печорин сталкивается с контрабандистами, ведет скрытую борьбу с пятигорским «водяным обществом», ищет приключений в отдаленной крепости, в казачьей станице и в горном ауле. Автор сводит Печорина с людьми различных национальностей, профессий, убеждений, разной степени культуры. Обстановка, события, люди — все привлекается для того, чтобы зримо, в полный рост показать Печорина, раскрыть его сложный, противоречивый духовный мир. Этой задаче подчинена и манера повествования.
Пушкин, как мы помним, подчеркивает свою близость к герою романа «Евгений Онегин» («Онегин, добрый мой приятель, / Родился на брегах Невы…»). После такого «признания», сделанного в начале произведения, рассказ о жизни Онегина становится достовернее и правдивее. Лермонтов достигает той же цели другими художественными средствами. Он отделяет от себя главного героя. В начале романа Печорин показан как бы со стороны: о жизни героя рассказывает штабс-капитан Максим Максимыч, проживший с ним несколько месяцев в крепости («Бэла»), В повести «Максим Максимыч» сам автор говорит о встрече с Печориным, а повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» представляют собой дневник Печорина, якобы опубликованный автором романа. Такое построение произведения заинтересовывает читателя
Мы с напряженным вниманием следим за событиями, стремясь понять загадочный и противоречивый характер героя
В «Герое нашего времени» связная биография Печорина отсутствует. «Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе», — пишет Лермонтов. Описываемые события, составляющие основу романа, развиваются не в хронологической последовательности. Так, сначала показана жизнь Печорина в крепости («Бэла»), а затем объяснены причины, которые привели героя в это глухое место («Княжна Мери»). Материал с сайта //iEssay.ru
В хронологическом смещении событий есть своя художественная логика и закономерность. В начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина: в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» его произведение кажется загадочным и непонятным. Но вот автор открывает страницы дневника «того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки», и читатель начинает понимать тайные и явные мотивы поступков героя. Композиция и сюжет, таким образом, подчинены задаче постепенного раскрытия и углубления внутреннего мира Печорина. От поступков, которые совершает герой, Лермонтов незаметно ведет читателя к их причинам.
Задаче всестороннего раскрытия характера Печорина подчинены и подбор и группировка всех действующих лиц.
На этой странице материал по темам:
- герой нашего времени замысел
- каков идейный замысел романа? герои нашего времени
- каков был замысел романа герой наших дней
- герой нашего времени идейный смысл
- идейное содержание герой нашего времени