Художественный приём «роман в романе»

Женский журнал с юмором «Жива»

Многие читатели и критики считают «Мастера и Маргариту» главным произведением Булгакова. Вероятно так же к роману относился и сам автор. На одном из листов рукописи исследователи обнаружили комментарий Булгакова: «Помоги, Господи, написать роман».

Но долгие годы судьба книги висела на волоске. Первую версию, которая тогда еще называлась «Копыто инженера», Булгаков сжег в 1930 году. Это стало реакцией на запрет ставить в театре его новую пьесу «Кабала святош». После этого писатель по памяти восстановил сожженный текст, но уже с изменениями.

Изначально роман задумывался как нечто похожее на «Фауста» Гёте, где главным персонажем был бы Воланд. Уже в восстановленной версии впервые появились Маргарита и ее возлюбленный, которого впоследствии Булгаков назвал Мастером. Финальное название роман получил только в 1937 году.

До конца жизни Михаил Афанасьевич писал «Мастера и Маргариту». Увлечение морфием существенно сократило жизнь Булгакова. Уже после кончины писателя его вдова Елена Сергеевна занялась сведением текста в единое произведение. 25 лет «Мастер и Маргарита» пролежал на полке, но благодаря усилиям супруги Булгакова роман всё же напечатали.

Особого внимания заслуживают персонажи из «Мастера и Маргариты». При создании своего культового романа Михаил Афанасьевич черпал вдохновение как из реальной жизни, так и из литературы и религиозных текстов.

Мастер

Нет однозначной трактовки этого персонажа. Среди его прототипов называют Максима Горького, Мандельштама. Другие считают Мастера русским Фаустом. При этом внутри самого романа у многих персонажей есть двойники. Так, двойником Мастера является Иешуа Га-Ноцри — тоже беззащитный мыслитель, который хочет странствовать по миру и проповедовать.

Маргарита

Считается, что эта героиня навеяна Маргаритой (Гретхен) из «Фауста», а также реальной Маргаритой Наваррской, «королевой Марго». Кроме того, литературоведы видят в героине романа и Елену Сергеевну, третью жену Булгакова.

Воланд

Дьявол у Булгакова — не абсолютное зло. Воланд получился олицетворением некой справедливости, которая карает людей за их пороки. Его двойник в романе — Понтий Пилат. Он также выступает в роли Закона и управляет судьбами людей.

Сам Михаил Булгаков отрицал, что у этого образа есть какой-либо прототип: «Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет». Тем не менее драматург Эдвард Радзинский считал, что в Воланде отчетливо видны черты Сталина.

Понтий Пилат

Этот персонаж отличается как от своего исторического прототипа, так и от евангельского образа. Булгаковский прокуратор часто сомневается и способен на трусость, за что проклинает себя.

Иешуа

Многие считают, что его прототип — Иисус. Но булгаковеды подмечают множество различий между этими образами. В романе Иешуа 27 лет, он не помнит родителей и имеет только одного ученика, а не 12.

Фагот (Коровьев)

Рыцарь Фагот является старшим из подчиненных Воланда. Некоторые считают, что его имя отсылает к музыкальному инструменту. Тощий и высокий, он напоминает длинную трубку. Фамилию Коровьев трактуют по-разному. По одной из версий, она связана со словом «каров» из иврита, которое значит «приближенный». По другой, фамилия отсылает к персонажу повести Алексея Толстого «Упырь» Теляеву — статскому советнику, оказавшемуся рыцарем и вампиром.

Азазелло

Образ демона пустыни взят из Ветхого Завета. Это падший ангел, научивший мужчин создавать оружие, а женщин — красить лицо и украшать тело.

Кот Бегемот

Бегемот — демон чревоугодия. Почитатели Блугакова считают прототипом этого персонажа морское чудище из книги «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». А вот вторая супруга писателя была уверена, что Бегемот вдохновлен их откормленным домашним котом Флюшкой.

Берлиоз

Вероятно, это собирательный образ всех советских идеологов. К прототипам относят основателя Российской ассоциации пролетарских писателей Леопольда Авербаха.

Иван Бездомный

Прообразами этого персонажа могли стать поэты Александр Безыменский и Демьян Бедный, чьи антирелигиозные стихи печатались в «Правде».

Критик Латунский

Персонаж, разгромивший роман Мастера, является воплощением реального человека — Осафа Литовского. Этот советский драматург резко критиковал творчество Булгакова.

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» занимает особое место в мировой литературе. За свою ни на что не похожую мистическую атмосферу, многогранный сюжет и запоминающихся персонажей книга завоевала культовый статус и разлетелась на цитаты.

Цитаты из романа «Мастер и Маргарита» Вконтакте

Добро и зло

Добро и зло неразрывны; когда люди прекращают творить добро, на его месте тут же возникает зло. Оно – отсутствие света, тень, приходящая ему на смену. В романе Булгакова две противоборствующие силы воплощены в образах Воланда и Иешуа. Автор, чтобы показать, что участие этих абстрактных категорий в жизни всегда актуально и занимает важные позиции, Иешуа помещает в максимально отдаленную от нас эпоху, на страницы романа Мастера, а Воланда же – в современность. Иешуа проповедует, рассказывает людям о своих идеях и понимании мира, его сотворении. Позже за открытое изречение мыслей он будет судим прокуратором Иудеи. Его смерть — это не торжество зла над добром, а, скорее, предательство добра, ведь Пилат не в силах был поступить правильно, а значит, открыл дверцу злу. Га-Ноцри умирает несломленным и не побежденным, его душа сохраняет в себе свет, противопоставляемый тьме трусливого поступка Понтия Пилата.

Дьявол, призванный творить зло, прибывает в Москву и видит, что сердца людей наполнены тьмой и без него. Ему остается только обличать и насмехаться над ними; в силу своей темной сущности Воланд не может творить суд иначе. Но не он подталкивает людей к греху, не он заставляет зло в них победить добро. По Булгакову, дьявол не является абсолютной тьмой, он совершает акты справедливости, что очень сложно считать плохим поступком. В этом заключается одна из главных идей Булгакова, воплощенных в «Мастере и Маргарите»- ничто, кроме самого человека, не может заставить его поступить так или иначе, выбор добра или зла лежит на нем.

Также можно говорить об относительности добра и зла. И хорошие люди поступают неправильно, малодушно, эгоистично. Так Мастер сдается и сжигает свой роман, а Маргарита жестоко мстит критику Латунскому. Однако доброта заключается не в не совершении ошибок, а в постоянной тяге к светлому и их исправлению. Поэтому влюбленную пару ждет прощение и покой.

Судьба романа

Вложив много сил в редактирование романа, Елена Сергеевна не могла найти ему место в издательствах. Ей отказывали, отправляли в другие конторы и к вышестоящей власти, «опасаясь принимать решение о печати в одиночку». Одно издательство ответило ей лаконичной фразой «Не время». И действительно, роман был очень прогрессивен для своего чопорного и слишком традиционного времени. Только через почти три десятка лет после смерти Булгакова роман будет принят в печать и издан журналом «Москва». Случится это в 1967-1968 годах, однако версия будет отредактирована и сильно сокращена. Вырезаны будут как многие монологи Воланда, так и описание дьявольского бала и Маргариты.

Впервые оригинальный вариант романа без ограничений цензуры выйдет в печать издательства «Посев». Это случится в 1969 году в Германии, а Советский союз узнает о судьбе мастера и Маргариты в 1973 году, благодаря разрешению власти издать запрещенные ранее произведения.

5Квартира Мастера

Квартира, в которой жил Мастер до того момента, как попал в психиатрическую клинику, находилась в переулке близ Арбата. Двухкомнатная квартирка располагалась в подвале маленького домика в садике. Мастер снял ее после того, как однажды выиграл сто тысяч рублей. Он бросил работу в музее, ушел от жены, поселился один и стал писать роман о Понтии Пилате.

Вскоре мастер встретил свою возлюбленную. Так же, как самого мастера, его тайная жена полюбила его роман, говоря, что в нем вся ее жизнь. Однако в печать книгу не взяли, а когда отрывок все же был опубликован, рецензии в газетах оказались провальными — критики называли роман «пилатчиной», а автора клеймили «богомазом» и «воинствующим старообрядцем». Вскоре после этого мастер подружился с поклонником литературы по имени Алоизий Могарыч, который очень не понравился его возлюбленной. Рецензии между тем продолжали выходить, и мастер начал сходить с ума. Он сжег в печи свой роман — вошедшая женщина успела спасти лишь несколько обгоревших листов, — а в ту же ночь его выселили и он попал в лечебницу.

По мнению исследователей, квартира мастера — это подвал дома № 9, расположенного в Мансуровском переулке, где жил друг Булгакова, художник Владимир Топленинов. Булгаков часто бывал в этом доме. Евгения Владимировна Власова, жена художника, рассказывала, что Булгаков часто ночевал в специально отведенной для него комнате с печкой.

Темы и проблемы

В романе «Мастер и Маргарита» автор затрагивает широкий круг проблем, таких как: свобода художника, проблема выбора, понимание добра и зла и тема воздаяния за совершенные поступки.

Булгаков на страницах произведения отразил свои мысли о творчестве. Он понимал, что художник не свободен, он не может творить лишь по велению своей души. Общество сковывает его, приписывает ему определенные рамки. Литература в 30-х годах подвергалась строжайшей цензуре, книги часто писались под заказ власти, отражение чего мы и увидим в МАССОЛИТе. Мастер не смог получить разрешения опубликовать свой роман о Понтии Пилате и о своем пребывании среди литературного общества того времени отзывался как о сущем аду. Герой, вдохновленный и талантливый, не смог понять его членов, продажных и поглощенных мелкими материальными заботами, так и они в свою очередь не смогли понять его. Поэтому Мастер и оказался за пределами этого богемного круга с неразрешенным к публикации трудом всей своей жизни.

Второй аспект проблемы творчества в романе – это ответственность автора за свое произведение, его судьбу. Мастер, разочаровавшись и окончательно отчаявшись, сжигает рукопись. Писатель же, по мнению Булгакова, должен добиваться правды посредством своего творчества, оно должно нести пользу обществу и действовать на благо. Герой, напротив, поступил малодушно.

Проблему выбора отражают главы, посвященные Пилату и Иешуа. Понтий Пилат, понимая необычность и ценность такого человека как Иешуа, отправляет того на казнь. Трусость – самый страшный порок. Прокуратор боялся ответственности, боялся наказания. Этот страх абсолютно заглушил в нем и симпатию к проповеднику, и голос разума, говорящей об уникальности и чистоте намерений Иешуа, и совесть. Последняя мучила его всю оставшуюся жизнь, а так же после смерти. Только в конце романа Пилату было позволено поговорить с Ним и освободиться.

Композиция

Булгаков в романе применил такой композиционный прием как роман в романе. «Московские» главы сочетаются с «пилатовскими», то есть с произведением самого Мастера.  Автор проводит параллель между ними, показывая, что не время меняет человека, а только он сам способен изменить себя. Постоянная работа над собой – это титанический труд, с которым не справился Пилат, за что и был обречен на вечные душевные страдания. Мотивами обоих романов являются поиск свободы, истины, борьба добра и зла в душе. Каждый может совершать ошибки, но человек постоянно должен тянуться к свету; только это может сделать его по-настоящему свободным.

Критика и неприятие социума

Долгое время эта книга считалась запрещенной: ее не печатали крупнейшие издательства, а если она и проникала в печать, то общество делало все возможное для того, чтобы с ней ознакомилось как можно меньшее количество людей. Разумеется, любители литературы все равно находили возможность тайком прочесть роман, да еще и поделиться им с единомышленниками.

Особые приверженцы могли переписать произведение от руки целиком и потом рьяно хранили у себя запрещенную рукопись. В критике существовало мнение, что роман антисоветский. Возможно, в СССР видели в нем какую-то угрозу для воспитания подрастающего поколения, поэтому неудивительно, что таким большим гонениям подвергся роман «Мастер и Маргарита». Отзывы о книге создавали в обществе иллюзию того, что это читать необязательно.

17.Какой смысл приобретает образ города в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к тем произведением, место действия в которых можно по праву назвать «действующим лицом».  Булгаковская Москва- это не просто улицы и переулки, дома и магазины, это город, образ которого сливается с образами его жителей. Перед нами предстает советская столица, отражающая нравы, устои представителей 30-х годов 20-го века…

Патриаршие пруды, Садовая, Арбат, Малая Бронная, Спиридовка, Тверская, Герцена, Остоженка — вот улицы, где произойдут необыкновенные происшествия. Они то полны людей, то пустынны, то над ними грязно голубеет выцветшее небо, то светит обманчивым светом золотая луна.

Казалось бы, пейзаж необычен, фантастичен, но действия горожан и приметы советской Москвы вполне реальны. Вот автор описывает город, живущий вечерней жизнью: в пыли пролетают , «бряцая цепями, грузовики», на платформах которых лежат люди, все окна в домах открыты, в каждом из них горит огонь под абажуром.

Вот почему в каждом окне горит не голубой, белый, зеленый свет в абажуре, а одинаково оранжевый. И «из всех дверей», из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывается одна и та же музыка: «хриплый рев полонеза из оперы «Евгений Онегин»».

Если бы только абажуры и любовь к «тяжелому басу», поющему «о своей любви к Татьяне» были у горожан одинаковые! Но нет, они все как один уже приучены доносить письменно и «стучать» по телефону, «никогда не разговаривать с неизвестными», проверять и перепроверять документы, испытывать страх и благоговение перед печатью на двери.

Что еще роднит жителей столицы, героев романа М. А. Булгакова, так это поголовное членство в профсоюзе, шпиономания, мечта о свободном входе в магазины для богатых и страх перед ночными арестами, последствием которых может стать высылка на Соловки.

Такие люди, как писатели ассоциации МАССОЛИТ,  не занимаются поиском истины, не стремятся к совершенствованию, потому что они знают: реальная правда — это престижная дача, отдых на курорте, изысканная пища в ресторане, вход в который простому смертному закрыт. 

Булгаков высмеивает новые московские порядки. Впрочем, такие ли уж они новые? Действительно, ничего, казалось бы, не изменилось: люди ходят в театры, магазины, веселятся в ресторанах. Вот только появились машины, трамваи, да осетрина в  буфете театра подается «второй свежести».

На сеансе черной магии, который устраивают в столичном Варьете помощники Воланда, Сатана искушает Москву деньгами, импортными вещичками, компрометируя каждого человека в отдельности и весь город в целом. Горожане сильно изменились, замечает мессир, — внешне…

Они утратили представление о добре, справедливости, а это гораздо страшнее. 

Итак,  образ Москвы, сатирически обличенный М. А. Булгаковым, помог писателю раскрыть сущность героев, населявших столицу, изобразить безнравственность, неверие, пошлость, горожан, их бездумное стремление жить, «как все».

Вика

Какой смысл приобретает образ города в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»? (Сочинение)

Тип работы: Сочинение
Язык: Русский
Дата добавления: 10.01.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Много готовых тем для сочинений

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к тем произведениям, в которых сцену по праву можно назвать «актером». Булгаковская Москва – это не просто улицы и переулки, дома и магазины, это город, образ которого сливается с образами его жителей. Перед нами советская столица, отражающая нравы, основы представителей 30-х годов 20 века.

Патриаршие пруды, Садовая, Арбат, Малая Бронная, Спиридовка, Тверская, Герцен, Остоженка – это улицы, где будут происходить необычные происшествия. Они либо полны людей, теперь пустынны, затем блеклое небо становится грязно-голубым над ними, либо золотая луна светит обманчивым светом.

Казалось бы, пейзаж необычный, фантастический, но действия горожан и признаки советской Москвы вполне реальны. Здесь автор описывает город, который живет вечерней жизнью: они летят в пыли, «гремят цепи, грузовики», на платформах которых лежат люди, все окна в домах открыты, в каждом из них пожар горит под абажуром.

И «со всех дверей», со всех дверных проемов, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов раздается та же музыка: «хриплый полонез из оперы« Евгений Онегин »».

Если бы только абажуры и любовь к «тяжелому басу», пение «о своей любви к Татьяне» было одинаково для горожан! Но нет, они все как один привыкли сообщать в письменной форме и «стучать» по телефону, «никогда не разговаривать с незнакомцами», проверять и перепроверять документы, страх и почтение к печати на двери.

Что еще объединяет жителей столицы, героев романа М. А. Булгакова, так это всеобщее членство в профсоюзе, шпионаж, мечта о свободном доступе к магазинам для богатых и боязнь ночных арестов, что может привести к депортации на Соловки.

Такие люди, как писатели ассоциации MASSOLIT, не ищут правды, не стремятся к совершенству, потому что знают: настоящая правда – это престижный летний домик, отдых на курорте, изысканная еда в ресторане, вход в который не открыт для простого смертного.

Булгаков высмеивает новый московский порядок. Тем не менее, они такие новые? Действительно, казалось бы, ничего не изменилось: люди ходят в театры, в магазины, веселятся в ресторанах. Просто машины, трамваи и осетрины, появившиеся в столовой театра, подали «вторую свежесть».

На сеансе черной магии, который помощники Воланда устраивают в столичном Разнообразии, сатана соблазняет Москву деньгами, ввозит вещи, компрометирует каждого человека в отдельности и весь город в целом. Горожане сильно изменились, замечает сэр, – внешне …

Они потеряли идею добра, справедливости, и это намного хуже.

Так, образ Москвы, сатирически разоблаченный М. А. Булгаковым, помог писателю раскрыть сущность героев, населявших столицу, изобразить безнравственность, неверие, пошлость граждан, их бездумное желание жить «как все».

Структура произведения

Роман «Мастер и Маргарита» состоит как бы из двух романов. Первый – рассказ о жизни мастера, а второй – книга Мастера про Ершалаим. Кстати, тема романа мастера приводит Воланда в восторг. Он говорит: «Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы?» — спрашивает Воланд, узнав, о чем писал Мастер.

Эти романы тесно переплетаются, но различны по манере повествования.

Пилатовские или Ершалаимские главы

Ершалаимские главы, которые рассказывают о Понтии Пилате и Иешуа, написаны строго, без выраженной позиции автора, сатиры и фарса. Средства художественной выразительности не употребляются, только сухая, даже торжественная проза. Это связано с тем, что сюжет повествования предельно серьёзен. Мастер воссоздает библейскую историю на свой лад, переосмысливает традиционное видение фигуры Иисуса. Например, Левий Матвей у Булгакова, как и апостол Матфей, записывает жизнь своего учителя. Только у Булгакова Иешуа запрещает своему ученику писать о нём, в отличие от библейской версии. Тем более не совпадает воскрешение Иисуса с окончательной смертью Иешуа.

Московские главы

«Московские» главы о Мастере, литераторах и свите Воланда написаны совершенно по-другому. Автор с живостью повествует о москвичах, которых изменил квартирный вопрос. Он остроумно высмеивает вечные пороки и глупости людей, не забывая и про любовную историю Мастера и Маргариты. Автор как будто рассказывает историю своему другу, постоянно прерываясь на сатирические замечания.

Переплетение двух миров

Может показаться, что два романа никак не связаны между собой, но это не так. Один из авторитетных литературоведов, Леонид  Ржевский отмечал: «два плана булгаковского романа – современный, московский, и древний ершалаимский – связаны композиционно приемами сцеплений, повторов и параллелей.

Ершалаимские сцены проецируются на московские. Даже на школьных уроках литературы мы понимали, что персонажи из московских глав соотносятся с героями из Ершалаима. Иешуа похож на мастера, Левий Матвей – на поэта Бездомного, а Берлиоз на Понтия Пилата. Последние занимают руководящие посты и разговаривают с подчиненными свысока. Оба уверенны, что человек может управлять собственной жизнью и даже жизнью других людей. Как раз за подобные убеждения и самоуверенность Берлиоз и поплатился.

События в обоих романах происходят в одно и то же время года, прямо перед Пасхой, только с разницей в почти две тысячи лет. Пересекаются также второстепенные эпизоды: ершалаимская толпа напоминает зрителей театра Варьете, а место казни Иешуа и гора, где происходит шабаш Маргариты, носят одинаковое название. Погода в Москве и Ершалаиме не отличается: в один миг жара сменяется грозой.

Воланд и Иешуа

Еще более разительным оказывается сходство между Иешуа и Воландом. Оба персонажа обладают необычными способностями: говорят на нескольких языках, предсказывают будущее и читают мысли. Воланд на практике демонстрирует свои способности, предсказывая смерть бедняге Берлиозу. Они в чем-то схожи во взглядах на мир, что странно для персонажей, которые олицетворяют совершенно противоположные начала: добро и зло. И Иешуа, и Воланд считают, что судьба человека находится в руках высших сил.

Надеюсь, что мой школьный очерк помог вам разобраться в структуре романа «Мастер и Маргарита». Читайте Булгакова, любите Булгакова, до новых встреч.

Массолит и Варьете

В процессе создания декораций для «Мастера и Маргариты» в московских главах Михаил Булгаков не поскупился на краски юмора, переходящего зачастую в сатиру или насмешку с дружеским сочувствием.

Москва в его романе изображена со всеми недостатками. К примеру, дом Грибоедова стал пристанищем бюрократического Массолита, а дом Герцена чиновники превратили в точку общепита. При разговорах о Доме литературы «великие» критики и представители «Ассоциации литературы» Берлиоз с Латунским рассуждают не о проблемах творчества, а предпочитают вести разговор о гастрономии либо привилегиях членства, которые им даёт картонка «с золотой широкой каймой».

Нескрываемое осуждение и откровенная сатира просматривается в моментах, связанных с описанием Булгаковым представителей массовой культуры и так называемого Варьете:

  • Лиходеева.
  • Варенуху.
  • Римского.

За свои подлые черты все они понесли наказание от Воланда:

  • Стёпа Лиходеев внезапно переносится в Ялту.
  • Варенуха превращается в вампира.
  • Григорий Римский, запуганный вампирами, попадает в психиатрическую клинику.

Но даже несмотря на то, что подлецы понесли заслуженное наказание, у читателя остаётся ощущение некоторой грусти. И связано оно в первую очередь с тем, что не оправдывается ожидание морали и одухотворённости людей, занимающихся культурой в центре огромной страны

На деле Булгаковым представлены не люди, радеющие за развитие и сохранение духовных ценностей, а сборище трусливых подлецов, которым важно только тёплое местечко да развлечения

2«Дом Грибоедова»

«Дом Грибоедова» — здание МАССОЛИТа. Старинный двухэтажный дом кремового цвета находился на бульварном кольце в глубине небольшого сада. Здание называлось «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя Александра Сергеевича Грибоедова.

Весь нижний этаж «Грибоедова» был занят рестораном, который считался самым лучшим в Москве. Размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лошадьми, на каждом столике стояла лампа, накрытая шалью. Ресторан славился отменной кухней и невысокими ценами. При этом, попасть туда человек с улицы не мог, ресторан был только «для своих».

Вечером того же дня, когда произошла трагедия на Патриарших, в МАССОЛИТе собрались на заседание 12 литераторов. Председательствовать должен был Берлиоз. Не дождавшись его, литераторы спустились в ресторан. Затем в ресторане появился Иван Бездомный — босой, в кальсонах, с иконкой и свечой. Он искал под столами консультанта, обвиняя его в смерти Берлиоза. Коллеги попытались его успокоить, завязалась драка, официанты связали Ивана полотенцами, и поэта увезли в психиатрическую лечебницу.

Прообразом «Дома Грибоедова», по мнению булгаковедов, был Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), в стенах которого в 1920-х годах базировались многочисленные литературные объединения и группы. Там же располагался писательский ресторан.

Сочинения

Гениальная работа Булгакова Мастер и Маргарита известная каждому. Ее читают как дети, так и взрослые, по сюжету романа снимаются фильмы, а в театрах ставятся спектакли. История создания «Мастер и Маргарита» сложная и вместе с тем интересная. Это роман, который был напечатан вопреки гонениям властей и разочарованию писателя, вопреки болезни Булгакова, преодолев все сложности на своем пути. У читателя же появилась возможность познакомиться с замечательным романом Мастер и Маргарита, который стал лебединой песней автора. Давайте остановимся более подробно на Мастер и Маргарита, и на его истории создания.

История создания романа кратко

Роман «Мастер и Маргарита» был написан в несколько этапов. Несколько раз роман переиздавался. А главное, его история создания была невероятно сложна. Еще в 1928 году у Булгакова возникла идея написать роман, у которого изначально было множество названий. Что именно предшествовало истории написания «Мастера и Маргариты» достоверно неизвестно. Литературоведы знают лишь одно: Булгакову очень нравилось творчество Гете, особенно его произведение Фауст. Известно, что Мастера автор поначалу называл Фаустом. Вот и появились предположения о том, что толчком на написание шедевральной работы стал немецкий писатель.

В черновом варианте «Мастера и Маргариты» не нашлось места для таких героев, как Мастер и не было упоминания о Маргарите. Все страницы посвящались Воланду и истории Христа. Да и наименование было иным. Ему Булгаков давал различные названия, среди которых были и Черный маг, и Князь тьмы, и Пришествие, и многие другие. Только в 1937 году писатель назвал свою работу «Мастер и Маргарита».

1930 год стал переломным для Булгакова. Из-за постоянного гнета со стороны общественности, писатель сжигает первый вариант романа, но это станет лишь началом. Ведь, как напишет писатель в романе, рукописи не горят. Булгаков вновь начинает работу над романом и будет его писать до конца своей жизни. Даже когда писателя скосит болезнь, он продолжит вносить корректировки в свое произведение, и в этом будет ему помогать жена. Она же и добьется, чтобы роман издали. Правда, случится это позже, когда писателя уже не будет в мире живых. Спустя несколько десятков лет после кончины писателя, в сильном сокращении в 1967-1968 годах и будет впервые издан роман «Мастер и Маргарита».

История создания романа «Мастер и Маргарита»

А какую оценку поставите вы?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: