Второстепенные персонажи
В романе их очень много. Булгаков описывает их по-разному, некоторых с насмешкой и открытым презрением. Он показывает жадность расчётливость, глупость и напыщенность чиновников и обывателей, обычных граждан, которые в погоне за лишней копейкой напрочь забывают о чести, достоинстве и приличии.
Как в Москве 30-х годов, так и две тысячи лет назад многие люди ради денег готовы были на любые подлые и грязные поступки. Образ Иуды, молодого красавца, предавшего Иешуа — яркое воплощение расчётливости и отсутствия даже зачатков совести. Он, не задумываясь, принял предложение первосвященника Каифы и погубил бродячего философа и проповедника, который стремился внушить людям идею о добре, отзывчивости и искренности.
Жадность показана в романе также и на сеансе чёрной магии. Увидев падающие «деньги», зрители хватали их, как и бесплатные вещи из «магазина» без всякого стеснения. «Что ж… Люди любят деньги, ну, так это всегда было», говорит Булгаков устами Воланда. Однако такое остервенение, с которым они набрасываются на неожиданные «подачки», вызывает настоящее отвращение.
Образ Понтия Пилата, иудейского прокуратора, представлен в романе ярко. Этот жестокий человек, представитель власти, вершитель судеб, после разговора с Иешуа Га-Ноцри кардинально изменил свои взгляды на жизнь. Однако он не спас молодого проповедника, отправив его на страшную смерть. Причиной тому была трусость: прокуратор побоялся защитить человека, посмевшего непочтительно высказаться о римской власти.
Новый Завет
Библейские сказания предоставляют минимальные сведения о Левии Матвее. Единственной актуальной информацией является то, что мужчина был мытарем. Это подтверждают Евангелия от самого Матвея, от Луки и от Марка. Написанное им самим Евангелие повествует о встрече с Иисусом. Многие сборщики податей и грешники считали Иисуса своим другом и Учителем.
Образ Левия Матвея
Исследователи Нового Завета сравнивают Левия Матвея с Левием Алфеевым, который тоже числился мытарем. В Евангелии от Марка присутствует небольшой рассказ о нем, а Лука в своем творении описывает призвание героя. Исходя из слов других апостолов, некоторые ученые предполагают, что Левий Алфеев – настоящее имя пророка, а Матвей – прозвище, расшифровывающееся как «Божий дар». Эта версия всегда оспаривалась противниками идеи, например писателем 4 века н.э. Дидимом Слепцом. В Новом Завете упоминаются Матвей и Матфий, поэтому многие расценивают это как транскрипцию имени. Биографии мужчин совпадали, поэтому этот факт можно воспринимать как литературную ошибку.
Христианская традиция постоянно путает Матвея и Матфия, поэтому в различных редакциях одного и того же текста имя героя используется по наитию автора. Ярким примером служит произведение «Деяния Андрея и Матфия».
История создания
По преданию Левий Матвей был братом Иакова и сыном Алфея. Он жил в городе Капернаум на побережье Галилейского моря и служил мытарем – собирателем податей. Подати платили жители завоеванных Римской империей земель, пополняя казну. Мытарей ненавидели за их деятельность. На этой должности приходилось притеснять народ, и мытари пользовались служебным положением, отрицая милосердие и проявляя жестокость. Левию Матвею удалось получить неплохое состояние благодаря статусу, но он не потерял человеческий облик и сохранил верность народу.
Левий Матвей
Герой был свидетелей проповедей и чудесных деяний Христа, который проживал некоторое время в его городе. Иисус видел, как слушатель относится к его делам, и оценил готовность мужчины следовать его заветам. Однажды он отвел Левия к морскому берегу, где тот получал подать от прибывающих кораблей, и предложил стать его последователем. Матвей накрыл стол в доме и пригласил гостей, среди которых были мытари и простые грешники. Разделяя с ними трапезу, Христос дал шанс на исповедь. Апостол оставил нажитое имущество и последовал за Иисусом. Вскоре его причислили к двенадцати сопровождающим Иисуса Христа.
Помимо деяний Учителя, Левий Матвей был свидетелем его ареста, смерти и вознесения. После финального события он в числе других учеников нес учение Господа людям. Мужчина написал Евангелие, ставшее первым в перечне рукописей апостолов. Книга передавала палестинцам учение на иврите. Апостол побывал в Сирии, Мидии, Палестине, Персии, Индии и Эфиопии. Молясь о том, чтобы люди приняли истинную веру, он нес ее язычникам и атеистам.
Иисус и двенадцать апостолов
Известно о чуде, сотворенном им после встречи с Господом. Левий Матвей воткнул в землю у храма жезл. На этом месте выросло плодоносящее дерево, и из-под него забил источник. Каждый, кто пил воду здесь, становился добрым и кротким, обретая веру.
Легенда связана с властителем Фульвианом и его семьей. Апостол наставил их на путь истинный, несмотря на неверие и желание убить Левия Матвея. Бог был на стороне ученика и помогал, насылая на воинов тьму, не позволявшую взять мужчину под стражу. Пытаясь схватить апостола, Фульвиан ослеп, и Левий спас его. Решив, что апостол чародей, а не господний посланник, властитель приказал сжечь его. Пламя подготовленного костра не задевало апостола, который беспрестанно молился. Силу Бога подтвердил огненный змей, сформировавшийся из костра и набросившийся на Фульвиана. Взмолившись, он признал силу Господа. Левий простил его и умер.
~ Левий Матвей ~
евий Матвей
— персонаж романа «Мастер и Маргарита», бывший сборщик податей, единственный ученик Иешуа Га-Ноцри.
Л. М. восходит к евангелисту Матфею, которому традиция приписывает авторство «логий» — древнейших заметок о жизни Иисуса Христа, которые легли в основу трех Евангелий: Матфея, Луки и Марка, называемых синоптическими.
Булгаков в романе как бы реконструирует процесс создания Л. М. этих «логий» — первичного искажения истории Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, умноженного затем в канонических Евангелиях. Сам Иешуа подчеркивает, что Л. М. «неверно записывает за мной».
По утверждению Га-Ноцри: «…Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и неправильно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал».
Рукопись Л. М., как и рукопись Мастера, не горит, но она несет не истинное, а извращенное знание. Это первичное искажение идей Иешуа Л. М. ведет к кровопролитию, о чем ученик Га-Ноцри предупреждает Понтия Пилата, говоря, что «крови еще будет».
В первой редакции романа Л. М. записывал за Иешуа в записную книжку. В подготовительных материалах к последней редакции «Мастера и Маргариты» сохранились выписки из книги М. И. Щелкунова «Искусство книгопечатания в его историческом развитии» (1923), где отмечалось, что первые книги в Риме появились лишь во второй половине I в., да и то они были сшиты из папируса, а не из бумаги, которая пришла в Европу еще позднее. Основными материалами для письма в Римской империи времен Иисуса Христа здесь были названы пергамент и папирус. В окончательном тексте романа Л. М. пишет на свитке пергамента, который, в отличие от папируса — долговечного материала — не мог сохраниться в течение столетий и отразиться в Евангелиях.
Проклятия Л. М., адресованные Богу, обнаруживают совершенно неожиданный источник — роман Владимира Зазубрина (Зубцова) (1895-1937) «Два мира» (1921) о гражданской войне в Сибири. Ученик Иешуа, бессильный прекратить страдания Учителя на кресте, убедившись в бесполезности своих молитв, проклинает Бога и как бы передает себя под покровительство дьявола: «Я ошибался! — кричал совсем охрипший Левий, — ты бог зла! Или твои глаза совсем закрыл дым из курительниц храма, а уши твои перестали что-либо слышать, кроме трубных звуков священников? Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!»
Главный герой романа Зазубрина, подпоручик белой армии, наблюдая страдания и гибель отступающих офицеров и беженцев, проклинает перед иконой Бога-отца: «Ты видишь? Видишь наши муки, злой старик? Как глуп я был, когда верил в мудрость и доброту твою. Страдания людей тебе отрада. Нет, не верю я в тебя. Ты бог лжи, насилия, обмана. Ты бог инквизиторов, садистов, палачей, грабителей, убийц! Ты их покровитель и защитник».
Обращение Л. М. к дьяволу оказывается эффективным: на Ершалаим с запада надвигается гроза, которая вынуждает Понтия Пилата снять оцепление и добить распятых: Иешуа Га-Ноцри и разбойников Гестаса и Дисмаса.
Когда Л. М. позднее приносит Воланду весть о судьбе Мастера и Маргариты, он называет дьявола духом зла и повелителем теней, забыв о своем прошлом обращении к его покровительству, чем и вызван ироничный вопрос сатаны: «Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей?»
Теперь Л. М. не желает, чтобы дьявол здравствовал, и в своей версии истории Иешуа Га-Ноцри начисто отрицает участие в ней «князя тьмы», который на самом деле «и на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте», и во время казни, когда услышал проклятия Л. М. в адрес Бога и откликнулся на них.
Наверх
Главные герои и их характеристика
Пожалуй, главными героями являются Воланд, Мастер и Маргарита.
Предназначение Воланда в этом романе – раскрывать пороки людей и наказывать за их грехи. Разоблачение им простых смертных не знает счёта. Основной мотив Сатаны – каждому воздать по его вере. Действует он, кстати говоря, не один. Королю положена свита – демон Азазелло, черт Коровьев-Фагот, любимый всеми шут кот Бегемот (мелкий бес) и их муза – Гелла (вампир). Свита отвечает за юмористическую составляющую романа: они смеются и издеваются над своими жертвами. Подробнее характер Воланда раскрыт в эссе.
Мастер – его имя так и остаётся для читателя загадкой. Всё, что нам поведал о нём Булгаков — в прошлом он был историком, работал в музее и, выиграв крупную сумму в лотерею, занялся литературой. Автор намеренно не вводит дополнительную информацию о Мастере, чтобы сделать упор на него как на писателя, автора романа о Понтии Пилате и, конечно же, возлюбленного прекрасной Маргариты. По характеру это рассеянный и впечатлительный человек не от мира сего, совершенно не разбирающийся в быте и нравах окружающих людей. Он очень беспомощен и раним, легко попадается на обман. Но в то же время ему свойственен необычайный ум. Он хорошо образован, знает древние и современные языки, у него впечатляющая эрудиция во многих вопросах. Чтобы написать книгу, он изучил целую библиотеку.
Маргарита – настоящая муза для своего Мастера. Это замужняя дама, жена состоятельного чиновника, но их брак давно уже стал формальностью. Встретив по-настоящему любимого человека, женщина посвятила ему все свои чувства и помыслы. Она поддерживала его и вселяла в него вдохновение и даже намеревалась бросить постылый дом вместе с мужем и домработницей, променять обеспеченность и довольство на полуголодную жизнь в подвальчике на Арбате. Но Мастер внезапно пропал, и героиня стала искать его. В романе не раз подчёркивается её самоотверженность, готовность пойти на всё ради любви. Большую часть романа она ведёт борьбу за спасение Мастера. По словам, Булгакова, Маргарита – «идеальная жена гения».
Пилат. Прокуратор по-своему честен и принципиален, но его взгляды и суждения подавлены трусостью. Живя при диктатуре Кесаря, Пилат отлично понимает свое подчиненное положение. Даже покоренный империей город страшит его, потому что в нем выражается укор его позиции и его службе, которой Пилат гордится. Прокуратор умен, насмешлив, не любит лишнего насилия и крови. Но все его добродетели перечёркиваются одним пороком — трусостью. Он поставил свой статус и безопасность выше справедливости.
Иешуа
Важно понимать, что Иешуа — это не Иисус Христос. Проповедника окружают не 12 апостолов, а лишь один Левий Матвей, который к тому же не понимает речей своего учителя
Перед нами авторская версия Христа и авторская версия его самопожертвования. Поэтому воспринимать ее в качестве первоисточника не следует. Иешуа добр, мудр, кроток. В его словах нет призыва к насилию, он лишь предсказывает перемены далекого будущего. Этот человек обладает глубоким знанием психологии и медицины, поэтому может завоевать расположение людей. Но он не кривит душой ради выгоды, что неизбежно порождает его конфликт с Пилатом.
Коровьев. Перед нами демон из свиты Воланда. Когда-то он был обычным человеком, но неуместно пошутил и стал шутом князя тьмы на века. Это очень остроумный и находчивый собеседник, который мастерски пародирует советское общество.
Бегемот. Веселый, озорной и хитрый демон из свиты Воланда. Оборотень принимаем то кошачий, то человеческий облик, чтобы посмеяться над людьми и выставить их истинную сущность напоказ.
Азазелло. Вампир, который противопоставлен веселым членам компании. Он угрюм, мрачен, груб, но серьезные поручения выполняет именно.
Иван Бездомный. Свой путь в романе Иван начинает с того, что пишет бездарные стихотворения для советских газет. Будучи пролетарием, он легко пробивается в печать и пишет то, что положено, не вникая в суть творчества. В поэзии Иван — ремесленник. У него нет ни таланта, ни образованности. Но встреча с силами тьмы меняет его жизнь. Он разочаровывается в своей работе и отказывается от написания стихов. Общение с Мастером развило в Иване желание получить образование и найти себя настоящего.
Берлиоз. Редактор советской газеты. Это образованный и начитанный человек, но его ум погубил цинизм. Ради денег, хорошей квартиры и признания он готов покривить душой и печатать очевидную безвкусицу. Герой считает себя правым во всем и отказывается от дальнейшего развития. Он духовно мертв даже при жизни.
Именины Арсения по церковному календарю — православный день ангела
Церковный календарь, в народе называемый святцы — это огромная книга памяти, в которой бережно собраны имена и церковные чины чтимых нашей верой святых. Почитая своего личного покровителя, мы не только просим у неба защиты, но и приобщаемся к двум тысячелетиям церковных подвигов, вознося благодарность всем посвятившим себя, а то и отдавшим собственную жизнь ради славы Христовой.
Все даты именин Арсения
- 3 декабря (либо 20 ноября, если по старому стилю). В этот день прославляют Арсения Дмитриева, игумена, преподобномученика (был убит, посвященным в церковный сан), новомученика (это слово означает, что имя данного святого стали славить очень недавно — с 90 годов 20 века).
- 26 (по старому стилю — 13) декабря. Именины преподобного Арсения иже в Латре (жил в 8 веке).
- 1 февраля (или 19 января по старому стилю). В этот день православные почитают Керкирского архиепископа Арсения, святителя, живущего в 8 веке.
- 28 (или 15) февраля. Ростовский митрополит Арсений, священномученик (скончался сравнительно недавно — в 1772 году).
- 15 (или 2) марта. Тверской епископ, святитель Арсений. Это наш, русский святой. Преставился в 1409 году.
- 12 мая (по старому стилю 29 апреля). В этот день почитают еще одного русского святого, Суздальского епископа Арсения, святителя.
- 21 (или мая. Особенный день, в который христиане возносят почести сразу трем святым Арсениям: Великому (скончался в Риме, в середине 5 века), Киево-Печерскому, русскому святому, также известному как Трудолюбивый (почил в 14 веке; паломники могут поклониться его мощам, почивающим в Дальних пещерах); Новгородскому (еще один русский святой, умерший в конце 6 века).
- 25 (или 12) июня. Ангел этого дня — Арсений Коневский, преподобный, русский святой, живущий в начале 15 века.
- Переходящий праздник, не имеющий четкой даты: 1-е воскресенье после 12 июля (либо 29 июня по старому стилю). Русский святой, Тверской епископ Арсений, святитель.
- 25 (или 12) июля. Русский святой, преподобный Арсений из Новгорода (скончался во второй половине 16 века).
- 6 сентября (24 августа по старому стилю). День ангела Арсения Комельского, русского преподобного (соединил свою душу с Богом в 1550 году).
- 10 сентября (или 28 августа). Русский преподобный Арсений Печерский, также известный как Трудолюбивый.
- 12 сентября (либо 30 августа). Ангел этого дня — Арсений Сербский, святитель, архиепископ.
- 10 ноября (28 октября). День памяти этого же святого.
- 19 (5) ноября. Арсений Троицкий, священномученик, новомученик (его имя начали прославлять с 90 годов 20 века).
Когда же праздновать — неужели в каждый из этих дней? Нет! Если рождение мальчика выпало на одну из перечисленных дат, это и будет его день ангела. Если нет, нужно выбирать дату, расположенную в календаре ближе всего ко дню его рождения, и считать именно ее именинами Арсена.
Церковная форма имени и ее происхождение
Арсений: как и большинство старинных церковных имен, оно пошло с греческого языка. В переводе означает зрелый, мужественный.
Известна также другая форма этого имени: Арсентий. Она немного устарела, но именно она до сих пор отражается в форме отчества (да, мы часто говорим Арсенович — но чаще Арсентьевич, Арсентьевна).
Какими судьбой, характером обладает носитель этого имени?
Характер. Это много думающий человек, истинно считающий, что молчание — это золото. Арсен не лидер, а командный игрок. Он редко станет хорошим предпринимателем, так как не любит конкуренции (она выбивает его из себя). Он добродушный, спокойный, тихий, немного застенчивый.
- Детство. Это настоящий золотой ребенок, добрый и тихий. Малыш очень чувствительный и ранимый, так что над ним не стоит подшучивать.
- Школа. Он очень старательный, приносит лучшие оценки, с ребятами не дерется и даже сильно не ссорится. Он открытый и общительный, но лучших друзей у него не очень много.
- Юность. Обожает животных, может долго просить щенка. Правда, родителям нужно быть готовыми к тому, что выгуливать его придется им самим. Парень немного себялюбив, не любит слушаться команд и даже советов.
- Зрелые годы. Часто Арсен становится коллекционером, причем в первую очередь его привлекают предметы старины. Хорошей профессией для него считается медицина, кулинария, инженерия, архитектура, юриспруденция, спорт (причем из него получится не так спортсмен, как тренер), а также богослужение.
- Камень. Аметист.
- Цвет имени. Он довольно редкий — красно-сиреневый. Впрочем, именно такой расцветки часто попадаются аметисты.
- Лучший знак зодиака. Их довольно много: Близнецы, Дева, Лев, Рыбы, Водолей.
Идеальные сочетания с женскими именами: Алла, Аза, Ада, Диана, Зина (или Зинаида), Лада, Людмила.
Главные герои
Таковыми в произведении являются Маргарита, Мастер и Воланд. Каждый из них очень яркий, своеобразный, отличается рядом особенностей, которые делают их непохожими на всех остальных персонажей.
Мастер, автор замечательного романа, отвергнутого редакцией и высмеянного литературными критиками, показан умным, образованным и необычайно талантливым человеком. Однако он не смог выдержать краха своей мечты и попал в психиатрическую лечебницу. Его произведение было действительно настоящим шедевром, но именно по этой причине оно «пришлось не ко двору». Бездарные литераторы, неспособные создать что-либо достойное, из чувства зависти разнесли в пух и прах настоящее, талантливое творение под предлогом неуместно и неудачно выбранной темы. И это сломало тонкого, мечтательного и романтичного Мастера.
Его возлюбленная Маргарита, замужняя женщина, красивая, богатая, привыкшая к холе и неге, готова бросить свою беззаботную жизнь в роскошной квартире и обречь себя на нищету в подвале ради любимого человека. Материальные ценности не имели для неё никакого значения.
Воланд, «дух зла», показан в романе неоднозначно. Этот персонаж невольно вызывает симпатию. Он разоблачает нечестных и лживых людей, выворачивая наизнанку тёмные стороны их натуры. И совершает добрые поступки: помогает Маргарите найти своего любимого и соединиться с ним.
До встречи с Иешуа
Как известно, Левий Матвей до его знакомства с Га-Ноцри был сборщиком податей. Эта профессия была одной из самых сложных, потому что народ не уважал сборщиков налогов, презирал их и даже считал, что они являются грешниками. Герой привык к злу вокруг себя, поэтому, когда Левий Матвей встречает Иешуа, он «отнесся к нему презрительно» и даже оскорблял его, называя Га-Ноцри собакой. Однако Иешуа сказал ему, что не видит в этом никакого оскорбления. Герою удалось воздействовать своими речами на мировоззрение Левия Матвея. Он «стал смягчаться», бросил свои деньги и отправился путешествовать вместе с Иешуа. Характеристика героя во многом заключена в описании внешности. Писатель несколько раз подчеркивает, что Левий Матвей – нищий. Однако это не поворот судьбы, а добровольное отречение от денег: он «бросил деньги на дорогу» и сказал, что «деньги ему стали ненавистны». Даже на предложение Понтия Пилата работать в библиотеке герой отказывается.
Критика
Булгаков едва ли мог рассчитывать на понимание своими современниками этого романа. Но одно он понимал точно – роман будет жить. «Мастер и Маргарита» до сих пор кружит головы уже не первому поколению читателей, а значит, является объектом постоянной критики.
В.Я. Лакшин, например, обвиняет Булгакова в отсутствии религиозного сознания, но восхваляет его нравственность. П.В. Палиевский отмечает смелость Булгакова, который одним из первых разрушил стереотип уважения дьявола, высмеяв его. Таких мнений много, но они лишь подтверждают заложенную писателем мысль: «Рукописи не горят!».
Иван Бездомный
Это творческий псевдоним Ивана Понырева. И.Б. — персонаж, который на протяжении романа претерпевает эволюцию. В начале произведения мы видим его членом МАССОЛИТа, молодым поэтом, пишущим стишки на заданные темы. В первой же главе Б и Берлиоз встречаются на Патриарших прудах с Воландом. В дальнейшем Берлиоз погибает под колесами трамвая. Б во всем винит таинственного иностранца и начинает погоню за Воландом и его свитой. В дальнейшем Б сдают в психиатрическую лечебницу. Так Б наказывается за то, что выдавал за истинное творчество жажду славы и именитости. В больнице Б встречает Мастера. Тот рассказывает ему свою историю. Б обещает больше не писать стихов, осознав, какой вред несет псевдотворчество. Пересмотрев в больнице все свои нравственные идеалы, Б становится совершенно другим человеком. В дальнейшем, он станет большим ученым-историком.
Гелла
Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать».
Имя «Гелла» Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.
Зеленоглазая красавица Гелла свободно перемещается по воздуху, тем самым обретая сходство и с ведьмой. Характерные черты поведения вампиров – щелканье зубами и причмокивание Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А.К. Толстого «Упырь». Там девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного – отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы.
Гелла, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета. Скорее всего, Булгаков сознательно убрал её как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции и в театре Варьете, и в Нехорошей квартире, и на Великом балу у сатаны. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы. К тому же Гелле не в кого было бы превращаться в последнем полёте – когда ночь «разоблачила все обманы», она могла только снова стать мёртвой девушкой.
Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»
Место героя в романе
Иешуа Га-Ноцри есть почти во всех сюжетных линиях романа «Мастер и Маргарита». Этот образ появляется в самом начале повествования и действует на протяжении всего сюжета, в том числе – в финале романа. После того как Иешуа фактически заканчивает свое существование, герой получает вечную жизнь, которую может проводить, беседуя с Понтием Пилатом.
Все произведение М. А. Булгакова построено на принципе двойничества. Ершалаимский мир идет параллельно с московским обществом. В двух мирах выделяются образы Иешуа и Мастера, которые имеют и своих последователей, и своих предателей.
Левий Матвей – ученик Иешуа, а Иван Бездомный – ученик Мастера. Га-Ноцри предает Иуда из Кириафа, а Мастера – Алоизий Могарыч. Для полного раскрытия произведения, необходимо понимать, что оба мира тесно переплетены друг с другом.
В то же время образ Иешуа Га-Ноцри интересен в сюжетной линии, связанной со столкновением взглядов данного героя с взглядами Понтия Пилата.
Несмотря на то что этих персонажей можно назвать антиподами с различными точками зрения на жизнь, друг в друге они нашли интересных собеседников. И их беседы наполнены философскими мыслями, интересными для всего повествования.
Характеристика образа
Характеристика Иешуа Га-Ноцри в наибольшей степени дается при помощи цитат
Портретная характеристика дана довольно скупо, потому что автор хотел, чтобы читатель обратил внимание на мировоззрение персонажа, на его мысли и взгляды на жизнь, а не на внешность. Иешуа – это человек, «не сделавший никому в жизни ни малейшего зла»
Несмотря на жизненные трудности и невзгоды, герой добр по своей природе. Он считает всех людей такими же добрыми: «Злых людей нет на свете». Добрым человеком герой называет даже Крысобоя. По мнению Иешуа, в мире нет злых людей, «есть только люди несчастливые».
Иешуа Га-Ноцри, хотя и является безобидным и ни в чем не виноватым человеком, никого не винит в предстоящей ему казне. Прощение – вот главный принцип Иешуа. Он прощает даже трусость Понтия Пилата, несмотря на то что считал самым главным людским пороком именно трусость.
Иешуа умирает, ни разу за свою жизнь не предав собственные убеждения. Он чист перед самим собой.
Значение образа
Иешуа Га-Ноцри – своеобразный Иисус Христос в булгаковской версии. Существует множество точек зрения по поводу такого отождествления. Многие исследователи до сих пор спорят, является ли Иисус прототипом героя, почему герой назван именно так и с какой целью это сделал М. А. Булгаков.
Вероятнее всего, писатель не называет героя именем Иисуса, чтобы показать его человеческое начало. Отличается и возраст Иисуса Христоса и героя романа М. А. Булгакова. Иешуа не обожествлен, он простой человек, который страдает, боится, чувствует боль и радуется любому проявлению жизни.
Га-Ноцри – образ человеческой любви к ближним, который в произведении выступает как доброе начало, противопоставленное злым началам (Воланд и его свита).
Перед писателем не было цели описать образ Христа, он показал простого человека, прототипом которого был сам Иисус.
Несмотря на то что образ Иешуа не имеет божественного начала, он идеален, показывает каждому читателю необходимость добра в мире. Только благодаря добрым поступкам человек может управлять целым миром.
Не зря автор показывает то, что другие люди за ним «ходили по пятам». Даже то, что Иешуа смог избавить прокуратора от головной боли, говорит о силе этого человека.
Иешуа является человеком, философские мысли которого затрагивают душу каждого. Именно данный герой учит, что на свете не существует злых людей. Однако Иешуа не пытается распространить свое учение, он высказывает свои мысли в надежде, что они смогут быть поняты каждым человеком.