Культура и быт россии в 16 веке

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации.  Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Превыше личной выгоды и даже важнее законов оказались интересы государства и власть. Становление Московского царства приняло эстафету православия от падшего в те времена Константинополя. Византийское государство кануло в лету. Старец Филофей в своих письмах Василию III озвучил  новые мессианские чаяния в концепции «Москва — Третий Рим»

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве,  вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

  1. «Державный монументализм» (вторая половина XV в. — XVIв.)

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

  • обустройство государства описано в «Степенной книге»,
  • систематизация исторических сведений — в Лицевом летописном своде,
  • религиозные каноны — в «Стоглаве», в «Великих Четьи-Минеях»,
  • семейные проблемы — в «Домострое».

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

  1. Русский ренессанс или барокко (XVIIв.)

В этот период, его называют еще и «бунташным веком», произошло множество событий. Смена династий, польская интервенция, бунты крестьян. Культура этого периода, невзирая на множество драматических  страниц в истории, просветленная и живая.

  • Архитектура насыщена красками, затейлива по форме и декоративна.
  • Живописные произведения декоративны, в то же время в них появляются реалистичные черты, объекты становятся более объемными за счет передачи светотени. Появились первые русские парсуны— синтез портрета и иконы.
  • В литературе также появляются герои с человечными чертами, которые живут в реальной жизни, таков первый русский роман «Повесть о Савве Грудницыне».

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

Особенности развития культуры России в 16 веке

На культуру России рассматриваемого периода истории оказали влияние исторические события: объединение русских земель в единое государство, изгнание орды и выделение русской народности в отдельное единство. 

Страна проходила очередной этап развития в истории, возросли потребности в материальных и духовных ресурсах, это было необходимо для становления внешней и внутренней политики государства и определения ее стратегических целей. Большинство людей относилось к категории «служилых».

Изобразительное искусство

Живопись этого периода в основном была направлена на написание икон. Теперь их характерные черты приносили умиротворение, спокойствие и исцеление душевных ран. 

По канону Андрея Рублева, определенного Стоглавым собором, иконы больше не носили устрашающего характера.

Ярким примером является работа мастера «Церковь воинствующая». Ее сущность отражает победу православия над Казанским ханством.

Понемногу живописцы стали писать портреты и картины, отражающие повседневную светскую жизнь, нравы и быт народа. Золотая палата в Москве была украшена картинами на тему исторических событий на Руси. Так начинало проявляться влияние западной культуры.

Архитектура

Архитектурные сооружения XVI века в большинстве были церковного зодчества. Для построек использовалось дерево, реже камень. Проводились работы по восстановлению разрушенных крепостей и укреплений, строились кремли.

К выдающимся архитектурным сооружениям того времени относятся церковь Вознесения и храм Василия Блаженного. Постройки возводились преимущественно в шатровом стиле. В Смоленске построили самую мощную крепость, а в Москве Белый город окружили стенами и башнями.

Книгопечатание

16 век ознаменовался возникновением печатной машины. Это одно из самых ярких достижений того времени. 

Первая книга «Апостол» была напечатана Иваном Федоровым и Петром Мстиславом. 

Типографию открыли в 1553 году на Никольской улице.

Первая печатная книга — одна из частей Библии. Напечатана она была в самом лучшем виде, ее создатель славился своими навыками типографа, редактора и переводчика, выполняя профессионально подстрочный и художественный перевод. Вскоре Федоров отпечатал первый букварь.

Также открылась типография в Александровской слободе.

Тем не менее, рукописные книги не утратили актуальность, их выпускалось довольно много. Отдельные из них имели ручные миниатюры талантливых деятелей искусства.

Летописание

Летописание по-прежнему активно развивалось. Были написаны летописи «Летописец начала царства» и «Книга Степенная царского родословия». 

Первая описывает начальный период властвования Ивана Грозного, а вторая включает портреты и рассказы о царствовании русских князей и митрополитов. В книге ярко отражается мысль о единстве и нерушимости союза церкви и царя.

В середине 16 века произошло значимое событие — летописцы собрали Никоновскую летопись, содержащую огромное количество миниатюр. Один из списков включал примерно 16 тысяч иллюстраций.

Литература

Литература 16 века позволяет сделать вывод о преобразовании народа всех слоев, их мыслей и идей. Начинают выпускать книги художественного жанра с интересными сюжетами. 

К ним относятся произведения «Александрия» и «Повесть о Дракуле», главной мыслью которых было самодержавие, сильная власть, способная руководить государством и подчинить его. В этот период возникла публицистика как литературный жанр.

Самодержавная власть также четко обосновывалась в учениях и сочинениях. Творцы пытались показать силу православного царства и России как единственного православного царства в мире.

Музыкальная культура

Понемногу стали совершенствоваться певческие азбуки, появившиеся в 15 веке. Распевщики начали активно сочинять новые мелодии для церковного пения. 

Появилось многоголосие — пение несколькими голосами. Практиковалось двух- или трехголосное пение.

В фольклоре начинают появляться песни, посвященные историческим событиям.

Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси

Нашествие Батыя на Русь и установление монголо-татарского ига негативно отразилось на развитии страны. Присутствие татар оказало негативное влияние на культуру Древней Руси. Повсеместно прекратилось строительство храмов, имеющиеся деревянные и даже каменные здания были разрушены. В огне пожаров погибли прекраснейшие творения русских и зарубежных иконописцев, ценные книги. Лучших мастеров пленили и увели в рабство, многие ремесла были надолго позабыты. Прекратили свое существования библиотеки, перестали работать школы, больше не писалось летописей.

Для восстановления утраченных ценностей не хватало средств и грамотных людей. Передававшиеся ранее от отца к сыну секреты мастерства были навсегда утрачены, прервались целые династии искусных каменщиков, резчиков по дереву, мозаичных дел мастеров. Культурные связи с европейскими государствами были разрушены. Такового было влияние орды на культуру Руси.

Таким образом, русская культура в XII-XIII вв. переживает период подъема. Строятся новые каменные храмы и замки, развивается фресковая живопись, появляются красивейшие скульптурные композиции. Основной темой литературных произведений становится объединение русских земель. После нашествия монголов происходит упадок культуры, исчезают многие направления в искусстве. Последствия негативного влияния ига на культуру Руси проявлялись спустя столетия после освобождения.

История возникновения

Российская культура насчитывает многовековую историю, формирующуюся и развивающуюся под влиянием различных социально-экономических и политических аспектов, сопровождавших Россию за всё время ее существования. Каждый новый виток в российской культуре возникал вместе с новыми явлениями в других сферах страны. Творения, которые возникли за все время активного развития культуры России, сейчас пользуются большой популярностью у людей самого различного возраста. Серебряный век русской культуры – один из самых известных веяний развития культуры России, его хронологически рамки – примерно конец XIX – начало XX века. Серебряный век протекал вместе с изменениями в политическом и экономическом устройстве России, несомненно, можно говорить о том, что на главных творцов того времени сильное влияние оказал именно контекст исторического развития России.

Развитие гражданского общества, научно-технический прогресс, политические события и многое другое – имели сильное влияние на дух и содержание культуры серебряного века. Первая российская революция, утрата роли церкви как главного источника духовного знания также способствовали развитию основных черт культуры серебряного века. Бурные изменения в общественном развитии предопределили дух нового этапа культурного развития.

Подробнее о возникновении серебряного века написано в кратком эссе.

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

Письменность Литература Архитектура Живопись Декоративно – прикладное

искусство

чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент

1.Узелковая письменность;

2.Узелково – иероглифическая письменность;

3.Пиктография;

4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.

(Глаголица и кириллица)

Материал:

1.береста;

2.пергамент

Жанры:
  • Летопись;
  • Житие;
  • Слово (поучение);
  • Хождения;
  • Исторические повести.

Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского

монастыря, около 1113 года.

Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.

Слово:

-торжественное – «Слово о Законе и Благодати»,  автор- первый киевский митрополит Илларион;

-нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).

Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину».

Самый известный литературный памятник домонгольской Руси —  «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.)

Крестово-купольный  стиль.

Памятники:

  • Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
  • Собор Святой Софии в Новгороде;
  • Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы  над половцами.  Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
  • Золотые ворота в Киеве.

Памятники Владимиро-Суздальской  земли:

  • Церковь Покрова – на – Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)
Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем

Миниатюра- красочная иллюстрация

«Развитие культуры народов России XVI-XVII вв.»

В XVI-XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций Церкви. Развитие культуры народов России XVI-XVII века:

Литература

В 1532 г. были написаны Великие Четьи-Минеи (составитель митрополит Макарий). И. Пересветов написал светскую повесть «Сказание о Магмете-салтане» (1547). В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец в первой русской типографии издали первую русскую книгу «Апостол», затем славянскую «Азбуку» (1574), первую полную славянскую Библию («Острожская библия») (1580-1581). Руководство морального характера — «Домострой» — был составлен протопопом Сильвестром. Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, кроме богословских сочинений, писал стихотворения и пьесы. Жанр автобиографии представлен «Житием» протопопа Аввакума (1672-1675). Жанр сатиры проявился в «Повести о Горе-Злосчастии», повести о Фроле Скобееве.

Образование

Первую русскую Грамматику составил выходец из греческих земель Максим Грек. В 1687 г. — Букварь (автор В.Ф. Бурцов-Протопопов). В 1687 г. братья, греки по происхождению Иоанникий и Софроний Лихуды основали первое высшее общеобразовательное заведение — Славяно-греко-латинскую академию.            .

Архитектура

В ознаменование взятия Казани был построен Покровский собор, что на рву (Храм Василия Блаженного) (1555— 1561, зодчие Барма и Постник). В XVII в. в архитектуре утвердился московский шатровый стиль, который получил яркое воплощение в церкви Вознесения в Коломенском под Москвой (1532). Позже формируется стиль нарышкинского (московского) барокко — церковь Покрова в Филях (1693)

Живопись

В конце XV в. крупнейшим представителем московской школы иконописи был Дионисий (Похвала Богородице). В XVII в. в русской живописи появляется портрет (парсуна), родоначальником которого стал Симон Ушаков, иконописец и гравер. В XVII в. при дворе Алексея Михайловича появляется первый придворный театр.

Первооткрыватели

Василий Бугор исследовал бассейны рек Ангара, Илим, Лена (1628). Петр Бекетов, енисейский казачий сотник основал Ленский острог (Якутск), ставший основной базой дальнейшего освоения Восточной Сибири (1632). С.И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой (1648). В.Д. Поярков исследовал путь от Амура до Охотского моря (1643-1646). Е.П. Хабаров закрепил за Россией Приамурье (1649-1653). В.В. Атласов — освоение Камчатки (1697-1701).

Конспект урока «Развитие культуры народов России XVI-XVII вв. Кратко».

Следующая тема: «Реформы Петра I (1682-1725 гг.)»

Быт и культура русского населения в XVI веке

Быт русского населения в 16 веке зависел в первую очередь от материального благосостояния. Пища в то время была достаточно простой, но многообразной: блины, караваи, кисель, овощи и каши.

Сравнительно недорогое по тем временам мясо солили в дубовых кадках и держали впрок. Также особой любовью пользовались блюда из рыбы, которую употребляли во всех возможных вариациях: соленную, сушенную и вяленную.

Напитки были представлены безалкогольными морсами и компотами. Слабоалкогольные напитки по вкусовым качествам очень напоминали современное пиво, их делали на основе меда и хмеля.

В 16 веке строго соблюдались посты, помимо основных четырех постов, люди отказывались от скоромной пищи по средам и пятницам.

Быт народа и господствующего класса.

Народные массы, создававшие богатую культуру Российского государства, сами мало пользовались ее благами.

Крестьяне ютились в «курных» избах, топившихся по-черному. В единственной горнице располагались простые столы и лавки, наглухо прикрепленные к стенам. Свет проходил в избу сквозь маленькие оконца, затянутые рыбьим пузырем или куском промасленного холста. Вечерами для освещения жгли лучины. Зимой вся семья обычно спала на печи. Тут же, в избе, в холодное время держали поросят, телят, гусей, кур.

Одежду крестьяне изготовляли сами: для лета — из домотканого холста, для зимы — из овчины или сермяжного (грубого, некрашеного) сукна. На ногах носили лапти, плетенные из лыка, а зимой — валенки.

Посуда была чаще всего деревянной и глиняной.

Не лучше жили и посадские люди. Лишь у немногих была «изба белая», т. е. с печью, имевшей трубу. Да окна кое у кого были слюдяные или даже «стекольчатые».

Какое огромное впечатление должно было производить на каждого простого человека, жившего в столь бедных условиях, великолепие княжеских дворцов и храмов!

Бояре и дворяне строили себе дома с несколькими горницами и светлицами, с многочисленными служебными помещениями, а кто богаче — возводил каменные хоромы. И одежда у них была иная, часто из заморских сукон, бархата, шелка. Среди посуды — золотые и серебряные ковши, чарки, блюда.

Полным владыкой в доме был глава семьи — отец, муж. Ему должны были беспрекословно подчиняться жена и дети. Женщины в богатых семьях жили в полном затворничестве- сначала под властью родителей, потом — мужа. Детей воспитывали в большой строгости.

«Домострой» — свод моральных и житейских правил зажиточных слоев городского населения XVI в. — указывал: если на сына или дочь слова и уговоры не действуют, надо «плетью постегать по вине смотря: и разумно, и больно, и страшно, и здорово».

  • < Борьба России за выход к Балтийскому морю
  • -> Заключение — XV-XVI вв — от Монголо-татарского ига до централизованное государство во главе с Москвой >

Культурное возрождение

Века демонстрируют значительные успехи во всех основных культурных сферах. В литературе конец 14 века отмечен появлением «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины» — художественных произведений, навеянных первыми успехами в борьбе с монголами. В 1466 году отправился в свое индийское путешествие купец Афанасий Никитин – в результате русская литература обогатилась «Хождением за три моря». К 16 веку следует отнести появление «Домостроя» – оригинального памятника «практической» литературы. Распространялась полемическая литература – к ней следует отнести множество еретических писаний (Ивана Пересветова, монаха Еразма, Феодосия Косого), а также легендарную переписку Ивана Грозного с Курбским. Иван Грозный же в 1564 году «проспонсировал» создание в Москве типографии Ивана Федорова.

Икона Святой Троицы Андрея Рублева

Живопись тех времен – традиция иконописи Андрея Рублева и Феофана Грека (конец 14 века). В дальнейшем множество мастерских развивали идеи этих мастеров.

Развивалось каменное строительство, хотя жилые здания все еще строились почти исключительно из дерева. Дмитрий Донской поставил первый каменный Кремль в Москве в 1367 году. Каменные укрепления имелись в Новгороде, Твери.

Во времена Ивана 3 русская архитектура испытала влияние Запада – князь приглашал к себе итальянских мастеров (Фиорованти, Солари, Руффо). Результатом стали Успенский собор и Грановитая палата в Кремле, Архангельский собор. В 1555-1561 годах был построен самый известный русский храм – собор Василия Блаженного (его строили только русские мастера).

Живопись

Живопись Киевской Руси в XII-XIII вв. по-прежнему имеет религиозный характер, но в ней появляются и отдельные бытовые сюжеты. Искусство живописи пришло на Русь из Византии, но русские художники стараются выработать свой стиль, внести в иконописные образцы новизну, церковные каноны написания икон перестают соблюдаться с прежней строгостью. Так, новгородские живописцы используют красные, синие и зеленые краски, делают лица святых менее строгими.

Фресковая живопись Древней Руси, на примере Владимиро-Суздальской земли, также отличается яркостью и самобытностью. В лицах святых легко узнаются обычные люди, иногда иконы и вовсе пишутся с лица заказавших их князей. На полотнах появляются сцены из реальной жизни, что заметно отличает живопись Руси от византийской и греческой.

Русские мастера в совершенстве овладели искусством создания уникальных композиций, научились передавать всю волнующую каждого человека гаму чувств и эмоций. Известнейшей иконой того времени, дошедшей до наших дней, стала «Богоматерь Владимирская». Она была создана в Константинополе неизвестными мастерами и послужила образчиком для русских живописцев. Впоследствии икона не раз спасала русские земли от вражеских нашествий.

Интереснейшим направлением живописи Древней Руси становится книжная миниатюра. Заглавные буквы в книгах приобретают самые причудливые формы, для их украшения используются фигуративные и растительные мотивы.

Источник

Культура России в шестнадцатом веке

К концу 15 века на мировой карте появилось объединенное государство с новым наименованием – Россия. Следующее столетие было для страны, с одной стороны, драматичным, а с другой – полным прогрессивных преобразований и выдающихся достижений. Регентство Елены Глинской и боярское правление, реформы Избранной рады и опричнина, присоединение Казани и Астрахани и Ливонская война, правление династии Рюриковичей и избрание на царство Бориса Годунова — именно в таких условиях и складывалась культура России в 16 веке.

Письменность и книгопечатание.

Большим культурным достижением стал выход в 1564 г. первой печатной датированной книги «Апостол». Типографией руководили Иван Фёдоров и его сподвижник Пётр Мстиславец. На следующий год был издан «Часословец». Эти книги отличал высокий уровень мастерства, с которым они были сделаны. После обвинений в ереси и переезда за границу издатели выпускают первый русский букварь. Хотя затем в России книгопечатание продолжало развиваться, рукописные книги полностью ещё не были вытеснены.

Литература.В самом начале 16 столетия в качестве идеологического оформления независимости и равноправия Руси, исключительности московских государей и православия появляется теория «Москва – третий Рим», созданная Филофеем.    В это столетие получает развитие публицистика. Главной её темой является поиск правильного политического строя и пути развития страны. Она встречается в переписке царя Ивана Грозного с А. Курбским и в работах И. Пересветова.

В 40-х годах появляются «Четьи-Минеи», написанные митрополитом Макарием. Это сборник религиозных литературных произведений для чтения каждый день.    

Крупным историческим трудом этого времени считается Никоновская летопись. Более того, на её основе был создан 10-томный Лицевой свод.

  Ещё один приближённый Ивана IV протопоп Сильвестр вошёл в историю культуры как автор «Домостроя» — книги, собравшей в себя советы, наставления, правила, касающиеся всех сторон жизни человека.Архитектура.

    В 16 веке расширяются масштабы каменного строительства. Появляется Успенский собор в Москве, выстроенный итальянским мастером Аристотелем Фиораванти. Взятие Казани было запечатлено возведением Покровского собора  на Рву (архитекторы Барма и Постник). Совершенно новым для архитектуры того времени стало появление шатровой конструкции храма, примером которой стала церковь Вознесения в селе Коломенском.Ремесло.

    Высокого мастерства добилось ремесленное производство. Доказательством этому служит Царь-пушка, которая была отлита Андреем Чоховым.

Изобразительное искусство.    Здесь наблюдается две тенденции. С одной стороны, после Стоглава было принято следовать установленным образцам, в живописи ими считались работы Андрея Рублёва и Дионисия, а с другой – появляются и новые темы (например, портретные изображения, исторические сцены).

    Таким образом, на культуру России в 16 веке имели влияние многие исторические события, способствовавшие её развитию, возникновению новых литературных и архитектурных стилей и форм.

Архитектура России XV-XVI вв.

XV-XVI века отмечены бурным развитием архитектуры и зодчества. После того, как последствия ига ослабли произошло разрушение рамок местных школ архитектуры. Вместе с появлением новых течений в архитектуре и строительстве, все чащи стали приглашать иностранцев с целью получения нового опыта. Чаще всего приглашали итальянцев, так как они считались признанными мастерами в архитектуре и строительстве. Они привнесли русскую архитектуру веяния Возрождения. В этот период началась реконструкция московского Кремля. В 1475 г. в Москву прибыл Аристотель Фиораванти, известный мастер, работавший в Больнье, Милане, Риме. Он создал Успенский собор в Московском Кремле (1475–1479). Собор уникален по причине того, что впервые здесь было применено глубокое заложение фундаментов. Новаторство постройки в геометрически правильном членении плана и фасада здания с использованием правила «золотого сечения».

Успенский Собор Кремля. Автор Аристотель Фиораванти

Кроме того архитектор известен тем, что участвовал в походах на Новгород, Казань и Тверь как начальник артиллерии и военный инженер. Множество инженерных решений, предложенных им, оказали большую услугу строительству не только Москвы, но и – на много лет раньше – Италии.

В период XV – XVI вв. были возведены такие шедевры архитектуры как Успенский собор, Благовещенский собор и колокольня Ивана Великого.

Архитектуру 15-16 столетий следует охарактеризовать как новаторский, так как тогда появилась особенность русского зодчества называемая «шатровый стиль». В данном стиле построены такие шедевры, как храм Вознесения в Коломенском, Покровский собор на Красной площади.

Строительство развернулось не только в столице, но и по всей России. Были возведены кремли в Туле, Серпухове, Коломне, Нижнем Новгороде.

В первой половине XVI века было построено новое укрепительное сооружение, которое опоясало ремесленную часть столицы, которая носила название Китай-город. Стена, законченная в 1538 году, имела длину 2567 м и 12 башен.

Культура России конца XV–XVI вв.

Для историко-культурного развития русских земель период конца XV–XVI вв. был переломным. Продолжалось образование единого Русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига, завершилось формирование русской народности. Все это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов.

В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы.

В литературе появляются произведения, поддерживающие новую государственную политику.

Теория происхождения Русского государства нашла свое выражение в «Сказании о князьях Владимирских». В нем утверждалось, что русские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. Эту идею поддержала церковь, которая к тому же связала ее с концепцией «Москва – Третий Рим».

Экономические и политические достижения России этого времени оказали заметное влияние на повышение уровня грамотности и просвещения. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки. В школах изучали Псалтырь, а в некоторых – начальную грамматику и арифметику.

Большую роль в истории культуры России сыграло появление книгопечатания. Первые попытки его относятся к концу XV в., но началось оно в 1553 г.

В 1563 г. было построена первая типография в Москве. Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая русская печатная книга «Апостол».

Среди литературных памятников того времени – огромный 10-том-ный свод церковной литературы «Чтения ежемесячные».

Это написанные митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого.

Создаются обобщающие летописные произведения, например Лицевой Летописный свод – своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XVI в.

Памятником русской исторической литературы является также «Степенная книга», составленная духовником Ивана IV Андреем. В ней излагается русская история от Владимира I до Ивана IV.

Свод житейских правил и наставлений содержит «Домострой».

Он защищал патриархальный уклад в семье. В книге давались советы, как быть бережливым и т.д.

Архитектура периода XV – XVI вв. отразила возрастание международной роли Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве.

Создание русского централизованного государства было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV – начале XVI вв.

В это время в строительстве стали использовать кирпич. Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485 – 1495 гг. белокаменные стены Кремля заменили кирпичными.

В 1475 – 1479 гг. был сооружен новый Успенский собор, который стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.

В 1484 – 1489 гг. был построен Благовещенский собор – домовая церковь великих князей.

В 1505 – 1508 гг. был построен Архангельский собор, во внешнем облике которого ярко выразился светский стиль архитектуры. Архангельский собор был храмом-усыпальницей, куда перенесли всех великих князей, начиная с Ивана Калиты, а затем и царей (до Петра I).

В московском Кремле возводились также и светские постройки, например Грановитая палата, которая предназначалась для торжественных приемов.

Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа, в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций. Примером шатрового храма стал Покровский собор (собор Василия Блаженного). Собор был построен в 1555 – 1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани.

В XVI в. огромный размах получило «крепостное строительство».

В Москве была возведена линия укреплений (Китай-город, потом Белый город).

Работами этими руководил известный мастер Федор Конь, он также построил Смоленский Кремль.

Живопись периода конца XV – XVI вв. представлена произведениями талантливого русского художника Дионисия. Он расписывал Успенский собор.

Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развивается жанр исторического портрета.

Живопись этого периода характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям.

По мнению академика Д. С. Лихачева, «из всех периодов истории российской культуры именно XV – XVI вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса создания единого государства и возрождение культуры…»

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

Как и предполагал Бердяев, после «пятой» идет формирование «шестой» постсоветской России

Самое важное завоевание здесь, несмотря на все препоны и проблемы, это :

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Заключение

Кратко охарактеризовать Русь 16 века можно так: это государство, начавшее активное развитие во всех сферах деятельности. Отличие культуры 16 века от предыдущих периодов связано с изгнанием Ордынского ханства и установлением самодержавия. Оно своим стремлением утвердиться подтолкнуло к созданию новых памятников культуры. 

Возникали чудесные храмы, писались книги и иконы, развивалась наука и совершенствовалось образование.

Современные граждане должны знать историю своей страны

Этому предмету уделяется большое внимание в системе образования. Школьники начинают изучение истории, начиная с 5 класса

Для удобного восприятия и запоминания исторических дат, информацию можно представить в виде таблицы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: