Художественные особенности рассказа М. Горького «Макар Чудра»
«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического». Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького – сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане. Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои. Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Еще одна особенность рассказа – это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек. Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького. Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком – автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко. Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь – просто слушатель: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся – лег и умирай – вот и все!» Но именно благодаря «слушателю» мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой. Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир. Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго – поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми». И Радда кошель с деньгами бросает в грязь. В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю». И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы. Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход – смерть одного или двух героев. Так и происходит – Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца. Еще одной особенностью рассказа «Макар Чудра» является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: «Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все», «…разве ты сам не жизнь?», «…всякий сам учится», «так нужно жить: иди, иди — и все тут», «Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее…» Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни. Таким образом, рассказ Горького «Макар Чудра» — яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах. Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.
I.
Алеша Пешков, оставшись круглым сиротой, был отправлен дедушкой «в люди» — на работу к чужим. Он оказался в магазине модной обуви вместе с братом Сашей. Тот пользовался своим старшинством, чтобы лишний раз унизить. Алеша вставал рано, чистил платье и обувь у всех, приносил дрова, ставил самовар.
В магазине он подметал пол, готовил чай, ходил домой за обедом, но главной обязанностью его было встречать покупателей. Он не хотел стоять с приклеенной улыбкой, как приказчики, и Саша твердил, что его за это «погонят».
Алеша недолюбливал кухарку, «странную бабу», но после ее неожиданной смерти сблизился с Сашей, который боялся покойников. Саша показал ему свой сундучок и сводил в «часовню», которую устроил для воробья, задушенного им, чтобы тот стал святым и из его тела получились мощи. Алеша был потрясен и в порыве буйства выбросил все из пещеры и завалил ее, но Саша пригрозил колдовством, которое и началось с утра: во всех сапогах оказались иголки. Алеша уколол палец, и ему стал мерещиться мертвый воробей.
Мальчик решил бежать, но опрокинул судок с горячими щами себе на руки и попал в больницу. Ему было плохо, руки жгло и рвало; хотел написать письмо бабушке, сбежать, но его успокоил знакомый солдат. Он сообщил бабушке, и та утром забрала Алешу домой.
«На дне»
В этой пьесе автор изобразил существование так называемых бывших людей. Герои этой социальной драмы – те, кто по какой-либо причине утратили все. Но, пребывая в жалких условиях, они беспрестанно ведут глубокие философские беседы. Герои пьесы «На дне» – обитатели ночлежки. Они прозябают в нищете материальной и духовной. Каждый из них по каким-либо причинам опустился на социальное дно, откуда возврата нет. И лишь фантазии пришлого странника Луки могут на время зародить в их душах надежду на спасение. Новый обитатель успокаивает каждого, рассказывая небылицы. Философствования его мудры и исполнены глубокого милосердия. Но в них нет правды. А потому и нет спасительной силы.
Жизнь и творчество Горького были ориентированы на стремление показать, что оторванность от людей (а точнее, от народа) не может принести счастья, а может привести лишь к духовному обнищанию.
Возвращение к родственникам
Дела у бабушки и деда, к которым приехал Алексей, шли неважно. Парень стал ловить певчих птиц для последующей продажи
Старики мечтают, чтобы Алеша выбился в люди. Герою кажется, что наиболее привилегированное место в обществе занимают солдаты и казаки. Он бегает вместе с ними на учения. Однажды бойцы подсунули мальчику сигарету, из-за которой он получил серьезный ожог, что подорвало его веру в добропорядочность людей, несущих службу.
Позже главный герой стал свидетелем сцены, как изрядно подвыпивший казак надругался над беззащитной женщиной. Алеша с ужасом представил, что такое могло произойти и с его матерью.
С наступлением холодов мальчика снова отвезли к Матрене. Он часто ходит стирать белье вместе с болтливыми прачками, которые первое время подшучивали над хозяйственным малым, но затем привыкли к нему и даже стали делиться секретами и свежими новостями.
В одну из квартир поселились закройщик и его скромная жена, днями напролет читавшая книги. Офицеры, жившие в этом же доме, решили разыграть тихоню, отправив ей любовное послание. Алешу возмутил их поступок, поэтому он рассказал женщине правду, после чего между ними завязалась дружба.
Однажды хозяйский сын случайно вылил воду из находившегося в печи самовара, что привело к его расплавлению. За эту оплошность пришлось нести ответственность Алексею. Матрена избила мальчика, а затем его отвезли в больницу. Врачи настаивали, чтобы парень написал заявление о побоях, однако он решает не связываться с органами правопорядка, за что ему разрешают читать книги, полученные от закройщицы.
Соседями Алешки становятся красивая молодая дама с дочерью и старухой-матерью. Женщина была настолько хороша собой, что мальчик, восхищенный ее внешностью, невольно сравнивает новую соседку с героиней приключенческих романов. Королева Марго, как называет ее влюбленный Алексей, благодарит юношу за то, что он присматривает за ее пятилетней дочкой.
Встреча с матерью
Варвара появилась в доме Кашириных неожиданно. Алеша сразу заметил, что она изменилась, но по-прежнему не похожа на братьев и отца. И опять подумал: долго здесь не проживет. Мать стала учить сына читать и даже решила заняться его воспитанием. Но за время, проведенное вдалеке друг от друга, они перестали понимать друг друга. Мальчика угнетали и постоянные ссоры деда и матери, тем более что Варвара не собиралась меняться в угоду кому-либо. И все-таки она переломила Каширина. После отказа выйти замуж за старого часовщика, которого присмотрел дед, Варвара практически стала хозяйкой в доме, – продолжает Максим Горький «Детство». Главы, посвященные матери героя, знакомят с тем, как она против воли отца вышла за совсем не похожего на ее семью Максима. Как молодые приходили кланяться старику-Каширину, но отказались жить в его доме, чем вызвали новый гнев старика. Как невзлюбили мужа сестры Михаил и Яков, мечтавшие отхватить ее долю в наследстве. Как, наконец, Пешковы уехали в Астрахань, где зажили дружно и счастливо.
И хотя мать вызывала в Алеше всегда только теплые чувства, она так и не стала для сына человеком, который помогал ему побороть первые жизненные невзгоды, выстоять перед ударами судьбы.
О чем рассказ?
В воробьином гнезде подрастает маленький птенчик. Зовут его Пудик. Пока он еще желторотый и не умеет летать, но очень любопытен. Ему хочется узнать, что такое этот окружающий его мир, и какие они — существа, населяющие его?
Сидит он в гнезде, которое его мама и папа устроили над окошком бани, за наличником. Натащили пакли и всего, что нашли мягкого — вот и дом. Сидит себе Воробьишко, рассматривает мир и крылышками потряхивает. Папа охотится и приносит маленькому сыну букашек, а мама сторожит Пудика: «Смотри, не упади!»
Воробьишко обо всем имеет собственное мнение, думает, что уже знает все на свете. Например, ему хорошо известно, откуда берется ветер (он дует, потому что качаются деревья), что люди — существа бескрылые, а бескрылым быть нельзя — ведь в воздухе лучше, чем на земле.
Мама-воробьиха поучает его, но Пудик не особенно ее слушает. Целыми днями он, пристроившись на краю гнезда, песенку поет:
Хоть и очень ты велик,
А я маленький совсем,
Не слушать маму с папой очень вредно, но Пудик этого не понимает. Потому он чуть и не пострадал.
Отметим в кратком содержании «Воробьишки» Горького то, с чего начинается сама история: сидел он однажды, как обычно, на самом краю, да и свалился вниз. А тут и кошка подбежала: страшная, рыжая, с зелеными глазами. Только нацелилась цапнуть птенчика, как сверху кинулась на нее отважная мама-воробьиха. Перья вздыбила, клюв нацелила прямо в глаз кошки:
— Лети, — кричит, — Пудик, прочь! Скорей!
Перепугался воробьишко, подпрыгнул и взлетел! Сел на краю окна, а рядом уже мама-воробьиха. Вернулась живая, но бесхвостая. Клюнула сыночка за непослушание, но тому хоть бы что, как с гуся вода, говорит: «Ну и что ж, всему сразу не научишься!»
Внизу на земле сидит кошка, на перья грустно смотрит: не досталось ей воробушка. И мамин хвост Пудику жалко. Но главное, что все хорошо закончилось.
И вот каким может быть краткое содержание «Воробьишки» Горького для читательского дневника:
«Рассказ о том, как один неразумный, еще не умеющий летать птенец воробья вывалился из гнезда и чуть не попал в лапы кошки. Но благодаря защите мамы спасся».
XVI.
Торговые ряды все время затапливало, и каждый год строили новые лавки. Алеша возил на лодке хозяина, в свободное время много читал. Хозяин рассказывал о первой любви очень печально, без хвастовства. А Алеша, влюбившись в барышню Птицыну, хотел покатать на доске по пруду, но доска перевернулась, и зеленая тина пруда уничтожила красоту барышни.
Хозяину стал помогать отчим Максимов. Он был болен, но много ел, и хозяев это раздражало, ведь он обречен. С Алешей разговаривал на «вы». Не верил в Бога и перед смертью не разрешил привести священника. Посоветовал Алеше учиться в школе. В больнице у кровати отчима увидел плачущую девушку, но на похороны не пришел и больше ее не видел.
Главные герои
В произведение Горького несколько главных действующих лиц.
Вот краткое описание каждого персонажа:
- Макар Чудра — главный герой рассказа, пожилой цыган со свободолюбивым и независимым характером, он кочует со своим табором по всей земле. Это крепкий, сильный и волевой мужчина, он не страшится непогоды, поэтому не прячется от ветра, снега и дождя. Он не представляет своей жизни без свободы и вольной цыганской жизни, он много видел, многое знает. Любит философствовать, рассказывать истории и легенды о своей нации. Он и поведал рассказчику историю о любви двух молодых цыган.
- Лойко Зобар — известный на всю округу красавец. Главной страстью его жизни являются лошади, именно поэтому он славится в своих кругах как лучший конокрад. Хозяева конских табунов давно желают расправиться с молодым цыганом, но поймать его не удается никому. Он также сильно любит свободу и вольную жизнь, ему нравится скакать на рысаке по бескрайним просторам, полям и степям. Зобар — прекрасный музыкант, он виртуозно играет на скрипке, его талант впечатляет соплеменников. Он всей душой любит молодую цыганку, но эта любовь привела его к гибели.
- Радда — молодая цыганка с гордым и непокорным характером, ее красота покорила многих мужчин, но она никому не отвечает взаимностью. Красавица своенравна, поэтому она не желает склонять головы перед простыми цыганами, так как считает, что достойна большего и лучшего. Девушка с усмешкой и издевкой относится к своим воздыхателям, оставаясь вольной птицей. Эта же участь коснулась и Лойко: она любит его, но не может изменить собственным принципам. Дерзкий Зобар в результате убивает Радду.
Бабушкины сказки
В отзывах о повести «Детство» Горького читатели с переживанием описывают период пребывания Алеши в дедовском доме. Отношения между героями становились все хуже, автор ярко это описывает. Жилось тяжело, и маленького Алешу спасали только бабушкины сказки. Акулина Ивановна была выдающейся женщиной. В жизни она боялась только тараканов. А когда загорелась мастерская, вывела из объятой пламенем конюшни жеребца.
Чуть проще стало весной, когда дядья стали жить отдельно от них. В отзывах о «Детстве» М
Горького читатели и критики уделяют внимание тому, насколько непросто складывалась жизнь главного героя в дальнейшем. Например, из-за того, что дед купил большой дом, на первом этаже которого располагался кабак, и большинство комнат он сдавал, Алеше с бабушкой пришлось жить в комнатке на чердаке
Акулина Ивановна была любима и уважаема многими. К ней часто обращались за советом. Например, она знала множество рецептов лекарств из трав. Судьба ее сложилась непросто. Мать Акулины «обидел» барин. Она выбросилась из окна, выжила, но осталась инвалидом. Девочке с ранних лет пришлось просить милостыню. Со временем мать Акулины Ивановны, умелая мастерица, научила дочку вышиванию.
Описание персонажей
Основные персонажи «Детства» — семейство Кашириных. Их образы в произведении так сильно отличаются, что трудно представить, как они могут вместе ужиться в доме. Характеристика героев:
- Мать Горького, Варвара. Вышла замуж без согласия отца. Брак был счастливый, но муж скончался, и она вернулась домой. Дед жесткий человек, он пытается выдать дочку замуж по расчету. Женщина хочет устроить свою жизнь самостоятельно. Но у нее это получается неудачно, уже беременную девушку избил новый муж. Женщина сыном почти не занимается, она передает его бабушке.
- Василий Каширин. Дед Алексея. Очень жестокий человек, тиранит всю семью. Одержим жадностью, она к завершению произведения достигла таких размеров, что дед продает все имущество супруги, ходит по соседям и попрошайничает. Жесток к своим детям, постоянно порет их за любую провинность.
- Алексей Пешков. Это автобиографический образ Максима Горького, его глазами читатель может видеть все события, которые описываются в повести. Вначале он изображается простым добрым мальчиком, но пережив лишения и разочарование в матери, быстро взрослеет, дерется с другими подростками и ранит отчима ножом. Жестокость оставила большую рану в его сердце, но это закалило его характер, помогло преодолеть жизненные сложности, кончину матери и выйти «в люди».
- Акулина Ивановна. Бабушка Алексея. Добродушная и ласковая женщина, любит табак и водку. Невзирая на все испытания, смогла сохранить жизнерадостность. Никогда не жалуется. Стала отрадой для внука, лучиком света в его темном царстве.
- Дяди Алексея — злые, скупые и эгоистичные мужики, привыкшие к строгости отца и ставшие такими же. Алкоголизм, ругань, лицемерие — это их краткое описание.
- Иван Цыганок. Сиротка, работающий у Кашириных, чтобы прожить. Веселый, искренний и добродушный юноша, его часто наказывают, но он не отчаивается. Он по-дружески относится к Алексею. Но Иван умирает во время переноса тяжестей, он был ими придавлен и скончался в мучениях.
Глава 2
Жизнь семьи наполнена атмосферой взаимной вражды. Дядя Михайло и дядя Яков требуют у своего отца раздела имущества и не могут решить, кто должен открыть мастерскую в городе, а кто — в слободе. Из-за этого в доме постоянно случаются ссоры. Ухудшают ситуацию и традиционные субботние порки. Всех, кто провинился за неделю, Василий Васильевич наказывает розгами.
Например, однажды Дядя Михаил решил пошутить над полуслепым рабочим в мастерской — Григорием. Он попросил 9-летнего племянника накалить наперсток на огне и подсунуть Григорию. Но в этот момент вошел дед Василий и сунул палец в заготовленный наперсток. Естественно, Михаил тут же свалил вину на Сашку — сына Якова. Теперь ребенка ожидало суровое наказание.
Досталось и Алексею, он по глупости испортил ткань из мастерской, за что дед, войдя в кураж, очень сильно его выпорол. Мальчик несколько дней после этого лежит на животе, отходя от наказания, к нему по очереди приходят родственники, чаще всего бабушка. В конце приходит и дед, который долго сидит с ним и рассказывает истории, парень начинает лучше относится к деду. Последним приходит цыганок, один из жильцов дома, который подставлял руку под розгу, пытаясь облегчить Олеше наказание, учит парня хитрить во время порки.
Основная идея
Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены этой светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.
Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:
герои рассказа «старуха изергиль» | характеристика |
ларра | сын орла. красив, силён, ловок, умён и горделив. в людях видит лишь свои игрушки. его жестокость и эгоизм проявляются тогда, когда он попытался силой взять девушку, а потом убил ее за отказ. на вопросы старейшины он отвечал без всякого уважения и раскаяния. он настолько любил себя и высокомерно терпел остальных, что даже не осознал своей вины. не являясь ни орлом, ни человеком, обречён на вечное одиночество, которое превращается в самое страшное наказание для него. |
старуха изергиль |
старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной. |
данко | юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии. |
образ повествователя | это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение. |
люди в рассказе |
общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности. |
Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне»
«Хозяевами» в пьесе Горького «На дне» можно считать Костылева и его жену, «бой — бабу» Василису. Знакомство читателей и зрителей с хозяином ночлежки Костылевым начинается в первом акте драмы. Он разыскивает свою жену Василису. Она встречается с Васькой Пеплом. Костылеву прекрасно об этом известно, но есть одно «но».
Он, при всей своей грубости и бесчеловечности, труслив. Другой мужчина давно бы, раз и навсегда, покончил с этой унизительной для всякого мужа ситуацией, поставил бы на место любовника своей супруги. Но вот
парадокс: Костылев боится застать их вместе. И не потому, что ему будет больно увидеть любимую в объятиях другого , а оттого, что ему придется драться с оскорбителем. Но Костылев боится отчаянного Ваську.
Вот он и делает вид, что ему ничего неизвестно о любовной связи жены. Ярко иллюстрирует трусливость этого человека такой эпизод: Пепел встряхивает Костылева, разгневавшись, что он потревожил его покой. И что же Костылев? Он напоминает перепуганного зайчонка: «Да… мне — ничего…я уйду…» Костылева в ночлежке ненавидят.
Да к нему и нельзя относиться по-другому. Он хитер, жаден, а свою жадность прикрывает
высокими словами о доброте. Смысл его слов сводится к тому, что доброта превыше всех благ, поэтому он, как хороший человек, не может равнять доброту с деньгами. Доброта — одно дело, денежный долг — другое: «Разве доброту сердца можно с деньгами равнять?» Костылев — человек набожный.
Но, как мне показалось, не из любви к Богу, а опять — таки из чувства страха, страха перед тем, что Бог его покарает. Так, беря полтинник с Клеща, он подчеркивает, что на эти деньги он маслице в лампадку купит, то есть употребит их на Бога, не для своих нужд: «А я на тебя полтинку накину, — маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…И на меня жертва пойдет, и воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». Костылев говорит о любви к ближнему: «А я вас всех люблю…Я понимаю, братия вы моя ненаглядная, никудышная, пропащая…». Какие высокие слова, какие красивые, но грош им цена! Он чем-то напоминает Иудушку Головлева, героя Салтыкова-Щедрина…
Костылев по отношению к людям — лютый зверь. Над младшей сестрой своей жены, двадцатилетней Наташей, он в открытую измывается: заставляет прислуживать себе, словно она крепостная, унижает словами «нищая», «дармоедка», «свинья»… И попрекает каждым куском хлеба.
Костылев за копейку продаст человека…Копейка — это как бы красная цена Костылеву-человеку, точнее — его человечности. Жене Костылева, Василисе, двадцать шесть лет. Она очень молода, муж вдвое старше ее. Василиса появляется в ночлежке с руганью и бранью в адрес обитателей. Но мне показалось, что эта суровая, грубая женщина на самом деле очень несчастна.
В семейной жизни она глубоко несчастливая. «Он в меня, как клоп, впился, четыре года сосет!» — говорит она о супруге. Конечно, эта неудавшаяся женская судьба привела к желанию найти душевное тепло на стороне. Так и появился в ее жизни Васька Пепел. Но и этот человек счастья ей не принес.
Он предпочел чистую, честную Наташу… Да и Василиса не то чтобы любила Ваську, она любила в нем скорее свою надежду. С Васькой Василиса связывала свою надежду выбраться из опостылевшего ей омута, освободиться от ненавистного мужа: » И, может, я не тебя, Вася, любила…а надежду мою, думу эту любила в тебе… Понимаешь? Ждала я, что вытащишь ты меня…».
Желание Василисы вырваться из грязного мира, стремление уйти оттуда, где царят разврат, не смолкает ругань, нельзя осуждать. Но она не мечтает о чем-то высоком, как, например, тот же Васька, ее мечты пошлые, приземленные… Женщина — олицетворение женственности, красоты, любви, семейного уюта, материнства…Но только не Василиса.
Она мечтает о том, чтобы убить ненавистного супруга не столько ради освобождения от унижений и побоев Костылева. Немалую роль в принятии этого решения сыграли деньги, которыми владеет супруг. Эта хладнокровная женщина подговаривает любовника на убийство.
Она калечит собственную сестру, обварив ей кипятком ноги. Нет, Василиса не любит Ваську, но задето ее самолюбие. И какую меткую характеристику дал ей Васька Пепел: «…души в тебе нет, баба…В женщине — душа должна быть…Мы — звери… нам надо…надо нас — приучать…» И вот Васька убил Костылева.
И эта страшная женщина кричит: «Убили! Мужа моего…вот кто убил! Васька убил! Я — видела!
Голубчики — я видела! Что — Вася? Полиция!». Василиса хочет вырваться со дна жизни, завладев деньгами мужа, и жить на них безбедно. Но ведь это грязные деньги, нажитые на страданиях обездоленных людей…
Таковы хозяева в пьесе «На дне»: грубые, жестокие, бесчеловечные…
X.
В доме поселилась молодая женщина с дочерью и старухой-матерью. Дама была красива, и Алеша невольно сравнивал ее с героинями исторических романов. Ее постоянно окружали мужчины.
Алеша подружился с дочкой: она засыпала на руках, когда он рассказывал сказку. Мать девочки хотела что-нибудь подарить, но отказался. Тогда она стала давать ему книги. Познакомила со сказками и поэмами Пушкина, стихами русских поэтов, и Алеша понял, что поэзия богаче прозы в выражении чувств.
Свои чувства к молодой даме он выразить не мог. Мальчик называл ее про себя Королева Марго. Она жила в облаке вражды к ней, но Алеша был уверен, что те пошлости, которые говорят о любви, ее не касаются. Однажды застал ее с мужчиной и несколько дней чувствовал себя потерянным. Спасли книги.
Перед Троицей вспухли веки, и все испугались, что Алеша ослепнет. Веки прорезали изнутри, он лежал с повязкой и думал, как страшно потерять зрение. Потом его зря обвинили в краже денег у солдата, и ему так и не пришлось больше увидеться с Королевой Марго.
XV.
В день именин Алеше подарили икону с образом Алексия. Но уже сразу настроение было испорчено очередной стычкой с приказчиком. Он постоянно издевался над мальчиком, давал ему грязную работу, подкидывал серебряные деньги, чтобы поймать на воровстве, и унижал в глазах остальных. О малейшей провинности докладывал хозяину.
Поддержки от деда не было, бабушка все время работала, а при редких встречах убеждала терпеть. Но Алеше не давалось терпение, он с ужасом думал, что так и будет барахтаться в какой-то грязной каше.
Он решил уехать в Астрахань и оттуда сбежать в Персию. Встретил бывшего хозяина Василия, племянника бабушки. Тот позвал к себе. В мастерской весть об уходе восприняли с грустью, особенно Павел. А хозяйка спьяну заявила, что если бы он не ушел – его бы выгнали.
Род, направление, жанр
Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение
Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца
До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты.
- Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми.
- В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом.
- Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.
Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма. По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить. Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.
Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.
Темы и проблематика
Максим Горький раскрывает несколько ключевых тем и поднимает проблемы, актуальные во все времена. Это и есть вечные ценности, по поводу которых спорят философы на протяжении многих веков. Глубина рассказа — главный критерий, позволяющий отнести его к классическим произведениям. Темы, раскрытые в произведении «Макар Чудра»:
- Смысл жизни. Повествование заставляет задуматься о вещах, которые по-настоящему важны. На примере цыган рассказчик доносит до слушателя свою точку зрения, а последний проникается этими убеждениями настолько, что в конце ему представляется, как сама природа воспевает свободу.
- Любовь. По мнению автора, это прекрасное чувство стоит того, чтобы за него умереть. Когда любовь и свободолюбие вступают в противоречие, наступает конфликт, и разрешить его может только смерть.
- Природа. В «Макаре…» она показана разной. Перепаханное поле символизирует рабство, а бескрайняя степь — свободу. Непокорённая природа завораживает красотой, а когда человек пытается подчинить её своей воле, он понемногу теряет силы и умирает.
- Свобода. Высшие ценности для кочевых народов — независимость от материальных благ и возможность беспрепятственно перемещаться по миру, постигая мудрость и наслаждаясь разнообразием пейзажей.
М. Горький предлагает читателю поразмыслить над двумя проблемами. Первая — противостояние рабства и свободы, вторая — невозможность любить. Молодые люди оказались перед неразрешимым выбором. В ситуации, когда гордость и любовь начинают борьбу, ни одно чувство не может победить. И Лойко, и Радда это понимали. Можно сказать, что они сознательно выбрали смерть.
https://youtube.com/watch?v=x19hfo6e3_Q
Образ человека в позднем творчестве
Человек для Горького представлял огромный неисследованный мир. На протяжении всего творческого пути он стремился постигнуть эту величайшую загадку. Духовной и социальной природе человека писатель посвятил поздние произведения. Творчество Максима Горького необходимо рассматривать с учетом времени, в котором он жил. Создавал он свои произведения тогда, когда разрушена была старая система, а новая еще только формировалась. Горький искренне верил в нового человека. В своих книгах он изображал идеал, который, по его убеждению, существовал. Однако позже оказалось, что подобные преобразования не могут происходить без жертв. За бортом остались люди, которые не относились ни к «старым», ни к «новым». Этой социальной проблеме Горький посвятил свои драматические произведения.
Итоги творчества
В начале ХХ века были выпущены многотомные собрания сочинений М.Горького: 22 тома в 1923-24 годах в Берлине (значительная часть редактирована автором). Собрание произведений из 30 томов в 1949-55 годах (включая художественные сочинения, письма и критические статьи).
В эпоху серебряного века (на границе XIX–XX веков) Максим Горький был весьма значимой фигурой советской литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного сопротивления, оплодотворило творческое созидание многих авангардных мастеров слова. Творчество Горького послужило ярким примером для писателей всего земного шара.