Внутренняя политика князя
Исторический портрет правителя представлен в «Повести временны́х лет», византийских договорах и западноевропейских документах. До 34 лет князь Игорь не принимал прямого участия в управлении государством. Он помогал дружинникам в военных походах, упоминался в официальных документах, но все решения принимал Вещий Олег.
Игорь, по мнению большинства историков, был простым военачальником. Он не отличался выдающимся умом, терпением и милосердием. Благодаря своей дерзости и храбрости завоевал доверие в русской армии. Современники князя дали ему прозвище «Старый», которое указывало на принадлежность к роду основателей династии.
Внутренняя и внешняя политика Игоря была направлена на централизацию власти и расширение государственных границ. Новому князю досталась огромная страна, которая простиралась от Ладоги до Киева в длину, и от Мурома до Волыни в ширину. После смерти Вещего Олега, покорённые племена, решили выйти из состава государства.
Для усмирения бунтовщиков Игорь Старый предпринял несколько военных походов. Особенно жестоко он подавлял восстания древлян. Дружинники чинили грабёж, убивали местных жителей. Игорь обложил племя высоким налогом. Дань собиралась с апреля по ноябрь. Население отдавало меха, урожай, мёд, воск. Такая система налогообложения называлась полюдьем. Игорю Рюриковичу платили дань племена:
- древлян,
- дреговичей,
- кривичей,
- радимичей,
- северян.
Мирный договор с Константинополем
В 944 году Игорь Рюрикович вновь собрал войско и флот. На этот раз он нанял не только представителей славянских племён, но и печенегов. Византийский император Роман не стал дожидаться нападения, а отправил послов навстречу Игорю. Князь согласился взять дань и вернулся в свою столицу.
Через год Роман отправил в Киев своих представителей для заключения нового мирного договора. В документе содержались следующие положения:
- Заключался военный союз между Русью и Византией.
- Прописывались принципы торговли.
- Беспошлинная торговля отменялась.
- Русь обязывалась не нападать на Херсонес и земли в устье Днепра.
Византийский император возобновил выплату дани, и торговые отношения между государствами наладились. Игорю удалось существенно расширить границы страны и обезопасить народ от нападений неприятеля.
Основные события и итоги внутренней и внешней политики Игоря в таблице.
Внутренняя политика | Внешняя политика |
---|---|
912 г. — подавление восстания древлян. | 915−920 гг. — борьба с печенегами. |
912−945 гг. — основание города Тмутаракань. | 941 г. — первый поход на Византию. который закончился поражением русской армии. |
945 г. — восстание древлян и убийство князя Игоря. | 944 г. — второй поход в Константинополь и заключение мирного договора. |
Правление Игоря Рюриковича длилось 33 года. В 945 г. он вместе с дружиной собирал полюдье с подвластных племён. Князь, подстрекаемый своими соратниками, решил взять дань с древлян дважды. Жители города Искоростень, которые и без того не любили правителя, взбунтовались. Местный князь Мал и его войско схватили Игоря и его дружинников и приговорили к смертной казни. Рюриковича привязали к верхушкам согнутых деревьев, а затем отпустили стволы. Тело правителя было разорвано на несколько частей.
Так нелепо закончилась жизнь первого наследного князя. Несмотря на множество провалов во внутренней и внешней политике, Игорь Рюрикович внёс большой вклад в развитие государства.
Укрепление княжества Владимирского
Не стоит думать, что Андрей Боголюбский был начисто лишен властных амбиций. Так, основной направленностью многих его реформ стало будущее возвышение Владимирского княжества. Упиралось все в необходимость подчинения своей власти Новгорода и Киева. Когда князь, оказавшийся еще и талантливым политиком, успел решить вопросы с рязанскими князьями, но они проявили себя как его верные союзники, участвуя во всех воинских походах княжества Владимирского. Окрыленный успехом, Андрей Боголюбский начинает прямо вмешиваться во внутреннюю политику независимого Новгорода, требуя от его знати возведения на престол только угодных ему князей.
Когда в 1160 году на престол Новгорода сел Святослав Ростиславич, который был враждебен лично князю Владмирскому, князь Андрей Боголюбский послал горожанам недвусмысленное письмо: «Будь вам ведомо: хочу искать Новгорода добром и лихом». Новгородцы убоялись грозных слов, сразу изгнали Святослава и усадили на княжение Мстислава, который приходился Андрею Боголюбскому родным племянником. Но уже в 1161 году отец Святослава мирится с Андреем, и вместе они снова сажают на княжение в Новгороде изгнанного князя. Неудивительно, что правление Андрея Боголюбского привело к его конфронтации с южными князьями, справедливо усмотревшими в нем прямого конкурента их самостоятельности.
Версия вторая
Еще одна версия гласит, что Рюрик (биография князя практически собрана по крупицам) был сыном дочери Новгородского старейшины Гостомысла Умилы от бодричского князя Годослава. В 808 году датский король Годфрид захватывает его вотчину и казнит отца будущего правителя Руси. Умиле и Рюрику приходится бежать. Возможно, они находят пристанище на землях франка, где живут, пока беглый княжич становится совершеннолетним. К 860 году новгородский князь Гостомысл, находясь при смерти и не имея наследника по мужской линии, призвал к себе своего внука от средней дочери — Рюрика, который к тому времени уже был опытным военачальником.
В русских источниках, в частности, в Ипатьевской летописи и в трудах В. Ключевского, указывается, что Рюрик искони жил в Ладоге, откуда был призван славянами в Новгород. Эта версия противоречит общепринятой, о «призвания варягов из-за моря», так как согласно ей Рюрик — славянин, проживающий в Ладоге и командовавший наемной варяжской дружиной.
Спорные сведения Татищева
Биография Рюрика наиболее полно была отражена в работах В. Н. Татищева, который в исследованиях опирался на так называемую Иоакимовскую летопись. Первоисточник не сохранился, есть лишь частичные записи, сделанные в изложении Татищева. Исследователь утверждал, что рукопись была создана в период патриаршества Иоакима (1674-1690 гг.) в Новгороде и в ней упомянут князь Рюрик.
Биография содержит сведения о начале рода. Праотцом династии, согласно Иоакимовской летописи, был князь Гостомысл, который жил и правил в Великом Граде. Ученые считают, что это может быть Старая Ладога или Велиград. Князь имел четырех сыновей, умерших, не оставив наследников, и трех дочерей. Средняя дочь Умила в браке с финским королем родила сына, названного Рюриком.
Предвидя свою смерть, Гостомысл призвал сыновей Умилы на правление в Русь. К тому моменту Рюрик был женат, а также имел двоих братьев – Трувора и Синеуса. Иоакимовская летопись не является каноническим свидетельством, большинство историков относятся к ней как к справочному документу.
Биография Рюрика и Олега в части родства тоже вызывает множество споров у историков. Согласно исследованиям В. Н. Татищева, Олег был урманским князем, откуда родом была жена Рюрика, и потому являлся шурином русскому князю. Родство подтверждают и другие источники.
Поход на Киев
Когда город был завоеван волынским князем Мстиславом Изяславичем, который имел в союзниках галицких князей и поляков, Боголюбский сразу отправился в поход «одиннадцати князей». Среди них были не только верные Рязанцы, но даже наследники Ростислава Рюрик и Давид, Роман Ростиславич Смоленский, черниговские правители Олег и Игорь Святославичи, а также князь дорогобужский Владимир Андреевич. Говоря современным языком, Андрей создал мощную союзническую коалицию. Сильное и опытное войско с лету взяло Киев (Андрей Боголюбский имел к городу много личных счетов) в 1169 году, причем «град стольный» был разграблен подчистую. Впрочем, киевлянам никто не сочувствовал, так как незадолго до того с ними в очередной раз возникла новая церковная конфронтация. Дело в том, что митрополит Константин II наложил запрет на служения киево-печорского игумена Поликарпа, который поддержал Андрея в достопамятном «постовом» споре. После завоевания Киева на его престол был посажен младший брат Андрея Глеб Юрьевич. В те времена это однозначно указывало на то, что Киев стал подчиненным городом. Таким образом, политика Андрея Боголюбского дала свои плоды.
Интересные факты
В жизни правителя много таинственного. Историкам неизвестна точная дата его рождения. У Татищева указано, что он был убит в возрасте 63 года. День и год смерти зафиксированы точно — 29.06.1174 . Следовательно, великий князь родился в 1111 г. Однако есть предположение, что он был рожден в период с 1120—1125 год. В его пользу свидетельствуют данные антропологических исследований.
Много споров вызывает и внешность князя. В школьных учебниках по истории представлен его скульптурный портрет. Ясно видно, что лицо имеет выраженные монголоидные черты: узкий разрез глаз, зачесанные волосы, выделенные скулы, горделиво приподнятые брови. Однако после исследования мощей, которое провел Институт судебно-медицинской экспертизы, мнение о внешности Боголюбского поменялось. Ученых поразили такие моменты:
- отличная сохранность мощей;
- отсутствие признаков принадлежности к монголоидной расе;
- установлено, что облик князя типичен для европейца.
Источники свидетельствуют, что матерью князя была половчанка. В представлении советских антропологов половцы относились к монголоидам. Согласно современным источникам, это люди с голубыми глазами и светлыми волосами. Следовательно, скульптура Михаила Герасимова — результат ошибочного представления историков о половцах.
Удивление ученых вызвала сильная скрученность плечевых костей Андрея, что свидетельствовало о колоссальных физических нагрузках. Есть информация, что он с малых лет воспитывался как воин, и в 3 года хорошо управлял конем. По данным ученых-антропологов, Боголюбский владел особой тактикой боя, несвойственной русским воинам.
Где же обучался великий князь технике сражения? Ученые выяснили, что до 1148 года его имя практически не упоминается в летописях. К тому времени ему исполнилось немало лет, а о жизни в юные годы ничего не известно. В одном из старообрядческих житий Андрея сказано, что многие годы князь пребывал в Иерусалиме. На святой земле он проводил время в постах и молитвах. Вероятно, что в Иерусалиме он встретил воинов, у которых научился боевому искусству.
Князь владел шестью языками и вел активную переписку с Фридрихом Барбароссой (полководцем, рыцарем, императором священной Римской империи). Его родословная включает все правящие династии эпохи. На четверть грек и англосакс, он навсегда сохранил преданность Залесским землям (Владимиро-Суздальскому краю).
Ученые говорят о правителе как об опытном стратеге, архитекторы — как о выдающемся проектировщике музыканты — как о ценителе прекрасного. Церковь чтит его как святого, трагически закончившего жизненный путь. Все без исключения признают в нем одаренную личность, патриота, деятельность которого помогла создать из Владимира центр православной культуры.
Краткая характеристика внешней и внутренней политики
Предметно говорить о конкретных направлениях политики Рюрика невозможно ввиду слишком малого количества дошедших до нас сведений, к тому же часть из них противоречат друг другу. Как и для прочих основателей правящих династий, Рюрику было необходимо удержать собственную власть, создать условия для комфортной передачи своих прав на княжение и по возможности расширить границы владений.
Удержание власти и распространение влияния на соседние города
Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго в 864 году вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь.
По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель, прежде всего за счёт перехода под его управление Изборска и Белозерска, когда в 865 году Синеус и Трувор умерли. Летописи указывают, что Рюрик, сам находясь в Новгороде, своим соратникам начал раздавать в управление города Полоцк, Ростов, Муром — варяжский князь внимательно следил как за собственными владениями, так и за близлежащими территориями, не позволяя перехватить управление конкурентам и раздвигая, по возможности, границы зарождающегося государства.
Рюрик и его отношения с Аскольдом и Диром
Относительно взаимодействия между князем Рюриком, Аскольдом и Диром летописи не согласуются между собой. Повесть Временных Лет утверждает, что Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика («И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина»), отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. В то же время в «Повести…» говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян:
При этом следует помнить, что Повесть Временных Лет, согласно записям в ней же, подвергалась неоднократным правкам во время правления Владимира Мономаха, принадлежащего к роду Рюриковичей и имеющего непосредственную заинтересованность в подтверждение изначально новгородской династии на владение Киевом.
Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра.
Примечательно, что при этом в Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.
В Псковской 2-й летописи (XV век) сказано:
— т.е. Аскольд и Дир не связываются с Рюриком никак, кроме того факта, что они тоже были варягами.
В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, походах Аскольда на полочан и кривичей в 865 году (т.е. на территорию Полоцка, где Рюрик посадил своих наместников). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.
В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хронику, в которой содержалось упоминание о походе русов и называлась точная дата — 18 июня 860, что либо ставит под вопрос точность датировок ПВЛ, либо правдивость приводимых в ней сведений по данному событию.
Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша(не исключалось, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева.
Это интересно: С какой целью проводилась коллективизация?
Родоначальники
Первый момент, более подробную генеалогию князей Древней Руси мы давали здесь. Второй момент. Я в этой статье не смогу разобрать прямо всех представителей этой династии по понятным причинам.
Всю Древнюю Русь, включая деятельность князей, я разобрал с своем бесплатном курсе «Древняя Русь: подготовка к ЕГЭ по истории». Теперь кратко о двух первых родоначальниках этой династии.
Рюрик
Первым представителем династии был легендарный, хотя в прочем вполне реальный Рюрик — варяг из Скандинавии. В начале 2000-х году нашли его курган. Известен он по Повести временных лет, в которой черным по белому написано, что он дескать пришел править в Новгород с двумя братьями — Синеусом и Трувором.
В дальнейшем историки и лингвисты обнаружили, что Синеус — означает «свой род», а Трувор — «верная дружина». Известный историк Игорь Данилевский затем проведет связь между этой красивой легендой с библейской легендой о трех братьях, и укажет, что Нестор-летописей имея религиозное и библейское мировоззрение просто не мог поступить иначе.
Собственно, больше историки о Рюрике ничего не знают.
Князь Олег
Верным дружинником, а вернее конунгом Рюрика был воин Олег, который стал регентом при малолетнем Ингваре (Игоре). Он известен тем, что в 882 году объединил Киев и Новгород, чем создал предпосылки для образования государства на Руси. Уверен, что вам в школе твердили, что Олег сделал это, чтобы создать государство….
На самом же деле он хотел себе гарантировать безопасность торгового пути «Из варяг в греки». Поскольку когда ты сплавляешь товары по Днепру (а торговали тогда с Византией), ты не можешь гарантировать, что их не расхитят местные племена.
Кроме того, Олег совершил два похода на Византию.
При князе Владимире Святом произошла христианизация Руси, которая более детально разобрана здесь и здесь. При Ярославе Мудром была принята Русская Правда.
В дальнейшем будет масса князей и междоусобиц. Я далее прилагаю найденные мной на просторах Интернета инфографику по всем представителям династии Рюриковичей. Вы увидите как их древо (генеалогию), так и ключевые события их правления.
Итак поехали
Рюриковичи были не единственными князьями на Руси
История домоногольской Руси современному человеку видится в несколько «рюрикоцентричной» перспективе, на самом же деле ближайшие потомки мифического Рюрика — далеко не единственная семья, которая некогда претендовала на то, чтобы стать династией на Руси.
Олав II Святой. Фрагмент фрески церкви Тусе. Зеландия, Дания. XV век
Четыре короля на Руси
Скандинавы и после Рюрика были частыми гостями на Руси. Приезжали не только будущие жены князей, их окружение, купцы и наемники, но и короли, которые скрывались при дворе Рюриковичей от гражданских смут и неурядиц у себя в стране. По меньшей мере четыре норвежских правителя побывали на Руси до или во время своего правления (Олав Трюггвасон, Олав Харальдссон, Харальд Сигурдссон и Магнус Олавссон). Один из них — Олав Толстый, сын Харальда Гренландца, — стал святым и пользовался особым почитанием на Руси.
О князях домонгольской Руси известно прежде всего из летописей и других письменных источников, но летописи порой не лишены известной тенденциозности. У их составителей было вполне объяснимое желание, например, выделить, сделать доминирующей лишь одну ветвь из всей огромной семьи Рюриковичей — с определенного момента вполне заметно, скажем, что Мономашичи изображаются куда более положительно, чем другие ветви рода, будь то полоцкие князья или князья черниговские. В каком-то смысле сходная тенденция просматривается и в отношении династии Рюриковичей как таковой, дело излагается так, будто Рюриковичи — это с самого начала единственная правящая семья на Руси.
Тем не менее, согласно обрывочным, разрозненным и весьма лаконичным свидетельствам, на Руси были и другие князья. Основываясь на летописном рассказе, мы можем утверждать, например, что Полоцком в Х веке правил некий человек «из заморья» по имени Рогволод, судя по всему — варяг, поскольку его имя явно северного происхождения, из скандинавского Ragnvaldr. В летописи он именуется князем, и нам известно, что тогда еще язычник Владимир Святославич сватался за его дочь, а значит, скорее всего, они не состояли в прямом родстве. Неслучайно первое, что делает Владимир, насильно овладев Рогнедой и взяв ее в жены, — он истребляет всю ее семью, то есть, говоря современным языком, полностью устраняет конкурирующую организацию.
Варяги Аскольд (Höskuldr) и Дир (Dýri) княжат в Киеве, но изгоняются Олегом Вещим, опекавшим малолетнего Игоря Рюриковича, именно на том основании, что они не принадлежат к княжескому роду. После умерщвления Аскольда и Дира сам Олег, претендовавший на княжеское происхождение, хотя он не был, по-видимому, связан тесными родовыми узами с Рюриком, садится правителем в Киеве. В договорах Руси с греками 945 года наряду с Игорем Рюриковичем, княгиней Ольгой и таинственной правительницей со славянским именем П(е)редслава упоминается и загадочное «всякое княжьё», причем речь, по-видимому, идет отнюдь не о Рюриковичах, а о неких представителях других властных родов — упомянуты их послы, которые должны были договариваться с греками о мире и условиях торговли примерно на тех же основаниях, что послы Рюриковичей.
Объясняется ли скупость источников на сей счет тем, что Рюриковичи были крайне суровы со своими конкурентами и много пеклись, так сказать, о выравнивании династической ситуации на Руси? В точности мы этого не знаем, но от князя древлян, сватавшегося к княгине Ольге, в конечном итоге осталось в источниках только имя — Мал. Как известно, правительница жестоко отомстила за убийство своего мужа, князя Игоря, уничтожив практически всю древлянскую верхушку. К концу X века мы застаем Рюриковичей в качестве единственной полноправной династии, не имеющих себе равных, а следовательно, и находящихся в каком-то смысле вне конкуренции.
Византийский флот отражает нападение Руси на Константинополь в 941 году. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы. XII–XIII века
Потомки Андрея Боголюбского
В 1148 году отец женил Андрея на Улите, дочери казенного боярина Степана Кучки. Она славилась красотой и родила мужу пятерых детей. История сохранила их имена:
- Изяслав. Участвовал в походе на Волжскую Булгарию, умер в 1165 г. Женат не был, детей не оставил.
- Мстислав. Участник многих военных походов, умер в 1173 году. Имел сына Василия (1171 г. р.), судьба которого неизвестна.
- Юрий Андреевич Боголюбский. В 1185—1189 гг. — муж царицы Тамары, с которой связан золотой век в истории Грузии. Умер около 1190 г.
- Ростислава. Супруга последнего представителя ветви черниговских Давыдовичей — Святослава Владимировича. Сведения о потомках отсутствуют.
- Глеб Владимирский. Святой, по летописям неизвестен. Согласно более поздним источникам, с 12 лет читал духовную литературу и общался с монахами. Умер в двадцатилетнем возрасте незадолго до гибели отца.
Супруга Боголюбского относилась к роду Кучковичей, и историков участвовала в коварном заговоре против супруга. За это она была казнена. Однако существует версия, что в коварном убийстве принимала участие вторая жена (осетинка, родом из Яз), и казнили именно ее.
На схеме-таблице показано происхождение князя:
Главные события правления Рюрика
- 862 год – начало Новгородского княжения. Согласно летописям, восточные славяне жили родами, время от времени собираясь по важным вопросам на вече. Они вели оседлый образ жизни, иногда воевали с финно-угорскими и скандинавскими племенами за территорию, платили им дань. В местах пересечения водных путей существовали центры торговли — города Чернигов, Новгород, Ростов, Смоленск. Отказавшись платить дань варягам, племена славян погрязли в междоусобных войнах. Поэтому возникла необходимость в едином правителе. Им стал князь Рюрик. Сначала он поселился в Старой Ладоге, но в 862 году перебрался княжить в Новгород.
- 862 год – постройка Староладожской крепости. В месте впадения реки Ладожки в Волхов Рюрик отстроил деревянную крепость, которая служила местом базирования его войска. Она играла роль пограничного укрепления для защиты русских земель от вторжения непрошенных гостей со стороны Балтийского моря. Позднее на месте деревянной построили каменную крепость, которая сохранилась до наших дней.
- 863 год – изобретение славянской письменности. Братья Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит и славянский литературный язык. Азбука имела 2 варианта: глаголица и кириллица. Мефодий перевел большинство христианских книг, написанных латынью, на славянский язык. Христианство стало главной религией славянских народов.
- 864 год – восстание новгородцев. В Никоновской летописи есть упоминание о том, что Рюрик силой захватил власть в Новгороде, убив местного князя и старейшин. Среди новгородской элиты были люди недовольные его правлением. Это вылилось в восстание, которое возглавил местный князь Вадим Храбрый. Мятеж был жестоко подавлен. Рюрик убил Вадима. Многие знатные новгородцы бежали в Киев.
- 864 год – смерть родных братьев. Согласно «Повести временных лет» Рюрик начал правление совместно со своими братьями Синиусом и Трувором. Синиус княжил над племенем весь на Белоозере, а Трувор – у кривичей в Изборске. Нестор Летописец утверждал, что спустя 2 года после княжения оба брата умерли. Рюрику пришлось взять в свои руки управление их землями. С 862 по 864 годы княжество расширило свои границы. К нему присоединились Муром, Смоленск, Ростов.
- 864 год – захват Киева Аскольдом и Диром. Внешняя политика Рюрика была направлена на захват новых земель. С этой целью он совершает поход на южные земли славян к Киеву. В это время Кий, Щек и Хорив умерли. Поляне не имели своего князя. Поэтому власть в Киеве захватили дружинники князя – Аскольд и Дир. Так описывает события «Повесть временных лет». В «Новгородской первой летописи» упоминается, что Аскольд и Дир не были связаны с Рюриком, а начали княжить в Киеве задолго до прихода последнего к власти.
- 864 год – рождение сына Игоря. Точный год рождения Игоря Рюриковича, будущего князя Киевского, неизвестен. Исторические источники указывают разные даты — 861, 864, 875 годы. Нестор Летописец утверждает, что Рюрик умер, когда Игорь был ещё ребенком. Поэтому он поручил наследника своему родственнику князю Олегу, который правил Новгородом, а затем Киевом до совершеннолетия Игоря. Рюрик имел несколько жён. Однако единственным наследником был Игорь, сын норвежской княжны Ефанды.
- 865 год – поход князя Аскольда на Полоцк. Конфликт между Киевским и Новгородским княжествами возник из-за Полоцка. Стремясь расширить свою власть, контролировать Янтарный торговый путь из Скандинавии в Средиземноморье, Рюрик посадил в Полоцке своего наместника. Этим он вызвал недовольство Аскольда, которые не допускал влияния Новгорода на этой территории. Чем закончился поход Аскольда на Полоцк не известно.
- 866-870 годы – походы Аскольда на Новгородские земли. Противостояние Киевского и Новгородского княжеств продолжалось в 60-е годы IX века. Князь Аскольд периодически совершал набеги на земли новгородцев. В свою очередь Рюрик пытался заключать политические союзы с европейскими племенами против Киева. Мирные соглашения между враждующими княжествами не соблюдались. В 870 году Рюрик разбил армию Аскольда. Более точных исторических данных об этих походах не сохранилось.
- 879 год – смерть князя. Предположительно князь умер в Новгороде, оставив управление государством своему родственнику и дружиннику Олегу, прозванному Вещим, и малолетнем сыну Игорю. Место его захоронения не известно. Существует 3 версии причины смерти: старость; убийство сторонниками Вадима Храброго; смерть в бою у реки Луга.
Средства художественной выразительности
Текст изобилует средствами изобразительной выразительности. Так, метафоры «годы таятся во мгле» рисуют живую картину непредсказуемости человеческой судьбы, а олицетворение «ковши шумят» открывает хлебосольное пиршество, прославляющее величие Руси.
Живые, яркие эпитеты «вдохновенный кудесник», «вещий Олег», «славная глава кургана» помогают лучше проникнуть в образ того или иного героя, отчетливо представить описываемый сюжет.
Антитеза – противопоставление, относится к нескольким эпизодам. Первый из них – противопоставление самих главных героев – уверенного, яркого князя, прославившегося на земле, и малоприметного, скромного кудесника, смиренно исполняющего земной долг прорицателя и знающего гораздо более, чем он привык говорить.
Второй момент, связанный с антитезой – эпизоды начала и конца. В самом начале князь получает печальное известие, которое только таит зловещий намек, и у человека складывается впечатление о возможности избежать печальной участи. В конце же, наоборот, намек перерос в роковую реальность, и читатель убеждается в неизбежности предсказания.
Чтобы наиболее реалистично показать историческую обстановку, Пушкин активно использует старославянизмы и архаизмы. «Песнь», «Перун», «секира», «владыка», «змия» помогают проникнуться атмосферой Древней Руси, соприкоснуться душою с мирочувствием предков, слиться с торжественностью момента.
Правление
Рюрик. Фрагмент картины Ильи Глазунова
Хотя Рюрик и считается первым правителем Руси, не следует забывать, что это легендарная личность, и летописные сведения о его деяниях основаны на устном предании, которые были записаны лишь спустя полтора столетия после его смерти. Понятно, что за это время они могли сильно исказиться, но других источников у летописцев XI века просто не могло быть. Ещё меньше доверия к летописным датам эпохи Рюрика. Многие филологи склоняются к тому, что в первоначальном варианте текста, повествующего о правлении первого князя, никаких дат не было
Они были приписаны задним числом, возможно, в 90-х годах XI века во время составления Начального свода Поэтому, рассуждая о «правлении Рюрика», правильнее говорить не столько о личности первого князя, сколько о самом временном отрезке, занимающим важное место в истории России.
Начало государственности и основание надплеменного органа власти
Тем не менее, изучение этого периода очень важно для понимания исторического пути России. Ведь именно в этот период начинает зарождаться древнерусская государственность, появляются первые крупные (по меркам тех времён) города
Всего за полтора века народы этих земель проходят путь от небольшого племенного союза из неоткуда до крупнейшего и весьма сильного и влиятельного государства Европы — Киевской Руси. И истоки этого поистине грандиозного процесса следует примерно в этом временном отрезке. Конечно, отсюда ещё не следует, что до этого времени на территории будущей Руси царил полнейший вакуум. Конечно, нет. Здесь проживали многочисленные славянские и финно-угорские племена с собственной культурой, религией, ремеслом и вечевой системой управления. Однако между ними не было единства. Собственно, конец племенного периода и становление более высоких, надплеменных систем власти и стало началом древнерусской государственности.
Первая осада Константинополя
В это же время происходят первые засвидетельствованные неудачные походы Руси на Византию, когда русские флотилии появляются под стенами Царьграда, известные по сообщениям патриарха Фотия и древнерусским летописям. И хотя росы, описанные у Патриарха Фотия, скорее всего, ещё не были славянами, а относились к скандинавам (сторонники теории Русского Каганата считают, что росы могли иметь иранское происхождение), именно этот исторический эпизод древнерусские летописцы выбирают за начало отсчёта русской истории.
Биография. Ранние годы
Существуют предположения, что Рюрик появился на свет в 817 году, но многие источники называют 806-й или 807-й. Согласно одной из версий, родным городом Рюрика стал Рерик.
Матерью его была одна из дочерей новгородского князя, а отец происходил из местного княжеского рода. Как видно, мальчика ждала безбедная и достаточно легкая жизнь. Однако в те смутные времена неожиданные повороты в судьбах случались очень часто.
Вскоре после рождения Рюрика город и окружающие земли были захвачены датчанами. Его отца казнили, а мать с малышом на руках сумела сбежать от врагов. В итоге будущий князь лишился всего, на что мог рассчитывать по праву рождения. Это сделало его путь более сложным. Но и датчане обрели в лице будущего воина кровного врага.
Где скрывалась мать Рюрика, неизвестно. Возможно, она отправилась к своим родственникам. Как бы то ни было, но сам Рюрик вновь появился на сцене лишь двадцать лет спустя.