«Песнь о Роланде»: очень краткое содержание
Великий император франков Шарлемань (Карл Великий) ведет многолетний крестовый поход против неверных сарацин и уже покорил все королевства, кроме города, которым правит коварный Марсилий, – Сарагосы.
Марсилий понимает, что в одиночку не устоит против войска Карла, и решает обмануть императора и хитростью оставить у себя город. Послы отправляются к великому императору с обещаниями мира и готовности Марсилия принять христианскую веру, Карлу обещают богатые дары и даже заложников – детей первых лиц Сарагосы.
На совете у императора молодой племянник Карла Роланд, который помог одержать многочисленные победы над маврами и которому император вручил свой меч Дюрандаль, убеждает самодержца не верить словам Марсилия, ведь мавр уже не раз обманывал и предавал. Однако отчим Роланда, Гвенелон, убеждает императора прекратить тяжелый поход и повести уставших франкских воинов домой к любимым семьям.
Карл с тяжелым сердцем прислушивается к доводам Гвенелона и по совету Роланда отправляет его в Сарагосу договариваться с Марсилием. На совете у сарацинского царя Гвенелон решается на предательство и помогает Марсилию спланировать нападение на Роланда.
Роланд с сотней бравых франкских рыцарей остается в арьергарде после отхода Карла Великого в стольный град Ахен. Марсилий ведет войско к ущелью, в котором расположился отряд Роланда, и нападает на франков. В течение жестокого боя соратники императора разбили сарацинское войско, но все полегли на поле сражения.
Вернувшийся слишком поздно Карл вынужден оплакивать смерть своего племянника и верных рыцарей. В ярости он решает отомстить коварному Марсилию. После еще одного трудного сражения с союзниками Сарагосы, Карлу удается захватить город и отомстить за смерть верного наместника и любимого племянника.
Чуть ниже находится иначе изложенное краткое содержание. «Песнь о Роланде» принято делить на три части: короткая завязка, включающая в себя предательство Гвенелона, длинное описание батальных сцен и еще более короткое описание суда над предателем. Однако для более подробного изложения событий пересказ поэмы в этой статье делится на 5 частей.
Изгнание и победы Сида
Родриго Диас де Вивар, прозванный Сидом, из-за клеветы завистников лишился милости короля Кастилии Альфонсо и был изгнан. На сборы ему было дано девять дней, после чего вассалы правителя могли разыскать и убить его. Собрав верных рыцарей и семью, Сид отправился в Бургос. Жители города, опасаясь Альфонсо, отказали ему в пристанище. Только отважный рыцарь Мартин Антолинес примкнул к войску Сида.
У синьора де Бивара не было денег, чтобы прокормить семью и свою дружину. Он пошел на обман и сумел получить у ростовщиков немного золота. Сид оставил жену и дочерей в монастыре Сан-Педро у аббата дона Санчо, который пообещал заботиться о них. Узнав, что Сид отправляется в мавританские земли, к его войску примкнули жаждущие наживы рыцари.
Многочисленной армии под руководством верного Альвара Фаньеса Минайи удалось завоевать лежащий на их пути город Кастехон. Добыча рыцарей оказалась настолько велика, что каждый получил по сто марок. Следующим пал Алькосер. Сид обосновался в городе и совершал набеги на окрестности.
Жители соседних городов боялись бесстрашного рыцаря. Они обратились за помощью к королю Валенсии Тамину. В жестокой схватке Сид обратил королевское войско в бегство. В течение трех лет дружинники совершал набеги. Рыцарь решил покорить Валенсию. Через девять месяцев окруженный город не выдержал осады и сдался.
Известность мистической повести
Эта мистическая повесть была экранизирована в 1909 году, но ни эта ее экранизация, ни последующие две не сохранились. В наше время самой лучшей черно-белой экранизацией является фильм 1967 года, но в 2009 году вышел новый фильм по гоголевскому мистическому произведению. Во многих фильмах, в том числе и зарубежных, использовались отрывки из повести. Чаще всего это киноленты про ведьм.
На сегодняшний день уж по гоголевской мистической и фантастической повести созданы и компьютерные игры. Например, онлайн игра «Аллоды», но полным отражением текста все-таки стала игра Survivors Viy, которая была выпущена в 2013 году.
Часть IV, куплеты со 177-го по 264-й. Месть Карла Великого
Подоспев к ущелью, Карл застает гору тел, среди которых он видит Роланда. Император проливает горькие слезы и клянется отомстить Марсилию. Тем временем союзник Марсилия Эмир Балигант ведет огромное войско с целью изгнать Карла из Германии. Придя в Сарагосу, Балигант застает город в панике и в ожидании непременной расправы. Эмир обещает вернуть земли Испании следователям закона Магомета и готовит свое войско к бою.
Карл Великий держит речь перед своей армией. Он уверяет солдат, что они борются за правое дело и просит их поддержать своего императора и отомстить за жестокую смерть верных и храбрых товарищей. Армия франков подходит к Сарагосе, где видит знамена Магомета и полчища мавров. Карл вновь ободряет солдат и готовит их к бою.
Сражение между армиями Карла и Балиганта тяжелое и продолжительное. Оба войска дерутся с равной храбростью и желанием победить. Балигант, будучи славным и честным воином, слышит военный крик Карла и идет ему навстречу. В честном поединке встречается эмир с императором Франции – оба воина сильны и опытны, оба сражаются с одинаковым мастерством и наносят друг другу ряд сильных ударов, однако вмешательство архангела Гавриила сопутствует победе Карла.
Увидев падение своего эмира, мусульманское войско бежит с поля боя, и франки входят в Сарагосу. Заслышав трубы французов, Марсилий падает замертво.
Сюжет поэмы «Песнь о Роланде» за 3 минуты
Семь лет французский король Карл вместе со своей многотысячной армией пытался завоевать Испанию. Много городов и крепостей было захвачено. Оставшихся в живых сарацин обращали в христианскую веру. Осталась свободной только Сарагоса, где правил царь Марсилий. Карл Великий, так называли своего короля французы, не знал, как поступить с этим городом.
В это время царь сарацин Марсилий собрал большой военный совет. Храбрый мавр Бланкандрен посоветовал отправить к Карлу десять послов и богатые подарки, чтобы задобрить французского повелителя. Также передать ему, что сарацины согласны принять христианство. Уверить его, что в день святого Михаила царь Марсилий прибудет в столицу Франции Ахен и поклянётся Карлу Великому в своей верности. Всё это необходимо сделать для того, чтобы французская армия вернулась домой, а не продолжила свой поход.
Карл Великий встретил послов и внимательно выслушал их. Потом приказал своим храбрым полководцам собраться в саду на совет. Он прекрасно понимал, что армия измучена. На совете большинство полководцев отмалчивалось. Только молодой граф Роланд советовал не верить Марсилию, а вести французские полки в Сарагосу. Отчим Роланда предложил отправить в Сарагосу посла. Роланд предложил свою кандидатуру, но Карл не захотел расставаться со своим преданным родственником и решил отправить графа Ганелона. Ганелон затаил злобу на своего пасынка.
Вместе с графом в Сарагосу возвращались и послы сарацин. В дороге граф Ганелон с Бланкадреном нашли общий язык. Они договорились хитростью избавиться от графа Роланда, мотивируя это тем, что именно он уговаривал короля Карла идти в Сарагосу. Смерть Роланда была выгодна им обоим, особенно сарацинам. Для этого необходимо было заманить его в ловушку и уничтожить. Об этом они рассказали царю Марсилию, и тому понравился их план.
После возвращения графа Ганелона, король Карл, поверив своему послу, решил вместе со своей армией вернуться во Францию. По совету Ганелона охрану ущелья поручили графу Роланду. Граф взял с собой двадцать тысяч храбрых и преданных воинов. Вместе с ними он расположился в Ронсельванском ущелье. Во время обхода местности он заметил приближение огромного количества сарацин, которые окружали ущелье. Его друг, граф Оливер, предложил позвать на помощь французскую армию. Но Роланд не позволил, так как боялся, что король вместе со своими людьми может попасть в ловушку.
Битва была жестокой. Когда французов осталось немного, Роланд подал сигнал о помощи и ринулся в свой последний бой. Король Карл в сопровождении преданных воинов ворвался в ущелье, но никого из французов не застал в живых. Сметая всё на своём пути, французская армия достигла Сарагосы и уничтожила город. Не смог остановить воинов короля Карла даже каирский эмир Балигант, союзник сарацин. В этом сражении были убиты царь Марсилий и его сын.
Карл сразу понял, кто предал Роланда и его воинов. Чтобы наказать предателя, король возвратился во Францию и собрал совет судей. По решению суда был объявлен поединок между родственником Ганелона Пинабелем и графом Тьерри. В этом жестоком, но честном поединке победителем вышел Тьерри, а это означало, что граф Ганелон был виновен и приговорён к четвертованию.
Невеста графа Роланда не смогла перенести смерть любимого и вскоре умерла.
Песнь о Роланде учит ценить благородство, преданность и бесстрашие.
Коварство зятьёв Сида
Проезжая через дубовый лес, дон Дидаго и дон Феррандо услали вперед слуги охрану, а сами с женами остались на поляне, посреди которой росли два одиноких дуба.
Инфанты сказали дочерям Сида: «Донья Эльвира и донья Соль, в этом пустынном месте мы предадим вас позорному наказанию, а потом бросим вас здесь, а сами уедем».
Злодеи привязали сестер к двум дубам, взяли крепкие плети и принялись хлестать донью Эльвиру и донью Соль без всякой пощады.
КНИГА: Мифы и легенды Центральной и Южной Европы
Сестры говорят смиренно: «Дон Дидаго и дон Феррандо! Ради Бога на небе, не предавайте нас такому бесчестью. Лучше возьмите острые мечи, что подарил вам наш отец, и отрубите нам головы. Избив нас, вы унизитесь навеки, вас осудят и христиане и мавры!» Но инфанты продолжали хлестать сестер.
Так тяжко их забили, едва не до смерти
Окровавлены рубашки и нижние одежды.
Примахались у братьев и руки и плечи:
Ведь тягались друг с дружкой, кто вытянет крепче.
Наконец, утомившись, инфанты сели на своих коней и поскакали догонять свиту, а донья Эльвира и донья Соль остались на растерзание диким зверям, и некому было им помочь.
Так бы и погибли дочери Сида, но — благодарение Богу — Фелес Муньос решил не ехать вперед со всей свитой, а подождать дочерей своего господина на обочине дороги. И вот, не заметив его, мимо проскакали инфанты де Каррион. Были они одни, без жен, и громко похвалялись, как жестоко отомстили Силу.
Понял Фелес Муньос, что с доньей Эльвирой и доньей Соль приключилась беда, и в великой тревоге поспешил на их поиски.
Найдя сестер на поляне, окровавленных и почти бездыханных, Фелес Муньос отвязал их от дубов, дал им напиться, принеся воды из ближнего ручья в своей новой шляпе, а потом отвез донью Эльвиру и донью Соль обратно в Валенсию к их отцу.
«Сид» Пьера Корнеля как произведение классицизма
Что такое классицизм? Кратко
Классицизм возник во Франции конца 17 – 18 вв. Манифестом жанра является произведение Буало «Поэтическое искусство». Главным конфликтом в классицизме является борьба между чувством и долгом. При этом герои всегда должны выбирать головой, а не сердцем.
Основные черты классицизма на примере пьесы «Сид»:
— Герой всегда должен оставаться самим собой. В пьесе герои выбирают долг и следуют ему до конца. Концепция героического в пьесе «Сид» предполагает, что Родриго должен побороть в себе неразумный голос чувств, именно это делает его «Сидом», а не победа над маврами. Его главный триумф — превосходство воли и разума над страстями.
— Единство формы и содержания, но главную роль играет содержание.
— Трагикомедия написана в стихах ясным и четким языком, без излишества тропов.
— Герой всегда должен выбирать долг, а не чувство. Им движет рационализм, а не романтические порывы. В пьесе «Сид» оба героя следуют долгу, Корнель показывает, как тяжело дается им этот выбор. Они жертвует счастьем ради долга, но в конце автор в награду дарит им надежду на счастливый финал.
— Драма построена на реальных исторических событиях. Родриго Диас -реально существовавший персонаж, который был героем Реконкисты. Образ Сида — не выдуманный характер.
— Количество актов строго должно быть не четным (3,5, редко 7). В пьесе Корнеля «Сид» 5 действий.
— Проблематика «Сида» полностью укладывается в классицистический репертуар того времени: конфликт чувства и долга, разума и сердца, общественного и личного.
Критика
Хотя основные требования канонов французского классицизма в «Сиде» были соблюдены, Корнель творчески переосмыслил их, создав в итоге первое великое театральное произведение в этом стиле. Так, принцип «единства дворца» он трактовал как «единство города», а общая продолжительность сценического действия — не сутки, а 30 часов. Эти отступления стали формальным поводом для критики пьесы, среди претензий к которой были также «нескромное» поведение главной героини, побочная сюжетная линия влюблённой в Родриго инфанты и неправдоподобное нагромождение событий.
Подлинная причина нападок, однако, лежала в плоскости политики, а не искусства. Выбор испанцев в качестве героев драмы, показывающей их смелыми и благородными людьми, был некстати для кардинала Ришелье — бывшего литературного покровителя молодого драматурга. Ришелье, фактический правитель Франции, вёл с Испанией борьбу за влияние в Европе, и ему не нужна была пьеса, показывавшая испанцев в положительном ключе. Кроме того, непокорный характер главного героя тоже вызывал опасения. Французская академия , основателем которой был Ришелье, с его подачи осудила сюжет и развязку «Сида», отрицательно пьесу оценили и такие драматурги, как Жорж де Скюдери и Жан Мере. Корнель был также обвинён в плагиате из-за заимствований из пьесы Гильена де Кастро. При этом широкая публика приняла пьесу настолько восторженно, что в речь даже вошёл оборот «прекрасно, как „Сид“». Тем не менее, для Корнеля «Сид» стал последней созданной трагикомедией. Он на два года уехал в Руан и вернулся оттуда уже с пьесами, созданными в полном соответствии с каноном классицизма, — трагедиями «Гораций» и «Цинна», а сам «Сид» в переиздании 1648 года уже также именовался трагедией.
Истоки создания повести
Стоит разобраться в том, что такой образ, как вий, относится к сказочным мистическим восточнославянским персонажам. Исследователь фольклорных традиций в литературе А.Афанасьев в своей книге утверждал, что такой образ выглядит в виде старика, но сильного и могучего, у которого выделяются огромнейшие брови и шикарные по своей длине ресницы. Кстати, дословный перевод названия произведения означает ресницы. И вот у этого огромного славянского фольклора ресницы оказались настолько густыми, что ему их поднимали настоящие силачи.
Известен был этот мистический герой и Гоголю, который взял у него лишь некоторые черты. Вий появляется по сюжету гоголевской повести в тот момент, когда он проводил возле мертвой панночкой ночь. Но при виде этого героя он сразу же падает, теряя сознание, словно замертво. Сам автор писал о том, что его мистический герой берет свое начало в народном украинском предании. Обычно слепоту имеют те персонажи, которые связаны с мистическим миром.
Характеристики главных героев
Король Франции и один из главных героев поэмы. Это исторический персонаж, но его образ в произведении поэтизирован и наделен высшими благодетелями. Правитель уже немолод, он седоволос и седобород. Среди испанцев ходят слухи, что Карлу «за двести лет». Король «прекрасен станом, величав лицом», поэтому узнать его можно издалека. Подробнее>>>
Один из главных персонажей французского героического эпоса. Это жестокий и хитроумный король испанского города Сарагосы, осажденного войсками Карла Великого. Марсилий в поэме является антагонистом Карла. Если в образе последнего отражены все благодетели человека, то в образе правителя Сарагосы собраны все людские пороки. Подробнее>>>
Главный герой эпической поэмы. Это вассал Карла Великого, его племянник и правая рука. Король называет его «цветом Франции». Роланд самый храбрый и отважный воин в армии Карла. Следуя указам своего правителя, он один за другим завоевывает для Карла испанские города. Роланд искренне предан своей стране и своему королю и считает честью пасть смертью храбрых в бою. Подробнее>>>
Один из центральных персонажей французского эпоса. Это вассал короля Карла Великого, который к тому же женат на сестре правителя. От этого брака у супругов есть малолетний сын Балдуин. Ганелон также приходится отчимом Роланду и по сюжету является антагонистом героя. Причиной вражды Ганелона и Роланда становится предложение последнего о выдвижении отчима на роль посла для поездки к хитрому и жестокому королю Марсилию в Сарагосу. Подробнее>>>
Один из главных героев эпоса. Это «знатный и отважный» вассал из свиты Карла Великого, лучший друг графа Роланда. Оливье славится своим разумом. Он, в отличие от Роланда, не спесив, поэтому способен в критической ситуации принимать правильные решения. Например, он советует Роланду, когда видит наступление множества сарацин на их арьергард, трубить в рог, чтобы призвать на помощь Карла. Но гордый Роланд отказывается делать это. Подробнее>>>
Бланкандрен Вальфондский
Мавр, был умным и храбрым. Дал совет Марсилию, как с Карлом заключить мир. Сам потом ездил с этим предложением к Карлу, откуда вернулся с Ганелоном.
Турпен
Архиепископ, благословил французов перед смертельной битвой с испанцами. Был опытный и храбрый воин, умер одним из последних в битве с испанцами.
Готье
Вассал Роланда, храбрый воин, умер одним из последних в битве с испанцами.
Немон
Вассал, герцог при дворе Карла, который считал его самым умным.
Балиган
Эмир Вавилона, приплыл на помощь Марсилию, после того, как войско Марсилия было полностью разбито. Считался очень сильным эмиром, он контролировал 40 стран. Был убит Карлом Великим.
Вальдаброн
Язычник, подарил Ганелону меч, чтобы он им убил Роланда.
Климорен
Язычник, подарил Ганелону шлем, чтобы он помог Генелону убить Роланда.
Брамимонда
Королева, подарила Ганелону две богатых броши для его жены.
Жерье
Храбрый граф, товарищ Роланда.
Альмар Бельфернский
Король Марсилия, дрался с Готье.
Корсали
Бербер, один из королей Марсилия. Был убит в начале боя архиепископом Турпеном.
Аэльро
Племянник Марсилия, который перед началом боя проскакал мимо французов, выкрикивая обидные лозунги. Роланд его догнал и убил копьём.
Фальзарон
Родной брат Марсилия, был убит в начале боя графом Оливье.
Ожье Датчанин
Граф, командующий одним из полков Карла Великого.
Жозеран
Командующий одним из полков Карла Великого.
Мальприм
Сын эмира Балигана, был убит Немоном.
Канабей
Младший брат эмира Балигана, был убит Карлом.
Базилий
Посол, был отправлен на переговоры с Базаном к Марсилию, но он их казнил.
Базан
Посол, был отправлен на переговоры с Базилием к Марсилию, но он их казнил.
см. также:Краткое содержание Песнь о Роланде
Сжатый пересказ «Песни о Роланде»
В результате многолетней войны за веру император Карл обратил в христианство большую часть Испании. Из последних сил сопротивлялся владыка Сарагосы мавр Марсилий, по совету своих чиновников, он посылает французскому владыке щедрые дары и просит о мире, обещая принять веру в Христа вместе со своими подданными. Вместе с подарками, как залог правдивости своего обещания, посылает он и заложников — наследников знатных сарагосских родов. Впрочем, держать слово он не собирается, но предпочитает лучше пожертвовать детьми, чем предать Аллаха.
Получив весть от Марсилия в день празднования победы, император Карл озабочен. Чтобы решить, как ему следует поступить, он созывает на совет своих вельмож. Граф Роланд, юный и горячий родственник императора Карла, держит слово, пока старшие отмалчиваются. Он вспоминает, что Марсилий хитер и коварен. Уже не раз в прошлом он предавал оказанное доверие, от его руки погибли несколько славных вельмож, посланных к нему в качестве парламентеров. Роланд требует поднять войско и выступить на Сарагосу, чтобы взять ее силой.
Другим баронам не по вкусу такой совет. За них говорит граф Ганелон. Он напоминает, что войска французов вымотаны сражениями и ослабели, а земля истощена многими годами походов. К тому же, Марсилий окружен со всех сторон, и наверняка ослеплен мощью великого владыки Европы. Нет причин не верить тому, что он хочет заключить союз на позорных для себя условиях — лишь бы закончить все миром.
Выслушав его, Карл спрашивает у своих вассалов, кто из них отправится с ответным визитом к Марсилию. Роланд вызывается взять на себя миссию, но Карл отказывает ему. Племянник дорог императору, и, несмотря на свои молодые лета, уже успел покрыть себя ратной славой. За ним другие бароны предлагают себя, не говорит ничего один Ганелон. Роланд предлагает ехать ему, как человеку опытному и искусному в переговорах. Император поддерживает эту кандидатуру. Испуганный и разъяренный Ганелон обвиняет Роланда, приходящегося ему пасынком, в давнишней ненависти к себе. Он умоляет пощадить его, не отправлять на верную гибель, не оставлять сиротами его детей и вдовой жену. При виде такого низкого малодушия, Карл приходит в ярость и велит графу немедля собираться в путь.
По пути в Сарагосу Ганелон сталкивается с послом Марсилия Бланкардином, возвращавшимся к своему властелину. Мавр расспрашивает французского эмиссара о том, за что все так любят молодого Роланда, Гвенелон повествует о подвигах рыцаря, но рассказ его дышит ненавистью. Двое новых союзников замышляют погубить героя.
При дворе Марсилия Гвенелон передает ему волю Карла: если царь мавританский не сдержит обещания явиться в собор для принятия новой веры, его притащат во Францию в цепях. Взбешеный этими словами Марсилий хочет убить посла на месте, но Бланкардин удерживает владыку. Гвенелон говорит далее, что после крещения Марсилий получит из рук Карла правление над половиной Испании. Другую же половину император посулил Роланду, своему племяннику. Именно этот человек стал причиной всех бед Марсилия. Он горяч и спесив и будет притеснять его, потому от Роланда надо избавиться. Для этого надо дождаться, пока основные войска французов уйдут, останется только Роланд со своим отрядом, и тогда напасть на него. В награду за предательство Гвенелон получает милость и щедрые подарки.
На другой день Гвенелон возвращается к императору Карлу с известием, что Марсилий принял условия. Военный лагерь поднимается с места, остается только Роланд да триста отборных воинов, которые будут прикрывать отход Карла в ущелье. Когда войско императора уходит, дозорный Оливьер поднимается на холм и видит подступающее полчище врага. Он обращается к Роланду, прося его протрубить в рог и призвать Карла обратно, но тот отказывается. Отряд вступает в неравный бой. Совершив много великих подвигов, почти все франки падают замертво. В ужасе глядя на раненых и умирающих товарищей, Роланд трубит в рог, хотя уже слишком далеко, чтобы Карл мог услышать. Однако звук достигает ушей императора на границе Франции, он поворачивает обратно.
Тем временем, Роланд убивает сына Марсилия и ранит его самого, но и великий герой убит, полегли все его товарищи. Вне себя от горя, Карл налетает на потрепанные войска сарацинов, гонит их до самой Сарагосы и занимает город, побеждая Марсилия. Затем он приказывает поднять тела убитых ратников и отвезти их на родину, чтобы оплакать и предать земле.
Ганелона винят во всех бедах. Тот просит пощады — он требует права поединка, и Карл позволяет ему доказать свою честь. Ганелон выставляет за себя могучего воина, тот сходится в борьбе с рыцарем Карла и проигрывает. Осужденного Ганелона четвертуют.
Анализ пьесы Корнеля «Сид» | Литерагуру
Пьер Корнель (1606-1684гг.) – французский поэт и драматург, создатель величайшего произведения классицизма, пьесы «Сид», которая стала вершиной его творчества.
Краткое содержание пьесы Корнеля «Сид»
Действующие лица:Дон Фернандо, первый король кастильскийДонья Уррака, инфанта кастильская.Дон Дьего, отец дона Родриго.Дон Гомес, граф Гомес, отец Химены.
Дон Родриго, возлюбленный Химены.Дон Санчо, влюбленный в Химену.Дон Ариас, Дон Алонсо — кастильские дворянеХимена, дочь дона Гомеса.Леонор, воспитательница инфанты.Эльвира, воспитательница Химены.
Паж.Инфанты.
Жанр «Сида» — трагикомедия, (то есть трагедия со счастливым концом). Ее Корнель написал в 1636 году. Главный герой пьесы — Дон Родриго, которого за военные заслуги величали Сидом.
В первом действие пьесы происходит ссора между графом Гомесом и доном Дьего, в ходе которой граф дает пощечину Дьего. Гомес отказывается от драки, не считая старика достойным противником.
Тогда Дьего просит своего сына смыть кровью обидчика его оскорбление. Родриго в смятении:
«Я к счастью был так близок наконец, —О, злых судеб измены! —И в этот миг мой оскорблен отец, И оскорбившим был отец Химены. Я предан внутренней войне; Любовь моя и честь в борьбе непримиримой: Вступиться за отца, отречься от любимой!»
Во втором действие король велит графу принести извинения перед Дьего, но уже поздно: Родриго и Гомес отправляются на поединок. Химена тоже оказывается перед выбором между чувством и долгом, и все-таки выбирает защищать честь погибшего отца:
«Безумца юного отвагу накажите:Он отнял жизнь того, кто нужен был венцу;Он дочь лишил отца».
В третьем действие Родриго казнит себя и приходит каяться к Химене:
«Казнив обидчика, я сам иду на казнь.Судья — моя любовь, судья — моя Химена.Снискать ее вражду — ужасней, чем измена,И я пришел снискать, как утоленье мук,Свой суд из милых уст и смерть из милых рук»
Король восхищен его поступком. Химена заявляет, что выйдет за того, кто отомстит за ее отца. Давно влюбленный в нее Санчо решается на бой. В пятом действие Санчо возвращается и сообщает, что Родриго выбил меч из его рук, но не стал убивать того, кто защищает Химену.
Тогда король дает Химене год, чтобы «осушить слезы», а Родриго пока будет совершать подвиги:
«Надейся на себя, на царственное слово; Химена сердце вновь отдать тебе готова, А успокоить в ней неотжитую боль Помогут смена дней, твой меч и твой король!».
Что такое классицизм? Кратко
Классицизм возник во Франции конца 17 – 18 вв. Манифестом жанра является произведение Буало «Поэтическое искусство». Главным конфликтом в классицизме является борьба между чувством и долгом. При этом герои всегда должны выбирать головой, а не сердцем.
Основные черты классицизма на примере пьесы «Сид»:
— Герой всегда должен оставаться самим собой. В пьесе герои выбирают долг и следуют ему до конца. Концепция героического в пьесе «Сид» предполагает, что Родриго должен побороть в себе неразумный голос чувств, именно это делает его «Сидом», а не победа над маврами. Его главный триумф — превосходство воли и разума над страстями.
— Единство формы и содержания, но главную роль играет содержание.
— Трагикомедия написана в стихах ясным и четким языком, без излишества тропов.
— Герой всегда должен выбирать долг, а не чувство. Им движет рационализм, а не романтические порывы. В пьесе «Сид» оба героя следуют долгу, Корнель показывает, как тяжело дается им этот выбор. Они жертвует счастьем ради долга, но в конце автор в награду дарит им надежду на счастливый финал.
— Драма построена на реальных исторических событиях. Родриго Диас -реально существовавший персонаж, который был героем Реконкисты. Образ Сида — не выдуманный характер.
— Количество актов строго должно быть не четным (3,5, редко 7). В пьесе Корнеля «Сид» 5 действий.
— Проблематика «Сида» полностью укладывается в классицистический репертуар того времени: конфликт чувства и долга, разума и сердца, общественного и личного.
Правило триединства в классицизме на примере пьесы Корнеля «Сид»:
— Места. Все действие происходит в одном месте – город Севилья, что имеет не однозначную трактовку, так как это расширенное место действия.
— Времени. По канонам классицизма действие должно длиться не более суток. В пьесе события происходят в течение двух дней. В первый день происходит ссора между графом и Дьего, ночью на город нападают мавры, на следующий день король вручает Химене руку и сердце Родриго.
— Действия. На протяжении всей пьесы должна развиваться одна сюжетная линия, один конфликт. Сюжетная линия нарушена ролью дочери короля инфанты, которая, кроме всего, влюблена в дона Родриго.
Анжелика Дятленко
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Начало действия
Эльвира, воспитательница, приносит приятную весть донье Химене: отец девушки, граф Гормас, хочет иметь зятем дона Родриго, а не дона Санчо. Именно в него влюблена Химена.
Этот дворянин является также предметом воздыхания Урраки, дочери кастильского короля, подруги девушки. Однако она является невольницей своего положения: лишь равного по рождению велит Урраке сделать своим супругом долг. Инфанта, желая прекратить свои страдания, делала все для того, чтобы Родриго женился на Химене. Она ждет свадьбы, которая должна положить конец ее надеждам и мучениям.
Граф Гормас и дон Диего, отцы Химены и Родриго, — верные подданные короля. Граф — надежная опора престола и сейчас, а у Диего время подвигов уже позади. Он не может в свои годы водить против неверных христианские полки, как раньше.
Экранизации[ | ]
В родственных проектах
- Тексты в Викитеке
- Медиафайлы на Викискладе
- Вий (фильм, 1909) — не сохранился;
- Вий (фильм, 1912) — не сохранился;
- Вий (фильм, 1916) — не сохранился;
- Вий (фильм, 1967) — режиссёры: Георгий Кропачев и Константин Ершов;
- Святое место (фильм, 1990) (серб. Свето место) — югославская экранизация, режиссёр: Джордже Кадиевич;
- Ведьма (фильм, 2006) — режиссёр: Олег Фесенко;
- Вий (фильм, 2014) — в формате 3D, вольная экранизация повести;
- Гоголь. Вий — фильм Егора Баранова, вышел 5 апреля 2018 года.
С сюжетом «Вия» перекликается сюжет «Маски Сатаны» (реж. Марио Бава) и «От заката до рассвета» (реж. Роберт Родригес).
Основная идея поэмы
Главная идея произведения заключается в том, что человек не может сам выбирать себе судьбу, поэтому Гомер, сделав Улисса в целом положительным героем, наказывает его за лучшие стороны его натуры. Перед древнегреческими богами равны все: и герои, и те, кто никогда не поднимал меча. Ответить придется за все причиненные страдания. Только боги решают, какова будет цена расплаты.
Странствия Улисса были и остаются ценнейшим памятником древней литературы. Поэма Гомера позволяет заглянуть в прошлое и самому почувствовать себя одним из тех, кто, сопровождая Одиссея, впервые видит новые земли.
Структура поэмы
Темы и события, раскрываемые в поэме, рассказываются, согласно симметричной структуре, где одно событие предвещает другое. Такое построение значительно упрощает анализ «Песни о Роланде» – предательство Гвенелона предвещает его казнь; нападение сарацин на арьергард Карла предвещает месть со стороны императора. Также некоторые события являются словно зеркальными отражениями предыдущих; например, совет в лагере Карла следует за советом у Марсилия, путешествие посла Гвенелона в Сарагосу отражает поход сарацинского посла. Кроме того, чрезвычайно схожи и батальные сцены, с практически однотипными дуэлями и восклицаниями, которыми наполнена поэма «Песнь о Роланде». Краткое содержание куплетов использует минимум цитат из диалогов и фокусируется на событиях и действиях персонажей.
Повествователь «Песни о Роланде» не является участником событий и знает о героических деяниях из одному ему известных источников. Именно такой подход обеспечил восприятие поэмы как исторической реальности – слушатели искренне верили, что события, описанные в песне, произошли на самом деле.
Такое восприятие поддерживается и манерой изложения – герои «Песни о Роланде» не занимаются самоанализом. Рассказчик, или в этом случае певец, также сводит интроспекцию персонажей к абсолютному минимуму. Герои «Песни о Роланде» – люди действия, их чувства, мысли и переживания отходят на последний план, проскальзывая в редких строках диалога или восклицаний.